Рост и развитие растения

Рост корня

Корни растут всю жизнь растения. Это происходит благодаря тому, что в увеличивается количество клеток, а в зоне роста увеличивается размер этих клеток.

Корень становится длиннее и продвигается все глубже в почве и/или разрастается в стороны. И нередко корневая система растения может быть больше, чем само растение.

Например, у дуба корень может достигать длины в 100 метров — это почти 33-этажный дом, только под землей!

Верблюжья колючка — небольшой или до метра высотой. А корни ее уходят на глубину до 20 метров. Это практически 7-этажный дом.

Верблюжья колючка

Важную роль в процессе роста корня в длину играет его верхушечная часть.

Если верхушку удалить, то в длину расти корень перестанет, зато начнут бурно образовываться . Это используют при выращивании, например, бонсай (деревья в миниатюре).

Бонсай

А еще корень прекрасно знает, где находится центр Земли. И всегда стремится именно к нему под действием земного притяжения.

Поэтому, каким бы концом вы не положили семя в землю и под каким углом ни разместили бы проросток, корни все равно будут устремляться вниз.

Это свойство называют геотропизмом (от греческих слов «гео» — «земля» и «тропос» — «направление»).

{"questions":,"answer":}}}]}

Х.Раункиер и его классификация

За границей пользуется популярностью система ученого ботаника Раункиера, согласно которой растения классифицируются по способу защиты и положению почек обновления в течении неблагоприятного времени (допустим — снежный покров)

Этот признак имеет глубокое значение в биологии: защита тканей, формирующих растение, которые предназначены для продолжения роста и обеспечивания жизни вида в резко изменяющихся условиях.

Ботаник Раункиер разделил жизненные формы растений на пять типов, в которых отражены различные экологические условия, в которых была сформирована фауна.

Рис. 2. Жизненные формы растений по Раункиеру (терофиты, аэрофиты и эпифиты не показаны). Соотношение отмирающих и перезимовывающих частей (черным — остающиеся, белым — отмирающие на зиму). 1. Фанерофиты 2—3. Хамефиты 4. Гемикриптофиты 5—9. Криптофиты 5, 6. Геофиты 7. Гелофиты 8, 9. Гидрофиты

  1. Хамефиты — небольшие растения, которые расположены низко над землёй примерно 20 см. Они защищены от холода чешуйками, снежным покровом и подстилкой (как пример — черника, брусника и тимьян);
  2. Гемикриптофиты — вид травянистых многолетников, у которых почки обновления располагаются вблизи поверхности грунта и покрываются зимой отмирающей наземной частью (пример: лютик, одуванчик);
  3. Криптофиты — травянистые многолетние растения, почки возобновления которых закрадываются в корневищах, клубнях или луковицах и находятся под водой или землёй (пример: картофель, ландыш)

При этом Криптофиты разделяются еще на 4 группы жизненных форм растений:

  1. Геофиты — почки возобновления располагаются на подземных органах: луковицах, корневищах, клубнях.
  2. Геофиты — жизненная форма растений болот, чьи почки возобновления расположены ниже дна водоема;
  3. Гидрофиты — прикрепленные к грунту и погруженные в воду нижней своей частью растения. Их почки обновления проводят зиму на дне водоема. К ним можно отнести камыш и стрелолист.
  4. Терофиты — однолетние растения, которые переносят зиму в виде спор или семян. (Пример: рожь, мак, пастушья сумка и овес).

Экологические факторы как условия жизни растений

К таковым относятся следующие.

1. Абиотические:

  • солнечный свет;
  • влага (вода);
  • температурный режим;
  • питание.

2. Биотические: все живые организмы, которые окружают данное растение (животные, микроорганизмы, грибы).

3. Антропогенные — влияние человека и его деятельности в разных отраслях быта и промышленности.

Какие условия необходимы для жизни растений больше всего? То есть которые из перечисленных факторов являются определяющими? На такой вопрос сложно ответить. Только их совокупное грамотное сочетание позволяет растениям чувствовать себя максимально комфортно, безопасно и быстро расти, развиваться и размножаться.

Продолжение роста

В отличие от стволовых клеток животных, которые могут только создавать новые типы клеток на ранних стадиях развития животного, растения всегда создает новые части, основанные на необходимости из специальной ткани, которая называется меристема. Меристемы бывают  двух типов — один для корней и один для верхней части — и состоит из различных типов клеток, которые «сработают» в нужный момент ( мы должны сказать, окажут действия на корень или стебель) ,

Процесс непрерывного роста растений стало возможным благодаря нескольким процессам , включая фотосинтез, передачу питательных веществ и транспирации

Свет

Свет необходим растениям как источник энергии для фотосинтеза. Основной источник света — солнце. По уровню потребности в световой энергии овощные культуры можно разделить на три группы.

Растения, способные расти при малой освещенности: лук репчатый, петрушка, сельдерей, столовая свекла при выгонке их на зелень.

Растения со средней потребностью в освещении: корнеплодные растения, лук, капуста, салат, шпинат, щавель, ревень, эстрагон.

Наиболее требовательные к свету растения: арбуз, дыня, тыква, томат, перец, баклажан, физалис, горох и другие овощи, у которых в пищу употребляют плоды.

Растения небезразлично относятся и к продолжительности пребывания на свету в течение суток. К культу рам короткого дня относятся томат, перец, баклажан, фасоль, тыква, арбуз, дыня, огурец, патиссон, кабачок, кукуруза. Капуста, брюква, редька, редис, горох, салат, шпинат, укроп, щавель относятся к растениям длинного дня.

Возможности управления световым режимом невелики и сводятся к выбору сроков посева и места со склоном на юг или север. Избыточную освещенность летних дней можно ослабить, увеличивая количество растений на одном квадратном метре или выращивая их в кулисах. И наоборот, своевременное удаление сорняков и вовремя проводимые прореживания всходов улучшают освещенность.

Они снижают стресс

Сам процесс ухода за комнатными цветами, когда вы их поливаете, рыхлите почву, протираете листья от пыли, успокаивает и снимает напряжение.

Для чего растениям нужна вода

Вода это источник существования на земле всех живых организмов. Растения функционировать без воды не могут, она необходима для метаболического и физиологического процессов роста любого растения. Химические реакции в растениях происходят только при наличии в них воды. В растении происходит процесс фотосинтеза, то есть образование органических веществ в растении из воды и углекислого газа при участии хлорофилла. Недостаток воды заставляет растение концентрировать все свои силы на корневую систему, на листву ничего не остается. Поэтому любое растение, не получая нужного количества воды, постепенно вянет, угасает.

Отношение растений к влаге

Недостаток водоснабжения растений приводит к резкому снижению урожая, огрублению тканей, появлению горечи и потере других вкусовых и товарных качеств. Избыточное водоснабжение может также снизить урожай, способствовать распространению болезней и вредителей, сделать овощи безвкусными, плохо переносящими хранение и переработку.

По требовательности к влаге овощные растения можно разделить на группы:

  1. очень требовательные — все овощи из группы капустных, огурец, салат, шпинат, укроп, лук на лист, сельдерей, баклажан;
  2. овощи с умеренными требованиями: картофель, томат, перец, морковь, петрушка, пастернак, столовая свекла, бобовые, многолетники;
  3. засухоустойчивые культуры: арбуз, дыня, тыква, кукуруза, фасоль. На протяжении жизни растения предъявляют неодинаковые требования к водоснабжению.
  4. Особенно сильно нуждаются во влаге все растения в фазу набухания и прорастания семян. С нарастанием корневой системы растения становятся наиболее стойкими к колебаниям влажности почвы. Те овощи, которые разводят рассадой, исключительно чувствительны к недостатку воды в почве во время посадки и укоренения рассады.

Цветение, опыление проходят лучше при повышенной сухости. Во время роста плодов, формирования кочанов, нарастания корнеплодов необходима высокая влажность почвы, а во время созревания плодов, семян, луковиц, корнеплодов потребность во влаге снижается и избыток воды в это время вреден.

Создание благоприятного водного режима обеспечат снегозадержание, удержание весенних вод, закрытие влаги, правильные обработка почвы, уход за растениями, регулирование количества растений на 1 m2, поливы. Мульчирование почвы препятствует испарению влаги и образованию корки.

Классификация жизненных форм растений по особенностям роста и длительности жизни

По особенностям роста и длительности жизни можно выделить следующие виды жизненных форм растений:

  1. Деревья — это растения многолетники, имеющие деревянистые надземные части и большой ствол, который будет в высоту не менее двух метров.Их можно разделить на следующие группы:
    • Листопадные и вечнозеленые;
    • Мелколистные и широколистные;
    • Светлохвойные и темнохвойные.

Пример 2

Группа видов, которая свойственна расти в умеренном климате небольшая, но при этом одна порода может занимать обширные территории.

Также от условий внешней среды, часть видов может произрастать и в кустарниковой форме: липа мелколистная, яблоня, верба, татарский клен, акация белая, черемуха, вишня.

  1. Кустарники — многолетние растения, которые имеют древесные надземные побеги, а их разветвление начинается от грунта.
  2. Полукустарники — вид многолетнего растения, у которых нижние части побегов древеснеют, а верхние отмирают. Высота побегов, которые зимуют, не будет превышать высоту снежного покрова.

При условии, что климат сроки изменится на суровый, многие теплолюбивые виды кустарников, будут вырастать как полукустарники.

  1. Кустарнички — низкие растения многолетники, которые не имеют основной ствол, но обладают очень ветвящимися одревесневшими побегами.
  2. Лианы — это растения, имеющие тонкие ослабленные побеги, которые будут произрастать вертикально, цепляясь за опору с помощью колючек, усиков, дополнительных корней или обвивают ее. Лианы делятся на однолетние и многолетние, с травянистыми или древеснеющими побегами.
  3. Розетковые растения от других классов жизненных форм будут отличаться своими сочень маленькими надземными побегами. Все листья Розетковые растений располагаются у поверхности земли и формируют округлый кустик — розетку. Например: медуница, одуванчик, земляника, примула)
  4. Растения «подушки». Образованы большим количеством небольших веточек, которые прижаты одна к другой. Эта форма часто встречается среди горных растений, таких как смолка и очиток.
  5. Суккуленты — это многолетние растения, которые имеют большой запас воды в своих побегах и называются сочными.

Учет длительности жизни и особенностей роста в классификации

Если отталкиваться от таких факторов как рост и продолжительность жизни, то классификация растений выглядит следующим образом:

деревья — многолетние жизненные формы, имеющие деревянистую часть над землей и заметный ствол не ниже двух метров. Их подразделяют на листопадные и вечнозелёные, широколистные и мелколистные, а также светлохвойные и темнохвойные разновидности.

Второй пример

Число характерных для умеренного климата видов относительно невелико, однако одной лишь породой может быть покрыта огромная территория. В зависимости от внешних факторов некоторые видов могут произрастать и в форме кустарников. В качестве примера можно привести вишню, черемуху, вербы и так далее.

  • кустарники — живущие несколько лет жизненные формы, обладающие надземными древеснеющими побегами. Они начинают ветвиться как можно ниже.
  • полукустарники — живущие несколько лет растения, у которых отмирает верхняя часть побегов, но при этом деревенеет нижняя. В зиму высота побегов не превышает уровень покрывающего землю снега.

При наступлении суровых климатических условий множество теплолюбивых разновидностей кустарников растут в качестве полукустарников.

  • кустарнички — растительная форма жизни в высоту не более чем полметра;
  • лианы — вьющиеся формы со слабыми побегами небольшой толщины. Они поднимаются на расположенную вертикально опору и посредством колючек, корней или усиков обвивают её. Такие растения бывают однолетними и многолетними, могут иметь древеснеющие или травянистые разновидности побегов.
  • розетковые растения обладают очень короткими надземными побегами. Каждый лист таких разновидностей размещается ближе к земле, образуя округлый куст. Яркие примеры: земляника и одуванчик;
  • растения — «подушки», характерной особенностью которых является множество небольших по длине прижатых друг к другу веток. Такие характеристики свойственны произрастающим в горах растениям.
  • суккуленты — многолетние разновидности растений, отличающиеся сочными побегами, в которых содержится большое количество воды. Ярким примером может послужить любой кактус и алоэ.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь

Мне нужна помощь

Тест на тему: «Рост и развитие растительного организма»

Лимит времени:

из 15 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15

Информация

Проверочное тестовое задание включает в себя вопросы с одним и несколькими правильными ответами

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: из 15

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

Средний результат  
Ваш результат  
максимум из 20 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 15
    • механической ткани
    • образовательной ткани
    • выделительной ткани
    • проводящей ткани
    • основной ткани

    Правильно Неправильно

  2. Задание 2 из 15
    • пасленовых
    • крестоцветных
    • злаковых
    • сложноцветных
    • розоцветных

    Правильно Неправильно

  3. Задание 3 из 15
    • сделать пикировку
    • окучить растение
    • внести удобрение
    • удалить верхушечную почку
    • удалить боковые почки

    Правильно Неправильно

  4. Задание 4 из 15
    • прищипывание
    • выщипывание
    • пикировка
    • окулировка
    • черенкование

    Правильно Неправильно

  5. Задание 5 из 15
    • пикировка
    • окучивание
    • прививка
    • прищипывание
    • выщипывание

    Правильно Неправильно

  6. Задание 6 из 15
    • ускоренный
    • медленный
    • долгое время не осуществляется
    • прекращается
    • усиленный

    Правильно Неправильно

  7. Задание 7 из 15
    • молодость
    • зрелость
    • юношество
    • зародышевый
    • старость

    Правильно Неправильно

  8. Задание 8 из 15
    • зародышевый
    • молодость
    • зрелость
    • старость
    • зимний покой

    Правильно Неправильно

  9. Задание 9 из 15
    • зародышевый
    • старость
    • молодость
    • зрелость
    • пикировка

    Правильно Неправильно

  10. Задание 10 из 15
    • зрелость
    • старость
    • молодость
    • зародышевый
    • выщипывание

    Правильно Неправильно

  11. Задание 11 из 15
    • клевер
    • подснежник
    • огурец
    • одуванчик
    • безвременник
    • малина
    • яблоня
    • фасоль

    Правильно Неправильно

  12. Задание 12 из 15
    • 45°С
    • 25°С
    • 2°С
    • 30°С
    • 0°С
    • -2°С
    • 10°С
    • 5°С

    Правильно Неправильно

  13. Задание 13 из 15
    • влага
    • воздух
    • высокая температура
    • удобрения
    • минеральные соли
    • низкая температура
    • свет
    • рыхлая почва

    Правильно Неправильно

  14. Задание 14 из 15
    • в ксилеме
    • в верхушечной почке
    • в флоэме
    • в пазухах листьев
    • в междоузлиях
    • в корне
    • в боковых почках
    • в придаточных корнях

    Правильно Неправильно

  15. Задание 15 из 15

    Качественные изменения в жизни и строении растения

    • развитие
    • размножение
    • окучивание
    • пикировка
    • прививка
    • фотосинтез
    • дыхание
    • выделение

    Правильно Неправильно

Что необходимо растениям для жизни

Растения, как и животные, являются живыми организмами, которые питаются, дышат и размножаются. Для правильного развития растений необходимы пять факторов: воздух, свет, вода, тепло и питательные вещества.

Доподленно установлено, что ни один фактор в жизни растений не может быть заменен другим. Когда один из факторов отсутствует, то действие остальных прекращается или в значительной степени ослабевает. Поэтому все факторы жизни растений равнозначны.

Овощные культуры могут дать высокий урожай только тогда, когда им будут обеспечены все условия для нормального роста и развития. Для этого необходимо точно выполнять требования агротехники, в соответствии с потребностями той или иной культуры.

Воздух необходим растениям для дыхания. Растения дышат, поглощая воздух через мельчайшие отверстия (устьица), расположенные главным образом на листьях. При недостатке воздуха в почве семена плохо прорастают, развитие корней задерживается и растения слабо растут

Этим и объясняется важноеть такого агротехнического мероприятия, как рыхление почвы, уничтожение корки

Свет необходим растениям для образования белка, крахмала, сахара и прочих. При посеве и посадке растений в тени, а также при загущенных посевах растения наклоняются в сторону света, вытягиваются и становятся хилыми. Сорняки также затеняют культурные растения, поэтому уничтожение ляков, а равно своевременная прорывка овощных культур способствует лучшему освещению последних.

При недостатке света капуста не завязывает кочанов, редис не образует корнеплодов, листья теряют зеленую окраску.

Вода необходима растениям со времени прорастания семени до получения урожая. Большое количество воды нужно для растворения питательных веществ почвы. Недостаток воды в почве значительно понижает урожай овощей. Для образования одного килограмма сухой массы овощной продукции растению необходимо 600—900 килограммов воды. В жаркую погоду, при большой сухости воздуха, испарение увеличивается, а во влажную — уменьшается.

Для увеличения запасов влаги в почве следует применять снегозадержание и орошение.

Излишек влаги в почве оказывает вредное влияние на рост овощных культур, так как вода вытесняет из почвы воздух, необходимый для дыхания корней. Поэтому сырые участки с высоким уровнем стояния почвенных вод необходимо осушать.

Тепло. Температура имеет большое значение в жизни растений. Как низкая, так и высокая температура задерживает рост овощных растений и может привести к их гибели.

По отношению к теплу все овощные культуры разделяются на две основные группы: холодостойкие и теплолюбивые.

К холодостойким растениям принадлежат: капуста, сельдерей, редис, лук, редька, морковь, свекла, петрушка, пастернак, укроп, шпинат, салат, горох, чеснок, ревень, щавель, спаржа. Эти культуры легко переносят пониженные температуры и кратковременные заморозки в 4—5 градусов.

К теплолюбивым растениям относятся: огурцы, помидоры, баклажаны, перец, кабачки, тыквы; дыни, арбузы, фасоль, кукуруза.

В отношении требовательности к теплу картофель занимает промежуточное место, но всходы картофеля боятся заморозков даже в 1—2 градуса.

Холодостойкие овощные культуры и картофель лучше всего растут при температуре 15—17 градусов, а теплолюбивые— при 20—25 градусах тепла.

Питательные вещества растения берут из почвы и воздуха. Корни всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, а листья поглощают из воздуха углекислый газ.

Главными питательными веществами для растений служат: азот, фосфор, калий, известь, железо, сера, магний, бор, цинк и другие. Следовательно, для получения высокого урожая овощей необходимо, чтобы в почве имелось достаточное количество этих веществ.

Следующие статьи:

  • Требования овощей к влаге
  • Условия роста овощей
  • Классификация овощей
  • Питательная ценность овощей
  • Способы посева и посадки

Предыдущие статьи:

Значение овощей для питания

Продолжительность жизни растений

Овощные растения принято делить на три группы по продолжительности периода жизни.

1. Однолетние растения — растения, успевающие пройти все фазы роста и развития за один год. Когда все «земные дела» выполнены, однолетние растения отмирают. Все плодовые растения, а также шпинат, салат, редис, пекинская и цветная капуста, укроп и др., относят к однолетним растениям при выращивании умеренном климате.

2. Двулетние растения — растения, формирующие листья, корнеплоды, клубни, луковицы, кочаны, стеблеплоды в первый год жизни, оставляющие формирование цветоносов, плодов и семян на второй год жизни. Чтобы размножать двулетние растения, клубни, корнеплоды, луковицы, кочаны вместе с корнями хранят зимой в хранилище, а на следующий год высаживают в открытый грунт. Примеры двулетних овощных растений: морковь, редька, репа, свёкла, сельдерей, петрушка, белокочанная, савойская и брюссельская капуста.

Картофель, в умеренном климате выращивают как двулетнее растение. Фото: Википедия

3. Многолетние растения — растения, формирующие в первый год жизни мощные корни и листья, но не образующие плодов и семян. Образование плодов и семян у многолетних растений происходит на второй, третий год жизни и продолжается много лет. Примеры многолетних овощных растений: ревень, спаржа, хрен, лук-батун, щавель.

Отметим, что все три группы растений подразделяют условно, ведь на родине (там где растение растет в дикой природе) многие привычные нам однолетние растения прекрасно растут в многолетнем режиме, например: томаты (помидоры), сладкий перец, базилик, майоран и др.

Даже в пределах одного вида растений, продолжительность жизни может быть сортовым признаком, например некоторые сорта редьки (Ремо, Штутгартская) формируют семена за один год жизни, хотя редька считается типичным двулетним растением.

Видоизменения корней

Как мы помним, главная функция корня — это поглощение питательных веществ. Но у многих растений он выполняет еще и ряд других функций.

Например, функцию размножения. Это когда на боковых корнях развиваются молодые побеги.

Но есть и другие функции, которые может принимать на себя корень. И из-за которых он порой видоизменяется.

Запасающие корни

Корни могут запасать питательные вещества: углеводы, витамины, минеральные соли и др. Такие корни выглядят увеличенными, мясистыми и называются корнеплодами.

Морковь

Корнеплод может образовываться на корне, как у моркови. А может — в нижней части стебля, как у редиса, репы, свеклы.

Свекла

Похожие образования, которые формируются на боковых и придаточных корнях, называют корневыми шишками. Их можно увидеть на корнях георгины, батата, ятрышника.

Батат

Воздушные корни

Их еще называют дыхательными, потому что эти корни выполняют функцию дыхания. Они растут над землей и могут поглощать воду, а также кислород прямо из воздуха.

Такие корни характерны для растений, которые живут на деревьях. Они просто свисают с ветки, например, у орхидей, хлорофитума.

Орхидеи на дереве

У индийского баньяна — это дерево — с ветвей свисают свои же корни. Они достигают земли и превращаются в подпорки.

У некоторых растений есть ходульные корни, например, у пандануса. Это придаточные корни, которые растут из стебля и укореняются в почве. Они помогают пережить растениям приливы.

Корни-присоски и -прицепки

Корни-присоски встречаются у растений-паразитов, например у гаусторий. Этими корнями они могут проникать в другое растение и высасывать из него питательные вещества.

Корни-прицепки, как у плюща, помогают растению прикрепиться к субстрату, которым может быть другое растение, стена дома, камень и т. п.

Втягивающие корни

Такие корни могут сокращаться, как мышцы. Т. е. укорачивать свою длину. Благодаря чему растения (например, крокус) втягиваются глубже в землю, что защищает их от холода зимой.

Примеры

Растения с видоизмененными корнями

Морковь, свекла, редис, редька, репа, георгина, батат, а также панданус, бромелия, крокус, фикус-баньян и мн. др.

{"questions":,"items":}}}]}

Что такое рост растений

Рост растений — процесс образования клеток, тканей, органов растений, который сопровождается увеличением объема, массы и размеров. При росте растений формируются новые почки, листья и побеги, увеличивается высота растений, толщина стволов и листьев, размеры побегов.

Растут растения незаметно для глаза человека, особенно при хранении, когда у растений идет процесс образования почек.

В научном растениеводстве принято выделять 10 фаз роста и развития растений.

1. Семена в покое. У семени процессы жизнедеятельности сильно замедлены.

2. Набухание семян. При набухании семена активно поглощают влагу, увеличиваются в размерах, а внутри семени идет активная деятельность ферментов, превращающих органические запасы питательных веществ в простые и доступные для зародыша растения. Начинается процесс дыхания — семена требуют повышенное количество кислорода.

3. Прорастание семян. При прорастании семян начинается активная деятельность зародыша, образуется корешок, выступающий за пределы семенной оболочки. Для успешного прорастания семени необходима определенная температура, индивидуальная для каждого вида растения. Например, семена редиса, моркови, брюквы, салата и других холодостойких растений прорастают при температуре +2-5 °C; семена фасоли, сахарной кукурузы, клубни картошки прорастают при +8-10 °С; семена дыни, арбуза, баклажана при +17-18 °С. Если тепла недостаточно для прорастания семян, семена приостанавливают рост и могут загнить.

Четвертая и пятая фазы роста растения: слева — всходы, справа — рост листьев и корней. Фото:

4. Всходы. Всходы — четвертая фаза роста растений, в это время над поверхностью почвы появляются семядольные листья. К моменту появления всходов истощаются запасы питательных веществ внутри семени. Растение переходит на самостоятельное питание: листья поглощают углекислый газ из воздуха, а корни питательные вещества из почвы. В фазе всходов растению становится необходим весь комплекс факторов роста — влага, воздух, оптимальная температура и свет. Освещенность в момент появления всходов играет главную роль — при недостатке света растение может погибнуть, так и не перейдя на следующую стадию роста.

5. Рост листьев и корней. В фазе роста корней и листьев растение формирует мощную корневую систему и увеличивает поверхность листьев. В это время происходит накопление питательных веществ в различных органах растения: клубнях, корнеплодах, луковицах, кочанах, ягодах и др. Плодовые овощные растения в фазе роста листьев и корней накапливают в стеблях и листьях достаточное количество питательных веществ, которые пригодятся при формировании органов размножения.

6. Рост стебля и боковых побегов. Переходя в фазу роста стебля и боковых побегов, растение расходует большое количество питательных веществ, накопленных в фазе роста листьев и корней для роста стебля и усвоения питательных веществ. Это очень важная фаза. Образование стеблей и ответвлений у плодовых овощных растений сопровождается формирование органов размножения. Двулетние и многолетние растения переходят к этой фазе на второй год жизни, а однолетние — в год посадки. У двулетних растений шестая фаза может происходить в первый год, в это время наблюдается образование цветоносов, тоже происходит и у однолетних растений, когда они «перескакивают» фазу формирования продуктовых органов (редис, шпинат, салат).

7. Бутонизация — седьмая фаза роста растений, период когда на растениях образуются бутоны. Бутонизация сопровождается активным ростом листьев на появляющихся стеблях.

8. Цветение — восьмая фаза роста растений, наступающая после распускания бутонов. Во время цветения процесс образования корней и листьев замедляется. Цветение — период опыления цветков. У большинства растений перенос пыльцы с цветка на цветок выполняют пчелы и другие насекомые. После оплодотворения семяпочек цветки усыхают или опадают.

9. Рост плодов — девятая фаза роста растений. В фазе роста плодов оплодотворенная завязь разрастается и увеличивается в размерах, в плодах формируются семена и накапливаются питательные вещества. Рост плодов завершается по достижении максимальных размеров для вида и сорта растения.

10. Созревание плодов — десятая фаза роста растений, во время которой плоды не увеличиваются, но в них происходят физиологические процессы роста. В фазе роста плодов семена приобретают характерную для растения окраску и достигают полной спелости.

Знание фаз роста растений помогает скорректировать агротехнические мероприятия и ухаживать за растениями с максимальной пользой для них.

Что делать для повышения освещенности растений

Высаживая защитные насаждения со стороны господствующих ветров огородник не только повышает температурный фон, но и защищает растения от порою весьма нежелательного механического их воздействия, повышает влажность воздуха в приземном слое, то есть сразу улучшает несколько факторов жизни растений.

Не все овощные культуры одинаково требовательны к условиям освещенности, относительно теневынослив горох. Несколько более требовательны к свету огурцы. Впрочем, и они в прошлом лианы тропического леса, то есть достаточно теневыносливы. Однако высокий урожай и огурцы дают лишь при хорошей освещенности. Еще требовательнее к свету томаты.

Вот почему овощные культуры не рекомендуется выращивать в саду между деревьями, а сразу, при освоении участка, им отводят отдельную территорию, сочетая при необходимости овощные посадки с картофелем и земляникой. Вот таким образом дачники регулируют световой режим.

И все же, пока защитные растения не подросли, создание микроклимата на участке, при открытом его расположении к господствующим холодным ветрам, бывают настолько важны, что есть смысл высаживать кулисы из однолетних высокостебельных культур – кукурузы, подсолнечника, и даже картофеля.

Регулирование газовой среды большое значение имеет в теплицах и других сооружениях закрытого грунта. Но в открытом грунте можно сделать существенную подкормку растений углекислым газом, применив мульчирование поверхности навозом

При достаточной влажности навоз в процессе разложения выделяет углекислый газ в значительном количестве, и что важно, длительное время

Виды онтогенеза

У различных живых организмов онтогенез протекает по-разному. Для растений особенностью онтогенеза является постоянный рост организма, который продолжается в течение всей жизни. Ритмы роста зависят как от внешней среды, так и от внутренних факторов, закрепленных генетически в процессе эволюции.

Прорастание семени — важная часть онтогенеза растения

У некоторых растений процесс роста прерывается периодами покоя, связанными с наступлением зимы. Для онтогенеза многих насекомых характерен период личиночного развития. У яйцекладущих животных часть онтогенеза проходит в яйце. Ряду животных и человеку свойственно внутриутробное развитие зародыша (эмбриона).

Продолжительность периодов жизни растения

Цветы редиса красивые, но есть их не будешь. Чтобы редис не ушел в цветуху, сокращают световой день. Фото: Brian Delaney

По продолжительности периодов, стадий, жизни растения принято делить растения на кратко-стадийные и длинностадийные. У кратко-стадийных, скороспелых растений, каждая стадия продолжается 6-10 суток (шпинат, редис, салат), а у длинностадийных — 100-120 суток (капуста, петрушка, морковь, сельдерей, брюква).

Продолжительность прохождения стадийных изменений у растений бывает различная. У короткостадийных изменения происходят за 6–10 (салат, редис, шпинат), у длинно-стадийных — за 120 и более суток (морковь, петрушка, сельдерей, поздние сорта капусты, брюква и др.). К средне-стадийным растениям относят столовую свеклу, репчатый лук, репу, редьку и др.

Продолжительность вегетационного периода, сроки наступления цветения и плодоношения у однолетних, двулетних и многолетних растений зависят от скорости прохождения ими отдельных периодов роста и развития. Изменяя почвенно-климатические условия и способы культуры, можно удлинять или укорачивать жизнь растений.

Влиянием продолжительности температурной и световой стадий объясняется образование цветоносных стеблей (стеблевания) у двулетних растений в первый год их выращивания, а также задержка появления цветоносов при семеноводстве двулетних овощных растений после высадки маточных растений в поле.

Понимание биологической сущности процессов, протекающих в растениях, позволяет овощеводу управлять ростом и развитием растений.

Рост и развитие проходят одновременно, но с различной скоростью. Соотношение между ростом и развитием овощных растений проявляется по-разному, возможны четыре варианта развития событий:

  1. Быстрый рост и быстрое развитие. Наблюдаются у овощных растений из группы плодовых, растения быстро развивают вегетативную массу и переходят к плодоношению.
  2. Быстрый рост и медленное развитие. Желательно при выращивании продуктового органа вегетативного характера: корнеплод, луковица, стеблеплод.
  3. Медленный рост и быстрое развитие. Наблюдаются при неблагоприятных условиях, например при засухе. Растения, не сформировав продуктового органа, переходят к стеблеванию.
  4. Медленный рост и медленное развитие. Такие условия создают при консервации рассады, когда ее содержат в теплицах до наступления более благоприятных условий освещения при пониженной температуре и ограниченном водоснабжении.
  • Проволочник: народные способы борьбы и профилактики
  • Лоба — сладкая китайская редька: выращивание и уход

Значение воды

Двуокись водорода является самым важным веществом в жизни не только растений, но и всех живых существ на планете. Известно, что жизнь на Земле стала возможна благодаря наличию жидкой воды. Поэтому переоценить ее значение сложно. Универсальный растворитель, в котором протекают все биохимические реакции живого организма, она является неотъемлемой структурной частью, компонентом каждой клетки.

Значение воды для жизни растений не менее важно, чем солнечного света. Ведь вода создает тургорное давление на клеточные стенки, именно в ней осуществляется транспорт всех соединений, она — среда для химических реакций

Одним словом, для растений вода — источник жизненных сил.

Не все представители флоры одинаково относятся к воде и ее количеству. Так, можно выделить три основные экологические группы растений по отношению к оксиду водорода.

  1. Ксерофиты — обитатели самых засушливых районов, которые сумели адаптироваться к недостатку влаги. Примеры: пустынные и полупустынные растения, обитатели морских побережий. Эшшольция, кактусы, пырей, песколюб, бриофиллум, верблюжья колючка и так далее.
  2. Мезофиты — обитатели мест с умеренным содержанием воды. Это растения луга, лесные обитатели. Нормально относятся к увлажненной почве, но не переносят излишнюю влагу или засуху. Тимофеевка, ромашка, васильки, кровохлебка, любка, сирень, лещина, клевер, медуница, золотарник, все листопадные деревья и кустарники.
  3. Гидрофиты. Такие растения лучше всего чувствуют себя, когда находятся частично в воде (пресной, соленой) или полностью в нее погружены. Примеры: водоросли, водные лютики, роголистники, кувшинки, поседонии, рдесты, альтемии, наяды и другие.

Итак, какие условия необходимы для жизни растений? Вода входит в их перечень.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: