Примечания
- древнее Софии только аланские храмы Х в., сохранившиеся в пос. Нижний Архыз Карачаево-Черкессии
- Новгородская София — антирелигиозный музей\С. М. Смирнов. Воспоминания о времени моей работы в Новгородском музее\\Новгородский исторический сборник, вып. 6(16), СПб., 1997 г. — annals.xlegio.ru/rus/novgorod/smirnov.htm#_Toc186906121
- Г. М. Штендер. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., «Наука», 1977, с. 30-54
- Архитектура Софии — sofia.home.nov.ru/aryitektura.htm
- Пономарёв В. В. Судьбы монументальных памятников Великого Новгорода. Великий Новгород, 2006. С. 309
- Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 212. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0
Интересные факты о Софийском соборе
Геометрия собора:
- длина и ширина без галерей – 27×24,8 м;
- с галереями – 34,5×39,3 м;
- толщина культурного слоя, сформировавшегося за века, – 2 м;
- первоначальная высота – 38 м;
- толщина внешних стен – 1,2 м.
Чтобы усилить звук церковных песнопений, в стены собора вмонтированы глиняные горшки. Они называются голосниками. В годы СССР акустика храма считалась самой лучшей в Новгороде. Поэтому в помещении часто проводились концерты.
Остатки старого сгоревшего собора, который стоял на месте Софии, до сих пор не нашли. Одни ученые считают его вымыслом летописца, но другие уверены в его существовании и считают, что для выдумки собор описан очень детально.
В Софии сохранили древний престол. Возможно, он стоял в первой деревянной церкви. Над ним построили новый престол, по форме напоминающий первый.
Новгородское вече собиралось под стенами Софийского собора.
Звон колоколов Софии увековечил композитор Сергей Рахманинов в сюите для двух фортепиано «Слезы».
Иконостас собора рос постепенно. В XI веке появился первый ярус, на котором разместились 4 иконы, из которых сохранилась только одна – апостолов Петра и Павла. Второй ряд появился в XV веке. Сегодня у иконостаса 5 ярусов.
Икона святого Дмитрия Солунского отреставрирована частично. Реставраторы оставили в ней осколок снаряда, оставшегося после бомбардировки собора, как напоминание о войне.
На иконе «Знамение» видны следы выпущенных по ней стрел.
Софийский собор в Новгороде
Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена», очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев – Микулы и Радко.
Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.
Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг — Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.
Где он находится
Святая София – символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.
Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса — это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.
Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом
Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение
История создания
Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.
Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.
На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.
В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.
20 век и современность
Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).
В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.
Архитектура и убранство
Главный собор Новгорода построен в то время, когда четкого разделения христианства на православие и католичество еще не случилось. Поэтому в его архитектуре встречаются черты, характерные для западных и восточных соборов. Это дает почву сторонникам альтернативной истории поговорить о времени создания сооружения и его авторах.
Официальная версия гласит, что София Новгородская построена по подобию Софии Киевской, а та по подобию Софии Константинопольской. Главный архитектурный элемент константинопольского храма – центральный купол. Его диаметр – около 30 м. Купол опирается на аркаду из 40 арочных окон. По бокам барабан поддерживают четыре сферические конструкции. Внутри здание делится на тр прохода, разделенных колоннами, количеством 104. Мозаики на стенах каждого из проходов объединены общей темой.
София Новгородская – квадратное здание, как храм в Константинополе, но более компактное. Ее венчают пять куполов с одним центральным. Пять куполов означают Иисуса Христа и апостолов. У них меньший размер, чем у константинопольского купола, меньшее количество окон в поддерживающей конструкции – от 4 до 6. Строгие белые стены, узкие окна, закрытые галереи также отличают новгородский собор, приспосабливая его под климатические условия региона.
В Константинополе для строительства использовали камень и мрамор. Материалу определили символическую роль. Он представлял все части Византийской империи. Новгородцы подошли к строительному материалу проще и использовали то, что «под рукой»: местный известняк, ракушняк и полевой шпат. Блоки скрепляли толченым кирпичным раствором.
На внешних стенах разместили узкие окна, что делает Софию похожей на соборы Западной Европы. Современникам здание казалось монументальным и величественным. Если сравнивать с низкими домами горожан, то их легко понять. Нынешняя высота составляет 36 м, хотя в прошлом собор был выше. За тысячу лет его подножие покрылось культурными слоями, где ждут исследователей берестяные грамоты и другие свидетельства жизни новгородцев прошлых веков.
Вход в храм украшают 3 набора ворот. Они известны как Васильевские, Корсунские и Сигтунские (или Полоцкие, или Магдебургские). Васильевские ворота подарены собору архиепископом Василием Каликой. Иван IV перенес их в Москву. Это деревянные врата, выполненные в традиционной для русских мастеров технике огненного золочения.
Корсунские ворота расположены у входа в придел Рождества Богородицы. Считается, что их привез епископ Иоаким Корсунский.
Магдебургские расположены у западного входа. Предполагалось, что это будет главный вход в собор, но сейчас там главный северный вход. Открывают их только в дни великих праздников, когда литургию ведет сам епископ.
Магдебургские врата / Фото: Flickr.com
Внутренняя структура состоит из пяти нефов с закрытыми галереями. В северной и южной галереях разместили часовни. В западной установлена круглая башня с лестницей, ведущей на верхние уровни галерей, в том числе на хоровую.
Внутри Софийского храма долгое время не было не только фресок, но и отделки стен. Белить их начали через 100 лет после постройки. Украшать фресками – в XI и XII веках. Большинство фресок погибли в пожарах и от последовавших за ними внутренних ремонтов. Сохранилась фреска святых Константина и Елены, частично – пророки в центральном куполе и в алтаре. Больше всего в соборе сохранившихся росписей XIX века.
5 отзывов о Софийском соборе в Киеве
Софийский собор в Киеве
10.0
великолепно
4
-
Софийский собор, Киев Софийский собор находится в самом центре столицы, недалеко от Майдана Независимости и Михайловского собора. Это — одна из самых главных достопримечательностей Украины. Это то место, где приятно гулять и летом и зимой. Последние годы на Софийской площади прямо возле собора власти Киева устанавливают главную елку страны, проводят праздничные концерты и выступления.
В Новогодние праздники здесь собирается много киевлян и гостей города. И дети и взрослые катаются на специально установленных горках,
Читать отзыв целиком
15 февраля 2017Юлия Сагировабыл(а) здесь в январе 2017
-
10 великолепно
Древнейшая достопримечательность Киева Это была первая достопримечательность, которую я посетила в Киеве. Когда-то вход на территорию был бесплатный, но сейчас за деньги, хотя плата символическая – всего 3 гривны. За эти деньги можно погулять по дворику, посидеть спокойно, подумать. Атмосфера здесь самая благоприятная для этого, такая тишина и ни за что не скажешь, что рядом центр большого города. За дополнительную плату можно подняться на колокольню на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на всю Софийскую площадь и Михайловский
Читать отзыв целиком
15 апреля 2014ТТанябыл(а) здесь в сентябре 2012
-
10 великолепно
Собор под лучами солнца Софиевский собор — один из древних и исторических соборов Киева, строительство которого началось при князе Ярослеве Мудром во время Киевской Руси. Ранее это была Десятинная церковь. При реставрации собора его немного изменили: надстроили наружные галереи, достроились новые купола и побелили собор. Храм построен в византийской технике. Внутри собора можно увидеть графику, мозаику и фрески, выполненных византийскими мастерами.Можно увидеть следующие иконы из мозаики: Богоматерь Оранта, Благовещение,
Читать отзыв целиком
04 ноября 2013AAnnaexpertбыл(а) здесь в июне 2013
-
10 великолепно
Очень интересный исторический собор Один из старейших , исторических соборов города героя Киева . Софийский собор находится в центре Киева на Софийской площади , напротив Михайловськой площади , добраться можно пешком от метро Золотые Ворота минут 7 идти , или от метро Майдан Независимости минут 10 пешком . Рекомендую идти от метро Майдан Независимости , увидите Крещатик , фонтаны и еще много интересного . Сам по себе Софийский собор напоминает величественное сооружение , у него чувствуешь себя будто ты переместился в одиннадцатый
Читать отзыв целиком
01 ноября 2013EElinбыл(а) здесь в сентябре 2013
-
10 великолепно
Корона на голове Киева «Променадя» по Киеву, из центра выхожу на площадь Богдана Хмельницкого, одну из величественных улиц города. Особенность её в том, что она — из брусчатки, как автомобильная часть, так и пешеходная. На этой улице находится храм — один из монументов архитектуры древней Руси. Мы решили тоже пожаловать с собор с экскурсионной группой и узнать немного о нем. Богослужения в тот день не было, как мы узнали потом, оно проводится по расписанию.Софиевский собор в Киеве несет в себе часть истории,
Читать отзыв целиком
25 октября 2013AAnnaexpertбыл(а) здесь в июле 2013
Закрыть
Другие достопримечательности рядом
Поиск дешевых авиабилетов на Aviasales
Мы не продаем авиабилеты.
Мы находим лучшие. Бесплатно.
Киев
- Что посмотреть: первым делом — прогуляться по Крещатику и Андреевскому спуску, не забыв отведать борща и вареников в любом из многочисленных ресторанчиков. Затем побывать в Киево-Печерской лавре с ее 120 памятниками, в Софийском и Михайловском Златоверхом соборах, увидеть монумент Родина-Мать и полюбоваться на растреллиевскую Андреевскую церковь. Наконец, не забыть подняться на Владимирскую горку и перелистать страницы классики в «доме Турбиных».
- Вас также могут заинтересовать Египет, Турция, Болгария, Кипр, Россия.
Настоятели, ключари
- Гервасий (Линцевский) (? — 25 июня 1742)
- Иларион (1764 — 1766)
- Иосиф (1766 — 1767)
- Мелхиседек (1771 — 1774)
- …..
- Иоанн Леванда (1786 — 25 июня 1814)
- Димитрий Сигиревич (1814 — 11 января 1824)
- Стефан Семяновский (1824 — 1829)
- Каллистрат Соколовский (1829 — 9 марта 1849)
Тимофей Сухобрусов (упом. 1843 )
- Григорий Крамарев (5 августа 1863 — 12 июля 1868)
Николай Оглоблин (5 августа 1863 — 1877)
- Пётр Лебединцев (18 июля 1868 — 3 декабря 1896)
- Василий Каменский (июнь 1877 — 12 октября 1879)
- Василий Розов (2 сентября 1886 — 30 декабря 1890)
- Александр Браиловский
- Александр Браиловский
- Павел Преображенский (11 июля 1900 — 26 октября 1908)
3. Интерьер
Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.
Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.
На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на другом — Богоматери).
Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.
Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.
9 стр., 4186 слов
Сочинение успенский собор в москве
… 1515 годах Успенский собор был расписан полностью. Можно только представить себе, как выглядел тогда его интерьер. В свете солнечных лучей, проникавших сквозь высокие окна и барабаны куполов, мерцали … общерусское значение, как один из прекраснейших архитектурных памятников Москвы. Успенский собор строился не только как главный храм на Руси, но и как главное общественное здание государства. …
Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь, вероятно, были изображены князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери. Возможно, непосредственно перед Христом были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга.
Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.
5. Крест главного купола и легенда о голубе
Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
5 июля 1942 года во время массированного артобстрела советскими войсками было почти полностью уничтожено изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, во многих местах были пробиты своды и стены. По свидетельству В. С. Пономарёва , который до лета 1942 года находился в Новгороде, огонь был направлен специально по собору, золотая маковка которого служила хорошим прицельным ориентиром.
Во время обстрела было выпущено более ста снарядов, примерно 20 из которых попали в Софию. После этого, по приказу немецкого командования из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.
Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Крест, как трофей, был вывезен в Испанию.
По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
-
Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
-
Центральный купол собора с голубем
-
Голубь
-
Голубь, венчавший крест в советский период
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.
София Полоцкая
Софийский собор в Полоцке — один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси. Он был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии.
Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.
Мозаики и Фрески Софии Киевской
Система росписи, выбор сюжетов и размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были, по замыслу заказчиков, утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть. Столь важные для того времени религиозные и государственные идеи нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской и, как лейтмотив, проходят через всю систему её живописного убранства. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.
В центральном куполе и алтаре собора Софии Киевской размещены изображения главных персонажей и сцены христианского вероучения. Они выполнены в технике мозаики, т. е. набраны по сырой штукатурке из мелких кубиков стекловидной массы – смальты. Сияющий мозаичный золотой фон усиливает яркие, насыщенные тона изображений. Мозаики Софии Киевской насчитывают 177 цветовых оттенков. К сожалению, имен художников, которые в совершенстве владели этой богатой палитрой, история не сохранила.
В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,– огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.
Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери – Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.
Фрески
Фрески в башнях Софийского собора – интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.
Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской.
Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Достижения киевских монументалистов бережно сохранили древнерусские художники последующих поколений. Лучшие традиции живописного убранства Софийского собора живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в фресках Новгорода и Пскова, в древней украинской иконе, в живописных ансамблях Московского Кремля, в росписях деревянных церквей Украины.
Архитектура Софии Киевской, некрополь
Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.
Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.
София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.
Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.
Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.
Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.
Некрополь
Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.
Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет
неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).
Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.
Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.
ИТОГ
Софийские соборы были достаточно популярной темой великокняжеского строительства, поскольку отсылали к одной из главных христианских святынь — храму Святой Софии в Константинополе, из рук которой и получило крещение молодое Древнерусское государство.
Храм Святой Софии в Киеве был построен в честь победы Ярослава Мудрого над печенегами в 1036 году.
Новгородская же София, построенная несколькими годами позже, преследовала иные задумки князя, и была призвана продемонстрировать стремление великого князя подчеркнуть особый статус Новгорода и, главное, свои права на княжение в свободолюбивом городе.
Софийский храм в Полоцке хотя и был построен примерно в одно и то же время со своими предшественницами (середина XI века), однако не имеет непосредственного отношения к Ярославу Мудрому. Собор в Полоцке был построен по указанию Всеслава Брячеславича (Чародея), который таким образом желал выразить своё право на значимую роль Полоцка (наряду с такими политическими центрами как Киев и Новгород) в системе государственного устройства Древней Руси (подробнее о значении Полоцкого храма можно почитать у белорусского историка И.Марзалюка).