План-конспект урока по повести н.в. гоголя «шинель». 9-й класс

Содержание «Шинель» по плану

  1. Описание Акакия Акакиевича и его биография

Главный герой повести — бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, одинокий мужчина за 50 лет. Он снимает комнату в бедном районе Петербурга. Он работает чиновником в одном из департаментов в Петербурге: переписывает документы и т.д. Уже много лет он служит на одном месте и не продвигается по карьерной лестнице. Несмотря на это, Акакий Акакиевич любит свою примитивную работу. Он усердно работает и никогда не прогуливать. Бедный чиновник живет от получки до получки и ходит в старенькой дырявой шинели.

  1. Старая шинель и поход к портному

Однажды Акакий Акакиевич обнаруживает, что его старая шинель нуждается в ремонте. Он идет к знакомому портному Петровичу в надежде починить шинель. Но портной Петрович сообщает, что шинель не подлежит ремонту и советует сшить новую.

  1. Акакий Акакиевич копит на шинель

Чтобы накопить на новую шинель, Акакий Акакиевич вынужден жестко экономить: он голодает по вечерам и т.д. Спустя несколько месяцев он собирает 80 рублей на шинель. Вместе с портным они закупают необходимые ткани и материалы для шинели.

  1. Новая шинель и ее кража

На службе один из сослуживцев приглашает Акакия Акакиевича на свои именины. Возвращаясь с имени, герой идет по темным улицам. В темноте появляются грабители и отбирают у Акакия Акакиевича его новую шинель. Бедный чиновник потрясен и раздавлен.

  1. Обращение в полицию

После ограбления Акакий Акакиевич обращается в полицию, к частному приставу. Но полиции нет дела до этой кражи.

  1. Визит к “значительному лицу”

По совету сослуживца Акакий Акакиевич отправляется к одному “значительному лицу” — генералу. Важный генерал отказывается помочь Акакию Акакиевичу и кричит на него за то, что тот вообще к нему пришел.

  1. Болезнь и смерть

Акакия Акакиевича Акакий Акакиевич идет от генерала домой в своей старенькой шинели. Он простужается и заболевает и вскоре умирает.

  1. Привидение Акакия Акакиевича

После смерти Акакия Акакиевича в Петербурге появляется странное привидение. Это привидение похоже на Акакия Акакиевича. И оно срывает шинели с прохожих.

  1. Месть генералу

Однажды привидение Акакия Акакиевича отбирает шинель у того самого генерала, который отказался ему помочь и обругал. Отобрав шинель у генерала, привидение Акакия Акакиевича исчезает и больше не появляется в городе.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Темы

В этом произведении Н. Гоголь раскрыл множество тем:

  • Маленький человек — ведущая тема, в которой описан простой человек без особых талантов и претензий, интересы и беды которого никого не волнуют.
  • Реальное и фантастическое — получив после смерти мистические силы, Башмачкин хоть как-то смог за себя постоять.
  • Безнравственность — раскрыта через образы вышестоящих чиновников, которым нет дела ни до кого, в том числе до своей семьи. Они хотят развлекаться на стороне и заставляют своих подчиненных пресмыкаться.
  • Абсурдность государственного устроя — раскрывается через поиски шинели. Никто не собирается искать украденную одежду, но зато призрака велено поймать всем силам полиции.


Рис. 3. Акакий Акакиевич в новой шинели. Иллюстрация А. И. Зыкова

О чем повесть?

1843 год ознаменовался очередной публикацией великого Гоголя. Автором была издана повесть о «маленьком человеке» под названием «Шинель». Шинель Гоголя Н.В. — это повествование о том, что безразличный каждому, но обожающий свою должность, человек внезапно обретает предмет своего воздыхания – новую шинель.

Краткое содержание на данной странице представлено в двух востребованных для школьников вариантах – кратчайшем для читательского дневника и более подробным (но всё равно кратким) пересказом повести.

После ознакомления с тем и другим вариантами рекомендую почитать повесть целиком, чтобы насладиться изысканностью произведения великого Гоголя.

Композиция

Произведение построено по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

О повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».

В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.

Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.

Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих. Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Положительные и отрицательные черты характера Обломова, его противоречивость в романе Гончарова

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Темы

  • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
  • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
  • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
  • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

Как составить план рассказа?

Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

Короткий пересказ «Шинель» Гоголя

Повесть Н.В. Гоголя “Шинель” повествует читателю о судьбе так называемого “маленького человека”. Действующие лица повести — титулярный советник Акакий Акакиевич, портной Петрович и “значительное лицо”. Акакий Акакиевич — маленький, сморщенный человечек, чиновник самого низкого ранга — писарь, всю свою жизнь проработал в департаменте.

Личностью он был весьма незначительной и безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек. Молодые чиновники откровенно смеялись над ним, говорили, что его хозяйка, семидесятилетняя старуха, бьет его, сыпали ему на голову бумажки и сообщали, что это “снег”. Реакции у Акакия Акакиевича на это не было никакой — он продолжал переписывать бумаги. Он ревностно выполнял свои обязанности, и, даже вернувшись из департамента домой, он тотчас садился за стол, наскоро ел щи, а затем вновь брался за переписывание бумаг. Так протекала жизнь его, спокойно и привычно, если бы не одно происшествие.

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что мороз пробирает его сильнее, чем обычно. На следующий день ситуация повторилась. Вернувшись домой, Акакий Акакиевич рассмотрел свою старенькую шинель на свету и обнаружил, что она «сделалась точно серпянка». Залатанная много раз, она уже давно служила ему, и Акакий Акакиевич решил, как и раньше, отнести ее к портному Петровичу, чтобы он вновь залатал ее. К удивлению Акакия Акакиевича, Петрович отказался чинить шинель, и заявил, что «шинель придется новую делать». Это известие шокировано Акакия Акакиевича, но вскоре он смог убедить себя, что по-другому быть не может.

Акакий Акакиевич уменьшил, на сколько мог, свои обыкновенные издержки: чай по вечерам не употреблял, белье отдавал прачке как можно реже – и в итоге скопил требуемую сумму. Когда шинель была готова, и Петрович собственноручно принес ее Акакию Акакиевичу, мир перевернулся… Это было раннее утро, и Акакию Акакиевичу как обычно, предстояло идти в департамент. В новой шинели было очень тепло, и Акакий Акакиевич ощущал даже некую гордость за свою шинель.

В департаменте, конечно, шинель была замечена. Все принялись поздравлять Акакия Акакиевича, а затем кто-то предложил «вспрыснуть» в честь подобной покупки. Акакий Акакиевич смутился. Но тут некто – помощник столоначальника предложил вместо Акакия Акакиевича пойти к нему. Решено было собраться вечером. На этом пиршестве Акакий Акакиевич был в самом наилучшем расположении духа, но ближе к двенадцати он отправился домой. Улицы были пустынны, но Акакий Акакиевич ни о чем не думал. Но когда он оказался на площади, к нему подошли «какие-то люди с усами», и со словами «А шинель-то моя!» сняли с его плеч шинель. Затем его пнули, и он упал навзничь в снег. Больше Акакий Акакиевич ничего не чувствовал. Когда люди исчезли, он принялся кричать, но в этом не было пользы…

На следующий день Акакий Акакиевич явился в департамент своей старой шинели. Не смотря на прежние насмешки, история, произошедшая с ним, вызвала у многих жалость. Кто-то, неизвестно кто именно, посоветовал Акакию Акакиевичу обратиться за помощью к «значительному лицу», учитывая то, что еще недавно это «значительное лицо» было незначительным. Итог посещения этого «значительного лица» был для Акакия Акакиевича трагическим. «Значительное лицо» накричал на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня». Шинель была на нем старая, ветер дул со всех сторон и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слег в постель. Болезнь его была настолько сильна, что поправиться он уже не мог и через несколько суток скончался.

Но с тех пор у Калинкина моста вечерами стал появляться некий мертвец «в виде чиновника», сдиравший со всех прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. На мертвеца не было никакой управы, поймать его не могли, пока однажды не проезжал через эти места «значительное лицо». Мертвец сорвал и с его плеч шинель, и с криком «твоей-то шинели мне и нужно было!», исчез. С тех пор мертвеца никто не видел, а «значительное лицо» еще долго вспоминал произошедшую историю. Так завершается повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

История создания

Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Историк литературы П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В

Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Шинель»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Шинель»

для самых компанейских —

Главные герои «Шинель»

для самых занятых —

Читательский дневник «Шинель»

для самых крутых —

Читать «Шинель» полностью

Главные герои

Акакий Акакиевич Башмачкин

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается – переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Подробнее: Башмачкин: характеристика и образ героя

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Подробнее: Чиновники: собирательный образ в повести

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека

Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице

После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Подробнее: Значительное лицо: образ в повести

Сочинение по повести Гоголя «Шинель»

3.2

(12)

Существует множество литературных произведений, которые вызывают неотвратимое желание задуматься, чтобы сделать определенные выводы о человеческой жизни, о вечных проблемах и неурядицах. Одним из таких выдающихся произведений является повесть Николая Гоголя под названием «Шинель».

В этой повести Николай Гоголь, который был хорошим социальным психологом, показывает жизнь так называемого маленького человека. У этого человека очень много проблем, ему трудно, хотя он и не делает никакого зла тем, кто его окружает. В конечном итоге мы видим, что жизнь этого человека просто заканчивается безо всякого смысла.

Конечно, мне очень понравилась эта повесть. Проблемы, которые были здесь подняты, являются достаточно сложными, но, тем не менее, такие проблемы нужно поднимать.

Главный герой повести по имени Акакий Башмачкин самом деле был обычным человеком, который имел как слабые, так и сильные стороны.

Впрочем, люди, которые его окружали, обращали внимание исключительно на слабости. Делали они это так, будто никаких преимуществ у этого человека нет

Хотя они были: честность, правильность, сдержанность.

Да, все это нельзя назвать ярко выраженными преимуществами, это скорее называется отсутствием недостатков. Но это никак не делает Акакия злым, он таким никогда не был и не приносил никому вреда или каких-то неприятностей.

История главного героя по-настоящему трагична. Так сложилось, что единственное, что он хотел в этой жизни — красивая шинель — в конечном итоге привело его к смерти. Он долго экономил на всем, пытался сохранить побольше денег, чтобы на шинель осталось.

Он был чрезвычайно рад, когда это долгожданное приобретение все же произошло. Но в первую же ночь, когда он возвращался с празднования покупки шинели на работе, этот предмет одежды с него сняли бандиты. Причем вполне можно предположить, что поспособствовали этому сотрудники Акакия Акакиевича по работе.

Эти люди его недолюбливали. И причина этого была проста: он не был таким, какими они были. Думаю, что именно это и является ключевой проблемой повести: люди не любят тех, кто отличается, кто на них не похож.

Безусловно, данная повесть заставила меня задуматься о многих вещах и о жизни в целом. Я думаю, что люди должны прочитать эту повесть, чтобы понять и осознать, что те, кто от них отличаются, ничем не хуже, чем они сами. Если это осознание придет, человек станет добрее, терпимее и сдержаннее в отношении тех, кто его окружает. И это пойдет всему обществу на пользу.

3.2 / 5. 12

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Озаглавить главы повести Тургенева » Ася » и характеристика Аси .

Ответ оставил Гуру

И.Тургенев «Ася» План по главам: Глава I : История господина Н.Н., городок на Рейне. Глава II : Студенческий коммерш и удивительное знакомство . Глава III : Живопись, этюды Гагина и поход на развалины. Глава IV : Прогулка, детские выходки, мысли о брате и сестре. Глава V : Девушка -хамелеон, а сестра ли она? Глава VI : Подслушанный разговор, тайна Аси и Ганина. Глава VII : Три дня в горах, приглашение от Гагина. Глава VIII : История семьи Гагина, тайна Аси. Глава IX : Н.Н. «до сих пор не летал», смена отношения к Асе. Глава Х : Чувство тревоги и счастья, ночная прогулка. Глава ХI : Полотно Гагина и смятение Аси. Глава ХII : Крылья выросли, да куда лететь? Неужели любит? Глава ХIII : Письмо от Аси и назначение свидания. Глава ХIV : Разговор с Гагиным, время обдумать решение. Глава XV : Дорога на свидание, мучительные мысли. Глава XVI : Всё пропало, взрыв чувств, побег Аси. Глава XVII : Терзания в поле, несправедливая жестокость. Глава ХVIII : Н.Н. и Гагин в поисках Аси. Глава XIX : Отчаяние Н.Н., желание быть с Асей. Глава ХХ: Порыв, но завтра я буду счастлив…… Глава XXI : Пустой дом, несказанное слово, прощайте. Глава ХХII : В поисках Аси,20-ть лет одиночества.

Характеристика Аси: Ася-это прелестная, живая и энергичная девушка,17-ти лет.Короткие чёрные кудри,, горящие глаза, которые умеют смотреть прямо, не отводя взгляда. Хрупкая и изящная, очень непосредственная девушка, которая пытается сдерживать свои эмоции, которых море, но ей не всегда это удаётся.Она легка и естественна, не умеет лгать, фальшивые манеры ей тоже чужды.Стесняясь своего происхождения, Ася иногда странно ведёт себя, неестественно и вынуждено, так как перевоспитать её не смогли даже в лучшем столичном пансионе, не получилось сделать холодную, манерную даму, чуждую эмоциям.Неопытная, неуверенная в себе девушка, стеснительная и полудикая.Ася стремится к правде, прекрасная, удивительная и привлекательная.Она выросла среди крестьян и ей свойственна прямота характера, искренность и простодушие.Робкая и чуткая, она прикрывается наигранной развязностью, от стеснения, хотя очень добра и мила.Умная и проницательная, Ася добра ко всем, но она человек с глубокими чувствами, принимает всё близко к сердцу.Не умея жаловаться, Ася обладает гордым характером, самолюбивая и недоверчивая, она ставит себе в жизни цели, которых добивается.Ловкая, прекрасно танцующая, рукодельница, Ася любит читать, знает языки и умеет ездить верхом.Огромная душа, горячее сердце делают Асю очень привлекательной, но в тоже время, доставляют ей немальо страданий. Прототипом Аси, в повести Тургенева, считают Полину Брюэр, незаконнорожденную дочь автора и отчасти, сестру Тургенева-Варвару Житову, тоже незаконнорождённую.Главную героиню повести зовут Анна, она сводная сестра Гагина, дочь барина и крепостной.Имя Анна значит -это грациозность, миловидность, а Ася-это рождённая заново.Скрываясь от опасностей и проблем, Анна ведёт двойную жизнь.В прошлом-она Анна, дочь крепостной, сомнительного происхождения, к которой отношение в обществе двояко, а в настоящем-она Ася, дворянского происхождения, с чувством достоинства, никто не знает её истории.Девушке приходится меняться, забыв о прошлых проблемах, поэтому Анна должна остаться в прошлом, а Ася обрести новую жизнь.Что бы стать настоящей светской барышней, Асе необходимо искоренить комплексы покорной, униженной Анны и оставить тайну происхождения в прошлом.Поэтому в повести есть два характера героини-Анна и Ася, они сменяют друг-друга по-очереди, но прошлое появляется всё реже и Ася обретёт новую жизнь. Первая любовь Аси-всепоглощающее чувство, она искренняя и непосредственная.Девушка ждёт признания, она окрылена чувством и не скрывает этого.Но признания не последовало, Ася исчезает из жизни Н.Н. Что же случилось и почему любящие люди не оказались вместе? Рассказчик обвиняет себя в трусости, он испугался ответственности за Асю, пренебрёг чувством любви и искал повод не менять свою жизнь, тихую и серую.Ася ворвалась в душу рассказчика, разбудила его чувства, а он не смог сказать ей простые слова, которые она так ждала. Причина неудавшейся любви в нерешительности Господина Н.Н., его слабости.Он малодушно молчал, оберегая свой покой, а потеряв Асю, понял, что это была любовь всей его жизни. Оцени ответ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: