Николай оцуп: биография

Стал издателем сам

В отличие от многих современников, Оцуп так и не вернулся в СССР, предпочтя обосноваться в Париже. Здесь он начинает издавать журнал «Числа», в котором публикуется множество русских эмигрантов, в том числе – начинающих писателей. Даже сама идеология издания подразумевала, что у тех молодых авторов, работы которых не стали бы публиковать в прессе того времени, должно быть место для развития своих талантов – и «Числа» это место предоставляли. Основная тематическая направленность журнала – философия, литература и искусство. Увы, из-за финансовых трудностей «Числа» просуществовали всего 10 номеров: денег у самого поэта не хватало, эмигранты не без причины предпочитали тратить деньги на более насущные нужды, а французские меценаты глядели мимо даже такого благородного начинания. Во многом именно закрытие «Чисел» стало причиной, по которой в дальнейшие годы Оцуп проявлял меньшую активность среди советской диаспоры в Париже.

Семья

  • Брат — Сергей Авдеевич Оцуп (1886—1974), военный инженер, немецкий и испанский кинопродюсер, коллекционер икон, меценат; муж звезды немого кино Александры Зориной

    Племянник — Педро Оцуп (исп. Pedro Otzoup, 1918—2000), испанский архитектор, построивший немало особняков на острове Майорка (Cala Fornells).

    .

  • Брат — Георгий Раевский, поэт.
  • Брат — Александр-Марк Авдеевич Оцуп (1882—1948), горный инженер и поэт, публиковавшийся под псевдонимом Сергей Горный

    Племянница — канадский балетмейстер Людмила Ширяева.

    .

  • Брат — Павел Авдеевич Оцуп (1891—1920), филолог-санскритолог.
  • Брат — Михаил Авдеевич Оцуп (псевдоним Снарский, 1887—1959), журналист и фоторепортёр.
  • Сёстры — Евгения (в замужестве Файнман, 1889—1942, убита с семьёй в Рижском гетто) и Надежда Оцуп (1901—1958), врач, с 1937 года находилась в лагерях и ссылке.
  • Двоюродные братья — фотографы Хацкель Абелевич (Александр Адольфович) Оцуп (1878—1920), Пётр Адольфович Оцуп (1883—1963) и Иосиф Адольфович Оцуп (1875—1934).
  • Дядя — психиатр Макс Левинович Шенфельд.
  • Первая жена (1916—1922) — Полина Ароновна Уфлянд (в замужестве Оцуп, ?—1928).
  • Вторая жена — Диана Александровна Оцуп (урождённая Рабинович, 1897—1968), киноактриса и режиссёр, известная под псевдонимом «Диана Каренне».

Примечания

  1. Оцуп Николай Авдеевич Архивная копия от 1 декабря 2017 на Wayback Machine — Hrono.ru
  2. О. Ронен «Серебряный век как умысел и вымысел»
  3. Н. А. Богомолов. К вопросу о термине «Серебряный век»: критическое высказывание и литературоведческое суждение. Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 22 июля 2020 года.
  4. Урок-лекция «Серебряный век» русской поэзии»
  5. Михаил Трунин. Кто придумал термин «серебряный век». Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  6. Серебряный век. Дата обращения: 13 марта 2021. Архивировано 20 июля 2020 года.
  7. Марк Соколянский. О смысловой амбивалентности понятия «Серебряный век»
  8. В записи о рождении старшего брата Александра-Марка (Сергей Горный) в Острове в 1882 году отец именуется кронштадтским мещанином.
  9. Письма С. Горного
  10. Псевдонимы русского зарубежья: Сергей Горный
  11. ↑ Кирилл Финкельштейн. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики. СПб.: Серебряный век. 2009. — 312 с. Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
  12. Энциклопедия Санкт-Петербурга Архивная копия от 25 сентября 2020 на Wayback Machine: Первый сын родился в 1882 году в Острове, второй — в 1887 году в Петербурге.
  13. . Дата обращения: 12 марта 2021. 12 мая 2021 года.
  14. . Дата обращения: 12 марта 2021. 13 октября 2018 года.
  15. . Дата обращения: 12 марта 2021. 22 августа 2021 года.
  16. Надгробный памятник Полины Ароновны Оцуп на Преображенском еврейском кладбище: Там же могила её отца Арона Хаимовича Уфлянда (1854—1913). Мать — Либа Арьевна Уфлянд, зубной врач.
  17. Е. А. Сафонова. Поэзия Н. А. Оцупа 1918—1930-х годов в культурно-историческом контексте: темы, мотивы, образы
  18. Рудольф Оцуп «Николай Авдеевич Оцуп». Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  19. Е. А. Сафонова. Мотивная организация ранней поэзии Николая Оцупа
  20. от 22 августа 2021 на Wayback Machine: Артистка Полина Александровна Оцуп в 1927 году проживала по бывшему адресу Николая Оцупа на Серпуховской улице, дом 7.
  21. от 4 декабря 2021 на Wayback Machine: Согласно адресной книге на 1924 год, в 1923 году Николай Оцуп всё ещё жил на Серпуховской улице, дом 7 в Петрограде.
  22. Неизвестные страницы жизни поэта Николая Оцупа. Найденные документы комментирует Михаил Талалай. Дата обращения: 14 марта 2021. Архивировано 28 января 2021 года.
  23. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491,  с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 300.
  24. Рудольф Оцуп. Оцупы — моя семья. Генеалогическое исследование. Издание второе, исправленное и дополненное. Тель-Авив. 2007. — 152 с.; 73 илл., 1 вклейка.
  25. Запись о бракосочетании Евгении Оцуп и врача Самуила Файнмана в 1913 году в Риге доступна на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org.
  26. Списокъ русскихъ подданныхъ, застигнутыхъ войною за границей (1914) Архивная копия от 10 мая 2021 на Wayback Machine: Здесь фамилия указана как Оцуп-Фейман, место жительства — Рига.
  27. Воспоминания о Гулаге. Дата обращения: 12 марта 2021. Архивировано 27 декабря 2019 года.

Оцуп Н.А. — Биографии

Николай
Авдеевич Оцуп

Годы
жизни: 1894-1958

Русский
поэт

Брат
Г.А. Раевского. С 1922 в эмиграции (Берлин, Париж). Редактор журнала
«Числа». Поэтические сборники «Град» (1921), «В
дыму» (1926), «Встреча» (1928), «Жизнь и смерть»
(тт.1-2, издан в 1961), «Дневник в стихах» (1950). Проза, в т. ч.
роман о парижской эмиграции «Беатриче в аду» (1939). Пьеса на
библейский сюжет «Три царя» (1958). Статьи о русской литературе, в т.
ч. о Н. С. Гумилеве, С. А. Есенине, А. Белом, в сборниках
«Современники» и «Литературные очерки» (оба 1961).

Николай
Оцуп был одним из основателей «Нового цеха поэтов» (1920, вместе с Н.
Гумилевым, М. Лозинским, Г. Ивановым). Учившийся в Петербургском университете,
а затем в Сорбонне у самого Анри Бергсона, молодой поэт решил, что заниматься
поэзией — «единственным священным делом на земле» — он сможет и при
диктатуре пролетариата. Расстрел Гумилева сделал эмиграцию необходимостью. В
1922 году Оцуп уехал в Берлин.

Записки
А. Бахраха сохранили нам портрет Оцупа той поры: «В этот ранний период
эмигрантской жизни он был человеком весьма компанейским и жизнерадостным. С
явным налетом элегантности, внешней и внутренней; был он всегда очень аккуратен
и чистенько выбрит, какой-то лощеный, может быть, преувеличенно вежливый и
своей корректностью выделяющийся в литературной, склонной к богемности
среде» (Цит. по: Мосты. 1962. N 9. С. 205v206).

Переехав
в Париж, Оцуп начал издавать литературный журнал «Числа». С 1930 по
1934 год вышло всего 10 номеров, но многие молодые авторы-эмигранты впервые
смогли опубликоваться именно в этом журнале. З.Гиппиус упрекала Оцупа в том,
что журнал игнорирует политические проблемы современности, однако для Оцупа это
было принципиальным решением. Он создал именно литературный журнал, а требования
литературной сиюминутности отметал, называя их «большевизмом
наизнанку».

Его
литературное кредо основывалось на персонализме. Знамя персонализма Оцуп
подхватил из рук Бердяева, однако вкладывал в этот термин иное, эстетическое
значение. Для него персонализм основывался не только на идеях, но и на стилевой
индивидуальности автора, его художнических поисках. Как акмеизм пришел в свое
время на смену символизму, так и персонализм должен сменить акмеизм.

При
этом недосягаемым художественным образцом для него было творчество Пушкина.

Когда
началась Вторая мировая война, Оцуп записался добровольцем во французскую
армию. Однако во время отпуска был арестован в Италии, затем бежал из тюрьмы,
был схвачен вновь, попал в концлагерь, но и оттуда он бежал, уведя за собой 28
пленных. За боевые заслуги Оцуп, участник итальянского Сопротивления, получил
английские и американские боевые награды.

После
войны Оцуп получил докторскую степень за исследования в области поэзии
Н.Гумилева. До конца своих дней Оцуп работал профессором парижской Эколь
Нормаль.

Эмигрантский
критик Н.И. Ульянов, считавший Оцупа одним из самых интересных мыслителей
русской эмиграции, писал о нем: «Смелость высказываний делает Н.А. Оцупа
одним из борцов с призраками прошлого, заступающими нам путь. Если усилия
эмиграции не окажутся напрасными, если им суждено когда-нибудь сделаться
вкладом в дело национального возрождения, то Оцуп не будет забыт русской
литературой. Он не должен быть забыт и по причине своей страстной любви к
России».(Ульянов Н.И. Николай Оцуп // Новый журнал. 1961. N 66. С. 292).

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Оцуп Николай Авдеевич

Оцуп Николай Авдеевич Родился: 23 октября 1894 года.
Умер: 28 декабря 1958 года.

Биография

Николай Авдеевич Оцуп (в стихотворениях современников, упоминающих его фамилию, представлены оба ударения; 23 октября 1894, Царское Село — 28 декабря 1958, Париж) — русский поэт и переводчик, известен также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции. Брат поэтов Георгия Раевского и Сергея Горного.

Родился в семье Авдея Марковича Оцупа и Елизаветы Семеновны (Рахили Соломоновны) Зандлер. Окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию; после окончания, в 1913 г., заложив золотую медаль, уехал учиться в Париж, где посещал лекции А. Бергсона, оказавшего сильное влияние на молодого Оцупа. Под влиянием Бергсона и Гумилёва начинает писать стихи. По возвращении на родину был зачислен на историко-филологический факультет Императорского Петроградского университета, одновременно проходя воинскую службу в запасном полку.

После Октябрьской революции был приглашен Горьким в издательство «Всемирная литература» в качестве поэта-переводчика, где познакомился с Николаем Гумилевым и Александром Блоком; переводил Р. Саути , Дж. Н. Г. Байрона, С. Малларме. Наряду с Гумилёвым и М. Лозинским был организатором воссоздания «Цеха поэтов», в издательстве которого вышел первый сборник стихотворений Оцупа, «Град» (1921).

После расстрела Гумилёва принял решение покинуть Россию и осенью 1922 года выехал в Берлин, где содействовал переизданию трёх альманахов «Цеха поэтов» и выпуску четвёртого. Вскоре перебрался в Париж, где выпустил второй стихотворный сборник «В дыму» (1926), послуживший вступлением к следующему произведению Оцупа, поэме «Встреча» (1928). Восточноевро­пейский институт в Бреслау издал его исследо­вание «Die neueste russische Dichtung» (1930, «Новейшая русская поэзия»).

В 1930 году основал журнал «Числа», посвященный вопросам литературы, искусства и философии и послуживший стартовой площадкой для множества молодых представителей русской эмигрантской литературы. В 1939 году вышел единственный роман Оцупа, «Беатриче в аду» — о любви богемного художника к начинающей актрисе.

Во время Второй мировой войны служил добровольцем во французской армии, арестован в Италии и больше полутора лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей (второй стал успешным) и с 1943 года принимал активное участие в итальянском Сопротивлении, за что был удостоен военных наград. По окончании войны начал преподавать в парижской Эколь Нормаль, где в 1951 им была защищена докторская диссертация, посвященная Гумилёву, первая значительная научная работа о поэте; подготовил к печати том «Избранного» Гумилёва. В 1950 выпустил монументальный «Дневник в стихах. 1935—1950», поэму лирико-эпического плана, написанную десятистрочными строфами и призванную передать определяющее свойство эпохи — её эклектизм, исключающий возможность последовательного энциклопедичного обзора века. Последняя прижизненно опубликованная работа — поэма «Три царя» (1958).

Скоропостижно скончался от разрыва сердца, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Посмертно издан двухтомник стихотворений Оцупа «Жизнь и смерть» (1961, Париж), два сборника его исторических и публицистических работ. В России наиболее полное издание вышло в 1993: Оцуп. Н. А. Океан времени. Спб, Logos. «Его стихи ведут от описания к размышле­нию, бывают — в основном, в поэмах и стихотворном дневнике — подробны и повествователь­ны. В них русская литература всегда становится предметом размышлений или объектом для сравнения. Дантовская Беатриче, о которой Оцуп говорит в стихах, романе и статьях, являет для него «самый смелый синтез философии, богословия и реальнейшей здешней челове­ческой любви» («Литературные очерки», с. 136).

Подробная биография, история семьи, семейное дерево в книге:Рудольфа Оцупа:.

Биографические факты

  • Неизвестно, куда нужно ставить ударение в фамилии «Оцуп». Современники, упоминавшие товарища в своих стихах, делали ударение и туда, и туда.
  • Оцуп родился 4 ноября 1894 года в Петербурге, а учился в Царском Селе – на родине Александра Пушкина. Его отец служил фотографом при дворе.
  • Более всего на поэзию Оцупа повлияли Нобелевский лауреат по философии Анри Бергсон, на лекциях которого он побывал во время пребывания в Париже, и Николай Гумилёв. Последнему Оцуп даже посвятил диссертацию, защищённую в 1951 году во Франции и ставшую первой серьёзной работой о поэте. В тот же год вышел сборник избранных стихотворений Гумилёва под его редакцией.
  • Первый стихотворный сборник Оцупа, «Град», вышел в 1921 году.
  • Единственный прозаический роман, «Беатриче в аду», вышел в Париже в 1939 году. Его герои – двое молодых людей, оба – поклонники богемной жизни, художник и актриса.
  • Термин «серебряный век», часто применяемый к поэзии начала XX века, был изобретён именно Оцупом.
  • Сергей Горный и Георгий Раевский, также русские поэты – его братья.
  • Рудольф Оцуп, потомок поэта, подробно описал его жизнь в книге «Оцупы – моя семья».

Был среди первой волны русских эмигрантов

После того, как Николай Гумилёв был расстрелян, Оцуп покинул СССР, избегая репрессий, и направился в Берлин в 1922 году. Своих корней поэт не забыл – под его начальством вышло три старых поэтических сборника «Цеха поэтов» и один новый. Вернувшись в Париж, Оцуп опубликовал второй сборник стихов «В дыму», а через два года написал поэму «Встреча». Ещё спустя 2 года вышло его исследование о современной российской поэзии.

Тем не менее, сказать, что Оцуп был счастлив в эмиграции, довольно сложно. Уже на закате жизни в своих стихах он напишет, что как хороша ни была бы Европа, необходимость  всё время говорить на чужом языке изнурительна, и что ему очень бы хотелось вернуться, будь у него такая возможность.

Публикации

  • (ru) Град , Берлин, Летчворт,1976 г., 2- е  изд. ( 1- е  изд. 1922 г.) ;
  • (ru) В дыму , Париж,1926 г. ;
  • (ru) Встреча , Париж,1928 г. ;
  • (de) Die neueste russische Dichtung , Бреслау,1930 г. ;
  • (ru) Беатриче в аду. Роман , Париж,1939 г. ;
  • (ru) Дневник в стихах , Париж,1950 ;
  • (ru) Три царя. Пьеса , Париж,1958 г. ;
  • (ru) Жизнь и смерть , Париж,1961 г. ;
  • (ru) Современные. Статьи , Париж,1961 г. ;
  • (ru) Литературные очерки [«Литературные очерки »], Париж,1961 г. ;
  • (ru) Океан времени. Стихотворения. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания о писателях , Санкт-Петербург — Дюссельдорг, Логотипы — Голубой всадник,1933 г..
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: