Франческо петрарка — биография, новости, личная жизнь

Изгнание и триумф

В 1304 году в семье изгнанного из Флоренции юриста по прозвищу Петракко родился мальчик, получивший имя Франческо. Пьетро Паренцо — так звали отца будущего поэта — принадлежал к белым гвельфам, агитировавшим за союзнические отношения с гибеллинами. За это его и изгнали из города представители чёрных гвельфов. Пьетро был вынужден покинуть Флоренцию одновременно с великим итальянским поэтом Данте Алигьери. Автор «Божественной комедии» тоже симпатизировал белым гвельфам.

Долгое время семья юриста кочевала из одного города в другой. После переездов из одного места в другое изгнанники поселились в Карпантре — торговом городке, который сейчас принадлежит Франции. Здесь маленький Франческо пошёл учиться в школу, где успешно освоил латинский язык. Это оказало огромное влияние на будущую деятельность юноши. Литературоведы делят творчество Петрарки на две части: италоязычные тексты и произведения, написанные на латыни. Кстати, о литературе: именно в школе Франческо увлёкся книгами. На сына изгнанника огромное впечатление произвели авторы, творившие во времена Римской империи.

Под влиянием отца-юриста Петрарка, окончивший школу, приступил к изучению права. Франческо поступил в Болонский университет, который он закончил без какого-либо желания заниматься профессиональной юридической деятельностью. Неудивительно, что Петрарка так и не попробовал стать юристом.


Портрет Петрарки. (pinterest.com)

Правовой сфере Франческо предпочёл религиозную. Петрарка переехал в Авиньон, где стал членом местного духовенства. Однако вскоре молодому человеку пришлось покинуть город: Франческо полюбил Лауру, которой начинающий поэт посвятил множество стихотворений; тёплое чувство Петрарки не было взаимным, и он решил уехать подальше от мест, напоминающих ему о любимой. Домом Петрарки стал город Воклюз.

В уединённом месте Петрарка смог полностью погрузиться в творчество. Связь с крупными представителями духовенства, оказывавшими материальную помощь выпускнику Болонского университета, позволяла ему не беспокоиться о деньгах и заниматься любимым делом. Узнав о смерти Лауры, которую поэт не забывал никогда, Франческо посвятил ей «Песенник» — сборник лирических сонетов. Стихотворения из этой книги филологи считают вершиной италоязычной части творчества Петрарки.

Биография

Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века, ставший основателем раннего гуманизма. Считая наставником писателя-монаха Варлаама Калабрийского, он сыграл большую роль в итальянском Проторенессансе и стал культовым поэтом Средневековья.

Франческо Петрарка родился в Ареццо 20 июля 1304 года. Его отцом стал Пьетро ди сер Паренцо, флорентийский юрист, который был выдворен из Флоренции в то же время, что и Данте, за поддержку партии «белых». Паренцо имел прозвище «Петракко» — вероятно, из-за этого впоследствии образовался псевдоним поэта. Семейство Паренцо переезжало из одного города Тосканы в другой, а когда Франческо исполнилось девять лет, осело во французском Авиньоне. Впоследствии мать Петрарки переселилась в соседний город Карпантра.

Портрет Франческо Петрарки

В Авиньоне мальчик начал посещать школу, изучил латинский язык и начал интересоваться произведениями римской литературы. В 1319 году Франческо окончил школу, после чего отец посоветовал изучать право. Хотя юриспруденция не была близка Франческо, парень выполнил волю отца, поступив в Монпелье, а вскоре – и в Болонский университет. В 1326 году отец Петрарки скончался, а сам молодой человек окончательно понял, что классические писатели для него гораздо интереснее законодательных актов.

Единственным наследством, которое получил Франческо после смерти отца, стала рукопись сочинений Вергилия. Отчасти из-за тяжелого финансового положения, отчасти из-за стремления к духовному просвещению, после окончания университета Петрарка решил принять священство. Итальянец поселился при папском дворе в Авиньоне и сблизился с представителями авторитетного семейства Колонна (Джакомо Колонна — приятель еще со времен учебы в университете).

В 1327 году Франеско впервые увидел Лауру де Нов, безответная любовь к которой побудила его к написанию стихов, считающихся вершиной мастерства в сфере итальянских сонетов.

Книги на латинском

В трудах на латинском языке, Петрарка уделял внимание истории, нравственности, этическим нормам и другим качествам человека. Он стал автором двух автобиографий – «Epistola ad posteros» и «De contempu mundi»

В первой книге излагаются главные события из жизни поэта, а во второй показан своеобразный диалог Франческо с Аврелием Августином, который представляет собой словесный поединок между гуманистическим и религиозно-аскетическим мировоззрением, где побеждает гуманизм.

В «Инвективах» (гневных обличительных речах), Петрарка критикует культурных, политических и религиозных деятелей. Он был одним из первых писателей, который смотрел на разные учения и догматы с критической точки зрения.

Франческо Петрарка не боялся указывать на «темные» стороны высшего католического духовенства, а также обличать римских ученых прошлых лет, и т.д. К примеру, в книге «Письма без адреса», он крайне негативно отзывался о Риме 14-го века, погрязшем в нравственном разврате.

Важно отметить, что Петрарка считал себя глубоко верующим католиком, но при этом, старался всегда смотреть на реалии жизни объективно. То есть, когда он видел безнравственность или преступные действия католического духовенства, он открыто заявлял об этом, не испытывая к священнослужителям какого-то благоговения

Еще одним значимым трудом Франческо является эпическая поэма «Африка», в которой повествуется о подвигах Сципиона. На ее страницах также содержатся молитвы и покаянные псалмы.

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка Родился: 20 июля 1304 Умер: 19 июля 1374

Биография

Франческо Петрарка — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра.

Во Франции Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.

По выходе из университета он не стал юристом, а принял священство, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.

Петрарка также известен первым официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину Мон-Ванту, состоявшимся 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него вершину посещали Жан Буридан и древние жители этой местности.

Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком в Пасху 1341 года — этот день некоторые исследователи считают началом эпохи Возрождения

Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и 1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием.

Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.

Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году.

«Канцоньере» («Книга песен»)

Как поэт Франческо Петрарка прославился благодаря своему сборнику «Канцоньере», о котором мы уже упоминали выше. Книга была посвящена любви поэта к Лауре. В сборник вошло всего 350 сонетов, из которых 317 относились к части «На жизнь и смерть Мадонны Лауры». В течение сорока лет Петрарка посвящал своей возлюбленной сонеты.

В своих лирических произведениях Франческо любуется небесной чистотой и ангельским обликом Лауры. Она является для поэта величественным и недоступным идеалом. Ее душа сравнивается с яркой звездой. При всем этом Петрарка умудряется описывать Лауру как реальную женщину, а не только как идеальный образ.

Для своей эпохи Франческо Петрарка был первым, кто начал воспевать величие и красоту человека, обращая внимание не только на внешность, но и на личностные качества. Кроме того, поэт является одним из основоположников гуманизма как содержания творчества и образа мыслей

До Петрарки искусство Средневековья воспевало только черты духовного, божественного и неземного, а человек представлялся несовершенным и недостойным рабом божьим.

Церковный сан

В 1326 году не стало отца Франческо. Теперь молодой человек смог признаться сам себе в том, что юриспруденция его вовсе не интересовала, он обучался этой науке исключительно по настоянию отца. Его больше увлекала литература, он зачитывался произведениями классических писателей.

Окончив университет, юридической практикой Петрарка так и не занялся. Но ему надо было на что-то существовать, так как после смерти отца наследства он никакого не получил, если не считать рукописи сочинений Вергилия. Молодой человек вернулся в Авиньон (здесь во французском плену находилась резиденция римских пап) и принял священный сан. Получив младший церковный чин, он обосновался при папском дворе. Младшие чины имели право пользоваться преимуществами сана, при этом не исполняя церковных обязанностей.

Ссылки

Тематические сайты Notable Names Database · Discogs · International Music Score Library Project · MusicBrainz · Проект «Гутенберг» · RKDartists · Find a Grave
Словари и энциклопедии Большая каталонская · Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Краткая литературная · Ларусса · Ларусса · Ларусса · Малый Брокгауза и Ефрона · Britannica (онлайн) · Catholic (1997—…) · Швейцарский исторический
Нормативный контроль BAV: ADV10170645, ADV12593098, ADV12593099 · BNC: a10452229 · BNE: XX886780 · BNF: 11919436b · CONOR: 11713635 · EGAXA: 001898881 · GND: 118593234 · ICCU: IT\ICCU\CFIV\017574 · ISNI: 0000 0001 2128 7790 · LCCN: n79092622 · NDL: 00472990 · NKC: jn19990006495 · NLA: 35419481 · NLR: RUNLRAUTH7710722 · NTA: 068380984 · NUKAT: n96403218 · PTBNP: 48915 · LIBRIS: 206232 · SUDOC: 027068935 · VIAF: 39382430 · ULAN: 500323951

Особенности творчества и духовная борьба


Смотреть галерею

Именно сборник «Канцоньере» определил место и роль поэта в итальянской и всемирной литературе. Петрарка, стихи которого были настоящим открытием своего времени, впервые создал художественную форму для итальянских лирических произведений – поэзия писателя впервые стала историей внутреннего индивидуального чувства. Интерес именно к внутренней жизни стал основой всего творчества Петрарки и определил его огромную гуманистическую роль.

К таким произведениям относятся и две автобиографии Петрарки. Первая, неоконченная, имеет форму послания к потомкам и рассказывает внешнюю сторону жизни автора. Вторая, имеющая вид диалога между Петраркой и блаженным Августином, описывает внутреннюю жизнь и нравственную борьбу в душе поэта.

Основой этого противостояния является борьба между аскетической моралью церкви и личными желаниями Петрарки. На этом фоне понятен интерес поэта к этическим вопросам, размышлению над которыми он посвятил 4 работы: «О монашеском досуге», «Об уединенной жизни» и т. д. Тем не менее в споре с Августином, отстаивающим аскетически-религиозную философию, побеждает гуманистический взгляд на мир Петрарки.

Последняя встреча и смерть Лауры

Согласно утверждениям литературоведов, Петрарка в последний раз видел свою возлюбленную 27 сентября 1347 года. А через полгода, в апреле 1348 г., женщина трагически скончалась. Причина ее смерти так и осталась неизвестной. Петрарка не желал смириться со смертью любимой, и во многих стихах, написанных уже после гибели Лауры, часто обращался к ней как к живой.

Сборник посвященных ей сонетов «Канцоньере» Петрарка разбил на две части: «на жизнь» и «на смерть Лауры».

Перед самой смертью поэт написал, что в своей жизни желал только двух вещей – лавра и Лауры, то есть славы и любви. И если слава пришла к нему еще при жизни, то обрести любовь он надеялся после смерти, где сможет соединиться с Лаурой навсегда.

Личная жизнь

Любовью всей жизни Петрарки была Лаура, личность которой до сих пор доподлинно не установлена. После встречи с этой девушкой поэт на протяжении трех лет, проведенных в Авиньоне, надеялся поймать ее случайный взгляд в церкви. В 1330 году поэт переехал в Ломбе, а через семь лет купил имение в Воклюзе, чтобы жить неподалеку от Лауры. Приняв духовный сан, Петрарка не имел права жениться, однако не чурался плотскими связями с другими женщинами. История гласит, что у Петрарки было два внебрачных ребенка.

Сама Лаура, по видимости, была замужней женщиной, верной супругой и матерью одиннадцати детей. В последний раз поэт увидел возлюбленную 27 сентября 1347 года, а в 1348 году женщина умерла.

Франческо Петрарка и Лаура

Точная причина смерти неизвестна, но историки считают, что это могла быть чума, из-за которой в 1348 году полегла значительная часть населения Авиньона. Кроме того, Лаура могла умереть из-за истощения, обусловленного частыми родами, и туберкулеза. Неизвестно, говорил ли Петрарка о чувствах, и знала ли Лаура о его существовании.

Поэты отмечают, что в том случае, если бы Лаура стала законной супругой Франческо, он вряд ли бы написал столько проникновенных сонетов в ее честь. К примеру, об этом говорили Байрон, Карамзин, а также советский поэт Игорь Губерман. По их мнению, именно удаленность возлюбленной, невозможность быть с нею позволили Петрарке написать произведения, оказавшие огромное влияние на всю мировую литературу.

Отношение к церкви

Смотреть галерею

Пытается примирить церковную доктрину с классической литературой Петрарка. Стихи, разумеется, не имеют никакого отношения к религии или аскетизму, тем не менее поэту удавалось оставаться верующим католиком. Это подтверждают ряд трактатов, а также переписка с друзьями. Кроме того, Петрарка выступал резко против схоластов и современного ему духовенства.

Например, «Письма без адреса» наполнены сатирическими и крайне резкими выпадами в адрес развращенных нравов папской столицы. Это произведение состоит из 4 частей, адресованных различным лицам – как реальным, так и вымышленным.

Смерть Лауры

Возлюбленная великого поэта умерла в тот же день, когда он первый раз увидел её, 6 апреля. Это был 1348 год, в Европе свирепствовала чума. Никто никогда так и не смог узнать, была ли Лаура счастлива в своём браке. Догадывалась ли она о пылкой любви поэта, который так и не решился сказать ей о своих чувствах?

Смерть Лауры Петрарка переживал мучительно и долго. Ночами он сидел в закрытой комнате и при тусклых свечах воспевал в сонетах свою прекрасную музу. Им были написаны:

  • «Стихи на смерть донны Лауры»;
  • «Триумф славы»;
  • «Триумф смерти».

После её смерти Франческо прожил ещё 26 лет, и всё это время не переставал любить Лауру также трепетно и восторженно. За эти годы он посвятил ей около четырёхсот стихов, которые потом были собраны в самом знаменитом сочинении Петрарки – «Книге песен».

Особенности творчества

Любовь не терпит принуждения, одно слово — и всё блаженство исчезнет! Мог ли бы Петрарка в узах брака любить свою Лауру так пламенно? Ах нет! Воображение его не произвело бы ни одного из тех нежных сонетов, которыми я восхищаюсь.

Карамзин


Канцоньере XV века издания

Несмотря на то, что Петрарка считается итальянским поэтом, большинство его сочинений написано на классической латыни, причём проза давалась ему ничуть не хуже стихосложения. Франческо восхищался древнеримской культурой и считал свои сочинения на мёртвом языке более важными, нежели проникнутые чувственным жаром любовные писульки на volgare. Итальянский тех времён и представлял собой не что иное, как пропущенную через мозги быдланов и засоренную диалектизмами латынь, потому и назывался «вульгарным» (volgare), а признаком образованности считалось умение говорить на чистой латыни. ЧСХ, читатель ещё при жизни автора оценил именно сонеты к Лауре. Сей новояз был изобретён отнюдь не Петраркой: именно на нём читали свои опусы барды и трубадуры, разъезжающие по италийским городам и весям. Франческо лишь огранил алмаз романского просторечия, придал ему стихотворную форму и открыл итальянскому языку дорогу в большую литературу. Такую же услугу Пушкин сослужил русской словесности.

Большая часть стихов на вольгаре вошла сборник Canzoniere, составленный исследователями творчества Петрарки уже после смерти последнего. Сонеты делятся в нём на две большие части — посвящённые Мадонне Лауре при жизни и «постмортем». В своём «Письме к потомкам» пиит упоминал, что страсть к Лауре со временем притушили годы, её кончина и увлечение автора гуманитарными науками. Действительно, несмотря на горемычное описание своей юдоли, характерное для петраркиных сочинений в целом, стихи «На жизнь Мадонны Лауры» более жизнерадостны и внушают надежду на счастье здесь и сейчас. Сонеты же на её смерть проникнуты горечью утраты, и лишь возможная встреча героев в следующей жизни удерживает страдальца по сю сторону. Помимо «Книги песен», в итальянское наследие поэта входит также поэма «Триумфы», написанная в другой стихотворной форме, походящей на «Божественную комедию». В ней Петрарка поёт отнюдь не дифирамбы возлюбленной, но моралфажескую оду о преодолении телесных страстей для достижения духовного бессмертия в вечности.

На латинском языке Петрарка писал главным образом научные труды — историческую поэму «Африка» с автобиографическо-философским трактатом «Моя тайна» — и письма к друзьям, поскольку знание lingua latina считалось признаком учёности и хорошего тона. В «Моей тайне» сам Франциск ведёт беседу с Блаженным Августином, богословские труды которого казались писателю интереснее и глубже пустого словоблудия томистских схоластов. Августин призывает ГГ отринуть все чувства и обратить свои взоры к Богу, на что Франциск ему возражает — Лаура уже не человек, а нечто большее, как сошедший на грешную Землю ангел, и именно ей суждено вести несчастного книгочея к познанию вечных истин. Не случайно Лауру многие сравнивают с Беатриче, устроившей Данте экскурс по раю.

Да, собственно, и сам Петрарка написал об этом в одном из поздних сонетов: 

Восхитила мой дух за грань вселенной

Тоска по той, что от земли взята;
И я вступил чрез райские врата
В круг третий душ. Сколь менее надменной
Она предстала в красоте нетленной!
Мне руку дав, промолвила: «Я та,
Что страсть твою гнала. Но маета
Недолго длилась, и неизреченный
Мне дан покой. Тебя лишь возле нет, —
Но ты придешь, и дольнего покрова,
Что ты любил. Будь верен; я — твой свет».
Что ж руку отняла и смолкло слово?
Ах, если б сладкий все звучал привет,

Земного дня я б не увидел снова!

Лаура

6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.

Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку. Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.

Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза. Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины. Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.

Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд. За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой. Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.

Это интересно: 4792,Фредерик Стендаль краткая биография (видео)

Зрелые годы

Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.

В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.

Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.

В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз. Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.

Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан. Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.

Список литературы

Список литературы

1. Абрамсон, М.Л. От Данте к Альберти / М.Л. Абрамсов. – М.: «Наука», 1979. – 288 с. 2. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев. – М.: Мысль, 2002. – 511 с. 3. Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения : учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов / А. Х. Горфункель. — М. : Высш. школа, 1980. — 368 с. 4. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. — М. : Мысль, 1982. — 623 с. 5. Новейший философский словарь / гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А. – Минск : Изд. В. М. Скакун, 1999. – 877 с. 6. Рассел, Б. История западной философии : Пер. с англ. / Б. Рассел. – В 3 кн.: 2-е изд., испр. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.- 815 с. 7. Ревуненкова, Н.В. Ренессанское свободомыслие и идеология Реформации / Н.В. Ревуненкова. – М.: «Мысль», 1988. – 212 с. 8. Спиркин, А. Г. Философия : Учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Спиркин. — 2. изд. — М. : Гардарики, 2002. — 735 с. 9. Томашевский, Н. Русский Петрарка / Н. Томашевский. – М.: «Правда», 1984. – 210 с. 10. Философия: конспект лекций / Ю.Е. Коробкова. – М.:МИЭМП,2005. – 218 с. 11. Энциклопедический философский словарь / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. – М: «Педагогика-пресс», 2014. – 698 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Краткая биография

Франческо Петрарка

— выдающийся итальянский поэт, явившийся предтечей европейского гуманистического движения, авторитетнейший литературный арбитр своего времени — появился на свет 20 июля 1304 г. в городе Ареццо. Туда переехал изгнанный из Флоренции за политические убеждения его отец, флорентийский юрист. Поездив по провинциальным городам Тосканы, родители осели в Авиньоне (Франческо тогда было 9 лет).

Оказавшись во Франции, он становится учащимся школы, овладевает латынью, интересуется литературой Древнего Рима. По окончании обучения в 1319 г. юный Петрарка постигает азы права – поначалу в Монпелье, позднее в университете Болоньи. Там он пробыл до 1320 г., до смерти отца. Юриспруденция не представляла большого интереса для Петрарки, поэтому, окончив университет, он так и не начал практиковаться. Двадцатилетний Франческо принял сан священника: несмотря на то, что его очень интересовала классическая литература, нужно было найти источник средств к существованию; т.к. отец ему не оставил ничего.

После того как Петрарка поселился при папском дворе в Авиньоне, произошло его сближение с влиятельной семьей Колонна. Здесь же, в Авиньоне, в местной церкви, в апреле 1327 г. произошло событие, которое изменило его биографию и подарило миру множество прекрасных лирических стихов. Здесь он впервые увидел девушку Лауру, любовь к которой освещала его жизнь до самой смерти.

Чувства оказались неразделенными, и во многом поэтому Петрарка покинул Авиньон и переселился в Воклюз, где его ждало уединение. Литературная слава и поддержка Колонна помогли ему с помощью церковных синекур стать обладателем небольшого дома, располагавшегося в долине р. Сорга, где им в общей сложности было прожито с небольшими перерывами 16 лет, с 1337 по 1353 г.

Творения Петрарки получили такую широкую известность, что сразу несколько городов — Рим, Неаполь, и Париж — одновременно пригласили его к себе, чтобы короновать лавровым венцом. Торжественная церемония была проведена в 1341 г. на римском Капитолии. Примерно год прожив при дворе Аццо ди Корреджио, пармского тирана, Петрарка возвратился в Воклюз. Мечта о возрождении былого величия Древнего Рима сподвигла его на проповеди, призывающие к восстановлению римской республики. Из-за этого отношения с могущественными покровителями из семейства Колонна были испорчены, и Петрарка уехал в Италию. По этой стране он дважды путешествовал довольно продолжительное время (1344-1345 и 1347-1351). В 1353 г. поэт навсегда уехал из Воклюза в связи с вступлением на папский престол Иннокентия VI, который из-за увлечения Петрарки Вергилием счел его чародеем.

Петрарке предлагали кафедру во Флоренции, но он предпочел переехать в Милан, где выполнял мисстю дипломата при дворе Висконти. Покинув этот город в 1361 г. и предприняв несколько попыток возвратиться в Авиньон, а также обрести пристанище в Праге, Франческо Петрарка в итоге на протяжении 5 лет, в 1362-1367 гг., проживал в Венеции, где жила семья его незаконнорожденной дочери. Почти каждый год он ездил путешествовать в Италию, проводя там довольно много времени.

Последний период биографии Петрарки связан с жизнью при дворе Франческо Каррара; временами он жил в Падуе, в небольшой пригородной деревушке Арква. Там он, не дожив всего лишь одного дня до 70-летнего юбилея, в ночь с 18 на 19 июля 1374 г. скончался прямо за столом, держа в руке перо.

Франческо Петрарка оставил после себя богатейшее лирическое наследие. Главным его произведением считается «Книга песен» («Канцоньере»), красной нитью которой проходят его чувства к Лауре, а также любовь к славе, которая всегда его вдохновляла. Образ Лауры стал новаторским для итальянской поэзии: героиня стихов больше не была абстрактным, неземным идеалом, а являлась земной, реальной женщиной. Стихи из сборника «Канцоньере» стали точкой отсчета современной поэзии. Петрарка наряду с Боккаччо и Данте являлся создателем итальянского литературного языка. Его творческое наследие, которое принято называть петраркизмом, наложило огромный отпечаток на последующее развитие литературы всего континента.

Петрарка был личностью чрезвычайно многогранной — не только выдающимся поэтом, прекрасным знатоком литературы античности, но и ценителем природы, путешественником, мыслителем, ученым. Он был одним из первых, кто говорил о том, что поэт имеет гражданское призвание, ратовал за торжество разума, воспевал человеческую красоту. В его поэзии проявилось все лучшее, созданное человеческой мыслью в эпоху, предшествующую Ренессансу.

Влияние на музыку

Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские

стихи Петрарки — мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов) уже композиторы XIV века (Ars nova ). Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI — начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт, Киприан де Роре, Лука Маренцио, Клаудио Монтеверди. С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века (песни Ф. Шуберта, фортепианные «Сонеты Петрарки» Ф. Листа). Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке (А. Шёнберг. Серенада, op. 24: iv-sonett von petrarca).

Список произведений

Почтовая марка Молдовы, 2007 год

  • «Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре
  • «Trionfi» («Триумфы»)
  • Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
  • трактаты: «De remediis utriusque fortunae», 1360—1366
  • «De vita solitaria», ок. 1346—1356
  • «De otio religioso», 1346—1356
  • «De vera sapientia»

инвективы:

  • «Contra medicum quendam invectivarum», 1355

«Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
«Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
«De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
«De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350
«De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337
«Itinerarium ad sepulcrum Domini»
Письма (Послания):

  • «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325—1361.

«Epistolae seniles», 125 письма, 1361—1374 «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)
«Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358
«Variae» (Extravagantes), 65 писем
«Epistole metricae», 1333—1361, 66 писем
«Itinerarium Syriacum»
Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений
эпическая поэма «Африка», 1339—1342
De gestis Cesaris
Contra quendam magni status hominem
Collatio laureationis
«Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)
Collatio coram Johanne rege
Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
Arringhe
Orationes
Testamentum

Литература

Франческо Петрарка в Викицитатнике
Франческо Петрарка в Викитеке
Франческо Петрарка на Викискладе
  • Петрарка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Петрарка // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939.
  • Фойгт Г. Франческо Петрарка. Гениальность и её воспламеняющая сила // Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма. — М.: тип. М. П. Щепкина, 1884. — Т. 1.
  • Франческо Петрарка «Автобиография. Исповедь. Сонеты» — факсимильное воспроизведение книги 1915 года. Переводы Михаила Гершензона и Вячеслава Иванова. Книга из библиотеки Вячеслава Иванова в Риме.
  • Романчук А. Роль Франческо Петрарки в формировании образа сомневающегося интеллигента // Франческо Петрарка и европейская культура. — М.: Наука, 2007. — С. 92—96.
  • Лаппо-Данилевский К. Ю. Из истории знакомства с Петраркой в России // Русская литература. — 1991. — № 3. — С. 68—75.
  • Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988.- 208 с. ISBN 5-292-00025-6
  • Франческо Петрарка : Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке / Сост. В. Т. Данченко. — М., 1986.
  • Петрарка в русской литературе / Сост.: В. Т. Данченко; Автор вступ. статьи И. А. Пильщиков; Отв. ред. Ю. Г. Фридштейн. — М.: Рудомино, 2006. — Т. 1. — 246 с.
  • Петрарка в русской литературе / Сост.: В. Т. Данченко; Отв. ред. Ю. Г. Фридштейн. — М.: Рудомино, 2006. — Т. 2. — 447 с.
  • Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти / Отв. ред. член-корр. АН СССР З. В. Удальцова. Академия наук СССР. — М.: Наука, 1979. — С. 88—110. — 184 с. — (Из истории мировой культуры). — 75 000 экз. (обл.)
  • Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. М.: Наука, 1974.
  • Almo Paita, Petrarca e Laura, Milano, 2004, ISBN 88-17-00426-X
  • Enrico Fenzi, Petrarca, Bologna, Il mulino, 2008.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: