Л.н.андреев «кусака»: описание, герои, анализ рассказа

Анализ произведения

Дача опустела, Кусака покинута теми, кого любила и кому доверяла. Её жизнь стала сложнее и печальнее. Без какой-либо надежды выла монотонно, грустно. Создавая образ главной героини рассказа, Леонид Андреев прибегает к разным литературным приёмам: рисует эмоции и поведение, сравнивая чувства животного с пейзажами природы, сопоставляя с отношением человека к слабому и обездоленному.

Природа чувств персонажей

Литературная работа была завершена в 1901 году. Здесь же опубликована в журнале. История одинокой бродячей собаки, которую рассказывает некто со стороны. Собака вопреки суровым жестоким обстоятельствам из щенка превратилась во взрослого пса. Всегда испытывает голод, у неё никогда не было собственного дома. Кусаке всегда встречаются безжалостные злобные люди, которые могут оскорбить беззащитное животное.

Со временем собака теряет веру в человека. Летние дачники — единственные, кто приласкал несчастную Кусаку. Собака их полюбила, но осенью эта семья уехала. Повествование завершается грустным воем одинокого тоскующего животного.

При анализе произведения «Кусака» становится понятно, что в своём литературном труде автор показывает различия между жалостью, основанной на мгновенных эмоциях, и подлинным деятельным сочувствием. Эгоизм гимназистки и её семьи бесспорен: они довольны, что накормили бродячее животное. Но они безответственны по отношению к судьбе Кусаки, которая, в сущности, лишь развлекла их летний досуг. Конечно же, жалость без затруднений превращается в равнодушие при планировании проживания пса в городской квартире.

Литературные приёмы автора

Пожалуй, у этой грустной истории мог быть хороший финал. Но писатель стремится пробудить совесть у читателя, продемонстрировать жестокость души по отношению к мукам слабого создания. Автор желает, чтобы люди приняли страдания другого чужого сердца, как собственного. В таком случае он сам будет добрее и лучше.

С самого начала произведения Леонид Андреев даёт понять, что кроме доброты есть злоба и жестокосердие. Не приукрашивая истинной картины, писатель иллюстрирует жизнь бродячего животного, которого отовсюду гонят, но оно всё-таки продолжает верить в человечность и заботу.

Переживания собаки изображены вместе с будничным голодом и серостью дней. С приходом весны героиня встречает доброжелательную семью, которая её кормит. Жизнь стала совершенно другой. Дни окрасились в радостные тона. Но вот наступила осень, дачники уехали, теперь Кусака одинока и несчастна.

Чувства животного и его общее состояние меняются в зависимости от обстоятельств и событий. В голодный период собака «визжит», «вскакивает», с приездом на дачу добрых людей она «цветёт душой», «совершает кувырки». Осенью дача опустела, с небес полился дождь, пришли грусть и отчаяние.

Основная идея

Писатель, поднимая тему сочувствия к ближнему, отмечает, что несчастные и одинокие требуют к себе особенного внимания. При каждой возможности необходимо оказывать им помощь и поддержку, быть милосердными. Андреев показывает мир бродячих зверей, где собака, как и люди, страдает и стремится к пониманию, вниманию, добру. Он детально проиллюстрировал изменения, которым подвергалось бездомное существо, где боязнь превращается в горделивость.

Автор отметил, что дети обычно являются гораздо более добросердечными, чем их родители. Основная мысль произведения — человек в ответе за того, кого успел приручить. Необходимо брать на себя ответственность и нести её до самого конца. У всего живого, также, конечно же, как и у всякого животного, есть душа. Она может мучиться, горевать и нуждаться в сочувствии и понимании. Братьям нашим меньшим требуется любовь и забота.

Примечательно, что после публикации этого художественного произведения были организованы приюты для домашних животных:

  1. «Благо».
  2. «ПитоПомощь».
  3. «Животный мир».

История о бездомной собаке по кличке Кусака является вдумчивым рассказом, который призывает к размышлению о морали, доброте, совести, умении сопереживать, воспринимать чужие страдания, а также о правильном человечном воспитании. Чёрствость и циничность, разумеется, недопустимы во взаимоотношениях с другими, в том числе и в обращении с беззащитными животными. Нужно быть отзывчивыми и сострадательными ко всему живому.

Влияние животных на людей

  1. И.А. Самарский, «Радуга для друга» . Рассказ ведётся от лица собаки-поводыря. Трисон повествует об их взаимоотношениях с новым «подопечным» — слепым тринадцатилетним Сашкой. Собака стала настоящим другом, самым близким существом для мальчика. Он всегда поддерживал его как мог, был для него глазами. Верность Трисона, его искренность, забота выделяют его среди равнодушных людей. Любовь питомца помогала герою справляться с тяготами жизни, радоваться каждому моменту. Трисон сильно повлиял на детство Сашки, он стал неотъемлемой частью его жизни.
  2. Г. Н. Троепольский, «Белый Бим Чёрное ухо» . Иван Иваныч — главный герой произведения Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» — взял к себе домой «бракованного» щенка, от которого хотел избавиться заводчик. Герой не понимал, что в нем не так, ведь все живые существа заслуживают любви, заботы. С этого момента изменился привычный быт писателя. Их отношения с питомцем настолько стали близки, что собака всегда с точностью могла определить настроение героя. Бим старался подбодрить своего хозяина, всегда поддерживал его. Иван Иваныч чувствовал это, и все больше проявлял добрые и нежные чувства по отношению к своему маленькому другу. В их доме царит взаимопонимание. Именно пес скрасил одиночество героя и помог ему ощутить полноту жизни.

«А зори здесь тихие»

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям – девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда – Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один – смерть при выполнении боевого задания.

Критика

Современники признавали литературный талант Андреева, хоть он сам и говорил, что так и не сумел по-настоящему узнать и понять своего читателя.Н. К. Рерих, М. Горький, А. Блок, например, отмечали глубину мысли в произведениях писателя, его широту мировоззрения. Отобразилось это и в рассказе «Кусака».

Согласно одному широко известному выражению, человек должен нести ответственность за «братьев меньших». Собака издавна олицетворяла верность и преданность, и то, как животное ведет себя в начале – вина людей, плохо с ней обращавшихся.

Полная ярости, Кусачка нападала на случайных прохожих, стараясь единственно понятным ей способом отомстить за причиненную боль.То, что в итоге помогло ей измениться – искренняя любовь. Сначала ее одаривает лаской одна девочка, затем за ней повторяют другие дети. Постепенно Кусака приучается к существованию среди людей.

На примере истории животного Андреев призывает задуматься над тем, какое влияние оказывают на остальных совершаемые нами поступки.

Вариант 2

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» — это удивительная история о взаимоотношениях собаки и людей. В ней автор с трогательным сочувствием отнёсся к нелёгкой судьбе собаки, которая с рождения даже не имела имени. Свою кличку она получила за то, что укусила Лёлю. Кусака не знает, что такое уютный теплый дом, ей неведомы радости домашнего очага и уюта. С самых ранних своих лет она вынуждена учиться выживать, а не жить. В тексте рассказа подмечается, что собака часто бродяжничает. Причём, это происходит уже довольно долго, «годами».

Внешность Кусаки невзрачная, она даже в какой-то степени уродливая. Андреев описывает её как грязную собаку, у которой шерсть вся пропитана грязью. Животное отталкивает людей одним своим видом. Но можно ли это чем-либо объяснить? Скорее всего, собака стала злой и неряшливой лишь потому, что никто из людей не внушал ей доверия. Она не любила их, ведь они не раз её предавали. Например, некоторые ребята нарочно бросали в неё палками, камнями. После такого отношения Кусака стала отвечать людям тем же. К ней невозможно было подойти, она рычала и пыталась укусить.

Но можно ли сказать, что собака полностью потеряна в нравственном смысле? Вспомним, где её встречает семья Лёли. На даче. А что она там делает? В тексте говорится, что она бескорыстно охраняла заброшенную дачу. При этом Кусака не ждёт никакой награды. Факт добродушия и отзывчивости на лицо. А как ведёт себя собака после того, как Лёля начинает к ней тянуться? В ответ, Кусака делает тоже самое. Жизнь её полностью меняется, она рада, что хоть кому-то в этой жизни она ещё нужна. Рада простым мелочам: солнышку, птичкам, ласковой руке хозяина. Даже еда предстаёт перед ней в новых красках. Её внешность меняется, собака становится ухоженной, чистой, свежей. В глазах Кусаки виден неподдельный блеск.

Однако, всё это собачье счастье длится лишь до отъезда хозяев в город. Вероятно, собака ожидала, что и её возьмут. Но этого не произошло. Люди даже не прощаются с ней, она чувствует себя ненужной игрушкой, с которой поиграли и выбросили. И снова в глазах собаки печаль и одиночество. Снова она начинает горько выть, осознавая, что люди снова предали её.

Итак, образ собаки Кусаки вырисовывается довольно просто: это обиженное жизнью живое существо, которое постоянно сталкивается с предательством людей. И нельзя сказать, что она скверная или злая. Просто окружающая среда сделала её такой. Люди во многом виноваты, что родившееся на свет Божье творение вынуждено так страдать. Скорее всего, Андреев в образе собаки отразил жизнь многих людей. Возможно, они кажутся какими-то странными, даже немного дикими. С ними трудно общаться и контактировать. Но может всё дело в том, что мы не делаем первый шаг и сами часто обращаемся с ними плохо? Есть над чем задуматься!

Суть: о чём?

Рассказ «Кусака» – это история о тяжёлой судьбе собаки. Изначально безымянная, собака терпит гонения и агрессию со стороны людей. Но особенно жестоко с ней обошёлся один мужчина, возвращавшийся домой из кабака. Он убедительно и долго приманивал собаку к себе, чтобы погладить. И в последний момент, вспомнив всё плохое в своей жизни, мужчина сорвался на собаку и ударил её. Все те горечь и обида, испытанные Жучкой, сделали её озлобленной и нелюдимой.

Лишь гимназистка Лёля и дачники сумели изменить отношение собаки к миру, а также дали ей новое имя – Кусака. Испытав любовь и заботу людей на себе, Кусака жила счастливо. Но очередное предательство – отъезд дачников – вернули собаку в изначальное положение. Но теперь Кусака не бросалась на людей, она просто смирилась и выла от отчаяния.

Эта история затрагивает не только судьбу одной собаки. Это рассказ о бесчеловечности, о жестокости, о бессердечности. В то же время «Кусака» повествует о сострадании и заботе. Такой контраст и смена «тональностей» показывает нестабильность мира и его неоднозначность.

Анализ произведения

В этом произведении Андреев затрагивает тему равнодушия и жестокости людей по отношению к более слабому существу. Автор желает донести до читателей, что все живое на земле одинаково страдает, испытывает боль, что не стоит творить зло там, где можно проявить доброту. Писатель показывает, что проблемы могут быть не только в жизни человека. Все живые существа, по мнению автора, являются частью единого организма на Земле.

Поведение девочки и ее родителей показывает эгоизм человеческой натуры. Семья приютила собаку из сиюминутной жалости и ради развлечения. В скучной дачной жизни Кусака была для этих людей частью досуга. Как только пришла пора возвращаться домой, сочувствие к животному тут же рассеялось, родители Лели и не собирались брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу собаки.

Создав столь трагичный сюжет автор постарался пробудить в читателях совесть, донести до них мысль, что лишь подлинное сострадание к чужой боли делает человека человеком.

И, конечно, в сюжете рассказа поднимается тема предательства. Для Кусаки в определенный момент смысл жизни стал заключаться в служении людям. Она была благодарна им за дружбу, кормежку и приют, поэтому делала то, что могла делать — сторожила дом. В итоге оттаявшее сердце собаки вновь было ранено человеческим предательством.

Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

Рассказы Леонида Андреева вызывают восторг у читателей. Также и рассказ «Кусака» не стал исключением – печальная история о судьбе бездомного пса, о жестокости и чувства сострадания в жизни. Мудрый писатель дает возможность понять и проанализировать рассказ по плану, чтобы не упустить важные моменты.

Впечатляющий рассказал, был, написал в 1901 году и опубликован в «Журнал для всех». Очень интересно, что Андреев в письме К.И. Чуковскому объяснял, по какой причине главным персонажем его рассказа, была собака. Он говорил, что главным персонажем может быть кто угодно, главное правильно передать эмоции. Животные лучше людей их проявляют, и также проживают трудные моменты, именно поэтому собака стала главным героем рассказа.

Произведение «Кусака» считается реалистичным рассказом. Жизненные трудности, реальные события, настоящие персонажи – благодаря этому можно окунуться в мир происходящего. Рассказ не большой, но дает возможность поразить своими эмоциями. Композиция здесь простая: весна -дает надежду, лето – радость, очень – грусть, зима – печаль.

Произведение «Кусака» имеет пять глав, в которой есть важные события главного персонажа.

Первая глава говорит о трудностях и бессмысленной жизни собаки, напоминая о разных причинах поведения животного. Действия происходят зимой, холодной и бесчувственной. На то время собаку звали Жучка.

Во второй главе наступает весна – пора изменений. Здесь собака находит новых друзей, знакомится с гимназисткой Лелей, впервые когда собака проявила свою агрессию к человеку. На то время собаке дают другое имя, также начинает вести себя иначе и проявлять доверие.

В этой главе речь идет о лучшем времени собаки, ее любят и ценят, она счастлива.

В четвертой части наступает осень, грусть и тоска заметно влияет на героев. Здесь в жизни собаки наступает тоска по своими новыми хозяевами, которыми решили уехать.

Осознание своего одиночества приходит именно в этой главе: она потеряла своих хозяев, не видит смысла существования, чувства безысходности и беспомощности.

В таком случае, автор, применил кольцевую композицию в свое рассказе. В рассказе присутствует несколько конфликтных линий: внутренний конфликт собаки и Лёли, и конфликт между главным персонажем и обществом. Главным и значительным есть конфликт между собакой и обществом, всем обиженная собака переносит свои переживания в себе. Собака испытывает муку и недоверие к окружающему миру.

Суть названия «Кусака» заключается в сужении повествования и личности пса. Ее образ полный и понятный, ее переживания – главное событие рассказа.

Суть рассказа заключается в трудной судьбе пса, бездомная собака без имени и клички, терпит все переживания и ненависть со стороны общества. Жестокость мужчины возвращавшегося из бара. Все обид и печали, испытанные собакой сделали ее такой.

Одна Лёля сумела дать вторую жизнь собаке, подарить ей любовь и новое имя. Испытав заботу и любовь, собака стала счастливой, но счастье длилось не долго. Отъезд хозяев вновь разочаровали пса. Печальная история трогает за самую душу.

Бездомный пес, который постоянно ощущает чувство одиночества, предательства и недоверия к обществу после главы с пьяницей. Дальше события значительно изменят отношение собаки к миру, но, тем не менее, жизнь снова даст ей понять, что такое предательство. После ее доверия к людям, она все равно не была спокойной, ее мучило чувство вины. Также собака была охранником для новых хозяев, она была верна этому дому до последнего.

Рассказ учит тому, что не нужно обижать животных, ведь они даже не смогу рассказать о своей боли. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

II

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом.

Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:

— Вот весело-то!

Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.

— Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос: — Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злюу-щая!..

Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз. А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи: в траве шуршало что-то невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки; хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль.

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

— А где же наша Кусака?

И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб, — словно это был не хлеб, а камень, — и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.

— Кусачка, пойди ко мне! — звала она к себе. — Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!

Но Кусака не шла: боялась

И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит

— Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?

Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико.

И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

— Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! — закричала Леля.

Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

Урок анализ рассказа КУСАКА

Л.Н.Андреев «Кусака»: описание, герои, анализ рассказа

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

Рассказ был написан в 1901 году и опубликован тогда же в № 9 Журнала для всех. Издан в составе авторского сборника «Книга рассказов и стихотворений» книжным магазином «С. Курнина и К°.

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует – это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью. Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки. Главные герои

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию – быть человеком.

Рецензии на книгу «Кусака» Леонид Андреев

Одна из самых пронзительных и проникновенных книг, которую я читала.

Наверное, мою душу всегда будут больше трогать произведения про животных. Про этих беззащитных существ, которые оказываются на улице не по воле своей, которые кусают людей только из-за того, что они перестали доверять людям после предательства. А ещё — только собаки умеют преданно любить. Больше никто. Верность и преданность. Собаки знают oб этом намного больше, чем люди. По мнению Андреева, одна из черт, которой должен обладать каждый человек, — это любовь к животным. Сейчас чаще можно услышать словосочетание «сострадание к животным», однако не нужно было бы сострадать, если бы люди вели себя иным образом. История Кусаки — это как раз история распространенного отношения людей и животных. К СОЖАЛЕНИЮ! Собаку выбросили как деклассированный элемент, когда ей нужна была любовь, ласка, общение с человеком. У нас столько развлечений, забот, а у собак — только мы. Хозяин для собаки — Бог. А у Кусаки не было Бога. Вся идея рассказа пронизана идеей, что жестокое обращение с животными ведёт к такому же отношению к людям. И я никогда не стану общаться и жить с человеком, если узнаю, что он не любит ВСЕХ животных и так далее. В рассказе это отношение поганое показывается в эпизоде пьяного мужика, который вместо того, чтобы погладить собаку, которая ластилась к нему, он ударил ее сапогом по телу, а потом пришёл и избил жену. А всю эту агрессию и злобу могут воспитать родители. Девочке Леле не дали взять Каштанку с собой, ведь она обыкновенная дворняжка. Сначала приручили, потом бросили. Девочке пообещали породистого щенка, и она забыла Каштанку. А чем Каштанка хуже породистого щенка? Просто есть погоня за красивым и материальным. И всегда было. Раз дворняжка — значит низший сорт. Только, к сожалению, мы, люди, — это мы, низший сорт, бездуховный и агрессивный. Зачем вообще брать собаку, если ты не можешь её содержать? Если ты один живёшь и работаешь, а собака воет весь день дома в одиночестве. Зачем заранее обрекать маленькое существо на мучения и страдания? И как после всего этого можно доверять людям? Я искренне поражаюсь людям, которые считают, что испытывать чувства могут только они. Или «такие сильные чувства». Только мы можем найти тысячу способов, как побороть в себе негативные чувства, а собака только воет.Собака выла. От безысходности, от ненужности. Рассказ оставляет тягостное впечатление. И снова начинаешь невольно задумываться о том, имеет ли право человек считать себя умным, возвышенным, благородным, если он равнодушен к тем, кто его окружает. НЕТ! Истинная доброта распространяется на все живое, в том числе и на братьев наших меньших. И, пожалуй, да.«Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки». Люди, одумайтесь! Задумайтесь над своими поступками, может быть они приносят страдание нашим меньшим друзьям. И может что-то изменится в чёрных потёмках человеческой души..

Основная идея

Смысл рассказа «Кусака» заключается в том, что жестокость людей оставляет отпечаток и на судьбах животных. Собаки тоже испытывают чувства, у них есть свои переживания и эмоции, на которые люди зачастую не обращают внимания

Писатель призывает читателя нести ответственность за свои поступки, ценить животных и обращать внимание на то, что они чувствуют. Ведь жестокий по отношению к животным человек жесток и по отношению к людям – как пьяница, ударивший Жучку, а затем избивший жену

Но главная мысль рассказа «Кусака» проглядывает именно в поступке семьи Лели. Герои сначала привязали к себе животное, не подумав об ответственности за него, а потом бросили. Руководствуясь благими намерениями, они повели себя не лучше злобного пьяницы: приманили и ударили. Но один удар — ничто по сравнению с одиночеством, которое испытала Кусака после отъезда хозяев. Получается, что люди обманывают себя и других, делая добро лишь наполовину и когда им это выгодно. Когда же благородство требует жертв, даже минимальной уступки в комфорте, герои отворачиваются от того, кого называли другом. Мнимая доброта еще хуже откровенного зла, потому что она еще и обманывает нас.

Жанр, направление

«Кусака» представляет собой рассказ, принадлежащий реалистическому направлению. Жизненные ситуации, реальная обстановка, «естественные» персонажи – всё это позволяет читателю ощутить себя рядом с происходящим. Для рассказа типичны ограниченное количество персонажей и сюжетных линий (в этом случае – два центральных героя и один мотив; побочные ответвления создаются только для развития основного повествования). Также о происходящем сообщается через одно лицо. Им может выступить кто-то из героев или сам рассказчик.

Рассказ не отличается большим объёмом, однако захватывает несколько сезонов года, тем самым раскрывая чувства центрального героя в полном масштабе. Как и во многих произведениях, здесь используется символичная композиция: весна олицетворяет надежду, лето — счастье, осень — печаль, зима — страдание.

Относительно направления можно сказать следующее: Леонида Николаевича считали родоначальником русского экспрессионизма. Данному модернистскому литературному течению были присущи трагизм, чрезмерное преувеличение (гротеск), сосредоточение на эмоциях и ощущениях, контрастность. Эти черты вполне можно найти в рассказе. Вместе с тем он довольно реалистичен за счет психологизма, так как автор подробно исследует эмоции живого существа, достоверно изображает душевные переживания.

Главные герои и их характеристика

Чтобы проследить изменения в характере собаки в зависимости от её положения и понять, чем же руководствовалась Лёля, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с краткой характеристикой главных героев рассказа «Кусака». Анализ по плану вмещает в себя таблицу с описанием персонажей.

Кусака Бездомная собака, терпящая издевательства со стороны людей, потеряла всякое доверие к человеку после эпизода с пьяницей. Озлобленная, агрессивная, нелюдимая – такой нам предстаёт Жучка в первых главах рассказа. Последующие события изменят отношение собаки к людям. Однако в ней навсегда останется недоверие и излишняя подозрительность по отношению к человеку. Даже когда она доверилась людям, её мучили мысли о своём неумении выражать благодарность или удовольствие. Кроме того, Кусака всегда охраняла дом, выбранный ею, даже когда в нём не жили люди. В этом проявляется её врождённое желание быть полезной и нужной. Кусака также отличается своей преданностью.
Лёля Гимназистка Лёля приехала на дачу только с наступлением весны. Она полна восторга и радости, и только нападение собаки омрачило первые минуты пребывания за городом. Несмотря на агрессивное поведение собаки, Лёля пересилила свой страх и решила окружить Кусаку лаской и заботой. Девочка понимала, что озлобленной собаку сделала сама жизнь. Лёля – искренняя, заботливая, милосердная и сопереживающая. Она не хотела оставлять собаку на произвол судьбы, потому что понимала, как трудно и плохо будет животному. В этом проявляется безграничная доброта и человечность Лёли.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: