Горький максим сказка «воробьишко»

Краткое содержание сказки «Воробьишко» М. Горького

Сказку «Воробьишко» Горький написал в 1912 году. Горький пишет очень драматично и пронзительно, но есть у него и легкие, славные рассказы, вот краткое содержание «Воробьишко» для читательского дневника — один из них.

Вариант 1

М. Горький «Воробьишко» краткое содержание для читательского дневника с выводом:

У воробьиной четы вылупился птенец — Пудик. Малыш очень энергичный и любознательный, не может усидеть на месте. Семья свила гнездышко над баней в крестьянском дворе. Родители собирают червяков и другую еду и приносят своему малышку. Птенец — непоседа, пытается взлететь и увидеть мир.

Мать строго наказывает ему, чтобы не вылезал из гнезда, он еще маленький, а окружающий мир полон опасностей и угроз, от которых он пока не может уберечь сам себя. Но Пудик, когда родителей нет, вылетает и падает на землю. Его сразу примечает дворовой кот, который бежит к добыче. Мать едва успевает спасти птенца. Пудик понимает, что поспешил.

Вывод:

Родители желают нам добра, даже когда нам кажется, что они не понимают нас, что они строги и невнимательны, пока не можем решать свои проблемы, пока мы дети, нужно слушаться их, как и других близких старших. У них есть опыт — они видели эту жизнь с разных сторон, и нужно уважать их опыт и прислушиваться к нему, чтобы совершать меньше ошибок, ведь жизнь так коротка.

Читпайте также: Легенда о «Данко» Горького – отрывок из рассказа «Старуха Изергиль», написанного в 1894 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Данко». Легенда о Данко рассказывает о самоотверженном, альтруистичном герое, который руководствовался принципом «Жить ради людей».

Вариант 2

Также можно использовать такое краткое содержание «Воробьишко» Горький для читательского дневника:

Многие птицы похожи на людей. Взрослые – иногда очень скучные, а маленькие – веселые. В произведении речь пойдет о воробье, которого звали Пудик. Он был еще очень мал, за ним постоянно присматривали родители. Но воробьишко был настолько неусидчивым, что все время так и норовил вылететь из гнезда. Маленький воробушек и не подозревал о том, сколько опасностей могут его поджидать.

Совсем еще маленький воробей, которого звали Пудик жил в бане над окошком. Там родители свили ему теплое гнездо, и только туда приносили неугомонному Пудику еду. Летать маленькому воробушку еще не приходилось, но крыльями он махал постоянно.

Видимо, очень хотелось ему выбраться из своего собственного жилища. Мама всегда предупреждала сына о том, что ему еще рано вылетать на свободу, ведь там невероятно много опасностей, о которых он и не догадывается. Но Пудик ей не верил, а наоборот мечтал поскорее оставить свое гнездышко.

И вот однажды воробушек так заигрался, что выпал из гнезда. Тут то его и поджидала рыжая хитрая кошка. Но благодаря маме Пудику удалось спастись. Теперь он точно понял, что пока не время покидать ему свое уютное гнездо.

Произведение рассказывает о том, что нужно чаще прислушиваться к советам взрослых, а в особенности своих родителей.

Сама сказка очень короткая, поэтому изучив Горький «Воробьишко» краткое содержание,обязательно прочитайте произведение полностью.

Предыдущая

Краткое содержаниеКраткое содержание поэмы «Калевала» Элиаса Лённрота

Следующая

Краткое содержаниеКраткое содержание повести «Поучение Владимира Мономаха»

Рассказ Максима Горького «Воробьишко». Краткое содержание

В рассказе «Воробьишко» повествуется о семье воробьёв. Автор показывает жизнь этих птиц, сравнивая их с людьми. Воробьи в рассказе умеют разговаривать.

Маленький воробей по имени Пудик ещё совсем маленький, таких называют желторотиками. Но, как и вся молодёжь, очень самоуверенный птенец.

Пудик сидел в гнезде и махал постоянно крылышками, но летать ещё не умел и не пробовал. Он выглядывал из гнёздышка на мир, окружавший его. Мама-воробьиха спрашивала, что он думает об этом мире. Малыш чирикал в ответ, что земля слишком черная.

Папа-воробей приносил букашек и мошек сыну. Воробьиха хвалила мужа за его труд. Но, Пудик не считал это сложным. Он думал: «Подумаешь, букашку принес?»

Воробышек всё выглядывал из гнезда, а мама волновалась, чтобы он не вывалился на землю. Она говорила сыну, что там живёт кошка, которая его сразу же съест.

Время шло, но крылышки ещё недостаточно окрепли. Однажды дул сильный ветер. Пудик спросил. Что это происходит. Мама снова предупредила, что ветер может его сбросить на землю, необходимо прятаться в гнезде. Пудик думал, что если деревья перестанут качаться, то ветер прекратится.

Увидев впервые человека, он думал, что тому кошка оборвала перья на крыльях. Мама рассказала, что летают только птицы, а люди и кошки ходят по земле. И, если бы кошки могли летать, они бы ловили воробьёв, как сами воробьи ловят мошек.

Но, Пудик все равно считал, что у всех должны быть крылья. Он мечтал, что когда станет большим, сделает так, чтобы все могли летать. Воробышек не понимал, что это плохо для всех. Он был неосторожен.

Однажды птенец стоял на краю гнезда и пел песенку. Неожиданно он вывалился из гнезда. Немедленно рядом с птенцом появилась кошка. Но, в тот же миг, храбрая мама-воробьиха налетела на кошку и стала клевать ее. Кошка отступила, а Пудик так сильно замахал крылышками, что смог взлететь.

Когда птенец и мама сидели в гнезде, у воробьихи не было хвоста. Кошка вырвала у нее перья. Пудик же сказал, что всему сразу не научишься.

Не зря ведь говорят, что все учатся на своих ошибках.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Персонажи и их речевые характеристики

Действующих лиц в рассказе совсем немного: желторотик Пудик, его родители-воробьи — папа и мама, кошка и проходящий по двору мужик.

Только по словам, которые произносят персонажи, уже понятно, кто это говорит. С помощью речи персонажей автор раскрывает нам их образы. Так, в словах воробьев преобладает буква «ч» — почему? Потому что птица эта в природе издает звуки, похожие на сочетания «чик-чирик» или «чив-чив». Отсюда и появились в рассказе такие реплики:

Чересчур черна, чересчур! — восклицает воробьишко, глядя на землю.

А вот так предостерегает от падения на землю неразумного сыночка его мать:

Чадо, чадо, смотри — чебурахнешься!

Чив ли я? — а это спрашивает хвастливый папаша, принеся добычу в гнездо.

А как сожалеет об упущенной птичке кошка? Вспомним, что эти животные мяукают.

Сюжет

Алексей рос в любящей, дружной семье. Когда от холеры скоропостижно скончался его отец, мать от пережитого горя родила раньше времени, однако младенец не выжил. Осиротевший Алексей и его мать Варвара на пароходе отправились в Нижний Новгород, в семью деда Василия Каширина. В доме жила большая семья: дед с бабушкой Акулиной Ивановной, а также взрослые их сыновья Михайло и Яков с жёнами и детьми. Кроме того, с Кашириными жил молодой паренёк, подкидыш Иван Цыганок.

Василий Васильевич работал цеховым старшиной в красильной мастерской. Он был очень трудолюбивым, прижимистым, требовательным стариком и за долгие годы тяжелого труда нажил приличное имущество. Вот только семья его была совсем недружной: братья постоянно ссорились, требуя от отца раздела его добра. Однако дед – старший Каширин – видел, что сыновья – никудышные хозяева, и не спешил отдавать им наследство. Алёше пришелся по душе лишь Иван Цыганок, с которым он быстро сдружился. Юноша отличался добродушным, покладистым характером и готовностью прийти на помощь окружающим. Однако вскоре единственный друг Алёши умер и он остался один в ненавистном семействе.

Алексею было сложно привыкнуть к жизни в доме, где постоянно слышалась ругань, а дети подвергались суровым телесным наказаниям. Однажды его засекли до потери сознания, и после того случая Алексей глубоко разочаровался в матери, которая даже не попыталась встать на его защиту. Спасала мальчика от страшного отчаяния только доброта бабушки, которая жалела его и при каждом удобном случае старалась побаловать.

Спустя некоторое время Варвара вновь вышла замуж. Забрав Алексея, супруги перебрались в Сормово. На новом месте герой пошёл в школу, где у него сразу не заладились отношения ни с одноклассниками, ни с учителем. Новый брак, в котором родилось двое детей, не принес счастья Варваре. Муж стал изменять ей, унижать и бить. Не выдержав, Алексей ранил обидчика матери ножом.

Герой был вынужден вернуться к деду. Когда старший Каширин узнал о смерти Варвары, он не стал держать на иждивении родного внука и отправил его самостоятельно зарабатывать на хлеб.

«Воробьишко» — читательский дневник по сказке М. Горького

Максим Горький написал сказку «Воробьишко» в 1912 году.

Описание книги для читательского дневника

Максим ГорькийНазвание произведения: «Воробьишко»Жанр: сказкаГод написания: 1912Издательство: Детская литератураГод издания: 2002Количество страниц: 7

Главные герои и их краткая характеристика

Пудик. Желторотый воробей, самоуверенный, непослушный, наивный.

Воробьиха-мать. Любящая, самоотверженная, бесстрашная.

Воробей-папа. Добытчик.

Кошка. Просто кошка.

Краткое содержание и сюжет

Жил-был в гнезде под крышей бани молоденький желторотый воробей по имени Пудик. Он еще не умел летать, но крыльями махал и на землю заглядывался. Очень ему было любопытно узнать, каков он, божий мир.

Про землю он говорил, что она чересчур черна. Про родителей говорил, что они чванятся, что червяка с ножками нашли. А мать Пудика все время предупреждала, что он чебурахнется, да не чем, а на землю, и тогда его кошка слопает.

А потом подул ветер и мать говорила Пудику быть осторожней. Но Пудику не нравился ветер, и он хотел, чтобы деревья перестали ветками махать, тогда и ветра не будет. Он очень любил все объяснять по-своему. Вот увидит как внизу мужик идет, руками машет, и скажет, что это кошка ему крылья оборвала.

Мать пробовала объяснить Пудику, что людям крылья не полагаются, другой у них чин, но Пудик не слушал. Он считал, что все должны летать и даже сочинил про бескрылого мужика песенку:

Эх, бескрылый человек, У тебя две ножки, Хоть и очень ты велик, Едят тебя мошки! А я маленький совсем, Зато сам мошек ем.

А пока Пудик пел свою песню он взял и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним. И кошка рыжая тут как тут. Испугался Пудик кошку, все кланяется и твердит что честь имеет. А мать бесстрашно на кошку наскакивает, кричит Пудику, чтобы тот улетал. Замахал Пудик крыльями и полетел. Сам не заметил как на окошко бани сел.

А рядом мать-воробьиха. Без хвоста, но живая и довольная, что Пудика отстояла. Клюнула его в затылок для воспитания, а Пудик извиняется, говорит, что всему сразу не научишься.

Кошка внизу смотрит на воробьев и облизывается. Жалеет, что улетел воробушек, мягонький, словно мышка. И все кончилось благополучно, только воробьиха без хвоста осталась.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Желторотый Пудик очень интересовался, что происходит на земле. Родители предупреждали его, чтобы он не высовывался, но он их не слушал. Когда Пудик пел песню про бескрылого мужика, он свалился из гнезда. Мать бросилась за ним и стала отгонять от птенца кошку. Пудик взлетел на окно бани, а следом мать без хвоста. Кошка пожалела, что не поймала воробья, но все кончилось благополучно.

План пересказа

  • Желторотый Пудик
  • Чебурахнешься
  • Ветер и деревья
  • Мужик и песня
  • Падение
  • Бесстрашная мать
  • Первый полет
  • Потерянный хвост
  • Сожаления кошки

Чему учит

Рассказ учит быть послушным, слушаться родителей, не совершать опрометчивых поступков. Учит быть осторожным и предусмотрительным. Учит тому, что мать никогда не бросит в беде своего ребенка. Учит любить родителей.

Мне очень понравился этот рассказ, особенно поведение мамы-воробьихи. Она, рискуя своей жизнью, бросилась на страшную кошку и сумела спасти своего непутевого сына. Именно так всегда поступают наши матери и потому мы должны их слушаться и очень любить.

Вывод и мое мнение

Родители желают нам добра, даже когда нам кажется, что они не понимают нас, что они строги и невнимательны, пока не можем решать свои проблемы, пока мы дети, нужно слушаться их, как и других близких старших. У них есть опыт — они видели эту жизнь с разных сторон, и нужно уважать их опыт и прислушиваться к нему, чтобы совершать меньше ошибок, ведь жизнь так коротка.

Пословицы

  • У кого детки, у того и заботы.
  • Материнская любовь со дна моря достает.
  • Больше слушай, меньше говори.
  • Всему сразу не научишься.
  • Страшнее кошки зверя нет.

Главные герои

Алексей Пешков – одиннадцатилетний мальчик, которому после смерти отца пришлось пережить немало невзгод.

Варвара Васильевна Пешкова – мать Алексея, безвольная, забитая, уставшая от жизни женщина.

Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, добрая, любящая, заботливая.

Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, владелец прибыльного дела, злой, жадный, жестокий старик.

Яков и Михайло Каширины – старшие сыновья Василия Васильевича, глупые, завистливые, жестокие люди.

Иван Цыганок – девятнадцатилетний юноша, подкидыш-воспитанник в семье Кашириных, добрый и весёлый.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Детство»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Детство»

для самых компанейских —

Главные герои Горький «Детство»

для самых крутых —

Читать «Детство» полностью

О чем рассказ?

В воробьином гнезде подрастает маленький птенчик. Зовут его Пудик. Пока он еще желторотый и не умеет летать, но очень любопытен. Ему хочется узнать, что такое этот окружающий его мир, и какие они — существа, населяющие его?

Сидит он в гнезде, которое его мама и папа устроили над окошком бани, за наличником. Натащили пакли и всего, что нашли мягкого — вот и дом. Сидит себе Воробьишко, рассматривает мир и крылышками потряхивает. Папа охотится и приносит маленькому сыну букашек, а мама сторожит Пудика: «Смотри, не упади!»

Воробьишко обо всем имеет собственное мнение, думает, что уже знает все на свете. Например, ему хорошо известно, откуда берется ветер (он дует, потому что качаются деревья), что люди — существа бескрылые, а бескрылым быть нельзя — ведь в воздухе лучше, чем на земле.

Мама-воробьиха поучает его, но Пудик не особенно ее слушает. Целыми днями он, пристроившись на краю гнезда, песенку поет:

Хоть и очень ты велик,

А я маленький совсем,

Не слушать маму с папой очень вредно, но Пудик этого не понимает. Потому он чуть и не пострадал.

Отметим в кратком содержании «Воробьишки» Горького то, с чего начинается сама история: сидел он однажды, как обычно, на самом краю, да и свалился вниз. А тут и кошка подбежала: страшная, рыжая, с зелеными глазами. Только нацелилась цапнуть птенчика, как сверху кинулась на нее отважная мама-воробьиха. Перья вздыбила, клюв нацелила прямо в глаз кошки:

— Лети, — кричит, — Пудик, прочь! Скорей!

Перепугался воробьишко, подпрыгнул и взлетел! Сел на краю окна, а рядом уже мама-воробьиха. Вернулась живая, но бесхвостая. Клюнула сыночка за непослушание, но тому хоть бы что, как с гуся вода, говорит: «Ну и что ж, всему сразу не научишься!»

Внизу на земле сидит кошка, на перья грустно смотрит: не досталось ей воробушка. И мамин хвост Пудику жалко. Но главное, что все хорошо закончилось.

И вот каким может быть краткое содержание «Воробьишки» Горького для читательского дневника:

«Рассказ о том, как один неразумный, еще не умеющий летать птенец воробья вывалился из гнезда и чуть не попал в лапы кошки. Но благодаря защите мамы спасся».

Горький Максим сказка “Воробьишко”

Читательский дневник по сказке Максима Горького “Воробьишко”

Название произведения: “Воробьишко”.

Число страниц: 7.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: мама Воробей, папа Воробей, Пудик, кошка.

Характеристика главных героев:

Пудик – любопытный и доверчивый воробей.

Любит объяснять все по-своему.

Рассеянный и не внимательный.

Мама – мудрая, ловкая и быстрая.

Успела защитить своего птенца и спасти его от кошки.

Краткое содержание сказки “Воробьишко” М. Горького для читательского дневника

Маленький воробей Пудик недавно родился.

Он так хотел поскорее уже стать взрослым и узнать весь мир, что часто сидел на самом краю гнезда и рассматривал природу.

Их гнездо было свито под крышей бани.

Мама сидела с птенцами в гнезде, а папа приносил деткам добычу в виде мошек и червячков.

Мама Пудика часто предостерегала его, чтобы он не сидел на краю гнезда.

Ведь он может вывалиться и его поймает кошка.

Однажды Пудик увидел человека и подумал, что он такой костлявый из-за того, что его кошка ощипала.

Он начал петь песенку, как вдруг вывалился из гнезда и полетел вниз.

А внизу его уже поджидала кошка.

Мама воробья стремительно кинулась вниз за птенцом.

Маленький Пудик расправил еще не выросшие до конца крылья и полетел на окно.

А мама воробья прицелилась в глаз кошке и отвлекла ее.

Пудик и мама остались живы, хоть у мамы больше не было хвоста.

План пересказа сказки “Воробьишко” М. Горького

1. Воробьи как люди.

2. Воробей Пудик и его любопытство

3. Мама и папа воробьишки.

4. Пудик видит человека.

5. Воробьишко поет веселые песни.

6. Птенец вываливается из гнезда.

7. Мама целится клювом в глаз кошке.

8. Пудик улетает на окно.

9. Кошка стряхивает перья и облизывается.

Главная мысль сказки “Воробьишко” М. Горького

Главная мысль произведения заключается в том, что всегда нужно слушаться старших, особенно если они хотят оградить тебя от опасности.

Пудик не послушался маму и продолжал сидеть на краю гнезда, поэтому и легко вывалился из него.

Чему учит рассказ “Воробьишко” М. Горького

Сказка про маленького воробья Пудика учит нас, что всегда нужно слушаться маму и папу.

Ведь родители заботятся о нас и не просто так запрещают делать то или иное.

Также, не стоит думать, что тебе все ни почём.

Маленький воробьишко никогда не сталкивался с опасностью, поэтому и не боялся ничего, а зря.

Сказка учит нас быть послушными, осторожными и в меру любопытными.

Краткий отзыв о сказке “Воробьишко” для читательского дневника

Сказка “Воробьишко” – поучительное произведение.

Главный герой сказки – маленький воробей по имени Пудик был простодушным птенцом.

Он ничего еще не знал об окружающем мире и что может ждать его за пределами гнезда, поэтому он вел себя так беспечно.

Но оказалось, что бояться есть чего – это кошка, которая так и хотела съесть маленькую птичку.

Если бы не мама Воробей, Пудика бы спасти не удалось.

Поэтому для меня героем из этой сказки является мама.

Правильно автор сказал, что воробьи похожи на людей.

Ведь наши мамы также нас спасут от беды и так же нас оберегают.

Я понял, как важно слушаться родителей и не спорить с ними. Ведь они лучше знают, что для нас хорошо, а что плохо

Ведь они лучше знают, что для нас хорошо, а что плохо.

Я советую всем на досуге познакомиться с рассказом М. Горького “Воробьишко”.

Какие пословицы подходят к сказке “Воробьишко” М. Горького

“Послушному – одному слово, непослушному – сто”.

“Кто матери не послушает – в беду попадет”.

“Покорному дитяти все кстати”.

“Послушному сыну отцов приказ не ломит спину”.

Отрывок из сказки “Воробьишко”, поразивший меня больше всего:

– Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик,- одни косточки остались!

– Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.

– У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

– Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек.

Неизвестные слова и их значения:

Наличник – планка на окне.

Пакли – грубое волокно.

Моховинок – болотная трава.

Чив – щебетанье птицы.

Чин – разряд у военных служащих.

Еще читательские дневники по произведениям Максима Горького:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок – иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Пословицы к произведению:

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Гордость пучит, скромность учит.

Сатирическая сказка “Самовар” была написана Максимом Горьким в 1913 году.

Действие сказки разворачивается на даче, где люди оставили непотушенным самовар. Самовар постепенно все больше раскалялся, кипел, и спорил с чайником, который тоже закипал на конфорке.

Самовар оказался большим хвастуном, он сравнивал себя с Луной, считая ее жалким подобием себя, ведь в отличии от луны, на самоваре не было пятен. Чайник смеялся над самовар и всячески поддразнивал его.

Спор привлек внимание остальной посуды, которая принялась осуждать спорщиков. А тушилка забеспокоилась о том, что самовар может распаяться

Но самовар и чайник не слушали никого. И вот уже чайник лопается от жара, а самовар начинает клониться, но не сдается. Он уже считает себя ровней солнца и хочет заменить его на небе. Тушилка пребывает в полном восторге, еще бы, ведь она тогда сможет потушить солнце.

В итоге, самовар разваливается на кусочки, а веселые чашки веселятся и поют песенки.

Читайте по теме:

Краткое содержание сказки для читательского дневника:

  1. Однажды люди ушли, и забыли накрыть самовар тушилкой, а чайник убрать с конфорки.
  2. Самовар начал закипать и хвастать, что он красивее Луны, а чайник посмеивался над ним.
  3. От их криков проснулись сливочник и сахарница, и стали ругаться на самовар и чайник.
  4. Проснулась и тушилка, которая поняла, что самовар не потушили, и он может распаяться.
  5. Чайник лопается от жара, а самовар высказывает желание заменить на небе Луну и солнце.
  6. Самовар разлетается на отдельные кусочки, и чашки весело смеются над этим.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.

Читательский Дневник

Жанр: литературная сказка

Тема — взаимоотношения людей, их характер, привычки, самооценка.

Идея — за любое неправильное решение приходит наказание или неприятности.

  • Самовар — медный и красивый. Самовлюбленный, наглый, любит спорить и хвастать. Напыщенный самовар в конце концов развалился от того, что был без воды и постоянно нагревался
  • Чайник — старый и насмешливый. Не любит быть вторым,задира.
  • Тушилка — беспокойная, встревоженная, испуганная.
  • Сливочник — унылый, тревожный, наблюдательный.
  • Сахарница — хохотушка,простушка.
  • Чашки — беззаботные.
  1. Забытый самовар
  2. Хвастливые песни
  3. Насмешки чайника
  4. Сахарница и сливочник
  5. Беспокойство тушилки
  6. Самовар-солнце
  7. Гибель чайника
  8. Смерть самовара
  9. Смех чашек

Глупый чванливый самовар стоит на большом столе объясняет всей остальной утвари своё превосходство над ними.

Он возомнил себя главнее другой посуды и хвастал, что скоро луна станет его женой, правда он считал себя красивее луны и прочил ей роль подноса.

Хвастуна пытается угомонить стоящий на столе старенький Чайник, который не может равнодушно слышать хвастливые речи и закипает в горячем споре.

Проснулись сливочник и сахарница, и стали осуждать спорщиков. Забеспокоилась тушилка.

Уже лопнул от жара Чайник, стали плавиться ручки самого Самовара, а он все хвастал. Хвастовство дошло до того, что Самовар вообразил себя главнее всех, даже солнца. В конце концов, самовар развалился на куски, сломав чашу и ручку сливочника. И только чашки веселились, смеясь над погибшим самоваром.

Сказка учит не переоценивать свои способности и не быть излишне уверенным в своей правоте; не хвастать, на задаваться, не считать себя лучше остальных.

Мне понравилась эта сказка, которая рассказывает о предметах чайной посуды, о которых не знает практически не один современный ребенок. Достаточно хорошо описан самовар и его конструкция. Печально, что конец у сказки трагичный. Автор как бы говорит, что нельзя хвастаться. Хвастовство не добавляет реальности картины. В конце концов конечно всегда хвастуны получают по заслугам из-за своей глупости.

  • Метель толстой краткое содержание

      

  • Житие сергия радонежского краткое содержание 4 класс видео

      

  • Классическая социология права школы персоналии идеи

      

  • Тото кошка ниндзя дело о похищенном сыре краткое содержание

      

  • Хочу перевестись в другую школу из за одноклассников

Самовар – душа каждого дома

Из-за своей практичности самовары очень быстро стали популярны на Руси. В богатых домах красиво украшенный самовар считался предметом роскоши и гордости. А простенькие и не сильно дорогие самовары также вошли почти в каждый крестьянский дом, где передавались по наследству – из поколения в поколение.

Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.

Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.

Самовар. А.М. Горький

Впервые напечатано в сборнике «Ёлка. Книжка для маленьких детей», издание «Парус», Петроград, .

Было это летней ночью на даче.

В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:

Замечаете ли, чайник, что луна Чрезвычайно в самовар влюблена?

Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало — вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков.

Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, — вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:

На тебя луна Смотрит свысока, Как на чудака, — Вот тебе и — на!

Самовар фыркает паром и ворчит:

Вовсе нет. Мы с ней — соседи. Даже несколько родня: Оба сделаны из меди, Но она — тусклей меня, Эта рыжая лунишка, — Вон на ней какие пятна!

Ах, какой ты хвастунишка, Даже слушать неприятно!

— зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар. Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из неё поднос для него.

Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, — поёт себе во всю мочь:

Фух, как я горяч! Фух, как я могуч! Захочу — прыгну, как мяч, На луну выше туч!

А чайник шипит своё:

Вот извольте говорить С эдакой особой. Чем зря воду-то варить. Ты — прыгни, попробуй!

Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит, гудит:

Покиплю ещё немножко, А когда наскучит мне, — Сразу выпрыгну в окошко И женюся на луне!

Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:

Она тебя круглей.

Зато в ней нет углей,

Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:

Всё пустое, всё пустое! Надоели эти двое!

Да, их болтовня Раздражает и меня,

— ответила сахарница сладеньким голосом. Она была толстая, широкая и очень смешлива, а сливочник – так себе, горбатенький господин унылого характера с одной ручкой; он всегда говорил что-нибудь печальное:

Ах, — сказал он, — Всюду — пусто, всюду — сухо, В самоваре, на луне.

Сахарница, поёжившись, закричала:

А в меня залезла муха И щекочет стенки мне… Ох, ох, я боюсь, Что сейчас засмеюсь!

Это будет странно – Слышать смех стеклянный…

— невесело сказал сливочник.

Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:

Дзинь! Кто это шипит? Что за разговоры? Даже кит ночью спит, А уж полночь скоро!

Но, взглянув на самовар, испугалась и звенит:

Ай, люди все ушли Спать или шляться, А ведь мой самовар Может распаяться! Как они могли забыть Обо мне, тушилке? Ну, придётся им теперь Почесать затылки!

Тут проснулись чашки и давай дребезжать:

Мы скромные чашки, Нам всё всё равно! Все эти замашки Мы знаем давно! Нам ни холодно, ни жарко, Мы привыкли ко всему! Хвастун самоварко, И не верим мы ему.

Ф-фу, как горячо, Жарко мне отчайно. Это не случайно, Это чрезвычайно!

А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нём давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, но он всё ещё храбрился и гудел, глядя на луну:

Ах, будь она ясней, Не прячься она днём, Я поделился б с ней Водою и огнём! Она со мной тогда Жила бы не скучая, И шёл бы дождь всегда Из чая!

Он уж почти не мог выговаривать слов и наклонялся набок, но всё ещё бормотал:

А если днём она должна ложиться спать, Чтоб по ночам светлей сияло её донце, — Я мог бы на себя и днём и ночью взять Обязанности солнца! И света и тепла земле я больше дам, Ведь я его и жарче и моложе! Светить и ночь и день ему не по годам, — А это так легко для медной рожи!

Тушилка обрадовалась, катается по столу и звенит:

Ах, это очень мило! Это очень лестно! Я бы солнце потушила, Ах, как интересно!

Но тут — крак! — развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил её, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась, покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:

Вот смотрите: люди вечно Жалуются на судьбу, А тушилку позабыли Надеть на трубу!

А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:

Жил-был самовар, Маленький, да пылкий, И однажды не прикрыли Самовар тушилкой! Был в нём сильный жар, А воды немного; Распаялся самовар, — Туда ему дорога, Туда и дорога-а!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: