К. г. паустовский «теплый хлеб»: анализ произведения

Краткое содержание рассказа

Когда была война, через деревню Бережки проходили советские солдаты. У них был конь, которого ранило осколком. Кавалеристам пришлось оставить Мальчика, потому что он не мог идти дальше. На окраине села жил старый Панкрат, которого многие побаивались за суровый нрав. Старик был работящим, и даже зимой он нашёл себе занятие — чинить плотину. В тёплое время года Панкрат молол зерно, а из муки хозяйки пекли хлеб.

Завязка произведения

Военное время было сложным, еды не хватало даже людям, и старику приходилось несладко

Когда ученик будет делать пересказ, он должен обратить на это особое внимание: несмотря на голод, мельник заботился о лошади. Пожилой мельник был небогат, еды часто не было даже для себя, и вороной стал ходить по деревне в надежде, что его кто-нибудь покормит

Жители считали животное общим и подкармливали, жертвуя из своих и без того скудных запасов.

В одном из домов жил мальчик с бабушкой. Паренёк был угрюмым, и местные мальчишки прозвали его «Ну Тебя». Прозвище приклеилось, потому что эти слова были любимыми у Фильки. Он говорил их по любому поводу: когда ругала бабушка, приглашали поиграть соседские ребята или происходил с кем-то спор.

Кульминационная часть

Однажды, когда зима уже подходила к концу, Панкрат собрался молоть зерно. Вода в речке, протекавшей возле мельницы, не замёрзла, да и погода стояла подходящая. В этот день конь ходил по улицам, и вот он приблизился к калитке Филькиного дома.

Вороной стал стучать в ограду, и ребёнок, услышав звук, вышел с хлебом, посыпанным солью. Краюху он приготовил для себя, а Мальчик решил, что это угощение для него. Он потянулся мордой к краюхе, и тут Филька разозлился, стал кричать, что ему надоели «христарадники». Размахнувшись, он стукнул вороного, и тот отпрянул, замотав головой.

В следующую минуту Филька увидел, что лошадь плачет. В кратком содержании рассказа «Тёплый хлеб» — это кульминационный момент. Конь жалобно заржал, замотал головой, и тут же засвистел ветер, началась такая сильная вьюга, что паренёк еле добрался до дверей. Он залез под тулуп и в страхе прислушивался к тому, как стучат ставни и свистит вьюга. Ему казалось, что это всё из-за коня: где-то сквозь шум вьюги мальчику слышался стук копыт и свист конского хвоста.

Развязка

Поздно вечером, когда метель утихла, домой пришла бабушка. Пока мела метель, она не могла добраться. Передохнув, она рассказала, какая беда приключилась в деревне: река покрылась толстым слоем льда, и теперь мельник не сможет размалывать зерно на муку. Значит, будет голод, и людям не выжить.

Заплакала бабка, и вслед за ней заревел Филька. Он стал подозревать, что в случившемся есть его вина. Старушка подтвердила его догадку, рассказав историю, которая произошла очень давно. От человеческой злобы случилась сильная стужа, и человек, по вине которого всё произошло, умер.

Здесь краткое содержание подходит к развязке. С помощью мельника Филька придумал, как всё исправить, а потом повинился перед конём за то, что его обидел. Тут же наступила оттепель, стар и мал стали радоваться, а хозяйки начали печь душистые булки.


Мальчик просит прощения у коня

Искупление вины

Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.

/ / / Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»

Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.

В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.

Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.

В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.

Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер

Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи.

Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.

В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.

«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.

Произведение «Теплый хлеб» написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал «Мурзилка» опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки. Анализ произведения «Теплый хлеб» также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

Вариант 2

Филька

Основным персонаже является мальчик по имени Филька, он больше отрицательный герой. Из-за него даже совершается беда в селе. Филька злой, скупой, вечно чем-то недоволен и никому не доверяет. Он грубый, может резко ответить ребятам или даже своей бабушке, которая его растит.

Однажды противный мальчик обидел коня, которого любил весь поселок. Тогда бабушка объяснила внуку, что нужно исправлять это, так как началась вьюга. Мальчик же тут же решил попросить прощения у коня.

Старый конь

Еще одним персонажем в произведении является конь. Лошадь была фронтовой и когда ее раняли, каждый житель деревни ее подкармливал. Эта лошадь ответила на Филькину злость, в деревне поднялась буря, замерзла речка, мельница перестала работать. Но чуть позже конь миловал и простил мальчика.

Панкрат

Этот старый мужчина приютил у себя раненную лошадь. Он умен и мудр, все знает. Он полюбил коня и ухаживал за ним. Как-то раз к нем пришел мальчик Филя и просил у мельника совета. Но тот решил не советовать ему ничего, а захотел, чтобы тот сам осознал свою вину. Со временем Филька все понял и смог принять правильное решение. Он вместе с другими мальчика стал долбить лед.

Бабушка

Бабушка Фильки очень мудрая и добродушная женщина, она пытается воспитать правильно своего внука. Ей очень не нравится, что тот растет невоспитанный и грубый. Постоянно ругает его за плохое поведение. Бабушка, после того как совершилась буря, объяснила мальчику, что это произошло от того, что появился злой и черствый человек. Который равнодушен к чужой беде.

Сорока

Сорока в данном произведении-сказочный герой. Она олицетворяет пороки человека.

Также в произведении участвовали и такие персонажи, как жители деревни в лице стариков и мальчишек, которые просили мальчика и решили ему помочь. Они показали Фильке, что нужно помогать и не быть равнодушным к чужому горю. Все они растапливали лед, кто-то жег костер, кто-то просто долбил его. И после этого погода поменялась, потеплело, вода начала поступать на мельницу и та заработала.

Старый мельник наделал муку и все жители начали печь хлеб. Филька же дал лошади свежий хлеб. И остальные ребята попросили коня, чтобы тот простил филькину некрасивую выходку.

Этот рассказ учит читателя сострадать и тому, что каждый человек должен думать о своих поступках, к чему они могут привести. А если уж и поступил неправильно, то исправиться, осознать свою ошибку.

Сюжет

Раненого вороного коня кавалеристы оставили в деревне Бережки. Приютил его мельник Панкрат. Прокормить коня ему одному было не под силу. Конь в поиске еды стал ходить по дворам, и жители Бережков кормили его.

Однажды конь постучал мордой в калитку дома, в котором жил грубиян Филька. Филька ударил коня по губам, кинул для него хлеб в снег и начал ругать коня за то, что на него не напасёшься. Конь жалобно заржал, и вдруг началась сильная вьюга и ударил мороз. Горевала Филькина бабка, что из-за такого мороза мельница не будет работать, что муки для хлеба не будет, и что все погибнут от голода.

Рассказала бабка внуку о том, как сто лет назад был такой же лютый мороз из-за того, что злой мужик швырнул на пол чёрствую корку проходившему через деревню раненому солдату. Солдат вышел во двор, свистнул — и замёрзло все. А жадный мужик помер от охлаждения сердца. Бабка решила, что и сейчас мороз ударил из-за того, что кто-то совершил злое дело. Она сказала, что о том, как этому человеку поправить своё злодейство, знает мельник Панкрат.

Ночью Филька пришёл к Панкрату и рассказал, что обидел коня. Мельник дал ему наказ: придумать, как спасти всех от стужи и этим искупить свою вину. Тем временем сорока, жившая в сенях у мельника, куда-то улетела.

Филька придумал попросить всех ребят откалывать лёд у мельницы, чтобы вода под ним дала возможность мельнице работать. Всё утро и весь день откалывали лёд не только ребята, но и старики. Между тем становилось всё теплее.

Прилетевшая сорока начала рассказывать о том, что слетала к тёплому морю, разбудила летний ветер и попросила у него помощь. К вечеру лёд треснул, и вода поступила в мельницу. Скоро уже в каждом доме хозяйки из муки пекли хлеб.

Утром Филька с ребятами пришёл с хлебом к мельнице. Чтобы помириться с конём, мальчик угостил его хлебом. Конь принял угощение и, наевшись, прислонился головой к плечу Фильки.

Краткое содержание рассказа «Тёплый хлеб» тут.

СПАДИЛО.РУ

Раненый конь

В одном из кавалерийских отрядов был ранен конь – осколок немецкого снаряда попал ему в ногу. Командир был вынужден оставить коня в деревне под присмотром мельника Панкрата, которого местные жители считали колдуном. Коня удалось вылечить, но корма у Панкрата не было, поэтому животное питалось, как придется, в основном за счет добрых людей, которые не давали ему умереть от голода. В этой же деревне жил со своей бабушкой мальчик Филька. Был он неразговорчивым, скрытным и очень осторожным. На любое обращение к нему он отвечал одними и теми же словами: «Да ну тебя!». В конце концов, это стало его прозвищем, и люди называли его уже не по имени, а «Да ну тебя!».

Этой зимой, которая выдалась необыкновенно теплой, Панкрат взялся за ремонт мельницы. Хозяйки переживали из-за того, что мука у них уже кончается, а смолоть ее пока было не на чем.

Поступок Фильки

Конь, который постоянно бродил по деревне, забрел однажды и на Филькин двор. Мальчишка в этот момент был на улице, в руке у него был большой ломоть хлеба, посыпанный солью. Конь, почуяв запах, потянулся к хлебу, но Филька размахнулся и с силой ударил его по губам, а хлеб закинул в сугроб.

И тут конь заплакал настоящими слезами, которые катились из его больших влажных глаз. Затем он протяжно заржал, высоко взметнул свой хвост, и на деревню обрушилась метель. Буря была такой свирепой, что Филька немедленно убежал в дом и заперся на замок. Периодически до него доносился «тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам».

Лютый холод

Стихия перестала бушевать только под вечер, домой вернулась бабушка Фильки, которая пережидала непогоду у соседки. К ночи похолодало, а через некоторое время на село опустился небывалый мороз. Он так сжимал бревна домов, что они трескались и ломались.

Плачущая бабушка приговаривала, что всех ожидает «неминучая смерть», потому что воды нет – колодцы замерзли, муки нет – мельница не работает из-за замерзшей реки.

Бабушкина легенда

Она рассказала внуку, что такой же свирепый мороз был в этой округе сто лет назад. А привела к этому «людская злоба». Как-то раз шел через деревню калека – солдат на одной ноге, вместо второй конечности у него была деревяшка. Попросил он у одного мужика хлеба, а тот, чтобы поиздеваться над ним, бросил ему в ноги заплесневевшую корку.

Иллюстрация к рассказу. Художник Виктория Вереск

Увидев это, солдат так свистнул, что «буря закружила деревню». У злого мужика случилось «охлаждение сердца», и он умер. Видимо, и сейчас есть в деревне человек, нанесший кому-то обиду, и мороз не отпустит до тех пор, пока этот обидчик «злодейство свое не исправит». Чтобы узнать, как все исправить – нужно обратиться к всезнающему Панкрату.

За советом к Панкрату

Наступила ночь, и Филька отправился к Панкрату. Он рассказал ему про коня, про хлеб и про все остальное. Мельник сказал, что необходимо срочно «изобрести спасение от стужи», только так можно избавиться от своей вины перед конем и сельчанами.

Сорока, обитавшая в сенях у Панкрата, подслушала разговор и полетела на юг. Филька же отправился домой, решив утром подключить всех мальчишек, чтобы прорубить лед у мельницы. В результате потечет вода, заработает мельница, и хозяйки напекут свежего домашнего хлеба.

Избавление от стужи

Утром ребятишки собрались, разожгли костры, и работа закипела. К полудню небо затуманилось, и с юга подул теплый ветер, начала понемногу оттаивать земля, возле мельницы появилась полынья. Вернувшаяся сорока хвасталась, что это она разбудила южный ветер и направила его на деревню.

Примирение с конем

Наконец мельница заработала, мука была намолота, и к вечеру из каждой избы потянулся аромат свежей выпечки. Утром Филька нашел коня и угостил его теплым хлебом. Тот поначалу недоверчиво отнесся к мальчику, но все же съел угощение, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Все были рады тому, что все хорошо закончилось. Одна сорока не переставала сердито трещать – так она хвасталась, что это она помирила мальчика с конем. Но ее никто не слушал.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Литературное направление и жанр

Реалистическая сказка-притча несколько напоминает опыты в этом же роде позднего Л.Н. Толстого. Свойственный обычной сказке элемент фантастики сведён до минимума, и даже этот минимум можно истолковать как воображаемый персонажами. Так сорока воображает и хвастается (что, впрочем, фантастично уже само по себе), что это она договорилась с тёплым южным ветром, в то время как все считают, что тепло вернулось благодаря Филькиному покаянию. Однако же по зрелом размышлении читатель (но, конечно, не «Мурзилки») должен сообразить, что в резком похолодании и затем столь же резком потеплении нет ничего ни необычного, ни тем более фантастичного для русской зимы. А Филькиному покаянию может быть такая же цена, как Филькиной грамоте. Впрочем, отцом данного фразеологизма был, опять-таки, кровавый диктатор – Иван Грозный…

Описание сюжета

После боя кавалеристы оставили своего раненого коня в деревне под названием Бережки. Животное хоть и определили на постой к мельнику Панкрату, но оно считалось общественным, так как в одиночку его бы никто прокормить не смог. Время было тяжёлое. Людям самим не хватало еды. Мельница стояла сломанная, мука́ у хозяек заканчивалась. Вот и ходило бедное животное по домам в поисках пропитания. Кто хлеба корку подаст, а кто и морковку вынесет. Люди коня уважали, как-никак пострадал в бою с врагом.

Необдуманный поступок

На краю деревни жил вместе со своей старой бабушкой мальчик Филька. Ребята его недолюбливали, так как характер у него был очень скверный. По деревне он слыл:

  • нелюдимом;
  • грубияном;
  • пакостником.

Как-то постучался мордой к Фильке в калитку раненый конь. Мальчик в то время ел большой кусок хлеба с солью. Выглянул он за дверь, а конь учуял запах хлеба и радостно зафыркал. Это разозлило Фильку. Он бросил коню хлеб и попал прямо в сугроб. Но подойти и поднять поленился, сказал, что если тот голодный, то пусть сам его из-под снега достает.

Конь заржал обиженным голосом. Стал себя хвостом по бокам хлестать. Вдруг налетел северный ветер. Метель поднялась такая, что мальчик еле смог за собой дверь в избу закрыть. Мороз установился сильный. Река промёрзла до самого дна. Невозможно было даже воды набрать, не то что колесо мельницы запустить. Все сковало льдом.

Рассказ бабушки

Как-то вечером сказала бабушка, что, наверное, есть виновник их несчастью. Неспроста мороз деревню не отпускает. Видимо, кто-то сильно разозлил зимнего старика. Когда Филя поинтересовался, о чём это старушка говорит, та рассказала ему историю.

Когда-то давно шёл раненый солдат по одной деревне. Просил он людей накормить его. Постучался в дом к нехорошему мужику. Тот бросил ему корку сухого хлеба. Солдат попросил поднять кусок, так как вместо ног были у него деревяшки поставлены и наклоняться ему было трудно. Но мужик ответил, что прислужников здесь нет, и захлопнул дверь.

Солдат всё же исхитрился и поднял сухую корку. Только вместо хлеба там была плесень одна. Есть его было невозможно. Рассердился солдат, вышел на улицу, да как засвистит. Сразу налетел северный ветер и заморозил всю деревню. А мужик жадный и вовсе помер, так как у него и без того было сердце холодное.

Позднее раскаянье

Понял тогда Филька, что натворил. Ночью, когда старушка уснула, мальчик натянул тулуп и валенки и пошёл к мельнику Панкрату. Идти было трудно, но он добрался. Поведал он мужчине о своей вине, а тот велел мальчику придумать, как всё исправить.

Филя сказал, что соберёт народ, повинится перед ним и попросит помощи. Будут они вместе на реке лёд долбить и костры жечь, пока колесо у мельницы ото льда не освободят. А потом можно будет и зерно смолоть, и хлеб свежий напечь. Мужчина идею мальчика поддержал и обещал помочь.

Разговор их подслушала старая сорока, которая жила у мельника во дворе. Слетела она со своего шеста и отправилась в путь на юг. Зачем ей это понадобилось, никто не знал. Но умная птица летела низко, чтобы тепло от деревенских домов не давало ей замёрзнуть.

Коллективная работа

Собрались деревенские люди с ломами и топорами. Видимо, смог их Филька уговорить помочь ему в работе. Днём и ночью лёд:

  • рубили топорами;
  • долбили ломами;
  • топили кострами.

Неожиданно ветер поменялся. Стало потихоньку оттаивать. Колесо освободилось ото льда, и мельница заработала. Все веселились и мололи зерно. Даже вернувшаяся сорока о чём-то без умолку трещала. Люди её, конечно, не понимали, зато вороны узнали, что летала она на юг и упрашивала тёплый ветер помочь людям. Правда это или нет, никто не знает. Может, и не врёт.

Не забыл Филька и про обиженного им коня. Первую же булку свежего хлеба он щедро посыпал солью и отнёс раненому.

Сочинение на тему «Чему учит сказка?» по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Мне очень понравился рассказ Паустовского с красивым названием «Теплый хлеб». Он похож и на сказку, и на притчу, и на историю из жизни. Рассказ очень поучительный. Все мы знаем, мол, хлеб всему голова. И еще понятно, что нельзя смеяться над больным и несчастным. Даже если он — конь. Тем более, если так и есть! Мне всегда очень жаль животных.

Автор рассказывает, как мальчик Филька, который постоянно всем недоволен (всем говорит: «да ну»), посмеялся над старым конем. А животное это, между прочим, было героическое. Его еще в войну, глушенного на поле боя, его пришлось оставить мельнику. Прокормить тот коня не мог, хоть и вылечил. И вот конь этот однажды попросил корочку хлеба у Фильки, а тот бросил ее в снег.

Филька не признался бы, конечно, даже бабушке, что поверил в легенду. А сам ночь не спал — переживал. Не выдержал и пошел совета просить у мельника. Они, я слышала, колдунами всегда считаются. Да это и был хозяин коня.

Чтобы спасти всех от проклятья, Филька решает поднять всю деревню на то, чтоб разбить лед у мельницы. И у них получается! Сорока еще, как говорят, на хвосте принесла потепление! А коню он дает теперь теплый свежий хлеб. Рассказы о животных всегда особенно трогают. Можно посмотреть бои без правил, на которые так родители ругаются, и только посмеяться. Но как только читаешь о щенке, которого выбросили, сразу расстраиваешься, хочется как-то помочь. Не тому щенку, но какому-нибудь другому зверю.

2 вариант

Рассказ «Теплый хлеб» писатель Константин Паустовский написал после второй мировой войны в 1954 году. Эта история похожа на правду. Народ помнил горечь этих сражений и рассказ «Теплый хлеб» стал актуальным.

Это произведение изложено в жанре доброй сказки. Она учит доброте и великодушию.

Действие рассказа «Теплый хлеб» разворачивается в деревне Бережки в трудное зимнее военное время. Тяжело не только на фронте, но и мирным жителям. Холод, недостаток продуктов питания сказывается на характерах главных героев по-разному. Так, мельник Панкрат, получивший прозвище колдуна, пригрел раненого коня из кавалерийского отряда. Старик подлечил его, и стал возить на нем стройматериалы, чтобы отремонтировать запруду. Мельник кормил коня, но ему не хватало, и он стал попрошайничать по крестьянским дворам. Крестьяне сочувствовали больному животному, и пытались прикармливать его.

Панкрат к зиме сделал плотину и мельницу. Муки почти не было в деревушке, и мельник собрался молоть зерно. А жеребец в это время приблизился к дому Филькиной бабушки, великодушной и отзывчивой женщины. Конь постучался мордой в калитку. Филька появился на крыльце с куском хлеба, обсыпанного солью. Он был угрюмым и нелюдимым человеком. Когда конь потянулся к хлебу, подросток ударил его по морде и выкинул краюху хлеба в снег.

Жеребец фыркнул, и слеза брызнула из глаз. Вдруг началась метель, и усилился мороз. Пока Филька шел к дому, ему мерещилось сквозь завывания ветра легкий звук конского хвоста, когда конь бьет себя по бокам.

Вечером вьюга стихла. Бабушка, вернувшись с улицы, сказала, что вода в реке заледенела. У мельницы замерзли жернова. Не будет муки, и будет голод. Мальчик испугался, заплакал. А бабуля прижала его к себе и рассказала историю.

Бедный калека спросил у богатого крестьянина немного хлеба. А тот кинул ему несвежий хлеб в сугроб. Бедолага нагнулся за хлебом и увидел, что он испорчен. Откуда не возьмись, началась вьюга, и алчный мужик в одночасье умер.

Рассказывая эту историю, бабушка уверяла, что в деревне поселился недобрый человек. Помочь убрать это зло может только премудрый Панкрат. Ночью Филька побежал к старику и рассказал о своем проступке. Мельник подсказал мальчику изобрести средство от холода.

Филька организовал деревенских ребят, чтобы сломать лед на речке. Льдины взломали, и мельница заработала. У всех в домах деревни Бережки вкусно пахло теплым свежим хлебом.

Филька не забыл бедного жеребца и принес ему целый круглый хлеб. Конь сначала отворачивался от мальчика, но Панкрат убедил его простить Фильку. Конь все съел и с благодарностью положил свою голову на Филькино плечо.

В рассказе говорится о добре и зле, и как добро побеждает зло.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Путь к покаянию

«Путь Фильки был нелегким», — пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика «бессмысленным гражданином» и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

Каждый задумывается о выборе будущей своей профессии. Невозможно перечислить все имеющиеся профессии на земле. Есть лишь одна, без которой не может обойтись общество — это учитель.

Сочинение Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим.

Митя в поэме Бедность не порок Островского сочинение

Сочинение Что дети делают в библиотеке 4 класс

Детям нравится посещать библиотеку. Здесь они могут прочитать много разнообразных книг: исторических, научных, художественных произведений. Когда ученики приходят в неё, то их всегда встречает библиотекарь.

Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Сочинение на тему «Чему учит сказка?» по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Что такое сказка? Ответов на этот вопрос может быть много. Для кого-то – это просто погружение в небольшое волшебство, а для кого-то – отличный советчик народной мудрости. Недавно мне в руки попала сказка советского писателя К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Она рассказывает нам про военное время, переносит в село простых людей. Однажды через деревушку проходил солдат с раненым конем, мужчине пришлось оставить животное, и заботился о нём сельский мельник Панкрат. Коню не хватало еды, поэтому он ходил по дворам, и однажды пришел к дому злого мальчика Фильки, который не поделился с ним хлебом. Тут же на деревню опустились лютые морозы, мельница перестала работать, люди остались без муки, а значит и еды. Бабушка Фильки рассказала ему, что такое уже было давно, когда в селе завелся злой человек. И тут мальчик понял, что из-за его равнодушия все в деревне могли погибнуть. Филька придумал способ все исправить и помирился с конем.

Мне кажется, что это произведение не зря получило свое название

Автор хотел показать, как важно быть добрым друг к другу, что надо с теплом относиться и к людям, и к животным. Ведь злоба и равнодушие могут привести к большой беде

К. Г. Паустовский так же учит нас тому, что даже если вы кого-то обидели, самое главное вовремя это осознать и попытаться сделать все возможное, чтобы исправить свою ошибку. На примере агрессивного мальчика Фильки писатель показывает, что даже человек, который кажется злобным и отчужденным, может исправиться и постараться стать добрее. Мальчишка даже был готов стоять на коленях и умолять всех ребят в деревне, чтобы помогли ему разломать лед, вот как он готов был отдуваться за свой проступок.

Так же автор показывает нам, насколько важен был хлеб для жителей села в те годы. Ведь шла война и пропитания не хватало, нужно было ценить каждый кусочек, который был. А Филька так бездумно им кидался. В такое время, наоборот, необходимо как можно бережнее относиться ко всему, что есть, и стараться делиться даже последней крошкой с другими.

Однако в сказке есть еще один персонаж, хоть и не главный, но на него стоит обратить внимание. Это сорока, на примере которой мы видим, что всегда есть тот, кто захочет приписать себе все заслуги

Правда хвастовство еще никого до добра не доводило!

Я думаю, что если люди будут добрее и отзывчивее друг к другу, будут стараться помочь в любой ситуации, тогда на Земле станет теплее от человеческих улыбок и слов «Спасибо!»

Вариант 2

Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки

Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.

В результате отвратительного поступка остановилась мельница. Вокруг замёрзла вода. Снова вернулся зимний мороз. Не обдуманная злость и недоброжелательность могла погубить деревенский народ. У которого закончились мучные запасы.

Важно понять, что если один человек постарается уговорить людей, чтобы они сделали определённую вещь для блага всех, то можно победить лютый холод и побороть любые невзгоды. Трудный ребёнок со смешным прозвищем совершил вдвойне опрометчивое действие:

Трудный ребёнок со смешным прозвищем совершил вдвойне опрометчивое действие:

  1. Выбросил на снег святое — горбушку хлеба.
  2. Не дал этот кусочек бедной, больной лошади, почитаемой жителями его деревни.

Стукнул ее по губам. Поэтому обиженное животное нагнало кару. Решение проблему пришлось выполнять всем деревенским жителям.

С самого начала произведения мы понимаем, что наш главный герой — личность с грубым поведением и вредным характером. Даже родную бабушку он не уважает!

До этого момента он без наказанного совершал плохие поступки.

На жестокий поступок природа исполнила наказание. Вся деревня могла погибнуть от голода.

Пережив шок, мальчик принимает решение просить помощи у всех. Так как он один не справится с толстым льдом. Подключили всех к выполнению трудной задачи. Чем глубже они проникали в глыбы льда, тем теплее становилось. И всем вместе удалось побороть холод. Вернулась весенняя капель.

Запах хлеба разнёсся на всю округу. Довольный и раскаявшийся паренёк понёс кусок хлеба обиженному, раненному коню. Конь сначала с недоверием отнёсся к нашему герою, но затем взял. И все радовались перемене характера парня.

Рассказ учит добру, милосердию, отзывчивости. А также, что если делать всё вместе, то можно победить даже лютый мороз.

Надо бережно относиться к хлебу. В нём заложен огромный труд ни одного человека. Пшеницу надо вырастить, затем убрать с поля. Свезти на мельницу. Смолоть муку. Испечь вкусный каравай. А без хлеба может погибнуть весь народ!

Жить надо с добрыми делами, чтобы потом стыдно не было. Обдумывать каждый шаг. Слушаться старших. Любить природу. Не обижать братьев наших меньших.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: