Ирина Александровна Архипова
Возраст: 40
Ирина Александровна Архипова (II). Родилась 29 апреля 1982 года. Российская актриса театра и кино.
Ирина Архипова родилась 29 апреля 1982 года.
В 2007 году окончила ВГИК им. С.А. Герасимова, мастерская народного артиста, профессора В.Н. Шиловского. Дипломные спектакли: «Волки и овцы» по А.Н. Островскому — М.Д. Мурзавецкая; «8 женщин» по Р. Тома — Шанель (постановка В.Н. Шиловский, режиссёр Валерия Бородина).
Играла в Театре «Школа Современной Пьесы»: «Чайка. Настоящая оперетка» по пьесе А.П. Чехова (автор спектакля Иосиф Райхельгауз, роль Полина Андреевна Шамраева).
Играла в антрепризе «Ключ для двоих» — Милдред (режиссер В.Н. Шиловский).
С 2012 года актриса МХАТ им. М.Горького.
С 2005 года снимается в кино. Сыграла небольшие роли в лентах «Полиция Хоккайдо. Русский отдел» (Таня), «Закон и порядок: Преступный умысел -3» (Светлана Миллер), «Люди Шпака» (Инна), «Большая нефть» (Степанида), «Лето Индиго» (Люся), «Выхожу тебя искать-2» (Лена), «Дело чести» (Людка), «Две зимы и три лета» (Сусанна Обросова), «Ёлки 1914» (Антонина), «Ёлки 5» (Оля) и др.
Ирина Архипова в сериале «Дело чести»
Ирина Архипова в сериале «Две зимы и три лета»
Рост Ирины Архиповой: 180 сантиметров.
Личная жизнь Ирины Архиповой:
Подробности своей частной жизни не разглашает.
Фильмография Ирины Архиповой:
2005 — С Дона выдачи нет — эпизод
2007-2011 — Полиция Хоккайдо. Русский отдел — Таня
2007-2009 — Огонь любви — Люба
2008 — Тяжёлый песок
2008 — Москва. Голоса ускользающих истин — Софья
2008 — Закон и порядок: Преступный умысел -3 — Светлана Миллер
2008 — Дети белой богини — Света, медсестра
2009 — Час Волкова — 3 — Мария Пронская
2009 — Петля — Рита
2009 — Люди Шпака — Инна, жена Неходы
2009 — Две сестры-2 — сестра Анастасия
2009 — Большая нефть — Степанида
2010 — Час Волкова — 4 — Людмила
2010 — Любовь и прочие глупости — Клава
2010 — Знаки судьбы
2010 — Ёлки (киноальманах) — Оля-2
2010 — Гаражи — секретарь Кантораки
2011 — Час Волкова-5 — медсестра
2011 — Лето Индиго — Люся, вожатая, руководящая детским хором
2011 — Ёлки-2 (киноальманах) — Оля, жена Жени
2011 — Голубка — Галя Крохта, жена мичмана
2012 — УГРО. Простые парни-4 — Раиса
2012 — Выхожу тебя искать-2 — Лена, бывшая девушка Козырева, парикмахер
2012 — Без следа — медсестра
2013 — Я все помню — эпизод
2013 — Репетиции — медсестра скорой
2013 — Пропавшие без вести — Галина
2013 — Зайцев +1 — медсестра
2013 — Ёлки 3 (киноальманах) — Оля, жена Жени
2013 — Дело чести — Людка, бандерша
2013 — Две зимы и три лета — Сусанна Обросова
2014 — Чао, Федерико! — Ольга
2014 — Ёлки 1914 — Антонина
2015 — Семейный бизнес-2 — Валентина
2015 — Озабоченные, или Любовь зла — жена Вадика
2015 — Бабий бунт, или Война в Новосёлково — Соня
2016 — Ёлки 5 — Оля, жена Жени
2017 — Серебряный бор — эпизод
2017 — Ёлки новые
1. Биография
Училась в Московском архитектурном институте. В студенческие годы занималась в вокальном кружке Архитектурного института у Н. М. Малышевой. По окончании МАИ (теперь МАрхИ) — выпуск 1948 года, поступила в Московскую консерваторию в класс пения Леонида Савранского. В 1953 году окончила консерваторию. В 1954—56 гг. солистка Свердловского театра оперы и балета.
В 1956 — 1988 годах — солистка Большого театра.
Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения.
С 1955 года гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, США, Япония, Франция, Канада).
В 1967 и в 1971 годах пела в театре Ла Скала (партия Марфы и партия Марины Мнишек).
С 1975 года преподавала в Московской консерватории, с 1984 года — профессор.
В 1980-е выступила с циклом концертов «Антология русского романса».
В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского, а с 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. С тех пор входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль Оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.
С 1986 года — председатель Всесоюзного музыкального общества, в конце 1990 года преобразованного в Международный Союз музыкальных деятелей. С 1983 года — председатель Фонда Ирины Архиповой.
Почётный доктор молдавской Национальной академии музыки имени Музическу (1998), президент Общества дружбы «Россия — Узбекистан».
Член КПСС с 1963 г. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966) и народный депутат СССР (1989—1991).
Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005).
Супруг певицы — народный артист СССР Владислав Пьявко. Сын — Андрей. Правнучка — Ирина.
19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве..
Музыка с пеленок — начало биографии Ирины Архиповой
различных инструментахБольшого театраживую музыкуродительском домемузыкальную школу
Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина. Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.
Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт. Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.
Ирина АРХИПОВА. Ж. Бизе Хабанера (Кармен)
Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной. В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте.
Детство и юность
Будущая титулованная оперная певица родилась во второй день января 1925 года в центре Москвы, трепетное отношение к которой сохранила в течение жизни.
Певица Ирина Архипова
Детство Ирины прошло в коммунальной квартире дома №3 в Романовском переулке. Любовь к музыке в семье, кажется, передавалась с молоком матери. Отец Константин Иванович, хоть и преуспел в профессиональном инженерном плане, виртуозно владел балалайкой, роялем, гитарой и мандолиной. Его жена Евдокия Ефимовна была солисткой хора Большого театра. Впрочем, существует версия, что женщина только прошла отбор, а муж воспротивился дальнейшей карьере любимой супруги в этом заведении.
Так или иначе, первоначальное знакомство с «песенным» искусством у девочки произошло благодаря родителям, постоянно водившим ребенка на концерты и оперы. Путь оказался предопределен: музыкальная школа. Выбранный класс фортепиано пришлось оставить из-за болезни и выбрать новое место учебы – саму «Гнесинку» у одной из ее создательниц Ольги Гнесиной.
Ирина Архипова в молодости
Что касается высшего образования, то навыки рисования, война, мнение друзей-строителей отца и эвакуация в Ташкент внесли свои коррективы. Первым вузом стал архитектурный институт, который по возвращении девушка окончила уже в столице России, представив дипломную работу о проекте памятника погибшим в Великой Отечественной войне, и была зачислена в Чайковскую консерваторию, где позднее преподавала.
Уже на 2-м курсе Ирина исполняла арии в Оперной студии и выступала на радио. В течение 2 лет служила солисткой театра оперы и балета в Свердловске, не попав в Большой театр. Он случился позднее – всерьез и надолго.
Партии
Оперная студия Московской консерватории
- 1953 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Ларина
- 1953/1954 — «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков — Весна-Красна/Лель
- 1953/1954 — «Царская невеста» Н. А. Римский-Корсаков — Дуняша/Любаша
Свердловский театр оперы и балета
- 1954 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Полина/Миловзор
- 1954 — «Таня» Г. Г. Крейтнер — Мария Шаманова
- 1954/1955 — «Аида» Дж. Верди — Верховная жрица/Амнерис
- 1955 — «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
Большой театр
- 1957 — «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
- 1957 — «Мать» Т. Н. Хренников — Ниловна
- 1958 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргский — Марина Мнишек
- 1958 — «Чародейка» П. И. Чайковский — Княгиня
- 1958 — «Её падчерица» Л. Яначек — Дьячиха
- 1959 — «Хованщина» М. П. Мусоргский — Марфа
- 1959 — «Джалиль» Н. Г. Жиганов — Хаят
- 1959 — «Война и мир» С. С. Прокофьев — Элен Безухова
- 1960 — «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьев — Клавдия
- 1962 — «Не только любовь» Р. К. Щедрин — Варвара Васильевна
- 1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Мэг Педж
- 1963 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Эболи
- 1967 — «Мазепа» П. И. Чайковский — Любовь
- 1967 — «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминов — Комиссар
- 1976 — «Садко» Н. А. Римский-Корсаков — Любава
- 1977 — «Октябрь» В. И. Мурадели — Графиня
- 1979 — «Золото Рейна» Р. Вагнер — Фрикка
- 1983 — «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюк — Клитемнестра
Другие театры и концертные залы
- 1959 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжский — Лаура (Колонный зал дома союзов)
- 1969 — «Орлеанская дева» П. И. Чайковский — Жанна д’Арк (Концертный зал им. П. И. Чайковского)
- 1970 — «Трубадур» Дж. Верди — Азучена (Латвийский академический театр оперы и балета, Рига)
- 1973 — «Бал-маскарад» Дж. Верди — Ульрика («Штаатс-Опер», Висбаден)
- 1975 — «Ариана и Синяя Борода» П. Дюк — Нурис («Гранд-Опера», Париж)
- 1980 — «Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца (Театр Гольдони, Ливорно)
- 1989 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Графиня (Большой зал Московской консерватории)
- 1992 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Филиппьевна (Театр «Шатле», Париж)
Смерть
В праздник православного Крещения в 2010 году Ирину Константиновну госпитализировали в Боткинскую больницу, где спустя 23 дня она скончалась.
Причина смерти: патология сердца, нестабильная стенокардия. Прощание состоялось 13 февраля, на котором присутствовали видные российские деятели, например, Валентина Терешкова и Тамара Синявская. «Голос вечной России» замолчал, что явилось заметной утратой для всего культурного мира.
Могила великого меццо-сопрано расположена на Новодевичьем кладбище. 9 июня 2018-го здесь открылся мемориал скульптора Степана Мокроусова-Гульельми.
Музыка
Роль, с которой Архипова дебютировала на свердловских театральных подмостках, – любовница боярина Грязного, Любаша, в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». В 1955-м покорился престижный международный конкурс, где выступление Ирины Константиновны было настолько убедительным, что «сверху» возмутились – якобы почему это она не в Большом.
Ирина Архипова исполняет арию из оперы «Кармен»
Досадное недоразумение исправили мгновенно. И здесь ее «Кармен» сразу же произвела настоящий фурор. Рукоплескавшая публика, очарованная тембром голоса и мастерством перевоплощения артистки, не догадывалась, что первоапрельская премьера далась той с трудом:
Ирина Архипова в роли Кармен
Обольстительница Хозе, красавица-цыганка, открыла двери на мировые сцены. К ее ногам пали Милан, Рим, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Неаполь и прочие города плюс вся Япония. Уже позднее, в 1972-м, ей посчастливилось посотрудничать с «сеньорой Сопрано» Монтсеррат Кабалье, что произвело на Архипову огромное впечатление.
Кстати, после встреч с великими деятелями искусства артистка просила их расписаться на память на специальной скатерти.
Ирина Архипова исполняет арию «Аве Мария»
В репертуаре по большей части присутствовали произведения родных русских авторов, укрепивших ее популярность: «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Война и мир», «Евгений Онегин», «Садко», «Хованщина» и многие другие. Вскоре в творческой биографии значился и новый раздел – романсы и духовная музыка.
Выпущенная в 1987-м «Аве Мария» Архиповой заняла свое место в списке известных записей этого «хита».
Помимо основной деятельности, активно участвовала и в общественной – член жюри престижных советских и российских, а также мировых музыкальных конкурсов, автор 3 книг, вице-президент Академии творчества и Академии наук, создатель именного фонда помощи начинающим дарованиям.
Репертуар
-
Джузеппе Верди
- Аида (Амнерис)
- Дон Карлос (Эболи)
- Трубадур (Азусена)
- Бал в масках (Ульрика)
- Фальстаф (Мэг Пейдж)
-
Петр Ильич Чайковский
- Евгений Онегин (Филиппьевна)
- Орлеанская дева (Жанна д’Арк)
- Пиковая дама (Графиня)
- Мазепа (Любовь)
- Чародейка (Княгиня Евпраксия Романовна)
-
Николай Римский-Корсаков
- Царская невеста (Любаша)
- Садко (Любава Буслаевна)
- Снегурочка (Весенняя красавица)
-
Сергей Прокофьев
- Война и мир (Элен)
- История настоящего мужчины (Клаудия Михайловна)
-
Модест Мусоргский
- Борис Годунов (Марина)
- Хованщина (Марфа)
-
Александр Даргомыжский
Каменный гость (Лаура)
-
Рихард Вагнер
Дас Рейнгольд (Фрика)
-
Жорж Бизе
Кармен (Кармен)
-
Жюль Массне
Вертер (Шарлотта)
-
Пьетро Масканьи
Cavalleria rusticana (Сантуцца)
-
Кристоф Виллибальд Глюк
Ифигения в Аулиде (Клитемнестра)
-
Тихон Хренников
Мать (Ниловна)
-
Вано Мурадели
Октябрь (графиня)
Примечания
- ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Пред. научн.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
- ↑ Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А — Гонг. 1072 стб. с ил. — М.: Советская энциклопедия, 1973 год
- Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 2 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
- . www.belcanto.ru. Дата обращения: 29 сентября 2019.
- . Дата обращения: 11 февраля 2010.
- . Дата обращения: 11 февраля 2010.
- . Дата обращения: 13 февраля 2010.
- . Дата обращения: 12 мая 2019.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- . Дата обращения: 6 марта 2016.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- . Дата обращения: 1 сентября 2021.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2013.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2016.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2016.
- . Дата обращения: 12 мая 2019.
- . Дата обращения: 12 мая 2019.
- . Дата обращения: 12 мая 2019.
- . Дата обращения: 11 февраля 2020.
- . Дата обращения: 1 сентября 2021.
- Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева — прошлое и настоящее со взглядом в будущее. — М., 2002. — 552 с. — С. 416. ISBN 5-8122-0302-4
- . Дата обращения: 23 февраля 2016.
- . Дата обращения: 24 июля 2012.
3. Признание
3.1. Награды
Президент России Владимир Владимирович Путин вручает Ирине Архиповой орден Святого Андрея Первозванного, 5 мая 2005 г.
- Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1984, Орден Ленина и Медаль «Серп и Молот»)
- Орден Святого апостола Андрея Первозванного (2 января 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (30 декабря 1999) — за выдающиеся заслуги в области культуры и большой вклад в развитие народного песенного творчества
- Орден Ленина (1971, 25 мая 1976)
- Орден Трудового Красного Знамени (1971)
- Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- Почётная грамота Президента Российской Федерации (2 января 2010 года) — за большие заслуги в музыкально-просветительской деятельности
- Ордена Святой равноапостольной княгини Ольги II степени (РПЦ, 2000)
- Орден Республики (Молдова) (2000)
- Почётный знак «Крест Святого Михаила Тверского» (2000),
- Почётный знак «За милосердие и благотворительность» (2000)
- Почётный знак «За заслуги перед культурой Польши»
- Почётный знак Святого Луки за поддержку культуры Ярославской области.
- ордена и медали иностранных государств
3.2. Премии
- Ленинская премии (1978)
- Государственная премия России (1996)
- Российская оперная премия «Casta diva» (1999)
- Премия Москвы (2000)
- Премии и медали имени С. В. Рахманинова
- Всемирный приз искусств (учрежденный корпорацией «Маришен арт менеджмент интернешнл») — «Бриллиантовая лира» и титул «Богиня искусств» (1996)
3.3. Почётные звания
- Заслуженная артистка РСФСР (1959)
- Народная артистка РСФСР (1961)
- Народная артистка СССР (1966)
- Народная артистка Республики Кыргызстан
- Народная артистка Республики Башкортостан (1994)
- Заслуженная артистка Удмуртии.
- Почётный доктор молдавской Национальной академии музыки имени Музическу (1998)
- Почётный доктор РХТУ (2001)
- Профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
3.4. Прочее
- Занесена в российскую книгу рекордов как самая титулованная российская певица
- Имя «Архипова» получила малая планета № 4424 (1995)
Биография
Родилась 2 января 1925 года в Москве.
Перед войной училась в школе сестёр Гнесиных. Первым педагогом по фортепиано была О. А. Голубева. Через полтора года перешла к О. Ф. Гнесиной. Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы.
В послевоенные годы училась в Московском архитектурном институте, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского, которую окончила в 1953 году.
В 1954—1956 годах — солистка Свердловского театра оперы и балета.
В 1956—1988 годах — солистка Большого театра.
Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения.
Могила Ирины Константиновны Архиповой на Новодевичьем кладбище
Выступала в концертах. В камерном репертуаре свыше 800 произведений русских, советских и зарубежных композиторов.
С 1955 года гастролировала за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Великобритания, Болгария, США, Япония, Франция, Аргентина, Канада). Выступала на сценах ведущих театров мира: «Ла Скала» (Милан), Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Метрополитен-опера (партия няни Филиппьевны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского) и Карнеги-холл (Нью-Йорк), театр «Колон» (Буэнос-Айрес), Опера Гарнье (Париж, 1975, партия Нурис в опере «Ариана и Синяя Борода» П. Дюка), Опера Сан-Франциско, театр «Комунале» (Болонья), античный амфитеатр в Оранже, театр Ирода Аттика (Афины) и других.
С 1974 по 2003 год преподавала в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1984 года — профессор). Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах.
В 1966 году была приглашена в жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась председателем жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение», с 1968 — Всесоюзного (с 1993 — Международного) конкурса имени М. И. Глинки. Входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Г. Алиева и министра культуры Азербайджана П. Бюльбюль-оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.
Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005).
Записала пластинку из произведений С. В. Рахманинова и цикла М. П. Мусоргского «Песни и пляски смерти» (пластинка получила Гран-при «Золотой Орфей» в Париже).
В 1980-е годы выступила с циклом концертов «Антология русского романса» совместно с пианистом Ивари Ильей.
Ирина Архипова (Кармен) в опере «Кармен» (1972 год, Большой театр)
С 1986 года — председатель правления Всесоюзного музыкального общества (с 1990] — Международный союз музыкальных деятелей). С 1993 года — председатель Фонда Ирины Архиповой. Президент Общества дружбы «Россия — Узбекистан». Действительный член и вице-президент Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук.
Член КПСС с 1963 года. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966) и народный депутат СССР (1989—1991).
«Невероятный блеск голоса певицы, его бесконечно меняющаяся окраска, его волнообразная гибкость…» (американская газета «Columbus citizen journal», 1969).
19 января 2010 года была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу им. С. Боткина. 11 февраля 2010 года скончалась на 86-м году жизни. Похоронена 13 февраля в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Ирина Константиновна организовала один из ярких фестивалей искусств в Тверской области — «Музыкальные вечера на Селигере», который поддерживается самим губернатором и существует по сей день.
Семья
- Отец — Ветошкин Константин Иванович.
- Мать — Галда Евдокия Ефимовна.
- Первый муж — Евгений Александрович Архипов (1923—2017), архитектор, заслуженный архитектор РСФСР.
- Сын — Андрей Евгеньевич Архипов (1947—2006).
- Внук — Андрей Андреевич Архипов (1972), оперный певец (бас), солист Большого театра.
- Сын — Андрей Евгеньевич Архипов (1947—2006).
- Второй муж — Владислав Пьявко (1941—2020), оперный певец (тенор), народный артист СССР (1983), народный артист Киргизии (1993).