Профилактика преступности несовершеннолетних: понятие, характеристика, причины и этапы

Меры профилактики

После определения того, почему подростки совершают преступления, необходимо разобраться с их профилактикой. Это комплекс мер, главная цель, которых – выявление и устранение факторов, приводящих к противоправным действиям.

Государство оказывает финансовую поддержку многодетным и малоимущим семьям для поддержания прожиточного минимума. Это помогает преодолевать материальные трудности, которые сказываются на формировании поведения подростков из подобных семей.

Важно пропагандировать важные моральные ценности. Для подростков создаются спортивные и творческие секции, помогающие занять их свободное время

Это снижает потребление наркотиков и алкоголя из-за занятости и отсутствия необходимости в уходе от реальности.

Работа таких систем, как комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки, оказывает помощь подросткам из неблагополучных семей. Они вовремя выявляют проблемы в семьях и приходят для их регулирования. При обнаружении насилия и плохого обращения с детьми проводится лишение родительских прав и отправка подростков в воспитательные учреждения для детей, оставшихся без родительского попечения.

Факторы, провоцирующие подростковую преступность

Данное явление не возникает само по себе. Его появлению способствуют различные воздействия со стороны окружающих и внешнего мира, которые могут быть разнообразны по своей природе.

Семейное неблагополучие

Распространённая социально-экономическая проблема – отсутствие нормальных условий существования. Проявляется она в нехватке средств на удовлетворение собственных потребностей и бродяжничестве.

Эти неудобства вынуждают несовершеннолетних пытаться помочь родителям, зарабатывая на жизнь доступными им путями. А самым легким в подобной ситуации считается кража.

Помимо финансовых проблем, родители могут иметь зависимость от алкоголя и наркотических веществ. В таких семьях процветает насилие над детьми, а также отсутствие какого-либо над ними контроля. В подростках копится гнев на родителей и, чтобы сбежать от них, они часто связываются с плохими компаниями.

Примеры для подражания

Не получая поддержки от окружения, подростки ищут её во внешнем мире. Примерами, на которые они хотят равняться, становятся не их родители, а образы из интернета. Сейчас каждый имеет свободный доступ ко всем ресурсам, среди которых есть немало примеров жестокости и насилия.

Неокрепшие умы легко поддаются пропаганде. В их мыслях может зародиться идея о становлении похожими на главных героев каких-либо фильмов, где их чудовищные поступки идеализируются и преподносятся, как нечто смелое.

Отсутствие контроля

Большинство из тех подростков, которые совершили какие-либо противоправные действия, не получили должного воспитания со стороны родителей и образовательных учреждений. Как правило, они предоставлены сами себе и не ощущают никакой ответственности. Множество причин подростковой преступности берут начало именно из отсутствия контроля.

Следить за своим ребенком не просто важно, а необходимо. На данный момент существует слишком много ресурсов и людей, которые пытаются внушить подросткам экстремистские идеи

Ведомые дети нередко идут вслед за подобными недоброжелателями.

Чтобы предупредить такие изменения, нужно тщательно следить за тем, где проводит время подросток, с какими людьми он общается и, в какие ресурсы он заходит. Родителям необходимо проводить больше времени с ребенком и разговаривать с ним по душам. Это поможет создать доверительные отношения и вовремя заметить какие-либо изменения в его поведении.

Давление со стороны общества

Множество преступлений несовершеннолетними было совершенно в отместку за перенесенные ранее унижения. Издевательства в школе, называемые буллингом, оставляют глубокий след на психике подростка.

Нередко они не могут смириться с перенесенными издевательствами и в будущем решают отомстить обидчикам жестокими методами. На данной основе было совершенно немало террактов в Российских школах.

Слабая профилактика правонарушений

Профилактические меры включают в себя различные мероприятия, на которых рассказывается об опасностях тех или иных факторах, приводящих к незаконным действиям. Они проводятся в образовательных учреждениях и повествуют о вреде наркотических веществ, плохих компаний, отчуждения от общества.

Подобные мероприятия проводятся, но в недостаточных объемах. Их количество следует увеличить, так как они помогают вовремя заметить отклонения в поведении отдельных подростков и провести необходимые меры для улучшения ситуации.

Чувство вседозволенности

К преступлениям оказываются причастны не только те, кто проживает в бедных семьях, но и те, кто имеет обеспеченных родителей. Подростки в таких семьях вырастают избалованными и чувствуют превосходство над сверстниками.

Из-за отсутствия порицания их действий со стороны родителей подростки решают, что могут делать все, что захотят. Поэтому иногда они совершают незаконные действия в результате спора или ради развлечения.

Определение понятия

Преступность — это явление, для которого характерно отклоняющееся поведение, весьма опасное для людей, находящихся в окружении нарушителя. Именно поэтому подобное деяние преследуется по закону.

И если преступность считают наиболее опасным видом отклоняющегося поведения, то стоит иметь в виду, что противоправные действия, совершенные подростками и детьми, являются ее составной частью. Нарушение закона молодыми людьми обладает рядом специфических особенностей. По сравнению со взрослой, подростковая преступность характеризуется высокой динамичностью и имеет большую степень активности. Тот, кто стал на кривую дорожку в столь раннем возрасте, исправлению поддается весьма трудно. Очень сложно перевоспитать подобных подростков. Так и появляется резерв для взрослой преступности.

Психологические причины совершения правонарушений

Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй – социального характера. Первые из них характеризуются:

  • деформацией нравственной и правовой ориентации со смещением ценностей в направлении сиюминутных удовольствий;
  • ослаблением чувства стыда, которое наблюдается в эмоционально-волевой сфере, а также равнодушным отношением к переживанию других людей;
  • отягощенностью нервно-психических аномалий, как правило, из-за неблагоприятных условий воспитания и жизни;
  • высокой склонностью к риску;
  • пониженной самооценкой.

Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.

В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:

  • различного рода нарушения, имеющие место в психофизическом развитии, которые произошли в период внутриутробного развития плода, родов, а также в раннем детском возрасте;
  • заболевание алкоголизмом;
  • физическая инфантильность, выражающаяся в форме вялости и быстрой утомляемости, пониженной работоспособности и т.д., а также отставание организма в физическом развитии, в том числе и дефекты внешности.

По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.

Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.

Проводя профилактику преступности среди несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что ни робких мальчиков, ни чересчур активных девочек нельзя высмеивать и критиковать. Взрослые должны серьезно относиться к процессу формирования психологического пола детей. От этого во многом будет зависеть моральное здоровье подрастающего человека.

УК РФ

По всем статьям, предусмотренным в кодексе, наказание к несовершеннолетним применяется с 16 лет. Однако в УК присутствует ряд норм, ответственность по которым наступает с 14 лет. К последним относят статьи:

  • 105 — «Убийство».
  • 111 — «Умышленное нанесение тяжкого ущерба здоровью».
  • 126 — «Похищение человека».
  • 112 — «Умышленное нанесение
  • 131 — «Изнасилование».
  • 158 — «Кража».
  • 132 — «Насильственные
  • 163 — «Вымогательство».
  • 162 — «Разбой».
  • 161 — «Грабеж».
  • 166 — «Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения».
  • 167 (часть 2) — «Умышленное повреждение/уничтожение имущества при наличии отягчающих обстоятельств».
  • 206 — «Захват заложников».
  • 205 — «Терроризм».
  • 213 (части 2 и 3) — «Хулиганство при наличии отягчающих обстоятельств».
  • 214 — «Вандализм».
  • 226 — «Вымогательство/хищение боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ или
  • 267 — «Приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств».
  • 229 — «Вымогательство/хищение наркотических средств или психотропных веществ».

Личностные характеристики правонарушителей

Каковы объекты профилактики преступности несовершеннолетних? Если рассматривать выраженность и направленность волевых качеств, то подростки-правонарушители могут быть условно разделены на три типа. Знание подобной классификации позволит проводить максимально эффективные мероприятия по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних. Это:

  • подростки прирожденные организаторы, отличающиеся сильной волей;
  • молодые люди с высокими волевыми качествами, которые имеют отрицательную направленность и используемые при подготовке к совершению преступлений;
  • слабовольные подростки, совершающие противозаконные поступки под влиянием других лиц.

Психологи отмечают тот факт, что социальный статус подростка практически не имеет отличий от детского. У молодых людей лишь возникает чувство взрослости, выражающееся в уровне притязаний, возвышающих положение, которое ими еще не достигнуто.

Подростки постоянно стремятся к самоутверждению. Они приравнивают свою личность к взрослой и начинают требовать, чтобы с ними считались и уважали их мнение. Подростками также начинает усваиваться внешняя взрослая атрибутика поведения. Она выражается в манере говорить и одеваться. Молодые люди начинают употреблять спиртное, курить и т.п.

Подростковый возраст считается переходным. Психологи называют его еще и критическим. Что же означает этот переходный период? В биологии под ним понимают определенную фазу в развитии организма, когда он становится особенно чувствителен к некоторым внутренним и внешним факторам.

При проведении мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних следует иметь в виду тот факт, что подобные правонарушители, как правило, это лица, обладающие устойчивыми стереотипами, склонностями и привычками антиобщественного поведения. Случайно преступления совершают лишь единицы. Остальные правонарушители характеризуются:

  1. Постоянной демонстрацией пренебрежения к тем нормам поведения, которые приняты в обществе. Такие подростки сквернословят, пристают к гражданам, появляются на улице в нетрезвом виде, портят государственное имущество и т.д.
  2. Обладают пристрастием к азартным играм, наркотикам и спиртному.
  3. Систематически убегают из дома и бродяжничают.
  4. Отмечены половой распущенностью и наличием ранних половых связей.
  5. Виновны в создании конфликтных ситуаций. Из-за этих подростков в семье постоянно возникают ссоры. Причем молодые люди терроризируют родителей, а также других близких им людей.
  6. Имеют привычку присваивать все то, что плохо лежит, а также то, что можно отнять у слабого, не понеся за это никакого наказания.

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться с теми молодыми людьми, которые обладают эмоциональной неуравновешенностью, тщеславием, упрямством и агрессивностью. Все эти черты являются наиболее характерными для малолетних преступников.

В отличие от личностей, имеющих позитивные интересы, которые одобряются обществом, развитие потребностей правонарушителей идет чаще всего в обратном направлении. Такие молодые люди проводят свое время в основном бесцельно. Это и формирует у них негативный интерес. В дальнейшем он закрепляется в привычках, которые приводят к формированию социально чуждых для общества потребностей. На этом фоне и вырабатываются общественно опасные, противоправные способы их удовлетворения.

Принимая меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что подобные противоправные поступки совершаются по причине низкого самоуважения молодого человека. Подрастающая личность стремится найти способ самоутверждения. И он, как правило, не одобряется так называемой позитивной средой.

Когда проводится представителями ОВД профилактика преступности несовершеннолетних, то отмечается болезненно-агрессивное отношение молодых людей к сверстникам, имеющим заслуженную позитивную самооценку. Это также приводит молодых людей в криминогенную среду.

Исследовательские работы и проекты

В процессе работы над детским исследовательским проектом по обществознанию на тему «Подростковая преступность» автором была поставлена цель, определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Подробнее о работе:

В ученическом проекте по обществознанию «Подростковая преступность» автором была исследована литература по данной теме и изучены психологические характеристики подросткового периода, проанализированы статистические данные правонарушений несовершеннолетних по Свердловской области, на основе которых были определены основные причины совершаемых подростками преступлений.

Готовая исследовательская работа по психологии и обществознанию на тему «Подростковая преступность» содержит теоретические сведения о мерах профилактики правонарушений среди подростков, а также в работе обоснованы виды юридической ответственности для несовершеннолетних преступников. В рамках своей проектной деятельности ученица 9 класса исследовала уровень подростковой преступности в Республике Марий Эл.

Оглавление

Введение 1. Подростковая преступность – основная проблема современного общества. 1.1. Факторы, влияющие на становление подростков. 1.2 Профилактика подростковой преступности. 2. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. 3. Исследование подростковой преступности в Республике Марий Эл. Заключение Список литературы

Введение

Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Многие ученые и сотрудники органов внутренних дел заняты изучением и поиском решения данной проблемы, но уровень преступности среди подростков неуклонно растет. Это означает, что ныне известные методы профилактики правонарушений не действуют.

Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский

максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.

Конечно, прежде чем искать способы профилактики, необходимо выяснить первопричины, источники, обуславливающие рост правонарушений. Опираясь на исследования, построить систему методов профилактики по сокращению преступности среди лиц, не достигших возраста 18 лет.

Актуальность. Криминальная ситуация в России по-прежнему остается сложной. Преступность подростков продолжает быть дестабилизирующим фактором общественной жизни. Причем, в сравнении с другими явлениями, она характеризуется наивысшей общественной опасностью с точки зрения государства, а потому не может не интересовать социолога, ориентированного, прежде всего, на изучение социальных недугов и аномалий.

Преступность представляет собой крайнюю форму антиобщественных явлений, она впитывает в себя всю совокупность социальных, экономических, политических и культурных противоречий. Этим обусловлена необходимость ее социологического осмысления. Более глубокое изучение этих факторов даст возможность понять специфику совершаемых преступлений, и их закономерности.

Объектом исследования данной работы является — проблема подростковой преступности в современном обществе.

Предметом исследования данного проекта является — способы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель: определить основные причины подростковой преступности в современном обществе и найти более эффективные способы их профилактики.

Задачи:

  • найти и проанализировать литературу по данной теме;
  • изучить психологическое содержание подросткового периода;
  • проанализировать статистические данные правонарушений несовершеннолетних по Свердловской области;
  • на основе статистических данных выделить основные причины совершаемых подростками преступлений;
  • рассмотреть меры профилактики правонарушений среди подростков;
  • провести анкетирование по данной теме;
  • обобщить полученную информацию.

Гипотеза: низкий уровень правосознания подростков связан с недостаточностью профилактических мероприятий в образовательном учреждении.

Мероприятия по улучшению ситуации

В настоящее время профилактика подростковой преступности находится в ведении КДН. Комиссии непосредственно призваны обеспечивать взаимодействие различных звеньев правоохранительной системы. Однако на практике зачастую отмечается неудовлетворительная работа КДН. Такая ситуация обусловливается большим в сравнении с судебными органами объемом дел. Подготовительное производство и непосредственное рассмотрение материалов осуществляет один, зачастую не освобожденный от прочих обязанностей, ответственный служащий комиссии.

Для разрешения ситуации необходимо формирование специального органа профессиональных соцработников. В их компетенцию следует включить деятельность по сопровождению семьи. Эти работники должны взаимодействовать с детьми, растущими в воспитанниками приютов. Необходимо также четкое законодательное определение формы проведения такой деятельности. Сегодня уже разработан и внедряется в практику комплекс дополнительных мероприятий. Они направлены:

Вариант 2

Рост числа преступлений среди подростков очень негативно сказывается на общем состоянии всего общества и беспокоит, в первую очередь родителей подростков, совершивших правонарушение.

Для нахождения путей решения этой проблемы необходимо понять решающие факторы, влияющие на возникновение причин нарушения закона подростками.

Первая, самая частая и распространенная проблема, это неблагополучная обстановка в семье и недостаточно добрые и доверительные отношения между родителями и ребенком. Многих трудностей можно избежать, если родители постараются понять ребенка, поговорить с ним и вникнуть в его жизнь. Строгий, но не навязчивый контроль контактов и друзей подростка, очень необходим в сложный переходный период его жизни. Мирная, без ссор и выяснений отношений обстановка между родителями и в семье, позволит ребенку полностью доверять своим родственникам и не искать ненужных контактов и связей вне семьи. Положительный пример, добрая беседа и старания вызвать ребенка на откровенный разговор, почти всегда приносят положительный результат в удержании ребенка от совершения непоправимых поступков.

Второй причиной увеличения преступности в подростковой среде, является недостаточный контроль со стороны школы и общественных организаций, призванных осуществлять воспитание подрастающего поколения. Школьным педагогам и психологам необходимо уделять больше внимания не только успеваемости учеников, но и их поведению, кругу общения, стилю и методам общения со сверстниками и старшими ребятами, пристрастию к вредным привычкам и проведению досуга. Часто подростки могут доверить свои проблемы и трудности не родителям, а только неродным, но уважаемым людям. Опытные педагоги всегда могут помочь ребенку не только советами, но и более действенными методами.

Работа правоохранительных органов в этом вопросе важна, как ни какая другая, особенно в последнее время участившихся правонарушений среди молодежи. Эффективный надзор за соблюдением норм воспитания в неблагополучных семьях, работа участковых с местными неформальными организациями, информативная и просветительская деятельность об уголовных наказаниях за преступления и просто вовлечение молодежи в общественную и созидательную деятельность, вот только малая часть работы работников полиции.

Каждый человек, небезразличный к будущему своей страны, может внести посильный вклад в дело воспитания подрастающего поколения и уменьшения подростковой преступности.

Пути решения проблемы детской преступности

Чтобы частично распутать этот «узел», в апреле 2004 г., под эгидой МВД, в академии им. Штефана чел Маре состоялась научно-практическая конференция «Проблемы предупреждения и борьбы с детской преступностью, трафиком людей и незаконной миграцией», в которой приняли участие также представители учебных заведений, ученые, неправительственные организации, офицеры-оперативники, преподавательские кадры учебных заведений МВД Республики Молдова, а также представители Латвии, Украины, Румынии, Германии. Участники конференции пришли к выводу о том, что проблема детской преступности может быть решена только при условии совершенствования законодательства с целью повышения его эффективности, а также разработки действенной концепции работы в нынешних условиях. Министерство внутренних дел настаивает на активном сотрудничестве с другими государственными структурами, такими, как Министерство юстиции, Министерство образования, с общественными, неправительственными организациями, с учебными заведениям в области предупреждения и борьбы с преступными явлениями, а также на создании специализированных институтов, деятельность которых была бы направлена на перевоспитание несовершеннолетних преступников.

Ставится вопрос о введении в рамках Академии им. Штефана чел Маре, других учебных заведений юридического профиля специальных курсов по методике и тактике борьбы с новыми формами преступности, в том числе детской, а также о сотрудничестве правовых органов с масс-медиа с целью определения новых форм противодействия социально-опасным проявлениям в среде несовершеннолетних. Согласно статистическим данным, предоставленным Службой несовершеннолетних и нравов Департамента общественного порядка МВД, 80% из числа несовершеннолетних преступников являются детьми из социально уязвимых семей, 37% — из малообеспеченных семей, остальные — из семей, живущих в полной нищете. Недавно в Кишиневе начал работать Центр временного содержания несовершеннолетних. Речь идет о детях, найденных на улице, на вокзалах, автобусных станциях — бродягах, попрошайках, ворах и т.д. Их приводят в Центр, где они находят понимание, человеческую теплоту, еду и ночлег. В рамках центра работают психологи, педагоги, медики, которые заботятся о дальнейшей судьбе ребенка.

За последние семь месяцев через Центр прошли 919 детей. Из 919 детей 210 являются учащимися школ-интернатов, 299 — общеобразовательных школ, 3 — специальных школ. С точки зрения возраста детей, содержащихся в Центре, картина такова: 469 детей в возрасте от 3 до 14 лет, 217 подростков от 14 до 15 лет и 223 подростка от 16 до 17 лет. С точки зрения пола преобладают мальчики — 721, девочек — 198.

В последнее время в районах начали работать инспектора по делам несовершеннолетних и нравам. К сожалению, из-за слишком скромной оплаты их труда и слишком большой ответственности, эти инспектора не слишком «задерживаются» на этой службе. Детская преступность — проблема не только социальная, она начинает перерастать в национальную проблему.

Ее решение зависит не только от уровня компетентности работников МВД, сферы социального обслуживания или местной публичной администрации, участвующих в мерах по предупреждению детских преступлений. Оно не зависит только от проектов, осуществляемых при поддержке UNICEF. В преодолении этого национального бедствия должны участвовать также политические силы страны. Но они пока борются лишь за власть или за удержание власти, и равнодушны к угрожающему положению народа.

Непосредственная профилактика

Проведение следующего этапа становится необходимой мерой только в том случае, когда склонность у подростка к правонарушениям не была ликвидирована при принятии ранних мероприятий, и он начал их совершать. На этой стадии нормализуются условия жизни и воспитания детей, а также производится оздоровление среды их обитания.

При этом усиливается непосредственное воздействие на несовершеннолетнего и, при необходимости, подключаются меры правового характера. Они состоят в контроле над поведением молодежи со стороны подразделений ОВД, а также в принятии принудительных мер, применяемых к родителям.

При этом необходимо:

  • развивать позитивную ориентацию несовершеннолетних;
  • проводить их нравственное воспитание;
  • вовлекать в секции физической подготовки;
  • проводить медицинскую профилактику и оздоровление;
  • повышать уровень правовой культуры.

Уголовная ответственность

Наступает из-за более серьезных преступлений. Полагается подросткам, достигшим 16 лет, но за отдельные особо опасные преступления ответственность придётся нести с 14 лет. К ним относятся:

  • убийство;
  • вандализм;
  • разбой;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • вымогательство;
  • нападение на государственного или общественного деятеля;
  • захват заложника;
  • несообщение о преступлении;
  • участие в акте терроризма и др.

За подобные действия могут быть назначены следующие меры наказания:

  • штраф;
  • исправительные работы;
  • обязательные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определённой деятельностью.

Штраф может быть назначен даже при отсутствии источника заработка у подростка. Выплатить его за него могут родители или иные опекуны с их согласия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: