Как подготовить пересказ за 5 шагов

Проблемы

Проблематика рассказа «Каштанка» столь же интересна для размышления:

Невнимательность и безответственность по отношению к братьям нашим меньшим. «Мы ответственны за тех, кого приручили»

Важно помнить о тех, кого мы взяли под свое крыло, ценить их преданность. Это именно то, чего не делал Лука Александрыч;

Взаимовыручка и равнодушие

Готовность протянуть руку в трудный момент — важная черта человеческого характера. Это выражается в незнакомце, который берет к себе Каштанку. Будучи по-настоящему добрым человеком, он не ждет ничего в ответ. А вот настоящие хозяева собаки потеряли ее, но не проявили инициативу, чтобы найти. Такое отношение к питомцу неприемлемо.;

Сочувствие и черствость. Умение сопереживать другим является неотъемлемым качеством любого живого существа. Когда Тетка видит слезы дрессировщика из-за утраты гуся, она искренне сопереживает и не может скрывать эмоций. А вот черствость выставляется автором как очень серьезный порок. Сын хозяина делает собаке больно, но совершенно не понимает ее страданий.

Темы, проблематика и основная мысль

Главная мысль произведения отражается в давно известной истине: мы в ответе за тех, кого приручили. Во взаимоотношениях человека и животного должны присутствовать любовь, забота и преданность. Чехов специально показал ситуацию глазами собаки, чтобы продемонстрировать её внутренний мир, переживания и безраздельную верность прежнему хозяину.

Даже вкусная еда, ласка и интересное обучение трюкам не смогли прельстить Каштанку, которая пожелала вернуться к столяру и его сыну. И хотя там её кормили плохо, из-за чего она была очень худой, столяр иногда был груб и даже забывал её кормить, а его сын забавлялся с ней так, что порой его игры больше напоминали издевательства, собака всё равно была верна им. Попав в тёплый дом с сытной едой, она часто думала о прежних хозяевах, которые со временем превратились в её памяти в странные силуэты.

В произведении затрагиваются темы и проблемы, которые будут актуальны во все времена.

Среди них:

  1. Невнимательность и безответственность по отношению к животным. Нужно быть внимательным к своим питомцам, но Лука Александрыч часто забывал об этом. Кроме того, он не попытался искать собаку и не нашёл бы, если бы не счастливый случай.
  2. Взаимовыручка и проблемы равнодушия. На пути Каштанки появился добрый человек — цирковой артист, который проявил заботу и хорошо к ней отнёсся. Не встреть его, она непременно столкнулась бы с равнодушием проходящих мимо людей, голодом и жестокостью.
  3. Необходимость сочувствовать. Момент со смертью гуся очень показателен: артист цирка сопереживает ему перед его гибелью, Каштанка и кот тоже не могут скрыть эмоций, видя слёзы дрессировщика. Автор показывает, что и люди, и животные могут жить в гармонии друг с другом, как настоящая семья.
  4. Любовь и её проявления. Она тоже может быть разной. Даже грубый столяр по-своему привязан к своей собаке.

https://youtube.com/watch?v=hAcnITxk6iE

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:

Глава 1

С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян. Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу. «Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».

Глава 2

Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.

Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку. Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку». Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.

Глава 3

«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку. Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел. Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.

Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.

Глава 4

Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.

Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.

Глава 5

Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.

Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».

Глава 6

Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».

Глава 7

«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.

Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.

Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».

«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.

Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.

Полнота

Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.

Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать

Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.

Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.

Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

  1. В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
  2. Как подготовить кактус к пересадке?
  3. Какие потребуются инструменты и материалы?
  4. Как пошагово выполнить пересадку?
  5. Как ухаживать за растением после пересадки?
  6. Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

  • Данный план логичен (процедура пересадки рассматривается последовательно: от подготовки до последующего ухода за растением).
  • Информация в разных пунктах плана не дублируется, каждый пункт содержит новую информацию.
  • План содержит все основные аспекты работы.
  • Каждый пункт плана можно раскрыть, расписать более подробно.
  • Пункты плана сформулированы кратко.
  • План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

Как ухаживать за кактусами?

В какое время года можно делать пересадку?

Когда начать полив после пересадки?

Какого размера должен быть новый горшок для растения?

Какие потребуются инструменты и материалы?

Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.

Данный план требует доработки, потому что:

  • Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
  • План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
  • Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
  • Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Рекомендуем

Что такое копирайтинг, SEO копирайтинг и с чего начать новичку?

В этой статье я подробно расскажу, что такое копирайтинг, чем он отличается от SEO-копирайтинга и рерайтинга. Как заработать на написании текстов …

Как нельзя писать тексты? Разбираем ошибки копирайтеров

Есть несколько ошибок, которые мешают авторам быстро и качественно работать. Прочитав статью, вы сможете улучшить свои тексты и сократить время их …

Методы запоминания текста

Выбрать наиболее эффективный лично для вас метод запоминания информации — первый шаг к успеху. На этом этапе нужно знать базовую классификацию приёмов: механические, рациональные и ассоциативные (или мнемонические). Самый выигрышный для вас вариант зависит от вашего типа восприятия информации.

Что такое теория множественного интеллекта

Вы визуал и хорошо запоминаете образы? Попробуйте выстраивать ассоциации. Вам удобнее и проще воспринимать тексты вслух? Тогда используйте аудиозаписи во время учёбы

Для тех, кому важна тактильность, подойдёт механический метод — переписывание, а тем, кто любит схемы, блоки, таблички и упорядоченную информацию, лучше обратить внимание на рациональный метод составления плана

Читательский дневник по рассказу «Каштанка» Антона Чехова

Главные герои: Каштанка, Мсьё Жорж, Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич, Хавронья Ивановна.

Второстепенные герои: Лука Александрыч, Федюшка.

Характеристика главных героев:

Каштанка — Небольшая, умная и весёлая собака.

Задиристая, наблюдательная, самоуверенная.

Талантливый артист цирка.

Мсьё Жорж — Клоун и дрессировщик. Называл Каштанку Тёткой.

Добрый и внимательный к животным.

Иван Иванович — Важный, самоуверенный гусь.

Фёдор Тимофеевич — Кот. Скучный и всем недовольный.

Хавронья Ивановна — Добродушная и весёлая свинья.

Лука Александрыч — Хозяин Каштанки. Столяр, пьяница.

Федюшка — сын столяра. Добрый мальчик, любит животных.

Краткое содержание рассказа «Каштанка»

Каштанка потерялась и долго пыталась найти хозяина.

Её подобрал цирковой клоун мсьё Жорж, который стал готовить Каштанку к выступлению на арене.

Каштанка сдружилась с другими животными клоуна, но вскоре от несчастного случая в цирке погибает гусь Иван Иванович.

Каштанка выходит на арену и её узнаёт сын старого хозяина.

Мальчик и Лука Андреевич зовут Каштанку, и она бежит к ним.

2. Незнакомец и ужин.

6. Первое выступление.

Основная мысль рассказа «Каштанка»

Главная мысль рассказа в том, что собака всегда остаётся верной одному хозяину.

Основная идея рассказа заключается в том, что собаки лучшие друзья человека и относится к ним нужно с любовью.

Чему учит рассказ

Рассказ учит любить животных, заботиться о своих домашних питомцах, никогда не отпускать их гулять одних, а в случае потери, искать всеми средствами и способами.

Учит верности, дружбе, преданности.

Краткий отзыв по произведению «Каштанка» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я почувствовала гордость за собаку, которая любила своего хозяина несмотря ни на что.

Столяр был пьяницей, ругался, плохо кормил, но был хозяином и собака была ему предана.

Она почти не раздумывала, когда в цирке вновь встретила Луку.

Она бросилась к нему и мальчику, оставив растерянного Жоржа на арене.

Собака не могла поступить иначе.

Она хранила верность тому, кто её вырастил.

Это очень интересная история про преданность и верность.

Автору удалось показать, какие замечательные существа собаки.

Как они любят своих владельцев.

И как владельцы должны относиться к своим питомцам.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать, достаточно ли сильно мы любим тех, кто живёт вместе с нами.

Наших собак, кошек, птичек, рыбок и других питомцев.

Они заслуживают нашей любви.

Пословицы к произведению:

Старый друг лучше новых двух.

На чужбине и собака тоскует.

Хорошая собака без хозяина не останется.

Друзья познаются в беде.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Иван Иваныч! Что же это такое? Умираешь ты, что ли? Ах, я теперь вспомнил, вспомнил! — вскрикнул он и схватил себя за голову.

— Я знаю, отчего это! Это оттого, что сегодня на тебя наступила лошадь! Боже мой, боже мой!

Геенна огненная — ад.

Лохань — тазик, кадка.

Каналья — нехороший человек.

Поднятые темы и проблематика

Центральной темой всего произведения, безусловно, является взаимодействие людей с животными, а именно разное отношение хозяев к своим питомцам. Писатель специально предложил читателям взглянуть на мир глазами собаки, чтобы те могли проникнуться всем спектром эмоций, который доступен живым существам в моменты радости и печали. К сожалению, если судить по первым строкам рассказа, то вырисовывается крайне удручающая картина: преданное домашнее животное дарит хозяину любовь и верность, а в ответ получает лишь пинки ногами и объедки со стола.

Любовь — еще одна тема для философских размышлений. Каждый проявляет свои чувства так, как умеет. Даже Лука Александрыч, грубый и равнодушный столяр, все-таки дорожит Каштанкой.

Также в рассказе отчетливо прослеживается тема сочувствия. Сострадание к ближнему не дает ожесточиться, лишиться способности сопереживать тому, кто оказался в беде. Поддерживать тех, кто столкнулся с несчастьем, оказывается, могут не только люди, но и животные. Когда ночью Каштанка проснулась от пронзительного крика Ивана Ивановича, она поняла, что творится что-то неладное, собака по-настоящему испугалась. После смерти гуся ей стало грустно и хотелось плакать.

Еще одна немаловажная тема — преданность. Прежний хозяин ни во что не ставил Каштанку, постоянно высказывал упреки в ее адрес и норовил дать пинка. В новом доме собака получила то, чего ей так не хватало: хорошую еду, заботу и ласку, но душа ее по-прежнему тосковала по прежней жизни.

Вокруг финала рассказа разгорелось немало споров. Действительно, почему собака, облагодетельствованная новым покровителем, не раздумывая вернулась к старому хозяину, державшему ее впроголодь? Какой смысл ей было менять сытую жизнь в теплом уголке на вечные шпыняния? Кто-то скажет, что сработал пресловутый собачий инстинкт, и, возможно, он будет прав. Но, может быть, в таком поведении писатель узрел черты, присущие людям, которые готовы покорно терпеть унижения и оскорбления?

Адаптации

  • «Каштанка» — советский художественный немой чёрно-белый фильм 1926 года режиссёра О. Преображенской.
  • «Каштанка» — советский мультфильм 1952 года. Режиссёр Михаил Цехановский
  • «Каштанка» — советский художественный фильм 1975 года режиссёра Романа Балаяна. В ролях: Лев Дуров — столяр Лука Александрович , Табаков, Олег Павлович —клоун Жорж
  • «Каштанка» / Kaštanka — чехословацкий мультфильи 1976 года
  • «Каштанка» — российский художественный фильм 1994 года, режиссёр Анатолий Васильев.
  • «Каштанка» — российский мультфильм 2004 года. Режиссёр Наталья Орлова

Петербургский детский театр «Зазеркалье» поставил мюзикл «Страсти по Каштанке», где помимо основных персонажей фигурируют бродячие собаки (весьма выразительная группа); колонна заключённых, идущих по этапу; разные социальные типы горожан (чиновники; цыгане-певцы; извозчики, ради потехи бьющие беззащитную собаку кнутами). Аудиоверсия данной постановки транслировалась на «Радио России».

Основной сюжет произведения

У столяра Луки Александрыча была собака по кличке Каштанка, которая однажды потерялась. Дорогу домой Каштанка так и не нашла. Выбившись из сил, собака заснула у дверей подъезда какого-то дома, где её и нашёл новый хозяин – клоун, выступавший под псевдонимом Мистер Жорж. Каштанка попадает в цирк и получает новую кличку – Тётка.

У Мистера Жоржа были и другие животные: гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна и кот Фёдор Тимофеевич. Все эти животные были обучены различным трюкам, которым должна была научиться и Каштанка. Клоун подготовил новый номер с участием «Тётка». Но дебют Каштанки был сорван. Во время выступления собака узнала среди публики Луку Александрыча и его сына и бросилась к ним с радостным лаем. Каштанка вернулась к прежним хозяевам.

Проблематика произведения

Вопрос о том, почему Каштанка вернулась к прежним хозяевам, возникает у многих читателей. В начале рассказа автор даёт понять, что столяр и его сын Федюшка обращались с собакой достаточно жестоко. Лука Александрыч бьёт животное и обращается к нему не иначе, как «треклятая» и «холера». Федюшка, «играя» с Каштанкой, также причиняет ей много боли. Жизнь главной героини рассказа кардинально изменилась после того, как она попала в цирк. Новый хозяин Каштанки ласково обращается со всеми своими животными. «Тётку» хорошо кормят и не бьют. Тем не менее, собака скучает по прежней жизни у жестоких хозяев.

Привычный мир Каштанки рухнул в тот момент, когда она потерялась. Поведение её нового хозяина значительно отличается от поведения грубого Луки Александрыча. Собаке дали другую кличку. У «Тётки» раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее. Однако новая жизнь оказывается настолько непривычной для Каштанки, что она, не задумываясь, вернулась к прежнему жалкому существованию при первой же возможности.


Автор прощает Каштанке её нелогичный выбор. Будучи животным, собака руководствуется инстинктами, а одним из характерных для собак инстинктов является преданность и верность своему первому хозяину. Животное может терпеть грубое обращение и оставаться преданной жестокому хозяину даже после его смерти. Подобное поведение, с точки зрения автора, категорически недопустимо для человека. Тем не менее, большинство людей сопротивляются переменам в своей жизни. Их вполне устраивает устоявшийся, хотя и не всегда счастливый быт. Даже попав в новую жизнь, человек, уподобляясь животному, стремится вернуться к привычному, оставив лучшее.

На выбор Каштанки можно посмотреть и с другой стороны. В цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. Их поведение неестественно и является не более, чем результатом дрессировки. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду.

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.

Художественные образы

Каштанка

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью

Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба»

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя. Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды». Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян. Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга. Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном. Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит. Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем. Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам относятся дрессированные животные, с которыми выступает Мистер Жорж. За этим образами автор «спрятал» подражателей интеллигенции. Эти люди не согласны с существующим режимом. При этом найти истину самостоятельно подражатели не способны. Им нужен лидер, «хозяин» нового типа, обладающий свойствами, противоположными свойствам лидеров старого типа. Следовательно, такие люди мало чем отличаются от каштанок, подчиняющихся старым «хозяевам».

К подражателям автор относится без симпатии. Они не имеют никакой ценности ни для невежественной толпы, ни для всего государства. Иван Иваныч умирает нелепой смертью, будучи убитым лошадью. Его место немедленно занимает Каштанка.

Работая над своим рассказом, Чехов, безусловно, предвидел будущие революционные потрясения. Однако Антон Павлович не ожидает от революции ничего хорошего. Когда старые «хозяева» уйдут, страна останется в руках трусливых каштанок и интеллигентов-клоунов.

4.6 5 ( 31 голос )

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: