Краткое содержание — Каша из топора — русская народная сказка
Автор, жанр, год издания, главные герои
Название: “Каша из топора”
Жанр: народная бытовая сказка
Тема произведения: смекалка
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
- Солдат. Хитрый, находчивый, смекалистый.
- Старуха. Жадная, негостеприимная.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Солдат попросился отдохнуть с дороги, но жадная старуха не хотела его накормить. Солдат вызвался сварить кашу из топора и хорошо покушал.
Краткое содержание
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
План произведения для пересказа
- Просьба солдата;
- Негостеприимная старуха;
- Предложение солдата;
- Приготовление каши;
- Недоваренный топор.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.
Чему учит эта книга
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Мне понравилась эта замечательная и веселая сказка. И особенно мне понравился хитрый солдат, который не просто сумел выпросить у жадной старухи еды, но и сумел наказать ее жадность. Ведь топор солдат унес с собой.
Новые слова и выражения
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Краткое содержание сказки
Шел солдат со службы. В одной деревне попросился он на ночлег в крайнюю избу. Хозяйка оказалась скупой. Решил солдат хитростью у нее еду выманить. Видит: топор лежит под лавкой. Взялся служивый из топора варить кашу. Попросил котел, воды, соли, положил в котел топор, поставил варить. Бабка только удивляется. «Если б крупы да масла добавить», — говорит Солдат. Подсуетилась бабка – достала мешочек с крупой да маслице. Велел Солдат миски да хлеб на стол ставить. Сели кашу есть, не каша – объедение. Не терпится бабке сваренный топор попробовать. А Солдат из котла топор достал, вытер, в ранец спрятал. «Не уварился, — говорит, — придется по дороге доваривать». Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Краткое содержание
Старый солдат шёл на побывку домой. Но в дороге он устал и сильно захотел есть. Но вот только беда: у него никакой пищи с собой не было. А была уже ночь. Вскоре показалась деревня, и главный герой решил постучать в первую же избушку. В доме жила старуха, которая его пустила на ночлег. Но солдат попросил у неё сначала попить, а затем спросил, не накормит ли она его.
Но хозяйка избушки оказалась жадной, она пожалела для солдата еду, сказав, что у неё самой ничего нет. А герой-то оказался смекалистым. Он увидел под кроватью старухи топор и предложил из него сварить кашу. Она не поняла хитрость старого солдата, поэтому сначала дала ему котелок. Он положил в него топор и поставил на огонь. Время от времени он помешивал воду в котелке.
Пробовал-пробовал солдат, и сказал старухе, что каша-то вкусная получается, но вот только не хватает соли. Та сбегала и принесла соль. Через время вояка опять стал пробовать и сообщил старухе, что каша была намного лучше, если бы в неё положить горсть крупы, и опять старуха ничего не заподозрила и принесла мешочек крупы. Стал солдат дальше варить, всё время пробует и просит у хозяйки теперь немного масла. Она и масло принесла. Так и сварил солдат кашу.
А она вкусная получилась, рассыпчатая, с маслом. Сели герои кашу есть, а старуха всё время удивляется, как же так из топора можно было такую вкусную кашу сварить. А потом ещё и спрашивает, когда же уже топор они есть будут. Но и здесь главный герой не растерялся, положил он топор себе в ранец и сказал, что тот ещё не доварился, поэтому он забирает его с собой, чтобы в дороге доварить и съесть. Так поел солдат каши и ушёл с топором!
Какой смысл в сказке каша из топора. Литературоведческий анализ сказки каша из топора. Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»
Цели: Обучить выразительному чтению сказки по ролям и умению передавать голосом характер героев; учить выделять главную мысль произведения; воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа; развивать и обогащать словарный запас, память и творческие способности.
Оборудование: плакат с толкованием слов, раздаточный материал к пословицам, магнитофон.
Предварительно класс был поделен на 3 команды. В качестве домашнего задания необходимо было подготовить инсценировку сказки “Каждый свое получил” и вспомнить волшебные слова из разных сказок.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.
А как люди знакомятся?
А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.
2. Сообщение темы.
А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказка входит в дом”)
Итак, мы отправляемся в сказку
Итак, мы отправляемся в сказку.
Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем какая строчка в нем самая важная.
Если очень захотеть В сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь учиться! Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда!
Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!
3. Проверка домашнего задания.
Вы любите сказки?
А сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный читатель. В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса нужно произнести волшебные слова. (Вспоминаем слова-заклинания из разных сказок)
А теперь давайте посчитаем слова. Открывается запись на доске.
По щучьему велению По моему хотению. Сказка начнись!
Каждая команда считает количество слов.
Сколько слов вы насчитали?
А кто не только посчитал, но и успел понять о чем речь?
Молодцы! Вы доказали, что читаете много. Только тот, кто читает много, читает быстро.
А теперь закроем глаза и повторяем за мной таинственным голосом эти волшебные слова.
4. Первичное чтение сказки учителем и беседа.
Какое чувство вызвала у вас эта сказка?
Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.
Назовите героев сказки.
Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?
5. Словарная работа.
Сегодня к нам на урок попали три слова из толкового словаря.
Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.
Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних расходов.
Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями.
Эти слова обозначают качества характера.
А к какому герою они подходят?
7. Работа в группах.
Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
Доброе дело без награды не останется.
По адресу ли приехали пословицы?
А теперь давайте пофантазируем и представим старуху доброй, приветливой хозяйкой. Как бы тогда изменилась сказка?
8. Инсценирование сказки.
Сказки переходят из одной страны в другую и очень похожи. Сегодня ребята инсценировали для нас эстонскую сказку “Каждый свое получил”. Эту сказку мы выбрали не случайно. Посмотрите и подумайте, чем она схожа с русской народной сказкой “Каша из топора”
Итак, дети, сегодня мы познакомились со сказками разных народов и увидели, что всюду смеются над ленивыми, глупыми, жадными и везде побеждает добро, смелость, находчивость.
10. Домашнее задание.
Найти сказку, схожую со сказкой “Каша из топора”.
Сказка — одна из форм выражения народной мудрости. Простая и развлекательная по своей функции, на первый взгляд, нередко она обнаруживает корни древних сакральных знаний, позволяющих управлять законами этого мира. Рассмотрим специфику данного жанра на примере одной из бытовых сказок.
Анализ сказки Каша из топора
Жанровая направленность произведения представляет собой фольклорную бытовую сказку, являющуюся творением устного народного творчества, вымышленным по содержанию и прозаическим в соответствии с формой.
Основная тема произведения заключается в возможности проявления догадки, смекалки и находчивости, помогающих в различных жизненных ситуациях.
Сюжетная линия сказки разворачивается в ситуации, в которой оказывается ее главный герой, представленный в образе обыкновенного солдата, встретившегося с ленивой и жадной старухой, характеризующейся глупостью и отсутствием смекалки, отказавшейся накормить постояльца. Солдат отличается умом и сообразительностью, выйдя из этого положения достойно, перехитрив злую бабку путем якобы сваренной из топора каши.
В процессе приготовления блюда солдат при помощи хитрости выманивает у старухи и крупу, и соль, и масло, поэтому каша получается на редкость вкусная и наваристая.
Композиционная структура сказки представляется трехчастной в виде зачина, в котором солдат встречается со старухой, основной части, заключающейся в процессе варки каши из топора, и концовки, выражающейся в уходе сытого и довольного солдата от старухи вместе со своим топором.
Отличительной особенностью произведения является использование в сказе простого народного разговорного языка, характеризующегося образностью и красочными оттенками языковых выражений. Основная часть повествования строится с помощью диалогов с применением просторечной лексики.
Средствами художественной выразительности в сказке являются многочисленные эпитеты, употребление восклицательной интонации и устаревших выражений и словосочетаний.
Своеобразие произведения заключается в его парадоксальном названии, привлекающим читательскую аудиторию.
Смысловая нагрузка сказки выражается в ее познавательности, воспитательных функциях, а также в эстетической ценности произведения, знакомящего маленьких читателей с традициями русского фольклора и народного быта, тем самым приобщая любителей литературы к устному народному творчеству, развивая воображение и речь.
Читательский дневник «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина
Число страниц: 13
Жанр произведения: сказка
Главные герои: Царевна, семь братьев — богатырей, королевич Елисей, Царица.
Второстепенные герои: царь, Чернавка.
Характеристика главных героев:
Царица — мачеха и злая колдунья.
Завистливая и коварная.
Хотела быть красивее всех.
Царевна — красивая, умная, добрая, хозяйственная.
Доверчивая и наивная.
Богатыри — сильные и могучие.
Верные защитники.
Королевич Елисей — молодой, горячий и влюблённый.
Отважный и решительный.
Характеристика второстепенных героев:
Царь — добрый, доверчивый и глупый.
Чернавка — служанка царицы. Добрая девушка, пожалевшая царевну.
Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
После смерти супруги, царь женится на другой, красивой, но злой и эгоистичной.
Новая царица смотрится в зеркальце и спрашивает, всех ли она красивей.
Но подрастает молодая царевна и зеркальце говорит, что она красивей.
Царица приходит в ярость и решает убить падчерицу.
Она отправляет Чернавку отвести царевну в лес.
Но Чернавка жалеет царевну и отпускает её.
Девушка бредёт по лесу и находит дом, в котором живут братья-богатыри.
Они становятся названными братьями царевне.
Между тем, мачеха не успокаивается.
Узнав, где живёт царская дочь, она переодевается в старушку, и даёт царевне яблоко.
Яблоко оказывается отравленным, и девушка засыпает мёртвым сном.
Богатыри кладут её в хрустальный гроб.
Проходит время.
Гроб находит королевич Елисей, жених царевны.
Он разбивает гроб, и его невеста оживает.
Царица-мачеха умирает от тоски.
План сказки:
- Мачеха.
- Волшебное зеркальце.
- Жалость Чернавки.
- В гостях у богатырей.
- Переодетая царица.
- Отравленное яблоко.
- Хрустальный гроб.
- Поиски Елисея.
- Разбитый гроб.
- Свадьба.
Основная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Главная мысль сказки в том, что зло обязательно накажет само себя.
Основная идея Пушкина в том, что злая мачеха строила козни против падчерицы, но в итоге сама же и умерла от тоски.
А доброта молодой царевны всюду находила ей верных друзей и помощников.
Так же как сила любви помогал королевичу отыскать и спасти возлюбленную.
Чему учит произведение
Сказка учит никому не желать зла.
Учит творить только добро, помогать тем, кто оказался в беде.
Сказка говорит нам о том, что сильные негативные чувства, такие как зависть, могут привести человека к гибели.
Уничтожить его душу.
А также произведение учит не терять надежды.
Краткий отзыв «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была покорена силой чувств двух влюблённых.
Много трудностей и опасностей им пришлось преодолеть, чтобы быть вместе.
Зависть царицы чуть не погубила молодую красавицу царевну.
Но доброта девушки всюду находила её друзей.
А верность жениха помогла ему отыскать любимую и спасти её.
Это необычайно интересная и увлекательная история, которая мне очень понравилась.
Автору удалось в стихотворной форме написать замечательную сказку, на довольно известный сюжет.
Пушкин привнёс в него собственное видение развития событий, и старая история заиграла новыми красками.
Противостояние добра и зла закончилось победой молодости и красоты.
А завистливая царица была сурово наказана судьбой.
Я всем советую прочитать эту удивительную сказку и осознать справедливость старинной пословицы, утверждающей, что в лихости и зависти нет проку.
Пословицы к произведению:
К поступкам мачехи подходят такие пословицы:
- Делая зло, на добро не надейся.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
А о влюблённых можно сказать так:
- Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
- Для влюблённого и сто вёрст — не расстояние.
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Руслан и Людмила»
- «Песнь о Вещем Олеге»
- «Сказка о Золотом петушке»
- «Барышня-крестьянка»
Библиотека произведений автора пополняется.
Толкование сказки «Каша из топора»
Каша символ синтеза. Возвращение солдата символизирует завершение человеком определенного эволюционного цикла, итог которого символически выражен кашей. Последний дом, в котором живет старуха, так же символизирует завершение. Если мы хотим подвести итог своего эволюционного цикла, и осознать духовный опыт накопленный в нем, мы должны приступать к делу и начинать его с того, что попадется под руки. Не следует ждать, когда весь опыт будет извлечен из подсознания. Он никогда не будет извлечен, если не появится мотив для его извлечения.
Старуха, символ подсознательного ума, не достанет, ни крупы, ни масла, если ее не заинтересовать кашей. Но заинтересуется она и начнет сотрудничать в процессе приготовления каши, когда начнется процесс приготовления каши.
Мой духовный опыт постепенно извлекается из подсознания для оформления в настоящую книгу толкования сказок, которая аналогична каше. В написании книги принимает участие сознание и подсознание, подобно тому как в приготовлении каши участвуют солдат и старуха. Почему топор, а не швабра? Для того, чтобы приготовить кашу необходимо разжечь огонь. Для огня нужны дрова. Дрова рубятся топором. Топор самый вкусный ингредиент в каше. Если топор участвует в приготовлении каши, значит дрова рубить больше не нужно.
Популярные сегодня темы
На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.
Русский язык — это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами
Встреча Нового года для каждого из нас является самым желанным и незабываемым днем, потому что мы надеемся, что в следующем году осуществятся все наши мечты.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.
Название «Серебряный век» в русской литературе появился по сходному названию Золотого века, в котором творили Пушкин, Тургенев, Лермонтов. Именно в серебряном веке зародились
Литературоведческий анализ сказки Каша из топора
Автор публикации: Романенко Ю.А.
Литературоведческий анализ
русской народной сказки «Каша из топора»
Краткая характеристика времени написания.
Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2. Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3. Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.
4. Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
5. Идея раскрывается через:
А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!
Б. Композиция.
Зачин. « Старый солдат шёл на побывку.»
Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. « Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В. Характеристика действующих лиц
Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).
Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного человека!/ Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/ Ох, и каша хороша!/ Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/ Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
6. Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата — Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.
История создания
Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.
Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.
Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.
В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.
В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.
Анализ сказки
Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.
В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:
- Варево.
- Отворила.
Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:
- Хороша!
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
- Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси
Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.
Что делать после увольнения в запас?
Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.
Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…
Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.
Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…
Отголосок этого архесюжета можно увидеть в потешном, комическом сюжете, известном нам по мультфильму «Жил-был пёс». «Ну ты заходи, это, если что…» – помните?
Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…
Художественные приемы в сказке
В сказке часто используются:
- Народнопоэтические эпитеты («красна девица», «добрый молодец», «чистое поле» и т.д.).
- Клишированные портретные описания и формульные вопросы-ответы («Баба-Яга, костяная нога», «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т. д).
- Метафоры («кисельные берега», «молочные реки»).
- Фразеологизмы («прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы», «ни жив, ни мертв», «как в воду канул», «несолоно хлебавши» и др.).
- Пословицы и поговорки («как аукнулось, так и откликнулось», «утро вечера мудренее» и др.).
- Литота (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка и др.).
- Гипербола:
- Аллегория (лиса – хитрость, заяц – трусость и т.д.)
- Просторечия («черт ли сладит с бабой гневной»).
- Олицетворение.
- Сравнения.
Также выразительность речи в сказках создаётся с помощью повторов, параллелизма, бессоюзия, риторических вопросов, эллипсиса и антитезы.
Вернёмся к теневому анализу сказки «Каша из Топора»
Итак, как говорит сказкотерапия, в ней «не названо», что старуха, скорее всего, держала топор для убийства и поедания путников. Это – «Тень» данной сказки…
Но существует ещё один пласт «Тени». Ещё одно, что в данной сказке прямо не названо, но скорее всего там есть.
Чтобы женщина (особенно старая) могла убить взрослого мужчину по профессии «Солдат» топором, надо иметь сказочную силу. Поскольку эта сказка бытовая и крестьянка не Баба-Яга, ищем ответ в другом месте. Так, топор под лавкой. А где старуха прячет бутыль самогона?..
Вот мы и подошли к главному теневому архетипу этой сказки!
Этот архетип – трагический. Слижком уж часто слабые и трусливые женщины пытаются укротить и перестать бояться мужчину и получить над ним власть, опаивая его алкоголем.
Опоить дюжего солдатину, чтобы фактически съесть его – это максимально яркий архетип. Сильнейший инвариант. В реальной жизни у него есть с десяток более мягких и ослабленных вариантов.
Итак, в сказке не названо, что старуха, скорее всего, держала в доме «вино» для опаивания и усыпления бдительности физически сильных и неглупых прохожих.
Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»
- напоить, чтобы склонить к половому акту,
- забеременеть,
- женить,
- заставить выполнять работу задёшево,
- удержать при себе навсегда («
- кому он нужен такой пьющий?»),
- сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,
- чтобы выведать тайну («правду»),
- чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,
- чтобы свалить на него чужую вину,
- лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,
- лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.
Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?
О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.
Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.
Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.
Находчивый солдат: Каша из топора — Русские сказки
Однажды царь Пётр решил в гости к одному из своих генералов заехать.Как только стало об этом известно — во дворце генерала началась суматоха. Ещё бы! Сам царь-государь гостем будет! Чем царя потешить? Чем угостить? Нельзя лицом в грязь ударить, опозориться, хуже других-прочих его принять!Впрочем, за угощение генерал не особенно волновался. Он сам поесть любил, в кушаньях толк знал и на своей кухне держал отменных поваров из разных царств-государств.Любил генерал похвалиться перед другими князьями и генералами: вот я, мол, какие кушанья хочу, такие и ем — хоть самые заморские-призаморские, хоть из тридевятого-тридесятого царства!Накануне царского приезда самый толстый повар, который считался самым главным, пришёл к генералу и сказал:— На кухне, ваше превосходительство, нам, поварам, одним не управиться. Кто будет котлы таскать-ворочать, печи топить-разжигать, дрова рубить-подносить?
Деление внутри жанра: виды сказок
Сказки делятся на несколько видов:
«Царевна-лягушка», иллюстрация
Сказки о животных имеют простой сюжет, обычно состоят из одного эпизода. Главные герои – дикие или домашние животные, которые наделены человеческими качествами (хитростью, ловкостью, жадностью и проч.). Примеры: «Лиса и Тетерев», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и волк», «Лиса и Журавль». Большинство сказок имеют нравоучительный, а не комический характер.
Бытовые сказки описывают необычные происшествия или явления, которые происходят с простыми обывателями. В этой сказке нет волшебства и чудес. В них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются жадность, завистливость, невежество. Главными героями могут быть купцы, цари, бояре, попы. В основе сюжета лежит столкновение героя со сложными житейскими обстоятельствами. Например: «Добрый поп», «Барин-кузнец», «Каша из топора», «Про нужду» и т.д.
Волшебные сказки имеют невероятный и занимательный сюжет, в них действуют необычные герои и чудесные существа. Часто герою помогают волшебные предметы (шапка-невидимка, огниво, золотое колечко, зеркальце и др.). Случаются чудесные превращения, главный конфликт – противостояние добра и зла. Примеры: «Морозко», «Марья Моревна», «Сивка-Бурка», и др.
Аудитория жанра
Основная аудитория жанра – дети. В первую очередь это дошкольники, которым читают сказки родители. В начальной школе малыши уже сами знакомятся со сказочными произведениями и их смысловым содержанием. Ребята постарше и подростки тоже любят этот жанр.
Немалая часть сказок рассчитана на взрослую аудиторию. В данных текстах по-новому осмысливается современная жизнь, затрагиваются философские вопросы. Например: «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца» Л. А. Филатова, «Рыбак и его душа» О. Уайльда.
Кадр из м/ф по мотивам сказки Филатова «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца»
Взрослые любят сказки за то, что они способны вернуть детскую непосредственность ощущений и восприятия действительности.
Схожесть с другими жанрами
Нередко литературная сказка заимствует опыт других жанров – басни, притчи, романа, детективной и приключенческой повести, новеллы, поэзии, драмы, утопии и научной фантастики.
Народная сказка близка к мифу своим сюжетом. К примеру, эта связь прослеживается в мифе о Геракле «Золотые яблоки Гесперид» и русской народной сказке о молодильных яблочках.
Также у сказки много общего с балладой. Например, в сказке «Чудесная дудочка» развивается сюжет баллады.
С былиной народную сказку роднит только то, что эти жанры фольклора отображают битву между добром и злом, великодушие героев и их нравственные ценности.
Яркие представители
В русской литературе сказки создавали такие известные писатели: С. Т. Аксаков, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, К. Д. Ушинский, П. П. Бажов, В. В. Бианки, В. М. Гаршин, В. Ю. Драгунский, Б. Заходер, Н. Н. Носов, С. Я. Маршак, В. Ф. Одоевский, В. Г. Сутеев, Г. М. Цыферов, К. И. Чуковский, Е. Л. Шварц, С. В Михалков.
В европейской литературе к жанру сказки обращались Ш. Перро, Г. Х. Андерсен, братья Гримм, А. А. Милн, Дж. Родари, А. Линдгрен, Р. Киплинг, Т. Янссон, О. Уайльд, Л. Кэрролл, А. Гофман, В. Гауф, Дж. Р. Р. Толкин.
Востребованность сказки в разные периоды
Наибольшего расцвета литературная сказка достигает в XIX в. (В. А. Жуковский, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Гауф и др.).
Литературная сказка становится любимым жанром для писателей Серебряного века.
О популярности сказки в России рубежа веков свидетельствуют их публикации в периодических изданиях для детей, в журналах «Тропинка», «Задушевное слово», «Галчонок» и др.
В последнего десятилетия XX в. к этому жанру обращаются К. Булычев, В. П. Крапивин, С. Л. Прокофьева, Э. Н. Успенский.
Советская литературная сказка знала взлеты и периоды «спокойного» существования, запреты и разрешения.
В XXI веке сказки пишут Б. Акунин, Л. Е. Улицкая, Д. Л. Быков, Л. С. Петрушевская и др.
Популярные сегодня темы
Александр Грибоедов, российский писатель и очень интересная личность, подарил нашему миру немало увлекательных произведений, одним из которых является комедия
Вопрос о том, что стоит считать подлинным искусством, волнует людей уже не одно столетие. Каковы критерии истинного шедевра и как не перепутать его с грубой работой ремесленника?
Одним из основных персонажей произведения является Алексей Нилыч Кириллов, представляющий философа-самоубийцу, разработавшего собственную теорию суицида.
Весна особенно красива, когда все вокруг зацветает и благоухает ароматами первого цветения. Природа многим одарила человечество, и цветами и деревьями.
Источник
Сказка «Каша из топора» и «умение отказываться»
Заметьте, что когда старуха и солдат сели, наконец, есть горячую и свежую вегетарианскую кашу – он не попросил, а она не предложила «налить к долгожданному обеду по чарочке».
Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.
А может быть, увидев под лавкой топор, солдат только тогда испытал инсайт, и у него впервые мелькнуло подозрение – чем заканчиваются «чарочки» в этом гостеприимном доме.
Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:
- Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.
Не становись рабом тяги к алкоголю,
умей отказывать, «обижая хозяина», «нарушая традицию»,
даже лги: «Мне нельзя пить».
Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь?..
Ценность урока сказки в том, что солдат знает, в каком месте и с кем можно разделить «фронтовые сто грамм», а в каких ситуациях такое «расслабление» влечёт за собою подстроенную ловушку и гибель.