Саломея

Краткое содержание

Знойная ночь окутала дворец Ирода Антипы. Стремясь забыться от преследующих его неудач и мрачных предсказаний, тетрарх пригласил множество гостей на очередную праздничную оргию. На террасе расположилась охрана. Начальник стражи, сириец Нарработ поглощён созерцанием принцессы Саломеи, также принимающей участие в празднестве. Увлечённый, он не слышит предостережений охваченного непонятным страхом юного Пажа. Мощный голос пророка Иоканаана доносится из глубокой цистерны, он предвещает пришествие нового духовного правителя. На террасе появляется Саломея. Преследуемая жадными взорами отчима, девушка не хочет оставаться с гостями. Грозные речи Иоканаана пробуждают её любопытство и она требует показать пленника. Испуганные солдаты отказываются, лишь Нарработ нарушает приказ Ирода и выпускает пророка из подземелья. Тот обличает погрязшего в бесчестье тетрарха и развратную Иродиаду.

Непреклонная воля, решимость и мужественность Иоканаана рождают в девушке острое неосознанное влечение — коснуться поцелуем губ пророка. Осквернённый, он отталкивает похотливую принцессу и спускается в темницу. Навязчивая идея поцелуя овладевает мечущейся в смятении Саломеей. Поражённый увиденным, Нарработ закалывается. В сопровождении многочисленной свиты, под яростный спор еврейских теологов на террасу выходит Ирод с супругой. Гонимый кошмарными видениями, доведённый до истерики, тетрарх ищет падчерицу, так как лишь в её обществе он находит отдых. Ирод предлагает Саломее место подле себя, вино и чудесные фрукты, но погружённая в мысли об Иоканаане принцесса отказывает ему. Вожделея, Ирод просит Саломею танцевать. За это наслаждение он готов исполнить любую её просьбу. Неожиданно девушка откликается на щедрые посулы и начинает «танец семи покрывал».

Источающее эротическую негу тело постепенно вовлекается в стремительный вихрь восточной пляски. В восторге Ирод вопрошает Саломею о награде. Ответ повергает присутствующих в ужас — юная красавица под торжествующие возгласы Иродиады просит голову Иоканаана. Бесполезны попытки тетрарха откупиться золотом и драгоценностями. Сломленный Ирод отдаёт страшный приказ. В предельном, граничащим с безумием возбуждении Саломея получает награду. Желание исполнилось, и в трансе она припадает к губам мертвеца, утоляя агрессивную страсть. Не в силах вынести отвратительной сцены кровавого наслаждения Ирод приказывает убить принцессу. Раздавленная огромными щитами солдат, Саломея умирает.

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.

Икона Иоанна Крестителя

Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.

Казнь Иоанна Крестителя

В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.

Положение во гроб Иоанна Крестителя

Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.

Храм Святого Иоанна Крестителя в Керчи

В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.

Мощи Иоанна Крестителя

Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Дискография

Исполнители даны в следующем порядке: Ирод, Иродиада, Саломея, Иоканаан, Нарработ

  • 1947 — Дир. Клеменс Краус; солисты: Юлиус Пацак, Элизабет Хёнген, Мария Чеботарь, Марко Ротмюллер, Карл Фридрих; оркестр Венской оперы.
  • 1949 — Дир. Фриц Райнер; солисты: Фредерик Ягель, Керстин Торборг, Люба Велич, Герберт Янссен, Брайан Салливан; оркестр Метрополитен-опера.
  • 1952 — Дир. Курт Шрёдер; солисты: Макс Лоренц, Маргарете Клозе, Инге Борх, Фердинанд Франц, Франц Ферингер; оркестр Метрополитен-опера.
  • 1965 — Дир. Жорж Себастьян; солисты: Фриц Уль, Грейс Хоффман, Биргит Нильссон, Эберхард Вехтер, Ренато Сассола; оркестр театра «Колон».
  • 1974 — Дир. Рудольф Кемпе; солисты: Джон Викерс, Рут Хессе, Леони Ризанек, Томас Стюарт, Хорст Лаубенталь; Национальный оркестр Франции.
  • 1977 — Дир. Герберт фон Караян; солисты: Карл Вальтер Бём, Агнес Бальтса, Хильдегард Беренс, Жозе ван Дам, Веслав Охман; Венский филармонический оркестр.
  • 1990 — Дир. Джузеппе Синополи; солисты: Хорст Хистерман, Леони Ризанек, Черил Стьюдер, Брин Терфель, Клеменс Бибер; оркестр Берлинской оперы.

Популярные сегодня пересказы

  • Дело Артамоновых — краткое содержание романа Горького В самом начале автор знакомит читателей с Ильей Артамоновым. Это глава семейства. Мужчина отправился в город и хотел там построить завод и наладить производство полотна. До этого он долго работал
  • Девочка и птицелет — краткое содержание рассказа Киселева Главной героиней сочинения оказывается девчонка, которую звали Оля Алексеева, показанная автором в качестве тинэйджера четырнадцати глет, от лица которой осуществляется рассказ в представленной истории.
  • Домой — краткое содержание рассказа Телешова Во время переселения в Сибирь семейная пара умирает от тифа и их маленький сын Семка остаётся сиротой. Бедный ребёнок остался совсем один, он вспоминал родной дом, и тосковал по друзьям.
  • Краткое содержание повести Тополёк мой в красной косынке Айтматов В произведении говорится о несчастной любви и непоправимых последствиях. Речь идет об одном юноше по имени Ильяс, который работал водителем. Он был круглым сиротой и устроился водителем сразу после армии.

Завязка произведения

Главные герои новеллы — американская семья, которая приезжает в Англию. Глава семейства — дипломат. Поэтому по работе ему предстоит обосноваться на Туманном Альбионе. Чтобы жить достойно, он покупает родовой замок у лорда Кентервиля. Английский аристократ предупреждает, что в доме водится множество привидений, но американец Отис в это не верит. Он вообще скептически относится ко всему невероятному. В этом главный конфликт новеллы «Кентервилькое привидение».

Краткое содержание позволяет внимательно проследить за всеми сюжетными перипетиями. В замок посол привозит всю свою семью — жену и детей. Это его сын Вашингтон, 15-летняя Вирджиния и непоседливые близнецы — главные шкодники.

В замке уже живет прислуга, престарелая домоправительница миссис Амни.

Музыка

«Саломея» — первая опера Штрауса, в которой найден оригинальный музыкально-драматический стиль. Специфические черты её драматургии определил многолетний опыт работы композитора в жанре симфонической поэмы. В «Саломее», названной однажды Штраусом «скерцо со смертельным исходом», он впервые применил одноактную оперную структуру сквозного поэмного типа. Истоки замысла «Саломеи» связаны с поисками выхода из сферы вагнеровских идей и средств выражения («шаг вперёд по сравнению с Вагнером» — высказывание самого Штрауса). Однако неоспоримы черты преемственности с музыкальной драмой Вагнера: наличие разветвлённой системы лейтмотивов, непрерывное симфоническое развитие основного тематизма. Позднеромантические средства музыкальной выразительности композитор максимально обострил, воплощая экспрессионистское содержание драмы.

Предельной хроматизации достигла гармония, представляя собой яркий пример позднеромантических тенденций — «эмансипации диссонанса» (термин А.Шенберга), явившейся следствием преодоления стабильных нормативов в различных аспектах музыкальной системы. Опираясь на прозаический текст, композитор стремился передать интонации речи — от шёпота до крика, вопля. Не ослабляя роли оркестра (партитура рассчитана на 103 участника), Штраус не подчиняет ему голос; пению принадлежит ведущее место. Позднее композитор ещё более усилил партию оркестра, произведя ретушь инструментовки и разрядив напряжение партии Саломеи.

В искусстве

В искусстве образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноимённая пьеса, пост. 1896) и Рихарда Штрауса (одноимённая опера 1905 — по пьесе О. Уайльда). Текст Генриха Гейне (1841—1842 ,»Атта Троль»), поэма «Иродиада» Стефана Малларме (1867), работа Гюстава Флобера («Иродиада», 1877), роман Шарля-Жоржа-Мари Гюисманса («Наоборот», 1884).

В русской литературе к образу Саломеи обращались такие художники слова, как Александр Блок и Алексей Ремизов. Балет (1907, а позднее симфоническую поэму) Трагедия Саломеи написал Флоран Шмитт. Известна картина Лейбы Антокольского «Саломея на пиру у Ирода». В сценическом искусстве стоит внимания постановка Театра Романа Виктюка «Саломея. Странные игры Оскара Уайльда» (1998).

В изобразительном искусстве

Георг Швайггер, Саломея приносит Ироду голову Иоанна Крестителя, ок. 1648

Джотто, Пир у царя Ирода, 1320

XV век

  • Мазаччо, Обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1426
  • Донателло Пир царя Ирода, 1427
  • Мазолино да Паникале Пир у царя Ирода, 1435
  • Рогир ван дер Вейден, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1446—1453
  • Фра Филиппо Липпи, Пир царя Ирода, 1452—1465
  • Джованни ди Паоло Ироду приносят Голову Иоанна Крестителя, 1454
  • Беноццо Гоццоли, Пир у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1461—1462
  • Джованни Беллини, Голова Иоанна Крестителя, 1464—1468
  • Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474—1479
  • Андреа Вероккьо, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1477—1480
  • Боттичелли, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, 1488

Баттистелло, Саломея, 1615

XVI век

  • Альбрехт Дюрер, Обезглавливание Св. Иоанна, 1510
  • Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510
  • Альбрехт Дюрер, Ироду приносят голову Св. Иоанна Крестителя, 1511
  • Алонсо Берругете, Саломея, 1512—1516
  • Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок. 1515
  • Ханс Бальдунг Грин, Голова Иоанна Крестителя, 1516
  • Чезаре да Сесто, Саломея, 1516
  • Бернардино Луини, Иродиада, 1527—1531
  • Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530
  • Лукас Кранах Старший, Саломея, ок. 1530
  • Алессандро Бонвичино, Туллия д’Арагона в образе Саломеи, ок. 1537

Франц фон Штук, Саломея (1906) Ленбаххаус

XVII век

  • Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605
  • Караваджо, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1605
  • Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода
  • Маттеус Мериан Старший, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1625—1630
  • Гвидо Рени, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1639—1640
  • Рембрандт, Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1640

Гастон Бюссьер — Танец Саломеи или золотые бабочки (1923)

XIX век

  • Ян Адам Круземан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1861
  • Гюстав Доре, Дочь Иродиады получает голову Св. Иоанна Крестителя, 1865
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн, Обезглавливание Иоанна Крестителя, ок. 1869
  • Анри Реньо, Саломея с блюдом и мечом в руках, ожидающая казни Иоанна Крестителя, 1870
  • Василий Суриков, Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872
  • Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876
  • Гюстав Моро, Саломея, 1876
  • Обри Бёрдслей, иллюстрации к драме Уайльда «Саломея», 1893

Вардгес Суренянц — Саломея (1907)

XX век

  • Ловис Коринт, Саломея, 1900
  • Франц фон Штук, Саломея, 1906
  • Вардкес Суренянц, Саломея, 1907
  • Гастон Бюссьер, Саломея, 1914
  • Федерико Бельтран Массес, Саломея, 1932

XXІ век

  • Александр Войтович, Саломея, 2003
  • Александр Бурганов, Саломея.

В кинематографе

Саломея стала прототипом образа роковой женщины в кино. Её образ — в центре одноимённых фильмов Гордона Эдвардса (1918, в загл. роли Теда Бара), Чарлза Брайанта (1923, в загл. роли Алла Назимова), Уильяма Дитерле (1953, в загл. роли Рита Хейворт), Кармело Бене (1972, в загл. роли афроамериканская актриса и модель Дониале Луна), Иисус из Назарета, Никки Ван Дер Зиль в роли Саломеи (1977), Педро Альмодовара (1978), Кена Рассела (1988), Карлоса Сауры (2002).Танец Саломеи обыгран в фильмах

  • Пьер Паоло Пазолини, Евангелие от Матфея, 1964
  • Кармело Бене, Саломея, 1972
  • Лилиана Кавани, Ночной портье, 1974
  • Фридрих Гётц, Саломея, 1974
  • Аль Пачино, Саломея, 2013

Съёмки монументального немого эпического фильма о Саломее и Иоанне Крестителе занимают важное место в псевдодокументальном фильме «Забытое серебро» (1995).

«Саломея» Оскара Уайльда в искусстве

Алиса Гусзалевиц, партия Саломеи в опере Рихарда Штрауса. Около 1910 года.

Библейская история в прочтении Оскара Уайльда, в свою очередь, породила несколько произведений, самым значительным из которых остаётся одноимённая опера Рихарда Штрауса

В опере внимание зрителя перенесено с Ирода на Саломею.. Антуан Марриотт написал свою оперу «Salomé» (1905) раньше Штраусса, но представлена публике она была чуть позже, на её долю выпал значительно меньший успех.

Антуан Марриотт написал свою оперу «Salomé» (1905) раньше Штраусса, но представлена публике она была чуть позже, на её долю выпал значительно меньший успех.

Кроме этих постановок из музыкальных произведений необходимо упомянуть балеты, поставленные практически одновременно: Питера Максвелла Дэвиса (Salome, 1978) и Эмиля Петровича (Salome, 1978); и симфонические поэмы Генри Хэдли (Salome, Op. 55, 1905) и Александра Крейна (Salome, Op. 19, 1929). К теме также обращались композиторы: Александр Глазунов, Леонард Бернстайн, Гренвилл Банток, Флор Альпаэртс, Констан Ламбер, Александр Черепнин.

В 1906 году танцовщица Мод Аллан по мотивам драмы Уайльда подготовила номер «Видения Саломеи» (Vision of Salomé), и впервые представила его публике в Вене. Её версия Танца Семи Покрывал была весьма примечательна и вскоре стала знаменитой, прославив и саму Мод Аллан, за которой закрепилось прозвище «Танцовщица Саломея». Пьеса оказалась в центре судебного разбирательства в 1918 году — Аллан обвинили в оскорблении морали.

На театральные подмостки в роли Ирода выходил, среди прочих, актёр Аль Пачино: в 1980-е годы в театре Circle in the Square и в мюзикле 2006 года.

В большинстве кинопостановок, как и в оригинальной пьесе Уайльда, в центре действия фигура Ирода, как например в фильме Кена Рассела «Последний танец Саломеи» (1988). В эпическом кинофильме 1961 года «Царь царей» некоторые диалоги основных персонажей — Ирода, Иоанна, Иродиады и Саломеи, ближе к тексту Оскара Уайльда, чем к тексту Писания.

Австралийский музыкант Ник Кейв написал пятиактную пьесу «Salomé» и включил её в сборник своих сочинений «King Ink» (1988). В пьесе соединены мотивы Евангелия, драмы Уайльда и картины Пьера Пюви де Шаванна «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1869).

В начале 1990-х годов композитор Максим Дунаевский написал рок-оперу «Саломея, царевна иудейская».

Видео группы The Smashing Pumpkins на композицию «Stand Inside Your Love» начинается со слов Саломеи: Тайна любви больше, чем тайна смерти. Видеоряд клипа построен на драме «Саломея»: появляются главные герои пьесы (в трактовке режиссёра клипа), луна, бассейн со стекающей в него кровью. Клип снят в чёрно-белом изображении, некоторые планы напоминают иллюстрации Бердслея. Отрубленная голова не показана, но несколько раз появляется нож гильотины. Мотивы пьесы использованы в клипах группы U2: «Mysterious Ways» и «Salome».

Метафорическая отсылка к Саломее есть в аниме «Blood+».[источник не указан 189 дней]

Испанский художник Gino Rubert создал цикл рисунков в 2005.

«Salome» — название одного из треков Пита Доэрти с альбома 2009 года «Grace/Wastelands», на котором есть несколько обращений к произведениям Уайльда.

Бельгийская студия Tale of Tales выпустила игру Fatale (2009), являющуюся скорее интерактивной зарисовкой пьесы Уайльда.

В 2018 году на сцене Оренбургского государственного областного театра кукол прошла премьера одноимённого спектакля. Его режиссёром выступил лауреат Национальной театральной премии республики Беларусь Олег Жюгжда. В постановке широко раскрываются проблемы любви, власти, религии. Спектакль получил широкую славу благодаря участию в кукольных фестивалях в городе Санкт-Петербург, за пределами России — в Хорватии.

История создания[ | ]

Библейский рассказ о царствовании правителя Галилеи и Переи Ирода Антипы содержится в Евангелиях (от Матфея, гл. 14; от Марка, гл. 6; от Луки, гл. 3) и подтверждается историческими хрониками Иосифа Флавия и других древнеримских авторов. В нём ярко запечатлелась эпоха заката Римской империи, столкновение разнузданных инстинктов поздней античности с моралью зарождающегося христианства.

Многочисленные преступления Ирода — изгнание супруги, обман брата, кровосмесительный брак со своей племянницей Иродиадой, патологическая страсть к юной падчерице Саломее — неоднократно привлекали художников. Для романтического XIX века особой притягательностью в этом сюжете обладали женские персонажи. В 1893 году повесть Флобера «Иродиада» вдохновила английского писателя Оскара Уайльда (1856—1900) на создание одноактной драмы «Саломея» на французском языке для знаменитой трагической актрисы Сары Бернар. Прошедшую по европейским сценам со скандальным успехом пьесу Штраус увидел в начале 1903 года в Берлине.

Возбуждающая экзотика Востока, пиршество чувственных эмоций и запретных эротических желаний, истерически-нервная природа Ирода, наконец, острота контраста между чудовищным аморализмом гибельно-манящего образа Саломеи и христианскими идеалами Иоканаана (Иоанна Крестителя) вдохновили Штрауса на сочинение музыки. На начальном этапе сотрудничество в создании либретто предложил композитору венский поэт А. Линднер. Но Штраус решил использовать полный текст драмы Уайльда, обратившись к немецкому переводу Х. Лахман. Он устранил несколько эпизодических персонажей, при помощи Р. Роллана сократил и упростил по языку некоторые диалоги. Композитор увидел в Саломее не только женщину-монстра, охваченную маниакальным желанием. Во многом переосмыслив главный образ, Штраус отразил трагическую силу страсти, роковую неудержимость, в результате которых пробуждается истинное чувство любви.

В течение полутора лет шла работа над музыкой. Партитура была закончена летом 1905 года. 25 декабря того же года состоялась премьера «Саломеи» в Дрездене. Постановка «Саломеи» явилась крупным событием в истории немецкой и мировой оперы, она стала сенсацией музыкального сезона. Опера была объявлена певцами неисполнимым и безнравственным произведением. Так, первая исполнительница главной роли, артистка М. Виттих, вначале заявила: «Я не буду это петь, я порядочная женщина».

Вызвавшая резко противоположные оценки критики, «Саломея» впоследствии завоевала успех и утвердилась в репертуаре.

Новое в блогах

Саломея

(ивр. Шломит, 5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф. 14:6).

Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 годами. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула

Мать Саломеи, Иродиада, состояла в связи с братом своего мужа (и отца Саломеи) Филиппа (Ирода Боэта), за что публично осуждалась Иоанном Крестителем. Осуждение, вероятно, и послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна Крестителя. По Марку, Ирод Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (она не названа им по имени) выполнить любое её желание. Однако, по Матфею, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5). Танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы (его дата рождения неизвестна) привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова. Точная дата казни Иоанна неизвестна, но традиционно считается, что она состоялась до распятия Христова, а Иосиф Флавий указывает, что это случилось до 36 года

КОГДА ЛЮБОВЬ УБИВАЕТ

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады — Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея Попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого, Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.

Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли…

Rudolph Ernst Salome and the Tigers

Таланты, бизнес, карьера

Выбор профессии: Ошибки и неудачи Соломония переживает крайне болезненно, потому что не любит проигрывать. Вместе с тем, она преданна своему делу и, вполне возможно, даже после проигрыша попытается взять реванш. Причем, это ее только вдохновит и сделает более уверенной в своей силе. Кстати, по этой причине Соломония стремится выбирать профессии, которые связаны с риском, опасностью и т.д.

Бизнес и карьера: Также можно узнать значение имени Соломонии с точки зрения нумерологии, что тоже достаточно интересно, ведь числа определяют наш характер и даже жизнь в целом. Итак, имени Соломония соответствует число 9, которое от своей обладательницы требует преданности таланту, цели, призванию, отдачи делу, которое она считает для себя важным. Такие люди, как имя Соломония , могут быть отличными лидерами, особенно, если они сами верят в те идеалы, которые активно провозглашают

Но для них крайне важно отказаться от эгоизма и чрезмерной гордости, чтобы окружающие стали относиться к ним с большей долей доверия

Стоит также сказать, что часто именно под числом 9 рождались великие изобретатели, музыканты, поэты, актеры, а потому, Соломония вполне может оказаться очень талантливой личностью

Важно только, чтобы она вовремя осознала эти свои особенности и способности, нашла способ их использования в жизни

Примечания

  1. 12Burton D. Fisher. [books.google.com/books?id=xdc_KMC5Ok4C Richard Strauss’s Salome: Opera Classics Library Series]. — Opera Journeys Publishing, 2005. — С. 33. — ISBN 9780977145515.
  2. Впервые фраза появилась в статье композитора: Шенберг А. Убеждение или Познание? // Зарубежная музыка XX века: Материалы и документы. М.:Музыка, 1975. С.139-142
  3. Henry-Louis de La Grange. [books.google.com/books?id=jUmBd7pwnQkC Gustav Mahler: Volume 3. Vienna: Triumph and Disillusion (1904-1907)]. — OUP Oxford, 1995-01-01. — С. 252-253. — ISBN 9780193151604.
  4. Henry-Louis de La Grange. [books.google.com/books?id=jUmBd7pwnQkC Gustav Mahler: Volume 3. Vienna: Triumph and Disillusion (1904-1907)]. — OUP Oxford, 1995-01-01. — P. 657 (footnote). — ISBN 9780193151604.
  5. [archives.metoperafamily.org/archives/scripts/cgiip.exe/WService=BibSpeed/fullcit.w?xCID=38600&limit=500&xBranch=ALL&xsdate=&xedate=&theterm=&x=0&xhomepath=&xhome= BiblioTech PRO V3.2b]. archives.metoperafamily.org. Проверено 20 сентября 2015.
  6. Michael Kennedy. [books.google.com/books?id=0MFx0rA4tdgC Richard Strauss: Man, Musician, Enigma]. — Cambridge University Press, 2006-11-02. — P. 142-143. — ISBN 9780521027748.
  7. Herbert Lindenberger. [books.google.com/books?id=lOeor7_DSVUC Situating Opera: Period, Genre, Reception]. — Cambridge University Press, 2010-10-28. — P. 252. — ISBN 9781139492584.
  8. Kurt Wilhelm. Richard Strauss personlich: Eine Bildbiographie. — Munich: Kindler, 1984. — С. 124.
  9. Манн Т. Доктор Фаустус / под ред. Н.Н. Вильмонта и Б.Л.Сучкова. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — С. 201.

Евангельские события

Даже человек, не слишком сведущий в вопросах богословия, знает, что у Иисуса Христа были ученики, именуемые апостолами. Поначалу их было 12, затем добавилось еще семь десятков. Кто-то служил Спасителю явно, кто-то – тайно, опасаясь гонений, кто-то и вовсе предал Иисуса, но не в том суть. За священными мужскими персонами часто теряются не менее почитаемые женские фигуры. Их в ранг апостолов церковь еще не возвела.

Тем не менее женщины тоже числились среди учениц Христовых. Они внимательно слушали его слова, помогали ему словом и делом, в том числе, и материально.

Ученицы Христа не оставили своего учителя даже тогда, когда он принимал муки на кресте. Они не убоялись беснующейся толпы и римских легионеров, охранявших крест. С ними были лишь Богородица и святой Иоанн – остальные апостолы в страхе разбежались.

А после кончины Спасителя его тайные ученики Никодим и Иосиф пришли к Пилату, дабы попросить выдачи тела Учителя. Они впоследствии пострадали за явленную смелость, но суровый прокуратор Иудеи все же отдал ученикам тело Христа.

Никодим и Иосиф умастили тело Господне, завернули его в белоснежный саван (плащаницу) и отнесли его в пещеру. Римские легионеры завалили вход в пещеру тяжеленным камнем, наложили печать и остались на страже. Посыл простой: не дать апостолам выкрасть тело Спасителя и имитировать его воскрешение, что подтвердило бы в глазах верующих его Божественную сущность.

После субботы, когда ветхозаветным каноном уже было дозволено действовать, именно жены-мироносицы пришли с миррой, дабы умастить чресла погибшего Учителя. Каково же было их удивление, когда они увидели, что колоссальный камень отодвинут, а плащаница пуста!

Мирра, миро – ароматное масло, применяющееся в некоторых церковных обрядах (в частности, миропомазании). Некоторые иконы периодически или постоянно мироточат (истекают миррой), что считается Божественным чудом.

Ночью разразилась страшная гроза, которая отодвинула камень (женщины очень волновались и советовались, как справиться с этим препятствием) и разогнала стражей. А ангел, сошедший с неба к пораженным женщинам, возвестил: «Христос воскресе!»

Женщины разбежались (то ли от страха, то ли с целью оповестить апостолов о радостном известии), у гроба осталась лишь Мария Магдалина. Она горько рыдала, думая, что тело Учителя выкрали. И когда воскресший Спаситель явился к ней, она поначалу его не узнала и приняла за садовника.

Узнав Христа по голосу, Мария бросилась к нему, но Спаситель запретил приближаться и повелел известить о своем воскрешении апостолам. А потом он явился и другим женщинам, идущим по дороге. Они встретили Спасителя радостными возгласами и бросились к его ногам. Согласно Евангелию, так и произошло чудо воскрешения Господня.

Версии и премьеры [ править ]

Репетиции дебюта пьесы на лондонской сцене для включения в лондонский сезон Сары Бернар начались в 1892 году, но были остановлены, когда лицензиар лорда Чемберлена запретил Саломе

на том основании, что изображать библейских персонажей на ней незаконно. сцена. Впервые пьеса была опубликована на французском языке в феврале 1893 года, а английский перевод с иллюстрациями Обри Бердсли — в феврале 1894 года. На странице « Посвящение» Уайльд указал, что его возлюбленный лорд Альфред Дугласбыл переводчиком. Фактически, Уайльд и Дуглас поссорились из-за того, что последний переводил текст, что было не чем иным, как катастрофой, учитывая его плохое владение французским языком — хотя Дуглас утверждал, что ошибки действительно были в оригинальной пьесе Уайльда. Бердсли и издатель Джон Лейн втянулись, когда встали на сторону Уайльда. В знак примирения Уайльд выполнил работу сам, но назначил Дугласа переводчиком, а не заставил их делиться своими именами на титульном листе. Дуглас сравнил стремление поделиться титульной страницей с «разницей между данью восхищения со стороны художника и распиской от торговца».

В конце концов, премьера пьесы состоялась 11 февраля 1896 года, когда Уайльд находился в тюрьме, в Париже, в парижском театре Comédie-Parisienne (по некоторым сведениям, в Театре l’Œuvre) в постановке театральной группы Люнье-По. Театр де l’œuvre . В Pall Mall Gazette от 29 июня 1892 года Уайльд объяснил, почему он написал Саломе

по-французски: У меня есть один инструмент, которым я могу управлять, и это английский язык. Был еще один инструмент, который я слушал всю свою жизнь, и мне захотелось однажды прикоснуться к этому новому инструменту, чтобы посмотреть, смогу ли я сделать из него что-нибудь прекрасное. Конечно, есть способы выражения, которые француз букв не использовал бы, но они придают определенный рельеф или цвет игре. В значительной степени любопытный эффект, который производит Метерлинк, проистекает из того факта, что он, по милости Фламанда, пишет на чужом языке. То же самое можно сказать и о Россетти , который, хотя и писал по-английски, по темпераменту был латинским. Мод Аллан в роли Саломе с головой Иоанна Крестителя в « Видении Саломеи»

, ее свободной адаптации пьесы Уайльда 1906 года. Она была объявлена ​​«Танцовщицей Саломе».

Представление пьесы было организовано клубом New Stage в театре Бижу на Арчер-стрит в Лондоне 10 и 13 мая 1905 года с Миллисент Мерби в роли Саломе и режиссером Флоренс Фарр . В июне 1906 года пьеса была представлена ​​в частном порядке вместе с «Флорентийской трагедией

» Литературным театральным обществом в Королевском зале Ковент-Гарден . Запрет лорда Чемберлена не снимался почти сорок лет; первое публичное исполнениеСаломе в Англии было продюсировано Нэнси Прайс в театре Савой 5 октября 1931 года. Она взяла на себя роль самой Иродиады и выбрала свою дочь Джоан Мод на роль Саломе.

В 1992 году спектакль был поставлен на Бродвее в Театре « Круг на площади» под руководством Роберта Аллана Акермана. Шерил Ли сыграла главную роль вместе с Аль Пачино . В спектакле снимались Сюзанна Бертиш , Эсай Моралес и Арнольд Вослоо .

Аль Пачино сказал в интервью, что новая постановка пьесы, в которой он сыграет роль царя Ирода, должна открыться в лондонском Вест-Энде в 2021 году .

В 2021 году в Гринвичском театре шла постановка Театра Лазаря . В постановке Рики Дьюкса Саломе изображалась как мужчина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: