Анализ рассказа «уроки французского» (в. распутин)

Цитаты Из Произведения Уроки Французского

«Уро́ки францу́зского»

— рассказ Валентина Распутина 1973 года. Был экранизирован в 1978.

Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком.

Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками.

Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом.

При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становиться с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких.

Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество.

Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. — Вы отправили в школу эту посылку

Я знаю, вы. Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает. — Почему ты решил, что это я? — Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает. — Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой. — Совсем не бывает. Знать надо было. Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее. — Действительно, надо было знать. Как же это я так?! — Она на минутку задумалась. — Но тут и догадаться трудно было — честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает? — Горох бывает. Редька бывает

— Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы. Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тетка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает. — Почему ты решил, что это я? — Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает. — Как! Совсем не бывает?! — Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой. — Совсем не бывает. Знать надо было. Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился. от нее. — Действительно, надо было знать. Как же это я так?! — Она на минутку задумалась. — Но тут и догадаться трудно было — честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает? — Горох бывает. Редька бывает.

Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство — от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснутся монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету. — Что вы делаете? — возмутился я. — Я? А что я делаю? — Зачем вы ее подвинули? — Да нет же, она тут и лежала, — самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи. Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.

Распутин «Уроки французского» кратко

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.

В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками.

Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось.

Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы

Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает.

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Самостоятельная жизнь

Мальчик уезжает из родной семьи. Его поселяют в райцентре у тети Нади. Матери очень хочется, чтобы ребенок получил образование. Здесь начинается трудная жизнь, которую автор характеризует как самостоятельную. Ее можно охарактеризовать следующими цитатами:

  • «…пошел в пятый класс…»;
  • «…наваливалась тоска – тоска по дому…»;
  • «…ни с кем из ребят …не сошелся…»;
  • «…били меня по очереди…»;
  • «…научился там, научусь и здесь…;

Цитатный план «Уроки французского» помогают составить впечатление о главном персонаже. Упорство и уверенности в успехе покоряет. Мальчишка воспитывает свой характер, на глазах у читателя становясь зрелым и мудрым юношей. Он умеет различить грань между добром и злом, сам не встает на сторону аморальности и нечестности. Именно поэтому судьба посылает ему людей, которые готовы ему помочь.

Распутин, Анализ произведения Уроки французского, План

Анализ произведения

Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как «деревенский» писатель. Его прежде всего интересуют не нов­шества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.

Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать лет начинает­ся у него самостоятельная жизнь. И хотя он очень хорошо учит­ся, его постоянным спутником остается голод. Он ужасно поху­дел, так что даже мать напугалась его. Он прекрасно понимает, что ей нелегко, поэтому утаивает от нее тяготы своей жизни, старается не расстраивать ее жалобами. Он прекрасно знает цену деньгам, цену каждой посылки матери. У такого маленького, еще не окрепшего психологически человечка, тем не менее, есть жесткий внутренний стержень, который не дает ему сломиться под ударами судьбы. Гордо и стойко переносит он голод, отверга­ет помощь учительницы Лидии Михайловны. Терпит он и униже­ния со стороны игроков в «чику». Эта игра в один прекрасный момент становится его единственной надеждой на выживание. Но жестокость его сверстников заставляет его покинуть поле игры.

Выручает его Лидия Михайловна. Уроки французского пере­носятся из школы к ней домой. А здесь учительница сама предла­гает мальчику играть. Она прекрасно понимает, что маленький гордец ни за что не примет ее подарки. Поэтому она дает ему возможность честно их заработать, выиграть. Именно этой мыс­лью он себя и успокаивает, беря деньги. Молодая, но уже мудрая и сметливая, она сначала подыгрывает мальчику, а потом, пони­мая, как это его обижает, прямо на его глазах начинает мошенничать. Это убеждает его в честности заработанных им денег. «Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Таким образом, уроки французского станут уроками добро­ты, великодушия, хотя и не оцененными, не понятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину. Но даже там она не забывает о своем ученике, посылает ему посылку с макаронами, а на дне лежат, как догадывается мальчик, три яблока. Грусть проскальзывает в заключительных строках: мальчик видел их раньше только на картинке.

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево­люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре­одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак­терная особенность произведений Распутина.

План

1. Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо.

2. Из-за бедного существования и постоянного голода он на­чинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.

3. Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополни­тельно заниматься французским.

4. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика сно­ва появляются средства на еду.

5. За одной из игр их застает директор. Это заканчивается увольнением Лидии Михайловны.

Распутин, Анализ произведения Уроки французского, План

2.3 (46%) 10 votes

На этой странице искали :

  • план рассказа уроки французского
  • план к рассказу уроки французского
  • план уроки французского
  • уроки французского план
  • план уроки французского распутин

План сочинения по повести В. Распутина «Уроки французского»

План сочинения по рассказу В.Распутина

«Уроки французского» 6 класс

I. Автобиографический характер рассказа В. Распутина «Уроки французского». (автобиографический характер рассказа, какие трудности пришлось пережить герою-рассказчику)

II. Поступки мальчика, которые вызывают у меня уважение.

1. Жизнь в деревне. (как герой помогает своей матери в деревне, почему его считают грамотеем, что подтолкнуло его мать отвезти сына в райцентр в школу)

2. Что привлекает меня в характере героя. (как учится, его стремление к учебе, как переносит лишения – голод и нужду, почему начинает играть в «чику», как ведет себя во время игр, почему его бьют, как он относится к ребятам по игре)

3. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика. (что преподает Лидия Михайловна, как она заметила, что мальчик нуждается в помощи, как пытается ему помочь. Какие качества характера проявляются в учительнице, какие уроки она преподает герою. С каким чувством вспоминает ее автор-рассказчик )

III. Почему я советую прочитать рассказ В. Распутина «Уроки французского» своим сверстникам. (какие чувства вызывает этот рассказ – уважение к герою, к учительнице. Почему надо, чтоб этот рассказ прочли и другие дети, чему он может научить. Как уроки доброты повлияли на жизнь мальчика)

План сочинения по рассказу В.Распутина

«Уроки французского» 6 класс

I. Автобиографический характер рассказа В. Распутина «Уроки французского». (Рассказ «Уроки французского» носит автобиографический характер, это искренний и правдивый рассказ писателя о том, какие трудности ему пришлось пережить в детстве, с какими людьми встретиться.)

II. Поступки мальчика, которые вызывают у меня уважение.

1. Жизнь в деревне. (Главный герой с детства приучен к трудностям. Зная, как тяжело матери, он всячески старается ей помочь. Односельчане, обращаясь к нему за помощью (он был первым грамотеем в деревне), часто благодарили его: кто ведром картошки, кто копейкой. Учеба в школе ему давалась легко, и мать решила, «наперекор всем несчастьям», отправить сына учиться дальше в райцентр.)

2. Что привлекает меня в характере героя. (стремление учиться во что бы то ни стало. Он терпеливо выносит и голод, и тоску по дому — только бы учиться. А чтобы учиться, нужны силы, которых с каждым днем становится меньше из-за постоянного недоедания.Игра в «чику» как способ победить обстоятельства, терпит побои Птахи, но держится с достоинством.)

3. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика. (Лидия Михайловна, учительница французского языка, помогла мальчику в трудную минуту. Узнав, что он голодает и старается любым способом заработать рубль на молоко, она делает все, чтобы помочь ему. Своими поступками она заставляет мальчика поверить в доброту и бескорыстие. Жизненные уроки, которые она ему преподала, намного важнее уроков по школьной программе

И писатель с благодарностью вспоминает Лидию Михайловну, сумевшую своим теплом и вниманием согреть его душу.)

III. Почему я советую прочитать рассказ В. Распутина «Уроки французского» своим сверстникам. (Мне очень понравился рассказ «Уроки французского», и я советую прочитать его своим сверстникам. Познакомившись с главным героем, они узнают, что любые трудности можно преодолеть, если у тебя есть цель. А уроки доброты и человечности, которые преподала своему ученику Лидия Михайловна, должны стать главными уроками в их жизни.)

Главный герой рассказа

Мальчишка стремится оправдать доверие матери, отправившей его в райцентр на учебу: «Учился я и тут хорошо… Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки”. Видно, что он очень любит мать, где-то в душе не понимает, что знания нужны только ему. В рассуждениях четко слышатся нотки трудолюбивого и ответственного ребенка: «Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел».

Парнишка отличился знаниями уже в деревне. Он хотел читать и уже начинал ощущать в себе возможности сочинительства: «…в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя”. Ученик воспитан в традициях русского народа. Он уважает и немножко побаивается учителя. Ребенку невдомек, что педагог может бескорыстно помочь, для него это люди из другого более сложного взрослого мира. Голодный парнишка каменеет в квартире Лидии Михайловны: «…И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать”. От страха у мальчишки пропадали все чувства, даже самый трудно скрываемый – голод: “Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит”.

5 стр., 2386 слов

Главные герои

У главного героя, мальчика одиннадцати лет, в истории нет имени, но, помня об автобиографичности повести, можно предположить, что его звали Валентином.

В описании ему дается точная характеристика. Окружающим бросается в глаза излишняя худоба мальчика и диковатость.

Ему приходится самому заботиться о себе, поэтому он выглядит неопрятным в старых поношенных вещах. И, чувствуя отличие от других, мальчик все больше стыдится и закрывается в себе.

Но ему свойственны качества сильной личности, такие как стремление идти к намеченной цели, здоровое самолюбие, детская жизнерадостность, чувство справедливости и отзывчивость.

Мать мальчика – сильная женщина, готовая на любые жертвы ради детей. Она, несмотря на свою неграмотность, понимает значение образования и стремится дать сыну все самое лучшее.

Лидия Михайловна – молодая учитель французского. Это женщина с сильным характером, способная отстоять свою точку зрения. У нее красивые правильные черты лица, глаза с легкой косинкой и короткие темные волосы. Она живет обеспеченной жизнью, но видит человеческие страдания и стремится помогать нуждающимся.

Василий Андреевич – директор школы, у которого своя твердая жизненная позиция. Он внушает страх и уважение ученикам. Для него все поступки делятся на хорошие и плохие, без внимания на обстоятельства.

Будьте внимательны к слову (к стр. 148-149)

1.Обратите внимание на портреты героев рассказа:

а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного рослого и крепкого, заметного своей силой

и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;

б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.

Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?

2.Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скорк зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним синонимы

Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации требуются для чтения реплик каждого из героев.

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Пример 2

В. Распутин в произведении «Уроки французского» рассуждает на тему, что такое хорошо и что такое плохо. Как оценить поступки людей, если они с одной стороны приносят добро, а с другой – не одобряются обществом и моралью. В поступках Лидии Михайловны к ученику раскрывается тема добра и зла. Поняв, что оказать помощь ребенку никак нельзя (он ее сторонился из-за гордости и человеческого достоинства), она решила помочь ему выиграть деньги в азартной игре.

Конечно, игра на деньги, тем более с ребенком – никогда не принималась и не будет воспринята, как что-то благодетельное. Что подтолкнуло учительницу сделать этот шаг?

Ее ученик падал в голодные обмороки, но не принимал подарков. Лидия Михайловна неоднократно предлагала Вали поужинать вместе, но он не соглашался. Тогда она отправила посылку, он узнал, кто это сделал и вернул обратно. Воровать ему не позволяло воспитание, как и брать деньги просто так. Тогда он решил выиграть их, используя смекалку и свои навыки.

Учительница не простила бы себя, если бы от недоедания мальчишка заболел и умер. Поэтому она приняла решение играть с ним на его условиях. Она никогда бы не согласилась на этот шаг, если бы на выигранный рубль ученик покупал что-то другое, а не молоко и хлеб. Так он мог поесть и продолжить учебу.

Одни считают, что это уму непостижимый поступок, а другие видят в этом руку помощи. Учительница сделала все возможное, чтобы ребенок не почувствовал себя слабым и бездейственным. Лидия Михайловна стала опорой для мальчика, сумела проявить заботу, даже несмотря на мнение общества.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Мы изучаем — План рассказа Уроки французского Распутина 6 класс. Подсказки школьнику

1. Начало новой жизни мальчика:

   а) поездка в райцентр в тысяча девятьсот сорок восьмого;
б) Сильное голодание и нищета;
в) Умный парень развивается.

2. Мальчик приехал учиться.

   а) С французским языком были проблемы;
б) Постоянная тоска по родина;
в) Постоянно был голоден

3. Новая игра на деньги под названием «Чика»:

   а) Все свои на поляне;
б) Хитрый Вадик;
в) Мальчик мог бы сыграть.

4. Положительные и отрицательные стороны игры:

   а) Деньги не тратятся на молоко;
б) Он хорошо играет в игру;
в) Парни Вадик и Птаха.

5. У мальчика появились деньги:

   а) Он некогда не позволил бы себе увлечься слишком много;
б) Если мальчику надо делать уроки он не должен играть;
в) Парня стали бить.

6. Самый ужасный день в его жизни:

   а) Подлый Тишкин;
б) Серьёзный разговор после уроков;
в) Можно ли было обойтись без этого.

7. Возвращение мальчика в игру на деньги:

   а) Самая голодная осень в его жизни;
б) Вадик хотел увлекательной игры;
в) Опять побили.

8. Занятия французским языком:

   а) Очень сложный язык;
б) Дом учительницы Лидии Михайловны;
в) Вечерний ужин который не состоялся.

9. Загадочная посылка которую получил мальчик:

   а) Вкусные макароны в подарок;
б) Для отличной учебы нужно хорошо питаться.

10. Новая игра в «пристенок»:

   а) Обмен опытом друг с другом;
б) Нужно попробовать если не понравится прекратить.

11. Игра по правилам учительницы Лидии Михайловны:

   а) Лидия Михайловна учительница, но вела себя как девочка;
б) Она стала жульничать, что поразило мальчика;
в) Опять у парня появились деньги.

12. Азартные игроки:

   а) Парень никогда не напрашивался на игру;
б) Он считал это преступлением;
в) Лидия Михайловна уезжает.

13. Посылка с Кубани.

Я рос в очень бедной в семье. Кроме младшей школы, у нас больше общеобразовательных организаций не было. Я был самым старшим ребенком в семье и в деревне считался грамотеем. Вот мать и договорилась со знакомой, чтобы я там проживал. А через неделю шофер дядя Ваня отвез меня в райцентр. С тех пор я жил самостоятельно. В те времена был большой голод, помню, весной мы с сестрой глотали глазки картофеля, думали, что у нас там что-нибудь прорастет и голода не будет. Но почему-то ничего не росло.

Учеба шла хорошо. Только были проблемы с французским произношением. Стоило мне заговорить по-французски, так я половину звуков то проглатывал, то произносил будто скороговоркой. А когда я приходил со школы, меня вечно кто-то тормошил. Когда же я был в одиночестве, то скучал по деревне, по дому. Я вечно недоедал и сильно похудел, когда мать в конце сентября ко мне приехала. Сначала я держался, а когда машина вместе с ней стала уезжать, я побежал за ней и лишь потом опомнился.

Как-то раз Федька позвал меня понаблюдать за игрой в «чику». Игра несложная: нужно было подбросить шайбу так, чтобы она подкатилась к черте, но не пересекла её. И я как-то раз к игре присоединился: взял пять копеек, которые мне мама присылала на молоко, и пошел играть. Мне даже удавалось выигрывать. А я, несмотря на свои успехи, много не играл: выигрывал по рублю да покупал молока от малокровия. Из-за этого ко мне и пристали Вадик со Птахой, когда осознали, что я слишком быстро ухожу, поэтому с тех пор я последний бросал шайбу. Но даже тогда я выигрывал, пока однажды Вадик с Птахой меня не избили и не прогнали.

В школе мои раны заметили. Лидия Михайловна не только учительница по французскому языку, но и наш классный руководитель. Она попросила меня остаться после уроков. Я подтвердил, что играю на деньги, и сказал, что покупаю молоко. Я пообещал больше не играть. А в колхозе как раз тоже ничего не оставалось. И поэтому я всё равно присоединился к старой компании, но вскоре меня опять избили. Лидия Михайловна вновь это заметила и решила мной заняться.

Я занимался отдельно у Лидии Михайловны на квартире. Лидия даже звала меня ужинать, но я убегал домой. Но как-то раз мне сказали, что в раздевалке для меня оставлена посылка. Я открыл её дома и обнаружил макароны, сахар и гематоген. Не сразу до меня дошло, что это Лидия Михайловна. Я принес тогда посылку к ней домой. Сначала она отнекивалась, а потом призналась и попросила меня принять посылку, но я ушел.

Я стал говорить по-французски. И тут Лидия Михайловна поинтересовалась, во что мы с ребятами и рассказала про игру своего детства «пристенок». Тогда мы начали с ней играть в это сначала просто так, а потом на деньги. Но она специально поддавалась и проигрывала. Мои потуги заставить прекратить её это делать не увенчались успехом. Со временем мы меньше стали учить французский и больше стали играть. И я смог покупать молоко.

В конце концов за жарким спором об игре нас застал директор. За это Лидии Михайловне пришлось уволиться и уехать на Кубань. И среди январских каникул я получил от неё посылку с макаронами и красными яблоками.

Основная идея

О чем этот рассказ Распутина? Только ли описание злоключений подростка, вынужденного самостоятельно решать отнюдь не детские проблемы? Конечно, нет.

Ребенку на заре его жизненного пути встретился удивительный человек – человек с огромным добрым сердцем и раскрытой душой. Лидия Михайловна еще молода – автор то и дело, рассказывая о ней, сравнивает ее с «девчонкой», но она уже прекрасный педагог. Это не только ее профессия, но и призвание. Не словами, а поступком своим она преподает ученику урок доброты, который запомнился ему на всю жизнь. Лидия Михайловна, разумеется, знала, что поступает наперекор школьным правилам и прекрасно понимала, что при таком педантичном директоре последствия для нее могут быть тяжкими, пощады ждать не приходилось. Но для нее гораздо важнее внешних правил и законов оказался ребенок, лишенный помощи и поддержки взрослых, еще не умеющий сам за себя постоять в условиях беспощадного мира. Она пожертвовала работой, чтобы дать возможность способному мальчишке доучиться, не бросить школу, элементарно выжить. При этом она сумела не задеть его болезненную гордость.

Уроки, подобные этому, не забываются никогда.

Темы, затрагиваемые в рассказе, проблематика

  1. Взаимоотношения между учеником и учителем. Благодаря неравнодушному, чуткому отношению Лидии Михайловны к ребенку, мальчика не исключили из школы, хотя могли бы.
  2. Взросление ребенка, формирование личности. Жизнь заставила ребенка повзрослеть – он должен был самостоятельно зарабатывать деньги, жить за них и учиться.
  3. На грани между плохим и хорошим. Наставнице приходится оказывать помощь ребенку «безнравственными» способами, но игра на деньги приносит мальчику доход, что позволяет ему покупать еду, поддерживать здоровье и хорошо учиться.
  4. Неравнодушное отношение и желание оказать помощь. Лидия Михайловна увидела, что мальчик голодает. Она поняла, что сам он никогда не попросит помощи, поэтому и пошла на хитрость.
  5. Становление духовного мира главного героя и общение с взрослым. Учительница учит мальчика доброте, оказанию помощи слабым.

Темы

Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.

Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.

Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию

Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.

Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.

Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.

Анализ произведения «Уроки французского» В. Распутина

Советская литература является неоправданно недооцененной. Например, произведения девятнадцатого века знакомы читателям в большей степени, хотя в период существования СССР было создано большое количество литературы.

Валентин Распутин – это выдающийся писатель советского времени. В его произведениях отражен быт, повседневная жизнь людей, их чувства и переживания, личные драмы. Особенное место в творчестве Распутина занимает рассказ «Уроки французского».

Рассказ во многом является автобиографичным. Валентин Распутин родился и вырос в деревне в семье крестьян, поэтому он понимал и чувствовал простых людей, русский народ. Будучи подростком, писатель переехал в город, где учился и взрослел, набивал свои шишки и исправлял жизненные ошибки. Более того прототипом Лидии Михайловны является учительница Распутина, которая также, как и героиня рассказа, помогала и поддерживала ученика.

Жанр произведения – рассказ, так как читателю повествуется о небольшом периоде времени, раскрываются малое количество героев и действующих лиц

Валентин Распутин большое внимание уделяет описанию деталей и бытовых мелочей. Он создает картину реальной действительности, и читатель может в подробностях представить все происходящее в рассказе

Произведение не случайно носит название «Уроки французского». Это можно объяснить значением, которые оказали занятия на судьбу главного героя, Лидии Михайловны и их крепкой дружбы

Учительница не только учила мальчика французскому, она преподавала ему нечто более важное – уроки правды, добра, сострадания, честности

По своей композиции рассказ поделен на 6 частей, которые являются логически взаимосвязанными. Распутин показывает своим читателям, как люди справляются с испытаниями судьбы, как терпят голод и нищету, и какое влияние оказывают трудные жизненные условия на характер человека и его душу.

Действия рассказа разворачиваются в 1948 году в послевоенное непростое время. Главный герой приезжает из деревни в город учиться и получать образование. Он голодал, страдал малокровием и очень сильно скучал по родным, отчиму дому. Несмотря на тяжелые условия, он отлично учился, проблемы возникали только с французским языком. Учительница Лидия Михайловна расстраивалась, когда слышала неверное произношение мальчика и грубые ошибки. Главный герой играл в популярную в то время игру «чику», с помощью чего «добывал» молоко

Однажды он был избит мальчишками, на что обратила внимание учительница. Лидия Михайловна стала помогать мальчику, присылать ему продукты, помогать с домашними заданиями

Между ними сложились теплые, близкие отношения. Однако директор школы неправильно и извращенно воспринял сложившуюся ситуацию и уволил молодую учительницу.

Валентин Распутин поднимает вечные вопросы и проблемы человеческой жизни. Так, писатель показывает, какими одинокими являются люди и как они справляются с жизненными ситуациями, попадают в тупик и не могут найти выход. Распутин обличает людское равнодушие, которым пропитано общество, человеческую злобу, зависть

Важное место в произведение занимает описание быта. Писатель описывает, в какой нищете и бедности жили люди, зарабатывая рабским трудом себе на пропитание

Главная мысль рассказа «Уроки французского» заключает в отображении в борьбе за выживание, в существовании людей. Распутин обличает внутреннее расслоение и распад личности человека, которые думает только о своих физиологических, первичных потребностях. Писатель описывает целую эпоху, люди которой не жили, а выживали, прикладывая к этому титанические усилия.

Основной идея заключается в том, что только сообща люди могут добиться больших успех и вершин. Работая и трудясь на благо общества, помогая ближнему и окружающим, человек по-настоящему живет. Так, Лидия Михайловна учила детей не только французскому языку, она учила их честности, доброте, справедливости.

Распутин показывает, как люди часто делают поспешные выводы, не разобравшись в деталях ситуации, на примере директора школы. Однако в то же время писатель повествует, что даже жизненные обстоятельства не смогли разрушить крепкой дружбы между Лидией Михайловной и мальчиком.

Рассказ «Уроки французского» учит читателей самому главному в жизни – доброте и состраданию. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: