Скифы

↑ Кто такие скифы

До сих пор идет спор, кто они такие. Кто-то считает, что они монголы, другие называют их арийцами.

Но все же большинство ученых исследователей считают, что, это люди, пришедшие из глубин Азии и относят их к ветви индоевропейского племени (возможно иранского).

Скифы, завоевали земли у киммерийцев от Дона до Дуная и создали могущественное Скифское государство.

Эти воинственные и
многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное
Причерноморье — степные и лесостепные области между Дунаем на западе и
Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская
конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию,
Вавилонию, угрожает даже Египту…
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

 

скифы на карте фото

Эти воинственные и
многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное
Причерноморье — степные и лесостепные области между Дунаем на западе и
Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская
конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию,
Вавилонию, угрожает даже Египту…
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

Эти воинственные и
многочисленные кочевые племена быстро захватывают всё Северное
Причерноморье — степные и лесостепные области между Дунаем на западе и
Доном на востоке. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская
конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию,
Вавилонию, угрожает даже Египту…
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/23225/ (Наука и жизнь, Скифы. Что мы знаем о них)

Историки разделяют скифов на четыре группы:

  • царские скифы,
  • скифы-земледельцы (занимались земледелиям и выращивали зерновые культуры),
  • скифы-кочевники (занимались скотством),
  • скифы-пахари (оседлые земледельцы лесной Скифии).

Теории происхождения

Но кем же были предки воинственных скифов? На этот счёт существует две официальные гипотезы. Одну из них подробно раскрыл советский археолог Борис Граков. Он придерживался мнения, что большинство скифских племён принадлежали к автохтонным народам, а их предками стали этносы, создавшие срубную культуру.

Не секрет, что район Причерноморья знал несколько волн миграции. Вероятно, переселенцы, являющиеся представителями срубных культурных общностей, постепенно смешивались с населением, пришедшим ранее на эти земли.

Скифы / Alexander Deruchenko / deruch.artstation.com

Несмотря на всю обоснованность этой версии, остаётся один неизвестный элемент: культура скифов, их известные “звериные” орнаменты и декоративные элементы не были свойственны “срубникам”, а значит, были заимствованы у других племён.

Советский историк Алексей Тереножкин высказывал совершенно иное мнение. Благодаря его трудам появилась так называемая центральноазиатская теория происхождения скифского народа. Он предполагал, что скифы не были связаны с местными племенами Причерноморья — кочевники просто пришли на эти территории в VII веке до нашей эры, а их родиной являлась Азия.

Военное дело

Племена скифов, в первую очередь, плодили воинов – чтобы любое из них могло забрать у соседей все, что ему могло понадобиться. Ведь это позже (в эпоху появления аристократии) люди расслабились.

Воином мог быть любой, кому по душе была битва – даже женщины (они, судя по сказаниям эллинов) не раз возглавляли поздние скифские (в том числе меотские и массагетские) царства. А «существовали» еще и ираноязычные племена амазонок (чаще – в тех же легендах).

Но высококачественная амуниция народа – дело доказанное (находками из раскопов). Начиная с 6-5 вв. до н.э. скифы старались носить металлические шлемы (часто продолжающиеся на лице полумаской – как у коринфян), наручи, поножи, панцири с металлической чешуей, нашитой на плотную кожаную основу. В военных кампаниях они вооружались копьем, колчаном со стрелами, а позже еще и ножом. Бытовал у любых ираноязычных всадников легкий серповидный щит, не мешающий управлять конем. В момент обстрела сзади, им закрывали от стрел спину. Кстати, о лучниках. Луков было 2 типа – для стрельбы в пешем строю и для обстрела с лошади. Позже у скифов появилось и длинное копье. Обязательная часть снаряжения – богато отделанный металлом кожаный пояс, запахивающий куртку.

У женщин имелись высокие головные уборы (чем выше статус, тем больше колпак и богаче отделка дорогими украшениями). Самые обычные девицы обходились налобными повязками.

Что касается тактики и стратегии, то у «варварской» половины этнического массива ее не было. Азартные охотники, эти «кибиточники» могли нарушить строй во время сражения с вражеской армией, всего лишь увидев зайца. Тот, кто первым его убивал, значительно повышал авторитет клана. Охота была важнее войны. Война считалась делом обыденным, поэтому к ней не относились с пиететом. Собравшись, когда надо в огромную орду, скифы также быстро «рассасывались» кто куда. Поэтому-то один из персидских царей никак не мог дать им генерального сражения. Скифы были мало организованы, постоянно разбиваясь на кочевья, управляемые выборным вождем. Но это-то и делало их непредсказуемыми и непобедимыми.

Культура

В науке усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времен палеолита . В частности, варианты обрядов захоронений, ряд символов и изображений, элементы звериного стиля (лошадка палеолитической Сунгири) и т. п. находят аналоги через 20 — 23 тыс. в культурах евразийских народов.

Искусство

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д. ) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный стиль . Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV—III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.

По мнению учёных — скифы и древние греки оказали значительное влияние на многие народы жившие на территории Европейской части бывшего СССР, так например такое влияние они оказали на меотскую культуру, что видно из артефактов найденных в Курганах Келермесских, Карагодеуашх и др. Показательны и курганы : Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском.

Мифология

Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ по язычеству показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования.

Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч . Геродот перечисляет названия следующих божеств : Табити (Гестия в греческой мифологии), Папайос (Зевс), Апи (Гея), Ойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита Урания), Фагимасад (Посейдон); кроме того, он упоминает о Геракле и Аресе. Табити, божество семьи, домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалась покровителем скифов. Поклясться очагом, домашним божеством начальника — величайшая клятва; ложная клятва этим божеством причиняла, по мнению скифов, болезнь начальнику. Изображением бога войны (Ареса, как его назвал Геродот по аналогии с греческой мифологией) был меч; раз в год ему приносили жертву — различных животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста — одного.

В целом скифская мифология, с учетом находок археологов, сложна и многообразна, требует учета большого круга источников .

Военное дело

У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой.

Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы, греки и македонцы.

Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее — тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.

Культура и искусство

Культура древних скифов имеет главный легко узнаваемый «бренд» – звериный стиль. Объединенный единой тематикой декор присутствует как на поверхностях военных атрибутов, так и на предметах быта (металлической посуде, украшениях, гребнях для волос и конской упряжи).

В чем особенности указанного стиля в получившем высокое развитие ремесленном искусстве? Все сюжеты – вплетенные в растительный узор копытные (особенно олени с ветвистыми рогами – основной тотем сибирских племен скифов) и хищные животные (изображенные даже в момент атаки). Скифо-сибирские каноны металлообработки были удивительно качественными. Изделия 5-го века до новой эры имели и изображения самих скифов. Так мы узнали об их одеянии и лицах.

Однако таким же знаковым культурным достижением были саркофаги внутри курганов (к которым вел узкий коридор, пробитый внутри погребальной насыпи). Вождю для «того света» оставляли амуницию, оружие, коня, рабов (или преданных соратников), жену и даже посуду с едой. Погребальная архитектура прочно связывала их с миром более древних людей Курганных культур (что косвенно еще раз указывает на общую биографию с остальными индоевропейцами).

Что касается костюма, конники носили короткие рубахи, а сверху распашные куртки косого раскроя, отороченные меховым кантом. Зимой на ногах у них были высокие войлочные сапоги. На головах колпаки фригийского типа (чаще тоже из войлока – он защищал от жары и холода, а иногда и от удара бронзового меча). В южных степях куртку одевали сразу на голое тело и мехом не оторачивали. На ногах, разумеется, был уже не войлок, а короткие кожаные сапожки. К слову, именно конные азиаты занесли в Европу моду на штаны (за Доном они были из толстой ткани).

Быт скифов

«Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными глазами!» — пишет Александр Блок в своей поэзии «Скифы». Одна современные ученые не согласятся с мнением известного поэта. Ведь археологические находки и предания современников подтверждают, что скифы отнюдь не были азиатами. На древних артефактах их изображен как голубоглазых, светло — или рыжеволосых людей с пышными бородами.

Сначала, как и киммерийцы, скифы были кочевниками, и впоследствии они превратились в полукочевой народ: занимались и кочевым скотоводством, и оседлым земледелием. Скифы разводили коней, которые славились своей красотой и выносливостью, коз, волов, овец, но никогда не выращивали свиней и свинины также не употребляли из-за того, что в кочевых условиях вырастить свинью просто невозможно. Поголовье скота определяло имущественное положение скифов.

Высокого развития у скифов достигли промыслы и ремесла. Они прекрасно обрабатывали кожи, изготовляли посуду на гончарном круге, достигли успехов в обработке черных и цветных металлов. У скифов существовали мастерские: оружейные, кузнечные, деревообрабатывающие. Отдельным видом ремесла стала важнейшая отрасль – обработка железа.

Быт в большой степени зависел от полукочевому образу жизни. Геродот рассказывает, что скифы никогда не мылись. Зато скифские женщины натирали свое тело полевыми травами и маслом и оставляли этот раствор на ночь на коже, а утром стирали его и становились чистыми и прекрасно пахли.

Своеобразными жилищами на колесах были кибитки на 4 или 6 колесах, в которых переезжали женщины и дети, хранилось имущество скифов. Жизнь мужчин с детства была связана с лошадью. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде.

Степное жизни накладывало отпечаток на рацион скифов – основными продуктами питания у них было мясо и кобылье молоко. Из-за нехватки древесины у скифов сложилась особая технология приготовления мяса на костре: мышцы забитого животного отделяли от костей, которые в дальнейшем использовались как дрова, а мясо складывали в казан или в очищенный желудок животного и так варили. Геродот назвал это «бык готовил сам себя».

Из кобыльего молока скифы готовили различные кисломолочные продукты. В том числе масло и сыр. Доением кобыл и приготовлением молочных продуктов занимались рабы-пленные, которых после захвата ослепляли.

Скифы вели активный обмен и торговлю с соседними народами – продавали им продукты скотоводства, молоко и мясо, взамен получая хлеб, вино, масло и другие добытые земледельцами товары.

Скифские богачи часто заказывали у греческих мастеров украшения и драгоценную посуду. В античных городах-государствах Северного Причерноморья существовали ювелирные мастерские, выполнявшие заказы богатых скифов. Великолепные произведения ювелирного искусства накапливались в усыпальницах знати, что по своим размерам и богатству не имели равных среди других представителей знати Восточной Европы.

Развитая материальная культура скифов вобрала в себя достижения местных племен, передовых цивилизаций Востока, Греции и позднее Рима. В свою очередь Скифия существенно повлияла на экономику, общественный строй, материальную культуру населения лесостепной Украины.

Религия скифов – кратко

Наиболее почетным занятием считалась война. Сражались они преимущественно в качестве конных стрелков из лука. Высшими божествами в религии скифов признавались бог неба (Паппей), богиня огня на очаге и бог войны. Упоминаются и другие божества, олицетворявшие большею частью силы и явления природы. Религиозный культ у скифов был мало развит (не существовало почти вовсе ни алтарей, ни изображений богов), но сопровождался кровавыми и даже человеческими жертвоприношениями. Скифы были храбры, добродушны, беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу. Геродот сообщает много подробностей об их военных обычаях, об игравших большую роль в их быту гадателях, о существовавшем у них обычае побратимства, в особенности же об их своеобразных погребальных обрядах.

Скифская пектораль (ожерелье) из кургана Толстая Могила (Украина). Вторая половина IV века до Р. Х.

Автор фото — Д. Колосов

↑ Войны скифов

Скифы – народ, который за всем время своего существования пребывал в бесконечных войнах. Скиф-воин – это человек, небольшого роста на коне с луком и стрелами, и акинаком (небольшой меч).
Скифский народ воевал и сражался с Дарием I (персидским царем), которому при всем своем могуществе, так и не удалось завоевать скифов.

войны скифов фото

Воевали также с Римской империей, с Македонским царем Филипом II. Вели войну с Сирией, Палестиной и станами Ближнего Востока, постоянно нападая на них и разоряя чужие земли. Существуют источники, которые подтверждают факт нападения и ограбления территорий Египта скифскими всадниками.

Поскольку скифы, преимущественно, кочевой народ, то сражались они верхом на коне или же в пешем строю и только в легких доспехах, что позволяло им совершать быстрые маневры, навязывать противнику место боя и изматывать тяжелые войска, той же Персидской империи.

Некоторые этапы истории скифов

Приход в Причерноморье

По мнению Геродота, в первоначальный период истории скифов, они изгнали всех киммерийцев со своей земли. Но это не подтверждается археологией: многое в культуре скифов обнаруживает прямую преемственность от культуры Причерноморья предшествующей поры. Скорее всего скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».

Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.

Согласно рассказу Геродота, после покорения Причерноморья скифы, преследуя бежавших киммерийцев, вторглись в Переднюю Азию. Это сообщение подтверждается данными древневосточных текстов, в которых вторгшийся народ именуется «шкуда» — другая передача того же этнического названия. Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» — киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. Скорее всего в действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное — несколькими волнами — их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э.

Скифы в Передней Азии

На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.

До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.

Религия скифов

Большинство племен, обозначенных в 1-м разделе, некоторое время поклонялись богам своего национального пантеона (это потом он постепенно становился частью эллинского). Верховным божеством считался «Папай» («отец народа», аналог Зевса). Далее шли Табийти (вариант Гестии) и Апи (как Гера). Особо воинственные («дикие») кланы «молились воткнутому в землю мечу» – акинаку. Считается, что и Арес – это скифский бог (образован от «арьяс» – сообщество земляков, «аров»). Как раз его и олицетворяли с коротким скифским мечом – акинаком. На нем давали клятву. Кстати, о союзнических клятвах. Кочевники давали друг другу побратимское обещание, смешивая кровь в специальном кубке, из которого воины пили в момент обряда «братания»…

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Геродотова Скифия и ее боги

По образному выражению одного из историков-антиковедов, сведения о Скифии Геродот получал через «грекоязычных базарных переводчиков» в эллинских городах Северного Причерноморья, прежде всего — в Ольвии. Несомненно, это отчасти сказалось на точности запечатленной им информации.

Так, описывая суровую по сравнению с Элладой природу Скифии, Геродот перемежает реальность с вымыслом или по меньшей мере с преувеличением: «…здесь в течение восьми месяцев мороз такой нестерпимый, что если в это время разлить воду, то грязи не получишь. Но если развести огонь, то ты получишь грязь». По причине сильных холодов быки у скифов безроги, а иногда воздух Скифии наполняется множеством перьев, в которых без труда угадываются снежные хлопья.

Этногеография Скифии в описании Геродота выглядит следующим образом. Главенствующее положение в Скифии занимали скифы царские, считавшие всех остальных скифов своими рабами. Они обитали в междуречье Борисфена (Днепра) и Танаиса (Дона), включая Крым, и занимали самые лучшие для ведения кочевого хозяйства земли. К северу от них в безлесной степи проживали скифы-кочевники. В лесостепных районах Поднепровья Геродот помещает будинов, в земле которых находится город Гелон, а в лесостепном Побужье — скифов-земледельцев.

Рассказывая о скифских богах, Геродот сравнивает их с эллинскими, возможно, следуя давно сложившейся в греко-скифской контактной зоне традиции. Так, по его сведениям, Зевс носит у скифов имя Папай, Гея — Апи, Гестия — Табити, Аполлон — Гойтосир, Афродита — Аргимпаса, Посейдон — Тагимасад. Только Арес, бог войны, не поименован Геродотом по-скифски. Отец истории отмечает, что никому из богов, кроме как Аресу, скифы не сооружают алтарей, однако приносят в жертву животных.

Жертвоприношения же Аресу совершались скифами по особому обряду. Для этого из вязанок хвороста сооружались огромные алтари с площадкой наверху: эти грандиозные сооружения ежегодно подновлялись.

Может быть интересно

Особое место в пантеоне Скифии занимал Геракл. Этого героя, чрезвычайно популярного у эллинов, скифы, согласно одной из легенд, сохраненных Геродотом, считали своим родоначальником. Отцу истории рассказали, что в поисках своих таинственно пропавших коней Геракл достиг Гилеи — области в низовьях Днепра, где нашел в пещере змееногую деву, похитившую и спрятавшую животных. В качестве платы за возвращение лошадей змееногая богиня потребовала от Геракла разделить с нею ложе. В результате этой связи появилось три сына, и богиня, возвратив коней, настояла, чтобы герой помог ей определить, кого из сыновей оставить править ее страной, а кого отправить в изгнание. Геракл оставил змееногой матери один из своих луков, сказав, что правителем страны станет тот из сыновей, кто сумеет натянуть на него тетиву. Ему же достанутся и дары Геракла — золотой пояс с золотой чашей. Когда дети возмужали, богиня провела испытание. Старшие сыновья с заданием не справились и удалились из страны, а вот младший, носивший имя Скиф, сумел натянуть на грозное оружие тетиву и остался на родине, став основателем скифского царского рода.

Змееногая богиня. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба. Государственный исторический музей. Фото с сайта Государственного исторического музея. Источник

Примечательно, что в скифском царском кургане Куль-Оба в Восточном Крыму был найден золотой кубок, на котором изображен мужчина в скифском костюме, натягивающий тетиву на лук, а рядом две пары скифов, в каждой из которых один оказывает помощь другому. В первой паре скиф перевязывает товарищу ногу, во второй — извлекает у другого изо рта больной зуб. Не исключено, что на сосуде из Куль-Обы запечатлен расширенный вариант рассказанной Геродотом легенды, причем с определенным «хирургическим» уклоном: незадачливые старшие братья получили увечья при неумелом обращении с оружием, ведь сорвавшийся при натягивании тетивы лук нижним концом ударил бы по ноге, а верхним — съездил по зубам. Есть на кубке и еще одна пара персонажей — пожилой скиф рассказывает молодому товарищу древнюю легенду.

Золотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, натягивающий тетиву на лук. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, перевязывающий ногу другому скифу. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, извлекающий у другого скифа больной зуб. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Пожилой скиф, рассказывающий более молодому древнюю легенду. Фото с сайта «Открытая археология». Источник

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин — ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос — достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов — народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: