Рассказа «Еж» краткое содержание
В рассказе Михаила Пришвина «Еж» читать можно о событиях, развернувшихся с самим рассказчиком. В тот день он как в рассказе Тургенева «Бежин луг» возвращался домой. Рассказчик шел по берегу ручья, когда под кустом заметил ежика. Тот тоже заметил рассказчика, свернулся клубочком и зафыркал. Рассказчик прикоснулся к нему носком сапога, на что еж сильнее поддал в сапог иголками. Недолго думая рассказчик скинул этот комок с иголками в ручей. Еж мгновенно развернулся и поплыл как свинья. Рассказчик подхватил ежа шляпой и решил забрать себе домой. Ведь как он слышал, ежи были отличные охотники на мышей, а мышей у него дома было много. Дома рассказик положил этот комочек посреди комнаты и сел за стол. Еж сначала не решался, а затем забегал по комнате, пока не нырнул под кровать. Выбежал он лишь когда рассказчик зажег лампу. Как предположил рассказчик, он решил, что это луна. Поэтому закурив, он сделал облачко, просто выдохнув дым на лампу. Ежик чувствовал себя как в лесу, а ноги рассказчика принимал за стволы деревьев, почесывая иголками о сапоги рассказчика.
Дочитав газету, главный герой рассказа «Еж» Пришвина уронил ее на пол и лег спать. Разбудил его периодически повторяющийся шорох. Оказалось, это ежик, кое-как подцепив газету на иголки потянул ее под кровать. Газету он принял за листву и решил соорудить себя гнездо. Затем он вышел и стал напротив кровати. Рассказчик понял, что еж хочет пить и налил ему воды
Осторожно ежик подошел к этому импровизированному озеру и начал пить. В это время он даже позволил рассказчику погладить его по его иголкам
Рассказчик вновь лег спать и вновь его разбудил шорох. В этот раз ежик таскал яблоки из покренившегося мешка. Таскал он их все туда же под кровать.
Вот так и устроился еж на новом месте. Теперь он часто гостил на столе рассказчика, когда тот пил чай. Здесь ему доставалось или молоко, или булочка.
История создания
Писатель сумел изобразить детей крестьян так, как их еще никто не показывал. Он очень точно показывает их богатейший духовный мир, их бережное отношение к природе и способность чувствовать ее красоту. Рассказ побуждает проникнуться к этим детям особой любовью и уважением, а также предлагает подумать об их судьбе и дальнейшей жизни. Он относится к большому циклу произведений под названием «Записки охотника». Именно в нем впервые были так бережно показаны судьбы крестьян. Писатель смог подчеркнуть все особенности этого сословия, которое, несомненно, достойно, чтобы о нем писали.
Буквально в 1843 году Тургенев познакомился с критиком В. Г. Белинским, который и способствовал созданию этих рассказов
Тогда в 1845 году он принял важное для себя решение — начать писать книги. Иван Сергеевич жил в деревне и все время проводил на свежем воздухе, охотясь и общаясь с обычными людьми и их детьми
Первые слухи о том, что он планирует написать цикл произведений о жизни, появились в 1850 году. Тогда же он сделал у себя в черновике первые наброски. Один из рассказов был написан в 1851 году и опубликован в журнале «Современник».
К. Паустовский “Кот-ворюга” – читательский дневник
Название:
Кот-ворюгаЧисло страниц: 7Жанр: рассказНаписано: 1935 год
Главные герои
- Рыжий кот по прозвищу Ворюга;
- рассказчик;
- Ленька – сын деревенского сапожника;
- Рувим – друг рассказчика.
Рыбаков постоянно обворовывал бездомный кот. Ребятам не терпелось рассмотреть ворюгу, но он умел отлично прятаться. После нескольких краж дети пришли в отчаянье. Они хотели поймать вора и хорошенько вздуть. Наконец-то кот попался, но когда его рассмотрели, увидели тощее и голодное существо. Вместо взбучки пойманному дали вдоволь наесться. Кот остался жить у рыбаков и больше никогда не воровал.
Мое мнение
Рассказ Паустовского учит нас доброму отношению к животным. Если бы люди наказали кота жестокостью, то он бы всё еще добывал пропитание воровством. Теперь я буду задумываться почему человек или животное сделали плохой поступок, и как я мог бы повлиять на их дальнейшее поведение.
Информативный урок
Уважаемые родители, если сомневаетесь как проводить обсуждение со своим маленьким учеником, посмотрите видео ниже
Учительница начальных классов обращает внимание на все нужные моменты и подводит ребенка к главной мысли произведения
Пересказ
Тёма проснулся среди ночи и спросил у няни, где его любимая собака. Та ответила, что Жучку какой-то ужасный человек сбросил в колодец, и бедолага ныла и скулила весь день. Он лёг дальше спать и во сне увидел, как спасал животное, но проснулся из-за того, что упал в колодец.
Было уже светло, но всё ещё очень рано. Он встал и тихо вышел из комнаты во двор, чтобы взять нужные вещи: вожжи и фонарь, для спасения любимицы.
Прийдя к колодцу, стал кричать в него, надеясь, что Жучка там жива. Она откликнулась, и он стал воплощать свой план в действие.
Первый план провалился, потому что пёс из-за своей чрезмерной радости все испортила. Сама уронила верёвочную петлю и упала с выступа. Тёма испугался, что та сейчас утонет, но, к счастью, все обошлось и он принялся выполнять второй план.
Привязывает верёвку к дереву, обвязывает себя и спускается в колодец. Там было очень темно и дурно пахло. Тёма боялся сорваться. Опустившись на дно, друзья наконец-то встретились и были оба счастливы. Пришло время подниматься наверх. Как выяснилось, это намного сложнее, чем спускаться.
Мальчик несколько раз поднимал себе дух, говоря, что все получится. Мысль о том, что Жучка там сидела сутки — ободряла его. Он делал перерывы, чтоб набраться сил и продолжить путь.
Наконец-то они увидели голубое небо и смогли выбраться на сушу. Тёма был очень уставший, и самочувствие было плохое, а спасённая не знала, как ещё отблагодарить. Позже они были найдены мужчиной.
Малыш, проснувшись и открыв глаза, понял, что находится дома. Все было хорошо.
«Каша из топора» — читательский дневник по сказке
«Каша из топора» — один из самых известных типов русской бытовой сказки.
Солдат — сильный мужчина на службе у царя.
Бабка — старая, жадная женщина с плохим характером.
Краткое содержание и сюжет
Шёл солдат со службы домой и устал по дороге. Ему сильно хотелось есть, а у самого ничего нет. Подходя к деревне постучался в первую избушку, отдохнуть попросился, да попросить еды. Жила там старуха, отдохнуть пустила, но пожалела она солдату еды и сказала, что у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Старушка дала ему котелок, а солдат помыл и положил топор в котелок на огонь, стал помешивать. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует и попросил горсточку крупы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Затем солдат попросил масла — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой есть. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат положил топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его ещё по дороге доварит и тогда съест. Так, солдат поел каши и ушёл с топором.
План пересказа
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
Смекалка умного солдата, который смог перехитрить жадную старуху. Ему удалось не только поесть вкусной каши с маслом, но и забрать с собой топор.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
«Ёж» — читательский дневник по рассказу М. Пришвина
Рассказ «Ёж» Михаил Пришвин написал в 1924 году, рассказ входит в цикл «Рассказы егеря».
Описание книги для читательского дневника
Пришвин Михаил МихайловичНазвание произведения: «Ёж»Жанр: рассказГод написания: 1924Издательство: РОСМЭНГод издания: 2014Количество страниц: 2
Главные герои и их краткая характеристика
Автор-рассказчик. Натуралист, любитель животных и знаток природы. Еж. Лесной зверь. Хозяйственный, заботливый, трудолюбивый.
Краткое содержание и сюжет
Однажды автор шел по лесу и увидел ежа. Он ткнул ежа кончиком сапога, а еж фыркнул и кольнул сапог иголками. Автор сбросил ежа в ручей, тот сразу развернулся и поплыл. Тогда автор палкой скатил ежа в шляпу и понес домой. Дома у него было много мышей и автор хотел, чтобы еж их ловил.
Дома автор положил ежа на пол и стал писать. Еж некоторое время лежал свернувшись, потом убежал под кровать и там затих. Вечером автор включил свет, а еж решил, что взошла луна, выбежал из-под кровати и стал бегать по комнате. Автор пустил дыму из трубки, а еж совсем освоился и стал бегать вокруг его ног.
Потом автор уронил газету на пол и лег спать. Проснулся автор от шороха. Он зажег свечу и увидел, что газета лежит уже посередине комнаты. Автор решил посмотреть, зачем ежу газета и затих.
Еж скоро снова подбежал к газете и потащил ее в угол. Автор догадался, что еж хочет сделать из газеты гнездо, словно из сухих листьев. Еж утащил газету и скоро устроил себе настоящее гнездо. Потом подошел к автору и стал смотреть на свечу.
Автор решил, что еж хочет пить, и налил ему воды в блюдце, стараясь шуметь словно лесной ручеек. Потом подвинул блюдце к ежу и тот стал лакать
Автор осторожно погладил ежа по колючкам
Потом автор сказал ежу, что пора спать и лег. Но скоро снова раздался шорох. Автор вновь зажег свечу и увидел, что еж таскает яблоки из мешка, который стоял в углу.
Еж прижился в доме, и в обед автор стал брать его на стол, давать молока или булочку, а еж с удовольствием ел.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Автор встретил в лесу ежа и забрал его домой. Еж спрятался под кроватью, а когда стемнело стал бегать по комнате. На свечу еж смотрел как на луну. Он утащил газету и сделал себе гнездо. Автор дал ежу воды в блюдце. Еж стал жить в доме и кушать булочки, запивая молоком.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, любить животных и никогда их не обижать. Учит наблюдательности и внимательности. Учит понимать заботы простых животных.
Мне понравился еж, главный герой этого рассказа. Он мне показался очень рассудительным, спокойным, он легко приспосабливался к новым условиям и ничего не боялся. Но автор зря взял ежа домой, ведь в лесу у ежа могли оставаться дети.
Вывод и мое мнение
Пришвин ярко описал красоту отношений между животным и человеком. Мы были созданы, для жизни в мире и гармонии с природой. И уж если люди могут приручить диких животных, то тем более должны ценить взаимоотношения с родными и близкими. Хотя ёж вначале не казался доброжелательным, автор симпатизирует животному. Так и с людьми – первое впечатление бывает обманчивым. Делая шаги навстречу можно увидеть прекрасные, но скрытые качества собеседника.
Пословицы
- Голыми руками ежа не ухватишь.
- Еж иголки спрятать не может.
- Диковина еж, а и его много.
- Всякий дом хозяином держится.
- Своя ноша не тянет.
Главные герои
1) Рассказчик – это сам автор. Предстает в образе барина, вышедшего на охоту и заблудившегося.
2) Федя – самый старший мальчик, на вид 14 лет, красивый, с кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полуулыбкой, происходит из состоятельной семьи.
3) Павлуша – не старше 12 лет, неказистый и неуклюжий, но в его голосе чувствуется сила, смотрит умными глазами.
4) Ильюша – примерно 12 лет, подслеповатый, с желтыми торчащими волосами, в лице читается «тупая болезненная заботливость».
5) Костя – 10 лет, маленький, тщедушный, обладатель больших черных глаз, произведших странное впечатление на охотника.
6) Ваня – самый маленький герой, ему всего 7 лет, из очень бедной семьи, на протяжении всего рассказа спит, произносит только одну реплику.
Читайте по теме: Полный список рассказов Тургенева для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.
Анализ произведения
Жанр произведения — сказка. Главными действующими лицами являются домашние звери, а именно свинья, баран, бык, петух и гусь. Второстепенные персонажи — волк, медведь, люди.
Краткое содержание
Жили старик со старухой. У них было небольшое домашнее хозяйство. Хозяева захотели зарубить петуха. Птица об этом прознала и сбежала в лес. Делать было нечего, старик надумал зарезать свинью. Только и та сбежала. Очередь дошла до барашка. Он также скрылся и прихватил с собой гуся. В итоге в хозяйстве остался лишь бык, да и тот вскоре удрал. Так животные продолжили вместе дружно поживать, только уже в лесу.
Он решил позвать на помощь барана, но тот ему ответил, что у него шерсть теплая, поэтому морозы ему не страшны. Другие звери также не помогли. Свинья при наступлении холодов собиралась закопаться в землю и листья, а птицы надеялись, что пересидят зиму под елкой.
В итоге бык сам построил домик, затопил печь и уже не беспокоился о наступлении холодов. В скором времени начались лютые морозы. Животные не выдержали и стали проситься в теплую избу.
Как-то про теплую избу узнали медведь и волк. Они решили прогнать животных и поселиться в ней. Волк зашел в домик первым, за что сразу же получил нагоняй. Ему так намяли бока, что тот бросился наутек. О своем злоключении он рассказал медведю. После этой истории они даже близко не подходили к той избушке. А животные жили и не тужили.
https://youtube.com/watch?v=1shHxN9Axlw
План пересказа
По краткому содержанию можно составить сжатый план сказки. Он состоит из следующих пунктов:
- Домашнее хозяйство.
- Старик собрался зарезать зверей.
- Побег животных.
- Жизнь в лесу.
- Бык просит помощи в постройке избы.
- Отказ зверей.
- Теплый домик.
- Наступление холодов.
- Звери просятся в избу.
- Непрошеные гости.
https://youtube.com/watch?v=nCOc359VCOs
Основная мысль
На примере героев сказки «Зимовье зверей» видно, что если действовать сообща, то можно справиться с любыми неприятностями. Крепкая дружба победит любого врага. Эта сказка учит следующему:
ценить дружбу;
смелости;
решительности;
осторожности;
думать наперед;
ответственности.
Звери отказались помогать быку, так как переоценили свои возможности. Это послужит им хорошим уроком в будущем. Ведь если бы бык оказался злопамятным, зверям не удалось пережить зиму. К этому произведению прекрасно подходят такие пословицы:
- Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам.
- Вместе можно и море напрудить.
- Если вся семья вместе, так и душа на месте.
Если бы звери были разрознены, то хищникам удалось их прогнать.
Михаил Пришвин. Лада.
Три года тому назад был я в Завидове, хозяйстве Военно-охотничьего общества. Егерь Николай Камолов предложил мне посмотреть у своего племянника в лесной сторожке его годовую сучку, пойнтера Ладу.
Как раз в то время собачку себе я приискивал. Пошли мы наутро к племяннику. Осмотрел я Ладу: чуть-чуть она была мелковата, чуть-чуть нос для сучки был короток, а прут толстоват. Рубашка у нее вышла в мать, желто-пегого пойнтера, а чутье и глаза — в отца, черного пойнтера. И так это было занятно смотреть: вся собака в общем светлая, даже просто белая с бледно-желтыми пятнами, а три точки на голове, глаза и чутье, как угольки. Головка, в общем, была очаровательная, веселая. Я взял хорошенькую собачку себе на колени, дунул ей в нос — она сморщилась, вроде как бы улыбнулась, я еще раз дунул — она сделала попытку меня за нос схватить.
— Осторожней! — предупредил меня старый егерь Камолов.
И рассказал мне, что у его свата случай был: тоже вот так дунул на собаку, а она его за нос, и так человек на всю жизнь остался без носа. И какой уж это есть человек, если ходит без носа!
Хозяин Лады очень обрадовался, что собака нам понравилась: он не понимал охоты и рад был продать ненужную собаку.
— Какие умные глаза! — обратил мое внимание Камолов. — Умница! — подтвердил племянник. — Ты, дядя Николай, главное, хлещи ее, хвощи как ни можно сильней, она все поймет
— Ты, дядя Николай, главное, хлещи ее, хвощи как ни можно сильней, она все поймет
— Умница! — подтвердил племянник. — Ты, дядя Николай, главное, хлещи ее, хвощи как ни можно сильней, она все поймет.
Мы посмеялись с егерем этому совету, взяли Ладу и отправились в лес пробовать ее поиск, чутье. Конечно, мы действовали исключительно лаской, давали по кусочку сала за хорошую работу, за плохую — самое большее пальцем грозили. В один день умная собачка поняла всю нашу премудрость, а чутье, наверно, ей досталось от деда, Камбиза: чутье небывалое!
Весело было возвращаться на хутор: не так-то легко ведь найти собаку такую прекрасную.
— Не Ладой бы ее звать, а Находкой: настоящая находка! — повторял Камолов.
Итак, мы оба очень радостные приходим в сторожку.
— А где же Лада? — спросил нас удивленно хозяин.
Глянули мы — и видим: действительно, с нами нет Лады. Все время шла с нами, а как вот к дому подошла, как провалилась сквозь землю. Звали, манили, ласково и грозно: нет и нет. Так вот и ушли с одним горем. А хозяину тоже несладко. Так нехорошо вышло. Хотели хоть что-нибудь хозяину дать — нет, не берет.
— Только собрались Находкой назвать, — сказал Камолов.
— Не иначе как леший увел! — посмеялся на прощанье племянник.
И только мы без хозяина прошли шагов двести по лесу, вдруг из кустика выходит Лада. Какая радость! Мы, конечно, назад, к хозяину. И только повернули, вдруг опять Лады нет, опять — как сквозь землю. Но в этот раз мы больше ее не искали, мы, конечно, поняли: хозяин колотил ее, а мы ласкали и охотились, вот она и пряталась, вот и все… И как только мы повернули домой, Лада, конечно, из куста явилась. По пути домой мы много смеялись, вспоминая слова хозяина: «Хлещи, дядя Николай, хвощи как ни можно сильней, она все поймет!»
И поняла!
Пришвин «Ёж» очень кратко
«Еж» Пришвин краткое содержание для читательского дневника:
Рассказчик, проходя мимо ручья, замечает ёжика. Но тот не рад встрече, и на прикосновение сапогом выставляет иголки. Тогда человек спихивает ежа в ручей. Но ему все нипочем – стал плыть, как «маленькая свинья».
Автор забирает зверька домой, мышей много, будет ловить. Ёжик обосновался под кроватью. Когда ночью засветилась лампа, ёж стал бегать, как под луной. Дым от трубки походил на облако, а ноги человека на деревья. Дальше из газеты ёж сделал себе гнездо.
Рассказчик налил в тарелку воды, сделав как бы ручей. Зверек переносил к себе яблоки по одному из мешка. Дружба завязалась, и еж позволял себя гладить. А когда хозяин пил чай, то ёжик составлял компанию. На столе он пил молоко и ел булку.
Вывод:
Пришвин ярко описал красоту отношений между животным и человеком. Мы были созданы, для жизни в мире и гармонии с природой. И уж если люди могут приручить диких животных, то тем более должны ценить взаимоотношения с родными и близкими.
Хотя ёж вначале не казался доброжелательным, автор симпатизирует животному. Так и с людьми – первое впечатление бывает обманчивым. Делая шаги навстречу можно увидеть прекрасные, но скрытые качества собеседника.
Это интересно: Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.
Падчерица в сказке
Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.
Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.
Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.
Пришвин «Ёж» очень кратко
«Еж» Пришвин краткое содержание для читательского дневника:
Рассказчик, проходя мимо ручья, замечает ёжика. Но тот не рад встрече, и на прикосновение сапогом выставляет иголки. Тогда человек спихивает ежа в ручей. Но ему все нипочем – стал плыть, как «маленькая свинья».
Автор забирает зверька домой, мышей много, будет ловить. Ёжик обосновался под кроватью. Когда ночью засветилась лампа, ёж стал бегать, как под луной. Дым от трубки походил на облако, а ноги человека на деревья. Дальше из газеты ёж сделал себе гнездо.
Рассказчик налил в тарелку воды, сделав как бы ручей. Зверек переносил к себе яблоки по одному из мешка. Дружба завязалась, и еж позволял себя гладить. А когда хозяин пил чай, то ёжик составлял компанию. На столе он пил молоко и ел булку.
Вывод:
Пришвин ярко описал красоту отношений между животным и человеком. Мы были созданы, для жизни в мире и гармонии с природой. И уж если люди могут приручить диких животных, то тем более должны ценить взаимоотношения с родными и близкими.
Хотя ёж вначале не казался доброжелательным, автор симпатизирует животному. Так и с людьми – первое впечатление бывает обманчивым. Делая шаги навстречу можно увидеть прекрасные, но скрытые качества собеседника.
Это интересно: Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д.
Пришвин «Еж» читательский дневник
Сколько страниц — 6
Жанр: рассказ о животных
Чему учит рассказ «Еж»?
Произведение учит нас любить природу, находить друзей не только среди людей, но и среди животных, обогащая свою жизнь приятными впечатлениями. Рассказ учит наблюдательности и внимательности. Учит дружить и заботиться о животных.
«Еж» отзыв для читательского дневника
Этот рассказ о ежике мне понравился. Автор повествует о взаимоотношениях человека и ежа. Зверек постепенно привыкает к жизни в доме, а хозяин привязывается к новому жильцу. Автор ухаживает за ежом, кормит его и создает ему уют. И постепенно ежик отвечает ему дружеским отношением.
Рассказ напоминает нам, что к животным следует относиться с заботой и вниманием. Но все-таки лесных зверьков приносить домой не нужно, ведь таким образом мы отлучаем их от привычной среды обитания
Этот рассказ «Еж» я бы советовала прочесть тому, кто любит истории о животных.