Краткое содержание романа Дон Кихот
Анализ произведения «Дон Кихот» следует начинать с краткого пересказа сюжета. События, описываемые в романе, происходят в Испании и охватывают разное время.
Роман довольно объемный, состоит из 2 частей. Количество персонажей превышает 600 человек и охватывает разные слои общества – от аристократов до преступников и проституток. Но без знакомства с ключевыми персонажами романа Дон Кихот смысл произведения понять будет сложнее.
Главные герои:
- Алонсо Кехано – обедневший дворянин лет 50, взявший себе псевдоним Дон Кихот. Идеалист, мечтающий изменить мир, стремиться помогать слабым, защищать угнетенных.
- Санчо Панса – крестьянин, ставший оруженосцем Дон Кихота. В отличие от рыцаря им движет жажда наживы и мечта стать губернатором острова.
- Дульсинея Тобосская – воображаемая дама сердца рыцаря, в реальности простая деревенская девушка Альдонса Лоренсо.
Первая часть
Алонсо Кехано, проводивший много времени за чтением романов о рыцарях, по примеру любимых героев отправляется странствовать, мечтая совершить множество подвигов. В рыцари его посвящает хозяин таверны, после чего Алонсо берет себе имя Дон Кихот.
Каждому рыцарю полагается дама сердца, которую новоявленный рыцарь назвал Дульсинеей Тобосской. По дороге герой подвергается избиению местными купцами, отказавшимися признать Дульсинею прекраснейшей дамой на свете.
Дон Кихот вынужден вернуться домой, но через несколько дней вновь отправляется в дорогу, взяв с собой Санчо Панса, восседающего на осле.
Во время странствий герой:
- сражается с ветряными мельницами, приняв их за великанов;
- освобождает похищенных принцесс, перевернув карету путешествующих дам;
- побеждает войско врагов, состоящее из баранов;
- освобождает каторжников, гонимых на галеры;
- отбирает медный таз у цирюльника, приняв его за шлем.
В результате всего этого по округе разносится слух о сумасшествии идальго Алонсо. К тому же у идальго возникают неприятности со стражниками из-за отпущенных каторжников и с цирюльником, требующим возмещения стоимости таза.
Местный священник вместе с сельчанами, решив вернуть рыцаря домой, помещает его в клетку и передает в руки племянницы.
Вторая часть
Дон Кихот восстанавливает здоровье дома под наблюдением племянницы. Но мысль о рыцарских подвигах не оставляет его. Узнав от Санчо о выходе книги «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» герой решает вновь отправиться в дорогу вместе со своим верным оруженосцем.
Перед походом рыцарю требуется благословение прекрасной Дульсинеи. Воспользовавшись тем, что идальго никогда видел свою даму сердца, Санчо выдает за нее простую, грубую крестьянку Альдонсу. Этим разочаровывает своего господина. Но этому находится объяснение – девушка стала жертвой злого колдуна.
По дороге герои встречаются с автором книги о Дон Кихоте – Самсоном Карраско, представившемся Рыцарем Зеркал. Между мужчинами состоялся поединок, из которого герой выходит победителем.
Продолжив путешествие, герои попадают во дворец. Герцог и герцогиня, знакомые с книгой о Дон Кихоте, поначалу относятся к путешественникам уважительно. Но после начинают потешаться над странной парой.
Покинув дворец, герои направляются в Барселону, где Дон Кихот вновь вступает в поединок с Карраско. В этот раз герой проигрывает битву и согласно условиям, выдвинутым победителем, возвращается домой.
Вернувшись в деревню и прожив там какое-то время, рыцарь понимает, что был безумен и перед смертью вновь меняет свое имя на Алонсо Кехано.
Столкновение души и разума
Однако образ героя был бы неполным без его верного друга, который, как известно, должен быть у каждого великого литературного персонажа. Здесь оруженосец Санчо Панса дает по-новому взглянуть на странствующего сумасшедшего.
Вместе они создают дуалистичный символ души и разума. Рационализм Санчо, казалось бы, должен жестоко бить по чувственному Дон-Кихоту. Однако на самом деле они создают крепкий союз верных друзей. Почему же Сервантес именно так подает оба символа, когда в жизни мы встречаемся с жестокой враждой души и разума?
А главный секрет вот в чем – обе стороны здесь независимы. Нет, не друг от друга, совсем нет – они отдалены от мнения людей вокруг. Дон-Кихот и Санчо живут в своем мире, где вместе они находятся в гармонии.
В этом-то и нашли интерес мыслители эпохи Просвещения. Для них идея взаимного сосуществования разума и души была решением многих поставленных философских задач. А в обычной жизни они не могут находиться в гармонии именно из-за оков внешних факторов.
Сравнение с Дон Кихотом
Оруженосец главного действующего лица является в некотором смысле его двойником, несмотря на явную разницу в характерах. Недаром оба сразу нашли общий язык и на протяжении всего путешествия даже подружились. Дело в том, что у обоих можно найти немало общих черт. В первую очередь это касается их безграничной доверчивости. Ведь точно так же, как и Дон Кихот, простодушен и бесхитростен Санчо Панса.
Характеристика героя доказывает, что в этом отношении он очень похож на господина. Например, он сразу поверил в возможность своего губернаторства и на протяжении их путешествия ни разу в этом не усомнился. Несмотря на то что он часто подвергал сомнению слова спутника и даже не раз его обманывал, сам Санчо, тем не менее, с легкостью допустил возможность, что однажды ему суждено стать правителем. Вместе с тем для него важнее всего его собственный комфорт, о чем говорит его следующее высказывание: «А теперь накормите меня или же отберите губернаторство».
Удивительнее всего, что его желание действительно сбылось: однажды герцог в самом деле назначил оруженосца руководителем острова. Панса многое заимствовал у Дон Кихота и реализовал эти навыки при своем управлении. Так, он был честен, справедлив, стараясь подражать своему господину. Особенно жители были поражены его изысканной манерой выражаться, что во многом можно объяснить не только его врожденным красноречием, но влиянием хозяина.
6-8 главы
Дон Кихот и его оруженосец продолжают ввязываться в неприятности. Кратко список их злоключений выглядят так:
- Сначала их бьют табунщики, пытавшиеся отогнать Росинанта от своих лошадей.
- Потом главный герой готовит «бальзам» из масла, соли, вина и розмарина, отравив и себя, и Санчо Панса.
- Отказавшись платить за ночлег в таверне, персонажи снова ввязываются в драку и лишаются всей провизии.
После этого им впервые везет — Санчо удается стянуть у похоронной процессии немного еды.
Внимание! Именно после этого события оруженосец дает своему господину имя Рыцарь Печального Образа.
, медный тазик, . шлем и носил на голове
Затем путешественники встречают партию каторжников, освобождают «нечастных», но вместо благодарности получают только насмешки, а Санчо Панса лишается своего осла. В горах ими был обнаружен чемодан с бельем и золотом.
Герой жалует все найденное оруженосцу, и отравляет его на Росинанте с письмом к Дульсинее, о чем тот сразу же забывает и оставляет своего господина в горах.
Внимание! Краткое содержание по главам не может передать всю красоту повествования, а лишь обозначает основную фабулу романа.
Странствующий рыцарь
Настоящее имя Дон Кихота — Алонсо Кихано. Он назвал себя Дон Кихотом Ламанчским, так как жил в местечке Ламанча. К его рыцарскому имени позднее добавляется прозвище Рыцарь печального образа.
Своего тощего коня Дон Кихот назвал Россинантом. Прекрасной дамой сердца у него стала скотница из соседней деревни, которую фантазия героя превратила в Дульсинею Тобосскую.
Образ безумного рыцаря уравновешивается поведением его слуги — Санчо Панса. Верный оруженосец искренне восхищен своим господином, он думает, что тот не может поступать иначе. Слуга видит, что его хозяин настоящий альтруист, ему ничего не нужно от других, в нём нет алчности.
Дон Кихот честно стремится к тому, чтобы стать идеальным рыцарем в его понимании, он хочет стать таким же храбрым и мужественным героем, о каких читал в романах. Но он совсем не учитывает влияние среды, которая его окружает. Дон Кихот и подумать не может, что все эти произведения о великих рыцарях всего лишь выдумка.
Характеристика
Дон Кихот большую часть времени проводил за чтением книг. Это увлечение книгами привело к тому, что Алонсо решил посвятить остаток жизни борьбе со злом. Мужчина возомнил себя рыцарем, как герои его любимых книг. Придумав себе звучное прозвище, оседлав Росинанта, он отправляется в самое увлекательное путешествие в своей жизни. У каждого рыцаря должна быть дама сердца, ради которой совершаются подвиги. У Дон Кихота ею становится обычная сельская девушка, которой он тоже придумал имя. Теперь она Дульсинея Тобосская.
Его воображение не останавливалось ни на минуту, рисуя яркие картины. Он так верил в идеальный мир, придуманный им, что переставал отличать, где реальность, а где вымысел.
Мечтательность и целеустремленность помогли ему осуществить заветное желание. Ему было наплевать, что люди считают его выжившим из ума стариком. Он терпел насмешки и издевательства в свой адрес. Жизненная цель, вот что придавало ему сил и помогало идти вперед, не останавливаясь ни перед чем.
Его доброе сердце и ранимая душа не хотели мириться с жестокой несправедливостью на земле. На ней было слишком много зла. Он считал, что люди должны помогать друг другу. Они не должны врать, лицемерить, обижать слабых. Сам Алонсо никогда ни на кого руку не поднял. Он всегда был защитником слабых. Однако его добрые поступки, как правило, выходили ему боком. Это видно на примере его заступничества за маленького мальчика, избиваемого хозяином. Каторжане, которых он освободил, вместо благодарности за полученную свободу, закидали его камнями. Цирюльник, встреченный им по дороге, был принят за странствующего рыцаря. Он отбирает у него воображаемый медный шит на деле оказавшийся медным тазом, которым он всего лишь укрывался от дождя.
Рассудительный и осведомленный во многих вопросах. Всегда даст мудрый и дельный совет. Именно он помогал и подсказывал Санчо Панса во времена его правления на острове, став его наставником на это время.
Уже в начале путешествия, Дон Кихот понимает, что силы у него не те. Он уже не добрый молодец, а уставший и больной старик. Ему не под силам изменить к лучшему окружающий мир. Единственным местом, где он смог себя почувствовать рыцарем стал герцогский замок, но его жители просто чересчур любили розыгрыши и шутки.
Добавить в избранное
Характерные черты и качества героев
С помощью описания и характеристики Дон Кихота и других персонажей писатель хотел показать их мнение о жизни и заменить фантастическое представление о мире верной картиной. Он заложил основы другого видения реализма, получившее развитие в литературе буржуазного общества. Жанр его книги — приключенческий роман.
Рыцарь и его оруженосец
Дон Кихот — пожилой причудливый дворянин и фантазер. Считается, что ему столько же лет, сколько автору. Герой вообразил себя рыцарем, начитавшись сказок. Это привело к тому, что он стал жить в иллюзорном мире, где хотел творить добро во имя возлюбленной и делать мир лучше. Конечно, эти намерения были прекрасны. Только вот воплотить их в жизнь ему не получалось, так как персонаж не знал, как это можно осуществить в настоящем мире, применить в действительности.
Героя называли Рыцарем Печального Образа, Львов. Он имел прозвище Добрый. Персонаж попадал в разные ситуации, переделки. Его мечты были разбиты реальностью, но, несмотря на это, герой показал читателям прекрасные уроки жизни.
Внешне он худой и бледный. На его тощем коне по имени Росинант старые доспехи.
Странное поведение и поступки рыцаря приносят ему славу сумасшедшего, чудака и безумца. Если кратко, то он считает, что мир заколдовали злые волшебники, поэтому его призвание — сражаться с ними. Герой видит опасность и врагов там, где их нет.
В произведении он рассуждает о:
- литературе;
- воспитании;
- правителях;
- свободе;
- войне;
- мире.
Перед смертью главный герой отрекается от своих рыцарских деяний и признает, что был неправ и безумен. Его образ сложен и многолик. Порой кажется, что он только претворяется безумцем, а на самом деле сам всех обманывает. Этот персонаж подражает языку рыцарских романов, выступает как гуманист, обличает общественные пороки.
Санчо Панса — добрый и верный друг рыцаря, а также его оруженосец.
Он принадлежит к крестьянскому сословию, имеет следующие характерные черты:
- наивность;
- доверчивость;
- бескорыстность;
- остроумие;
- хитрость;
- мудрость.
Его главным отличием от Дон Кихота является то, что Санчо живет в реальности, в разумной жизни. Но приключение пошло ему на пользу, так как этот персонаж превратился в честного и справедливого человека. Он стал прагматичным и практичным.
Второстепенные герои
Дульсинея Тобосская — крестьянка, получившая из уст рыцаря почетное звание благородной дамы. Именно во славу этой особы он собирался творить подвиги, менять мир, хотел бросить к ее ногам поверженных противников, а девушка должна была решить их участь. Крестьянка подвигла героя на благородные дела.
Помимо нее, в романе описывается племянница рыцаря — Антония, которая любит и уважает своего дядю, всегда ждет его домой. Она получает от Дона все имущество, но только в случае, если выйдет замуж за человека, не имеющего ничего общего с рыцарями и рыцарскими романами.
У Кихота была верная и преданная экономка. Эта женщина искренне любила своего безрассудного хозяина. Главный герой уважал и ценил ее, поэтому в своем завещании указал, чтобы ей была выплачена вся сумма за все время ее работы и средства на покупку платья.
Также в романе встречается близкий товарищ рыцаря — цирюльник. Это разумный и рассудительный человек, переживающий за своего знакомого. Он пытался переубедить Дона, чтобы тот не совершал безумные поступки.
Таким образом, с помощью характеристики героев автор показал противостояние между идеалом и действительностью. Попытки Кихота сотворить добро и справедливость оказались безуспешными. Получилось, что «один в поле не воин». Одинокий рыцарь не сможет изменить мир, несмотря на то, что будет пытаться хоть что-то сделать.
Ради этих взглядов он проявляет большую отвагу, желает пожертвовать собой, что вызывает восторг и настоящее уважение. Тема этого произведения актуальна до сих пор. По мотивам романа сняли фильм, в школах пользуются популярностью сочинения, затрагиваемые вопросы книги.
Биография и образ Дон Кихота
Биография популярного литературного героя окутана ореолом тайны. Сам автор писал, что о настоящем имени персонажа остается только гадать, но, предположительно, наездника зовут Алонсо Кехана. Хотя некоторые считают, что его фамилия Кихада или Кесада.
Благородное имя главный герой выбрал себе сам, потратив на раздумья неделю. Литературный персонаж проживал в селе Ламанчском. Имущество его не отличалось богатством: Кехана владел фамильным копьем, древним щитом, старой клячей и собакой.
Пятидесятилетний мужчина проводил дни и ночи за чтением рыцарских романов, упиваясь приключениями отважных храбрецов. В один момент Кехана понял, что он ничем не отличается от вымышленных персонажей, мужественных и храбрых. К тому же пожилому человеку было скучно, а душа требовала разнообразия и авантюр.
Любителю книжных страниц захотелось стать странствующим воином. Он привел имеющиеся у него доспехи в надлежащий вид и придумал имя верному коню — Росинант. Мужчина дал такое прозвище непарнокопытному животному неспроста. Имя его коня — это своеобразная игра слов: rocin в переводе означает «кляча», а вторая составная часть слова — ante — переводится как «прежде, впереди».
Герой знал не понаслышке, что путешественник должен обзавестись дамой сердца, поэтому его возлюбленной стала некая Альдонсуа Лоренсо, которую главный герой произведения нарек Дульсинеей Тобосской. Теперь дело оставалось за малым: чтобы поставить еще одну галочку в «рыцарском списке», нужно отправиться в путь.
Чего только не было во времена хождений персонажа! Его подвиги и фантазия не знают границ. Например, вместо ветряных мельниц идальго видит гигантских чудовищ и, поскольку долг рыцаря — спасти землю, вызывает «великанов» на поединок.
К сожалению, Фортуна не всегда улыбалась главному герою, который однажды проиграл Рыцарю Белой Луны. Поэтому любитель романов решил отстраниться от рыцарской деятельности на год и вместе со спутником Санчо Пансой покинул презренный город и сделался пастухом.
В конце книги путешественник начал хворать, и перед смертью его разум прояснился: главный герой возненавидел куртуазные романы и выбрал себе новое имя — Алонсо Кихано. Рыцарь составил завещание и умер по-христиански, как не уходил из жизни еще ни один странствующий воин.
Несмотря на отрицательные качества, главный герой романа Сервантеса производит положительное впечатление, ведь сложно не любить взрослого ребенка, который предпочел скучному и тривиальному миру богатое воображение. Он поразил сердца не только обывателей, но и литературной диаспоры: характеристику герою пытались дать Джордж Байрон, Виктор Гюго, Иван Тургенев и другие именитые прозаики.
Исследователи вывели новый человеческий психотип, а также философское понятие, которое зовется «донкихотство». Основные черты характера, которые психологи приписывают «Дон Кихоту», — это наивность и доброжелательность.
Смысл произведения «Дон Кихот»
Нелепый высокий Дон Кихот и его коротышка-слуга отправились в увлекательное путешествие. Глупые ситуации, комичные приключения. Кажется, ничего интригующего и вдохновляющего. Но это только на первый взгляд. Два героя стали национальными любимцами. Произведение «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса — своеобразная пародия на рыцарские романы, которые были распространены в литературе Испании XVI века. В этих книгах авторы воспевали великие подвиги рыцарей. Однако действующие лица были вымышленными. События, описываемые в романах, не имели ничего общего с действительностью.
У главного героя произведения «Дон Кихот» была цель. Он хотел стать настоящим рыцарем, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался. Персонаж словно поместил себя в воображаемый мир, в котором так и остался жить. Слабые обездоленные люди должны находиться под защитой отважных рыцарей. Вершить справедливость — то, к чему стремился Дон Кихот. Однако внешний вид новоявленного рыцаря вызывает лишь усмешку. Медный таз на голове, тощий конь, старые, видавшие виды доспехи. Именно в таком облике Дон Кихот отправился совершать подвиги. Когда читатель знакомится с первой частью романа, на его лице невольно появляется улыбка. Кто же этот странный персонаж: благородный рыцарь или человек, который сошёл с ума.
В произведении прослеживается противоречивость в действиях героя. Несмотря на то, что Дон Кихот хочет казаться отважным, неустрашимым и решительным, в душе он очень добрый и ранимый. Он искренне желает помогать тем, кто в этом нуждается. Подвиги героя нелепы. Но он творит их с серьёзным лицом, словно от него зависит жизнь людей. Персонаж не боится показаться смешным и нелепым. Дон Кихот не отступает, даже когда силы противника превосходят его. Но в большинстве случаев опасность оказалась мнимой.
Дон Кихот является олицетворением благородства, великодушия и справедливости. Он глубоко не согласен с тем, что людей заковывают в цепи. Персонаж всеми силами старается освободить тех, кого повели на каторжные работы. Но спасённые им люди не оценили подвига Дон Кихота. Преступники оказались безжалостными и циничными. Однако для героя это не имело значения. У него было правило: свобода — то, что принадлежит каждому человеку, и никто не может ее отнять.
19 глава
Ослабевший Дон Кихот возвращается в родной дом. Он болен и слаб, и наконец, понял, что не годиться в рыцари, кляча его старая и слабая, а доспехи и оружие убогие. За несколько дней до смерти он говорит, что все сделанное им было напрасно, а сам он служил посмешищем для окружающих. Преданный оруженосец плачет у постели господина, умоляя его жить и ни о чем не жалеть. В завещании идальго оставляет все свои владения племяннице, поставив лишь одно условие — ее мужем должен стать рыцарь. Дон Алонсо тихо умирает в своей постели, а на могиле его остаются написанные Самсоном Карраско слова «Он удивлял мир своим безумием, но умер, как мудрец».
Краткий пересказ Сигель Де Сервантес «Дон Кихот»
«Дон Кихот» Сервантеса
Внутренний романтик
Что видят романтики, читая шедевр «Дон-Кихот»? Анализ произведения начинается с рассуждения о том, насколько сильно главный герой совпадает с их внутренним миром. Ведь для них уже сам по себе образ рыцаря является неотъемлемой частью философии. А тут «герой меча и щита» еще и отвергнут, не понят, изгнан из общества.
Какой романтик не воздвигнет этот образ себе на флаг! Ведь каждый из них уверен в том, что мир мечтаний – истинно реален, и собственную фантазию вперемешку с чувствами надо ставить выше чего-либо. Борьба Дон-Кихота – это плевок в лицо реальности — жестокой, грязной и грубой; это сражение с ветряными мельницами во имя общего добра. Это заранее проигранная война, но ведь надо вдохновляться тем, что умер Рыцарь Печального Образа счастливым!
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Краткое содержание «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
Характеристика Дон Кихота поможет понять внутренний мир героя и узнать его лучше.
Характеристика Дон Кихота кратко
Дон Кихот, он же Алонсо Кихана – бедный 50-летний идальго (мелкопоместный дворянин), страстный любитель рыцарских романов, возомнивший себя странствующим рыцарем и придумавший себе имя, которое он должен прославить: Дон Кихот Ламанчский (Ла-Манча – область на юго-востоке Кастилии, центральной провинции Испании; именно там находилось безымянное село, в котором коротал свои дни сеньор Алонсо).
Наделяя Дон Кихота очень привлекательными человеческими чертами, изображая его подвижником, ратоборцем справедливости, автор ставит своего героя в нелепые и смешные положения. И это объяснимо не только пародийной тенденцией, просто Дон Кихот бессилен изменить что-либо в мире, где царят эгоизм и стяжательство. Поэтому иллюзии, во власти которых он все время находится, с одной стороны, умножают его силы, а с другой – делают его усилия бесплодными. Нередко его великодушные порывы приводили к результатам прямо противоположным, поэтому трудно, наверное, ответить на вопрос: кто такой Дон Кихот – чудак, безумец, герой?
В нем скрыто своеобразное противоречие между внешними признаками рыцаря и внутренним содержанием: герой никак не подходит под описание рыцарей, но его душа горит желанием защищать слабых, помогать обиженным, спасать нуждающихся. Внешне он комичен, порою смешон, но внутренне он самый настоящий рыцарь. Он – активная натура и не может мириться со злом. Но трагедия его в том, что он одинок в своем стремлении (лишь Санчо Панса понимает его), а в одиночку исправить мир зла, лжи и лицемерия нельзя. Но он все же пытается, – это делает его смешным в глазах окружающих, они считают его безумным. А ведь это подвиг: зная о своем одиночестве, сражаться.
Дон Кихот стал вечным образом. Это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником
Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве
Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Дон Кихота
Дон Кихот — центральный персонаж романа. Комичная фигура престарелого бедного кастильского идальго Алонсо Кихано, который, начитавшись рыцарских романов, оставляет дом и пускается на поиски приключений, сразу же настраивает читателя на то, что перед ним — пародия на модные в то время романы. Уже само имя, придуманное себе героем (в переводе с испанского «кихот» означает «набедренник») вызывает недоумение и улыбку. Ведь идальго, представители низшего слоя испанского дворянства, не имели права на приставку частицы «дон». Почему же этот чудак пытается подражать прославленным героям прошлого и воображает себя странствующим рыцарем, совершающим подвиги по имя своей возлюбленной, прекрасной Дульсинеи Тобосской, которую он тоже придумал? Проще всего счесть его безумцем. Так и поступают все, кто с ним сталкивается во время его странствий по дорогам Испании. Автор лишь постепенно подводит читателя к тому, что его герой, несмотря на его весьма эксцентрические выходки, прекрасно образован, начитан в античной литературе, может быть трезвым и рассудительным, а в его безумии, говоря словами Шекспира, есть «своя последовательность». Свои неудачи на рыцарском поприще Дон Кихот объясняет происками злых волшебников, чарами которых великаны превращаются в ветряные мельницы, а дама его сердца, Дульсинея, принимает облик простой крестьянки. Дон Кихот свято верит в фантастические повествования о подвигах рыцарей, и эта вера поддерживает его неукротимый дух, который едва удерживается в дряхлом геле. Косность окружающих его людей и предметов не повергает его в отчаяние, поскольку они не властны над его идеалом. В романе Сервантеса мир «высокой» фантазии и «низкой» действительности, мир поэзии и прозы не противопоставлены друг другу, как это полагали писатели-романтики, видевшие в Дон Кихоте одинокого мечтателя, не понятого пошлой и вульгарной толпой. У Сервантеса эти миры причудливо переплетены, вписаны один в другой, между ними существуют взаимные переходы, открытые тому, кто дерзновенно верит в их возможность. Дон Кихот говорит о себе: «Волшебники могут отнять у меня счастье, но воли и мужества им у меня не отнять». Правда, во 2-й части романа героический энтузиазм Дон Кихота постепенно ослабевает, уступая место разочарованию и примирению с участью простого смертного — уже не странствующего рыцаря Дон Кихота, а бедного идальго Алонсо Кихано. Но это вовсе не означает, что автор ниспровергает идеалы, вдохновлявшие его героя. Сервантес показывает, что человек в своих духовных исканиях должен подражать высочайшим образцам, не боясь показаться смешным, но при этом обязан помнить, что он крепчайшими идеями связан со своим окружением, которое не только держит личность в плену обыденности, но и стимулирует ее потребность в творчестве, в создании образов, которыми будет жить не одно поколение. На протяжении всего романа Сервантес постоянно подвергает образ своего героя самому трудному и жестокому испытанию — испытанию смехом. И Дон Кихот его выдерживает. Трагическое и комическое в нем сливаются воедино, а смех благодаря гению Сервантеса приобретает новое измерение — он не унижает и не развенчивает, но облагораживает и утверждает веру в вечное достоинство смертного человека.
3 глава
Сколько глав в «Дон Кихоте», столько неприятностей ожидает главного героя, который продолжает свое путешествие в раздумьях, какого человека избрать оруженосцем. В дороге он совершает первый поступок, который сам считает подвигом. Наткнувшись на крестьянина, наказывающего маленького пастушка, пугает его копьем и заставляет дать слово, что тот не станет больше избивать ребенка и будет платить ему за работу. Однако, стоило рыцарю удалиться, крестьянин отделал мальчишку еще сильнее.
Дальше путешественник встречает купцов. Приняв их за рыцарей, романтически настроенный герой вызывает их на поединок за честь своей прекрасной дамы. Не успев вступить в бой, он вываливается из седла и получает взбучку от одного из слуг купцов. Потерпев поражение, с трудом добирается домой, окончательно убедив слуг в том, что от книг одни напасти и нужно сжечь их от греха подальше.
Вывод
Образ Дон Кихота в одноимённом романе Сервантеса сложен и двойственен. Герой живёт ради рыцарских идеалов, хотя рыцарства давно уже нет. Он фантазёр и мечтатель, не желающий мириться с несовершенством мира и ниспровергающий феодальные предрассудки. В то же время, герой следует феодальному принципу — все конфликты старается решить с помощью оружия.
Двойственность образа Дон Кихота состоит и в том, что он и смешон, и трагичен. Автор показал, что этот чудак, начитавшийся рыцарских романов и ушедший в какой-то воображаемый мир, не желает мириться с несправедливостью, притеснением слабых и обездоленных. Имя этого героя стало нарицательным и обозначает человека, сражающегося за идеалы, недостижимые в реальной жизни.
Характеристика образа Дон Кихота, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина — героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ и характеристика Василия Ивановича Базарова (отца Евгения Базарова) — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Образ и характеристика Маши Мироновой — героини романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Краткая биография Михаила Юрьевича Лермонтова
Анализ повести Фёдора Михайловича Достоевского «Белые ночи»
Сравнительная характеристика Тараса, Остапа и Андрия — героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Образ и характеристика Анны Андреевны — героини комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»
Образ и характеристика Андрия — героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»