К.г.паустовский «теплый хлеб»: описание, герои, анализ произведения

Теплый хлеб — краткое содержание для читательского дневника

Однажды в Бережках кавалерия красноармейцев оставила у старого мельника раненого коня. Дед Панкрат вылечил животное, вместе с конем он начал чинить плотину.

Еды у Панкрата коню не хватало. Конь шел по деревне и просил у жителей пищи себе на прокорм. Многие люди привечали коня, выносили ему хлеба.

В один из теплых зимних дней, когда плотина уже была починена, а Панкрат собирался запустить мельницу, конь отправился вновь по деревне. Он оказался у ворот, где жил нелюдимый и грубый мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя!». Так мальчик отвечал практически на все слова других людей. Он жил с бабушкой, которая в то время находилась у соседки.

Филька обедал ломтем хлеба, который посыпал солью. Он увидел коня, вышел к нему. Животное подалось к хлебной краюхе. В этот миг мальчик сильно ударил питомца Панкрата, выругал его, бросил кусок в сугроб. Филька крикнул коню, чтобы он отправлялся искать и выкапывать хлеб.

Конь заплакал, издал страшный звук и махнул хвостом. В ту же секунду началась такая метель, что Филька еле нашел вход домой. Вечером смогла вернуться бабка Фильки. Она предположила, что уже промерзли все колодцы и река до самого дна. Это означало смерть для всей округи.

Филька испугался по-настоящему, когда к печке стали жаться выбравшиеся из погреба мышки. Бабушка поведала внуку, как давно случилось подобное ненастье от человеческой ненависти, когда хозяин дома вынес изувеченному старому солдату кусок заплесневелого хлеба и бросил его на землю. Солдат от обиды свистнул, округу накрыла метель и холода. Жадный мужик умер от сердечной остуды. Бабка сказала внуку, что в Бережках снова завелся жестокий человек и сделал что-то дурное.

Филька понял, что этот дурной человек он сам. Он спросил, что делать, чтобы исправить беду. Бабушка сказала, что им остается надеяться, что злодей исправит свой поступок. Как это сделать, знает Панкрат.

Ночью Филька отправился к Панкрату. Он поведал мельнику, как обидел искалеченное животное, спросил, что ему делать. Панкрат дал Фильке немного времени на раздумье. Разговор услышала сорока, которая ютилась в сенях мельника.

Филька понял, что не справится с бедой один. Он пообещал мельнику, что вместе с ребятами будет колоть лед на реке. Как только они дойдут до воды, нужно запускать мельницу. Панкрат обещал поговорить со стариками, чтобы и они помогли ребятам.

За общей работой на следующий день никто не заметил, как потянуло ветром с юга, появлялись и падали сосульки. К вечеру люди смогли запустить мельницу, тогда же вернулась сорока. Она говорила воронам, которые грелись на трубах, что она пробудила теплый ветер и призвала его на помощь деревне.

К ночи хозяйки напекли свежего хлеба из муки, которую намололи в тот день. На следующий день Филька пришел к мельнице с буханкой свежего хлеба в компании друзей. Он предложил кусок с солью коню. Тот поначалу отказался, но Панкрат уговорил животное помириться с мальчишкой, так как Филька от горя заплакал

Конь осторожно съел первый кусочек хлеба из филькиных рук, а после и всю булку. Так примирились искалеченный конь и мальчик

Содержание «Тёплого хлеба» с цитатами

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» краткое содержание с цитатами из произведения:

Когда кавалеристский отряд проходил неподалеку от деревни Бережки, разорвался немецкий снаряд, и осколок «ранил в ногу вороного коня». Командиру отряда ничего не оставалось, как оставить его в деревне, и продолжить свой путь.

Раненого коня взял себе старый мельник Панкрат, которого местные ребятишки считали колдуном. Старику удалось выходить коня, который стал его верным помощником и «терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину».

Мельнику было тяжело прокормить коня, и вскоре тот начала ходить по деревне, выпрашивая еду у местных жителей. Многие жалели умное животное, пострадавшее в войне, и подкармливали его, кто чем мог.

В Бережках проживал со своей бабушкой «мальчик Филька по прозвищу Ну Тебя». Это был угрюмый, замкнутый парнишка, который по делу и без дела вставлял в разговор свою любимую фразу – «Да ну тебя!», за что его так и прозвали.

К началу зимы Панкрату удалось починить мельницу. В деревне осталось совсем немного муки, и мельник собирался незамедлительно приступить к молотьбе хлеба.

Как раз в это время раненый конь бродил по деревне в поисках еды. Он «постучал мордой в калитку к Филькиной бабке». Мальчик нехотя вышел во двор. В руках он держал недоеденный кусок хлеба, посыпанный солью. Конь потянулся было к хлебу, но Филька «наотмашь ударил коня по губам» и бросил краюху в снежный сугроб.

Конь жалобно заржал, из его глаз скатилась слеза. Неожиданно поднялся сильный ветер, замела пурга. Филька с трудом добрался до избы. Сквозь рев обезумевшего ветра мальчику чудился «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

Метель стихла только к вечеру. Придя домой, Филькина бабушка рассказала, что вся вода в деревне замерзла. Сильный мороз, который обрушился на Бережки ночью, вызвал тревогу у местных жителей – если погода не изменится, наступит голод. Мука у всех на исходе, вода в реке замерзла, и мельница работать не может.

В избе было так холодно, что из подпола стали выбираться мыши, чтобы спрятаться «под печкой в соломе, где еще оставалось немного тепла». Филька заплакал от страха, и бабушка, чтобы успокоить внука, принялась рассказывать ему давнюю историю.

Однажды в их краях приключилась большая беда – сильнейший мороз, погубивший все живое. А причиной тому стала человеческая злоба – когда старый бедняк, солдат-калека, попросил у зажиточного мужика хлеба, тот бросил черствый кусок на землю.

С трудом подняв хлеб с земли, пожилой солдат заметил, что он весь покрыт зеленой плесенью и есть его невозможно. В этот же момент «сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала», и жадный мужик тут же умер.

Филькина бабушка уверена, что и в этот раз причиной лютого мороза стал злой человек, который появился в деревне. Надежда только на то, «поправит дурной человек свое злодейство», а помочь в этом может только мудрый и всезнающий мельник.

Ночью Филька, прихватив с собой телогрейку, со всех ног бросился к Панкрату. Он честно признался, что обидел коня. Мельник объяснил мальчику, что тот сможет искупить свою вину перед раненым конем и людьми, если изобретет «спасение от стужи».

Филька решил собрать всех знакомых ребят и всем вместе разбить лед на реке, чтобы заработала мельница. На рассвете собрались ребята и старики, и на реке послышался «частый стук ломов». За дружной работой никто не заметил, как погода изменилась в лучшую сторону – подул теплый ветер, оттаяли ветки на деревьях, запахло весной.

К вечеру лед разошелся, и мельница заработала в полную силу. Жители Бережков были очень довольны – в каждом доме стоял запах «запах теплого хлеба с румяной коркой».

На следующее утро Филька пришел к Панкрату с целой буханкой свежего хлеба, чтобы накормить коня. Поначалу тот не хотел принимать угощение из рук обидчика, но мельник уговорил его помириться с мальчиком. Съев весь хлеб, раненый конь «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Заключение

Своей книгой Константин Паустовский хотел напомнить читателям, насколько важно быть добрым и чутким к чужой беде, не оставаться равнодушным и проявлять милосердие

СПАДИЛО.РУ

Раненый конь

В одном из кавалерийских отрядов был ранен конь – осколок немецкого снаряда попал ему в ногу. Командир был вынужден оставить коня в деревне под присмотром мельника Панкрата, которого местные жители считали колдуном. Коня удалось вылечить, но корма у Панкрата не было, поэтому животное питалось, как придется, в основном за счет добрых людей, которые не давали ему умереть от голода. В этой же деревне жил со своей бабушкой мальчик Филька. Был он неразговорчивым, скрытным и очень осторожным. На любое обращение к нему он отвечал одними и теми же словами: «Да ну тебя!». В конце концов, это стало его прозвищем, и люди называли его уже не по имени, а «Да ну тебя!».

Этой зимой, которая выдалась необыкновенно теплой, Панкрат взялся за ремонт мельницы. Хозяйки переживали из-за того, что мука у них уже кончается, а смолоть ее пока было не на чем.

Поступок Фильки

Конь, который постоянно бродил по деревне, забрел однажды и на Филькин двор. Мальчишка в этот момент был на улице, в руке у него был большой ломоть хлеба, посыпанный солью. Конь, почуяв запах, потянулся к хлебу, но Филька размахнулся и с силой ударил его по губам, а хлеб закинул в сугроб.

И тут конь заплакал настоящими слезами, которые катились из его больших влажных глаз. Затем он протяжно заржал, высоко взметнул свой хвост, и на деревню обрушилась метель. Буря была такой свирепой, что Филька немедленно убежал в дом и заперся на замок. Периодически до него доносился «тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам».

Лютый холод

Стихия перестала бушевать только под вечер, домой вернулась бабушка Фильки, которая пережидала непогоду у соседки. К ночи похолодало, а через некоторое время на село опустился небывалый мороз. Он так сжимал бревна домов, что они трескались и ломались.

Плачущая бабушка приговаривала, что всех ожидает «неминучая смерть», потому что воды нет – колодцы замерзли, муки нет – мельница не работает из-за замерзшей реки.

Бабушкина легенда

Она рассказала внуку, что такой же свирепый мороз был в этой округе сто лет назад. А привела к этому «людская злоба». Как-то раз шел через деревню калека – солдат на одной ноге, вместо второй конечности у него была деревяшка. Попросил он у одного мужика хлеба, а тот, чтобы поиздеваться над ним, бросил ему в ноги заплесневевшую корку.

Иллюстрация к рассказу. Художник Виктория Вереск

Увидев это, солдат так свистнул, что «буря закружила деревню». У злого мужика случилось «охлаждение сердца», и он умер. Видимо, и сейчас есть в деревне человек, нанесший кому-то обиду, и мороз не отпустит до тех пор, пока этот обидчик «злодейство свое не исправит». Чтобы узнать, как все исправить – нужно обратиться к всезнающему Панкрату.

За советом к Панкрату

Наступила ночь, и Филька отправился к Панкрату. Он рассказал ему про коня, про хлеб и про все остальное. Мельник сказал, что необходимо срочно «изобрести спасение от стужи», только так можно избавиться от своей вины перед конем и сельчанами.

Сорока, обитавшая в сенях у Панкрата, подслушала разговор и полетела на юг. Филька же отправился домой, решив утром подключить всех мальчишек, чтобы прорубить лед у мельницы. В результате потечет вода, заработает мельница, и хозяйки напекут свежего домашнего хлеба.

Избавление от стужи

Утром ребятишки собрались, разожгли костры, и работа закипела. К полудню небо затуманилось, и с юга подул теплый ветер, начала понемногу оттаивать земля, возле мельницы появилась полынья. Вернувшаяся сорока хвасталась, что это она разбудила южный ветер и направила его на деревню.

Примирение с конем

Наконец мельница заработала, мука была намолота, и к вечеру из каждой избы потянулся аромат свежей выпечки. Утром Филька нашел коня и угостил его теплым хлебом. Тот поначалу недоверчиво отнесся к мальчику, но все же съел угощение, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Все были рады тому, что все хорошо закончилось. Одна сорока не переставала сердито трещать – так она хвасталась, что это она помирила мальчика с конем. Но ее никто не слушал.

Сюжет

Однажды в деревушке Бережки появился раненый конь, которого оставили красноармейцы. Его взял мельник Панкрат, которого местные мальчишки считали настоящим колдуном. Панкрат выходил коня и с его помощью принялся чинить плотину. Однако мельник не мог кормить коня в голодное время, и тот ходил по всей деревне, выпрашивая у жителей еду. Все жалели его и делились, кто чем мог.

Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька нехотя подошёл к калитке и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его и бросил кусок хлеба прямо в снег.

У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушёл, а деревня оказалась во власти сильного ветра со снегом. Филька даже с трудом дошёл до своего крыльца и запер дверь, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть: лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.

Бабка Фильки, причитая, рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз и половина деревни вымерла. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завёлся такой же злой человек.

Ночью Филька отправился к Панкрату и во всём признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашёл способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лёд у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались не только мальчишки, но и все здоровые, крепкие жители, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспечённого хлеба. Утром Филька пришёл к коню с большой краюхой и помирился с ним.

Второстепенные персонажи

Бабушка

Бабушке не нравится, что Филька растёт грубым, и она ругает его за это. Когда началась буря, бабушка рассказала внуку, что это происходит от того, что появляется злой и жестокий человек, равнодушный к чужому горю. Накопив злобу, человек совершает какой-то плохой поступок, и тогда начинается сильная метель, и ударяет сильный мороз, убивая всё живое. Она даёт понять Фильке, что человек должен исправить своё злое дело, тогда снова всё будет хорошо. Это очень мудрая и добрая бабушка, которая своими делами и словами учит внука, как надо поступать.

Сорока

Является сказочным персонажем, олицетворяющим человеческие недостатки. Показывает, каким не надо быть, если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением и доверием.

Мальчишки и старики

Жители деревни.

Решили простить Фильку и помочь ему. Показали, что дружба способна на многое, главное не быть равнодушным. Всей деревней жители вышли на лёд, жгли костры и работали ломами, и погода начала исправляться, стало тепло, вода хлынула на мельницу, и мельница заработала. Мельник намолол муку, и во всех домах начали печь хлеб. Филька принёс свежего хлеба коню, и все ребята попросили, чтобы он простил Филькину глупость.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских —

Главные герои «Теплый хлеб»

для самых занятых —

Читательский дневник «Тёплый хлеб»

Тест по произведению

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Самые популярные материалы марта для 5 класса:

Характеристика хозяйки Медной Горы

Краткое содержание «Лето Господне»

«Медной горы хозяйка» очень краткое содержание

Краткое содержание «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Как Васютка выжил в тайге?

Характер Васютки

Сочинение «Что я люблю»

Краткое содержание «Илиада»

«Дети капитана Гранта» очень краткое содержание

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» Блока

Вариант 2

Филька

Основным персонаже является мальчик по имени Филька, он больше отрицательный герой. Из-за него даже совершается беда в селе. Филька злой, скупой, вечно чем-то недоволен и никому не доверяет. Он грубый, может резко ответить ребятам или даже своей бабушке, которая его растит.

Однажды противный мальчик обидел коня, которого любил весь поселок. Тогда бабушка объяснила внуку, что нужно исправлять это, так как началась вьюга. Мальчик же тут же решил попросить прощения у коня.

Старый конь

Еще одним персонажем в произведении является конь. Лошадь была фронтовой и когда ее раняли, каждый житель деревни ее подкармливал. Эта лошадь ответила на Филькину злость, в деревне поднялась буря, замерзла речка, мельница перестала работать. Но чуть позже конь миловал и простил мальчика.

Панкрат

Этот старый мужчина приютил у себя раненную лошадь. Он умен и мудр, все знает. Он полюбил коня и ухаживал за ним. Как-то раз к нем пришел мальчик Филя и просил у мельника совета. Но тот решил не советовать ему ничего, а захотел, чтобы тот сам осознал свою вину. Со временем Филька все понял и смог принять правильное решение. Он вместе с другими мальчика стал долбить лед.

Бабушка

Бабушка Фильки очень мудрая и добродушная женщина, она пытается воспитать правильно своего внука. Ей очень не нравится, что тот растет невоспитанный и грубый. Постоянно ругает его за плохое поведение. Бабушка, после того как совершилась буря, объяснила мальчику, что это произошло от того, что появился злой и черствый человек. Который равнодушен к чужой беде.

Сорока

Сорока в данном произведении-сказочный герой. Она олицетворяет пороки человека.

Также в произведении участвовали и такие персонажи, как жители деревни в лице стариков и мальчишек, которые просили мальчика и решили ему помочь. Они показали Фильке, что нужно помогать и не быть равнодушным к чужому горю. Все они растапливали лед, кто-то жег костер, кто-то просто долбил его. И после этого погода поменялась, потеплело, вода начала поступать на мельницу и та заработала.

Старый мельник наделал муку и все жители начали печь хлеб. Филька же дал лошади свежий хлеб. И остальные ребята попросили коня, чтобы тот простил филькину некрасивую выходку.

Этот рассказ учит читателя сострадать и тому, что каждый человек должен думать о своих поступках, к чему они могут привести. А если уж и поступил неправильно, то исправиться, осознать свою ошибку.

Путь к покаянию

«Путь Фильки был нелегким», — пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика «бессмысленным гражданином» и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Искупление вины

Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.

/ / / Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»

Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.

В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.

Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.

В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.

Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер

Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи.

Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.

В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.

«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.

Произведение «Теплый хлеб» написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал «Мурзилка» опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки. Анализ произведения «Теплый хлеб» также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

Второстепенные персонажи

Есть и герои второго плана в произведении, они также сыграли немаловажную роль. Этим персонажам можно дать следующую характеристику:

Бабушка — мудрая и добрая старушка, она переживает, что внук растет злым и угрюмым мальчиком, ругает его, пытается направить на правильный путь. После того как началась буря, она рассказывает внуку историю, что метель наступает, когда появляется злой и жестокий человек, который абсолютно равнодушен к чужому горю. Его злость и вызывает пургу, которая уничтожает все живое на земле

Она объясняет мальчику, почему так важно исправить ошибку, что нужно сделать, чтобы искоренить зло.
Сорока — сказочный персонаж, который олицетворяет человеческие недостатки. Птица показывает, что нельзя делать, а что, наоборот, нужно, чтобы к тебе стали относиться доверительно и уважительно.

Также в сочинение присутствуют местные жители: старики и мальчишки. Они простили Фильку, и вышли ему на помощь. Люди стали жечь костры, работать ломами, их совместный труд влияет на погоду, метель постепенно утихает.

Второстепенными героями произведения являются:

Бабушка, ей не даёт покоя осознание того, что у неё растёт очень грубый и злой внук. Но она не теряет надежды на его перевоспитание и даёт всяческие советы, которые помогут ему избавиться от большой метели.

Сорока, её автор показывает своим читателям в виде, тех остатков, которые человек должен пытаться искоренить из своей души.

Мужики и мальчики, они показали главному герою произведения, что необходимо проявлять уважение и ценить людей, которые находятся вблизи тебя. Таким образом, он смог исправить свою ошибку которую допустил. Именно благодаря тому, что они все вместе собрались, они могли расколоть лёд на реке и заставить мельницу заработать.

Второстепенные персонажи

Бабушке не нравится, какой грубый растет Филька, и она ругает его за это. Когда началась буря, бабушка рассказала внуку, что это происходит от того, что появляется злой и жестокий человек, равнодушный к чужому горю. Накопивший злобу такой человек совершает какой-то плохой поступок, и тогда начинается сильная метель, и ударяет сильный мороз, убивая все живое. Она дала понять Фильке, что человек должен исправить свое злое дело, тогда снова все будет хорошо. Это очень мудрая и добрая бабушка, которая своими делами и словами учит внука, как надо поступать.
Фактически, является сказочным персонажем, олицетворяющим человеческие недостатки. Показывает, каким не надо быть, если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением и доверием.
Жители деревни, которые решили простить Фильку, и помочь ему. Показали, что дружба способна на многое, главное, не быть равнодушным. Всей деревней жители вышли на лед, жгли костры и работали ломами, и погода начала исправляться, стало тепло, вода хлынула на мельницу, и мельница заработала. Мельник намолол муку, и во всех домах начали печь хлеб. Филька принес свежего хлеба коню, и все ребята попросили, чтобы он простил Филькину глупость.

Предыдущая СочиненияГлавные герои «Белый пудель» характеристика персонажей рассказа Куприна для читательского дневника

Следующая

СочиненияГлавные герои «Майская ночь или утопленница» характеристика персонажей повести Гоголя

Второстепенными героями произведения являются:

Бабушка, ей не даёт покоя осознание того, что у неё растёт очень грубый и злой внук.  Но она не теряет надежды на его перевоспитание и даёт всяческие советы, которые помогут ему избавиться от большой метели.

Сорока, её автор показывает своим читателям в виде, тех остатков, которые человек должен пытаться искоренить из своей души.

Мужики и мальчики, они показали главному герою произведения, что необходимо проявлять уважение и ценить людей, которые находятся вблизи тебя. Таким образом, он смог исправить свою ошибку которую допустил. Именно благодаря тому, что они все вместе собрались, они могли расколоть лёд на реке и заставить мельницу заработать.

На пути к главной идее рассказа…

Произведение Паустовского призывает читателя научиться смотреть на себя со стороны. Жизнь человека учитывает причинно-следственную связь: мысли способствуют определенным действиям, а действия вызывают последствия. Автор показывает, что умение прогнозировать последствия – это то, чему человеку следует научиться.

Человечность предполагает милосердное и сострадательное отношение к ближним, а также к тем, за кого мы отвечаем (аллюзия на А. де Сент-Экзюпери). Российский философ, этик Виктор Малахов подчеркивал, что этическое измерение отношений между людьми насчитывает несколько уровней. На первом уровне находится толерантность. Вторая ступень – милосердие. Наконец, высший уровень предполагает умение сострадать и сочувствовать.

Центральная идея «Теплого хлеба», главные герои которого учат читателя нравственным качествам, состоит в том, что человек должен забыть о равнодушии и безразличии. Парадигма линейности, в которой живет западный человек, предполагает, что мы ошибочно думаем о невозможности исправления содеянного. Однако Паустовский говорит: действия, правильные поступки переворачивают ситуацию. Порой это простые действия: просьба о прощении, раскаяние, обычное осознание и понимание ошибочности, неправильности поступков или поведения с другими людьми, животными, природой.

Специфика рассказа «Теплый хлеб» состоит в персонажах, которых писатель выводит на сцену. Читатель привык, что действующие лица произведений – люди

Но Паустовский обращает внимание на то, что в жизненном мире человека «героями» предстают не только люди. Нас окружают животные, вещи и, наконец, природа в целом

Единая нить связывает события настоящего и прошлого, жизни людей, животных и бытие природы. Причинно-следственная связь характеризует неразрывность вины и искупления.

Из истории создания «Теплого хлеба»

Произведение, читательская аудитория которого, прежде всего, – дети, Паустовский создал спустя 9 лет после конца Второй мировой войны

В 1954 году уже было достаточно спокойно, но помнить о важности любви к ближним, сердечности в отношениях с людьми, о пагубных последствиях равнодушия к товарищам, стоит даже в мирное время

Рассказ Паустовского напечатали в «Мурзилке» – центральном детском журнале. Позже, в 1973 году, также вышел мультфильм по мотивам произведения российского писателя.

Кратко – о сюжете «Теплого хлеба»

Основные действия повествования сосредоточены вокруг жизни обыкновенной деревни. События рассказа происходят во время Второй мировой войны. Читатель становится свидетелем тяжести военного времени: это голод и постоянная нехватка продовольствия, сложный и выматывающий труд, нужда, сопровождающая быт крестьян.

Деревня называется Бережки. Сюжет разворачивается вокруг фигуры мельника Панкрата, который, заприметив раненую лошадь, забирает животное домой. Однако у Панкрата дефицит ресурсов: мужчина не знает, как прокормить себя, поэтому несчастного коня выходить крестьянину не под силу. На помощь мельнику приходят соседи – односельчане.

Жители деревни стараются помочь бедолаге, чем могут. Отличается от крестьян только Филька. Этот персонаж – носитель отрицательных черт. Филька отказывается помогать мельнику выхаживать лошадь, оставаясь безразличным к происходящему. Кроме прочего, Филька обижает коня, причиняя животному боль.

Равнодушие Фильки, нравственная холодность, пустота героя привели к страшным последствиям: в деревню пришел голод, который во время войны означал мучительную смерть. Осознав ошибку, юноша внес собственное предложение по поводу того, как справиться с надвигающейся катастрофой. Конец рассказа – положительный и оптимистичный: Филька осознает свою вину, а в искупление делит с конем теплый хлеб.

Паустовский не изобретает новую структуру выписывания героев: по традиции, читатель может заметить персонажей, действующих на первом плане, и героев второго плана.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: