Прометей-бунтарь
Ради помощи людям Прометей восстает против воли Зевса. Мотив богоборчества — один из самых ярких мотивов трагедии Эсхила, получивший впоследствии свое продолжение и развитие. «По правде всех богов я ненавижу», — замечает Прометей, а в разговоре с Гермесом говорит: «Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевеса». Разумеется, античный автор не вкладывал в эти слова идею полного отрицания богов, однако по мере развития гуманистической мысли эти строки были переосмыслены именно в этом ключе. Так Прометей стал не просто соперником Зевса, но настоящим революционером, отвергающим саму идею религии. Именно так трактуют образ Прометея Карл Маркс и Вольтер в «Пандоре», а также поэты-романтики начала XIX века Байрон и Шелли.
Однако мудрым и великим в мифологической системе может быть лишь одно божество, оно же становится единоличным вершителем судьбы человечества. Поэтому Зевс побеждает Прометея и велит приковать его к скале на Кавказе. Но дух его остается непокоренным — несмотря на мучения, Прометей отказывается поведать Зевсу тайну, которую тот жаждет узнать: от кого из богинь у Зевса родится сын, который будет могущественнее отца. За это Громовержец, по Эсхилу, низвергает Прометея в бездну.
Проходят века (по Гигину — 30 тысяч лет), и Зевс поднимает Прометея из бездны, но посылает орла, чтобы тот клевал его печень. Из заключения могучего титана освобождает герой Геракл. Обнаружив его на скале во время своих странствий, он убивает орла, а Прометей наконец-то соглашается открыть Зевсу тайну, которую так долго хранил: он советует Громовержцу не жениться на богине Фетиде, а отдать ее в жены Пелею. Все это происходит незадолго до Троянской войны, а от брака Пелея и Фетиды позже рождается Ахилл, покоритель Трои и величайший из героев Греции.
Якоб Иорданс. Орел, терзающий Прометея. Ок. 1640. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Германия
Миф о прикованном Прометее получился настолько глубоким и многогранным, что породил бесчисленное количество трактовок. По одной версии, Прометей, украв для людей огонь, наделил духом материю, однако власть материи по-прежнему сильна — ее олицетворяет скала, к которой прикован Прометей. Геракл, освобождающий Прометея, освобождает божественный огонь разума, преодолевающий невежество.
По другой версии, огонь, украденный Прометеем, — символ знания и просвещения, а орел, клюющий печень, означает давление на дух законов материи, времени и пространства. Однако дух непобедим, поэтому наутро печень Прометея восстанавливается. В третьем варианте трактовки Прометей, распятый на скале, разделяет участь смертных людей, а его печень — средоточие страстей и грешных желаний, которые дух (орел) пытается укротить, но безуспешно. Освобождение Прометея Гераклом становится символом преодоления фатальности человеческой судьбы.
Платон упоминает в «Протагоре», что хотя Прометей и принес людям огонь и ремесла, а вот государственным устройством и общественным порядком древние жители Греции всё же обязаны Зевсу. Тем самым подчеркивается хтоническая сущность Прометея, старинного божества давно минувших времен
Образ и характеристика Прометея, как литературного героя
Этот герой в трагедии Эсхила призван выдерживать нестерпимые вечные муки, на которые его обрекает главный из богов — великий Зевс. Перед читателем предстает образ — дарителя знаний и просветителя неразумных людей, вызвавших гнев богов. Прометей стал единственным, кто заступился за людей, за что и вынужден безропотно нести жестокое наказание.
Образ Прометея в литературе
Имя главного героя трагедии — Прометея, переводится как «Промыслитель». Он предстает в произведении Эсхила в образе провидца, который знает наперед судьбы смертных людей, и будущее богов читает как открытую книгу.
Он открыл для людей многие науки и культурные ценности, добыл для них огонь.
Предвидя свою судьбу, стоит за правду и знает, что виновные будут наказаны — его каратель Зевс не избежит гибели от рук своих потомков.
Характеристика Прометея
Такая характеристика, как сила воли Прометея проявляется в его молчании. Пока палачи истязают его, он безмолвен.
Оставшись в одиночестве, истерзанный Прометей обращается за сочувствием к стихиям, призывая их взглянуть на то, что терпит он «…от божьих рук!». За то, что открыл для людей путь к достойной жизни, подарив им знания и огонь.
К несчастному бунтарю является Океан со своими дочерьми — Океанидами. Океан и сам прежде был упрямцем и бунтарем, но даже он покорился новым богам, и промышляет теперь на свободе. Прометей не соглашается с властелином воды, отказывается смириться и советует держаться от себя подальше: «…как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!» Океан покидает Прометея.
Страдалец делится с Океанидами мыслями о том, как несправедлив к нему Зевс. Прометей делал для людей только добро. Им он подарил разум и понятную речь. Отнял дар предвидения, но наделил надеждами. Научил строить жилища, понимать смену времен года, приручать скот. Герой открыл для них целебные травы. Океаниды удивляются, почему при такой характеристике как спаситель человечества, Прометей не смог спасти самого себя. Герой, осужденный на вечные муки, отвечает, что нет ничего сильнее судьбы, и что она сильнее даже Зевса.
Молодая девушка, царевна Ио, возлюбленная Зевса, олицетворяет будущее. Она врывается на сцену в образе коровы, в которую ее превратила ревнивая богиня Гера. Овод гонит свою жертву по всему свету. Прометей жалеет царевну, рассказывая, какой ей предстоит пройти путь, и как она будет отомщена. Потомки Ио покарают Зевса.
Гефест сообщает бунтарю его участь, его накроют камни, а орел будет рвать кусками мясо из его тела. Такой исход не пугает Прометея. Он знает, что придет другой по образу спаситель.
Скала обрушивается, а вместе с ней прикованный Прометей, он снова помогает вершиться предназначенной судьбе, терпеливо выносит предписанные ею муки.
Источник
«Прометей прикованный» в сокращении
Эсхил «Прометей прикованный» краткое содержание для читательского дневника:
Эсхил для написания своего произведения взял за основу миф о титане Прометее, который вступил в соперничество с богом Зевсом. Прометей боролся против титанов на стороне Зевса, но бог решил истребить человечество. Прометей решил украсть огонь для людей и своим поступком навлёк на себя беду.
По приказу Зевса бог Гефест приковывает Прометея к скале. Каждое утро к нему на грудь садился орёл и клевал печень, а за ночь она отрастала вновь. Прикованный Прометей ведёт диалог с ветром.
Он размышляет о том, что человечество раньше не осознавало увиденного и услышанного. Огонь и искусства, которым он обучил людей, были им нужны. Океаниды и Океан сочувствуют герою, но на просьбу помириться с Зевсом титан отвечает отказом.
По ходу произведения выясняется, что именно титан научил людей управлять лошадью и построил для них корабли. Любимая Ио в виде коровы, в образ которой заключила ее Гера, приходит на скалу. Пребывать рядом с возлюбленным она не может, так как её постоянно жалит овод. Прометей говорит ей, что его спасёт Геракл, который будет её потомком. Титан имел дар предвидения.
В дальнейшем, Прометея просят снова помириться с Зевсом, но тот отвергает предложение. В своей речи, которую он произнёс, мы видим честного и храброго мужчину. Зевс титана убить не может, поэтому он продолжает терпеть кару от своего противника.
Божественный огонь не должен был попасть к людям. Прометей в произведении – это борец за светлую жизнь. Он выступает положительным героем, который хочет своим поступком усилить прогресс человеческого рода. Антагонистом выступает бог Зевс, который против освоения людьми новых технологий.
Громовержец показан тираном и деспотом. В трагедии мы видим борьбу нового со старым, отход людей от верований в богов и создание новых условий для жизни. Ревнители и блюстители старины не хотят перемен в лице Зевса и Геры, которые теряют власть над людьми. С помощью репрессий верховный бог может удержать власть на Олимпе, но теряет её над человечеством, которое становится свободным.
Вывод:
Прометей не считается вором для потомков, он стал символом прогресса и борца за свободу. Память о его подвиге осталась запечатлённой в веках.
«Наказание Прометея», К. Чапек
Героями новеллы К. Чапека «Наказание Прометея» являются противники Открывателя Огня. В сцене суда над Прометеем участие принимают его антиподы:
- Аметей
- Гипотметей
- Апометей
- Эпиметей
- Антиметей.
Каждый из них выступает с обвинениями. В своем произведении К. Чапек использует прием «говорящего имени». Все имена в корне сходны, и все герои по-своему являются «мыслителями», собратьями Прометея-Промыслителя, достойно молчаливого и гордого. Особенно яростны обвинения Антиметея, которой обвиняет Прометея в государственной измене и требует покарать его смертью. Аметей глуп, но очень изощрен в придумывании наказания. Именно он предлагает приковать Прометея к скале, чтобы коршуны клевали его печень.
Апометей бездумно-кичлив. Он считает, что огонь мог бы открыть любой бездельник, лентяй или пастух. А сами они его не открыли лишь потому, что у них нет ни времени, ни желания заниматься такими глупостями.
Гипометей возглавляет весь этот судебный фарс. Его приниженный склад ума подчеркнут «кулинарными открытиями» и чревоугодием. Эпиметей, сын Гипометея, инфантилен.
Все участники судилища олицетворяют представителей человечества, для которого с небес и был принесен огонь. Однако их ума и фантазии хватает лишь на осмысление негативных результатов применения божественного огня.
Чапек, пользуясь приемом трактовки «от обратного», восхваляет ум гения. Прометей в его изображении изобрел способ добывания огня и его сохранения. В образе судей, которые считают, что огонь – это самая обычная естественная сила, с которой возиться мыслящего человека недостойно, Чапек осуждает тупоумие и ничтожество. Прометея судят не за то, что он выдал людям тайну богов, а за то, что утаил его власть от представителей власти.
Современное использование мифа
Образ Прометея нашел применение и в современном искусстве, в частности в кинематографе. Так, на экраны вышла картина Ридли Скотта «Прометей», где космический корабль, на котором главные персонажи совершали полет на далекую планету – аналог Земли, где, по их мнению, могла быть жизнь, носит название «Прометей». Оно выбрано не случайно: герои уверены, что на этой удаленной неизученной частице космоса они встретятся со своими создателями – существами, которые много тысячелетий назад дали жизнь людям. Поэтому Прометей здесь символизирует создателя человечества, что с мифом не расходится.
Образ Прометея в литературе и кино очень многогранен, кто-то видит в нем бунтаря (прежде всего это романтики), для других он воплощает собой гуманность и человеколюбие.
Источник
Театральные постановки
История древнегреческого героя-титана Прометея привлекала драматургов разных стран. В 2014 году известный немецкий режиссер Петер Крюгер в рамках проекта «Прометей на Кавказе» поставил на ингушской сцене спектакль. В основе постановки произведение древнегреческого драматурга Эсхила.
Также в него включена ингушская легенда о Пхьармате, мифическом нарте, принесшем огонь из очага верховного бога Сиелы для людей. В постановке режиссер показал два мира, противопоставляя их друг другу. Это пантеон богов с одной стороны и мир людей — с другой. Музыкальное сопровождение спектакля создано Карлом Орфом — немецким композитором.
Муки Прометея
Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.
Зевс проведал, что Прометей владеет тайной его собственной судьбы, и послал к нему своего сына, вестника богов Гермеса, предложить освобождение в обмен на эту тайну.
Бюджетное издание: Николай Кун “Легенды и мифы Древней Греции”
Но Прометей потребовал, чтобы Зевс признал несправедливость назначенного им наказания и освободил его без всяких условий. Прометей сказал Гермесу:
«Нет казни, знай, нет хитрости, чтоб Зевс меня
Принудил тайну роковую выболтать,
Пока цепями скован я постыдными.
Так пусть пылающую мечет молнию,
Гремит подземным громом, кружит неба свод,
Метелью белокрылою пусть рушит все, –
Меня согнуть не сможет!
Не скажу ему,
Чьи руки вырвут у него владычество!»
Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам. Сначала он вверг бессмертного титана в Тартар, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла — терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.
Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины.
Характеристика персонажа Прометея
По характеристике героя можно понять смысл произведения. В древнегреческой мифологии редко упоминаются персонажи, которые решаются противостоять бессмертному и непобедимому владыке Олимпа. Прометей был одним из немногих, кто пошёл против Зевса и посмел одурачить его, но расплата за обман оказалась жестокой.
В биографии героя чётко прослеживается его трансформация. Титан бросает своих родственников и примыкает к Зевсу, но при этом он жалеет и успокаивает проигравшую сторону. В новой семье, живя на Олимпе, Прометей сохраняет свои главные качества:
- мудрость;
- великодушие;
- хитрость.
Сына Иапета и Климены считают образцом высоконравственного и духовного совершенства, поскольку он не захотел подчиняться главному богу и решил помочь смертным. Люди восхваляли Прометея. Для них он был бесстрашным героем, который принёс себя в жертву во имя добра. Кроме того, титан сам пережил духовный катарсис и исцелился от ненависти к Зевсу.
Поскольку Прометей стал героем, люди должны были почитать его не меньше, чем Зевса. Но в олимпийской мифологии не может быть сразу два лидера, поэтому титана вскоре противопоставляют Громовержцу. Культ Прометея не получил распространения. Никаких фестивалей и праздников в его честь люди не проводили. Это объясняется другой стороной поступка титана. Украв огонь, Прометей научил людей обману и мошенничеству. А древние греки боролись с ворами и считали кражу постыдным делом. Однако в Афинах можно найти алтарь, а в городе Сочи — статую, посвящённую античному герою.
Похищение огня Прометеем
Прометей приносит огонь людям
Но люди, созданные Прометеем, не поклонялись богам-олимпийцам, и недовольный этим Зевс решил их уничтожить. Прометей отправился к Зевсу и произнес в защиту человечества пространную речь. Похоже, что именно в память об этом греки почитают его как создателя ораторского искусства. Он пообещал научить людей поклоняться богам и приносить им жертвы.
Прометей заранее заколол жертвенного быка и разделил его на две части: мясо покрыл шкурой, а голые кости спрятал под слоем жира.
В назначенный день боги спустились на землю, чтобы сойтись с людьми на большой поляне. Прометей предложил Зевсу выбрать для жертвы богам любую часть быка. Зевс выбрал ту, которая показалась ему пожирнее, и с тех пор люди стали приносить в жертву богам жир и кости, а мясо ели сами.
Зевс, увидев, что его провели, разгневался и в отместку отнял у людей огонь. На земле воцарились холод и голод.
Прометей чувствовал себя невольным виновником бедствия, постигшего созданное им человечество, поэтому он поклялся водами Стикса — реки в подземном царстве мертвых, что добудет для людей неугасимый небесный огонь, пылающий в очаге самого Зевса.
Он обратился к Афине, попросив разрешения посетить жилище Зевса якобы для того, чтобы полюбоваться удивительными слугами, которых бог-кузнец Гефест выковал из золота для Громовержца. Афина тайно провела Прометея в дом своего отца. Проходя мимо очага, Прометей сунул в огонь стебель тростника. Сердцевина его загорелась, и Прометей в полом стебле принес божественный огонь на землю.
Узнав об этом, Зевс разгневался пуще прежнего и придумал для людей новое наказание. Он повелел Гефесту слепить из земли и воды девушку. Афродита наделила ее красотой и очарованием, Афина сделала искусной в рукоделии, бог хитрости и обмана Гермес научил говорить льстивые речи. Девушку назвали Пандора, то есть «одаренная всеми богами».
Мифы в культуре
В Средневековье мифы о Прометее утратили свое значение, уступив место другому спасителю человечества — Иисусу Христу. Мыслители этого периода рассматривали Прометея либо как символ божественного промысла, либо как символ мудрости и науки. В Новое время появляются новые толкования мифа о Прометее. Боккаччо, возвращаясь к древнегреческим мифам в трактате «Генеалогия языческих богов» (1350-1363), говорит о двойственной природе Прометея, в котором он видит, с одной стороны, божественную сущность, а с другой — мудрого человека, который, обучая людей астрономии и другим наукам, будто бы творит их заново.
В трактовке Боккаччо Прометея никто не наказывает — он сам удаляется от мира для уединенных размышлений. Орел у Боккаччо символизирует терзания разума, стремящегося к познанию, а восстановление печени — удовлетворение мудреца, нашедшего истину. Этот подход отражает гуманистическую идеологию Нового времени, в которой человек осознает свою божественную сущность, а свое предназначение начинает видеть в познании мира.
Прометей предстает перед читателями как символ мудрости и поиска истины и в драме Кальдерона «Статуя Прометея», написанной во второй половине XVII века. Спустя еще столетие Гёте в неоконченной драме «Прометей» обогащает образ Прометея новым толкованием — он становится символом художественного творчества и способности человека к переживанию самых разных эмоций, от радости до страдания.
Попытка обобщить символику мифа о титане Прометее обречена на поражение — слишком разным он предстает перед нами в восприятии людей разных эпох. Прометей — и спаситель, и созидатель, и разрушитель, и бунтарь, и творец, и в то же время жертва собственных творческих порывов, и мудрец, алчущий истины, и божественный дух, скованный ограничениями плоти. Проиграв Зевсу и дважды исчезнув из памяти людей — сначала в героический век, а потом в Средневековье, он в конечном итоге оказался более близок развитому, цивилизованному человеку, чем любой из богов-олимпийцев.
Поделиться ссылкой
Байрон
Великий британский классик также обратился к фигуре могучего титана в стихотворении «Прометей». Текст построен в форме лирического обращения к главному герою, поэт отмечает его несомненные заслуги и черную неблагодарность людей. События мифа здесь не пересказываются, повествование начинается с описания страданий титана, который не испугался ни страданий, ни пыток, ни мук и остался верен себе. Байрон делает образ удивительно сильным, восхищается им, в стихотворении Прометей символизирует стремление писателя к свободе, к победе над сильными мира, пытающимися навязать свою волю.
Прометей в мифах
Прометей — представитель второго поколения титанов. Родители смелого мужчины — Иапет и Климена (по другим источникам – Фемида). Прометей не единственный сын известной пары, у титана есть братья: Атлант, Менетий, Эпиметей.
С рождения могущественный бог наделен даром предвидеть будущее, поэтому во время войны Зевса (собственного двоюродного брата) и титанов (родных братьев мужчины) перешел на сторону Громовержца.
Бог Зевс
Благодаря тактическим умениям и знаниям Прометея, новый владыка Олимпа выиграл многовековую битву. Но долгожданное событие только ухудшило отношение Громовержца и преданного титана. С этой минуты главный бог перестал доверять собственному союзнику.
Придя к власти, Зевс решил восстановить выжженные земли и заселить планету живыми существами. Ответственную миссию Громовержец доверил Прометею и Афине. Титан создал людей из воды и грязи, а богиня вселила в получившихся существ жизнь. После завершения работы перед глазами героя открылось плачевное зрелище. Люди не умели строить дома, не выращивали злаки и не пользовались посудой.
Желая помочь слабым и немощным, Прометей научил жителей Греции ремеслам и принес человечеству подарок – огонь, который мужчина позаимствовал из кузницы Гефеста. Новый покровитель научил древнейших людей добывать золото, собирать лекарственные травы и подарил надежду на светлое будущее.
Богиня Афина
Подобные действия разозлили и заинтересовали богов. Если раньше люди не представляли особой ценности, то с этого момента жители Олимпа получали от человечества подношения и подарки.
Чтобы мирно сосуществовать на планете, боги собрали совет – необходимо определить права и обязанности людей. На собрание пришел и Прометей, подозревающий, что Зевс замышляет уничтожить человеческий род.
Статуя Прометея
Один из вопросов, который подняли боги на совете, – жертвоприношения. Желая помочь людям, Прометей лично убил быка и разделал тушу на две кучи. В одну сложил мясо и прикрыл куски шкурой, в другую положил кости и блестящий, вкусно пахнущий жир. Расставив подношения перед Зевсом, титан предложил правителю выбрать что люди будут дарить богам.
Миф утверждает, что Зевс понял хитрый трюк Прометея, но, желая осадить и наказать непослушного титана, выбрал кости. За обман Громовержец лишил подопечных мужчины огня и отправил на землю Пандору. Ответным действием бессмертного стала новое похищение искры жизни. За столь дерзкий проступок Прометея приковали цепями к Кавказским горам, чтобы титан наблюдал, как страдает человечество, наказанное из-за заступничества упрямого мужчины.
Прометей прикован к скале
Восставший против Зевса бессмертный не стал просить Зевса о помиловании. Предвидящий будущее Прометей громогласно заявил, что правление владыки Олимпа скоро закончится. Наглые пророчества разозлили Громовержца, и тот послал могучего орла к титану. В обязанности птицы входило мучить прикованного к скале – каждый день выклевывать печень мужчины. За ночь орган вырастал вновь, поэтому мучения продолжались вечно.
Спас титана от непрекращающейся пытки Геракл. Смелый герой убил птицу и уничтожил цепи, за что Прометей указал мужчине дорогу в сад Гесперид. Правда, убийство орла все же было согласовано с Зевсом, который устал от постоянной вражды и желал узнать собственное будущее.
Геракл и Прометей
Освобожденный Прометей, прославившийся мудростью и рациональностью, пошел на примирение с двоюродным братом. Вскоре титан женился на океаниде Гесионе. С тех пор громких споров между родственниками не наблюдалось, да и Зевс относился к людям гуманнее.
Поговаривают, что спустя время Прометей оставил Олимп и спустился на Землю, где потерял собственное бессмертие. Великодушного и непримиримого героя похоронили в городе Аргос (по другим источникам – в Опоусе).
Освобождение титана
Зевс не желал сменить гнев на милость. Он ждал, когда титан сломается и поведает судьбу Громовержцу. Но Прометей стойко терпел наказание, которое длилось много тысячелетий. Спас героя Геракл. Сын Зевса убил орла стрелой из лука и освободил титана. Это произошло незадолго до Троянской войны. За спасение Прометей сказал Гераклу, как пройти к садам Гесперид.
В некоторых источниках говорится, что освобождение было спланировано Зевсом. Греческий бог хотел таким образом помириться с Прометеем. Когда Громовержец освобождал титана, он оковал его палец железом с камнем от скалы. С этих пор люди стали носить кольца из металла с разными минералами.
Освобождённый герой решил, что пора покончить с враждой и рассказал Владыке Вселенной, что Фетида родит от него ребёнка, который убьёт Громовержца. Зевс сразу прекратил отношения с морской нимфой и заставил её выйти замуж за смертного Палея. От простого человека нимфа родила Ахиллеса, который стал одним из героев Троянской войны.
Сам Прометей, оказавшись на свободе, женился на океаниде Гесионе, которая подарила ему двух детей. В будущем между ним и Зевсом не возникало ссор. Кроме того, сам олимпийский бог стал гуманнее к простым смертным. Через какое-то время Прометей решил спуститься к людям и жить среди них. Покинув Олимп, он стал смертным, однако человечество не перестало его чтить и любить за всё, что он сделал для них. Непримиримый и храбрый герой был похоронен в городе Аргос.
Презентация «Образ Прометея в разных видах искусства»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Образ Прометея в разных видах искусства Подготовила ученица 5 «Б» класса Гозюмова Амина
Древние люди боялись сил природы, поэтому всегда мечтали иметь героя, способного защитить их. Воплощением этих мечтаний стали мифы о Прометее.
Прометей – это бог-титан, который осмелился состязаться с Зевсом. Прометей первым из богов пришел на помощь людям. Научил людей разным ремеслам и искусствам. Прометей относился к людям не как рабам, а дал им возможность поверить в собственные силы, подарил им огонь и надежду на лучшую жизнь. Люди поняли, что не всегда нужно ожидать каких-то милостей и подарков от Богов, а самим стараться менять свою жизнь.
Зевс не простил Прометею этого поступка. Он приказал приковать его к скале в горах Кавказа. Там наказанный должен ждать и терпеть адские муки, пока Зевс не простит его. От пыток Прометея освободил другой герой – Геракл. Прометей сознательно выбрал путь служения людям. Он имел благородное сердце. Именно поэтому образ Прометея остается самым любимым.
Мало кто из мифических героев удостоился такого внимания, как Прометей. Более двух с половиной тысяч лет он продолжает жить в произведениях поэтов, художников и композиторов, его вспоминают с экранов телевизоров в мультфильмах и кинофильмах.
Древнегреческий драматург Эсхил создал трагедию «Прометей прикованный»
Древнегреческий баснописец Эзоп посвятил Прометею несколько басен.
Не остаются в стороне и поэты. Известны стихотворения Джорджа Байрона и Николая Огарева «Прометей» Титан! На наш земной удел, На нашу скорбную юдоль, На человеческую боль Ты без презрения глядел; Но что в награду получил? Страданье, напряженье сил Да коршуна, что без конца Терзает печень гордеца, Скалу, цепей печальный звук, Удушливое бремя мук Да стон, что в сердце погребен, Тобой подавленный, затих, Чтобы о горестях твоих Богам не смог поведать он. Прочь, коршун! больно! Подлый раб, Палач Зевеса. О, когда б Мне эти цепи не мешали, Как беспощадно б руки сжали Тебя за горло! Но без сил, К скале прикованный, без воли, Я грудь мою тебе открыл, И каждый миг кричу от боли, И замираю каждый миг.
Сюжет о Прометее лег в основу рельефа саркофага «Прометей, создающий первого человека».
Великий художник Питер Рубенс Написал картину «Прикованный Прометей»
Известна также скульптура Ф.Г.Гордеева «Прометей, терзаемый орлом»
В 20 веке образ Прометея вдохновил известного советского композитора Скрябина, написавшего «Поэму огня» или симфонию «Прометей», где композитор использовал помимо звука еще и цвет.
Миф о Прометее оказался самым устойчивым в истории искусств.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Номер материала: ДВ-299671
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Шелли
Заимствуя знаменитый мифологический сюжет, английский поэт XIX века создал трагедию под названием «Освобождённый Прометей». Действие начинается в горах, где прикованный титан извергает страшные упрёки в адрес верховного бога. С сочувствием героя слушают океаниды, которые находятся здесь же, у ног мучника. Зевс не только наказал того, кто осмелился ослушаться его, но и низверг на весь человеческий род всяческие беды. Но герой не сдаётся и верит в своё высокое предназначение. Произведение Шелли заканчивается низвержением мучителя. Прометей освобождён: на Земле теперь господствуют Мудрость, Доброта и Терпение.
Примеры про собственно Прометея[править]
В «Аид, любимец судьбы» показана оборотная сторона непреклонности Прометея — конечно издеваться над Зевсом в стиле «Тебя свергнут, но кто не скажу» приятно, но каково окружающим, когда верховный бог с каждым днем все сильнее параноит? Аид так всю книгу просто из кожи вон лезет, срывая заговоры против Зевса, вызванные паранойей самого Зевса. Но тот же Аид возмущен наказанием Прометею, но, боясь возразить Зевсу прямо, сначала категорически отказался принимать его в Ад, а потом сделал все чтобы потом его освободить от кары. Причем на самих человеков и огонь Аиду глубоко плевать, Прометей для него боевой товарищ по Титаномахии, а Зевс — неблагодарная сволочь и беспредельщик (в титаномахии Прометей поддержал олимпийцев из-за возмущения каннибальскими замашками Кроноса).
В «Дневники Зевса» Мориса Дрюона мотивация Прометея не столь благородна. Да, он старается ради людей…и ради своей репутации человеколюба и защитника от гнева богов. И на престол Зевса он сесть не прочь. Впрочем, не стоит забывать, от чьего имени ведется рассказ.
Литературные произведения
Образ Прометея является предметом многих литературных произведений. Трое крупных греческих трагиков, Эсхил, Софокл и Еврипид, уделили в своем творчестве место мифу о Прометее. Выжившие пьесы и фрагменты трагедии Эсхила в отношении Прометея сохраняют особое место в современной литературе. Большинство пьес, написанных трагиками из Афин, были утрачены, в том числе многие из их произведений о Прометее. До наших дней дошли произведения: «Прометей прикованный» Эсхила и «Освобожденный Прометей» Шелли.
Как во время Ренессанса, так и после него образ Прометея снова становится главным источником вдохновения. Он всплывает в литературе и поэзии, вдохновляя новые поколения писателей, поэтов и драматургов. Так, Иоганн Вольфганг фон Гёте, великий мыслитель XVIII века, посвятил свое стихотворение герою-титану, в котором передает непокорность и бесстрашие главного героя, идущего наперекор Зевсу. Байрон также в своем творчестве обратился к образу Прометея. В стихотворении он описывает поступок, который является образцом для подражания у рода человеческого. Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка тоже отметила духовные искания свободы, истины, просвещения Прометея в поэме «В катакомбах».