Концертная деятельность
Известный композитор в основном проживал в Вене и покидал ее исключительно ради концертов или в целях преподавательской деятельности. Например, на протяжении 6 лет он уезжал на лето в имение графа Эстергази Желиз, где обучал молодых графинь музыке.
Очень любил Шуберт гастролировать вместе со своим другом Фоглем, а их совместные концерты собирали аншлаги. Оперный певец стремился познакомить публику с творчеством Франца, сделать его произведения любимыми и известными не только в Вене, но и за ее пределами. У него это получилось — спустя короткий промежуток времени о талантливом молодом человеке стали говорить не только профессиональные критики, но и обычные слушатели.
Начиная с 1825 года, песни, фортепианные произведения и камерные опусы уже исполняли российские музыканты. Причем все композиции пользовались невероятной популярностью. Шубертовские сочинения по достоинству оценил даже Бетховен, которого композитор просто боготворил и считал своим кумиром.
В 20-х годах музыкант приступил к созданию целого цикла песен, в список вошли такие композиции, как:
- «Прекрасная мельничиха».
- «Зимний путь».
- «Третья песнь Эллен».
- «Венский вальс».
- «Скиталец».
- Симфония «Неоконченная № 8», а также «Большая № 9».
Все остальные произведения композитора и их даты создания можно посмотреть в хронологической таблице Шуберта.
Зрелость
Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада «Лесной царь» («Erlkönig»), написанная им в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).
Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композитор А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.
В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа ИоганнаЭстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.
В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.
Последние годы
С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32-х лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды». 22 января 1888 года его прах перезахоронили на Центральном кладбище Вены.
Соболезнования
«Шуберт обладал редкой способностью ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта».Борис Асафьев, композитор
«Я вижу в Шуберте одного из самых больших мелодистов всех времен».Жерар Гризе, композитор
«Я исключительно люблю Шуберта. Он отличается от других композиторов своей эпохи. Бедняга, он считал себя ниже Бетховена, в то время как внес в музыку нечто очень новаторское».Янис Ксенакис, композитор
Которого известна всем деятелям музыкального искусства, появился на свет 31 января 1797 года в пригороде столицы Австрии Вены. Он был четвертым сыном школьного учителя и виолончелиста. Все преподаватели будущего музыканта отмечали его талант и усердие, с которыми он легко овладевал знаниями в области музыки.
Образование
Успехи и прекрасное владение голосом помогли Шуберту поступить в Императорскую капеллу, а затем и в одну из лучших школ Вены — Конвикт. В тринадцатилетнем возрасте он начал писать первые сочинения: песни, фортепианные пьесы, симфонии и оперы. В 1812 году Франц познакомился со знаменитым Сальери, который заинтересовался талантливым юношей. На протяжении пяти лет они совместно занимались созданием композиций.
Композитор Франц Шуберт сформировался именно в период своих занятий с Сальери — с 1812 по 1817 годы. В 1813 году он стал учеником учительской семинарии, а спустя еще год — стал учителем школы, где когда-то работал его отец. Именно тогда он сочинил одну из своих первых месс и положил стихотворения Гете на музыку.
Творчество
В 1815-1816 годах Франц Шуберт, биография которого сегодня изучается в школах на уроках музыки, был достаточно продуктивен. В этот период он сочинил более 250 песен, четыре симфонии, три мессы и несколько оперетт и струнных квартетов. Именно тогда были созданы песни, получившие распространение по всему миру — «Лесной царь» и «Скиталец».
Но несмотря на все это, Франц Шуберт, произведения которого сегодня считаются классикой мировой музыки, был беден, как церковная крыса. С помощью своего знакомого Й. фон Шпауна композитор познакомился с поэтом Ф. фон Шобером, который, в свою очередь, смог организовать встречу Шуберта и популярного в те времена баритона М. Фогля.
Франц продолжал трудиться в школе, но летом 1818 года принял решение оставить свою службу и отправился в поместье графа Эстерхази, где на протяжении нескольких месяцев работал в качестве учителя музыки. В 1819 году Шуберт закончил знаменитую Шестую симфонию, а затем сочинил несколько вариаций на французскую песню, которые посвятил Бетховену.
Вернувшись в Вену, Франц Шуберт, биография которого оказалась слишком короткой, создал по заказу оперу «Братья-близнецы». Она была впервые поставлена летом 1820 года в «Кертнертортеатре». Лето 1819 года Шуберт провел совместно с баритоном Фоглем, именно тогда ему удалось сочинить «Форель» (ля мажор) — популярный квинтет для фортепиано.
Следующие годы для композитора оказались достаточно трудными, поскольку он не был приспособлен к тому, чтобы добиваться покровительства влиятельных чиновников и деятелей мира искусства. В 1823 году он достаточно тяжело болел и находился в состоянии уныния. Его оперы никто не хотел ставить, однако Франц взял себя в руки и написал вокальный цикл под названием «Прекрасная мельничиха».
В 1825 году Франц Шуберт, биография которого знакома многим любителям классической музыки, сумел восстановить свое здоровье. Появились на свет его новые опусы для фортепиано. Вплоть до 1828 года композитор упорно трудился над созданием своих
В начале 1828 года Шуберта начало подводить здоровье. По всей видимости, композитор предчувствовал скорую смерть, поэтому старался писать в лихорадочном темпе. Именно в 1828 году он создал огромное количество шедевров, которые получили популярность уже после смерти автора. Франц Шуберт скончался 19 ноября 1828 года от тифа.
Самостоятельная жизнь
В биографии композитора есть множество интересных фактов. Например, он какое-то время работал в школе своего отца, преподавал грамоту. Но так как он считался только помощником школьного учителя, то оплата была крайне низкой. Молодому человеку постоянно не хватало денег, даже при том, что он давал частные уроки.
Такая занятость не позволяла ему писать собственную музыку, что очень огорчало Франца. Но увлечение от этого не проходило, а наоборот, становилось все сильнее. Шуберту очень помогали друзья, которые регулярно присылали ему нотную бумагу, а также организовывали концерты и знакомили с полезными людьми.
Проработав в школе около 4 лет, он все же решил покинуть отчий дом и отправился в свободное плавание. Он хотел принадлежать к творческому кругу, планировал написать действительно уникальную музыку в новом направлении, а жизнь школьного преподавателя сделать этого не позволяла.
В это же время у Франца Шуберта случилась первая влюбленность. Девушка отвечала ему взаимностью и даже ожидала от возлюбленного предложения руки и сердца, но так его и не дождалась. Молодой человек понимал, что его доходов не хватает даже на собственные нужды, не говоря уже о семье, поэтому он решил расстаться с ней.
С 1814 по 1816 год на свет появились знаменитые песни Шуберта на слова Гете:
- баллада «Лесной царь»;
- песня «Розочка»;
- опера «Маргарита за прялкой».
Кроме этого, музыкант успел создать 3 симфонии, зингшпили и более 250 песен.
Талантливый композитор всегда слыл романтиком. Все его герои — обычные люди, но с богатым внутренним миром. В некоторых произведениях прослеживается тема социального неравенства
Он часто обращал внимание на то, что общество несправедливо к простому и скромному человеку, который не имеет материальных благ, но необычайно богат в духовном плане. Известно, что излюбленной темой камерно-вокального творчества музыканта была природа, причем он тяготел к любым ее проявлениям.
Если кратко рассматривать биографию Шуберта, то можно заметить, какую роль в его жизни сыграло знакомство с великим венским оперным певцом Иоганном Фоглем. Судьбоносная встреча случилась в 1817 году, мужчин познакомили друзья композитора. После этого Франц приобрел не только хорошего и верного товарища, но и исполнителя своих песен. Артист активно пропагандировал вокальное творчество юноши.
Позже произведения молодого человека стали известными, поэтому вокруг него начал складываться творческий кружок, в который входили поэты, драматурги, художники и музыканты. Очень часто собрания посвящались именно творчеству композитора, тогда их ласково называли «шубертиадами».
Личная жизнь
В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.
Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.
Франц Шуберт с Терезой Горб
Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.
Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.
Франц Шуберт
Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.
Песни – основа творческого наследия Шуберта
Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.
В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.
http://obrazovaka.ru/alpha/s/shubert-franc-schubert-franzhttp://www.syl.ru/article/385799/frants-shubert-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo-kompozitorahttp://www.syl.ru/article/385799/frants-shubert-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo-kompozitora
голоса
Рейтинг статьи
Дальнейшая работа
В 1818 г. композитор бросил преподавание. Отцу было не по душе это неожиданное решение Франца, поэтому он отказался от содержания сына. После этого композитор начал жить у знакомых.
Удача музыканта радовала не всегда. Оперу «Альфонсо и Эстрелла», которую он посчитал удачной, отклонили, после чего финансовое положение Франца сильно ухудшилось. В 1822 г. он серьезно заболел. Летом Шуберт уехал в Желиз, здесь он жил в поместье графа Эстерхази и давал уроки музыки.
В 1824 г. он стал членом Линцского и Штирийского музыкальных обществ. В это же время композитор сочинил цикл песен «Прекрасная мельничиха» на слова писателя В. Мюллера. После успеха этого музыкального произведения в 1827 г. Франц начинает работу над следующим циклом, который назывался «Зимний путь». Музыка, созданная по рассказам Мюллера, характеризовалась особым пессимизмом. Композитор называл это произведение «венком жутких песен». Интересно, что мрачное музыкальное сочинение Франц создал незадолго до своей смерти.
В биографии Шуберта сказано, что иногда он вынужден был ночевать на старых чердаках, где под свет лучины на кусочках бумаги создавал свои великие шедевры. Музыкант был очень бедным, но жить дальше за счет финансовой поддержки знакомых не захотел. «Что со мной случится, — писал Франц, — мне, наверное, нужно будет в старости, как гетевскому арфисту, ходить по домам и просить милостыню на хлеб».
Шуберт даже не предполагал, что до старости не доживет. Когда композитор находился на грани отчаяния, фортуна опять повернулась к нему лицом. В 1828 г. его выбрали членом Венского музыкального сообщества, весной он в первый раз дал собственный концерт. Выступление принесло огромный успех, зал разрывался от бурных аплодисментов. Тогда Шуберт в первый и последний раз узнал главное, к чему стремился: что такое настоящая популярность.
Обучение в конвикте
По достижении 11-летнего возраста Шуберт принял участие в конкурсе, цель которого — отбор певчих в императорскую королевскую певческую капеллу. Невероятно талантливому пареньку не составило особого труда с достоинством пройти все испытания и зачислиться в конвикт — бесплатную школу-интернат, где проходили обучение одаренные дети из бедных семей и сироты.
Обучение в общеобразовательном и музыкальном учреждении было бесплатным, что облегчало жизнь его малоимущей семье. Парень основное время проживал в интернате, а родителей навещал только во время каникул.
Обстановка в конвикте очень способствовала музыкальному развитию будущего композитора. С ним ежедневно занимались опытные преподаватели, в программу входили следующие занятия:
- пение;
- игра на скрипке и фортепиано;
- теоретические дисциплины.
Кроме этого, в учреждении имелся ученический оркестр, где Францу выпала честь играть первую скрипку. Дирижером был опытный музыкант Венцель Ружичка. После того как он заметил уникальный талант мальчика, стал доверять тому дирижерские обязанности. Кстати, Шуберт с ними отлично справлялся, и ему действительно нравилось этим заниматься.
Что касается произведений, которые исполнял оркестр, то они были разнообразны, и это позволило Францу познакомиться с разными жанрами оркестровой музыки. Но особенно поразили парня венские классики, такие как Бетховен и Моцарт. А от симфонии № 40 он пришел в неописуемый восторг и часто играл ее, когда его никто не слышал.
Посмертное признание
После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. В1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта. Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество.
https://youtube.com/watch?v=xPhhTdRHBWM
В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта, или делали аллюзии на неё в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты
Личная жизнь
Музыкант был довольно застенчивым, поэтому некоторые люди из окружения пытались нажиться на его наивности. Финансовое состояние Шуберта было краеугольным камнем на пути к собственному счастью, его любимая девушка выбрала богатого ухажера.
Возлюбленную композитора звали Тереза Горб. С ней он познакомился, когда пел в церковном хоре. Девушка не прослыла красавицей, напротив, у нее была вполне заурядная внешность: на ее побледневшем лице находились шрамы после оспы, а веки «украшали» редкие и блеклые ресницы.
Но не своим внешним видом привлекала композитора эта женщина. Он был удивлен тем, как она трепетно и вдохновенно слушала музыкальные произведения, в это время лицо девушки приобретало румянец, а глаза ярко сияли от счастья.
Поскольку Тереза была воспитана без отца, ее мать настаивала, чтобы она между деньгами и искренними чувствами выбирала первое. По этой причине девушка вышла замуж за богатого мужчину.
Остальная информация о жизни композитора довольно скудна. По сообщениям исследователей жизни и творчества музыканта, Франц в 1823 г. заразился сифилисом. В те времена это заболевание не лечилось. С учетом этого можно предполагать, что композитор иногда посещал бордели.
Последние годы
К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.
Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.
В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.
После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.
Особенности творчества
Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В.Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.
Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.
Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса №6 Ми-бемоль мажор.
Детство и юношество
Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).
Портрет Франца Шуберта
Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.
Дом Франца Шуберта в Вене
Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.
Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.
Франц Шуберт в молодости
Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:
А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.
Одержимость
В 23 года Шуберт закончил свою преподавательскую карьеру и вздохнул с облегчением. Но он не бездействовал и полностью посвятил себя сочинению новых симфоний.
В биографии Шуберта отмечается, что его распорядок дня строго регламентирован. Он вставал в шесть часов и сочинял до двух часов дня, а затем шел в кофейню, где и проводил вечера с друзьями. Но иногда вместо шумных компаний он гулял по сельской местности, движимый темными мыслями, одинокий и беспокойный.
К концу 1822 года Шуберт столкнулся с другим трудным периодом. Его финансовые потребности выросли, и получаемых денег перестало хватать, а его отношения с близкими становились все более напряженными.
И все же Шуберт продолжал сочинять. В этот период его работы включали в себя знаменитую Фантазию до мажор для фортепиано, его мастерскую «Восьмую симфонию» из двух частей, цикл песни «Прекрасная мельничиха», «Домашняя война» и самую известную в биографии и творчестве Шуберта оперу «Фьеррабрас».
Однако ни одна из готовых частей не принесла ему состояния, которого он заслуживал и в котором так сильно нуждался. Борясь с проблемами со здоровьем, Шуберт снова обратился к музыке. В 1824 году он выпустил три камерные произведения: Струнный квартет ля минор, второй Струнный квартет ре минор и Октет фа мажор.
Какое-то время Шуберт, почти постоянно без гроша в кармане, вернулся к преподаванию. Он также продолжал писать, создавая фортепианные дуэты, такие как Соната для фортепиано с оркестром до мажор (Большой дуэт) и «Дивертисмент по-китайски».
Биография Шуберта и творчество для детей
Франц Петер Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828) был среди первых последователей Романтизма и композитором, который более, чем кто-либо другой, привел музыкальное искусство (романсы) до художественной зрелости. Во время его короткой, но продуктивной карьеры он создал шедевры почти в каждом жанре, все отличались богатой гармонией, несдержанным отношением к классическим нормам и, казалось бы, бесконечным даром к мелодиям. Шуберт начал свое раннее музыкальное обучение, учась вместе со своими братьями и отцом. Пройдя прослушивание, он поступил в школу Конвикт, которая обучила молодых вокалистов со временем петь в часовне Императорского двора
Шуберт начал изучать музыкальные произведения и написал песню, обратившую внимание директора института, Антонио Сальери, который вместе со школьным профессором по гармонии, провозгласили молодого Шуберта гением
В 1813 году, после того, как у Шуберта сломался голос, он уехал жить к отцу, который побудил его идти по своим стопам и стать школьным учителем. Шуберт беспрекословно подчинился и с трудом работал в этой должности в течении дня в то время, как ночью он очень много сочинял произведений. Он написал более 100 песен, а также множество симфонических, оперных и камерных музыкальных партитур прежде, чем ему исполнилось 20 лет.
В конце концов, Шуберт оставил свое место преподавателя, чтобы полностью посвятить себя музыкальному делу. Летом 1818 года молодой композитор работал частным учителем музыки в аристократической семье Эстерхази. Когда он осенью ушел с этой должности, Шуберт жил несколько богемным образом жизни, сочиняя и проводя время с группой друзей, которые играли роль его личной группы поддержки.
В 1820 году Шуберту сделали заказ два оперных театра, театр Картнертор и театр Ан дер Вин, на сочинение пары опер. Он написал Братья-близнецы и Волшебная арфа, которые обе были приняты без восторга. Шуберт не смог заключить контракт с издателем, т.к. никто не хотел идти на риск с относительно неизвестным композитором, который писал (гармонично) нетрадиционную музыку. Шуберт, наряду с поддержкой своих творческих друзей, представил свою работу группе примерно из 100 подписчиков. Однако эти усилия были финансово неоправданными, и Шуберт изо всех сил пытался себя поддерживать. Его работа привлекла мало внимания, и современные композиторы отвергли его музыку, как самонадеянную и незрелую.
В 1823 году Шуберт был избран в Музыкальное общество в Граце, как почетный член. Хотя это не принесло финансовой награды и было несущественным назначением, Шуберт наслаждался своим небольшим признанием и проявил свою благодарность, сочинив свою знаменитую Неоконченную симфонию. Пять лет спустя музыка Шуберта была представлена на концерте в Музыкальном обществе в Вене. Его работа была признана с большим энтузиазмом и критическим одобрением. Это признание было единственным разом в жизни композитора, когда он пользовался таким успехом. Казалось, это дало Шуберту новое чувство оптимизма, и, несмотря на болезнь, композитор продолжал творить с невероятной скоростью. Он начал организовывать схему повышения своей художественной популярности, продолжая оценивать свою работу и прогресс, как музыкант, возможно, даже планируя изучать гармонию в частном порядке.
Здоровье Шуберта не улучшилось, и вскоре он оказался на пороге смерти. Во время последних моментов композитора он поручил своему брату Фердинанду обеспечить, чтобы его похоронили рядом с могилой Людвига ван Бетховена. Шуберт почитал легендарного композитора и был благодарен ему, поскольку Бетховен похвалил его работу, услышав подборку песен. Шуберт также высоко оценил работу как Франца-Иосифа Гайдна, так и Вольфганга Амадея Моцарта. Франц Шуберт умер от сифилиса.
Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт создал множество симфоний, опер, сочинений, камерных музыкальных произведений и фортепианных сонат, большинство из которых считаются стандартным репертуаром. Он известен прежде всего тем, что сочинил сотни песен, в том числе Гретхен на спиннинговом колесе и Лесной царь. Он стал первооткрывателем цикла песен с такими произведениями, как Прекрасная мельничиха и Зимний пейзаж, и сильно повлиял на вокальное письмо Роберта Шумана и Густава Малера.
Источник
Уход из конвикта
Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.
Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.
Доклад-сообщение Франц Шуберт
Франц Шуберт – непризнанный широкой публикой своего времени европейский композитор-романтик, живший в Австрии в первой половине. 19 века. Он родился в 1791 году в предместье Вены в семье школьного учителя, который, как известно, прекрасно играл на виолончели. В их доме часто музицировали. Франца с малых лет обучали игре на фортепиано и скрипке. Вместе с отцом и братьями Шуберт играл в квартете на домашних концертах.
В кругу своих друзей композитор был горячо любим. Молодые люди часто собирались, читали современную литературу, слушали и исполняли музыку. Некоторые вечера посвящались исключительно Шуберту. Это было совсем иное времяпрепровождение, не свойственное светской молодежи, но наполненное прекрасной музыкой, поэзией, размышлениями о жизни. Чем больше Франц погружался в творчество, тем менее значимыми казались ему житейские трудности.
Разнообразие музыкальных форм и жанров отличает Шуберта от других композиторов. Ему удавалось совмещать в творчестве песни и симфонии, фортепианные сонаты и оперы, мессы и вальсы. Жанр песни получил, благодаря ему, особую художественную огранку.
Последним в жизни композитора стал цикл произведений «Зимний путь». Их отличает неуемная тоска, страдание и безысходность. Именно так можно охарактеризовать настроение Шуберта той поры. Дни становились все более безрадостными, он ослабевал здоровьем, страдал от вечной нужды. Друзья поддерживали его как могли. Публично при жизни композитора его произведения исполнялись крайне редко, большинство так и осталось в виде «неозвученных» рукописей. Единственный раз в 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно его произведения. Это был огромный успех, казалось, что жизнь композитора может измениться к лучшему. Но судьба распорядилась иначе. В ноябре того же года Франц Шуберт заболел тифом скончался.
Творчество
Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.
Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.
Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует свое неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающиеся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.
https://youtube.com/watch?v=ohTbOifpoyA