“Не пой, красавица, при мне”
Поклонники шоу “Голос” могут с первых нот угадать третью арию коварной филистимлянки Далилы Mon cœur s’ouvre à ta voi из оперы Сен-Санса “Самсон и Далила”. В первом сезоне шоу на слепых прослушиваниях ее исполняли Анна Золотова и Павел Пушкин (ария настолько комфортна по тесситуре, что дается не только чистому меццо-сопрано, но и контртенору, хотя в целом партия Далилы неизменно вызывает у певиц массу технических трудностей), в новом, четвертом “Голосе” – Марианна Вагида (увы, ни одного из наставников не впечатлило исполнение девушки).
Этот маленький шедевр Сен-Санса много раз служил отправной точкой для хорошего кроссовера исполнителей разных стран и языковых групп. Арию пели на японском, английском, смешивали ее с элементами хип-хопа. Британские рокеры Muse процитировали ее в одной из композиций альбома The Resistance.
Историю написания “Самсона и Далилы” нельзя назвать абсолютно безоблачной. Работу над ней прервала франко-прусская война, после окончания которой партитура еще два года пролежала в столе. Акушеркой его сценического рождения стал все тот же Лист, занимавший в то время пост директора театра в Веймаре.
В родной же Франции поставить “Самсона” оказалось не так просто: библейский сюжет, легший в основу либретто, смущал соотечественников композитора. За инсценировку ратовала сама Полина Виардо, ради которой и все и затевалось композитором, но к тому моменту, когда опера наконец получила путевку в жизнь в провинциальном Руане, певица уже не подходила по возрасту для партии Далилы.
Увы, Сен-Санс, несмотря на плодотворную деятельность (написал тринадцать опер), обладал большим недостатком, который выражался в некоторой вторичности. Возможно, этим объясняется то, что в мировом оперном репертуаре сумела закрепиться только эта ария, написанная Сен-Сансом.
Кстати:
Египетский заход: в Мариинский театр вернулась «Дочь фараона»
Светлана Захарова готовит хореографическую премьеру
Балет «Шопениана» — история постановки
В Венесуэле вспоминают гастроли Анны Павловой
Посреди лесов Амазонии вновь звучит классическая музыка
В Санкт-Петербурге открывается выставка «Бенуа & Фокин»
Музыка
После окончания консерватории в 1853 году Камиль устроился органистом в церковь Сен-Мерри рядом с городской ратушей. Многочисленные церковные мероприятия приносили молодому музыканту удовлетворительный доход, но инструмент, на котором Сен-Сансу приходилось играть, оставлял желать лучшего.
У Камиллы было много времени, которое она посвящала своей музыке
Он написал несколько произведений и привлек внимание знаменитых композиторов Джоаццино Россини и Гектора Берлиоза, а также известной певицы Полины Виардо. А когда он поступил на службу в императорскую церковь Святой Магдалины, органист удостоился высочайшей похвалы от знаменитого Ференца Листа, который назвал Сен-Санса великим виртуозом
В 1850-х годах Камиль следил за ведущими музыкальными тенденциями и восхищался творчеством Роберта Шумана и Рихарда Вагнера, но, в отличие от многих французских композиторов, он не подражал им. В этот период Сен-Санс написал Симфонию № 1 и Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор, которые до сих пор мало известны.
В 1861 году церковный виртуоз стал профессором парижской школы Нидермайера и ввел в программу обучения произведения современных композиторов. Именно в это время у него возникла идея сочинить музыкальный фарс для исполнения студентами, который впоследствии стал знаменитым «Карнавалом животных».
Во время своей преподавательской деятельности Сен-Санс уделял мало времени собственным сочинениям из-за нехватки времени. Он продолжил свою композиторскую и концертную деятельность в 1865 году, после того как оставил преподавание. Камиль написал кантату «Ночи Прометея», которая победила более чем в 100 конкурсах на Grande Fête Internationale в Париже.
Интересно, что в начале XX века Сен-Санс изменил свое отношение к современной музыке, отвернувшись от новейших разработок и вернувшись к старой доброй классической традиции. По сообщениям, композитор ушел с представления балета Игоря Стравинского «Саквояж», потому что считал произведение возмутительным, а автора безумным.
Самой популярной поэмой этого жанра стала «Пляска смерти», написанная в 1874 году и первоначально задуманная как произведение для голоса и оркестра. Мифическая история о приходе старухи с косой в ночь Хэллоуина и воскрешении мертвых легла в основу музыкальных частей произведения. Композитор заменил текст пронзительным звуком скрипки и привел в ужас публику на премьере. Только спустя несколько часов зрители смогли насладиться мрачным танцем скелетов, сопровождаемым стуком костей, имитируемым ксилофоном.
Опровергая мнение о том, что симфонист не способен написать стоящую оперу, Камиль приступил к работе над произведением о жизни кровожадного короля Англии. Он с невероятной тщательностью и добросовестностью работал над музыкальными партиями, чтобы убедительно передать атмосферу эпохи Возрождения. Публика признала оперный талант Сен-Санса и наслаждалась постановками «Генриха VIII».
Произведения
- 1867 – «Интродукция и рондо каприччиозо»
- 1869 – «Прялка Омфалы»
- 1872 – «Жёлтая принцесса»
- 1874 – «Пляска смерти»
- 1877 – «Серебряный колокольчик»
- 1877 – «Самсон и Далила»
- 1879 – «Лира и арфа»
- 1886 – «Карнавал животных»
- 1886 – «Симфония № 3 c-moll (с органом)»
- 1901 – «Варвары»
- 1913 – Оратория «Земля обетованная»
Пианист и композитор, педагог и дирижер, музыкальный критик, автор многочисленных книг по философии и литературе, член Французского астрономического общества – .
Родился Камиль 9 октября 1835 года в Париже, в крестьянской семье. Отец, Жак-Жозеф Виктор Сен-Санс, служил в Министерстве внутренних дел, что не мешало ему писать стихи. Мать была художницей. Когда Камилю было три года, отец его умер, и воспитанием мальчика занимались мама и двоюродная бабушка.
Мальчик оказался очень талантлив, и уже в возрасте трёх лет играл на фортепиано, а в возрасте девяти лет впервые выступил с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом . Концерт увенчался большим успехом, так как Камиль играл концертную программу на память.
В 1848 году молодой Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию, а в 1851 году заканчивает её с первой премией. Помимо музыки Камиль серьёзно увлекается литературой, французской историей, философией, древними языками и естественными науками, такими как математика, астрономия и археология.
Из консерватории Сен-Санс выходит уже известным музыкантом и автором многих сочинений, среди которых скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и множество романсов.
В 1852 году он получает первый приз на конкурсе Общества святой Цецилии в Бордо за «Оду к Святой Цецилии». С 1853 года работает в разных соборах Парижа, продолжая писать романсы, работая над фортепианным квинтетом. В 1857 году выходит в свет его симфония «Urbs Roma», которая получает премию общества Святой Цецилии. В этом же году в Парижской церкви Мадлен Камиль получает должность органиста, которую занимает в течение двадцати лет.
В скором времени способность к органной импровизации Сен-Санса покоряет Европу. Успех даёт ему возможность сблизиться с такими известными европейскими музыкантами того времени, как Полина Виардо, Шарлем Гуно, Гектор Берлиоз.
Сен-Санс не ограничивает себя игрой на , он пишет теоретические труды, редактирует и издает произведения старых мастеров, также выступает как пианист и дирижёр. Становится одним из педагогов и основателей Национального музыкального общества. Первым во Франции исполняет симфонические поэмы .
С 1860 года сочинения Сен-Санса получают премии на престижных композиторских конкурсах. Он приобретает широкую популярность как композитор и пианист. А с 1870 года выступает как критик. Его публикации пользуются большим успехом.
В ноябре 1875 года, по приглашению Русского музыкального общества, выступает с концертами в Санкт-Петербурге, где знакомится с Н. Рубинштейном и .
После приезда из России, в 1877 году, композитором была поставлена опера «Серебряный колокольчик», за которую он получил сто тысяч франков от мецената Альберта Либона.
В конце 19 века Сен-Санс признан одним из лучших композиторов-современников не только Франции, но и Англии, и США. В Лондоне он выступает с концертами, на которых присутствует сама королева Виктория. В 1886 году, по заказу Лондонского филармонического общества, композитор создаёт самое известное своё оркестровое сочинение – Третью симфонию c-moll (имеющую второе название «Симфония с органом»).
Что касается личной жизни Камиля, то она была не такой успешной, как музыкальная. В 1875 году Сен-Санс женится без согласия матери на Мари-Лор Трюффо. У них рождаются два сына, но оба вскоре погибают. И уже в 1881 году Сен-Санс покидает свою жену.
Последние свои годы Камиль Сен-Санс проводит, гастролируя, как пианист и дирижёр, по Франции и за границей. Последние концерты он даёт в августе 1921 года. Умер композитор в Алжире, в довольно-таки преклонном возрасте, а тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монпарнас.
Концерты
- Пять концертов для фортепиано с оркестром
- Три концерта для скрипки с оркестром
- Два концерта для виолончели с оркестром
Премьера оперы «Генрих VIII»
До определённого времени бытовало мнение о том, что Камиль не способен писать большие произведения. Оперы и, правда, давались маэстро невероятно сложно. Ситуация изменилась после того, как он принялся за написание музыкального сочинения о кровавом английском короле. Ему удалось невозможное – он отлично передал настроение, которое царило в период Возрождения. Произведение «Генрих VIII» вызвало у современников Камиля неподдельный интерес. Талант композитора был принят на высшем уровне.
На территории Англии Камиля внесли в список одного из самых талантливых композиторов Франции. Спустя некоторое время руководство Лондонской филармонии заказало у маэстро музыкальное сочинение. Он с удовольствием принялся за выполнение заказа. Вскоре состоялась презентация «Органной симфонии №3 до минор». После успешной премьеры в Англии, на композитора обрушилось признание. Представленное произведение возглавляет список самых популярных работ Камиля.
Тогда же завершилась работа над пьесой «Карнавал животных», которую маэстро начал сочинять ещё во время преподавания в музыкальной школе. Сюита была издана после кончины Камиля, поскольку это сочинение он считал «смешным и несерьёзным».
В начале нового столетия он много гастролировал по территории родной Франции. Специально для хорового феста он написал ораторию «Земля обетованная». Во время премьеры музыкального произведения он лично занял дирижёрский пульт. В последние годы своей жизни его концерты проходили не только во Франции, но и на территории Соединённых Штатов Америки.
Танцы на могильных камнях
Еще одно произведение Сен-Санса, на слух знакомое даже тем, кто смотрит только самый главный федеральный канал. Постарайтесь припомнить музыку, звучащую в самом конце интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”.
Черту драматичнейшей схватки знатоков и подкованных в науке и искусстве телезрителей подводит аранжировка “Пляски смерти” (Dance Macabre) Сен-Санса. Перепутать ее с чем-то другим сложно, произведение шаг за шагом следует сюжету стихотворения Анри Казалиса: в морозную полночь Смерть отбивает каблуком такт и призывает на ужасающий танец облаченных в саван мертвецов.
“Пляска смерти”, как и “Лебедь”, знает огромное множество переложений для разных групп инструментов. Однако первоначально замысел Сен-Санса сводился к романсу, то есть пьесе для голоса и аккомпанемента. Впоследствии композитор решил обратиться к жанру симфонической поэмы.
Ее начало подчеркнуто визуализированно – это двенадцать ударов, извещающих полночь (приглушенный звук колокола имитирует арфа). Настороженное пиццикато виолончелей и контрабасов врезается зловещий диссонирующий тритон солирующей скрипки. Сен-Санс выбрал для своего произведения не совсем типичный состав оркестра – к примеру, дребезжание костей изображено с помощью партии ксилофона.
Современники, в том числе и представители русской композиторской школы, разделились во мнениях относительно художественной ценности “Пляски смерти”: одни воспевали изящное чувство юмора Сен-Санса, с которым он отобразил классический сюжет. Другие пребывали в негодовании – поэму называли “поверхностной”, “салонной”, даже “конфетной”. Ференц Лист, в свою очередь, с энтузиазмом отнесся к сочинению друга и даже сделал транскрипцию для фортепиано.
Творческий путь композитора Camille Saint-Saëns
После получения музыкального образования он поступил в церковь, на должность органиста. Новая работа приносила музыканту неплохой доход, но главное, он действительно получал удовольствие от игры в церкви. Единственное, что не устраивало Камиля – музыкальный инструмент, на котором он вынужден был играть.
Работа не забирала у музыканта много времени, поэтому он имел возможность творить. Он произвел в музыкальный мир несколько сочинений, которые впечатлили популярных французских композиторов. Когда Камиль перешёл работать в имперскую церковь, то получил восхищение от самого Ф. Листа.
В отличие от большинства композиторов того времени, он не подражал Шумана и Вагнера. Ему удалось сохранить собственную индивидуальность. Вскоре состоялась презентация музыкальной композиции «Симфония №1» и произведения «Град Рима». Увы, они не принесли маэстро должную популярность и остались практически без внимания публики.
Избранные произведения[править]
Оперыправить
- «Жёлтая принцесса» (1872), op. 30;
- «Серебряный колокольчик» (1877; вторая редакция — 1913);
- «Самсон и Далила» (1877), op. 47;
- «Этьен Марсель» (1879);
- «Генрих VIII» (1883);
- «Прозерпина» (1887);
- «Асканио» (1890);
- «Фринея» (1893);
- «Фредегонда» (1895; окончил и оркестровал оперу Эрнеста Гиро);
- «Варвары» (1901);
- «Елена» (1904; одноактная);
- «Предок» (1906);
- «Деянира» (1911).
Вокально-симфонические и хоровые сочиненияправить
- Месса для четырёх солистов, хора, органа и оркестра, op. 4;
- «Сцены Горация», op. 10;
- Рождественская оратория, op. 12;
- «Персидская ночь» для солистов, хора и оркестра, op. 26-бис;
- 18-й псалм, op. 42;
- Оратория «Потоп» op. 45;
- Реквием, op. 54;
- «Лира и арфа» (по поэме Виктора Гюго) для солистов, хора и оркестра, op. 57 (1879);
- «Ночной покой» для хора, op. 68 № 1;
- «Ночь» для сопрано, женского хора и оркестра, op. 114;
- Кантата «Небесный огонь» (текст Армана Сильвестра) для сопрано, хора, оркестра, органа и чтеца, op. 115;
- «Лола». Драматические сцены для солистов и оркестра по поэме Стефана Бордеза, op. 116: Прелюдия, Мечта, Соловей, Танго, Заключение;
- «Шаги в аллее» для хора, op. 141 № 1;
- Ave Maria для хора и органа, op. 145;
- Оратория «Земля обетованная» (1913).
Произведения для оркестраправить
- Симфония № 1 Es-dur, op. 2;
- Симфония № 2 a-moll, op. 55;
- Симфония № 3 c-moll (с органом), ор. 78 (1886);
- Симфонические поэмы
- «Прялка Омфалы», ор. 31 (1869);
- «Фаэтон», ор. 39;
- «Пляска смерти» («Danse macabre»), для облигатной скрипки с оркестром, по поэме Анри Казалиса, ор. 40;
- «Юность Геракла», ор. 50;
- «Вера», три симфонические картины, ор. 130;
- Первая и Третья рапсодии на темы бретонских народных песен, ор. 7-бис;
- Музыка к спектаклю «Андромаха» (1903);
- Музыка к кинофильму «Убийство герцога Гиза», ор. 128 (1908).
- Концерты
- Концерты для фортепиано с оркестром
- № 1 ре мажор, Op. 17;
- № 2 соль минор, Op. 22;
- № 3 ми бемоль мажор, Op. 29;
- № 4 до минор, Op. 44;
- № 5 фа мажор, Op. 103 «Египетский»;
- Три концерта для скрипки с оркестром
- № 1 ля мажор, Op. 20;
- № 2 до мажор, Op. 58;
- № 3 си минор, Op. 61;
- Два концерта для виолончели с оркестром
- № 1 ля минор, Op. 33;
- № 2 ре минор, Op. 119;
- концертная пьеса для валторны с оркестром
- Другие сочинения для солирующих инструментов и оркестра
- Овернская рапсодия для фортепиано с оркестром, ор. 73 (1884);
- Вальс-каприс для фортепиано с оркестром «Свадебный пирог», ор. 76;
- Фантазия «Африка» для фортепиано с оркестром, ор. 89;
- Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28;
- Концертная пьеса для скрипки с оркестром, ор. 67;
- Гаванез для скрипки с оркестром, ор. 83;
- Андалузский каприс для скрипки с оркестром, ор. 122;
- Сюита для виолончели и оркестра, ор. 16-бис;
- Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43;
- «Муза и Поэт» для скрипки и виолончели с оркестром, ор. 132;
- Романс для флейты с оркестром, ор. 37;
- «Оделетта» для флейты с оркестром, ор. 162;
- Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром, ор. 6;
- Концертштюк для валторны с оркестром f-moll, ор. 94;
- Концертная пьеса для арфы с оркестром, ор. 154.
Камерные произведенияправить
- «Карнавал животных» для камерного ансамбля
- Два фортепианных трио
- Два струнных квартета
- Фортепианный квартет
- Фортепианный квинтет
- Каприс на темы датских и русских песен для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано, ор. 79;
- Септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано, ор. 65;
- Две сонаты для скрипки и фортепиано;
- Колыбельная для скрипки и фортепиано, ор. 38;
- Триптих для скрипки и фортепиано, ор. 136;
- Две элегии для скрипки и фортепиано, ор. 143 и ор. 160;
- «Ария часов с маятником» для скрипки и фортепиано;
- Фантазия для скрипки и арфы, ор. 124;
- Две сонаты для виолончели и фортепиано;
- Сюита для виолончели и фортепиано, ор. 16 (существует и в оркестровой версии);
- Аллегро аппассионато для виолончели и фортепиано, ор. 43 (существует и в оркестровой версии);
- Романс для виолончели и фортепиано, ор. 51;
- Сафическая песнь для виолончели и фортепиано, ор. 91;
- Соната для гобоя и ф-п. (ор.166);
- Соната для кларнета и ф-п. (ор. 167);
- Соната для фагота и ф-п. (ор. 168).
- Многочисленные сочинения для фортепиано соло
- Сочинения для органа
Подробности личной жизни маэстро Camille Saint-Saëns
Камиль долго не мог наладить личную жизнь. До определённого времени он проживал за своей матушкой в её квартире. В 1875 году он наконец-то созрел и женился на Мари-Лора Трюфф.
Спустя некоторое время женщина родила ему двоих детей, но, они скончались ещё в младенчестве. Старший сын выпал из окна и разбился на смерть, а младший умер от воспаления лёгких.
Камиль был огорчен и подавлен из-за событий, которые забрали у него детей. После этого, пара прожила под одной крышей ещё три года. Однажды во время семейного отдыха в другой стране, Камиль ушёл из отеля и больше не вернулся. Он оставил супруге записку о том, что между ними всё кончено. В смерти первого ребёнка он обвинил свою супругу. Камиль не мог простить женщине оплошность, которая стояла смерти первенца.
Более 10 лет маэстро прожил со своей престарелой матерью. Когда мама композитора умерла – в его биографии настали самые тёмные времена. Он впал в депрессию и подумывал над тем, чтобы добровольно уйти из жизни.
Камиль решил сменить обстановку. На некоторое время он переехал в Алжир. В 1900 году он окончательно осел в Париже. Маэстро снял квартиру, которая находилась неподалеку от дома умершей матери, и провёл там остаток своих дней.
Биография
В 1848 году молодой Сен-Санс был принят в Парижскую консерваторию и окончил ее с первой премией в 1851 году. Помимо музыки, Камилла серьезно интересовалась литературой, историей Франции, философией, древними языками и естественными науками, включая математику, астрономию и археологию.
По окончании консерватории Сен-Санс уже был известным музыкантом и написал множество произведений, в том числе скерцо для камерного оркестра, симфонию ля мажор, хоры и несколько романсов.
В 1852 году он получил первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо за «Оду Святой Цецилии». С 1853 года он работал в различных парижских соборах, продолжал писать романсы и работал над фортепианным квинтетом. В 1857 году он опубликовал свою симфонию Urbs Roma, которая была удостоена премии Общества Святой Сесилии. В том же году Камиль был назначен органистом церкви Мадлен в Париже, и занимал эту должность в течение двадцати лет.
Талант Сен-Санса к органной импровизации вскоре обеспечил ему место в Европе. Успех привел его к контакту с известными европейскими музыкантами своего времени, включая Полину Виардо, Шарля Гуно, Джоакино Россини и Гектора Берлиоза.
Сен-Санс не ограничивался органом; он писал теоретические работы, редактировал произведения старых мастеров, а также выступал как пианист и дирижер. Он стал одним из преподавателей и основателей Национального музыкального общества и первым во Франции исполнил симфонические поэмы Листа.
Начиная с 1860 года, произведения Сен-Санса удостаивались премий на престижных композиторских конкурсах. Он пользовался большой популярностью как композитор и пианист. А с 1870 года он выступает как критик. Его публикации пользуются большим успехом.
В ноябре 1875 года по приглашению Русского музыкального общества он дал концерты в Санкт-Петербурге, где познакомился с Рубинштейном и Чайковским.
После приезда в Россию, в 1877 году он поставил оперу «Серебряный колокол», за которую получил сто тысяч франков от мецената Альбера Либона.
К концу 19 века Сен-Санс был признан не только во Франции, но и в Англии и США как один из лучших современных композиторов. В Лондоне он давал концерты, на которых присутствовала сама королева Виктория. В 1886 году по заказу Лондонского филармонического общества композитор написал свое самое известное оркестровое произведение — Третью симфонию до минор (также известную как «Инструментальная симфония»).
Что касается личной жизни Камиля, то она не была столь успешной, как его музыка. В 1875 году Сен-Санс женился на Мари-Лор Трюффо без согласия ее матери. У них было два сына, но оба вскоре умерли. Сен-Санс оставил свою жену в 1881 году.
Последние годы жизни он провел на гастролях во Франции и за рубежом как пианист и дирижер. Свои последние концерты он дал в августе 1921 г. Он умер в Алжире в преклонном возрасте и был перевезен в Париж, где был похоронен на кладбище Монпарнас.
Когда оплакивать “Лебедя”?
Предпоследний, тринадцатый, номер в сюите для камерного оркестра “Карнавал животных” – “Лебедь” – известен даже маленьким детям. Его цитируемость – не только музыкальная, но даже чисто номинальная (помните фильм Эльдара Рязанова “Вокзал для двоих” и фразу героя Александра Ширвиндта: “Лабай “Умирающего!”) распространилась далеко за границы классического искусства и прочно обосновалась в сегменте массовой культуры.
Своей феноменальной популярностью “Лебедь” обязан театральным подмосткам, а именно балетмейстеру Михаилу Фокину и гению русского балета – Анне Павловой. Интересен тот факт, что трагичность финала этого хореографического шедевра никак не зафиксирована музыкальными средствами. Музыканты неизменно задаются вопросом: почему в развитии мелодии нет никаких намеков на смертельный исход? Когда нужно начинать оплакивать гордую птицу, если даже тональность мажорная (G-dur)?
На самом деле именно Фокин решил пластический этюд на музыку Сен-Санса как завораживающее угасание жизненных сил. В контексте всего “Карнавала животных”, не просто оптимистической галереи образов, а полотна, не лишенного саркастических красок и смелых высказываний (взять хотя бы одиннадцатую часть, которая называется “Пианисты” – композитор цинично причислил коллег к царству животных), “Лебедь” выделяется нейтральностью высказывания, благородной лаконичностью и поэтической красотой.
Между тем сам Сен-Санс не был уверен в том, что “Карнавал”, вещь в первую очередь пародийная, придется по вкусу современному ему музыкальному сообществу, поэтому завещал обнародовать сочинение только после кончины. “Лебедь” оказался единственной из четырнадцати частей сюиты, опубликованной при жизни композитора. Первое исполнение “Карнавала животных” тоже не предназначалось для широкого круга – осторожный Сен-Санс сыграл его для друзей, а затем повторил в другой компании. Одним из первых его услышал Ференц Лист.