Камерная музыка

Реферат: Музыка как вид искусства

  • Введение
  • . Народная музыка
  • . Вокальное искусство
  • . Хоровая музыка
  • . Камерная музыка
  • . Симфоническая музыка
  • . Опера
  • . Балет
  • Список литературы
  • Введение
  • Понятие «искусство» — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.
  • В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.
  • Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, в узком смысле — изобразительное искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
  • Основные виды искусства: музыка живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр.
  • Далее мы рассмотрим одно из направлений искусства.
  • 1. Народная музыка

Народная музыка (фольклорная) — художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемая народом и бытующая в народных массах музыка — песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Русская народная музыка. Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке.

Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции.

Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты — гудок, гусли.

Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) — инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны. С 19-20 вв.

распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул в каждом цикле, большая их устойчивость; здесь сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.

Древнее происхождение имеют также эпические жанры — былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов, а также некоторые исторические песни. Коренная эпическая традиция дожила до 20 века в устном крестьянском творчестве в основном на русском Севере, а также у донских казаков.

♫Камерная музыка♫

Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.

В XVI—XVIII веках термин «камерная музыка» (итал. musica da camera) применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной (итал. musica da chiesa).

В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей.

В XIX—XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и слушателей.

Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем. Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже — больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио, струнный квартет и др.

  • Существует также понятие камерного оркестра — как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов
  • Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей
  • Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано;
  • Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки);
  • Струнное трио (скрипка, альт и виолончель);
  • Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано);
  • Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель);
  • Фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель и фортепиано);
  • Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель);
  • Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет)

Собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот — пульты, вынимали из чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился за клавесин, и начинался домашний концерт. Звучали сонаты, трио, квартеты. Иногда кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.

Музицировали таким образом и в скромных домиках ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда-то и пошло выражение — камерная музыка (camera по-итальянски — комната), то есть музыка, предназначенная для исполнения не в большом зале театра или в церкви, а в комнате, музыка домашняя.

Понятно, что в комнате нельзя было играть симфонии, исполнять оперы или оратории.

Поэтому кмерными называли произведения, написанные для небольшого числа исполнителей — сольные инструментальные пьесы, дуэты, трио, квартеты, песни и романсы, которые можно было исполнить в домашних условиях.

специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения Камерная музыка предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, «комнатного» музицирования (отсюда и название).

Сочинения Камерная музыка пишутся для небольших инструментальных составов (от одного исполнителя-солиста до камерного ансамбля).

Для Камерная музыка характерна экономия и тончайшая детализация выразительных средств; она обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки Камерная музыка восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в.

это наименование относили лишь к вокальным жанрам; с 17 в. оно было распространено и на инструментальную музыку. В 16—18 вв. термином «Камерная музыка» стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной (камерная соната, в отличие от церковной сонаты).

История

Жанры камерной музыки носят сосредоточенный и углубленный характер, они лучше воспринимаются в свободной обстановке небольших помещений. Для данного направления не подходят большие залы. В истории интересующего нас явления просматриваются 3 периода. В период 1450-1650 гг. происходило развитие игрой техники для виол и других семейств инструментов.

Осуществлялось постепенное выделение инструментальной музыки с сохранением вокального стиля. До нашего времени дошли произведения камерной музыки указанного периода. Среди них можно вспомнить сонеты и канцоны Джованни Габриели и фантазии Орландо Гиббонса. Следующий условный период продолжался в 1650-1750 гг.

В это время распространился жанр трио-сонаты. Также развиваются другие ансамбли – инструментальные и с участием вокала, который обязательно сопровождался цифрованным басом клавишного инструмента.

Среди представителей трио-сонаты данного периода следует отметить Генделя, Генри Пёрселла, Арканджело Корелли. Третий период начался в 1750 г. и продолжается до настоящего времени. Он отличается доминированием струнного квартета, состоящий из виолончели, альта и двух скрипок.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

Камерно-инструментальные миниатюры. Их отличие — большая самостоятельность и творческая активность каждого участника музыкального коллектива. В качестве примера можно привести песни без слов Мендельсона, прелюдии Шостаковича и Шопена, небольшие сочинения Скрябина и Рахманинова и т. д.
Камерная вокальная музыка (жанр песен и романса)

Большое внимание уделяли этому жанру как зарубежные, так и русские композиторы — Р. Шуман, Ф

Шуберт, П. И. Чайковский, А. П. Бородин и другие. Их вокально-песенные циклы и вокальные миниатюры получили свою известность в конце 18 — начале 19 века.
Соната — жанр, предназначенный для инструментального исполнения, характеризуется трехчастным циклом и количеством исполнителей не более двух.
Трио — музыкальное произведение (так же называют ансамбль из трех музыкантов) для трех вокальных или инструментальных исполнителей. Фортепьянные трио создавали такие композиторы, как Бетховен, Рахманинов, Шостакович и многие другие.
Квартет — также может быть и жанром, и количеством музыкантов в коллективе. Инструменты, которые участвуют в исполнении, могут быть однородными (4 духовых или 4 смычковый, например) или смешанными. Возможно и использование вокала.
Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. Поначалу она предваряла основную пьесу, а в 16−18 веке трансформировалась в самостоятельное произведение. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси
Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения. Таким образом, значение этого жанра сохранилось (этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов).
Песня. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов.
Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента. Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой. Отличается от песни более выразительной мелодией и связью ее со словами.
Вокализ — от латинского «звучный или «певучий» — в контексте камерной музыки означает концертное вокальное произведение, чаще всего для сопрано, с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов призвано показать красоту голоса. Вокализ приближен к инструментальному жанру. Пример — «Пять мелодий для голоса или скрипки с фортепиано» С. Прокофьева.

Образы камерной музыки — презентация, доклад, проект

Слайд 1Слайд 2Описание слайда:

Камерная музыка от лат. Camera – комната. Камерная музыка от лат. Camera – комната. Написанная для небольшого состава исполнителей, звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож.

Слайд 3Слайд 4Описание слайда:

Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей, но и в больших концертных залах. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей, но и в больших концертных залах.

Слайд 5Слайд 6Описание слайда:

Польский композитор – импровизатор, создатель инструментальной баллады. Польский композитор – импровизатор, создатель инструментальной баллады. Им написаны четыре баллады, кроме этого замечательные прелюдии и этюды. Один из них – этюд № 12 имеет название «Революционный»

Слайд 7Описание слайда:

Фридерик Шопен
(1810-1849)

Слайд 8Описание слайда:

Ноктюрн – это слово в переводе означает «ночной» Ноктюрн – это слово в переводе означает «ночной»

Слайд 9Описание слайда:

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)

Слайд 10Слайд 11Описание слайда:

Тишина Тишина Покой Созерцательность Страстность Нега Восторг Нежность Порыв Томление Трепетность

Слайд 12Описание слайда:

Антонио Вивальди Антонио Вивальди (1678- 1741) Скрипач – виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов 17 -18 вв. Создатель инструментального концерта.

Слайд 13Описание слайда:

Антонио Вивальди (1678- 1741)

Слайд 14Описание слайда:

Вершиной творчества Вивальди является цикл «Времена года»

Слайд 15Описание слайда:

Цикл концертов «Времена года» -программное произведение, в основе которого лежат стихотворения самого композитора. Цикл концертов «Времена года» -программное произведение, в основе которого лежат стихотворения самого композитора.

Слайд 16Описание слайда:

Весна грядет! И радостною песней Весна грядет! И радостною песней Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Как благовест, звучит небесный гром. Но быстро вдруг набегают бархатные тучи, Иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Слайд 17Слайд 18Описание слайда:

Иоганн Себастьян Бах

Слайд 19Описание слайда:

Найдите произведение А.Вивальди Этюд №12 Баллада «Лесной царь» «Времена года» Прелюдия № 7 Квартет № 2

Слайд 20Описание слайда:

Подумай ещё!!!

Слайд 21Описание слайда:

Молодец!!!

Слайд 22Описание слайда:

Соотнеси имена и фамилии композиторов. Александр Бах Иоганн Шопен Фридерик Бородин Клод Вивальди Антонио Дебюсси

Слайд 23Описание слайда:

Сравни свои ответы с правильными. Александр Бородин Иоганн Себастьян Бах Фридерик Шопен Клод Дебюсси Антонио Вивальди

Слайд 24Описание слайда:

Выбери из предложенных, портрет И.С. Баха

Слайд 25Описание слайда:

Не верно!!!!!!

Слайд 26Описание слайда:

Вы правы!!!!

Слайд 27Слайд 28Описание слайда:

Ссылки classic-online.ru› muzofon.com›search images.yandex.ru› Учебник «Музыки» Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Диск «Времена года» А. Вивальди

Камерная музыка

Как только музыка вышла за пределы церкви, сразу же возникло большое количество новых музыкальных жанров. Музыка сопровождала ее любителей по жизни, она звучала не только в театре или на концерте, но и во время прогулки, охоты, пира и так далее. В XVIII веке очень популярным были увеселительные прогулки на небольших кораблях — ботах. Отсюда появился необычный музыкальный жанр – «музыка на воде». В теплую и солнечную погоду музыка звучала в парках, так появилась пленэрная музыка. Но наибольшее распространение получила камерная музыка, при исполнении которой участвовало небольшое количество музыкантов. Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом

В XVIII—XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов. Со временем изменились социальные условия, однако, камерная музыка звучит и по сей день.

Как правило, камерное музицирование предполагает атмосферу, где слушатели и исполнители расположены близко относительно друг друга. В камерной музыке исполнители могут лично знать слушателей, прекрасно видят их, играют и исполняют музыку для конкретных людей.

Такая атмосфера придает свои особенности этой музыке, она проникается к слушателям своей тонкостью, изысканностью и доверительностью. Камерная музыка предназначена для узкого круга людей.

Камерная музыка глубоко проникает во внутренний мир человека, слушая такую музыку, человеку кажется, что она написана специально для него, возникает ощущение комфорта, стабильности, на душе становится тепло и уютно, вся мирская суета куда-то исчезает.

Различают множество форм и жанров камерной музыки. Сюда можно отнести сонаты, дуэты, трио, квартеты и так далее, всевозможные миниатюры, романсы. Концерты, кантаты, сюиты также могут быть камерной музыкой. А в XX веке стали проявлять произведения, которые так и назывались «камерная музыка».

Эта музыка может быть сочинена в различном стиле. Главная особенность этой музыки заключается в том, что она рассчитана на малое количество музыкантов.

Исполнители камерной музыки образуют камерный ансамбль в количестве от 2 до 10 человек.

Сегодня даже существуют камерные оркестры, как правило, это небольшой состав – 15 – 20 человек, струнного оркестра с добавление духовых инструментов.

Наиболее известными исполнителями камерной музыки являются Сергей Васильевич Рахманинов, Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Иоганн Себастьян Бах.

Сегодня камерная музыка очень разная. Она может быть вокальной, сольной, инструментальной, ансамблевой, смешанной, оркестровой, хоровой и даже театральной. Поэтому многие музыкальные коллективы получают названия камерный. Например, камерный хор, камерный оркестр, музыкальный камерный театр и другие. Их выступление может проходить как в малых концертных залах, так и больших.

Эстеты, ценители или просто любители прекрасного обретут в камерной музыке душевное спокойствие и умиротворение.

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • «Весёлое кладбище»
  • Queen
  • А ты танцуешь буги-вуги?
  • Антонио Вивальди. Венецианский скрипач
  • Армянский танец «Кочари»
  • Варган — инструмент единения с миром
  • Венская опера
  • Воздействие музыки на человека
  • Выбираем музыкальный инструмент для ребёнка
  • Застывшие узоры русского севера
  • Звуковой образ в музыкальных фонограммах
  • Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка»
  • Инструменты барочного оркестра
  • Искусство быть оратором.
  • История создания музыкального синтезатора
  • История театра «Ла Скала»
  • Как выбрать качественную акустическую систему, зная необходимые критерии выбора?
  • Как вырастить гения
  • Камерная музыка
  • Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
  • Колядки
  • Лезгинка
  • Магия музыки
  • Магия фламенко
  • Музыкальное развитие ребёнка
  • Музыкальное развитие
  • Мюзикл
  • Обзор инструментов виртуальной музыкальной студии Reason 5
  • Польза колыбельных песен
  • Проект »R4» в Париже
  • Развитие музыкальных способностей
  • Развитие творческого потенциала педагога
  • Роль музыки в кинематографе
  • Румба
  • Русская классическая музыка XVIII века
  • Самоучитель игры на гитаре
  • Свет на сцене
  • Светлый праздник Рождества!
  • Светомузыка
  • Синтезатор или цифровое пианино? Выбираем музыкальный инструмент.
  • Сказочная музыка
  • Советы для начинающих гитаристов
  • Современный танец
  • Специфика балетного искусства
  • Струны. Как часто их менять?
  • Танго
  • Танец живота
  • Танцы Индии
  • Топ-10 самых дорогих видов музыкальных инструментов в мире
  • Успешный ребёнок
  • Хип-хоп (hip-hop)
  • Хиропласт
  • ЧА-ЧА-ЧА
  • Шотландская волынка
  • Электронная музыка конца 20-го века

Распространение

К концу XVII века статус композитора начал повышаться. В великолепных дворах часто доминировали большие дома, дукаты и королевские особы. В этих домах можно было разместить более крупные инструменты, такие как клавесин, который вскоре стал важным элементом камерной музыки. Кроме того, многие ранние композиторы были назначены духовенством.

Одним из них был Генри Перселл, один из самых значительных английских композиторов всех времен. Под влиянием очень популярного Арканджело Корелли Перселл сочинял сонаты, не похожие на итальянские Chiesa, церковные сонаты. Его произведения часто писались для трех-семи инструментов, в основном скрипачами, для исполнения в качестве религиозных произведений. В то же время очень влиятельный композитор эпохи барокко Антонио Вивальди написал около 75 камерных произведений.

Немного позади него был И.С. Бах. Вклад Баха в развитие камерной музыки заложен в самой форме. К концу жизни он предложил большую коллекцию произведений для одного-шести инструментов и шедевр фуг, музыкальное посвящение, сложную композицию из двенадцати канонов и фуг, а также сонату в четырех частях. Темы его покровителя, великого Фридриха.

Современник Баха Георг Фридрих Гендель основывался на итальянской Chiesa, а также на сонате da Camerata, впервые представленной его соотечественником Иоганном Розенмюллером в начале XVII века. Гендель написал около 40 камерных произведений и сегодня считается одним из учителей этого жанра.

Что такое камерная музыка? | Русские Музыкальные Сезоны

02/03/2017

Камерная инструментальная музыка — это дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы при достаточно разнообразных инструментальных составах. Камерная музыка исполняется небольшим коллективом музыкантов или вокалистов.

Камерный концерт отличается тем, что партия исполняется одним инструментом или голосом. Это музыка, которая передает чувства и эмоции. Она лирична и чрезвычайно эмоциональна. Между камерным и не камерным искусством не всегда прослеживаются четкие отличия. К примеру, симфонии Моцарта исполняются не только камерными оркестрами, но и симфоническими.

Жанры камерной музыки — романсы, инструментальные сонаты, опера, прелюдии, ноктюрны, миниатюры и др. Их очень много. Но в 20 веке стали писать целые произведения, которые так и называются “камерная музыка”. Она может быть написана в разных стилях. Главное отличие — это малое количество музыкантов.

Когда начала зарождаться и развиваться симфоническая музыка, к камерной стали относить произведения с малым количеством исполнителей и ограниченным кругом слушателей.

В 19 и 20 веке камерная музыка перестала звучать только для избранных и начала набирать популярность в разных кругах.

Образы камерной музыки предполагают непринужденную, легкую атмосферу. Слушатели и исполнители находятся недалеко друг от друга. Это значительно отличает ее от музыки в театральных, больших залах. Камерная обстановка дает возможность исполнителям узнавать слушателей, видеть их, чувствовать настроение, петь и играть для конкретных людей, общаться с ними через музыкальное искусство.

Это тонкая, доверительная, изысканная и глубокая музыка, которая способна проникать в мысли и чувства человека, сливаться с его мечтами и эмоциями. Она бывает вокальной, инструментальной, смешанной, ансамблевой и сольной, хоровой, оркестровой и даже театральной.

Камерный оркестр сегодня

На сегодняшний день, даже после упразднения многих камерных коллективов, практически у каждого государства имеется свой камерный оркестр. В России такой коллектив называется “Виртуозы Москвы”, он часто проявляет себя при государственных празднованиях и при выездах за границу.

Камерная музыка оставила огромный след в творчестве многих современных композиторов и исполнителей.

Отличным примером показывает себя рок-группа из Финляндии Apocalyptica. Эти музыканты играют по сути камерную музыку, соблюдая все традиции камерного оркестра: коллектив из 4 человек, трое из которых играют только на струнных. Огромную популярность приобрели из-за переигрывания известных композиций самых ярких метал-команд, в число которых входят Metallica, Rammstein, Slipknot и другие.

История

Выражение «камерная музыка» появляется в период барокко , композиции, которые оно охватывает, предназначены для исполнения в уединении интерьеров знати или богатых любителей. Со времен средневековья и во время Возрождения многие ансамбли струнных , деревянных духовых , медных , смешанных или консортных ансамблей формировались и игрались независимо от вокальной полифонии, но чаще всего следовали правилам написания для четырех голосов (сопрано, альт , тенор и бас). Эти композиции камеры затем противопоставляются работам кьезы , часовни, и, таким образом, появляются как выражение светской музыки. Окончательное название этим произведениям дают сонаты Джованни Легренци . В конце XVIII — го  века, струнный квартет является окончательным выражением композиции для любителей. Моцарт и Гайдн вводят формы, которые четко отделяют камерную музыку от оркестровых симфоний. На рубеже XX — го  века, Густав Малер и особенно Арнольд Шенберг , она оставила частные пространства , чтобы присоединиться к оркестру и новые территории.

Камерная музыка — сообщение доклад

Названия музыкального жанра происходит от латинского слова, переводимого как «комната». Это сразу указывает на его особенность – исполнение небольшими группами музыкантов в ограниченном пространстве.

Само наименование должно было подчеркнуть отличие от церковной музыки в то время, когда исполняемая в храмах была очень широко распространена.

При этом любая отдельная партия исполняется одним голосом или играется одним инструментом.

Камерная музыка включает в себя много жанров. Основными являются: оперы, миниатюры, романсы, прелюдии, инструментальные сонаты. Темы, свойственные камерной музыки очень разнообразны. Ей присущи стремление к детализации ритма и мелодии, а также равноправию в голосах. В целом же, ее характеризует эмоциональность и лирика.

В конце ХХ века произошло демократизация жанра, и произведения для него пишутся не для узкого круга любителей. В наше время музыкальный коллектив, исполняющий ее, именуется камерным ансамблем, который может насчитывать от 2 до 10 человек. Однако в отдельных случаях музыкантов может быть больше.

Существует несколько распространенных разновидностей подобного ансамбля. Фортепианный дуэт, при котором могут быть задействованы один или два музыканта (они могут играть в четыре руки на одном инструменте или каждый на своем). В наше время популярностью пользуется и струнное трио, состоящее из виолончели, а также альта и обычной скрипки.

То же трио может включать в себя и пианино с тем же составом, что и при предыдущем варианте, но альта в него не входит. Скрипка, виолончель и альт, дополненные фортепиано именуются фортепианным квартетом. То же пианино вместе со струнным квартетом дает фортепианный квинтет.

Камерную музыку писали многие известные композиторы. К числу них относится Равель, Дебюсси, Брамс, Шуман.

Существует также и такой поджанр как камерная опера. Наиболее известный ее пример – произведение  «Ариадна на Наксосе», написанная Шубертом.

Для камерных оркестров часто пишутся произведения в стиле инструментальных сонат и романсов.

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение.

Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию.

В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира.

Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается.

Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

4, 7 класс. Кратко

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: