Гомер «одиссея», краткий анализ

Введение

Эта страница посвящена древнегреческому мифологическому царю Одиссею. Для просмотра других значений этого имени, обратитесь к статье Одиссей (значения).

Одиссей (греч. Όδυσσεύς, лат. Ulysses, Улисс), в древнегреческой мифологии царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда его прозвище «хитроумный»).

Имя ‘Одиссей’, вероятно, происходит от греческого — ‘oδύσσομαι’ (‘быть прогневанным’, ‘сердиться’) и, т.о., означает ‘Тот, кто гневается’ или ‘Тот, кто ненавидит’.

Приключения Одиссея и его возвращение к верной жене Пенелопе нашли отражение в ряде произведений литературы (у Гомера, Софокла, Еврипида и др.) и искусства (рисунки на античных вазах, фрески в Помпеях и др.).

Образ Одиссея отражает эпоху, когда ахеяне начали путешествовать по морю, корабли уходили в долгое плавание и люди теряли связь с родными. История, подобная истории Одиссея, есть и в кельтской литературе.

Позднее имя Одиссея стало нарицательными и словом «одиссея» стало обозначаться любое долгое странствие (книга «Одиссея Капитана Блада», фильм «Космическая Одиссея»).

Изображался бородатым мужчиной в овальной шапочке греческих моряков.

Композиция и конфликт

Две поэмы «Илиада» и «Одиссея» имеют различия в своём построении, так в «Одиссее» происходит усложнение композиции. Хронология событий отличается непоследовательностью (произведение начинается с середины истории), встречаются различного рода отступления. Такой литературный метод носит название ретроспекция. Объём произведения составляет 12 110 стихов, и эта поэма несколько меньше «Илиады».

Также здесь представлены три сюжетные линии:

  1. Олимпийский пантеон
  2. Возвращение Одиссея
  3. Жизнь на Итаке

Что касается конфликта, то он присутствует на протяжении всей поэмы. Основной причиной такого положения дел является полоса препятствий и трудностей, которых автор постоянно сталкивает с главным героем. Одиссей — не только азартный воин, но и увлечённый путешественник, за что расплачивается нескончаемыми проблемами, опасностями и искушениями. Ему приходится многое отдать, чтобы вернуться в свой дом, в том числе время (само возвращение на родину занимает 10 лет), а также силы.

Конфликты в поэме можно классифицировать по трём признакам:

  1. Одиссей в сражении с самим собой: здесь можно привести пример, как главный герой просит свою команду пристегнуть его к мачте. С одной стороны, он хочет остаться в живых, с другой – Одиссей имеет непреодолимое желание услышать песню мифического существа – Сирены.
  2. Одиссей в борьбе с природой: примером такого рода конфликта будет служить сражение с мифическим водоворотом Харибда, который находится напротив логова чудовища Сциллы.
  3. Одиссей в борьбе с обществом: по возвращению домой, главный герой узнаёт, что за долгие годы странствий к его жене Пенелопе приходили свататься сотни женихов. И он убивает их, а потом еще решает возникшие вопросы с их родней.

Все конфликты в поэме имеют разные начала, своеобразную борьбу и последствия.

Помощь бога ветров Эола

После очередного шторма, разразившегося в море, корабли Одиссея снова сбились с курса. Теперь уже они оказались на острове повелителя ветров, бога Эола. Тот оказался гостеприимным хозяином и, выслушав сетования греков, передал Одиссею мешок, в который были запрятаны все ветры, кроме одного – тёплого западного Зефира.

Эол строго приказал: мешок до прибытия на Итаку не развязывать, а Зефир быстро доставит корабли к нужным берегам. Но, когда Одиссей спал, его товарищи решили раскрыть заветный мешок, с которым не расставался их капитан. Греки думали, что в нём их капитан прячет богатства и подношения от старика Эола. Однако вместо драгоценностей наружу из мешка вырвались буйные ветры, закружившие над морем.

По своей глупости команда Одиссея сама оказалась в центре разъярённых ветров, устроивших бурю. По иронии судьбы корабли вновь отбросили к берегам земель Эола, однако тот отказался помогать Одиссею во второй раз. Прибыв в страну лестригонов, итакийцы оказались в руках великанов-людоедов. Те забросали флотилию камнями, причём уцелеть смог только один корабль – тот, на котором был Одиссей.

Мануэль де Саманиего «‎Юнона приказывает Эолу выпустить ветры»‎, около 1800 г.

О поэме Гомера «Одиссея»

Жанр «Одиссеи» – эпос. Произведение является второй из двух эпических поэм (первая часть – «Илиада»), и считается вторым существующим произведением западной литературы.

Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.

Существуют версии, что это произведение было написано кем-то из учеников Гомера и возникло на основании поэтических легенд разных периодов: от микенской эпохи до VII века до н. э. Но вероятно, этот литературный шедевр написал Гомер ближе к концу 8-го века до н. э., примерно в 725 году до н. э.

Так же как и «Илиада», поэма была явно составлена в устной форме и, вероятно, предназначалась скорее для пения в сопровождении простого струнного инструмента, чем для чтения. Эпос написан на гомеровском греческом языке (архаичная версия ионического греческого языка, с примесями некоторых других диалектов, таких как эолийский).

Композиция: эпос содержит 12 110 строк стиха, разделенного на 24 книги.

Стих посвящен греческому герою Одиссею (или Улиссу, как называют его римские мифы) и его долгому путешествию домой на Итаку после победы над Троей.

Поединок между Гесиодом и Гомером

Что еще можно рассказать о таком великом поэте, как Гомер? Биография для детей обычно опускает этот момент, однако существует предание о поэтическом поединке, состоявшемся между Гесиодом и Гомером. Оно было описано в сочинении, созданном не позднее 3 в. до н. э. (а некоторые исследователи считают, что значительно раньше). Называется оно «Состязание Гомера и Гесиода». В нем рассказывается о том, что поэты будто бы встретились на играх в честь Амфидема, проводившихся на о. Эвбее. Здесь они читали свои лучшие стихи. Судьей на состязании был царь Панед. Победа была присуждена Гесиоду, поскольку тот призывал к миру и земледелию, а не к побоищам и войне. Однако именно на стороне Гомера были симпатии аудитории.

Анализ поэмы Гомера Одиссея

«Одиссея» повествует о странствиях Одиссея. После завершения Троянской войны он хотел вернуться на свой остров Итака. Путь был тернист. Он побывал во владениях волшебницы Кирки, которая всех кроме Одиссея превратила в свиней. Он спасся от страшного циклопа и перехитрил сирен. Все испытания были преодолены Одиссеем благодаря его смекалке и уму. Он наконец-то вернулся на свой остров, к своей жене Пенелопе, которая ждала его двадцать лет.

Сейчас общепринятым мнением об истории создания поэмы является то, что она была создана как предмет устного народного творчества и существовала в виде отдельных песен, а Гомер всего лишь объединил народные песни в одно произведение Оно было создано с целью прославления подвигов Одиссея.

Главный герой поэмы — Одиссей. В нем героические черты комбинируются с другими душевными качествами. Прежде всего это ум, смекалка, расчетливость. Одиссей смелый, сильный. Это в каком-то роде универсальный человек. Он успешен и в гимнастике, и в охоте, и в мореходстве. Одиссей очень хочет вернуться домой, сопереживает друзьям, борется за свое Отечество, однако вместе с этим он не лишен эгоизма. На пиру он выбирает себе лучший кусок, ждет подарков от циклопа, лжет. Это нисколько не принижает его. Одиссей по-прежнему герой. Жена Одиссея, Пенелопа, верно ждет его на острове. Она грустит и скучает по мужу.

В основу произведения легли мифы об Одиссее. Одним из них является встреча Одиссея с циклопом Полифемом. Одиссей с войском оказался в его пещере. В тот день он съел двоих солдат, а на второй день — еще четверых. Тогда Одиссей решил напоить его вином, а когда циклоп заснет, то нужно заколоть его единственный глаз. Одиссей так и сделал и спасся от Полифема. Затем корабль с Одиссеем оказался на острове Кирки. Злая волшебница всех превратила в свиней, кроме Одиссея, у которого был оберег — цветок моли, переданный ему Еврилохом. Он приказал волшебнице вернуть свиньям человеческий облик. Также встречаются и другие мифические сюжеты — сирены, Калипсо.

Главной идеей «Одиссеи» является мысль о человеке, решившим, что он является венцом творения природы. Одиссей прогневал Богов, убив циклопа — сына Посейдона. За это Бог наказал его долгим странствием по миру для того, чтобы он осознал свою вину. Гомер хочет также донести до читателя, что все в этом мире уже предопределено и человек не может повлиять на свою судьбу, как это было принято в Древней Греции.

Кроме темы судьбы и героических подвигов, в поэме находит воплощение тема любви и супружеской верности. Пенелопа ждала возвращения своего мужа, а Одиссей не был готов пробыть на острове Калипсо с ней в роли любовницы. Также здесь говорится о чести и бесчестии.

Поэма «Одиссея» раскрывает не только такие исторические проблемы как кризис власти в Итаке, но и более личные аспекты как гордыня Одиссея. Вмешательство богов в жизнь людей показано с отрицательной точки зрения. Божества, вмешиваясь в земную жизнь, лишали людей уверенности в себе, заставляли их быть фаталистами.

Поэма представляет собой 24 последовательных песни, разделение на которые появилось лишь в III веке до нашей эры в Александрии. До этого текст представлял собой 12 110 стиха, написанных шестистопным дактилем, принятым для всей античной поэзии. Язык произведения не похож ни на один из древнегреческих диалектов. Особенностью композиции является преданность автора мифическим сюжетам. В поэме лирическое (стихотворный текст и особенности языка: эпитеты, метафоры) сливается с эпическим (наличие логичного сюжета, героев), таким образом получается совсем новый жанр — лиро-эпический.

Остров циклопов

Через некоторое время, заблудившись ночью в тумане, Одиссей был вынужден причалить к острову, где в глубоких пещерах жили одноглазые великаны-циклопы. Они разводили овец и пасли свои стада в горах. Несмотря на мирное занятие, циклопы были кровожадными людоедами.

Одиссей и его товарищи зашли в одну из пещер. Хозяина не было дома. Путешественники нашли большой запас сыров и ведра с простоквашей. Пещера принадлежала циклопу Полифему, сыну морского бога Посейдона. Вернувшись с пастбища и загнав в пещеру свое стадо, Полифем обнаружил непрошенных гостей. Циклоп схватил двоих товарищей Одиссея и съел их. Затем, завалив вход в пещеру огромным камнем, улегся спать. На другой день Полифем, как обычно, отправился пасти свои стада, а пленников оставил в пещере, не забыв закрыть вход.

Вечером, когда Полифем вернулся в пещеру, Одиссей предложил ему выпить вина, мех с которым захватил с корабля. Циклопы не знали виноделия, и незнакомый напиток так понравился Полифему, что он осведомился об имени Одиссея, пообещав, что сожрет его в последнюю очередь. Одиссей сказал, что его зовут Никто, и поблагодарил за обещанную милость. Вскоре великан опьянел и заснул.

Тогда Одиссей взял острый кол и пронзил им единственный глаз людоеда. На отчаянный вопль Полифема сбежались другие циклопы и стали спрашивать, кто причинил ему обиду, заставляющую так страшно кричать. Полифем ответил: «Никто!» Великаны, пожав плечами, отправились спать.

Встреча с циклопом

Когда голодные и уставшие греки, продолжая путь, заметили на горизонте землю, где паслись огромные стада коз и овец, их счастью не было предела. Несомненно, здесь можно было утолить жажду и вдоволь наестся. А для местного правителя в обмен на угощения у них был припасён свой дар – превосходное греческое вино.

Однако на этом острове команду Одиссея ожидали новые опасности. Как выяснилось, земля эта принадлежала циклопам – огромным одноглазым чудовищам. Не зная о том, в чью пещеру зашли, греки остались в жилище самого жуткого из великанов – Полифема. Когда он увидел людей, оказавшихся в его обители, циклоп заслонил вход в пещеру огромным камнем и принялся неспешно расправляться с греками, пожирая их.

Видя кошмарную смерть товарищей, Одиссей и другие оставшиеся в живых пытались скорее понять, как им выбраться из пещеры – иначе Полифем попросту перебьёт всех. Выход, как всегда, нашёл Одиссей. Дождавшись, когда циклоп уснёт после выпитого вина, греки схватили огромный острый кол, лежавший на полу жилища. Им они выкололи единственный глаз Полифема.

Константин Хансен «Одиссей в пещере Полифема», 1835Местонахождение: частная коллекция

Тот, взревев от боли, бросился на противников, но слепота мешала ему понять, где находятся люди. Утром, когда циклоп стал выводить к пастбищу своих овец, он касался рукой спины каждого животного, понимая, что греки могут убежать из заточения. Одиссей снова пошёл на хитрость. Каждому из своих товарищей он приказал связать двух баранов, под которыми и прошли люди. Одиссей покинул пещеру таким же образом.

Услышав, как корабли греков отплывают от острова, Полифем понял, что его обманули. Тогда он взмолился Посейдону, чтобы тот устроил Одиссею опаснейшие и сложнейшие испытания, не позволяющие герою возвратиться домой. Бог услышал молитвы циклопа.

Якоб Йорданс «Одиссей в пещере Полифема», около 1635 г. Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Образ Одиссея

Одиссей — это наиболее яркая фигура ионийской ступени эпоса. Царь Итаки является носителем неустанной энергии, практической разумности, способности ориентироваться в непростых жизненных обстоятельствах, умения убедительно и красноречиво говорить, обходиться с людьми. В его изображении, по сравнению с героями других мифов, более ранних (например, таких, как Аякс Теламонид, Диомед или Ахилл), заметна явная новизна. Одиссей побеждает не только лишь оружием, но также и умом и словом. Он отправляется к лагерю троянцев вместе с Диомедом. Однако, приводя соблазненных Терситом воинов к покорности, он не только бьет Терсита и выставляет его на посмешище, но и произносит пламенную, вдохновенную речь, которой возбуждает боевой пыл войск. Одиссей еще более соответствует героике гомеровской «Илиады» тогда, когда отправляется к Ахиллу одним из послов или же во время выступления в совете. Здесь он произносит слова, с которыми не в силах состязаться ни один смертный. Вот какого героя прославил в своем произведении Гомер.

Одиссей «велик душой и сердцем», «славен копьем». Только Филоктет превосходил его в стрельбе из лука. Это отмечает Гомер. Одиссей в его изображении «безупречен». Тем не менее сам герой признается Алкиною в том, что среди людей он славится своими хитрыми измышлениями. Афина подтверждает, что в коварстве и хитрости с ним трудно соревноваться даже богу. Таков Одиссей. Мифология Древней Греции знакомит нас с множеством историй, связанных с ним. Расскажем вкратце о самых известных.

Основная идея поэмы

Главная идея произведения заключается в том, что человек не может сам выбирать себе судьбу, поэтому Гомер, сделав Улисса в целом положительным героем, наказывает его за лучшие стороны его натуры. Перед древнегреческими богами равны все: и герои, и те, кто никогда не поднимал меча. Ответить придется за все причиненные страдания. Только боги решают, какова будет цена расплаты.

Странствия Улисса были и остаются ценнейшим памятником древней литературы. Поэма Гомера позволяет заглянуть в прошлое и самому почувствовать себя одним из тех, кто, сопровождая Одиссея, впервые видит новые земли.

Проблематика

  • Так как в поэме рассказывается о десятилетних странствиях главного героя, его бесчисленных подвигах, смелых поступках и, наконец, удачном возвращении домой, то на первом месте в произведении стоит сказочно — приключенческая проблематика: произвол богов, гордыня Одиссея, кризис власти в Итаке и т.д.
  • Прошло десять лет, после того как царь отплыл из Итаки в Трою, все участники сражения вернулись домой и лишь только один он все никак не приезжает. Он становится заложником морской пучины. Его проблема в том, что он теряет веру в свои силы и постигает отчаяние. Но как бы ни было оно глубоко, герой все равно идет к своей цели, и тернии на его пути лишь разжигают в нем азарт. Подвиги и приключения, которые описаны в поэме, занимают большую часть повествования и являются ее стержневой основой.
  • Проблема божественного вмешательства в судьбы людей тоже остро стоит в произведении. Они управляют людьми, как марионетками, лишая их уверенности в себе. Конфликты между собой обитатели Олимпа тоже решают посредством человека, поэтому иногда он оказывается заложником ситуации, виной которой вовсе не он.

Главные герои «Одиссеи»

Одиссей, один из главных героев Троянской войны, был, по преданию, внуком Гермеса. Иногда считают, что именно от этого бога он унаследовал столь присущие ему хитрость и острый ум, хотя непонятно почему, ибо Гермес, как его описывают мифы, ни тем, ни другим особо не отличался. Как уже отмечалось, мифология эллинов была склонна к созданию генеалогий, которые искусственно связывали героев родственными узами с тем или иным богом. Тем не менее, Одиссей не претендовал на родство с богами, был скромным правителем небольшого острова Итака, где, похоже, он был даже не единственным властителем.

Как и многие другие вожди греков-ахейцев, Одиссей стал активным участником Троянской войны и благодаря своим способностям быстро вошел в плеяду самых известных стратегов греческого воинства. Во многих конкретных ситуациях, описанных в «Илиаде», Одиссей проявлял свою мудрость и улаживал разного рода конфликты. Его умением убеждать и строить хитроумные планы восхищалась, если верить поэме, сочувствовавшая и помогавшая грекам богиня Афина. В свое время, еще до войны, Одиссей был в числе женихов, домогавшихся руки Елены, но вскоре он предпочел ее кузину Пенелопу. Отправляясь на войну с дюжиной своих кораблей (всего со стороны греков, если верить «Илиаде», их насчитывалось около тысячи), Одиссей сумел обнаружить на одном из островов спрятанного там матерью Ахилла и взять его с собой. Вместе с Менелаем до начала войны он пытался уладить дело миром. В разгар войны ему удалось тайно проникнуть в осажденный город и похитить из храма Афины ее скульптурное изображение, палладий, обладание которым, согласно одному из пророчеств, было условием победы греков. Заслуги Одиссея в войне бесспорны, даже не упоминая о выдумке с троянским конем, благодаря которой была одержана победа.

После войны Одиссей спокойно отправился домой, рассчитывая под покровительством неравнодушной к нему Афины на быстрое возвращение. Однако путешествие заняло десять лет и оказалось насыщенным разного рода приключениями, описаниям которых и была посвящена поэма «Одиссея». В ней собраны многочисленные мифологические сюжеты, вошедшие в обиход и хорошо известные многим почитателям древности. Остановимся на важнейших из них.

Тематика

  1. Гомер отразил в своем героическом послании множество тем. Главной темой произведения является авантюрное путешествие, полное приключений — возвращение царя Итаки с троянского сражения. Красочные рассказы Одиссея полностью погружают читателя в атмосферу книги.
  2. Истории о его прибытии на остров Калипсо, о том, как он проплывал между Сциллой и Харибдой, Сирены и другие рассказы владыки Итаки пропитаны темой любви. Герой искренне любит свою семью и не соглашается сменить ее на райский остров с богиней в роли любовницы.
  3. Также сила чувства выражена в образе Пенелопы. С помощью него автор раскрывает тему супружеской верности. Она хитрила изо всех сил, чтобы не доставаться другому. Женщина верила в его возвращение, даже когда не верил никто.
  4. Тема судьбы проявляется в каждом эпизоде произведения. Гомер показывает бунт личности против предназначения, против богов, склоняясь к мысли, что он бесполезен и преступен. Фатум предугадывает даже эти движения души, все они уже рассчитаны и выведены мойрами в виде нити жизни.
  5. Честь и бесчестье – тоже тема для размышления поэта. Телемах считает долгом найти отца и восстановить былое величие дома. Пенелопа думает, что нравственное падение – это измена мужу. Одиссей полагает, что бесчестно было бы сдаться и не пытаться возвратиться на родину.

Герои поэмы

В «Одиссеи» много героев: это и боги, и мифологические существа, и люди.


(Афина- богиня мудрости)

Например, среди покровителей Одиссея выделяется богиня мудрости Афина.

Антагонистом и гонителем главного героя выступает Посейдон, бог морей. На протяжении своих странствий греческий царь общается с Гермесом, попадает в плен к Цирцее, поддается на чары нимфы Калипсо, спускается в царство мертвых к Аиду.


(Одиссей)

Сам образ Одиссея выписан максимально подробно. В поэме он предстает как настоящий герой, который совершает подвиги. При этом главные его достижения видны не на поле битвы, а среди искушений – волшебников и сказочных врагов. Он часто бывает изворотливым и хитрым, и эти качества ему нужны не меньше, чем честность или порядочность.


(Одиссей и Пенелопа)

Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.

В «Одиссеи» перемешаны реальность и вымысел. Очень часто мифология вмешивается в реальность. При этом поэма максимально реалистична, там даже присутствуют социальные эпизоды – например, когда Одиссей выступает как хозяин, который заботится о том, что ему принадлежит. На первый план в поэме выходят конфликты между частным и общественным, желанием и долгом.

5. Образ в искусстве

5.1. Одиссей в литературе

  • Действующее лицо трагедий Эсхила «Суд об оружии» (фр.174-177 Радт), «Вызыватели душ (Психагоги)» (фр.273-275 Радт), «Пенелопа» (фр.187 Радт), «Собиратели костей» (фр.179-180 Радт), сатировской драмы «Кирка» (фр.309-311 Радт);
    • трагедий Софокла «Одиссей безумствующий» (фр.462 Радт), «Ифигения» (фр.305-308 Радт), «Эант», «Филоктет», «Лаконянки» (фр.367-368 Радт, похищение Палладия), «Навсикая» (фр.439-440 Радт), «Феаки» (фр.675 Радт), «Омовение» (фр.451а Радт), «Одиссей, пораженный шипом» (фр.453-461 Радт), его сатировской драмы «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт),
    • трагедии Еврипида «Гекаба», сатировской драмы Еврипида «Киклоп», трагедии Псевдо-Еврипида «Рес»,
    • трагедий неизвестного автора «Одиссей — ложный вестник» и «Итакийцы», трагедий Херемона и Аполлодора Тарсского «Одиссей», комедии Эпихарма «Одиссей, потерпевший кораблекрушение»,
    • трагедии Пакувия «Омовение», трагедии Сенеки «Троянки».
  • Порфирий. Неоплатонический трактат «О пещере нимф».
  • Данте. «Божественная комедия», «Ад», песнь XXVI. (1308—1321 гг.)
  • Ганс Сакс. «Странствие Улисса».
  • Дольче Л. «Улисс».
  • Лопе де Вега. «Цирцея».
  • Кальдерон. «Величайшее колдовство, любовь»
  • Шекспир. «Троил и Крессида». (Ок. 1602)
  • Корнель. «Цирцея».
  • Фенелон, Франсуа. «Приключения Телемаха, сына Одиссея» (Телемахида). (1699).
  • Бодмер И. Я. «Улисс».
  • Пиндемонте. «Улисс».
  • Альфред Теннисон. Поэма «Улисс».
  • Княжнин. «Цирцея и Улисс».
  • Ф. Понсар. «Улисс».
  • Лион Фейхтвангер. «Одиссей и свиньи, или О неудобстве цивилизации»
  • Выспяньский С. «Возвращение Одиссея».
  • Гауптман Г. «Лук Одиссея».
  • Образ Одиссея (Улисса) использует Джеймс Джойс в романе «Улисс».
  • Николас Казандзакис. Поэма «Одиссея» (1938).
  • Ж. Жироду. «Эльпенор».
  • Генри Райдер Хаггард. «Скиталец». Один из героев романа — Одиссей, вечный Скиталец, которого судьба заносит в Египет.
  • Иосиф Бродский. Стихотворение «Одиссей Телемаку» от лица Одиссея (1972).
  • Эйвинд Юнсон. «Прибой и берега».
  • Терри Пратчетт. Образ Виндриссея («Эрик») — переосмысление в ироническом ключе образа Одиссея.
  • А. Валентинов. «Диомед, сын Тидея»
  • Э. Геворкян. «Тёмная гора»
  • Л. Малерба. «Итака навсегда»
  • Генри Лайон Олди. «Одиссей, сын Лаэрта» (2000).
  • Дэн Симмонс. Фантастические романы «Илион» и «Олимп»
  • Ежи Анджеевский. «Никто» (1981)
  • Владимир Березин. «Путевые знаки» (2009)

5.2. Одиссей в изобразительном искусстве

В.Серов. Одиссей и Навсикая

  • Был изображен на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия Трои; на второй части картины изображено его сошествие в Аид .
  • Эсквилинские фрески, I в. до н. э. «Странствия Одиссея».
  • фрески Ф. Приматиччо.
  • фрески Н. дель Аббате в Фонтенбло
  • фрески А. Аллори во Флоренции
  • фрески П. Тибальди в Болонье
  • фрески Гверчино в Ченто
  • Йорданс, Якоб. «Одиссей в пещере Полифема», 1630-е.
  • Рубенс. «Улисс высаживается на земли феаков».
  • Сальватор Роза. «Одиссей и Навсикая».
  • Клод Лоррен. «Улисс на острове феаков», «Улисс возвращает Хрисеиду отцу», 1648.
  • Тернер У. «Улисс и Полифем».
  • Уортерхаус Дж. «Улисс и Цирцея», «Улисс и сирены».
  • Бёклин, Арнольд. «Одиссей и Калипсо», 1882.
  • Серов, Валентин. «Одиссей и Навсикая», 1910

5.3. Одиссей в кинематографе

  • «Улисс» фильм (1955). В гл. роли — Кёрк Дуглас.
  • «Странствия Одиссея» телериал (1968/1969). В гл. роли Беким Фехмью.
  • «Одиссея» — фильм Андрона Кончаловского (1997). В гл. роли — Арманд Ассанте, известный больше по ролям гангстеров.
  • «Троя» — фильм 2004 г., с Брэдом Питтом в главной роли. Одиссей — эпизодический персонаж, сыгранный Шоном Бином.
  • «О, где же ты, брат?» — фильм братьев Коэнов (2000). Сценарий — переработка «Одиссеи» (награда Оскар в номинации «Лучшая адаптация литературного произведения»), время действия — Великая американская депрессия. В роли Улисса Эверетта МакГилла — Джордж Клуни
  • Одиссей: Путешествие в подземный мир — фильм Терри Инграма (2008).

5.4. Одиссей в музыке

  • Монтеверди. Опера «Возвращение Улисса» (Il Ritorno d’Ulisse in Patria).
  • К. Монтеверди. Опера «Делиа и Улисс». Совместно с Ф.Манели. 1630. (музыка и либретто утеряны)
  • Ж. Ф. Ребель. Опера «Улисс». 1703.
  • Р. Кайзер. Опера «Улисс». 1722
  • К. Шимановский. Цикл «Метопы»: три этапа возвращения Одиссея (остров Сирен, остров Калипсо и остров феаков). 1915.
  • Н. Скалкотас. Увертюра для оркестра «Возвращение Одиссея». 1945 г.
  • Н. А. Бентсон. Опера «Улисс».
  • Э. Энглунд. Балет «Одиссей». 1959.
  • А. Логотетис. Балет «Одиссей». 1963 г.
  • Т. Андониу. Эпилог для солиста, чтеца и камерного ансамбля. 1963.
  • Е. К. Голубев. Балет «Одиссей». 1965.
  • Л. Даллапиккола. Опера «Улисс». 1968.
  • К. В. Молчанов. Мюзикл «Одиссей, Пенелопа и другие». 1970.
  • А. Хованесс. Симфония № 25 «Одиссей» (Symphony No.25 («Odysseus»), Op. 275). 1973.

Одиссей и Кирка

После долгих странствований Одиссей (мифология это подтверждает) пристает к берегам о. Эя, на котором правит дочь Солнца — волшебница Кирка (Цирцея). Хозяйка острова превращает спутников героя в свиней. Его самого от этой участи спасает чудодейственный корень, который дал ему Гермес.

Одиссей заставляет волшебницу вернуть его товарищам человеческий облик, и все вместе они проводят на острове целый год.

Когда Одиссей с товарищами уже собирался в дорогу, Кирка сказала, что боги велят ему отправляться на край света, ко входу в мрачное царство Аида. Там он должен вызвать душу слепого прорицателя из Фив Тиресия и узнать у него о том, что делать дальше.

Мифы и поэмы Гомера

Из века в век древнегреческие мифы рассказывали о происхождении и устройстве мира, деяниях героев и олимпийских богов. Чудесный мир мифологии завораживал и пугал, объяснял и предписывал; в нём отражались система ценностей Древней Греции и связь времен. Эллинские мифы оказали огромное влияние на формирование европейской и мировой культуры, а имена многих героев, богов и чудовищ стали именами нарицательными, символами каких-либо качеств и свойств. Например, химера — символ чего-то несуществующего, способного порождать опасные иллюзии, заблуждения.

С развитием социальных, экономических и других общественных отношений мифологическое сознание стало разрушаться, и своеобразным мостиком между фольклором и литературой послужили поэмы легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Героический эпос Гомера — это пик развития эллинской мифологии, но в то же время её художественное осмысление. Кроме того, как доказали археологические раскопки Генриха Шлимана, гомеровские поэмы в какой-то степени отражают реальность XI-IX веков до н.э. и могут служить историческим источником. Гомер — первый древнегреческий поэт, был, по преданию, слеп и жил в VIII веке до н.э. Впрочем, никаких достоверных сведений, подтверждающих факт его существования, пока нет. Но есть замечательные эпические поэмы, воссоздающие великолепный мир древнегреческой мифологии и, вместе с тем, оказавшие огромное влияние на развитие всей европейской культуры.

Сквозной персонаж обеих поэм Гомера — Одиссей, царь Итаки, участник Троянской войны.

Если в «Илиаде» он один из второстепенных (хотя и ключевых) действующих лиц осады Трои, то в «Одиссее» — главный герой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: