Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Когда кавалерийский отряд проходил через деревню Бережки, вражеский снаряд, разорвавшись у околицы, ранил вороного коня в ногу. Командиру пришлось оставить коня в деревне. Старый мельник Панкрат взял его себе, вылечил, и конь стал хорошим помощником: возил жерди, навоз, глину для починки плотины. Починив её, можно было запустить мельницу, которая давно не работала.
Прокормить коня Панкрату одному было не под силу, и конь ходил по дворам. Хозяева ему выносили еду (хлеб, свёкольную ботву, морковку). Люди говорили, что это общественный конь и считали своей обязанностью кормить его.
В Бережках жил со своей бабушкой Филька. Его прозвали «Ну тебя», потому что это было любимое выражение мальчика. Когда кто-нибудь звал его поиграть или бабка делала ему замечание, Филька отвечал: «Да ну тебя!»
В этот год зима была тёплая. Снег, выпав, сразу таял. Около мельницы вода не замёрзла, и Панкрат, починив мельницу, собрался молоть зерно. У хозяек муки оставалось на 2–3 дня, а зерно лежало немолотое.
В один из тёплых дней постучал конь мордой в калитку к Фильке. Дома был один мальчик. Он взял свой недоеденный кусок хлеба, вышел и, закричав на коня, ударил его по губам, а хлеб закинул в снег.
Из глаз коня выкатилась слеза, заржал он жалобно, взмахнул хвостом, и сразу засвистел ветер, поднялась вьюга. Снежная пыль запорошила горло Фильке. Кое-как нашёл мальчик дверь в избу и закрыл её. Слышен был сквозь рёв метели свист — такой звук бывает, когда конь, рассердившись, бьёт хвостом себя по бокам.
Филькина бабушка пришла от соседки только к вечеру, когда метель стала затихать. К ночи по деревне прошёл колючий мороз. Бабка заплакала и сказала, что колодцы уже наверняка замёрзли. Воды не будет, муки тоже, мельница не сможет намолоть её, потому что на реке лёд до самого дна. По словам бабки, ждёт всех смерть от голода.
Рассказала старушка, что сто лет назад тоже был лютый мороз. Десять лет после этого на земле ничего не росло. Случился тот мороз от людской злобы. Попросил прохожий старый солдат хлеба в одной избе. Хозяин был злой, швырнул он корку хлеба на пол и крикнул: «Вот тебе! Жуй!» У солдата была вместо одной ноги деревяшка, с трудом он поднял хлеб и увидел, что он сильно заплесневелый. Вышел солдат во двор, свистнул — сразу налетела буря, ударил мороз. А злой мужик помер от «охлаждения сердца». Ещё бабка сказала, что мороз сейчас лютый оттого, что завёлся, наверно, в деревне злой человек и обидел кого-то.
Испугался Филька: «Неужто помирать?» Но старушка сказала что нужно надеяться, что этот человек исправит злодейство, а как это нужно сделать, знает мельник Панкрат.
Ночью Филька побежал к мельнику и признался ему, что он обидел коня. Панкрат посоветовал мальчику придумать, как спастись от стужи, чтобы искупить свою вину. Этот разговор подслушала сорока, жившая в сенях у мельника. Выскочила она оттуда и полетела на юг. А Филька придумал вот что: соберёт он ребят со всей деревни и станет вместе с ними рубить лёд у мельничного лотка, пока не появится вода. Потечёт она, мельничное колесо закрутится, и мельница начнёт молоть зерно. Одобрил эту задумку мельник, решил позвать на помощь и стариков.
Утром работали на реке ребята и старики, долбили лёд. После полудня заметили они, что ветер стал тёплым, в воздухе весной запахло. К вечеру появилось у мельницы полынья с водой. Сорока к тому времени вернулась и что-то всем рассказывала, но поняли её только вороны. Сказала, что долетела она до тёплого моря, разбудила тёплый ветер, спавший в горах, упросила помочь людям прогнать мороз.
К вечеру лёд разошёлся, хлынула вода в мельничный лоток, мельница заработала. Намолол Панкрат женщинам муки, и в каждом доме начали печь хлеб.
Утром к мельнице пришёл Филька, принёс свежий тёплый хлеб коню, но конь испугался, попятился. Панкрат попросил его взять хлеб и помириться с мальчиком. Конь подумал, съел хлеб и, положив Фильке на плечо голову, закрыл глаза от удовольствия и сытости.
Все были очень рады, лишь сорока всё трещала сердито, наверно, хвасталась, что это она помирила с Филькой коня. Но никто её не понимал, и она от этого ещё больше сердилась и трещала, как пулемёт.
Краткое содержание произведения «Тёплый хлеб» для читательского дневника (К. Паустовский)
Любовь к природе, родному краю сильно отразилась на всех, созданных писателем, произведениях: пейзажные описания природы и русских деревень поражают воображения читателя, чётко вырисовывая картину места действия. Но не только этим знамениты творения писателя. Вечные ценности человечества, которые Паустовский вкладывал в свои произведения, научат ценить добродетель, преданность, дружбу и честность, как юных читателей, так и взрослых. Многие из них рассмотрены писателем в сказке «Тёплый хлеб», которую автор написал уже после войны, в 1954 году. Ее сюжет, включающий основные события из книги, команда «Литерагуру» описала в данной статье.
(618 слов) Однажды, когда проходили через село Бережки кавалеристы, рядом с ними взорвался снаряд и ранил коня командира. Верное животное пришлось оставить, и отряд двинулся дальше.
Коня взял к себе и выходил старый мельник Панкрат, которого местная ребятня считала колдуном. По причине неисправности мельницы Панкрат занимался вовсе не производством муки, а ремонтом плотины. В этом деле, после выздоровления, ему начал помогать конь.
Бедному мельнику было трудно в одиночку прокормить питомца, и жеребец стал ходить по деревне и выпрашивать еду: постоит, потопчется, и глядишь, кто-нибудь да выйдет с едой. Все считали своим общественным долгом покормить его, так как конь был общий.
Зима, покрывшая деревню, была тёплая: вода у мельничного лотка не замерзла. Это было на руку жителям, у которых хлеба осталось на два или три дня, ведь старый Панкрат починил мельницу и в скором времени собирался начать молоть хлеб.
В один из таких дней подошел побираться конь к одному дому, в котором жил Филька. Было у мальчика прозвище «Ну тебя!», ведь на все предложения погулять или ругань своей бабки он коротко отвечал этой фразой. Увидев коня, герой лениво вышел на улицу. Животное, в свою очередь, потянулось за хлебом, так удобно расположившимся в руке у мальчика. Но в ответ на это человек ударил коня по губам и закинул кусок далеко в сугроб, крикнув, мол, иди и раскапывай. Из глаз животного скатилась слеза, и в эту же минуту поднялась невиданная метель. В этой непроницаемой пелене снега огромных усилий стоило Фильке отыскать крыльцо.
Только к вечеру начало затихать неизвестно откуда напавшее несчастье, и только тогда бабка Фильки смогла вернуться домой. Она, плача, сказала мальчику, что еды осталось мало, а колодцы, скорее всего, уже все помёрзли, и ждёт их смерть. Затем же рассказала ему историю, что с их деревней уже приключалось такое из-за злобы людей. Проходил когда-то через их село солдат и попросил хлеба у хозяина одного из домов. В ответ на это мужчина кинул ему чёрствую корку под ноги и сказал, что если голодный, то поднимет. Солдат же был с одной ногой, а вместо второй – деревяшка, но, кое-как изловчившись, он поднял подачку, а увидев, что вся она зелёная и покрытая плесенью, свистнул. Сразу же поднялась метель, затем и мороз. И помер тот жадный хозяин от холода.
Единственное, на что остается надеяться, это на то, что человек, сделавший злодейство, искупит свою вину. А знает, как это сделать – Панкрат.
Филька, узнав это, отправляется ночью к мельнице. Там он встречает Панкрата и рассказывает ему всё про дневное происшествие. Старик выслушивает его и говорит, что надо придумать ему спасение от мороза и голода. В это время, подслушивавшая их сорока выбралась из дома и полетела на юг. Мальчишка придумывает план по спасению деревни: на рассвете он постарается собрать со всей округи ребят, и они пойдут ломать лёд у мельничного лотка, пока не докопают до воды, мельник запустит мельницу и подготовит муку.
От рассвета и до самого вечера работали старики, которых позвал Панкрат и ребята с Филькой. Помогал им в этом и тёплый ветер, задувший после полудня. Вот, наконец, показалась вода и, увидев это, все обрадовались. По всем дворам в деревне мужчины начали рубить поленья и топить печки, а женщины пекли теплый хлеб, приятный запах которого разносился по всей округе.
Вернувшаяся же сорока рассказывала воронам, будто это она долетела до юга, разбудила тёплый ветер и тем самым спасла деревню. Но никто ей не поверил, ведь всем известно, что сорока – самая хвастливая птица.
На следующее утро Филька с ребятами пришли к мельнику, помириться с раненным конём. Мальчик поднес животному, которое с недоверием смотрело на него, хлеб с солью. Но с каждым новым съеденным куском конь смягчался и, закончив с трапезой, положил голову с глазами, полными удовольствия, Фильке на плечо.
Все радовались, и только одна сороки сердито каркала, что это ей удалось примерить мальчика с животным. Но никто её опять не слушал.
Краткое содержание
Действие происходит в деревне Бережки. Когда кавалеристы проходили мимо этого поселения, на околице разорвался вражеский снаряд, ранив в ногу коня. Его пришлось оставить в деревне, а военные пошли дальше. Коня приютил старый мельник Панкрат, которого местные ребятишки считали колдуном. Он вылечил его и оставил у себя, чтобы тот помогал при мельнице и возил всё необходимое для починки плотины.
Но Панкрату было трудно прокормить коня, поэтому тот начал ходить по соседям побираться. Останавливался у чьей-нибудь калитки, фыркал, стучал мордой, ему и выносили — кто ботвы, кто чёрствого хлеба, кто сладкой морковки. Коня воспринимали ничьим или, скорее, общественным, поэтому каждый житель деревни считал своим долгом хоть немного позаботиться о нём, тем более что он был раненым, пострадавшим от немцев.
В деревне жил со своей бабкой мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». Эту фразу он говорил всем: и ребятам, которые звали его искать позеленевшие патроны, и бабушке, если она журила его за грубость. Между тем однажды, в один из тёплых зимних дней, конь постучался в калитку его жилища. В это время бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, посыпанный солью.
Услышав стук, мальчишка вышел за калитку. Конь потянулся к хлебу в его руке, но Филька крикнул: «Да ну тебя! Дьявол!», наотмашь ударил его по губам и бросил кусок хлеба в снег. «На вас не напасёшься! Вон твой хлеб, копай его из-под снега!», — зло крикнул он. У коня из глаз скатилась слеза, он жалобно заржал, взмахнул хвостом, стукнул медными подковами, и тотчас повсюду страшно завыл и засвистел ветер.
Филька испугался и с трудом спрятался в доме, не сразу до него добравшись, так как снег застилал глаза. Метель бушевала, отрывались ставни и доски, ломались скворечники, и в этом гуле слышалось, как свистит конский хвост, когда разозлённый конь бьёт им себя по бокам. Всё утихло только к вечеру, и бабка смогла вернуться от соседки домой.
Но теперь деревню сковал колючий мороз. Бабка плакала, сказав, что они умрут от голода: воды нет, колодцы и река застыли, мельница теперь работать не сможет, зерно лежит немолотое, а мука у всех вышла. Лёжа на печи и посматривая на вылезающих из подпола мышей, Филька слушал причитанья бабушки.
Однажды мимо деревни шёл солдат, попросивший в одной избе хлеба. Но хозяин, злой мужик, швырнул ему на пол чёрствую и чёрную корку. Солдат сказал, что не может ничего поднять с пола, ведь вместо ноги у него деревяшка: лишился он ноги на Балканских горах в турецкой баталии. Но мужик засмеялся и сказал: «Если сильно голодный — поднимешь, здесь тебе камердинеров нет». Солдат изловчился, поднял, но увидел, что это даже не корка, а одна зелёная плесень. Тогда он разозлился, свистнул — и налетела буря, посрывала крыши, деревню охватил мороз, а тот мужик умер от охлаждения сердца.
Также бабушка добавила, что, значит, и сейчас в Бережках завёлся злой человек, обидчик, сотворивший злое дело, отчего и случился мороз. Филька понимал, что во всём виноват он сам. Но теперь он хотел исправить свою ошибку. Бабушка сказала, что только Панкрат-мельник знает, как всё исправить. Когда она уснула, мальчик запахнул тулуп и побежал к мельнице. С трудом добежал он по морозу, но Панкрат втащил его в избу, усадил к печке и велел рассказывать, что его к нему привело. Плача, он рассказал о том, как обидел коня.
Панкрат велел ему не плакать, а лучше придумать, как выйти из критического положения и спасти деревню от голода — тогда получится и искупить свою вину. Филька придумал с помощью ломов и других инструментов прорубить лёд, чтобы вода потекла на мельницу. На следующий день он созвал ребят, а Панкрат потолковал со стариками. На реке закипела работа: рубили лёд, жгли костры, чтобы не замёрзнуть, с самого рассвета скалывали лёд у мельницы. Поначалу за работой никто и не заметил, что после полудня с юга подул тёплый ветер, запахло весной.
Наконец вода пошла на мельницу. Панкрат говорил, что, если бы не ветер, не сколоть лёд ребятам и старикам. А сорока, жившая у него в сенях и ночью подслушавшая его разговор с Филькой, трещала, что это она долетела до свежего летнего ветра, разбудила его и попросила прогнать лютый мороз, но никто ей не верил. Так или иначе, к вечеру во всех избах была мука. Женщины пекли горячий хлеб с румяной коркой, от которого по всей деревне шёл вкусный запах.
Они попросили Панкрата вывести коня. Поначалу тот испугался Фильки, попятился, а тот, увидев это, заплакал. Но мельник подбодрил коня, и наконец он принял подарок, начав есть хлеб из рук Фильки, а потом положил голову ему на плечо, таким образом помирившись с ним.
Главные герои
В сказке «Тёплый хлеб» главные герои имеют сухое и краткое описание внешности, зато их характеры раскрываются в полной мере. Их характеристика:
«Не стреляйте в белых лебедей» краткое содержание романа Бориса Васильева – читать пересказ онлайн
Филька — имеет прозвище «Ну Тебя», поскольку это является его любимым выражением. Живёт в доме со своей бабушкой. Молчаливый, недоверчивый, неласковый, грубый и жестокий мальчишка, не думающий о чувствах людей и животных. Однако он является динамичным персонажем: после рассказа бабушки он осознаёт свою ошибку и меняется, представ перед читателями с совершенно другой стороны. Проявляются другие качества его характера: искреннее раскаяние, трудолюбие, сообразительность, желание исправиться и помочь людям, организаторские способности — умение собрать людей ради общего дела.
Панкрат — пожилой мельник, кажущийся сердитым, из-за чего ребята считали его колдуном. В него навеки въелась мучная пыль, лежащая коркой на его ватнике и картузе. Посматривал на всех быстрыми глазами. Был скор на работу. Он мудрый, рассудительный, терпеливый и отзывчивый, любит животных, потому и приютил к себе коня. Понимает, что любой человек имеет хорошие стороны и может исправиться, искупить свою вину.
Бабка — пожилая женщина, воспитывающая Фильку. Её часто обижает его неласковость, за что она и выговаривает ему. Знает много историй, давным-давно произошедших в её родной деревне, в том числе и историю про солдата, которую рассказывает внуку.
Конь — обычный вороной конь, который раньше был в кавалерийском полку. Привязан к Панкрату, который называет его Мальчик. Даже животное имеет вполне человеческие чувства: может обидеться, разозлиться, простить.
Сочинение на тему «Чему учит сказка?» по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Что такое сказка? Ответов на этот вопрос может быть много. Для кого-то – это просто погружение в небольшое волшебство, а для кого-то – отличный советчик народной мудрости. Недавно мне в руки попала сказка советского писателя К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Она рассказывает нам про военное время, переносит в село простых людей. Однажды через деревушку проходил солдат с раненым конем, мужчине пришлось оставить животное, и заботился о нём сельский мельник Панкрат. Коню не хватало еды, поэтому он ходил по дворам, и однажды пришел к дому злого мальчика Фильки, который не поделился с ним хлебом. Тут же на деревню опустились лютые морозы, мельница перестала работать, люди остались без муки, а значит и еды. Бабушка Фильки рассказала ему, что такое уже было давно, когда в селе завелся злой человек. И тут мальчик понял, что из-за его равнодушия все в деревне могли погибнуть. Филька придумал способ все исправить и помирился с конем.
Мне кажется, что это произведение не зря получило свое название
Автор хотел показать, как важно быть добрым друг к другу, что надо с теплом относиться и к людям, и к животным. Ведь злоба и равнодушие могут привести к большой беде
К. Г. Паустовский так же учит нас тому, что даже если вы кого-то обидели, самое главное вовремя это осознать и попытаться сделать все возможное, чтобы исправить свою ошибку. На примере агрессивного мальчика Фильки писатель показывает, что даже человек, который кажется злобным и отчужденным, может исправиться и постараться стать добрее. Мальчишка даже был готов стоять на коленях и умолять всех ребят в деревне, чтобы помогли ему разломать лед, вот как он готов был отдуваться за свой проступок.
Так же автор показывает нам, насколько важен был хлеб для жителей села в те годы. Ведь шла война и пропитания не хватало, нужно было ценить каждый кусочек, который был. А Филька так бездумно им кидался. В такое время, наоборот, необходимо как можно бережнее относиться ко всему, что есть, и стараться делиться даже последней крошкой с другими.
Однако в сказке есть еще один персонаж, хоть и не главный, но на него стоит обратить внимание. Это сорока, на примере которой мы видим, что всегда есть тот, кто захочет приписать себе все заслуги
Правда хвастовство еще никого до добра не доводило!
Я думаю, что если люди будут добрее и отзывчивее друг к другу, будут стараться помочь в любой ситуации, тогда на Земле станет теплее от человеческих улыбок и слов «Спасибо!»
На пути к главной идее рассказа…
Произведение Паустовского призывает читателя научиться смотреть на себя со стороны. Жизнь человека учитывает причинно-следственную связь: мысли способствуют определенным действиям, а действия вызывают последствия. Автор показывает, что умение прогнозировать последствия – это то, чему человеку следует научиться.
Человечность предполагает милосердное и сострадательное отношение к ближним, а также к тем, за кого мы отвечаем (аллюзия на А. де Сент-Экзюпери). Российский философ, этик Виктор Малахов подчеркивал, что этическое измерение отношений между людьми насчитывает несколько уровней. На первом уровне находится толерантность. Вторая ступень – милосердие. Наконец, высший уровень предполагает умение сострадать и сочувствовать.
, главные герои которого учат читателя нравственным качествам, состоит в том, что человек должен забыть о равнодушии и безразличии. Парадигма линейности, в которой живет западный человек, предполагает, что мы ошибочно думаем о невозможности исправления содеянного. Однако Паустовский говорит: действия, правильные поступки переворачивают ситуацию. Порой это простые действия: просьба о прощении, раскаяние, обычное осознание и понимание ошибочности, неправильности поступков или поведения с другими людьми, животными, природой.
Специфика рассказа «Теплый хлеб» состоит в персонажах, которых писатель выводит на сцену. Читатель привык, что действующие лица произведений – люди
Но Паустовский обращает внимание на то, что в жизненном мире человека «героями» предстают не только люди. Нас окружают животные, вещи и, наконец, природа в целом
Единая нить связывает события настоящего и прошлого, жизни людей, животных и бытие природы. Причинно-следственная связь характеризует неразрывность вины и искупления.
Из истории создания «Теплого хлеба»
Произведение, читательская аудитория которого, прежде всего, – дети, Паустовский создал спустя 9 лет после конца Второй мировой войны
В 1954 году уже было достаточно спокойно, но помнить о важности любви к ближним, сердечности в отношениях с людьми, о пагубных последствиях равнодушия к товарищам, стоит даже в мирное время
Рассказ Паустовского напечатали в «Мурзилке» – центральном детском журнале. Позже, в 1973 году, также вышел мультфильм по мотивам произведения российского писателя.
Кратко – о сюжете «Теплого хлеба»
Основные действия повествования сосредоточены вокруг жизни обыкновенной деревни. События рассказа происходят во время Второй мировой войны. Читатель становится свидетелем тяжести военного времени: это голод и постоянная нехватка продовольствия, сложный и выматывающий труд, нужда, сопровождающая быт крестьян.
Деревня называется Бережки. Сюжет разворачивается вокруг фигуры мельника Панкрата, который, заприметив раненую лошадь, забирает животное домой. Однако у Панкрата дефицит ресурсов: мужчина не знает, как прокормить себя, поэтому несчастного коня выходить крестьянину не под силу. На помощь мельнику приходят соседи – односельчане.
Жители деревни стараются помочь бедолаге, чем могут. Отличается от крестьян только Филька. Этот персонаж – носитель отрицательных черт. Филька отказывается помогать мельнику выхаживать лошадь, оставаясь безразличным к происходящему. Кроме прочего, Филька обижает коня, причиняя животному боль.
Равнодушие Фильки, нравственная холодность, пустота героя привели к страшным последствиям: в деревню пришел голод, который во время войны означал мучительную смерть. Осознав ошибку, юноша внес собственное предложение по поводу того, как справиться с надвигающейся катастрофой. Конец рассказа – положительный и оптимистичный: Филька осознает свою вину, а в искупление делит с конем теплый хлеб.
Паустовский не изобретает новую структуру выписывания героев: по традиции, читатель может заметить персонажей, действующих на первом плане, и героев второго плана.
Интересные темы
- Джек Лондон — Любовь к жизни Действие рассказа разворачивается в Америке. Время – золотая лихорадка, которая калечит человеческие отношения. Два старателя с золотом возвращаются домой. Переходя реку, один из них, в расск
- Толстой — Василий Шибанов Баллада Василий Шибанов»одно из первых произведений Толстого Алексея Константиновича, и была написана в 1840-ом году. Впервые опубликована в 1858-ом году.
- Верн — Дети капитана Гранта Писатель Жюль Верн писал про приключения и путешествия. Он за свою жизнь написал много романов, «Дети капитана Гранта» является одним таким.В свет он вышел в 1968 году. Успех был колоссальным
- Лагин — Старик Хоттабыч Произведение по жанру является сказочной повестью, главными героями которой являются пионер Волька и волшебник по имени Хоттабыч. Повесть адресована детской читательской аудитории.
Главные герои
В сказке «Тёплый хлеб» главные герои имеют сухое и краткое описание внешности, зато их характеры раскрываются в полной мере. Их характеристика:
- Филька — имеет прозвище «Ну Тебя», поскольку это является его любимым выражением. Живёт в доме со своей бабушкой. Молчаливый, недоверчивый, неласковый, грубый и жестокий мальчишка, не думающий о чувствах людей и животных. Однако он является динамичным персонажем: после рассказа бабушки он осознаёт свою ошибку и меняется, представ перед читателями с совершенно другой стороны. Проявляются другие качества его характера: искреннее раскаяние, трудолюбие, сообразительность, желание исправиться и помочь людям, организаторские способности — умение собрать людей ради общего дела.
- Панкрат — пожилой мельник, кажущийся сердитым, из-за чего ребята считали его колдуном. В него навеки въелась мучная пыль, лежащая коркой на его ватнике и картузе. Посматривал на всех быстрыми глазами. Был скор на работу. Он мудрый, рассудительный, терпеливый и отзывчивый, любит животных, потому и приютил к себе коня. Понимает, что любой человек имеет хорошие стороны и может исправиться, искупить свою вину.
- Бабка — пожилая женщина, воспитывающая Фильку. Её часто обижает его неласковость, за что она и выговаривает ему. Знает много историй, давным-давно произошедших в её родной деревне, в том числе и историю про солдата, которую рассказывает внуку.
- Конь — обычный вороной конь, который раньше был в кавалерийском полку. Привязан к Панкрату, который называет его Мальчик. Даже животное имеет вполне человеческие чувства: может обидеться, разозлиться, простить.
Презентация на тему “Урок- размышление “Прости меня, мама” по рассказу Ю.Казакова ” Запах хлеба””
- Скачать презентацию (7.64 Мб)
- 15 загрузок
- 4.0 оценка
ВКонтакте Одноклассники Facebook Твиттер Телеграм Ваша оценка презентации Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентационная работа по литературе, посвященная произведению Юрия Казакова “Запах хлеба”. Автор призывает школьников вместе с ней проанализировать данное произведение, понять почему именно такое название выбрал писатель, а также сделать выводы для себя и своей жизни.
- Угадай!
- Краткая биография Ю. Казакова
- Проблемы, затронутые в произведении
- Контрольные вопросы
- Любовь к матери
- Форматpptx (powerpoint)
- Количество слайдов21
- АвторИсмаилова У. М.
- Аудитория
- Слова
- КонспектОтсутствует
- Предназначение Для проведения урока учителем
- Слайд 1Прости меня, мамаИсмаилова У.М.,учитель литературы Маджалисской СОШ
- Слайд 2Вот он –Тёплый, золотистый.В каждый дом,На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем –Здоровье, наша сила,В нем –Чудесное тепло.Сколько рукЕго растило,Охраняло, берегло!
- Слайд 5Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни?
- Слайд 6Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека… Когда пятнадцатилетний арбатский паренёк Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, окончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку и получает специальность по классу контрабаса.Два года после училища Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел,а увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького..
- Слайд 7Все годы учёбы и после Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, охотился.Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей.С ружьём и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами. Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни
- Слайд 9 Проблема утраты связи с отчим домом забвения матери
- одиночества,распавшихся человеческих связей.
Слайд 12
- Какое известие получила Дуся?
Как отнеслась она к известию о смерти матери?
Какие чувства испытала она в связи с такой утратой?
Почему она не сразу решила поехать в деревню?
Как ее встретили в деревне?
Слайд 14
- Чем занималась она в деревне?
Что произошло на кладбище?
Что напугало Мишку, ее племянника?
Почему рассказ так называется?
Что символизирует запах хлеба?
Слайд 15
- Хлеб
Мама
Тепло
Дом
Уют
детство
Семья
Вкус
сытость
Слайд 16 Запах хлеба насущный С давних пор, с дальних вех Будит память живущих,Устремляя взгляд вверх.Ароматом надеждыДышит хлеба душа,Насыщая, как преждеГолод тел не спеша.Пахнет жизнью и детством,Чуть кислинкой родной,Уваженьем, наследством,Потом, кровью, слезой…
Слайд 17 Ароматный запах хлеба,Тёплого в избе,Светлым праздником прошёл.По моей судьбе.Моё детство озорноеТем пропахло хлебом.И зелёною лужайкой,И безбрежным небом.Видно время подошлоДетство вспоминать.-Мне всё чаще снится хлеб,Что пекла нам мать.
Слайд 18 Из детства помню влажный запах хлеба – хрустящей корочкой да в масло окунуть! Сольцой посыпать… – что еще нам треба?!…А!… голубям дать крошек – не вспугнуть!
Посмотреть все слайды