Эдуард мане. 5 картин художника с колумбовской кровью

Олимпия. 1863 г.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.

Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.

Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.

Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.

Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.

О картине также читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.

Краткая биография

  1. Во время путешествия на парусном судне в 1847 г. Эдуард Мане посетил Бразилию – солнечную страну экзотики. Он много рисовал: портреты матросов, тропические пейзажи, в которых было много красок и света, бразильских женщин, разноцветные карнавалы, море.
  2. Возвратившись из плавания, он в 1849 г. сдаёт повторный экзамен, который снова оканчивается провалом. Но сейчас отец уже смягчился: он увидел, что его сын действительно обладает художественным талантом, и разрешил ему заниматься живописью.
  3. В 1850 г. Мане поступил в мастерскую Т. Кутюра. Но этот известный художник представлял классическую французскую школу живописи (академизм), что не устраивало молодого художника, он покинул его мастерскую, но затем снова вернулся по настоянию отца.
  4. Начались творческие поездки Мане, связанные с самообразованием: в 1851 г. он посетил художественные музеи Голландии, где его особенно привлекла живопись Ф. Халса.
  5. В 1853 г. отправился в Италию для изучения картин художников Возрождения – теперь на него особое впечатление произвёл Веласкес.
  6. На обратном пути он посетил европейские страны, изучая шедевры музеев Дрездена, Вены, Мюнхена, Праги. И во всех этих путешествиях он рисовал, копировал, делал наброски.
  7. К 1856 г. Мане уже был признан художником, подающим надежды. Он принят в высший круг парижского общества, подружился с Ш. Бодлером, самым модным в то время французским поэтом. Его работы 50-х годов можно назвать галереей человеческих характеров. Он сочетает реалистическое изображение с романтизацией образов.
  8. Самыми заметными работами этого периода являются картины «Любительница абсента» (1859) и «Лола из Валенсии» (1862).
  9. В 1863 г. появляется одна из самых известных работ Мане – «Завтрак на траве».
  10. К 1859 г. художественное образование Э. Мане было завершено – так он сам решил. Теперь надо выставлять свои картины в Парижском салоне (престижная ежегодная выставка). Для этого он выбрал картину «Любитель абсента» (1859), хотя его учитель Кутюр это решение не одобрил, а жюри салона картину отвергло, увидев в ней много недостатков. Это творческое поражение на некоторое время озадачило художника и приостановило его поиски новых путей в живописи.
  11. В 1861 г. две картины Мане «Портрет родителей» и «Гитарреро» были одобрены жюри Салона.
  12. В 1862 г. он написал картину «Музыка в Тюильри», полностью порвав с академической техникой живописи, изобразив лица людей абстрактно, картину следовало рассматривать с некоторого расстояния. Это был новый шаг в живописи. Как обычно, новое часто вызывает непонимание – так случилось и с картиной Мане.
  13. В это же время Мане занялся офортом (разновидность гравюры на металле).
  14. В 1863 г. все представленные Мане картины были отвергнуты Салоном, как и 2800 картин других художников. При содействии Наполеона III была организована другая выставка – «Салон отверженных». Но картина Мане «Завтрак на траве» не только не получила высокой оценки, а даже была осмеяна, хотя в дальнейшем стала символом этого Салона.
  15. В 1864 г. художник выставляет свои картины в двух Салонах: официальном и «Салоне отверженных».
  16. Знаменитая ныне картина «Олимпия» (1863) в Салоне 1865 г. вызвала гнев и негодование, была признана непристойной и даже вульгарной. В результате всеобщей травли Мане сбежал в Испанию. А жюри Салонов с этого времени стало регулярно отвергать его картины.
  17. В 1874 г. Эдуард Мане особенно сближается с художниками-импрессионистами Моне, Сезанном, Дега, работает рядом с ними на пленэре (на природе), но в выставках импрессионистов не участвует.
  18. К 1874 г. он фактически уже выработал свой оригинальный стиль, во многом близкий к импрессионизму.
  19. Только в 1879 г. картины Мане «В оранжерее» и «В лодке» приняты Салоном.
  20. В последующие годы художник много пишет, в том числе создает полотна на исторические темы, а также портреты, жанровые картины городской жизни, натюрморты, пейзажи, занимается офортом и литографией.
  21. К 1877 г. Мане, наконец, приобретает признание. Его картины охотно принимаются Салонами.
  22. С 1879 г. его начинают одолевать болезни: сначала ревматизм, затем нарушается координация движений, Мане с трудом передвигается.
  23. В 1881 г. он награждён высшим французским знаком отличия – орденом Почётного легиона.
  24. В 1882 г. художник создает большое полотно «Бар в „Фоли-Бержер“», которое Салон принял с большим энтузиазмом. Это была последняя его работа.
  25. 19 апреля 1883 г. Мане ампутировали левую ногу, а 30 апреля 1883 г. он умер.

Художник Эдуард Мане

Личная жизнь

В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).

В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.

Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине «Мадам Мане на голубом диване»

На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.

Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.

Эдуард Мане

Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.

Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.

Сын Эдуарда Мане на картине «Портрет Леона Леенхоффа»

Известно, что Мане регулярно изменял супруге, которая, к слову сказать, была в курсе его частых интрижек. Еще до свадьбы влюбленные заключили между собой негласное соглашение: Сюзанна не закатывала избраннику истерик по поводу его романов, а Эдуард, в свою очередь, не оставался на ночь у любовниц и каждый вечер возвращался домой, продолжая играть роль верного мужа и любящего отца.

В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.

Берта Моризо на картине Эдуарда Мане «Балкон»

В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»). Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака. Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.

Матерь Мира

Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.

Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами. Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.

На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.

Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.

Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.

Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица. Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить

Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать

Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.

Биография

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Портрет Эдуарда Мане

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Личная жизнь

Эдуард Мане был женат единожды, но как творческий человек, к тому же красивый, интересный, обаятельный, иногда позволял себе романы и увлечения, бывало даже со страданиями и страстями – в горящее сердце вдохновение попадает метко. Но о своих похождениях никогда не распространялся – истинный мужчина и аристократ. Его женой в 1863 году стала Сюзанна Леенхофф, учительница музыки, дававшая уроки на дому в семье родителей Мане. Больше 10 лет до свадьбы Эдуард скрывал эти отношения, которые запачканы подозрениями на связь Сюзанны и с его отцом. А её сына Леона, 1851 года рождения, Мане долгое время не признавал своим ребёнком. Но так или иначе, жену и сына он любил, они стали моделями для многих картин живописца.

Аржантей. 1874 г.

Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.

Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.

Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…

Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.

Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.

Индивидуальность наказуема

После закрытия Салона сразу начиналась подготовка к следующему – творческая жизнь художников всегда была направлена на соискание славы и признания через показ на официальной авторитетной выставке. Только так можно было добиться желаемого, вместе с популярностью получая выгодные контракты. Но молодым художникам было очень трудно пробиться к зрителю – Салон в 1862 году прошёл без Мане, хотя материала он уже написал достаточно. В 1863 году та же участь. Не допущенных к выставке и возмущённых этим фактом художников было много. Информация об этом дошла до императора Наполеона III, который распорядился поддержать молодые дарования альтернативным показом их работ. Так появился Салон отверженных, который стал регулярной выставкой картин, не сумевших покорить жюри официального Салона.

В 1863 году Мане с надеждой на успех показывает «Завтрак на траве», где добропорядочные буржуа свободно общаются на природе с обнажёнными девицами. Публика высмеяла полотно, критика злобствовала, но тем не менее именно возле него собиралась самая большая толпа. Да, не такой славы хотел художник. Но как найти взаимопонимание со зрителем и не потерять себя? Как убедить обывателей, что обнажённое женское тело прекрасно и допустимо не только в картинах с героинями богинями?

В 1865 году Мане, выждав некоторое время, нерешительно, но всё-таки выставил в Салоне «Олимпию», в итоге заклеймённую не готовой ещё к подобному публикой. Чиновники и критики загнобили художника так, что он запер своё произведение на долгие годы в мастерской, а сам уехал от злых языков в Испанию. Он очень страдал от непонимания публикой и в работах признанных мастеров искал и находил опору для своего таланта и оправдание собственных эстетических пристрастий. Индивидуальность, смелость и действительная свобода художника – предпосылки шедевров.

Творчество

В первой половине 1850-х годов Эдуард Мане обучался живописи у знаменитого мастера Тома Кутюра. Он был не в восторге от обучения, по причине все того же строгого академизма Тома. В данный период биографии он увлекался работами художников Раннего и Высокого Возрождения.

Тогда же Мане посетил немало европейских стран, где продолжал ходить в различные музеи. По приезду домой он особенно часто посещает Лувр, глубоко исследуя полотна великих мастеров. В результате, он становится автором ряда копий знаменитых картин.

В 1859 г. Эдуард решил, что он уже состоялся как художник и поэтому должен показать свое творчество Парижскому салону. Он предоставил комиссии свою картину «Любитель абсента», которая понравилась только Делакруа.

Интересен факт, что его бывший наставник Кутюр, раскритиковал полотно Мане. Комиссия негативно отнеслась к реалистическому изображению пьяницы, а также отходу молодого художника от основ композиции: была нарушена перспектива, тень персонажа не соответствовала его положению, не были задействованы полутона и т.д.

И хотя Эдуард непросто пережил критику, он не опустил рук. В 1861 г. комиссия Салона положительно отозвалась о 2-х его работах – «Портрете родителей» и «Гитареро». Благодаря этому, живописец обрел признание в обществе и получил немало денег.

Но что еще больше окрыляло Мане, так это похвала от отца, который к тому моменту биографии уже с гордостью отзывался о сыне, как о талантливом художнике. Далее он стал автором ряда картин, написанных на морские и испанские мотивы: «Лола из Валенсии», «Испанский балет», «Бега в Лонг-шане» и т.д.

Кроме этого, Эдуард Моне творил в историческом и религиозном жанрах – «Расстрел императора Максимилиана» и «Мертвый Христос». В 1863 г. жюри Салона отвергло полотна многих художников (в общей сложности – 2800 работ). В результате, это привело к громкому резонансу в обществе, в который вмешался сам император Наполеон 3.

Император распорядился организовать выставку – «Салон отверженных». Главной картиной выставки стало полотно Мане «Завтрак на траве», которое подверглось критике и насмешкам. Тем не менее, именно «Завтрак на траве» стал символом «Салона отверженных», вызвав массу дискуссий среди знатоков искусства.

В 1865 г. в биографии Эдуарда происходит очередная «неприятность». Его новый шедевр «Олимпия» был оценен современниками крайне негативно. Художника обвиняли в пошлости и вульгарности, за изображение на холсте обнаженной девушки, бесстыдно лежащей на кровати.

«Бар в Фоли-Бержер»

Мане снова оказался в центре громкого скандала. Тогда же он сближается с импрессионистами, среди которых были Поль Сезанн, Клод Моне и Эдгар Дега. Он продолжает придерживаться своего творческого курса, изображая на полотнах портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках.

В 1870-х годах Эдуард создает такие шедевры, как «Железная дорога», «В лодке», «За кружкой пива» и «В оранжерее». Только в последние годы жизни жюри разных салонов начинают осознавать все величие Мане, активно выставляя его картины на выставках.

Оскар Рабин в Париже

Рабин оказался в Париже уже в зрелом возрасте, сформировавшимся художником. И на шестом десятке лет, не имея средств, он должен был начинать новую жизнь, искать свое место в новой стране. И это было сложно.

До конца своих дней он ощущал себя советским художником, хоть и считал Париж своим домом (даже после возвращения ему гражданства в 1990 году). Часто даже в домах на Монмартре он видел сходство с бараками, в которых прошла его молодость и которые давно существовали только в его памяти. Он продолжал хранить и писать эту память. Про жизнь во Франции он говорил, что не ощущал ее так остро, как жизнь в оставленном им СССР. И хотя в Париже никто не мешал ему свободно творить (у Оскара Рабина была своя мастерская), художник так и не стал частью французского арт-мира. С одной стороны, он никогда не гнался за успехом и «нужными связями», а с другой – не всегда принимал и часто жестко критиковал современное западное искусство. Именно поэтому Рабин держался несколько особняком, оставаясь легендой прежде всего для художественного мира в России. 

Выставляться ему вначале помогали его прежние друзья и те же иностранные журналисты и коллекционеры, которые навещали его барак в Лианозово. Первая персональная выставка работ Оскара Рабина состоялась в 1965 году в Grosvenor Gallery в Лондоне благодаря участию британского знатока современного искусства Эрика Эсторика. Затем, уже после эмиграции, последовали выставки во Франции, Швейцарии, Австрии, США. После распада СССР выставки Рабина прошли в Русском музее, в ГМИИ имени А. С. Пушкина, в Третьяковской галерее.В 2005 году он удостоилсяпремии «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». А в 2013 году стал действительным членом Российской Академии художеств. Несмотря на растущую известность, Оскар Рабин продолжал оставаться тихим, скромным, интеллигентным и доброжелательным человеком. Многие из тех, кто с ним общался, отмечали, что он никогда не отступал от своих принципов, избегая зла, подлости и лжи.

ВПариже Оскар Рабин пережил самоубийство сына Александра (тоже художника), выбросившегося из окна в возрасте 42 лет в 1994 году. А через 14 лет – неизлечимуюболезнь и смерть любимой жены Валентины Кропивницкой. Но он всегда оставался благодарен Франции за дарованную ему свободу творчества, оставаясь верным себе и своему призванию. Рабин был реалистом, не тешившим себя иллюзиями, но это не лишало его человечности. В парижских картинах Оскара Рабина читается грусть, легкая ирония и надежда. Он продолжал писать картины и выставлять их вплоть до самой смерти. Творчество было тем воздухом, которым он дышал.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.

Родители Эдуарда Мане

В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.

Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.

Эдуард Мане в молодости

Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.

Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.

Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности. Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст. Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.

После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.

Художник Эдуард Мане

Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.

Влечение к живописи

Да, науки Эдуарду были скучны и неинтересны, взрослым могло показаться, что он ленив и не очень умён. Но с некоторых пор кое-что было способно преображать его до неузнаваемости. Это была живопись. Открытие произошло в один счастливый день, когда дядя мальчика, Эдмон Фурнье, повёл его в Лувр. С тех пор Эдуард потерял покой, он полюбил эти походы по музеям и ждал их. Удивительно, но уроки рисования никак не интересовали Мане – академичное преподавание с юных лет претило ему, без конца копировать бюсты и статуи было нестерпимо нудно. Эдуарда куда больше увлекали фигуры и портреты одноклассников, живые и эмоциональные.

Дядя поддержал племянника в стремлении к живописи, записал его на курс лекций, оплатил их, ведь отец по-прежнему и слышать не хотел и представить не мог, что сын свяжет свою жизнь не с юриспруденцией или другим серьёзным делом. Эдуард должен был уверить родных, прежде всего отца, что его увлечение не пустой звук. Только продемонстрировав очевидные доказательства таланта, можно будет надеяться на благосклонность и спокойное продолжение учёбы на выбранном пути. Как же это сделать?

Франко-прусская война


Э. Мане. Белые пионы. 1864 г. Музей Орсэ, Париж.

На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. В феврале 1871 года он покидает Париж, и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать — так, в Бордо он пишет пейзаж порта.

Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики. Серьёзные потрясения и невзгоды заставили живописца сделать перерыв в своём творчестве почти на год.

После обустройства в новой мастерской, в 1873 году, Эдуард Мане пишет картину «За кружкой пива» (фр. Le Bon Bock), ставшую знаменитой, и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в опере». В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Самостоятельные совместные выставки ничего, кроме порицания публики и издевательств критики не принесли.

Однако, начиная уже с 1874 года, Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда импрессионизмом (в связи с этим стоит также отметить дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионизма как нового течения в живописи).

Парижский салон, борьба с академизмом и признание отца

В 1859 году Эдуард Мане решил представить свои работы на Парижском салоне — самой престижной выставке Франции. Он подготовил картину «Любитель абсента». Вот она:


Эдуард Мане. «Любитель абсента», 1859 год, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген Public Domain

Из членов жюри Салона только Эжен Делакруа, сам отошедший от четких правил академизма, проголосовал за картину. Остальные, включая Кутюра, проголосовали против. Судьи посчитали картину слишком необычной: вместо привычного для художников тех времен аллегорического изображения проблемы Мане написал неприкрыто реалистичный портрет пьяницы. Он не использовал дальние планы, хотя тогда в академических кругах была обязательна классическая перспектива для придания картине глубины. Кроме того, стол с бокалом нарисован под неестественным углом относительно прочих предметов на полотне, а тень мужчины отличается от его положения.
После «Любителя абсента» Мане написал «Музыку в саду Тюильри»:


Эдуард Мане. «Музыка в саду Тюильри», 1862 год, Лондонская Национальная галерея, Лондон Public Domain

В саду Тюильри по выходным собирались представители парижской богемы — они прогуливались и вели светские беседы. Тематика картины и техника ее написания вызвали у публики и критиков замешательство. Обычно подобные сцены использовали только для иллюстрирования журналов. Также Мане отверг все правила тщательной проработки деталей — при близком рассмотрении лица людей на картине становятся почти неразличимыми, абстрактными.
В 1861 году Парижский салон все же принял две картины Эдуарда Мане. Одна из них — «Испанский гитарист» — получила награду:


Эдуард Мане. «Испанский гитарист», 1860 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк Public Domain

Мане получил признание публики и своего отца. Огюст с гордостью демонстрировал гостям вторую картину, принятую на выставку, — его портрет с женой:


Эдуард Мане. «Огюст и Эжени Мане, родители художника», 1860 год, Музей Орсе, Париж Public Domain

В 1863 году Мане представил Парижскому салону три картины для выставки, но все они были отклонены. Впрочем, в тот год еще 2800 картин были отвергнуты — политика Салона стала более строгой.

Импрессионизм, официальное признание и атаксия

В начале 1870-х Мане еще ближе сошелся с импрессионистами. Но при этом не хотел участвовать в их выставках. Он все еще мечтал добиться признания официального Салона. В 1873 году Мане написал «За кружкой пива»:


Эдуард Мане. «За кружкой пива», 1873 год, Художественный музей Филадельфии Public Domain

Впервые за почти 15 лет картина Мане пришлась по вкусу публике. Но в последующие годы ряд картин художника снова были отклонены.
В 1879 году выяснилось, что Мане болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь ограничивала его художественные возможности. Последняя большая работа Мане, которую он написал уже в период заболевания, — «Бар в «Фоли-Бержер»»:


Эдуард Мане. «Бар в «Фоли-Бержер»», 1882 год, Институт искусства Курто, Лондон Public Domain

Картина выставлялась в Парижском салоне в 1882 году и получила восторженные отзывы. Эдуард Мане наконец стал уважаемым академическим кругом художником — именно к этому он стремился всю творческую жизнь.
После выставки здоровье художника продолжало ухудшаться. В апреле 1883 года Мане скончался. На его похороны пришел весь высший свет Парижа.
Творчество Эдуарда Мане оказало огромное влияние на всю современную живопись. Он — один из родоначальников импрессионизма, хотя сам и не считал себя таковым.
В 1884 году друзья художника организовали его посмертную выставку. На ней было окончательно решено: Мане — художественный гений.
Интересно, что Мане мечтал построить карьеру художника в официальном Салоне и жаждал признания классиков. А в итоге стал самым ярким революционером в истории живописи 19 века. В России увидеть работы выдающегося француза можно в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Банк ВТБ выступает партнером музея и поддерживает его выставки и другие культурные мероприятия.

Завтрак на траве. 1863 г.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане

Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы

О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: