Кратко «повесть о разорении рязани батыем» народный фольклор

Краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем»

Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.

Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей. Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.

Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.

«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.

Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.

В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил».

Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть…» так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание романа Броха «Невиновные»

Следующая

ПересказыКраткое содержание рассказа Манна «Смерть в Венеции»

Краткое содержание: начало повести

Итак, в 6745 году от сотворения мира (от Рождества Христова — в 1237-м), спустя 12 лет после того как в Рязань из Херсонеса была перенесена чудотворная икона св. Николая, на Русь пришло огромное войско татар. Возглавлял его хан Батый. Заметим, что произведение было написано с опорой на исторические факты. Древнерусский автор описал то, что имело место в действительности. Произведение относится к категории «историческая литература». Автор воссоздает облик и события прошлого. Историческая литература опирается на исторические данные, однако для нее характерен и творческий вымысел, без которого искусство невозможно.

Войско остановилось неподалеку от рязанских земель. Хан отправил своих послов к Юрию Ингваревичу, рязанскому князю. Он потребовал выплаты дани в количестве десятой доли от всех богатств, какими обладает рязанская земля.

Князь сразу же направил во Владимир с просьбой о помощи своих гонцов. Этим городом управлял Георгий Всеволодович. Однако тот не откликнулся на зов. Тогда Юрий Ингваревич созвал совет. Он пригласил на него своих братьев, а также других князей. На совете следовало решить, как смягчить дарами Батыя, чтобы он не пошел войной на русские земли.

Евпатий Коловрат – краткая биография

Евпатий Коловрат был славным и могучим богатырём, который жил на земле русской. Евпатий был рождён в городе Рязань. Однако о нём в истории практически не сохранилось ни каких достоверных сведений, а те которые имеются, довольно часто оспариваются различными историками всего мира. Одни утверждают, что богатырь был на русской земле известным и мужественным воеводой, в свою очередь другие склонны верить в то, что Евпатий был Боярином. Попросту говоря, он был абсолютно простым человек, просто его мужественный поступок навсегда внёс его имя в истории Древней Руси. Теперь он стал эталоном для подражания всех подростков, которые увлекаются историческими событиями тех времён. Но что же именно такого героического он мог сделать?

В древних летописях Руси, монахи датировали его героический подвиг 1238

годом. В эти неспокойные годы мощь монголо-татарских захватчиков была обрушена на русские земли. Земли древней Руси прочувствовали на себе постоянные набеги различных кочевников из воинствующего племени. Все прекрасно понимали, что в скором времени татаро-монгольское войско, которое было огромного количество выдвинется с походом на земли Рязани

Когда правительство Рязани поняло, что они не имеют достаточного количества солдат, чтобы своими силами оборонять свой город от натиска кровожадных захватчиков, они решают послать Евпатия Коловрата с важной миссией. Миссия его заключалась в том, чтобы как можно быстрее привести из соседних городов подкрепление

Как только он прибыл на земли Чернигова, до него донеслись слухи о том, что монголо- татарские воины беспощадно разоряют его родные земли. Не оставаясь больше не минуты на чужих землях, Коловрат вместе со своей дружиной, численность которой была совершенно малой, поспешно выдвинулся в сторону Рязани. Но к великому сожалению он не успел подоспеть вовремя, и город его был уже полностью разорён и сожжён дотла. Когда перед его глазами всплыла картина того, что он увидел, он сильно разгневался и пустился в погоню за врагом, который уничтожил его родину. Евпатий настиг войско хана Батыя у земель Суздали. Там то он и дал бой врагу. Даже несмотря на незначительную численность отряда Евпатия, они смогли довольно сильно разгромить войско Батыя. Это произошло из-за того, что Евпатий напал внезапно, когда монголо-татары совершенно этого не ожидали. Батый сильно удивился такой внезапной атаке и просто был вынужден воспользоваться силами своего специально обученного отряда. Хан Батый требовал от своих полководцев того, чтобы они во что бы это не стало взять Евпатия живым. Однако Коловрат не был намерен сдаваться и бился с неприятелем до победного конца. Батый был вынужден послать переговорщика к самому Евпатию, чтобы узнать, чего именно они хотят. Евпатий ответил, что они хотят умереть. После этого разговора бой снова возобновился. Монголы были вынуждены прибегнуть к помощи катапульт, чтобы разбить строй Евпатия. В ходе этой битвы Евпатий Коловрат был повержен. Батый никогда прежде не видел такого мужественного предводителя, в результате чего он отдал тело Коловрата его дружине, чтобы они похоронили его со всеми почестями. А за доблестное сражение против своей армии, Батый отпустил дружину Евпатия и не причинил им никакого вреда.

Этим знаменитым подвигом Евпатий Коловрат навсегда останется вписан в историю древней Руси, как человек, который пожертвовал своей жизнью ради того, чтобы его земля жиля и процветала ещё долгие столетия. В истории русского фольклора также помнят Евпатия и народ слагает про него легенды, пишет стихи и сочиняет песни. Даже Сергей Есенин не смог обойти стороной столь знаменательный подвиг, что воспел о нём в одном из своих произведений. Во времена советского союза кинокомпания “Союзмультфильм” выпустили мультфильм, который назывался “Сказ о Евпатии Коловрате”. В 2007

году его именем назвали одну из главных улиц его родной Рязани.

Историческое подтверждение

Рязанское княжество первым подверглось нападению татаро-монгольских орд. Его столица, один из красивейших городов Руси, была безвозвратно разрушена врагами. По приказу Батыя ее разграбили и сожгли. Археологические раскопки подтверждают события, описанные в повести. На месте древней Рязани были найдены захоронения со следами расправ: пленникам рубили головы, кисти рук, проламывали черепа. Был обнаружен скелет беременной женщины, а также мужчины, прижимающего к себе ребенка.

Рязанцы, которых не было во время разрушения города, вернулись домой и похоронили умерших. Мертвых было столько, что об одиночных могилах не было и речи. Людей хоронили в братских могилах, похожих на котлованы. Разрушенный город восстанавливать не стали. Современная Рязань — это бывший Переславль-Рязанский, куда новый князь перенес столицу. Его переименовали лишь через 100 лет.

Читательский Дневник

Автор — предположительно Евстафий Корсунсков

Сколько страниц — 12

Главные герои

  • Батый — жестокий татарский хан.
  • Юрий Рязанский — справедливый и смелый князь.
  • Федор — сын князя Юрия.
  • Евпатий Коловрат — боярин, хотел отомстить татарам, но погиб.
  • Евпраксия — жена Федора
  • Агриппина — мать Юрия
  • Ингвар — младший брат Юрия, новый рязанский князь. Он восстанавливал Рязань
  • Хостоврул — мирза, шурин Батыя.
  • Давыд, Олег — братья князя Юрия

План

  1. Батый у Рязани
  2. Просьбы Юрия о помощи
  3. Федор едет Батыю
  4. Убийство послов
  5. Гибель Евпраксии.
  6. Сбор войска
  7. Битва
  8. Смерть князя Юрия
  9. Осада Рязани
  10. Разорение города
  11. Месть Евпатия Коловрата
  12. Ингвар в разоренном городе
  13. Похороны погибших
  14. Восстановление Рязани Ингваром

Произведение учит быть мужественным и смелым, учит защищать свою родину до последнего вдоха. Учит, что только сообща можно победить врага, ведь если бы русские князья объединились, они справились бы с врагом. Повесть учит тому, что забывать такие трагические события в истории нельзя, нужно учиться на собственных ошибках и не допускать их повторения.

Произведение очень печальное, ведь грустно, что столько людей погибло защищая свой грод. Но в то же время я чувствую гордость за наших воинов, которые до последнего вздоха сражались с врагом, стараясь удержать и не допустить вторжения в город. Автор показывает, что патриотизм и любовь к Родине важны для ее благосостояния.

  • Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
  • Герой умирает — о себе память оставляет.
  • Героям страх неведом.
  • Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Хан Батый послал к Рязанскому князю послов с требованием отдать десятую часть всех своих богатств, в том числе земель, людей, сокровищ.
  • Князь отправил к Батыю своего сына Федора с дарами и просьбой не нападать на Рязанские земли, но Батый убил послов и разбил войско князя Юрия.
  • На шестой день битвы татары взяли Рязань, полностью разорили город и убили всех жителей.
  • Рязанский воевода — Евпатий Коловрат, увидев разорённую Рязань с небольшой дружиной отправился по следам татар, чтобы отомстить им, и многих врагов он убил.
  • Евпатий погиб, а в Рязань вернулся князь Ингвар, который был в Чернигове.
  • Ингвар похоронил с честью погибших, стал рязанским князем и начал город отстраивать.
Очень краткий пересказ повесть о разорении Рязани Батыем

После этого началась битва, в которой полегло почти всё рязанское войско во главе с князем. Спустя пять дней осады Рязань была взята. Город и жители подверглись жестокому уничтожению.

В это время один рязанский воевода — Евпатий Коловрат — оказался в Чернигове. Возвратившись, он увидел разорённую Рязань и с небольшой дружиной в 1700 воинов отправился по следам татар, чтобы отомстить им. В Суздальской земле он напал на войско Батыя, однако силы были не равны. Он мужественно бился, но татары его все же убили.

«Убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка»

Жестокость армии Батыя — не выдумка. Археологи, проводя раскопки на том месте, где раньше была Рязань, находили подтверждение летописным сообщениям о массовых расправах: «Пленникам рубили головы: при раскопках А. В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием… Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет женщины, которая была беременна, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук».

Князь Юрий Игоревич разделил судьбу своего народа — он погиб во время штурма.

По приказу Батыя ограбленный и опустошенный город был сожжен.

Рязанцы, которых не было в городе в момент его гибели, возвратились на пепелище, чтобы отдать последнюю дань уважения погибшим. О гробах и одиночных могилах речь не шла — трупов было столько, что хоронили их в огромных братских могилах, похожих на котлованы.

Анализ повести

По мнению большинства ученых, «Повесть о разорении Батыем» была написана в XIII—XIV вв. Композиционно она состоит из 4 частей и имеет следующий план:

  1. Приход Батыя к границам Рязанского княжества и прибытие к нему посольства князя Федора Юрьевича.
  2. Взятие Рязани и гибель ее жителей.
  3. Битва Евпатия Коловрата.
  4. Плач Ингваря Ингваревича и восстановление города.

Каждая часть произведения имеет своего главного героя.

Это следующие персонажи:

  1. Федор Юрьевич — сын князя Юрия Ингваревича. Это мужественный человек, защищающий в стане врага честь своей жены и всех русских женщин. Он был отправлен на дипломатические переговоры с Батыем, но не достиг успеха. Автор не осуждает его за это и оправдывает его возмущение бесчестным предложением хана.
  2. Рязанский князь Юрий Ингваревич — опытный правитель и полководец, который организует оборону княжества. Его роль в боевых действиях отдельно не описывается, он «испил чашу смертную» вместе со всеми.
  3. Евпатий Коловрат — мститель за рязанцев, представленный в повести как былинный богатырь. При описании героя используются фольклорные гиперболизации: он исполин силою, которого удается убить лишь с помощью стенобитных орудий.
  4. Ингварь Ингваревич. Это новый рязанский князь, ступивший на место убитого Юрия. Он не совершает в повести каких-либо значительных деяний, лишь оплакивает и хоронит убитых. Князь собирает оставшихся в живых рязанцев и вместе с ними начинает восстановление княжества.
  5. Хан Батый — жестокий и безжалостный враг, который разрушил Рязань и уничтожил всех ее жителей. Этот образ присутствует во всех частях повести, но он неоднозначен. В первой части Батый представлен как завоеватель, унижающий своих противников и считающий, что может требовать от них всего, что пожелает. Во второй части это жестокий убийца, несущий смерть не только войску врага, но и мирным жителям. К третьей части в нем проявляется такая черта, как уважение к достойному противнику.

Часть первая. Беглецы

Пионерский отряд стоял лагерем возле усадьбы графа Карагаева. Комсомолец, руководивший отрядом, ушёл служить в армию, и на его место назначили Мишу Полякова. Его руководящая работа началась с чрезвычайного происшествия: двое ребят удрали в Испанию бить фашистов. Об этом Миша узнал, вернувшись из Москвы, куда ездил по делам. Вместе с ним приехал Михаил Коровин, бывший беспризорник, а ныне трудколонист. Директор их детского дома, Борис Сергеевич, решил основать в усадьбе трудовую коммуну, и послал Коровина осмотреть дом. Миша, однако, считал, что туда беспризорников не пустят. В огромном запущенном доме с украшением в виде большой бронзовой птицы на фронтоне, жила смотрительница, высокая худая старуха с длинным крючковатым носом, которую называли графиней. У неё имелась охранная грамота на усадьбу, и в дом старуха никого не пускала. В лагере Миша узнал, что ребята сбежали из-за Генки Петрова, который их задразнил. Оставалась надежда, что беглецы просто уехали домой. Миша послал Генку в Москву с поручением разжиться провизией и разузнать о сбежавших пионерах.

У Мишиного отряда была важная задача — создать в близлежащей деревне пионерское звено и ликвидировать безграмотность. Деревенские ребята, однако, в пионеры не рвались, были пугливы и суеверны. Ближе всех с ребятами сошёлся Васька Рыбалин по кличке Жердяй. Его старший брат Николай помогал пионерам обустраивать деревенский клуб. От Жердяя ребята узнавали последние новости. Он же рассказывал пионерам истории и небылицы, в том числе легенду о Голыгинской гати, под которой якобы был похоронен один из графов Карагаевых вместе с сыном. Местные верили, что по ночам старый граф выходит на гать, держа в руках свою голову, и утаскивает в болото припозднившихся путников.

Утром Миша встретил у реки Николая, который вместе с соседом Кузминым собирался ехать в лодке на Халзин луг. Немного позже мальчик узнал, что Кузмина застрелили, а в убийстве обвиняется Николай, которого уже арестовали. В виновность Николая Поляков не верил, да и тот отрицал причастность к убийству.

Из Москвы вместе с Генкой приехал Борис Сергеевич. Хранительница усадьбы надменно предъявила ему охранный документ за подписью зам. зав. губернским отделом народного образования Серова и покидать дом отказалась.

Задание узнать о беглецах Генка провалил, только встревожил их родителей. В деревне Мише рассказали, что у сына местного кулака Ерофеева угнали самодельный плот. Мальчик догадался, что беглецы уплыли на плоту примерно сутки назад и решил их догнать. Взяв лодку у местного художника-анархиста, Миша, Генка, Слава и Жердяй отправились вниз по реке.

Повесть о разорении Рязани БатыемТекст

В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуня. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем.

И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать – как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю.

И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю. И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим.

Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своем распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал. И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича. Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти.

И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, и лучших людей и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки. И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно

Действующие лица и план текста

Если разделить текст на части, то становится понятно, что каждая глава имеет своего основного персонажа. Для того чтобы понять полную картину всего происходящего, автор знакомит читателей сразу с несколькими лицами:

  1. Батый — злой и жестокий правитель. Татарский хан безжалостно напал на рязанскую землю.
  2. Юрий Ингваревич — князь Рязани. Предводитель русского народа всеми силами пытался защитить свое княжество.
  3. Федор Юрьевич — сын князя, смелый парень, готовый на все ради победы.
  4. Ингварь Ингваревич — брат князя, отважный мужчина, который занял престол.
  5. Евпраксия — супруга Федора. Верная и любящая женщина, она не смогла пережить смерть любимого и совершила самоубийство.
  6. Агрипина — мать князя Юрия и Ингваря. Великая княгиня, женщина с храбрым сердцем была жестоко убита татарами.

К действующим персонажам также можно отнести повествователя. Он со стороны оценивает ситуацию и выражает свое отношение к героям. Кроме этого, он высказывает свое мнение, использует эмоциональные реплики и восклицания. Такое выражение чувств придает тексту определенное восклицание.

Для того чтобы лучше понять главную мысль повествования, текст нужно разбить на смысловые подзаголовки. В каждом из них содержится основная информация и главные действия повести, например:

  1. Приход Батыя.
  2. Выставление условий татарского хана.
  3. Смерть Федора.
  4. Сражение.
  5. Гибель князя.
  6. Город в осаде.
  7. Разорение Рязани.
  8. Возрождение города.
  9. Новый правитель.

https://youtube.com/watch?v=LwTr_i6Pksw

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Князь Муромский  Давыд (Давид) Ингваревич  — сразу откликнулся на призыв брата князя Юрия. Он бесстрашно пошел в бой против Батыя. Погиб Давид первым из братьев. После его доблестной смерти еще упорнее стали биться русские воины.
  •  Глеб Ингваревич  — храбро воевал вместе с братьями против Батыя. Отважный князь Коломенский погиб в жестоком бою.
  • Князь Рязанский  Олег Ингваревич (Красный)  — без сомнения принял решение помочь князю Юрию в справедливой борьбе против Батыя. Доблестного красивого тяжело раненного князя взяли в плен. Батый, удивленный бесстрашием Олега Ингваревича, хотел вылечить его, а затем склонить храбреца к своей вере. В ответ смелый честный князь назвал царя безбожником, за что по приказу Батыя был рассечен ножами.
  •  Евпатий Коловрат  — волею судьбы был в Чернигове, когда Батый разорял рязанские земли. Честный рязанский вельможа с небольшой дружиной стремительно напал на Батыя. Бились в многострадальной Суздальской земле мужественно воины русские, а бесстрашный Коловрат поражал татар невероятной храбростью и могучей силой. Убить его смогли только при помощи камнеметов.
  •  Евпраксия  — жена Федора Юрьевича, прекрасная благоверная княгиня, узнав о гибели любимого мужа от рук жестокого нечестивого Батыя, не смогла перенести такого горя. Она с сыном Иваном на руках выбросилась из высокого терема, разбившись насмерть.
  •  Хостоврул — шурич (среди родственной иерархии сын шурина) хана Батыя хвастливо обещал поймать и доставить Евпатия Коловрата. Он напал на русскую дружину с многочисленными татарскими полками. Но в поединке сильный богатырь Евпатий рассек практически пополам более слабого родственника Батыя.
  •  Агриппина Ростиславовна  — великая княгиня со смирением проводила сына Юрия Ингваревича на битву с Батыем. После того как монгольский хан вошел в Рязань княгиня вместе с другими женщинами, укрывшимися под сводами соборной церкви пресвятой Богородицы, погибла от мечей татарских завоевателей.
  • Князь  Пронский Всеволод  — откликнулся на призыв о помощи. Он храбро воевал, но погиб на поле битвы, проявив себя бесстрашным и мужественным человеком.
  •  Юрий Всеволодович Владимирский  — отличался умом и смелостью. Но великий благоверный князь недальновидно отказал в своевременной помощи Юрию Ингваревичу, когда Батый стал угрожать нападением.
  •  Апоница  — пестун князя Федора Юрьевича тайно похоронил его после убийства слугами Батыя. Затем принес горькую весть княгине Евпраксии.
  •  Михаил Всеволодович Черниговский  — в момент вероломного нападения Батыя принимал у себя князя Ингвария Ингваревича.

Сочинения

Повесть о разорении Рязани Батыем и ее год написания точно не известны, причем до сих пор не могут исследователи придти к общему мнению. Считается, что произведение Разорение Рязани Батыем, автор которого также неизвестен, могли написать в тринадцатом, начало четырнадцатого веков, а некоторые считают, что произведение могли написать и в шестнадцатом веке. Однако точно известно, произведение написали спустя некоторое время после произошедших событий, о которых написано произведение, а именно, о взятии Рязани Батыем, что произошло в 1237 году.

Чтобы разобраться с сюжетом повести О разорении Рязани Батыем, а также вернуться в давнюю историю, в те события, что происходили на русских землях, стоит познакомиться с произведением Разорение Рязани Батыем в кратком содержании.

Рассказ о разорении Рязани Батыем, в том виде, в котором он к нам дошел, состоит из четырех частей. В первой части идет речь о том, как Батый пришел к Рязанскому княжеству. Говорится о том, как Батый требует отдать десятину от всего, что имеется в княжестве, но рязанский правитель Федор Юрьевич отказывает в требовании, как и отказывает ему прислать свою жену Евпраксию. Здесь же мы узнаем об убийстве Батыем послов и об убийстве Евпраксии.

Далее идет вторая часть, где ведется речь об объявлении войны, ведь после убийства послов, мирно разойтись было не возможно. Идет подготовка войск, а далее и сама битва. Батый окружил Рязань и пять дней осаждал княжество. Войска отбивались, но, если татары сменяли друг друга, то русские не имели такой возможности. Они бились до последнего, но не смогли удержать Рязань. Батый ворвался в город и полилась кровь. Они всех резали, никого не щадили.

В третьей части появляется новый герой, Евпатий Коловрат, вельможа, который спешил на помощь, но опоздал. Эта часть произведения имеет черты жанра повести О разорении Рязани Батыем, что относятся к военным повестям. Евпатий пришел, но Рязань было разорена. Узнаем о мужественном поединке, где Коловрат и его войско столкнулись с врагами. Описан поединок с Хостоврулом. Мужеством Евпатия восхищался и сам Батый, который хотел бы иметь в своем окружении таких людей. В конце этой части герой погибает.

В четвертой части в Рязань приходит брат погибшего рязанского князя Ингварь Ингоревич. Он оплакивал тела погибших, похоронил их по христианским законам, а в последствии стал Рязанским князем, которому пришлось отстраивать город заново.

Повесть о разорении Рязани Батыем герои

Знакомясь с повестью О разорении Рязани Батыем, нам встречаются такие герои, как Федор Юрьевич — рязанский князь, который до последнего отстаивал границы своего города, пытаясь защитить всех подданных.

Далее знакомимся с Юрием Ингоревичем — опытным полководцем и правителем, которого также настигла смерть. После перед нами предмстает Ипатий Коловрат в повести О разорении Рязани Батыем — мужественный герой, которым восхищался даже Батый. Сам Батый, что был немилостивым, льстивым, хитрым, нечестивым законопреступником.

Ну и в последней части появляется Ингварь Ингоревич, который не принимает участие в битвах, но которому пришлось хоронить убитых и отстраивать город.

Многие, чтобы быстро вспомнить произведение, составляют цитатный план о разорении Рязани Батыем, а можно и просто обойтись в повести Разорение Рязани Бытыем привычным всем планом, что будет напоминать о сюжете и сюжетной линии.

План

1. Царь Батый у границ Рязанского княжества 2. Послы Батыя 3. Дары для Батыя. Батый выдвигает новые требования. 4. Смерть князя и гибель его жены. 5. Юрий Ингоревич защищает Рязань. Падение Рязани. Разорение. Смерть. 6. Приход Коловрата и его смерть 7. Ингвар Ингоревич. Возрождение Рязани.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Федор не покоряется Батыю

Рязанский князь послал с дарами Федора, своего сына, к татарскому хану. Батый их принял и лживо пообещал не начинать войну с Рязанью. За это он начал требовать дочерей и сестер князей в наложницы. Какой-то знатный житель Рязани, обуреваемый завистью, сообщил хану о том, что у Федора Юрьевича Рязанского супруга из царского рода. Кроме того, она прекраснее всех остальных женщин города.

Безбожный хан Батый обратился к князю с требованием привести к нему княгиню. Однако Федор Юрьевич бесстрашно ответил ему, сказав, что христианам негоже водить своих жен к нечестивому царю на блуд. Супругами ихними Батый будет владеть лишь тогда, когда сумеет одолеть русских. Тогда хан приказал воинам убить этого непокорного князя, а также всех прибывших с ним. Тела мертвых он распорядился бросить диким зверям на растерзание.

Последствия нашествия на Русь

Все историки дают однозначную характеристику последствиям нашествия татаро-монголов:

  • Страна была поделена и находилась в полной зависимости от Золотой Орды.
  • Русь каждый год выплачивала дань ханству (людьми, серебром, золотом и пушниной).
  • Государство прекратило своё развитие из-за тяжелейшего положения.

Перечень можно продолжать и далее, но общая картина происходящего и так понятна. Вкратце именно так представляется период ордынского ига на Руси в официальной исторической трактовке, встречающейся в учебниках. Дальше будут рассмотрены доводы, которые приводит Л. Н. Гумилёв, историк-этнолог и востоковед. А также будет затронут ряд важнейших вопросов, дающих понимание того, насколько более сложными были отношения между Русью и Ордой, чем принято считать.

https://youtube.com/watch?v=FleVpCkU4oA

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: