Хренников тихон

Список песен Тихона Хренникова по версии сайта «Красная книга российской эстрады»

Ах, ты зимушка-зима (В. Гусев)
Баллада (П. Антокольский)
Баллада Мендосо (Я. Халецкий)
Белый айсберг плывёт по волне (М. Матусовский)
В большой семье (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
В нашем старом городке (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
В полях под снегом и дождём (Р. Бернс в переводе С. Маршака)
Верные друзья (М. Матусовский)
Весёлые очи (Е. Долматовский)
Воевать мы мастера (В. Лебедев-Кумач)
Возрождение земли (М. Матусовский)
Вот и всё (В. Гусев)
Время выбрало нас (М. Матусовский)
Все за Родину (В. Гусев )
Гаснут звёзды далёкие
Давным-давно (А. Гладков)
Двух жизней нет (А. Софронов)
Дорожная песенка (М. Матусовский)
Дружба (А. Барто)
Дуэт Кузьмы и Глафиры (В. Гусев)
Есть на севере хороший городок (В. Гусев)
Жду любви (Е. Шатуновский)
Забыть ли старую любовь (Р. Бернс в переводе С. Маршака)
Застольная (Р. Бернс в переводе С. Маршака)
Зимняя дорога (А. Пушкин)
Зимушка-зима (В. Гусев)
Каждый четвертый (М. Матусовский)
Казак уходил на войну (В. Гусев)
Как в степи Кубанской (Я. Шведов)
Как соловей о розе (П. Антокольский)
Когда пламенеет закат (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
Колыбельная Светлане (А. Гладков)
Куплеты Кузьмы (В. Гусев)
Лихая артиллеристкая (В. Гусев)
Лодочка (М. Матусовский)
Марш артиллеристов (В. Гусев)
Марш шахтёров (Е. Долматовский)
Московские окна (М. Матусовский)
Не скучай (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Но дело не в этом, друзья (В. Гусев)
Песенка друзей из кинофильма «Поезд идёт на Восток» (А. Коваленков)
Песенка Лепелетье (А. Гладков)
Песня Глаши (В. Гусев)
Песня из кинофильма «Кавалер золотой звезды» (Я. Шведов, А. Яшин)
Песня из кинофильма «Руслан и Людмила»
Куплеты Кокарелля (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
Песня монахов (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Песня монашек (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Песня о дружбе (А. Барто)
Песня о лётчике (братья Тур)
Песня о любви и ненависти (М. Матусовский)
Песня о мальчишках (М. Матусовский)
Песня о Москве (В. Гусев)
Песня о песне (В. Тихонов)
Песня пьяных (П. Антокольский)
Песня Сильвена (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
Песня Феликса (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
Песня цыганки (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Поезд идёт всё быстрей (М. Светлов)
Поле Куликово (М. Матусовский)
Прелестница младая (А. Гладков)
Поверьте мне (Я. Халецкий)
Прощай, Луганск родимый (Е. Долматовский)
Прощальная (В. Гусев)
Прощание (Ф. Кравченко)
Речная песенка (М. Матусовский)
Свадебная песня (Е. Долматовский)
Сеньора (П. Антокольский)
Серенада (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Серенада Борахио (П. Антакольский)
Серенада Клаудио (П. Антокольский)
Серенада Кузьмы (В. Гусев)
Сонет Шекспира № 40 (В. Шекспир в переводе С. Маршака)
Старинная шахтёрская (Е. Долматовский)
Студенческая песня (А. Коваленков)
Твои глаза (Я. Халецкий)
Фантазия на тему «Давным давно» (А. Гладков)
Что так сердце растревожено (М. Матусовский)
Шахтёрский тост (Е. Долматовский)
Это русское слово — Москва (В. Гусев)

Песня «Не отрекаются любя». История. Ноты. Видео

Борис Мокроусов. Биография. Сочинения

Песня «Подари мне платок». История. Ноты. Видео

Награды и звания

Премии

  • Сталинская премия второй степени (1942) — за музыку к к/ф «Свинарка и пастух» (1941)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за музыку к к/ф «В шесть часов вечера после войны» ()
  • Сталинская премия второй степени (1952) — за музыку к к/ф «Донецкие шахтёры» (1950)
  • Государственная премия СССР (1967) — за цикл инструментальных концертов (концерт для скрипки с оркестром, концерт для виолончели с оркестром)
  • Ленинская премия (1974) — за 2-й концерт для фортепиано с оркестром
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1979) — за 2-й концерт для скрипки с оркестром
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (13 февраля 2003 года).

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Четыре ордена Ленина (1963, 1971, 1973, 1983)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1966, 1988)
  • Орден Почёта (1998) — за большие заслуги в области музыкального искусства
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • Медаль «За оборону Москвы» (1946)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965)
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975)
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985)
  • Медаль «Ветеран труда» (1995)
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2005)
  • Медаль «За укрепление боевого содружества»
19?? — Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (Польша)
19?? — Медаль «Дружба» (Монголия)
1959 — Серебряная медаль Всемирного совета мира
1968 — Орден «Кирилл и Мефодий» 1-й степени (НРБ)
1970 — Член-корреспондент Немецкой академии искусств (ГДР)
1970 — Медаль «25 лет Народной власти» (НРБ)
1976 — Академик Тиберийской академии (Италия)
1977 — Премия Международного музыкального совета ЮНЕСКО
1981 — Член «Золотого легиона» (Италия)
1982 — Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (1882—1982) (Болгария)
1983 — Орден «Звезда дружбы народов» (ГДР)
1984 — Академик Академии Санта-Чечилия (Италия)
1985 — Орден «За культурные заслуги» (Румыния)
1985 — Медаль Р. Штрауса (ГДР)
1994 — Офицер Ордена искусств и литературы (Франция)
2003 — Медаль Моцарта ЮНЕСКО

Награды и премии общественных и иных организаций

  • 1963 — Почётный знак 1-й степени городского совета Софии (Болгария)
  • 1965 — Почётный гражданин города Русе (Болгария)
  • 1969 — Почётная медаль «Борец за мир» Советского комитета защиты мира
  • 1972 — Почётный гражданин города Бургас (Болгария)
  • 1972 — Почётный гражданин города Елец
  • 1972 — Ветеран 4-й гвардейской танковой армии
  • 1980 — Медаль «За вклад культуры и искусства в развитие Чехословацко-советской дружбы» (ЧССР)
  • 1980 — Медаль имени А. В. Александрова
  • 2000 — Памятный знак Академии управления МВД РФ
  • 2002 — Премия МВД России
  • 2002 — Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
  • 2003 — Медаль «Достойному» Российской академии художеств
  • 2003 — Премии «Российский национальный Олимп» (Орден «За честь и доблесть» и нагрудный знак «Золотой Олимп»)
  • 2004 — Почётный гражданин Липецкой области
  • 2004 — Рубиновый крест Благотворительного фонда «Меценаты столетия»
  • 2005 — Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» 1-й степени
  • 2005 — Общественная премия «Патриот Москвы»
  • 2006 — Орден миротворца 1-й степени Всемирного благотворительного альянса «Миротворец»
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»

Интервью

Некоторые из упомянутых выше заявлений Хренникова включены в документальный фильм 2004 г. Ноты интердиты: scènes de la vie musicale en Russie Soviétique (Английское название: Красная дубинка) к Бруно Монсенжон, где также есть обширные кадры дирижерского Геннадий Рождественский, один из самых едких критиков Хренникова.

Хренников дал интервью бывшему корреспонденту BBC Мартин Сиксмит для радиошоу BBC 2006 г. Бросить вызов тишине. В нем Хренников гневно реагирует на предположение, что он был в центре критики таких композиторов, как Прокофьев и Шостакович, хотя он выразил гордость за то, что он «был наркомом Сталина. Когда я сказал« Нет! »(он кричит), это означало« Нет »».

Музыка

Начиная с середины 30-х годов Хренников – самый востребованный композитор Советского Союза. Он писал музыку, преподавал и концертировал, был известен на родине и за рубежом.

Тихон Хренников в фильме “Поезд идёт на восток”

Первые годы творческой активности Хренникова ознаменовались появлением концерта для фортепиано с оркестром, музыки к вахтанговскому спектаклю «Много шума из ничего», сонаты для скрипки и виолончели, пьес для фортепиано. Появляются романсы на стихи Александра Пушкина и стих Сергея Есенина «Березка».

Первым крупным сценическим произведением в творчестве Тихона Хренникова стала опера «В бурю», увидевшая свет в 1939 году. Она примечательна тем, что впервые на оперной сцене появилась фигура вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.

Опера Тихона Хренникова “В бурю”

В военное время Тихон Хренников уделяет внимание созданию песен, среди которых числятся «Песня о московской девушке», «Песня о дружбе» на стихи Агнии Барто, «Серенада», «Прощание», «Новогодняя песня». В это же время появляется вторая симфония, которая первоначально задумывалась как гимн молодежи, но война внесла коррективы. Впервые доработанная симфония прозвучала по Всесоюзному радио в 1944 году в исполнении Большого оркестра под управлением Николая Голованова

Впервые доработанная симфония прозвучала по Всесоюзному радио в 1944 году в исполнении Большого оркестра под управлением Николая Голованова.

Творчество Тихона Хренникова является красноречивым выражением процессов, происходящих в стране, душах и судьбах ее граждан. Обласканный судьбой, находящийся под покровительством Иосифа Сталина композитор до конца своих дней сохранил веру в светлое будущее, обещанное советскому народу вождями. Его музыка пропитана светлым оптимизмом, она – словно кульминация надежд простых людей.

Колыбельная Светланы (“Гусарская баллада”) на музыку Тихона Хренникова

Вместе с тем долгие годы жизни Хренникова были связаны с его деятельностью в качестве главы Союза композиторов. Он присутствовал на множестве заседаний, где члены Политбюро и сам товарищ Сталин вершили судьбы простых смертных, а Тихон Хренников «выбивал» сталинские премии для музыкантов и композиторов.

Многие обвиняют Тихона Николаевича в пособничестве сталинскому режиму, в нападках на собственных соратников и учителей: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Затем гонению подверглись композиторы-авангардисты, не вписавшиеся в концепцию «светлого будущего коммунизма».

https://youtube.com/watch?v=97FVe3pSAUw

Тихон Хренников – музыка к фильму “Руслан и Людмила” Адажио

В ряде интервью Тихон Хренников опровергает факт идеализации им Сталина, но не коммунистической идеологии. Он искренне считал, что «малой кровью» спасает советское искусство, и обелял попавших в немилость музыкантов в глазах вождя и правительства. Но сам композитор становился предметом нападок коллег. На него создавались пасквили сатирического содержания, причем авторами зачастую становились те, кого Тихон Хренников ранее защищал.

В арсенале Тихона Николаевича множество наград и званий, включая три сталинские премии, две – государственные и одну – ленинскую, а также звание Народного артиста РСФСР и СССР, десятки других почетных титулов и медалей.

Композитор и музыкант Тихон Хренников

Хренников написал музыку к тридцати кинофильмам. Среди популярных фильмов, в которых звучат произведения Тихона Хренникова, числятся «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идет на Восток». Музыка композитора была использована и в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» с Ларисой Голубкиной и Юрием Яковлевым в главных ролях. Популярностью пользовалась увертюра к кинокартине «Дуэнья».

В 70-е годы композитор выпускает ряд балетов. Это и произведения «Любовью за любовь», «Гусарская баллада», созданные на уже известном музыкальном материале.

Песня на музыку Тихона Хренникова “Московские окна”

Работу композитор не оставлял до последних дней. В 2000-х Тихон Хренников записал ряд песен, пьес для фортепиано, вальс «Татьянин день» для симфонического оркестра. Среди последних работ – музыка к приключенческому боевику «Два товарища» и сериалу «Московские окна».

Тихон Хренников: обучение в «Гнесинке»

Тихон прислушался к совету талантливого Михаила Гнесина, и после окончания школы поступает в музыкальное училище. После этого его зачислили в столичную консерваторию, в котором ему выпала уникальная возможность обучатся у опытных педагогов. В студенческие годы он начинает работать в детском театре.

На последнем курсе Хренников представляет педагогам первую симфонию, которую можно отнести к разряду профессиональных работ. Примечательно, что музыкальная композиция стала популярной не только на территории Советского Союза. Симфония вошла в репертуар именитых дирижёров из Америки.

Тихон представил симфонию в качестве дипломной работы. Единственный, кто на экзамене поставил Хренникову отметку «отлично» стал Сергей Прокофьев.

Сам композитор рассчитывал на получение красного диплома. Он не ожидал от комиссии отметок ниже «5». После того как ему стали известны результаты экзамена, он заявил, что не будет получать синий диплом. Через несколько дней ученый совет консерватории рассмотрел дело студента. Он таки вышел из консерватории, держа в руках красный диплом.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица) Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Дискография

Его три симфонии ( п о  1 Op.4, п о  2 Op.9, п о  3 Op.22) были в высшей степени интерпретированы Светланова и симфонического оркестра Государственного Академического Российской Федерации  : 1973 записей и 1978 распространяется Scribendum

Концертов для скрипки с оркестром п O  1 и п О  2 и концерты для фортепиано с оркестром п O  2 и п O  3: Максим Венгеров, Вадим Репин, Евгений Кисин, Тихон Хренников, Московский филармонический оркестр, дирижер Владимир Федосеев, записи 1988 распределены от Relief

Наполеон-Бонапарт , 1995 балет: Президентский оркестр Российской Федерации, дирижер Павла Овсянникова, запись 1996 года, распространяется Russian Disc

Другие записи существовали на 33 оборотах в минуту, но, по всей видимости, никогда больше не появлялись на CD, по крайней мере, во Франции. Примеры:

  • Концерт п о  1 до мажор Op.16 для виолончели с оркестром Симфония + н о  2 минор Op.9 Михаил Khomitser (виолончель) и симфонический оркестр РТВ СССР под руководством Геннадия Рождественского , распространяемой Мелодия / EMI
  • Концертов для фортепиано с оркестром п О  1 и п O  2, Тихона Хренникова (фортепиано), Московской филармонии оркестр под управлением Кирилла Кондрашина ( п о  1) и Национального оркестра СССР во главе с Е. Светланова ( п O  2) , распространяемой Le Chant du Monde
  • «Любовь к любви» , балет в 2-х действиях op.24 (отрывки): Оркестр Большого театра в Москве под управлением Александра Копилова , выпускается Le Chant du Monde, цикл «Большие балеты Болшой»

Сочинения Тихона Хренникова:

оперы — В бурю (по роману «Одиночество» Вирты, 1939, Московский музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; 2-я редакция 1952, Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), Фрол Скобеев (1950, Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 2-я редакция под названием Безродный зять, 1967, там же), Мать (по одноимённому роману М. Горького, 1957, Большой театр), опера-сказка для детей Мальчик-великан (1969, Московский детский музыкальный театр), комическая опера Много шума из-за… сердец (по комедии «Много шума из ничего» Шекспира, 1972, Московский музыкальный камерный театр);балеты — Наш двор (1970, Большой театр), Любовью за любовь (на сюжет комедии «Много шума из ничего» Шекспира, 1976, там же), Гусарская баллада (на сюжет комедии «Давным-давно» Гладкова, 1979, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова);оперетты — Сто чертей и одна девушка (1963, Моск. театр оперетты), Белая ночь (1967, там же);
для оркестра — симфонии (1935; 1942, 2-я ред. 1944; 1974), симфонические сюиты из музыки к спектаклям — «Мик» (1934), «Много шума из ничего» (1936), «Дон Кихот» (1940);концерты для инструментов с оркестром — 2 для фортепиано (1933; 1972, Ленинская премия, 1974), 2 для скрипки (1959, Государственная премия СССР, 1967; 1975, Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки, 1979), для виолончели (1964; Государственная премия СССР, 1967);
для фортепиано — 5 пьес (1933), 3 пьесы (1935);
3 пьесы для скрипки и фортепиано (1978);
3 поэмы для хора без сопровождения на стихи Н. А. Некрасова (1971);
для хора с сопровождением — Есть на севере хороший городок (слова В. М. Гусева, 1942), Уральцы бьются здорово (слова А. Л. Барто, 1942) и другие;
для голоса с фортепиано — 3 романса на стихи А. С. Пушкина (1935), Берёзка (слова С. А. Есенина, 1935), Песня о московской девушке, Песня о дружбе (обе на слова Барто, 1941), Серенада (слова П. Г. Антокольского, 1941), Прощание (слова Б. Кравченко, 1942), Новогодняя песня (слова Гусева, 1942), 5 песен на стихи Р. Бёрнса в переводе С. Я. Маршака (1944), Песня о песне (слова В. Тихонова, 1944), Поезд идёт всё быстрей (слова А. А. Коваленкова, 1947), Студенческая (слова М. А. Светлова, 1947), Лодочка, Мы вам расскажем, Что так сердце растревожено, Песенка верных друзей (все на слова М. Л. Матусовского, 1954), Московские окна (слова Матусовского, 1962) и другие;
музыка к спектаклям драматических театров — «Мик» Шестакова (1934, Московский театр для детей), «Много шума из ничего» Шекспира (1936, Театр имени Е. Б. Вахтангова, Москва), «Без вины виноватые» A. H. Островского (1937, там же), «Шёл солдат с фронта» Катаева («Я сын трудового народа», 1938, там же), «Романтики» Ростана (1940, Центральный детский театр, Москва), «Дон Кихот» Булгакова (по М. Сервантесу, 1941, Театр имени Е. Б. Вахтангова), «Давным-давно» Гладкова (1942, Центральный театр Красной Армии, Москва) и другие;
музыка к кинофильмам — «Свинарка и пастух» (1941, Государственная премия СССР, 1942), «В шесть часов вечера после войны» (1944, Государственная премия СССР, 1946), «Поезд идёт на восток» (1947), «Донецкие шахтёры» (1951; Государственная премия СССР, 1952), «Верные друзья» (1954), «Капитанская дочка» (1958), «Гусарская баллада» (1962), «Пароль не нужен» (1964), «Руслан и Людмила» (1972);
музыка к телефильмам — «Дуэнья» (1978), «Время выбрало нас» (1979).

Личная жизнь

Личная жизнь композитора протекала почти так же ровно, как и его творческая карьера. Тихон Хренников оставался верен единственной жене Кларе Арнольдовне Вакс, с которой прожил 67 лет, хотя его всегда окружали влюбленные поклонницы. Клара работала журналисткой в Бюро пропаганды общества композиторов. На момент знакомства с Тихоном она была замужем, к тому же оказалась старше будущего супруга на 4 года. Долгое время девушка не соглашалась на развод с предыдущим мужем, но композитор не сдавался.

Романс «Как соловей о розе»

Создавая музыку к постановке по пьесе Шекспира, романс «Как соловей о розе» Тихон посвятил будущей супруге. Прослушав произведение, Клара осталась недовольна, и возлюбленные чуть не поругались. В тот же вечер Хренников переписал пьесу заново так, что получился шедевр.

Чтобы проверить чувства любимой, Тихон Хренников вместе с друзьями Василием Соловьевым-Седым и Иваном Дзержинским разыграли сценку перед дачей Клары и ее бывшего мужа Бориса. Товарищи Тихона уложили на заднем сиденье автомобиля и кинулись в дом с криками о том, что композитор умирает

Девушка выбежала на улицу со словами «Тишенька, любимый», не обращая внимание на мужа и свекровь

Тихон Хренников с женой Кларой Арнольдовной

После свадьбы в 1940 году у молодых родилась единственная дочь Наталья. Позднее девушка получила художественное образование, устроилась на работу в Камерный театр Бориса Покровского, вышла замуж за Игоря Кокарева. В семье родился сын Андрей, окончивший позднее МГИМО.

Внук Тихона Хренникова стал создателем Фонда его имени. Андрей Кокарев выпустил антологию произведений Тихона Хренникова, а также раритетные записи с песнями в исполнении композитора. Среди работ Андрея – книга о жизни деда, куда попали и редкие семейные фото Хренниковых.

Тихон Хренников с дочерью

В семье Андрея родились четверо детей – старшие Виктория и Тихон, младшие Арина и Артем. Тихон стал продолжателем музыкальных традиций, заложенных его прадедом. Юноша освоил композиторское мастерство. Он окончил в 2012 году Московскую консерваторию с отличием, став лучшим выпускником года. В память о прадеде Тихон написал пьесу для виолончели «Все не вечно».

Общественная и руководящая деятельность

В 1948 г. по приказу Сталина Хренников назначен Генеральным секретарем Союза советских композиторов и затем руководил им 43 года. Тихон Николаевич руководил Союзом в постоянных поисках компромисса между политической линией государства и творческими устремлениями композиторов.

Еще будучи студентом, он выступил от имени консерваторской молодежи с критикой музыки Шостаковича, призывая к простоте и доступности искусства народу. В послевоенные годы возобновились нападки партийного руководства на авангардизм в искусстве. В рамках борьбы с «безыдейностью, аполитичностью и формализмом» Хренников в 1948 г. выступил с разгромным докладом на I съезде Союза композиторов, в котором раскритиковал некоторых друзей и коллег. Композиторов С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина, А. Хачатуряна, В. Мурадели лишили званий, должностей, премий, возможности исполнять и издавать сочинения.

Позднее появилась информация, что Хренников вынужден был прочитать текст, написанный другими людьми при участии самого Сталина. Уже после смерти вождя он обратился к новому руководителю страны Н. С. Хрущеву с просьбой реабилитировать незаслуженно раскритикованных деятелей искусства.

Такой линии руководства Тихон Николаевич придерживался все годы правления Союзом. Он негативно относился к модернистским течениям в музыке, вступал в конфликты и критиковал творчество А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова и др., но при этом не ущемлял их права: сочинения авангардистов исполнялись, издавались и записывались на грампластинки. В период руководства Хренникова ни один композитор не был осужден или репрессирован по идеологическим причинам.

Будучи практичным администратором и хозяйственником, Тихон Николаевич заботился также о бытовой стороне жизни подчиненных: они регулярно выезжали в дома отдыха и санатории, получали квартиры и дачи.

Тихон Хренников в старости

Примечания

  1. Хренников Тихон Николаевич // Большая советская энциклопедия:
  2. . РИА Новости (10 июня 2013). Дата обращения: 10 июня 2013.
  3. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. Хейнце — Яшугин. 1108 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1982.
  4. .
  5. Выступление тов. Хренникова. — Против формализма и фальши. Творческая дискуссия в Московском союзе советских композиторов. Советская музыка, 1936, № 3, с. 45.
  6. Solomon Volkov: Die Memoiren des Dmitri Schostakowitsch. Berlin/München 2000, S. 205.
  7. Jascha Nemtsov. «Ich bin schon längst tot» — Komponisten im Gulag: Vsevolod Zaderackij und Alexander Veprik. — Osteuropa 6/2007; S. 315—340.
  8. Т. Хренников. За новый подъём советской музыки. Советская музыка. 1949, № 12, с. 51; см. также: А. А. Локшин. «Гений зла». 3-е, испр. и доп. изд. Москва, 2003, с. 93-94.
  9. M. Lobanova. Ästhet, Protestler, Regimeopfer: Das Schicksal Alexander Lokschins im politisch-kulturellen Kontext der Sowjetzeit. In: M. Lobanova, E. Kuhn (Hg.). Ein unbekanntes Genie: Der Symphoniker Alexander Lokschin. Monographien — Zeugnisse — Dokumente — Würdigungen- Berlin 2002, S. 32.
  10. ‘«Ich sehe keinen Widerspruch zwischen Tradition und Modernität!». György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova’, in: «Das Orchester» 1996, H. 12, S. 10-11
  11. M. Lobanova. «Er wurde von der Zeit erwählt»: Das Phänomen Tichon Chrennikow. In: Schostakowitsch in Deutschland (= Schostakowitsch–Studien, Bd. 1). Hrsg. von H. Schmalenberg («Studia slavica musicologica», Bd. 13). Berlin 1998, 117—139.
  12. Gojowy D. Musikstunden. Beobachtungen, Verfolgungen und Chroniken neuer Tonkunst. Köln 2008
  13. Тихон Хренников / Андрей Кокарев. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 319 с.: ил. — (Жизнь замеча¬тельных людей: сер. биогр.; вып. 1541).
  14. . Министерство культуры РФ.
  15. Хренников Тихон Николаевич // Московская энциклопедия / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Том I. Лица Москвы

Память

Почтовый конверт, выпущенный к столетию со дня рождения Тихона Хренникова. Почта России, 2013 г.,  (ЦФА № 242)

  • 2 апреля 1999 года в честь Т. Н. Хренникова назван астероид (4515) Хренников, открытый в 1973 году советским астрономом Н. С. Черных.
  • 10 сентября 2000 года в Ельце состоялось торжественное открытие первого в стране дома-музея Т. Н. Хренникова по адресу ул. Ленина, 99.
  • 30 июля 2008 года в Липецке появилась улица Т. Хренникова.
  • 14 августа 2008 года в саду дома-музея Т. Н. Хренникова в Ельце установили памятник композитору работы А. М. Таратынова. В Ельце присвоено его имя школе, в которой учился композитор в детстве.
  • В апреле 2015 года в Москве на доме, где с 1981 по 2007 гг. проживал Т. Хренников, была установлена памятная доска. В церемонии открытия мемориальной доски приняли участие Валерий Гергиев, Иосиф Кобзон, министр культуры РФ Владимир Мединский и глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
  • Правнук Хренникова композитор Тихон Андреевич Хренников написал виолончельную пьесу «Всё не вечно» памяти прадеда.

Детство и юность

Тихон Николаевич Хренников родом из города Ельца Орловской губернии, где он и появился на свет 10 июня 1913 года. Мальчик стал десятым ребенком в семье Николая Николаевича, купеческого приказчика, и домохозяйки Варвары Васильевны.

Тихон Хренников в молодости

Все сбережения родители вкладывали в своих детей, в частности в их образование

Музыке уделялось особое внимание: все члены семьи музицировали, Тихон умело играл на гитаре, пел в школьном хоре, а в 9 лет выучился играть на рояле

В 13 лет одаренный подросток сочинил первый этюд, а затем перешел на пьесы, вальсы и марши. Через год Тихон удостоился консультации Михаила Гнесина. Маэстро порекомендовал мальчику окончить школу и уже после этого приступать к изучению музыки в столице. Уже тогда сформировался круг любимых композиторов Тихона. Ими стали Иоганн Себастьян Бах, Петр Чайковский и современник Хренникова – Сергей Прокофьев.

Музыкант и композитор Тихон Хренников

Хренников внял совету и в 1929 году поступил в техникум, где занимался по классу рояля у Э. Г. Гельмана, а по классу композиции – у М. Ф. Гнесина. После окончания «Гнесинки» талантливый музыкант был принят на второй курс консерватории, где и обучался у Виссариона Шебалина и Генриха Нейгауза вплоть до 1936 года. Будучи студентом, начал трудовую деятельность в стенах московского детского театра, которым руководила Наталья Сац.

К моменту завершения учебы Тихон Хренников представил на суд слушателям первую симфонию. Произведение стало популярным на территории Советского Союза, позднее оно было включено в репертуар американских дирижеров Леопольда Стоковского и Юджина Орманди.

Композитор Тихон Хренников за работой

Симфония и стала дипломной работой музыканта. К интересным фактам биографии Хренникова относится случай, произошедший с ним на выпускных экзаменах. Единственным экзаменатором, поставившим уже популярному в то время композитору отметку «хорошо», стал Сергей Прокофьев, председатель комиссии. Так как первоначально Тихон Хренников рассчитывал на красный диплом, то синий он получать просто не пошел. Спустя время ученый совет консерватории изменил решение комиссии и выдал выпускнику диплом с отличием.

Подробности личной жизни композитора

Несмотря на высокую должность и состоятельность – он был от природы скромен. Тихон неоднократно признавался в том, что он однолюб. Всю свою жизнь он прожил с единственной женщиной, имя которой Клара Арнольдовна Вакс.

Жена маэстро реализовала себя как журналист. Примечательно, что на момент знакомства Клара была замужем. Нельзя сказать, что она была недовольна своим супругом, но Тихон не сдавался. Женщина долго отказывала Хренникову, но тот не переставал за ней ухаживать и таки добился своего.

Она была для него музой и главной женщиной. Он посвятил ей музыкальное произведение «Как соловей о розе». Когда Клара прослушала композицию, то не похвалила, а раскритиковала маэстро. В тот же вечер он переписал произведение так, что из него получился настоящий шедевр.

Они сыграли пышную свадьбу, и вскоре в семье родилась дочь, которую назвали Наташей. К слову, она тоже пошла по стопам творческого папы. Хренников никогда не жалел средств на супругу и дочь. По возможности он купал их в подарках и ценных вещах.

Биография

Тихон Хренников родился в Ельце (ныне Липецкая область) десятым ребёнком в купеческой семье; мать — Варвара Васильевна — домохозяйка.

Увлёкся музыкой во время пребывания в Ельце пианиста и композитора В. П. Агаркова, ученика пианиста К. Н. Игумнова, стал заниматься с Анной Федоровной Варгуниной. Зимой 1927—1928 прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнёсся к нему с симпатией и посоветовал сначала закончить среднее образование в Ельце, а затем учиться в Москве. Весной 1929 года окончил школу-девятилетку; написав письмо Михаилу Гнесину и получив положительный ответ, поступил в число студентов музыкального техникума им. Гнесиных, который окончил 1932 году. В 1936 году окончил Московскую консерваторию, ученик В. Я. Шебалина и Г. Г. Нейгауза. В 1933 году был приглашён работать в Московский детский театр, которым руководила Н. И. Сац. В 1941 году заведовал музыкальной частью театра Красной Армии.

В 1939 году написал оперу «В бурю» (1939), которая стала «первым успешным опытом претворения в музыке революционной темы», в ней Хренников впервые вывел в опере В. И. Ленина. В 1950 году написал оперу «Фрол Скобеев» (1950). Писал музыку к спектаклям и фильмам, в том числе «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944) и т. д. В его музыкальном спектакле «Доротея» (и других) одну из главных ролей на премьере исполнял оперный певец Леонид Екимов.

Уже в 1930-е гг. Хренников вошёл в официальную обойму советских композиторов, представляя «композиторскую молодёжь». Характерно его выступление во время дискуссии о статьях в «Правде» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», состоявшейся в феврале 1936 г.:

Долгое время было распространено мнение, что советские музыканты в период правления Хренникова якобы не подвергались репрессиям, не арестовывались и т. д. В интервью, данном пианисту Яше Немцову 8 ноября 2004 г. в Москве, Хренников утверждал, что благодаря его заступничеству, был «тут же освобождён» «задержанный» композитор Моисей Вайнберг, и то же произошло с А. М. Веприком. В действительности Веприк провел в ГУЛаге четыре года, а Вайнберга, вышедшего на свободу в июне 1953 г., спасла от преследований и, возможно, гибели смерть Сталина. Вместе с тем, по свидетельству Е. Кисина, композитор Михаил Меерович был благодарен Хренникову за то, что тот спас его от травли в кампанию «борьбы с космополитизмом».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: