Влияние идей Ткачева на Ленина
Ленин в своей основной работе «Что делать? » (её название недаром перекликается с главной работой Чернышевского: Ленин, по свидетельству Н. Валентинова , избрал его вполне сознательно) ставит задачу создания дисциплинированной, замкнутой партии «революционного меньшинства, партии, поставившей себя в осадное положение в кулаке». Для того, чтобы оправдать создание такой партии с точки зрения марксизма, связать свою партийно-организационную доктрину с доктриной Маркса, Ленин приписывает, а потом и присваивает своей небольшой группе профессиональных революционеров, название «передового отряда пролетариата», «авангарда пролетариата».
Это, никогда не проверяемое никакими демократическими голосованиями утверждение и является тем новым элементом, оказавшимся необходимым Ленину для связывания марксистской доктрины с лево-народническими (ткачевскими) организационными принципами.
Не будем приводить здесь ни многочисленных цитат из ленинской брошюры «Что делать?», ни бесконечных свидетельств, характеризующих большевицкую группу, как принявшую организационные принципы «осадного положения в кулаке».
В качестве лишь одного из многих примеров, приведем впечатления известного большевика Ольминского при столкновении с ленинской группой уже на первых порах своей работы в РСДРП
. Вскоре после II съезда партии
, Ольминский, как он пишет «… проникся сильнейшим предубеждением против большинства за его бюрократизм, бонапартизм и практику осадного положения» . Впоследствии примирившийся с большевизмом
Ольминский в первой фазе борьбы меньшевиков с большевиками заявил, что он не может «подвергнуть себя тирании осадного положения, подчиниться требованию «слепого повиновения», «узкому толкованию партийной дисциплины», возведению принципа «не рассуждать» в руководящий принцип; признать за высшими учреждениями «власть, приводить свою волю в исполнение чисто механическими средствами…» .
Таким образом, Ленин пытался со времени раскола с меньшевиками
в 1903 году создать из партии спаянную группу «истинная революционность, которой заключалась бы в том, чтобы овладеть государственной властью».
«Революционная диктатура», на которой настаивали левые эсеры , происходила из тех же источников, из того же крайнего крыла народничества, откуда Ленин черпал свою страстную волю к насильственной революции даже тогда, когда в стране был установлен демократический правовой строй. Вот почему при защите этого положения Ленин не постеснялся печатно заявить, что из 10 тысяч человек, которые читали или слыхали об «отмирании государства, 9 990 совсем не знают или не помнят что Энгельс
направил свои выводы…не только против анархистов. А из остальных десяти человек, наверное, девять не знают, что такое «свободное народное государство» и почему в нападении на этот лозунг заключается нападение на оппортунистов» . Несколькими строками дальше Ленин признает, что лозунг немецкой социал-демократии – «свободное народное государство» и был лозунгом демократической республики. Все самоуверенные утверждения о том, что среди 9999 (все, кроме Ленина!) «не знают или не помнят» работ Маркса и Энгельса, понадобились Ленину для того, чтобы обосновать допустимость насильственного захвата власти тогда, когда установление в России самой демократической республики стало историческим фактом.
В отличие от других народников Ткачев полагал, что крестьянство не может самостоятельно провести революцию. По его мнению, революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но эта организация должна была с помощью террора заранее «расшатать» существующую власть. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.
Личная жизнь Александра Ткачева
Глава ведомства женат на своей ровеснице и односельчанке Ольге Ивановне. Она – экономист, как и супруг, получила высшее образование, но, в отличие от него, в Ростове-на-Дону. Потом она трудилась на фабрике кожаных изделий в Краснодаре. Семейная пара воспитала двух дочек – Татьяну, 1983 года рождения, и Любовь, родившуюся в 1994 году.
Александр Ткачев с женой Ольгой
Люба увлекалась живописью. А старшая дочка окончила в Краснодаре аграрный госуниверситет. В 2006 году она стала женой Романа Баталова, молодого человека родом из Красноярска, окончившего МГИМО (где он и познакомился с супругой). Сразу после женитьбы юноша стал зампредседателя комитета по земельным отношениям в Заксобрании края и замдиректора «Краснодаргоргаз». В 2009 году он защитил кандидатскую диссертацию и стал владельцем , признанной в 2020 году одним из крупнейших экспортеров зерна в мире.
Александр Ткачев с дочерью Татьяной
Под контролем семьи Александра Николаевича находился практически весь крупный бизнес края. В частности, Анастасия, дочь его старшего брата Алексея, стала миллиардершей в 22 года и совладелицей трубных заводов, крупнейшей в округе птицефабрики, девелоперской компании и прочих активов.
По данным декларации о доходах за 2014 год чиновнику принадлежала резиденция в центре Краснодара – дом площадью более 900 квадратных метров с земельным участком в 1,85 тысяч «квадратов». По неофициальной информации в СМИ, чете Ткачевых принадлежала также квартира в элитном доме стоимостью около 2,5 миллионов рублей, усадьба с особняком на Ильинском шоссе, оцененная в $1,5 млн., а также жилплощадь в столице.
Семья Александра Ткачева
Они также являлись владельцами на правах аренды земельных участков под Туапсе, площадью около 1 тысячи и порядка 10 тысяч квадратных метров. Эта собственность получила скандальную известность, когда активисты демонтировали секцию ограждения и обнаружили вырубку сосен, занесенных в Красную книгу. После инцидента эколог Евгений Ветишко за порчу имущества по решению суда попал на 3 года в колонию-поселение. Дача Александра Ткачева в Геленджике К числу личных резиденций (кроме упомянутой выше базы отдыха в Голубой бухте) относится усадьба на родине чиновника (официально они считаются собственностью «Агрокомплекса»). На участке в 500 гектаров размещены хозяйский и гостевой дом, теннисные корты, полигоны для стрельбищ, бассейны, искусственные водопады, конюшня, то есть, все необходимое для комфортной жизни и приема высоких гостей. Предусмотрено владельцами даже разведение осетров, форели и фазанов, на которых предлагают поохотиться.
Начало жизни[править | править код]
Родом из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел (так назыв. «делу Баллода»; за участие в студенческих беспорядках) и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости (Кронштадтской крепости?), сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Когда университет был вновь открыт, Ткачёв, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на учёную степень (1868).
Писать Ткачёв начал очень рано. Первая его статья («О суде по преступлениям против законов печати») была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Вслед за тем во «Времени» и в «Эпохе» помещено было в 1862—64 годах ещё несколько статей Ткачёв по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 годах Ткачёв писал также в «Библиотеке для чтения» П. Д. Боборыкина; здесь были помещены первые «статистические этюды» Ткачёв (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 года Ткачёв сошёлся с Г. Е. Благосветловым и стал писать в «Русском слове», а затем в заменившем его «Деле». За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868—69 годах вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 года он был вновь арестован и в июле 1871 года приговорён С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания Ткачёв был выслан на родину, в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал за границу.
Начало жизни
Родом из небогатой помещичьей семьи. В 1861 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, но уже в октябре за участие в студенческих беспорядках был привлечён к одному из политических дел (так называемому «делу Баллода») и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости, сначала в виде ареста подследственного, потом по приговору Сената. Когда университет был вновь открыт, Ткачёв, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на учёную степень (1868).
Писать Ткачёв начал очень рано. Первая его статья («О суде по преступлениям против законов печати») была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Вслед за тем во «Времени» и в «Эпохе» помещено было в 1862—64 годах ещё несколько статей Ткачёва по разным вопросам, касавшимся судебной реформы. В 1863 и 1864 годах выступал также в «Библиотеке для чтения» П. Д. Боборыкина; здесь были помещены первые «статистические этюды» Ткачёва (преступление и наказание, бедность и благотворительность). В конце 1865 года сошёлся с Г. Е. Благосветловым и стал писать в «Русском слове», а затем в заменившем его «Деле». За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению (ноябрь 1862—январь 1863, ноябрь 1864—февраль 1865, апрель—июнь 1866), постоянно находился под надзором полиции. Причастен к деятельности Ишутинского кружка, «Рублёвого общества», «Сморгонской коммуны». Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868—69 годах вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 года был вновь арестован и в июле 1871 г. приговорён С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания был выслан на родину, в Сивцово, откуда в декабре 1873 года совершил побег за границу при помощи чайковцев.
Семья
- Отец — Никита Андреевич Ткачёв (1785/1787—1848), инженер-строитель, надворный советник.
- Мать — Мария Николаевна Ткачёва, урождённая Анненская.
- Сестра — Александра Анненская, писательница.
- Сестра — Софья Криль (1842—1873), участница революционного движения, журналистка. Мать Татьяны Богданович.
- Брат — Андрей Никитич Ткачёв.
Жена (с 1873 года) — Дементьева Александра Дмитриевна (1850, Санкт-Петербург — 1922, Воронеж). В 1867 году окончила Мариинскую гимназию в Петербурге. Вместе с Ткачевым активно участвовала в студенческих волнениях 1868-1869 годов. На средства Дементьевой нечаевцами была устроена подпольная типография, в которой она напечатала сочиненную ею прокламацию «К обществу» о бедственном положении студентов. При обыске в марте 1869 года у нее обнаружили типографский шрифт и набор, за что она была арестована. 1 июля 1871 года состоялся суд присяжных, на которых Дементьеву приговорили к 4 месяцам тюрьмы. Отбыв тюремное заключение и последующую ссылку, в 1874 году она получила разрешение выехать за границу к бежавшему туда ранее мужу, но при условии невозвращения на родину. Окончила медицинский факультет в Монпелье и в 1888 году получила звание врача. Разрешение вернуться в Россию было ей дано в 1903 году. Она работала врачом в русско-японскую войну и в 1905 году арестовывалась за пропаганду среди солдат.
А.Д.Дементьева-Ткачева по многом послужила прототипом девицы Виргинской из романа «Бесы» Ф.М.Достоевского.
Сын — Петр.
Библиография
Основная статья — Библиография П. Н. Ткачёва
Литература о П. Н. Ткачёве
Петр Никитич Ткачев краткая биография литературного критика и публициста изложена в этой статье. П.Н. Ткачев был идеологом якобинского направления в народничестве.
Биография Ткачева Петра Никитича кратко
Будущий писатель появился на свет в Псковской губернии в 1844 году в семье небогатого помещика. Обучался в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. В студенческие годы брал участие в университетских беспорядках, за что его на несколько месяцев посадили в Кронштадтскую крепость.
Позже после выхода из крепости он получил ученую степень, но опять- таки по подозрению в участии в политическом деле Баллода, Ткачев несколько месяцев отсидел в Петропавловской крепости согласно приговору сената.
Идеологом заговорщического (бланкистского) направления в народничестве стал Петр Никитович Ткачев (1844 – 1885). Он родился в мелкопоместной дворянской семье в Великолукском уезде Псковской губернии, где у его отца было небольшое имение.
Основные моменты политико-правового учения П.Н.Ткачева таковы:
1) Русское государство лишено корней в экономической жизни, и не воплощает в себе интересов какого – либо сословия;
Более конкретно это означает, что оно одинаково давит на все общественные классы, и они одинаково ненавидят его.
2) Революционная пропаганда в народе не имеет смысла, поскольку он настолько угнетен и задавлен, что просто не воспримет ее;
Последнее усугубляется консервативным характером крестьянства, составляющего большую часть общества.
3) Политические преследования исключают легальную работу среди пролетариата и мешают его политическому созреванию;
4) Поскольку пропаганда и любая легальная деятельность неэффективны, единственным выходом остается революционная борьба с самодержавием;
5) В то же время отрыв государственной власти от социальной базы облегчает революционерам ее захват и последующее использование ее в своих целях;
6) Ведущее силой революции в условиях России должно стать сознательное меньшинство, объединенное дисциплиной в централизованную партию;
Главное для русских революционеров – не опоздать с мятежом, поскольку развитие капитализма и распад общины укрепляют реакцию и ослабляют социалистические начала в русском народе;
а) обобществление средств производства и превращение сельских общин в общину – коммуну;
б) упразднение торговли и введение прямого распределения и обмена продуктов;
в) уничтожение семейного, физического, умственного и нравственного неравенства;
г) ослабление центральной государственной власти через создание органов самоуправления.
В то же время классики марксизма отнеслись к ткачевскому наследию критически. Ф.Энгельс в ряде статей, написанных в 1874 – 1875 гг., подверг Ткачева суровой критике, указав на опасность и вред присущего ему авантюризма, отказа от упорной работы по привлечению широких трудящихся масс на сторону революции.
В последние десятилетия деятельность и идеи П.Н.Ткачева вызывают особый интерес как в СССР, так и на Западе. В 1920 — ые гг. некоторые советские ученые, в частности М.Н.Покровский , изображали его как первого русского марксиста, признавшего примат экономических отношений перед политической и идеологической надстройкой.
2015-2019 сайт Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-16
Т
Петр Никитич Ткачев краткая биография литературного критика и публициста изложена в этой статье. П.Н. Ткачев был идеологом якобинского направления в народничестве.
Биография Ткачева Петра Никитича кратко
Будущий писатель появился на свет в Псковской губернии в 1844 году в семье небогатого помещика. Обучался в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. В студенческие годы брал участие в университетских беспорядках, за что его на несколько месяцев посадили в Кронштадтскую крепость.
Позже после выхода из крепости он получил ученую степень, но опять- таки по подозрению в участии в политическом деле Баллода, Ткачев несколько месяцев отсидел в Петропавловской крепости согласно приговору сената.
Примечательно, что известное сегодня всем произведение Л. Н. Толстого Петр Никитич раскритиковал в пух и прах, назвав бездарным и вредным.
В 1883 году Ткачев заболел психическим заболеванием и в возрасте 41 года умер в Париже спустя два года.
Петр Никитич Ткачев (1844-1885) – известный русский революционер, идеолог народничества. В статье подробно рассмотрена его биография, взгляды и идеи.
Детство и семья
Дмитрий Николаевич Патрушев родился 13 октября 1977 года в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург. Отец Дмитрия, Николай Платонович Патрушев, тоже был государственным деятелем Российской Федерации, руководящим работником органов государственной безопасности. Кроме того, он известен как секретарь Совета безопасности РФ с 12 мая 2008 года, генерал армии (2001 год), герой Российской Федерации (2001 год), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». С 1999 года по 2008 был директором Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации. На момент рождения сына Николай Патрушев был сотрудником УКГБ по Ленинграду и области.
Дмитрий Патрушев родился в Ленинграде
Мать политика и финансиста, Елена Николаевна, была врачом ультразвуковой диагностики по образованию. Сейчас Елена Патрушева известная в Российской Федерации бизнесвумен.
Детство Дмитрия Николаевича прошло в Санкт-Петербурге. Дмитрий и его младший брат Андрей получили примерное воспитание, отличное образование в школе, что дало основу для будущего стремительного продвижения по карьерной лестнице.
Отец Дмитрия — Николай Платонович с Владимиром Путиным
Обоих мальчиков приучали к военной дисциплине с детства. Оба закончили академию Федеральной Службы Безопасности, но к военной карьере ни у одного из них душа не лежала. В 2020 году младший брат Дмитрия Патрушева Андрей стал заместителем генерального директора «Газпром нефть» по шельфовым проектам. Через несколько лет он уже возглавлял совет директоров совместного предприятия «Лукойл» и «Газпром» по разработке каспийских месторождений «ЦентрКаспнефтегаз».
Дмитрий Патрушев у Президента РФ
Воззрения П. Н. Ткачёва
Воззрения Ткачёва сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50—60-х годов XIX века. Ткачёв отвергал идею «самобытности» русского общественного строя и утверждал, что пореформенное развитие страны совершается в сторону капитализма. Считал, что предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим. Как и все народники, Ткачёв связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от других народников, Ткачёв полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Ткачёв развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной. Вслед за П. Г. Заичневским он считал, что создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция, по Ткачёву, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая, в отличие от «революционно-разрушительной», осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали концепцию Ткачёва от идей М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова.
Свои философские воззрения Ткачёв называл «реализмом», понимая под этим «… строго реальное, разумно научное, а потому самому и в высшей степени человеческое миросозерцание» (Избранные сочинения на социально-политические темы. — М., 1933. — Т. 4. — С. 27). Выступая противником идеализма, Ткачёв отождествлял его в гносеологическом плане с «метафизикой», а в социальном — с идеологической апологией существующего строя. Ценность любой теории Ткачёв ставил в зависимость от её отношения к общественным вопросам. Под влиянием работ Н. Г. Чернышевского и отчасти К. Маркса Ткачёв усвоил отдельные элементы материалистического понимания истории, признавал «экономический фактор» важнейшим рычагом социального развития и рассматривал исторический процесс с точки зрения борьбы экономических интересов отдельных классов. Руководствуясь этим принципом, Ткачёв выступал с критикой субъективного метода в социологии П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, их теорий социального прогресса. Однако в вопросе о роли личности в истории Ткачёв склонялся к субъективизму. Качественная особенность исторической действительности состоит, по Ткачёву, в том, что она не существует вне и помимо деятельности людей. Личность выступает в истории как активная творческая сила и поскольку пределы возможного в истории подвижны, то личности, «активное меньшинство», могут и должны вносить «… в процесс развития общественной жизни много такого, что не только не обусловливается, но подчас даже решительно противоречит как предшествующим историческим предпосылкам, так и данным условиям общественности…» (Избранные сочинения на социально-политические темы. — М., 1933. — Т. 3. — С. 193). Руководствуясь этим положением, Ткачёв создал собственную схему исторического процесса, согласно которой источником прогресса является воля «активного меньшинства». Эта концепция стала философским обоснованием теории революции Ткачёва.
В области литературной критики Ткачёв выступал последователем Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Продолжая разработку теории «реальной критики», Ткачёв требовал от художественного произведения высокой идейности и общественной значимости. Эстетические достоинства художественного произведения Ткачёв зачастую игнорировал, ошибочно оценил ряд современных литературных произведений, обвинял И. С. Тургенева в искажении картины народной жизни, отвергал сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина, называл Л. Н. Толстого «салонным писателем».
Революционеры-народники конца 1860 — начала 1870-х годов, отрицавшие политическую революцию во имя социальной, отвергали доктрину Ткачёва. Лишь в конце 1870-х годов после раскола народников и образования организации «Народная воля» её члены перешли к прямому политическому выступлению против самодержавия.
Ссылки [ править ]
- ^ a b c Фигес, стр. 130.
- ^ Недели, Альберт Лорен (1968). Первый большевик: политическая биография Петра Ткачева . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета..
- ^ a b c d e f g h i j k Фигес, стр. 137.
- ^ Харди, стр. 17.
- ^ Марина Ледковская-Астман; Шарлотта Розенталь; Мэри Флеминг Зирин (1994). Словарь русских писательниц . Издательская группа «Гринвуд». С. 30–31. ISBN 978-0-313-26265-4.
- ^ Харди, стр. 24.
- ^ Фигес, стр. 122.
- ^ a b Фигес, стр. 136
- ↑ Вентури (1972), стр. 385.
- ^ Валицкий, Анджей (1969). Споры о капитализме . Издательство Оксфордского университета. п. 141. ISBN. 0-19-821474-X.
- ^ Рязановский, стр. 383.
- ^ Фигес, стр. 145–146.
- ↑ Вентури (1972), стр. 347.
- ↑ Цитируется на французском языке Вентури (1972), стр. 387, примечание 39: «À lui, à ses idées, à son abnégation, à la lucidité de son esprit, a sa ясновидение, nous devons la grande partie du progrès, qui s’accomplit chaque jour dans le mouvement révolutionnaire de la Russie». Oui, c’est lui qui a été notre inspirateur et notre modèle dans le grand art de la conspiration «.
- ^ Дрейпер, Холл (1990). «Миф о ленинской» концепции партии «или что они сделали с тем, что делать?» . Интернет-архив марксистов. Проверено 12 мая 2019.
- ↑ Ленин, Владимир (1901). Что нужно сделать? . «Какой тип организации нам нужен?» . Интернет-архив марксистов. Проверено 12 мая 2019.
- ^ Фернбах, Дэвид, изд. (1974). Маркс: Первый Интернационал и после . Лондон: Penguin Books, стр. 67.
Жизнь в эмиграции
Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачёва возобновилась в 1872 г. Он опять писал в «Деле», под разными псевдонимами (П. Никитин, П. Н. Нионов, П. Н. Постный, П. Гр—ли, П. Грачиоли, Все тот же). В эмиграции сотрудничал с журналом «Вперёд!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов, после разрыва с П. Л. Лавровым начал издавать в Женеве журнал «Набат» (1875—81), совместно с К. М. Турским был одним из создателей «Общества народного освобождения» (1877), деятельность которого в России была незначительна. В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, сотрудничал в их газете «Ni dieu, ni maitre» («Ни бога, ни господина»). Свои политические воззрения излагал в журнале «Набат», выходившем под его редакцией в 1875—76 гг., а также в нескольких брошюрах, изданных за границей. Ткачёв резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и М. А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению Лавровского «Вперёд!».
В последние годы писал мало. В конце 1882 года тяжело заболел — возвращаясь с похорон французского социалиста Луи Блана, он впал в буйное помешательство и после освидетельствования был признан невменяемым — и помещен в психиатрическую больницу, где и провел остаток жизни. Николай Сергеевич Русанов, посетивший Ткачева в лечебнице, вспоминал: «…ко мне надзиратели вывели человека с неподвижным лицом, на котором иногда, как слабый проблеск осеннего солнца сквозь тучи, пробегала улыбка, когда он ощущал что-нибудь приятное, и это приятное принадлежало исключительно к животной, притом окончательно расстроенной области чувствований. Я содрогнулся, когда Петр Никитич вынул из кармана кусок конфетки с густо налипшим на него табаком от помещавшихся в том же кармане изорванных папирос и с видимым удовольствием стал поглощать эту ужасную смесь».
П.Ткачев скончался в 1886 году.
Защита диссертации, особенность революционных взглядов
Царь повелел оставить Петра Никитича в столице, поручив его матери. У Ткачева не было возможности продолжать обучение в университете. Однако через семь лет он все-таки сдал экзамены экстерном, представил свою диссертацию и стал кандидатом права. Несколько позже, критикуя Лаврова за то, что тот был слишком оторван от революционного движения, Петр Никитич писал о себе, что со времен гимназии не знал иного общества, кроме тех юношей, которые увлекались студенческими сходками, устраивали читальни и воскресные школы, заводили коммуны и артели и т. д. Он всегда был не только с ними, но и среди них, даже когда находился в Петропавловской крепости. Нацеленность Петра Никитича на немедленное решение тех или иных задач революционного движения сформировала характерные черты его социалистической концепции.
Литературная деятельность[править | править код]
Ткачёв был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики. Он обладал несомненным и незаурядным литературным талантом; статьи его написаны живо, порой увлекательно. Ясность и строгая последовательность мысли, переходящая в известную прямолинейность, делают статьи Ткачёва особенно ценными для ознакомления с умственными течениями того периода русской общественной жизни, к которому относится расцвет его литературной деятельности. Ткачёв не договаривал иногда своих выводов только по цензурным соображениям. В тех рамках, которые допускались внешними условиями, он ставил все точки над и, как бы парадоксальны ни казались порой защищаемые им положения, Ткачёв воспитался на идеях «шестидесятых годов» и оставался верен им до конца своей жизни. От других своих сотоварищей по «Русскому слову» и «Делу» он отличался тем, что никогда не увлекался естествознанием; его мысль всегда вращалась в сфере вопросов общественных. Он много писал по статистике населения и статистике экономической. Тот цифровой материал, которым он располагал, был очень беден, но Ткачёв умел им пользоваться. Ещё в 1870-х годах им подмечена была та зависимость между ростом крестьянского населения и величиной земельного надела, которая впоследствии прочно обоснована П. П. Семёновым-Тян-Шанским (в его введении в «Статистике поземельной собственности в России»). Наибольшая часть статей Ткачёва относится к области литературной критики; кроме того, он вёл в течение нескольких лет отдел «Новых книг» в «Деле» (и ранее «Библиографический листок» в «Русском слове»). Критические и библиографические статьи Ткачёва носят на себе чисто публицистический характер; это — горячая проповедь известных общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По своим социологическим воззрениям Ткачёв был крайний и последовательный «экономический материалист». Едва ли не в первый раз в русской журналистике в его статьях появляется имя Карла Маркса. Ещё в 1865 году в «Русском слове» («Библиографический листок», № 12) Ткачёв писал: «Все явления юридические и политические представляют не более как прямые юридические последствия явлений жизни экономической; эта жизнь юридическая и политическая есть, так сказать, зеркало, в котором отражается экономический быт народа… Ещё в 1859 г. известный немецкий изгнанник Карл Маркс формулировал этот взгляд самым точным и определённым образом». К практической деятельности, во имя идеала «общественного равносилия» , Ткачёв звал «людей будущего». Он не был экономическим фаталистом. Достижение социального идеала или, по крайней мере, коренное изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить, по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности. «Люди будущего» в построениях Ткачёва занимали то же место, как «мыслящие реалисты» у Д. И. Писарева. Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим началом поведения людей будущего, отступают на задний план все положения отвлечённой морали и справедливости, все требования кодекса нравственности, принятого буржуазной толпой. «Нравственные правила установлены для пользы общежития, и потому соблюдение их обязательно для каждого
Но нравственное правило, как все житейское, имеет характер относительный, и важность его определяется важностью того интереса, для охраны которого оно создано… Не все нравственные правила равны между собой», и притом «не только различные правила могут быть различны по своей важности, но даже важность одного и того же правила, в различных случаях его применения, может видоизменяться до бесконечности». При столкновении нравственных правил неодинаковой важности и социальной полезности не колеблясь следует отдавать предпочтение более важному перед менее важным
Этот выбор должен быть предоставлен каждому; за каждым человеком должно быть признано «право относиться к предписаниям нравственного закона, при каждом частном случае его применения, не догматически а критически»; иначе «наша мораль ничем не будет отличаться от морали фарисеев, восставших на Учителя за то, что он в день субботний занимался врачеванием больных и поучением народа» (Люди будущего и герои мещанства // Дело. — 1868. — № 3.).