Сказка «иван-царевич и серый волк»: герои, краткое содержание

Краткое содержание сказки «Иван царевич и серый волк» подробно

Жил-был царь и было у него три сына – Петр, Клим и Иван. Гордился царь своими наследниками и прекрасным садом, где цвела и благоухала яблонька с золотыми яблочками.

Однажды доложили царю, что по ночам в сад вор пробирается и плоды драгоценные таскает. Расстроился государь и отправил старших царевичей на караул. Только они, ленивцы, всю ночь проспали и вора не поймали.

Младшенький же Иван взялся за дело с умом и выследил, что в сад диковинная Жар-птица прилетает и яблочки золотые обдирает. Попытался царевич птичку-воровку поймать, да только одно перышко волшебное, светом пытающее, в руке осталось.

Обрадовался царь, что воровку прогнали. Но только новая печаль на него напала. Попросил отец, чтобы сыновья добыли ему заморскую Жар-птицу, а в награду пообещал полцарства. Иван, недолго думая, отправился в дорогу. В лесу камень нашел с указателем, и поехал по кривой дорожке судьбу свою искать.

По предсказанию на камне лишился царевич коня, но приобрёл верного друга – лесного жителя Серого Волка. Рассказал Иван говорящему зверю, что ищет он волшебную Жар-птицу. Волк пообещал помочь и на спине своей серой довез царевича до царства грозного Далмата.

Желанную Жар-птицу герой нашел, но только Волка не послушался и позарился на золотую клетку. Так и в плен к царю угодил. За птичку потребовал Далмат привезти ему коня Золотогрива. Помчал Волк царевича в дальние страны. В конюшнях царя Афрона Иван коня отыскал, но только опять друга серого не послушал и за уздечку золоченую схватился.

Разгневанный Афрон дал Ивану задание. За коня златогривого придется к воинственному Касиму ехать и дочь его Елену Прекрасную привезти. И снова быстрый волчище другу помог. Выбрал момент, когда царевна от мамок-нянек отдалилась, схватил ее и был таков…

Выполнил смелый царевич опасную работу, но с добычей никак не хотел расставаться. И тут серый ему и говорит: «Давай я обращусь и в коня, и в царевну, так мы Далмата с Афроном ловко проведем». Сказано – сделано! Царь Афрон жениться хотел, но только на свадьбе волчью морду увидел. А довольный Долмат поехал на охоту на златогривом коне да с волчьей спины на землю повалился.

Иван на радостях поехал домой с невестой. А тут братья родные в поле его встречают, и мечом на смерть убивают. Забрали предатели богатые дары и к отцу поехали. Но Серый Волк друга не бросил. Послал воронов за живой и мертвой водой. Оживил друга и обещал помочь в поиске суженой – драгоценной Елены Прекрасной.

Но в это время случилось страшное. Кощей Бессмертный на отцовские владения напал, братьев Ивана убил, добычу отнял и все царство-государство в сон погрузил.

Пришлось друзьям снова в дорогу собираться. Довез волчище царевича до заколдованного леса, а дальше ступить не мог. Подсказал только другу как коня боевого волшебного да говорящего из плена освободить.

Пошел герой в одиночку. У двух леших Иван хитростью забрал волшебные вещицы – шапку-невидимку, дубинку-драчунью и скатерть-самобранку. Долго брел царевич, пока не добрался до двери, что в земле была спрятана. За двенадцатью замками конь боевой томился, которого злой Кощей взаперти держал. В награду за освобождение обещал говорящий конь служить Ивану верой и правдой.

Долго ли, коротко ли. Доехал царевич до избушки на курьих ножках и у Бабы-яги узнал, где смерть кощеева спрятана.

Старушка подсказала, что на острове Буяне спрятанный сундук есть, в нем заяц, в зайце утка, а в утке яйцо. Там и схоронена надежно погибель подлого Кощея. На берегу морском Иван щуку пожалел и отпустил. А за доброе дело помогла ему рыбина со дня моря яйцо добыть, которое из сундука царевич достал да в руках не удержал.

Дальше с помощью шапки-невидимки и дубинки-драчуньи победил Иван змея с двенадцатью головами. Смело вошел он в замок Кощея. Раздавил яйцо и пришиб злодея дубиной, а на месте кощеева царства возникло озеро с голубой водицей.

Освободил царевич любимую и отправился восвояси. Добытые у Кощея гусли-самогуды разбудили сонное отцовское царство. Сыграли свадьбу Иван и Елена Прекрасная, а Серый Волк и на свадебке плясал, и в доме царском навсегда жить остался.

Характеристика героя

По ходу повествования в разнообразных ситуациях мы наблюдаем совершенно разные черты характера и личности Царевича Ивана. Он послушно и безоговорочно исполняет отцовский наказ и выпускает из лука судьбоносную стрелу, которая должна привести его к невесте. А увидев суженую в образе лягушки, несмотря на отчаяние, смиренно привозит её в свой дом в качестве жены. И своим отношением к ней показывает, что им движет не только покорство судьбе, но и добрая душа, пожалевшая несчастное существо.

Он терпеливо сносит насмешки старших братьев, а когда его квакушка начинает одерживать одну за другой победы в конкурентной борьбе с их жёнами, вдохновляется и начинает доверять спутнице своей жизни, чувствует себя более уверенным рядом с ней.

В роковой момент превращения лягушки в красавицу-царевну Иван решительно намерен покончить с несправедливостью в своей жизни. Нетерпеливость, безрассудство, спонтанность и эгоизм движут им в момент, когда, не разобравшись в ситуации, он сжигает заколдованную лягушачью шкурку. Но в дальнейшем, без раздумий пустившись в путь для спасения любимой, герой демонстрирует лучшие свои черты: смелость, отвагу и готовность к самопожертвованию.

(Уже взрослый и помудревший герой Иван-Царевич

Но даже на этом пути он остаётся добрым и милосердным человеком, когда, несмотря на голод, дарит жизнь беззащитным животным. С почтением относится к старику, которого встретил в лесу, проявляет твёрдое спокойствие в общении с Бабой-Ягой. Все эти качества в итоге обеспечивают ему всеобщую поддержку в достижении цели и полную победу в борьбе за свою любовь.

Таким образом мы видим, как спокойный и послушный молодой человек в критической ситуации преображается в настоящего героя, который, однако, несмотря на все напасти, не очерствел душой и готов проявить сочувствие не только к болотной лягушке, но и к огромному лесному зверю. Он стремится к своей цели несмотря на препятствия и опасности, и нет такой силы, которая заставила бы его свернуть с выбранного пути.

Третье испытание

После проверки навыков невесток государь придумывает последнее испытание. Он зовет всех своих сыновей с женами на пир, посмотреть, как они себя умеют вести. Теперь Иван понимает – позора не избежать. Придется везти с собой вместо прекрасной девушки лягушку. Братья точно поднимут его на смех. Опечалился он больше, чем раньше. Но чудесная лягушка и тут укладывает мужа спать, успокоив.

На следующий день, прибыв на пир, гости шокированы. Вместо того, чтобы смеяться над младшим братом, они и слова вымолвить не в состоянии. Перед ними является сама Царевна — Лягушка!

Характеристика Ивана-царевича будет включать в себя тот факт, что он оказывается нетерпеливым человеком. Пока его супруга пляшет перед царем-батюшкой, он находит ее лягушачью кожу и сжигает. Теперь он уверен: с ним рядом будет красавица-жена, наконец, он заживет, как все нормальные люди, а братья перестанут подшучивать над ним.

Как же он ошибался! Оказывается, не все так просто: девушку заколдовал Кощей, превратив в лягушку. Еще бы три дня ему подождать, и роковое проклятье бы закончилось. Но, не спросив ни слова у Василисы Премудрой, он торопится и совершает ошибку. Царевна превратилась в лебедя и улетела, сказав о том, чтобы он искал ее.

Характер и цели главных героев

Начнем с Ивана. Иван обладает большинством моральных качеств воспетых русскими сказками. Он проявляет благодарность, он готов отправляться в рискованные путешествия во имя любви, помогает другу даже ценой своего благополучия. Вместо того, чтобы отдать царю волшебный предмет и жениться на любимой принцессе, он использует этот предмет для помощи другу, понимая, что волшебства хватит только на один раз. Поучительна сцена где он уговаривает змея Горыныча, что быть хорошим гораздо лучше, чем плохим. И переводит его на свою сторону. Он знает, что такое долг, и хочет заниматься государственными делами, хоть это несколько комично обставлено. Хочет детей.

И все бы хорошо, если бы не несколько вкрапленных в это деталей. Иван не идет в армию потому что мечтает быть пожарным – это очень достойная профессия, но, воображая, он поясняет почему: «Красивая каска, можно поражать людей умными словами, можно спасти девушку, заработать поцелуй», то есть как-то плоско подается мечта, нет в в ней чего-то возвышенного. А как же спасение людей и имущества? Разве не это главная цель пожарного?

К тому же одет Иван в мечтах как супермэн из американских комиксов и летает так же. Кому-то это может показаться забавным, но то, что герой русских сказок в мечтах видит себя героем американских комиксов, несколько настораживает. И ко всему прочему Иван оказался несостоявшимся супермэном.

В первом мультфильме он не победил главного злодея, главного злодея победил змей Горыныч, перешедший на сторону добра. И загоревшийся дворец Иван не потушил как в мечтах, его потушил змей Горыныч. И принцессу не спас — она его вынесла на руках. Потом Иван опомнился и взял ее на руки. Во втором мультфильме Иван тоже не побеждает главного злодея, а превращается в камень. Тогда принцесса забалтывает злодея уговаривая ударить самого себя по голове и снова спасает себя и Ивана. Что этим хотел показать автор? Смену гендерных ролей?

Во многих отечественных мультфильмах используется прием, когда отрицательный персонаж выставляется комично. Зрители над ним смеются и не хотят походить на него. В обсуждаемом нами мультфильме глупо и смешно выставляется Иван. То есть носитель всех воспетых русскими народными сказками качеств. Значит, над Иваном и его неуклюжестью нужно смеяться? А заодно и над всем хорошим, что он воплощает?

Приведу пример одной сцены.

Иван и принцесса разговаривают, она дверцей бьет его по носу. Это как-бы должно быть смешно. Если ты в жизни нечаянно ударила любимого человека, ты кинешься, извинишься, спросишь как себя чувствует. Но только не принцесса из нашего мультфильма. Она даже не заметила, что только что сделала больно мужу. И дальше припечатывает его во второй раз уже всей дверью! Для чего эти сцены включены в видео, и каково их воспитательное значение?

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж – за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет – злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание – залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности – именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

Счастливый финал

Придя в Кощеево царство, царский сын в недоумении, как ему поступить. Спасти свою жену он может, только убив ее отца. А смерть Кощея хранится в яйце, на высоком дереве. И тут на помощь парню приходят все спасенные им звери.

Теперь читатели узнали, кто такой Иван-царевич (характеристика). Царевна спасена. Царский сын, пройдя через многие испытания, отблагодарен судьбой. Рядом с ним красивая жена-умница. Братья увидели, насколько они ошибались, когда смеялись над бедной лягушкой.

Иван показал себя с очень хорошей стороны. Он смел, отважен, послушен. Типичный положительный герой из русских народных сказок.

С чего все начиналось

Традиционно для русского фольклора сказка начинается с присказки «В некотором царстве…».

Читатель сразу окунается с головой в жизнь могущественного государя. У правителя имеются три взрослых сына. Он уже довольно стар и дает им задание найти себе жен. Да не просто найти, а пустить для этого стрелы и испытать судьбу. Где стрела найдет суженую, на той и необходимо жениться. Характеристика Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка» будет включать в себя момент, когда его будущей женой оказывается… лягушка. Несомненно, он опешил и не знал, как ему поступить. Ведь другим братьям достались достойные девушки! Молодой человек оказывается в сложной ситуации.

Характеристика главных героев

Героев в сказке довольно много, именно поэтому ученикам важно уметь отличать главных персонажей от второстепенных. Сделать это несложно, нужно всего лишь определить, вокруг кого крутится весь сюжет произведения, а кто только случайно появляется и исчезает в истории

В «Царевне-лягушке» всего 3 главных героя:

  1. Иван-царевич.
  2. Василиса Премудрая (лягушка)
  3. Царь.

Характеристика главных персонажей важна для представления общей картинки сюжета. Каждый из этих героев сыграл определённую роль, чтобы сказка была именно такой, какой её привыкли воспринимать читатели. Ведь если исключить из произведения кого-то из этих действующих лиц, сюжет истории сразу станет непонятен и неинтересен.

Иван-царевич

Чёткого описания внешности героя в тексте сказки нет. Но можно предположить, что это был статный молодой человек, не лишённый ума и смелости. Этот образ у читателя вырисовывается из действий и поступков Ивана. Например, он не побоялся отправиться в дальний путь на поиски своей жены.

Доброта — отличительная черта характера юноши. Об этом говорят его хорошие поступки по отношению к встреченным животным. Можно предположить, что в странствиях молодого человека охота была его единственным источником пропитания. Несмотря на то, что сам мог остаться голодным, царевич жалеет животных и не убивает их.

Послушание и уважение к старшим характеризуют Ивана с положительной стороны. Он не посмел ослушаться отца и взял в жёны лягушку, хоть и понимал, что над ним будут все потешаться. А также вёл себя вежливо в гостях у Бабы Яги, хотя мог бы просто припугнуть старушку. Такое поведение во многом помогло Ивану, ведь Баба Яга могла и не рассказывать тайну о смерти Кощея Бессмертного.

Василиса Премудрая

Образ Царевны-лягушки в сказке прописан двояко. С одной стороны — это просто обычная болотная жительница, с другой — прекрасная девушка. Василиса сразу не признаётся Ивану, что она не просто лягушка. Это говорит об уме главной героине, ведь она не могла знать, каким окажется молодой человек. В характере персонажа прослеживаются такие черты:

  1. Доброта — она жалеет любимого мужа, когда тот грустит.
  2. Скромность — девушка не поддаётся на провокации и не реагирует на насмешки жён старших братьев.
  3. Хитрость — Василиса обманывает посланную следить за ней женщину, когда та пытается подглядеть, как лягушка будет печь хлеб.

На первый взгляд Василиса Премудрая — положительный персонаж. Она не сделала никому ничего плохого. Но если присмотреться внимательнее, хороших поступков у неё тоже было мало: даже задания царя за неё выполняли мамки и няньки. Именно из-за её беспечности и недоверия к любимому мужу, Ивану пришлось преодолеть столько трудностей для её спасения. Так что назвать эту героини положительным персонажем можно с сильной натяжкой, хотя и отрицательным тоже нельзя.

Царь, отец трёх сыновей

Мудрый правитель, любящий отец — именно так можно охарактеризовать этого главного героя. Мудрость его проявляется в действиях. Решив женить своих сыновей, он не стал сам выбирать им невест, так же как и не захотел полагаться на выбор самих детей. Он правильно рассудил, что если есть где-то девушки, предназначенные им в жёны, судьба сама приведёт сыновей к их порогу. В качестве перста этой самой судьбы царь решил использовать стрелу.

Любовь к сыновьям также прослеживается в дальнейших поступках Царя. Он понимал, что надеяться на одну судьбу не совсем правильно. Пожилой отец хотел увидеть внуков, а также удостовериться, что брак его детей будет счастливым. А это, как известно, во многом зависит от женщины, как хранительницы домашнего очага.

Мало иметь благородное происхождение, молодая жена ещё должна быть хорошей хозяйкой. Вот Царь и решил проверить, какие хозяйки молодые невестки, придумав для них испытания.

Чувство справедливости также не чуждо этому персонажу. Он понимает, что жёны его старших сыновей не такие уж хорошие девушки, как хотят показаться, поэтому прогоняет их с пира.

Главные герои

Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза, из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое. Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека. Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Волк зорко вглядывается в пространство впереди, выбирая дорогу. Раскрытая пасть и высунутый язык говорят о том, что он с трудом преодолевает усталость и держится из последних сил. Широко раскинуты волчьи лапы, стелется по ветру длинный пушистый хвост.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка. Сочетание золотого и голубого цветов в славянской мифологии свидетельствует о связи с миром магии и чудесами.

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Художник мастерски передает живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.

Сама Елена печальна, однако её убранство выглядит нарядным и радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Главный акцент, как и в случае с «Аленушкой», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.

Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.

Второе испытание

Но на этом не успокаивается царь-отец. Просит он показать, как его невестки ковры ткут. И снова младший сын в печали. Характеристика Ивана-царевича дополнится новым фактом: он недоверчив к своей жене, которая уже однажды выручила его. И снова лягушка успокаивает мужа, укладывает его спать и ткет чудесный ковер. Старшие же невестки позвали на помощь прислуг, потому как понимали, что сами с этой задачей справиться не в силах. И снова отец принимает работу. У старшего такой ковер, что для лошадей лишь сгодится. У среднего сойдет только перед воротами стелить. И снова отличился Иван: его жена сделала лучшую работу. Царь доволен и приказывает этот ковер стелить по праздникам.

Очень краткий пересказ сказки «Иван царевич и серый волк»

У царя Демьяна Даниловича было три сына – царевичи Петр, Клим и Иван. Больше сыновей царь любил свою яблоньку с диковинными золотыми яблочками. Случилась беда, повадился в сад вор, и приказал государь сыновьям злодея изловить. Старшие братья не справились, зато Иван отличился. Поймал за хвост воришку – чудную Жар-птицу.

Осталось в руке у Ивана светящееся перышко, и задумал Демьян Данилович птичкой заморской завладеть. Отправился на поиски младший сын. Забрел в лес, коня лишился, но друга верного приобрёл – говорящего Серого Волка.

В садах царя Далмата нашел герой Жар-птицу. Но позарился на золотую клетку, и в руки к слугам угодил. За кражу царь попросил рассчитаться и привезти ему коня Золотогрива. В конюшнях зажиточного царька Афрона царевич коня отыскал, но за уздечку схватился и снова в плен попал.

За коня придется Ивану к могучему Касиму ехать и дочь его Елену Прекрасную украсть. Все задания выполнил смелый царевич, и волк ему помог добычу в руках удержать. Но только не ожидал Иван, что братья родные его мечом уложат и невесту с дарами богатыми к отцу увезут.

Снова пришел на помощь другу верный Серый Волк. Живой и мертвой водой его оживил, и напутствия дал. Оказалось, что Кощей Бессмертный его братьев нагнал, добычу отнял и царство отцовское в сон погрузил.

Пришлось друзьям отправляться навстречу новым приключениям. У леших Иван хитростью вещицы волшебные забрал, а у Бабы-яги узнал, где смерть Кощея хранится. На боевом коне, из плена освобождённом, с помощью шапки-невидимки и дубинки-драчуньи победил Иван змея с двенадцатью головами. А потом с яйцом, в котором была смерть Кощея, добытом на острове Буяне, пришел за невестой и Кощея победил.

Освободил царевич свою суженную, а громкие гусли-самогуды разбудили сонное отцовское царство. На свадьбе Ивана Волк плясал в красивых царских одеждах. И так до конца жизни во дворце в няньках царевых остался.

Сюжет сказки «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковский

«Иван царевич и Серый Волк» Жуковский краткое содержание произведения:

Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.

Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.

Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.

Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.

Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку.

Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.

Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.

Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.

Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.

Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.

Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе.

Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.

После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

Заключение

Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.

Знаменитую сказку «Конёк-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Конька-горбунка» по частям. Произведение написано четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт — не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация – схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.


В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.

Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери — те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Ивана-Царевича можно назвать настоящим героем всех русских народных сказок. Это не просто красивый, смелый и умелый молодец – это человек, который побеждает в любых обстоятельствах.

Герою практически во всех сюжетах приходится страдать понапрасну – его то изгоняют из дома за поступок, которого он не совершал, либо отправляют на верную смерть бороться с неведомым чудом, страшащим весь город.

Происхождение у Ивана-Царевича всегда благородное, что, однако, не дает ему преимущества перед братьями и сестрами. Так же, как и Иван-дурак, Царевич занимает второе, а то и третье место в семье, на него редко рассчитывают и относятся слегка снисходительно. Никто не возлагает на него особых надежд, поэтому любая победа в смертельной схватке воспринимается с приятным удивлением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: