Бенедикт спиноза

Этика

Над своей «Этикой» Спиноза работал 12 лет. Этот научный труд должен был разъяснить понятие добродетели и ее компоненты. Добродетель голландский философ трактует как высшее благо.

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

Основа этики – нравственность. Философ отрицал понятие «воля», заменяя его разумом. Не существуют такие явления как добро и зло, это лишь различные степени единого. Нравственность основана на познании, блаженства можно достигнуть только с помощью разума. Высшая добродетель – интеллектуальная любовь к Богу. Человеку следует познавать себя, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.

Голландский мыслитель столько лет работал над своей «этикой», потому что намеревался создать философский труд подобный математической аксиоме, с доказательствами, выведенными разумом. Развивая теории предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь, чтобы познать истину.

Научная деятельность

В 1653 г. Спиноза начинает изучение латинского языка под руководством Френсиса ван дер Енде – вольнодумца, открывшего перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии.

После смерти отца в 1654 г. Спиноза проводит одиннадцать месяцев в чтении кадиш – еврейской молитвы скорбящих. Он отказывается от наследства в пользу своей сестры Ребеки.

Какое-то время Спиноза занимается семейный делом по ввозу шерсти в Голландию, которое, однако, сталкивается со значительными финансовыми сложностями в период Первой англо-голландской войны. Стремясь отделаться от кредиторов, Спиноза объявляет себя лишённым наследства и отходит от дел.

После этого он наследует имение матери, и раз и навсегда посвящает себя философии и оптике.

Он берёт себе латинское имя, Бенедикт де Спиноза, и занимается учительством. Здесь начинается важный этап его жизни, поскольку именно в это время Спиноза, благодаря своим связям с антиклерикальной сектой ремонстрантов, знакомится с рационализмом.

Спиноза внимательно следит за тем, как ряд антицерковных групп восстаёт против общепринятых догм. Это новое направление философской мысли формирует его собственную идеологию, явившуюся причиной распрей между ним и властями, а также представителями традиционной философии.

Всё чаще он выступает против традиционализма, и в 1656 г., опасаясь, что за связь с ним еврейская община Амстердама может быть подвергнута гонениям, представители религиозной школы Талмуд-Торы накладывают запрет на просветительскую деятельность Спинозы за проповедование радикальной теологии.

Однако это известие не только не смутило философа, но и было воспринято им с большим облегчением, поскольку радикальные взгляды давно наводили его на мысль о необходимости отделения от конгрегации Талмуд-Торы.

Спиноза больше не посещает синагогу и, в конце концов, выражает чувство глубокого отвращения и антагонизма к иудаизму. Существует мнение, что позже он принёс «извинение» старейшинам этой церкви, в котором защищал свою позицию против ортодоксальной религии. Однако некоторые исследователи считают, что никаких извинений не было принесено вовсе.

Слухи о том, что, после изгнания из иудаистской церкви, Спиноза обратился в христианство, имеют под собой мало оснований, однако латинское имя он себе оставляет. Несмотря на то, что Спиноза имеет тесные связи с христианской общиной и даже живёт в коллегиальном поселении, крещение он так никогда и не примет, а потому становится первым светским евреем современной ему Европы.

Вслед за запретом и изгнанием из Амстердама, Спиноза некоторое время живёт в деревушке Удеркерк-аан-де-Амстел, однако вскоре возвращается обратно в город. Во время своего пребывания в Амстердаме, он берёт частные уроки философии и усердно изучает строение линз.

Где-то между 1660-1661 г.г. Спиноза навсегда покидает город и отправляется жить в Риджнсбург в общине Лейден. Именно здесь появятся самые значимые его труды.

В 1663 г. Спиноза пишет одну из основных работ всей своей жизни, «Трактат о Боге, человеке и его благополучии». Этот научный труд был стремлением донести миру свои взгляды на метафизику, эпистемологию и мораль.

В это же время он работает над написанием своей трактовки трудов Декарта «Основы философии», которую закончит всё в том же 1663 г. Это толкование станет единственной работой, вышедшей под его именем за всю его жизнь. В этом же году Спиноза перебирается в Воорбург.

Его встречи с различными учёными, философами и теологами, имевшие место в этом городе, лягут в основу нового труда «Этика». Чтобы заработать на жизнь, Спиноза трудится в мастерской по изготовлению линз.

И в это же время он работает над своим трудом «Богословско-политический трактат» в защиту светских и конституционных властей, который будет издан анонимно в 1670 г. Скандальный труд вызвал бурю негодования в обществе и был официально запрещён в 1674 г.

В 1670 г. Спиноза переезжает в Гаагу. Здесь он работает над написанием «Политического трактата», а также ряда других работ, в том числе и «Трактата о радуге» и научных заметок «О вычислении вероятности». Помимо этого, Спиноза продолжает трудиться над работой на еврейском языке, а также берётся за голландский перевод Библии, который вскоре сам же уничтожит.

Свой шедевр «Этика» Спиноза закончит в 1676 г. В этой работе он безжалостно критикует традиционные верования и философские концепции Бога, человеческого существа, природы и Вселенной в целом. В пух и прах он разносит религиозные, богословские и моральные устои. Парадокс состоит в том, что именно в этом труде Спиноза провозглашает, что Бог есть мир, отождествляя Бога с природой.

Образование

В 1654 году умирает отец, и Спиноза вместе с братьями Исааком и Габриэлем (Isaac en Gabriel) продолжают его торговое дело.

Спиноза увлеченно занимается самообразованием, читая философские сочинения мыслителей разных национальностей:

  • Еврейские мыслители Авраам ибн Эзра (Abraham Ibn Ezra), Маймонид (Maimonides), Герсонид (Personid), Хасдай Крескас (Hasdai Crescas), Авраам Коген Эррера (Abraham Cohen Herrera);
  • Арабские ученые Аль-Фараби (Al-Farabi), Абу-Али-Ибн-Сина (Авиценна) (Abu Ali Ibn Sina (Avicenna), Аверроэс (Averroes) и др.

Такой широкий круг интересов, стремление разобраться в трудах неортодоксальных философов привел к отлучению Спинозы от иудаизма. После этого он взял себе новое имя Бенедикт (Benedictus), братья выкупили его долю в отцовской фирме, уехал в маленький городок Оверкерк (Verkerk) неподалеку от Амстердама.

Однако движимый стремлением к познанию, Спиноза поступает в амстердамский колледж Ван дер Эдена (Van der Eden), чтобы учить латинский и древнегреческий, разобраться в философских взглядах европейских мыслителей, в научных трудах по проблемам естественных наук, берет уроки изобразительного искусства и приобретает навыки изготовления линз.

Он читает труды Томаса Гоббса (Thomas Hobbes), Рене Декарта (Rene Descartes), Пьера Гассенди (Pierre Gassendi), Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli), интересуется идеями Джордано Бруно (Giordano Bruno).

Его философские взгляды привлекают единомышленников и учеников, он начинает представлять опасность для ортодоксальной церкви. В 1660 году его официально изгоняют из Амстердама, и он переселяется в сельскую местность под городом Лейден (Leiden).

Молодость

К двадцати годам своей жизни Барух Спиноза успел изучить большое количество литературы: трудов еврейских философов (герсонида, Авраама ибн Эзры), раввинистических трактатов, а также книг неоплатоников и арабских философов, вроде Авиценны и аль-Фараби, а также многого другого. В 1654 году умер отец Спинозы Михаэль, и Барух с его братом разделили управление фирмой. В это время Спиноза начинает часто высказывать отличные от других членов еврейской общины и в целом неортодоксальные взгляды. Например, за два года до смерти отца он в открытом разговоре усомнился в божественности происхождения Талмуда, а также в таких догматических вопросах, как бессмертие души и загробная жизнь. Его вызвали на судилище, но закончилось все нейтрально. В 1652г. по своему давнему и большому желанию Спиноза начинает учится у Франциска ван ден Эндена (амстердамского мыслителя, филолога). Он продолжает читать не одобряемую раввинами литературу, на него в это время влияют такие люди как итальянский католический священник Джулио Ванини – последователь Джордано Бруно (неизвестно, был ли знаком Барух с трудами самого Бруно).

Гений — это интеллект, зажатый в тиски необходимости

Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который с такой ясностью и остротой ставил нерешенные человечеством до сих пор проблемы, и не только ставил, но и нашел для них решение, которое до сих пор озадачивает своей общетеоретической точностью, бескомпромиссностью и неумолимой последовательностью ведущих к нему размышлений…
Великий голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632 году в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В амстердамской еврейской общине существовало фанатичное преследование инакомыслящих евреев. Спинозу отправили учиться в семиклассную еврейскую школу, где готовили раввинов. Благодаря своим выдающимся способностям молодой Спиноза считался будущим еврейской религии. Однако он не оправдал этих надежд. В кругу выдающегося учителя, гуманиста и врача ван ден Эндена, у которого Спиноза изучал латынь, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени. Спиноза все больше отдалялся от общины и еврейской религии. Раввинский совет сделал ему строгое предупреждение, но это мало на него повлияло. Тогда, после неудачной попытки подкупить Спинозу, раввинский совет проклял его и изгнал из общины. Не ограничившись простым отлучением, раввины подали жалобу на Спинозу городским властям Амстердама, представив его как опасного атеиста и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы философ был вынужден покинуть Амстердам.
Вокруг Спинозы постепенно собирался круг философов-единомышленников, который продолжал существовать и после того, как он покинул Амстердам и поселился в деревне Рейнсбург, где около 1658-1660 годов написал свою первую философскую работу «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье». Там же он начал работу над «Трактатом об усовершенствовании разума» и над своим главным трудом «Этика», который он писал с интервалом в 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и опубликовал «Принципы философии Декарта, доказанные геометрически» с приложением «Метафизических мыслей». Эта работа является единственной, опубликованной при жизни Спинозы под его именем.
В 1663 году Спиноза переехал в деревню близ Гааги, где близко познакомился с известным физиком, математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжил работу над «Этикой» и написал «Богословско-политический трактат», который был опубликован в 1670 году. Этот трактат вызвал бурю негодования против его автора, имя которого вскоре стало известным. В 1674 году трактат был запрещен к продаже и распространению.

В этот период ожесточенных нападок и преследований Спиноза переехал в Гаагу, где получил предложение преподавать в Гейдельбергском университете. Людвиг Поральц, пригласивший его, не знал, что Спиноза является автором «Богословско-политического трактата», и знал его только как автора «Основ философии» Декарта. Поэтому он предложил Спинозе свободу философствовать при условии, что тот не будет осуждать государственную религию. Спиноза, однако, отклонил это предложение на том основании, что он не знал, до каких пределов будет распространяться его свобода философствовать, чтобы не вызвать подозрений в посягательстве на государственную религию.

В трудных материальных условиях Спиноза продолжал работать над главным трудом своей жизни — «Этикой». Эта работа была завершена в 1675 году. Но все его попытки опубликовать ее оказались безуспешными, и Спиноза был вынужден отложить «Этику» и начать работу над «Политическим трактатом». Он умер от туберкулеза 21 февраля 1677 года.

Работы Спинозы были опубликованы в декабре 1677 года его ближайшими друзьями под названием «Посмертные сочинения». Через несколько месяцев после публикации они были запрещены и не переиздавались до начала XIX века.

Философия Бенедикта Спинозы

В основном своем произведении «Этика», Спиноза выстроил метафизику, аналогично с логикой, что предполагало:

  1. задание алфавита;
  2. формулировка логических законов, или аксиом;
  3. вывод всех остальных положений через логические выводы.

Такой последовательностью обеспечивается истинность выводов в ситуации истинности аксиом.

Для Спинозы цель метафизики – достичь душевное равновесие, довольство и радость. Он считал, что эту цель можно достичь только посредством познания человеком собственной природы и собственного места во вселенной. Для этого требуется познавать природу самой реальности. Поэтому Спиноза исследовал бытие как таковое, он определял бытие в качестве некой бесконечной субстанции, которая является причиной самой себя.

Определение 2

Субстанция – это нечто, существующее само по себе и представляемое через себя. Субстанция только одна, то есть она и есть все, что существует. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени, она неделима, так как делимость – это видимость конечных вещей.

Остальные основные положения его концепции определялись следующим образом:

  • Атрибут – это составляющая сущность субстанции, ее фундаментальное свойство. Известно лишь два атрибута – протяжение и мышление, хотя их может быть бесконечно много. Атрибуты независимы, то есть не могут оказывать никакого внимания друг на друга.
  • Протяженность – определяющий признак тела, именно к нему сводятся любые физические характеристики вещей.
  • Мышление – бесконечная вещь, которая служит причиной всего содержания и процессов сознания.
  • Причинность – это то, что принято называть божьей волей, так как она вечна и неизменна. У всего должно быть причинное объяснение. Единичные вещи, при воздействии друг на друга, связаны жесткой целью взаимной причинной обусловленности, и в такой цепи нельзя допускать никаких разрывов.

Замечание 1

Вся природа – это бесконечный ряд причин и следствий, совокупность которых – однозначная необходимость. Представление о случайностях возникает только из-за того, что люди рассматривают ту или иную вещь изолированно, без связи с другими вещами.

Спиноза понимал под аффектами такие состояния тела и идеи этих состояний, которые позволяли увеличивать или уменьшать человеческую активность. Он выделял три типа аффектов:

  • удовольствие;
  • неудовольствие;
  • желание.

Помимо пассивных природных страстей Спинозой были выделены аффекты удовольствия и желания, которые связаны с активным состоянием человеческой души, ей стремлением познавать истинные и адекватные идеи. Так как ограничение способности души мыслить и познавать вызывает неудовольствие, познание же в качестве проявления активности души связывают исключительно с аффектами желания и удовольствия. Человек, в соответствии с учением Спинозы, подвержен аффектам, так как он является частью природы. Он не способен подчиниться порядкам и законам природы, но он бессилен перед ними. Естественные желания – форма рабства. Любое действие человека не может считаться свободным, так как оно подчиняется силам вне человека. Рассудок и интуиция направляют человеческие намерения на любовь к Богу.

Спиноза был известен как философ барокко за единство самых разнообразных элементов в его философии. В философских взглядах Спинозы сочетаются картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами стоицизма Античности, еврейского рационализма Средневековья, а также идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения.

Влияние трудов Спинозы распространяется далеко за пределы философии. Гёте ставил Спинозу в один ряд с Карлом Линнеем и Уильямом Шекспиром, называя его одной из личностей, которые оказали сильнейшее воздействие на его жизнь и творчество. Сильно повлиял Спиноза на мировоззрение Альберта Эйнштейна. Эйнштейн в полемике с Нильсом Бором обращался к авторитету «старика Спинозы», а за год до собственной смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы. Ирвин Ялом – американский психиатр – в своей книге «Проблема Спинозы» описывал вымышленную историю жизни, основой которой служили реальная биографические факты Спинозы.

Кникус аптечный: выращивание в саду

Кникус бенедиктинский — растение неприхотливое, засухоустойчивое, любящее яркий солнечный свет и сухую почву. Желательно, чтобы почва была плодородная, но если её нет, то не страшно.

Кникус размножается семенами. Семена высевают ранней весной или осенью. Для лекарственных целей его сеют рядами с междурядьями 30-45 см, хорошо удобряют. Семена прорастают через 2-4 недели. При появлении четырёх настоящих листочков растения в ряду прореживают на расстояние 10-15 см.

Вредителями и болезнями кникус не поражается. Распластанное под собственной массой растение подавляет рост сорной растительности.

  • Клоповник посевной (кресс-салат): лечебные свойства
  • Копытень европейский: лечебные свойства, рецепты препаратов

Личная жизнь и наследие

После того, как Спиноза принимает латинское имя и начинает преподавать в школе, он испытывает первые романтические чувства к Кларе, дочери учителя той же школы. Но его любовь не отвечает взаимностью, и вскоре девушка отвергает его ради более богатого и успешного мужчины.

В 1676 году здоровье Спинозы ухудшилось и должно было еще больше ухудшиться в течение года. 21 февраля 1677 года сердце Спинозы перестало биться из-за болезни легких, которой он заразился, работая в мастерской по помолу чечевицы. Он был похоронен на кладбище Новой христианской церкви в Гааге.

Согласно его завещанию, «Этика» была опубликована посмертно в 1677 году вместе с другими его трудами. Труд его жизни, «Этика», состоит из пяти разделов: «О Боге», «Природа и происхождение человеческой мысли», «Природа и принцип чувства», «Оковы, связывающие человека, или сила чувства» и «Сила понимания, или свобода человека».

Изгнание из общины и дальнейшее обучение

Впоследствии круг знакомств Спинозы значительно расширился, причем не в ущерб ортодоксальным евреям — он подружился с протестантами и вообще отвернулся от иудаизма, а в 1956 году был изгнан из общины по обвинению в ереси (пострадали и его учителя, обучавшие его в «Эц Хаим»). Спиноза принял имя «Бенедикт» («Блаженный») и удалился в Оверкирк на окраине Амстердама, где продал свою долю в бизнесе брату. Однако вскоре он вернулся и поступил в государственную школу к бывшему иезуиту ван ден Эдену, который уже преподавал ему философию. Здесь он изучал греческий язык, совершенствовал свой иврит, знакомился с греческой, средневековой и более современной философией — Томасом Гоббсом, Макиавелли и другими, учился полировать оптические очки и одновременно изучал иврит. В это же время он ознакомился с философскими трудами Рене Декарта, который впоследствии оказал дальнейшее влияние на его философские взгляды. Вокруг Спинозы сформировался круг его друзей и учеников, которые находились под его влиянием, в то время как Бенедикт продолжал преподавать сам. В 1660 году амстердамская синагога официально обратилась к властям с просьбой осудить Спинозу как «угрозу благочестию и нравственности» города. Поэтому Спиноза покинул Амстердам.

Познание Бенедикта Спинозы

Рассматривая проблемы эпистемологии, Бенедикт Спиноза выделяет три стадии познания:

  • « познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
  • познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), — второй уровень, менее истинный;
  • чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Ключевыми для этики Бенедикта Спинозы были проблемы детерминизма (предположение, что все в природе предзадано) и соотношения свободы и необходимости. Философ рассмотрел их и пришел к выводу, что свобода и необходимость едины по своей сути. Бог (природа) наделен полной свободой, но действует в рамках строгой необходимости. Человеческий режим отличается от всех других режимов наличием мысли и поэтому стремится к свободе, но в то же время, как режим, он не свободен и находится в «тисках» необходимости. Человек, жаждущий свободы в своей душе, часто плывет в потоке необходимости, не может справиться с этим потоком и вынужден идти на компромисс с необходимостью. Путь к свободе состоит в том, чтобы найти условия, при которых внешняя необходимость становится внутренней необходимостью, ибо свобода — это известная необходимость. Но чтобы достичь большей свободы, человек должен, во-первых, получить как можно больше знаний о необходимости в виде субстанции (природа-Бог), а во-вторых, освободиться от эмоций (печаль, радость, желание и т.д.), ибо они также препятствуют свободе, подчиняют человека и заставляют его действовать в соответствии с необходимостью. В связи с последним стал популярен девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Особенности философии Спинозы

Основной задачей собственной этической доктрины Спиноза считал поиски путей, которые могут привести человека к моральной свободе. Причем понятие свободы в философии Спинозы связано с достижением такого состояния личности, в котором человек способен не поддаваться аффектам, эмоциональным состояниям, способен избавиться от рабства аффектов.

По мнению ученого, именно аффекты не позволяют личности мыслить ясно и логично. Спиноза определяет аффекты как страдания души, как смутные идеи. Человек, подверженный аффектам, не способен в полной мере владеть собой, подвержен фортуне. Соответственно, для достижения свободы, он должен познать сущность аффектов.

Таким образом, сущность философии Спинозы представлена следующими пунктами:

  • целью жизни человека является достижение свободы;
  • свобода личности – это освобождение от аффектов;
  • аффекты – страдания души.

Философия Спинозы

Я постоянно старался не высмеивать человеческие поступки, не огорчать их и не проклинать, а понимать их. Бенедикт Спиноза

Тяжелый жизненный путь — это, наверное, та цена, которую платят все великие люди за дарованный им талант. Однако их учения критикуют, их самих преследуют, часто в тяжелых материальных условиях, а их произведения запрещают. В этом отношении Барух (Бенедикт) Спиноза не был счастливым исключением. В его жизни было все: отлучение от церкви раввинами, преследования инквизиции и запрещенные произведения.

Родившись в семье маранов (мараны — евреи, ставшие жертвами насильственного крещения в Португалии, и их потомки, тайно сохранившие верность иудаизму), которые вернулись к иудаизму после переезда в Нидерланды, Барух стал учеником Амстердамской общинной школы, известной во всем еврейском мире. Поскольку жизнь философа изучена недостаточно хорошо, существует два мнения о том, кто был ключевой фигурой в его биографии, которая так сильно повлияла на его мировоззрение и сформировала его критическое отношение к религии.

Традиционно считается, что критические взгляды Спинозы возникли под влиянием бывшего иезуита Ван ден Эндена, у которого Барух изучал латынь. Однако многие ученые XIX и XX веков склонны считать, что главным источником взглядов Спинозы были неортодоксальные взгляды, существовавшие в еврейской общине Амстердама. Эти взгляды обычно приписывают имени Уриэля Акосты

Так или иначе, в начале 1656 года еретические взгляды Спинозы привлекли внимание членов еврейской общины. Спиноза подверг сомнению то, что для верующего еврея было священным и неприкосновенным

Например, что Моисей был автором Пятикнижия, что Адам был первым человеком, что закон Моисея имеет приоритет над «естественным законом».

Спинозу также обвиняли в том, что он отвергал Моисеев закон и бессмертие души, а также считал, что Бог существует только в философском смысле.

Отказавшись отречься от своих взглядов, он был отлучен раввинами 27 июля 1656 года, и на него был наложен херем: всем членам еврейской общины было запрещено любое общение со Спинозой. Современники сообщают, что ненависть еврейской общины к Спинозе была настолько сильна, что предпринимались даже попытки убить его.

В 1663 году Спиноза занялся разработкой своей философской системы, написав «Принципы философии Декарта» (единственное произведение Спинозы, которое не было опубликовано анонимно), в котором он критиковал философию Декарта, оказавшую столь большое влияние на мировоззрение самого Спинозы. Хотя философы разошлись во мнениях по некоторым основным вопросам философии, ученые отмечают, что Спиноза позаимствовал у Декарта модель построения философской системы на основе положений математики.

Спиноза завершил свою главную работу, «Этику», в которой он анализировал различные аффекты, в 1674 году, но предпринял неудачную попытку опубликовать ее, когда протестантские богословы обвинили его в отрицании существования Бога. Ведь в «Этике» Спиноза отождествляет Бога с вечной и бесконечной природой, в представлении Спинозы Бог не обладает свойствами личности, поэтому человек не может ожидать, что Бог полюбит его в ответ — такая концепция противоречит христианскому учению о Боге. И Спиноза рассматривает Бога в терминах своего учения об аффектах: познание Бога связано с аффектом радости, любви к вечному философскому Богу.

Мыслящая материя Спинозы

Со времен Аристотеля сущность европейской философии составляет три темы исследования – косная материя, Бог и человек. Различные направления по-своему объясняли их взаимодействие, соотношение и свойства. Рене Декарт создал оригинальную модель мира, который живет по законам, запущенным некогда Богом. Так часовщик заводит часы, после чего уходит, предоставляя заведенный механизм самому себе. Совершенно очевиден дуализм Бога и сотворенной им вселенной. Они принадлежат к разным материальным субстанциям. Так же и человек, в котором косная материя управляется душой, или мыслящей субстанцией.

Спиноза принимает механический принцип, но не может согласиться с дуалистичностью материи Декарта. По всей видимости, она не могла объяснить всей полноты бытия, которую пытался охватить своим разумом бывший ученик еврейской школы. Его капитальный труд «Этика» включает теологические рассуждения, моральные принципы и все нагромождение законов материального мира. Познающая и непрестанно развивающаяся субстанция мира едина. Бог – уже не творец, но часть мироздания, точнее, признак (атрибут) этого мира. Таким образом, вселенная является единой, вечной и бесконечной субстанцией, имеющей атрибуты протяженности, то есть присутствия ее в пространстве и времени, и мышления.

Перед нами природа, которая изучает себя самое в различных своих проявлениях. Это саморазвитие мыслящей субстанции и есть ее божественность. Человек – часть эксперимента природы, поставленной ею над самое собой. В нем собран не только весь опыт предыдущих экспериментов, но и создан сложнейший механизм восприятия окружающей действительности. В человеке природа осмысленно познает самое себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: