Музыка в кино. какую роль играет музыка в фильмах

Музыка в кино — презентация, доклад, проект

Слайд 1Описание слайда:

Урок искусства в 9 классе Подготовила Вербицкая Е.В. МБОУ Донская СОШ

Слайд 2Описание слайда:

Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда отдаем себе отчет: Зачем нужна музыка в фильме, какого ее назначение? Меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем или просто же усиливает впечатление? Является ли композитор одним из авторов фильма, на ряду с режиссером и сценаристом, или подчиняется им?

Слайд 3Описание слайда:

Довольно часто, когда мы смотрим какой-либо фильм, часть нашего внимания уделяется музыкальному сопровождению. Благодаря ему, мы лучше воспринимаем происходящие на экране, можем предугадать последующие действия персонажей или же просто насладиться красиво обработанным фрагментом из фильма.

Кино и музыка были вместе с самого начала — ведь звуковое кино появилось через 30 лет после изобретения синематографа, а ранее, в эпоху немых фильмов, музыку в кино создавали оркестры. Сейчас же всё намного проще.

С помощью специальных программ можно накладывать музыку, и сделать это может почти каждый.

Слайд 4Описание слайда:

Когда-то в кино не зазорно было включать в качестве сопровождения классическую музыку. Шопен и Гайдн, Бетховен и Вивальди, гениальный Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Шостакович.

Их чудесные мелодии оживили десятки фильмов.

Но в силу разных причин, для того, чтобы опередить конкурентов, сделать себе рекламный имидж, компании Голливуда начали создавать специальную музыку для своих фильмов — саундтреки.

Слайд 5Описание слайда:

Самый легендарный из живущих кинокомпозиторов – Энио Марриконе (род.в 1928 г.). Число созданных им саундтреков приближается к пятистам, и, возможно эта легкость в сотворении мелодий дала основание окрестить его Моцартом кономузыки

Слайд 6Описание слайда:

Марриконе написал музыку примерно к 450 фильмам, среди которых «Однажды в Америке», «Хороший, плохой, злой», «Декамерон», «Теорема», «Неприкасаемые», «Профессионал», «Убить Билла», «72 метра» и др.

Слайд 7Описание слайда:

В картине «Профессионал» звучит всего одна мелодия, но она передает то самое состояние души, которое настраивает зрителя на правильное восприятие фильма. И не спроста эта единственная мелодия появляется всегда в одном и том же исполнении.

Слайд 8Описание слайда:

Можно уверенно сказать, что удачно сочиненная киномузыка является еще одним важным персонажем, актером, которого нет в титрах, но без которого фильм перестанет быть именно фильмом.

Роль музыки в кинематографе

До того самого момента, как музыка появилась в кино, присутствие её было отмечено лишь в некоторых видах искусства, таких как: балет, опера или театр. По причине достаточно существенных отличий в восприятии музыкального и зрительного ряда, первое совсем не применяется в таких видах искусства, где основываются эстетические ценности на зрительном эффекте: скульптура, архитектура и живопись. В это же самое время эволюция различных смешанных видов искусств привела к тому, что музыка глубоко проникла в кино.

В те далекие времена, когда ещё песни не звучали с экранов, а существовало лишь немое кино, технические средства были достаточно скудными, роль музыки была недооценённой для зрительного восприятия фильма, композиции могли использоваться только в качестве музыкального сопровождения, которые очень часто не отражали всех событий, происходящих на экране.

Когда Эдисон в 1887 году построил свой кинескоп, он мог показать только смену кинокадров параллельно с чередованием звуков, которые воспроизводились на изобретенном им ранее кинетофоне (фонографе).

Первые демонстрации немого фильма, этой «движущейся фотографии», в кафе, между выступлениями жонглеров или после спектакля теней сопровождались легкой, развлекательной музыкой, действовавшей по тому же принципу перекрывания шума, как музыка в цирке, в кафе, на ярмарках.

В 1892 году была показана «Световая пантомима», в 1895-м Люмьер давал свои кинопрограммы уже под аккомпанемент рояля. В то время в фильмах использовали музыку по большей части для того, чтобы приглушить сильный треск проекционного аппарата. Задачи пианиста, а в наиболее роскошных и больших кинотеатрах оркестра, именно в этом и заключались.

Только после начала развития технологий и техники стало возможным размещать на одной плёнке для восприятия два фактора одновременно.

Музыка начала дополнять саму зрительную составляющую, при этом увеличивая либо противопоставляя всю выразительность зрительного элемента.

В кино преобладает визуальный фактор, здесь музыка полностью ему подчинена, но только вместе они составляют настоящее целое. Если зрительный кадр имеет самостоятельное и конкретное содержание, то музыка служит обобщающим началом.

Зрительный кадр конкретизирует, а музыка даёт обобщенную характеристику и, тем самым, усиливает воздействие изображения. Вот в чём, по существу, состоит взаимодействие обоих компонентов.

Не исключено, однако, что это взаимодействие подготовлено условностями, выработанными на почве синтетических жанров.

В 20-х годах началась звуковая эра. Переход к звуковому кино был вызван внешними по отношению к киноязыку причинами.

Дело в том, что фирма «Warner Bros» (Уорнер Бразерс), находившаяся в 1925 году на грани банкротства, попыталась поправить свои дела, запуская рискованный звуковой проект.

После успешного эксперемента за ними потянулись и другие. В конце концов, всем остальным компаниям не оставалось ничего иного, как перейти на звук.

), в котором, помимо номеров известного музыканта Эла Джолсона, присутствовали и его короткие реплики.

Можно сказать, звуковое кино появилось вместе с живой речью экранного персонажа и 6 октября 1927 – в день премьеры – принято считать днем рождения звукового кинематографа.

В России первым озвученным фильмом стала картина «Путёвка в жизнь» в 1932 году. Звук записан по системе инженера Шорина.

Современная музыка идёт вперед, музыкантам и исполнителям сегодня в этом помогают многие вещи: новые технологии, инструменты, хорошая репетиционная база и многое другое. В наше время музыка имеет достаточно тесную связь со зрительной картиной. Теперь музыка приравнивается к изображению, а не только его оформляет.

Кроме этого, её роль в кинофильме приравнялась к роли зрительной сферы. Если исходить из видения композитора и оператора, то можно увидеть сформированную цепочку различных связей между музыкой, звуковыми факторами и визуальной оболочкой со всеми её элементами.

Конечно, очень много зависит от самого стиля отдельных авторов музыки, что даёт возможность предопределить успех создаваемого фильма в целом.

Познавательная статья, понравилвсь

Фильм-оперетта

Другим музыкальным кино-жанром, сочетавшим в себе актерскую игру и вокальное мастерство, получившим, как и опера, новую жизнь в кино, стала оперетта. Первый фильм «Аршин мал алан» (оперетта азербайджанского композитора У. Гаджибекова) вышел на экраны после Великой Отечественной войны в 1945 г. и сразу стал чрезвычайно популярным. А в 1963 г. режиссер Роман Тихомиров снял художественный фильм «Крепостная актриса» по оперетте Николая Стрельникова «Холопка».

Николай Михайлович Стрельников

Оперетта была экранизирована в 1963 г., но под другим названием: «Крепостная актриса». Режиссером фильма стал Роман Тихомиров, роль Насти Батмановой сыграла Тамара Семина, а исполнительницей партии Насти Батмановой была Тамара Милашкина

«Брат», реж. Сергей Балабанов, 1997

Песни группы «Наутилус Помпилиус»

 

В чем сила, брат? В музыке! Что в первую очередь слышит Данила Багров, вернувшись из Чечни в родной Приозерск? «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус» (и невольно оказывается на съемках клипа на одноименную песню). Что он покупает в первую очередь? CD-плеер и компакт-диски с музыкой Вячеслава Бутусова. Что ненадолго сохраняет жизнь случайному гостю? Знакомство с Бутусовым.

Нас тут же могут спросить насчет «Брата 2». Как говорил один рэпер, «это уже не музыка, это бизнес». Поэтому мы за Бутусова и его компанию в виде Сергея Чигракова, Насти Полевой и других прекрасных людей родом из 80-х, но случайно, как и вышеупомянутый гость, оказавшихся в 90-х.

Вариант 2

Произведение искусства становится шедевром, когда все его составляющие выполнены профессионально и с мастерским чутьём. Окончательный вариант продукта киноискусства не является исключением

Здесь важно всё: идея, продюсирование, режиссура, игра актёров, ну, и конечно, саундтрек. Об этом и пойдёт речь в этой статье

Музыка в кино, как и в нашей жизни, занимает особое место. В повседневной жизни существует огромное количество музыкальных жанров, каждый из которых имеет своих слушателей. Жанры кинематографа также весьма разнообразны. Парадокс заключается в том, что фильмы одного и того же жанра могут сопровождаться музыкой различных направлений – всё зависит от деталей и от видения картины её создателем. Приведу пример. Всем отлично знакома спортивная франшиза «Рокки» с её запоминающимся саундтреком, в который вошли в основном роковые композиции (первое, что приходит в голову, это Survivor – Eye of the tiger). В то же время, существует спин-офф и одновременно продолжение «Рокки» – фильм «Крид». Тоже про боксёра, тоже про его внутренний мир, но музыка уже другая. Преобладают рэп-мотивы. А всё по нескольким причинам: показано уже другое время и такая музыка смогла лучше раскрыть образ персонажа. В итоге мы имеем две классные истории про бокс, но с разным музыкальным сопровождением.

Часто музыка в кино является фоном основного действия. Однако, в шедевральных фильмах, музыка – полноправная часть картины. Разве можно представить «Звёздные войны», «Пиратов Карибского моря», «Индиану Джонса» без их знаменитых тем? Вопрос риторический. В то же время, в других фильмах, как уже упоминалось, музыка лишь служит дополнительным фоном. Примером может послужить франшиза «Форсаж». Да, там много классной музыки, и она делает восприятие фильма более ярким и насыщенным. Выйдя, однако, из кинотеатра после просмотра очередной части серии про лихих водителей, саундтрек за редким (DJ Shadow – Six days из «Тройного форсажа») исключением, выветривается из головы. Хотя, фильмы в целом неплохие. Представьте, что было бы, если музыкальное сопровождение было продумано чуть лучше….

Итак, музыка в кино играет огромную роль: она может являться неотъемлемым атрибутом, «визитной карточкой» картины, а может лишь более ярко передавать действие, происходящее на экране. Одно неизменно: без саундтрека сложно представить современное кино.

Искусство 5, 9 класс

Музыка в кино — искусство в квадрате

Роль музыки в повседневной жизни переоценить довольно сложно. Музыка начинается с автомобильных клаксонов и заканчивается самостоятельными произведениями искусства современных композиторов. Сплетение звуков и аккордов имеет место во всех сферах творчества: кино, живописи и даже спорте.

Спортсмены слушают музыку в наушниках, чтобы настроиться на нужный лад. На картинных выставках часто играют расслабляющие мелодии, чтобы люди могли спокойно насладиться и проникнуться сюжетами работ. А в кино придумали специальный термин «Саундтрек», что значит «Звуковое сопровождение» или «Звуковая дорожка».

Используется она для придания большей атмосферности определенному моменту в картине.

Спортсмены слушают музыку в наушниках, чтобы настроиться на нужный лад. На картинных выставках часто играют расслабляющие мелодии, чтобы люди могли спокойно насладиться и проникнуться сюжетами работ. А в кино придумали специальный термин «Саундтрек», что значит «Звуковое сопровождение» или «Звуковая дорожка».

Используется она для придания большей атмосферности определенному моменту в картине.

Немного о саундтреках Композиторы Законы музыки в кино Музыка в кино

Немного о саундтреках

Саундтрек бывает общим, когда мелодию можно назвать фоновой, и основным, когда роль музыки сводится к передаче определенного настроения. В последнем случае ее выделяют, делают яркой, чтобы зритель почувствовал перемену.

Работа над саундтреком к ленте может проходить абсолютно по разному. Один из вариантов — режиссер приглашает композитора к себе, показывает ему отрывки картины с пояснением: «Здесь нужна трогательная мелодия: от этого места до этого» и так далее. Этот вариант наиболее точный, но менее гибкий, потому что автор получает конкретные указания.

Еще один способ: композитору показывают черновой вариант и далее он самостоятельно пишет 40–50 минут музыки к фильму. В данном случае музыкант опирается на личные эмоции после просмотра и режиссер не вмешивается в процесс сочинения. Такой подход дает простор для воображения и ценится гораздо больше.

Третий вариант встречается реже, но имеет место быть. Особенно в тех случаях, когда режиссер хочет поставить фильм созвучно с саундтреком, поскольку оба элемента картины неотделимы друг от друга. В этом случае речь актера на видео пишется поверх уже записанной на звуковой дорожке. Будто снимается клип на готовую песню.

Немое кино

С начала зарождения кинематографа, возможности добавления звука в кино было невозможным. Безусловно, такие ограничения дали возможность использовать другие художественные приемы такие, как титры для обозначения происходящего и конечно же живую музыку, сопровождающую фильм.

За неимением возможности показать зрителю настроение и атмосферу через звук, музыка прекрасно могла с этим справиться: во время сеанса в кинозале присутствовали музыканты, что в течение всего фильма в соответствии с настроением, возникающим в той или иной ситуации в кинокартине, подбирали соответствующую мелодию. Таким образом зритель мог прочувствовать характер игры актеров и все происходящее на экране.

Так можно сделать вывод, что немое кино — это лучший пример того, какую большую роль музыка может сыграть в кинокартине.

МУЗЫКА

Музыка в кино

Искусство кино — это целый мир. Кино впитало традиции всех искусств, известных до него. Звуковой фильм появился на свет в такой момент, когда другие формы, объединявшие различные виды искусства, уже имели позади многовековую историю развития.

Музыку во времена немого кино использовали для того, чтобы заглушить сильный треск проекционного аппарата. В этом и заключалась задача пиани-ста-тапёра, а в наиболее роскошных кинотеатрах оркестра. Позднее музыка, сопровождавшая демонстрацию кинофильма, откликалась на всё происходящее на экране, по сути отражая драматургию фильма.

С рождением звукового кино (20—30-е гг. XX в.) произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую и закадровую. Внутрикадровая музыка объясняет место и время действия — это и вокальная музыка, исполняемая персонажами фильма, и инструментальная музыка — звучание радио, инструмента, изображаемого в кадре, и т.п. Закадровая музыка сопровождает действие и наиболее ясно выражает идею фильма, течение сюжета.

Кинофильм «Шербургские зонтики»

В современном кинематографе музыкальная концепция фильма строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой музыки, позволяющей зрителям проникнуть в суть человеческих характеров, усиливая драматизм происходящих на экране событий.

Одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажа фильма является песня. Замечательные песни для кинофильмов создал композитор И. О. Дунаевский (1900—1955). Позднее песенную традицию в кино развивали многие отечественные и зарубежные композиторы: А. Эшпай, А. Пахмутова, В. Баснер, М. Фрадкин, Т. Хренников, А. Петров, М. Таривердиев, А. Рыбников, Е. Дога, Г. Гладков, Н. Рота, М. Легран, Ф. Лей, Э. Морриконе, Г. Шор и др.

Кинофильм «Я шагаю по Москве»

Творческое содружество связывало композитора С. Прокофьева и кинорежиссёра С. Эйзенштейна, работавших над фильмами «Александр Невский», «Иван Грозный».

Есть и собственно музыкальные фильмы, посвящённые рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. Музыка — обязательная участница мультипликационных, документальных и научно-популярных фильмов.

В качественно иной акустический мир позволила проникнуть электроника. Открытия композитора Эдуарда Артемьева (р. 1937) в сфере колорита раздвинули границы восприятия тембра. Им написана музыка к кинофильмам режиссёров А. Тарковского, А. Кончаловского, Н. Михалкова.

Кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь…»

Настоящая киномузыка (оркестровые увертюры, песни и танцы, отдельные номера) становится любимой и долго живёт, как бы отделяясь от кинокартины, для которой писалась.

  • Найдите в Интернете и посмотрите сцену Ледового побоища из фильма «Александр Невский» (С. Эйзенштейна — С. Прокофьева). Вслушайтесь в звучание музыки, которая впоследствии стала кульминацией в одноимённой кантате Прокофьева. Какими средствами композитору удалось передать драматургию этой сцены?

  • Вспомните названия фильмов, музыку к которым сочинили известные отечественные композиторы.

  • Разучите и спойте популярные песни из кинофильмов. Придумайте к ним инсценировки, инструментальное сопровождение. Организуйте конкурс на лучшее их исполнение.

  • Вспомните названия фильмов, музыку к которым сочинили известные отечественные композиторы.

  • Разучите и спойте популярные песни из кинофильмов. Придумайте к ним инсценировки, инструментальное сопровождение. Организуйте конкурс на лучшее их исполнение.

Значение музыки в кино

Как только было изобретено звуковое кино, музыка стала неотъемлемой частью кинопроизведения. Не существует ни одного фильма, где не звучала бы мелодия. Но и во времена немого кинематографа в зале обязательно присутствовал музыкант, который сопровождал изображение игрой на фортепиано.

К некоторым таким фильмам даже прилагались ноты с конкретным произведением. С развитием технологий потребность в музыканте отпала, а мастерство звукового сопровождения в фильме превратилось в настоящее искусство. Современное кино намного интереснее и красочнее. Новости кино, представленные здесь, рассказывают нам о новых кинолентах с нашими любимыми актерами и актрисами.

Если напеть мелодию из популярного фильма, вы сразу же его узнаете. «Звездные воины», «Матрица», «Пираты карибского моря», вспомнить знакомые мотивы не представляется сложным. Эффектные, запоминающиеся саундтреки, которые отлично отражают атмосферу фильма, становятся не менее популярными, чем сама лента, и обязательно дублируются в следующих ее частях. Но более сложно сделать так, чтобы трек в фильме вообще не ощущался, не отвлекал внимания от сюжета, но при этом продолжал оказывать свое мощное воздействие на зрителя.

Годами режиссерами, звукооператорами, композиторами вырабатывались свои правила звуковой наполняемости фильма. Постепенно нарастающий бой барабанов предвещает наступление огромной армии, режущая слух и нервы скрипка предупреждает о маньяке за углом, а крутая рок-композиция подчеркивает крутость главного героя. Правильная песня или музыка помогают лучше понять настрой персонажа, его мысли и чувства.

У каждого известного режиссера есть свои приемы обыгрывания сцен и любимые музыкальные жанры. Вспомнить, например, нерушимый дуэт Тима Бертона и Дени Эльфмана, которым удается создать по-настоящему сказочные миры. Тарантино или Кустурицу также легко узнать по характерным трекам.

Умелый режиссер способен использовать диссонанс в изображении на кадрах и сопровождающей их музыке. Например, безумно и еще более трагично смотрится веселая песня при изображении ужасов Гулага, а детская колыбельная в триллере покажется пугающей до чертиков.
Музыка будоражит душу с древних времен. Она способна повлиять на чувства и решения человека и этим активно пользуются в кинематографе.

Правильный синтез музыки и кино может породить произведение, способное оказать огромнейшее влияние на культуру человечества. Ну, или просто получить эстетическое удовольствие от просмотра фильма.

«Мулен Руж», реж. Баз Лурманн, 2001

Попурри

 

https://youtube.com/watch?v=VxLaO8Xzjsk

Да-да, я помню правила игры, мы не включаем сюда мюзиклы, но фильмы Лурманна трудно назвать мюзиклами в чистом виде. Как раз ключевая сцена — признание в любви Юэна МакГрегора к Николь Кидман на крыше — безжалостна к сентиментальному зрителю. Только тут The Beatles легко переходит в шлягер группы Kiss, а те — в «Pride» U2. Только тут можно услышать «I Will Always Love You», не прикрывая лицо от стыда (то же самое касается «The Show Must Go On», но уже ближе к финалу фильма). Неудивительно, что саундтрек к «Мулен Руж» вышел сначала в виде одного альбома, но зрители/слушатели захотели продолжения банкета, и материала обнаружилось еще на целую вторую часть.  

«Бешеные псы», реж. Квентин Тарантино, 1992

Песня: George Baker Selection «Little Green Bag»  

Начнем, пожалуй, с главного пропагандиста музыки как части сюжета — Квентина Тарантино. Мы долго думали, какой пример подобрать: классические танцы и отрезания ушей уже проели плешь, а неклассических моментов у Тарантино нет. И решили взять то, с чего все началось: вступительные титры к «Бешеным псам», в которых заложен стиль не только самого режиссера (который тот перенял у своих старших товарищей и перекроил под себя), но и всех его последователей. Отныне титры должны быть только такими: под музыку 60-70-х с представлением всех персонажей фильма.

«Водная жизнь Стива Зиссу / Утомленные морем», реж. Уэс Андерсон, 2004

Сеу Жоржи исполняет песни Дэвида Боуи  

https://youtube.com/watch?v=pDWGSzOfXEg

Совершенно непонятно, что делает на борту корабля подводника-исследователя Стива Зиссу Пеле дон Сантос в исполнении Сеу Жоржи. Зато в фильме, посвященном псевдоприключениям этой неутомимой команды, он поет между главами, то приглушая страсти, то раздувая их. Поет песни из репертуара Дэвида Боуи на каком-то своем языке (французский, английский, какой-то южно-американский плюс невнятная тарабарщина). Впрочем, благодаря участию в фильме Уэса Андерсона Жоржи стал суперзвездой по обе стороны Атлантического океана, выпустил сведенный в нормальной студии саундтрек к картине и стал желанным гостем на рок-фестивалях всего мира.

«Назад в будущее», реж. Роберт Земекис, 1985

Песня: Marvin Berry & The Starlighters «Johnny B. Goode»

 

Марти МакФлай демонстрирует, что такое рок, в 1955 году. Закроем глаза на то, что группа The Starlighters неестественно быстро въехала в классический (сегодня) квадрат и поняла, что от нее хочет паренек в спасательном жилете, или что у обычной электрогитары вдруг включился «дисторшн», который изобретут лет через 10, или что на танцполе быстро изобрели акробатический рок-н-ролл. Это же магия кино! Но если бы в альтернативном прошлом все было по-другому, МакФлай не показал бы мастер-класс, а за кулисами не оказалось бы телефона — кто знает, танцевали бы мы сегодня под The Rolling Stones?  

Мюзиклы

Музыкальным художественным жанром кино является мюзикл, где такие искусства, как хореография, музыка и актерская игра тесно между собой переплетены. Это отнюдь не пьеса с музыкальными вставками, напротив, музыка здесь определяет драматургию, составляет ее основу. Она настолько крепко сливается с действием, что без нее невозможно представить себе развитие событий.

Здесь пение и танец являются равноправными союзниками слова, они участвуют в развитии сюжета, а не являются его фоном. Пение органично вытекает из диалога и столь же незаметно переходит в него. Казалось бы, случайное танцевальное движение выливается в танец – танец становится массовым, и уже все действующие лица заражены единым стремлением, общей эмоцией, которую иными способами, как через танец и песню, и высказать невозможно.

Фильм, вышедший в 2016 году в жанре мюзикла «Ла-Ла Ленд», где большинство событий в фильме сопровождается танцами и красивыми, мелодичными песнями героев. Здесь представлен фрагмент начала фильма, который вводит зрителя в особенности кинокартины, вызывает у него интерес и поднимает настроение посредством музыкального сопровождения.

«Реальная любовь», реж. Ричард Кёртис, 2003

Песня: Билли Мэк (Билл Найи) «Christmas Is All Around»  

https://youtube.com/watch?v=5Fmf3D9oNn4

В «Реальной любви» около 10 историй, развивающихся параллельно, но «стержнем» этого альманаха стал сюжет о том, как всеми забытый рокер Билли Мэк пытается вернуться в большой бизнес. Для этого, следуя «гениальной» идее его продюсера, он должен спеть классический хит «Love Is All Around Us», заменив слово «love» («любовь») на «Christmas» («Рождество»). Весь фильм Билли пытается вставить непроизносимое и трудно пропеваемое слово в музыкальную строчку, но когда у него это получается, сингл становится первым в Великобритании, все целуются, признаются друг другу в любви и все такое. Идеальное дейт-муви, идеальная песня не только под Рождество, но и для любых поводов вообще.

Фильм-опера

Ко времени появления кинематографа музыка, связанная со зрительными образами, существовала уже в течение нескольких столетий и создавалась она изначально для демонстрации не в кинотеатрах, а в театрах музыкальных. К началу XX века был накоплен золотой фонд оперной и балетной музыки, и с середины 1950-х годов в СССР начал осуществляться просветительский проект, призванный познакомить широкую публику с великими достижениями отечественного оперного и балетного искусства. Основным средством его реализации стал кинематограф. Он позволил воспроизвести творения выдающихся композиторов, написанные задолго до рождения киноискусства, и на большой экран вышли оперы Чайковского – «Евгений Онегин» (1958), «Пиковая дама» (1960), «Иоланта» (1963), Римского-Корсакова – «Царская невеста» (1964), Шостаковича – «Катерина Измайлова» (1966) и многие другие.

«Оконченная» в 1892 г. и поставленная впервые в Санкт-Петербурге, опера зазвучала в кинозалах в 1963 г., спустя 71 год после ее создания. Экранизацию оперы осуществил сценарист и режиссер Владимир Гориккер на Рижской киностудии.

В 1885 г. Петр Ильич Чайковский, всегда мечтавший о распространении своей музыки, в письме к Н. Ф. фон Мекк писал: «…опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа». Благодаря киноискусству аудитория оперы если и не охватила «весь народ», как мечтал Чайковский, то стала включать в себя миллионы зрителей.

Исполнение оперного произведения на сцене и создание художественного фильма-оперы существенно различаются. Несмотря на артистичность многих оперных певцов, специфика звукоизвлечения и звукового посыла вокалистов не позволяет им легко и свободно двигаться в кадре. В этой связи роль каждого персонажа оперы исполняют два артиста: перед камерой работает киноактер, а перед микрофоном после съемки  – оперный певец. Такая последовательность действия создает трудности для обоих исполнителей. Актер должен правильно брать дыхание, имитируя пение, а вокалист – стремиться к тому, чтобы его артикуляция совпадала с артикуляцией действующего на экране персонажа.

Звуковое кино

С изобретением звукозаписывающей аппаратуры, потребность в живом музыкальном сопровождении отпала. Теперь каждый фильм имеет свою фонограмму. Казалось бы, что музыка с этого момента должна отойти на второй план, так как в кино есть звук, голоса актеров и звуковые эффекты. Но это далеко не так.

Музыка стала частью структуры кинопроизведения. Теперь музыка не просто дополняет фильм, а является его неотъемлемой составляющей. С момента рождения звукового кино музыку начали классифицировать на внутрикадровую, конкретную и закадровую. Все эти направления по разному сочетаются с картиной и несут в себе характерную особенность.

1.Внутрикадровая музыка

Это музыка, источник который находится непосредственно в кадре (оркестр, поющий вокалист, приемник и т.п.). Явная внутрикадровая музыка звучит с кадром паралельно, поэтому неразрывно связана с видеорядом. Зачастую музыку при съемке имитируют: оркестр делает вид, что играет, вокалист беззвучно поет в такт песне.

Пример: в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» на моменте песни «Разговор со счастьем» песню исполняет актер Валерий Золотухин, а роль героя фильма, исполняющего песню внутри фильма, играет актер Леонид Куравлев.

2.Конкретная музыка

Это вид авангардной музыки, которая в основном состоит из шумов и звуков, записанных заранее и подвергнутых различным преобразованиям: эффекты, искажение, изменение скорости, громкости и т.д. Ее зачастую используют для озвучки окружения в зависимости от условий съемки фильма: например, звук ветра ставят фоновым, в то время, как данный фрагмент был снят в помещении и т.п.

В пример можно привести песню известной группы The Beatles «Revolution 9», которая состоит из всех возможных звуковых вставок: фрагментов разговоров, музыкальных инструментов,отрывков классических произведений ( Седьмой симфонии Яна Сибелиуса, «Симфонических этюдов» Роберта Шумана и нескольких произведений Людвига ван Бетховена), дыхания, криков, шумов, скрипов и прочих звуков из более 45 различных источников.

3.Закадровая музыка

Музыка, источник который находится вне кадра и которая напрямую не связана с происходящим на экране. Также ее называют оформительской музыкой, так как она дополнительно подчеркивает и усиливает воздействие кинопроизведения, поднимает эмоционально-выразительную составляющую. Помимо слов и эмоций героя, закадровая музыка способна передать внутреннее состояние героя, которое сложно выразить словами.

https://youtube.com/watch?v=Mesw9H9NQ08

Пример: известный саундтрек «My Heart Will Go On» из фильма «Титаник», который играет на фоне момента сближения главных героев. Он передает настроение момента и делает его более запоминающимся.

Заключение

Киномузыка- важнейшая из средств выразительности в искусстве кинематографа

Многолетняя практика лучших образцов мирового киноискусства доказывает, что роль музыки в фильме может быть даже первостепенной, или, возможно, менее значимой, но все равно очень важной, поскольку возможности музыкального воздействия, умело использованные в кинематографе, могут качественно улучшить экранный продукт

Подводя итоги, можно сказать, что нет в мире ни одного великого фильма без достойной музыки. Пренебрежение ей может негативно сказаться на будущем кинокартины.

Любимые фильмы мы пересматриваем десятки раз, а хорошие саундтреки слушаем сотни, а то и тысячи раз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: