Детство и юность
Осенью 1918 года, а именно 18 сентября, в маленьком селе Тепловка, что находилась в Вольском районе Саратовской губернии, в семье простых крестьян Василия и Веры Талалихиных родился третий сын, которого нарекли именем Виктор.
Семья была ограничена в средствах и отец Виктора устраивается на работу штукатуром на строительство Вольского цементного завода. В 1924 году вся семья переезжает в районный центр Вольск. Там будущий герой провел свое детство и школьные годы. Он учился в Вольской средней школе с 1926 по 1933 годы.
Семья Талалихиных жила бедно и глава семейства Василий завербовался на строительство в Москве, куда летом 1933 года перевез всю семью. У Виктора появилась возможность продолжить свое обучение. Он поступает и успешно заканчивает ФЗУ при Московском мясокомбинате.
Свою трудовую жизнь Виктор начинает шпикорезом, а впоследствии мясообвальщиком в сырьевом цехе.
Но будущий герой мечтал о небе и твердо решил продолжить дело старших братьев, которые в то время уже служили в авиации. Александр был бортмехаником, а Николай летчиком морской авиации
Записавшись в аэроклуб, юноша самозабвенно учился летному делу и вскоре обратил на себя внимание инструктора, который оценил полеты молодого летчика как прекрасные, но с жаром в голове
Виктор Талалихин
Биография великого летчика
Жизнь юноши поменялась осенью 1936 года. По направлению комсомола он становится курсантом аэроклуба Пролетарского района Москвы. Уже менее чем через год он впервые самостоятельно поднял в небо самолет У-2.
В 20 лет Талалихина призывают в РККА. По комсомольской путевке он поступает в Борисоглебскую военную авиашколу имени Чкалова. Он гордился тем, что учится в школе давшей путевку в небо Валерию Чкалову.
Окончив школу пилотов в декабре 1938 года, в звании младшего лейтенанта Виктор получает направление служить летчиком истребительной авиации в полк, который базировался в Московском военном округе.
Боевое крещение молодой офицер получил в конце 1939 года в зимней войне с финнами. По словам однополчан, молодой летчик никогда не терял самообладания. Орден Красной Звезды стал закономерной наградой за 47 боевых вылетов и 4 сбитые самолета врага.
После окончания курсов командиров авиационного звена, весной 1941 года, младшего лейтенанта Талалихина направляют в формирующийся авиаполк охраны московского неба.
Великая Отечественная война настигла Виктора Талалихина в должности заместителя командира эскадрильи
С первых месяцев он участвовал в боевых вылетах.
Особое событие в жизни отважного летчика произошло в ночь на 7 августа 1941 года. Шесть раз Виктор атаковал немецкий бомбардировщик, несший на Москву смертоносный груз
Талалихин, расстреляв все боеприпасы, решился на таран. Если я погибну, рассуждал он, так уничтожу 4 фашистских летчика и самолет. Подобравшись сзади к бронированному Хейнкелю, летчик направил свой самолет на вражескую машину. Немецкий самолет со всем его экипажем был уничтожен. Таран вражеского самолета совершенный Виктором, стал одним из первых ночных таранов наших летчиков во время войны. Виктор так вспоминал про этот бой: «Когда подошел на 10 метров от хвоста вражеского самолета, по мне была дана очередь из пулемета. Мне обожгло руку, и я принял решение – жертвовать собой, но не упустить гада». Отважный герой успел покинуть падающий самолет. Парашют позволил приземлиться на речке Северке в Подольском районе. События этой ночи позволили Виктору Талалихину стать Героем Советского Союза.
Награду молодой герой получил лично из рук Михаила Ивановича Калинина в Кремле в первые дни сентября. Нельзя не отметить тот факт, что самолет, на котором Виктор совершил свой подвиг, был найден в подмосковных лесах только летом 2014 года.
Вылечив руку, менее чем через месяц после ранения, Виктор снова встал в строй. Его отвага и мужество позволили ему в последующих боях с фашистами сбить еще 5 вражеских самолетов.
Жизнь героя внезапно оборвалась в небе Подмосковья. Герой погиб получив тяжелое ранение в голову 27 октября 1941 года. Он завершил свой жизненный путь спустя месяц после 23-го дня рождения, не дожив всего два месяца до намеченной свадьбы. Похоронили Виктора на Новодевичьем кладбище в Москве.
После войны, в 1948 году, младший лейтенант Талалихин был навечно зачислен в списки авиаполка, в котором он сражался с врагом.
Виктор Талалихин у самолета
Тараны до Виктора
«Таранить вражеский самолет совсем не просто. Одного мужества для этого недостаточно, здесь нужна ещё и отличная летная подготовка. Ну а в ночных условиях даже при идеальной погоде задача эта усложняется невероятно», — писал Алексей Маресьев.
Первый в мире ночной таран совершил в небе Испании капитан, впоследствии ставший инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиаполка 1-й армейской группы Евгений Степанов, который ещё в 1937-м отправился в эту страну добровольцем под именем Эву Хеньо.
В ночь на 25 октября 1937 года Степанов на истребителе И-15 успешно один за одним атаковал два самолета противника и благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.
Второй ночной таран в ночь на 29 июля 1941 года в небе Москвы совершил замкомандира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Петр Еремеев. На истребителе МиГ-3 впервые в отечественной военной истории совершил ночной таран вражеского бомбардировщика «Юнкерс-88» в Истринском районе Московской области.
Но обо всем по порядку.
Биография
Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Терсинской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. Родители: Василий Иванович и Вера Ивановна Талалихины. Русский.
Окончил школу-семилетку в Вольске в 1933 году. Вместе с родителями в 1933 году приехал в Москву и начал работать на Московском мясокомбинате. Проживали по адресу: Остаповское шоссе, дом 55а, квартира 45. В 1934—1937 годах учился в фабрично-заводском училище при мясокомбинате, получил специальность «колбасник».
В Красной армии с января 1938 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в городе Борисоглебск Воронежской области и получил звание младшего лейтенанта. С июля 1938 году служил в 27-м истребительном авиационном полку ВВС Московского военного округа младшим лётчиком и помощником штурмана эскадрильи. Военную присягу принял 23 февраля 1939 года.
Участвовал в советско-финской войне. Воевал в составе 68-го истребительного авиаполка, в январе 1940 года переведён в 152-й иап. Согласно биографии «Виктор Талалихин», написанной С. Г. Утехиным в 1960-х годах, на биплане И-153 «Чайка» совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, позднее эта информация о сбитых самолётах получила широкое распространение в литературе о В. Талалихине (одни авторы пишут о 4 личных победах, другие о 4-х одержанных лично и в группе). В настоящее время данные о воздушных победах летчика не подтверждаются архивными источниками. За заслуги в боях награждён орденом Красной Звезды.
Перед Великой Отечественной войной жил в городе Клин Московской области, продолжал службу в 27-м истребительном авиаполку. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В июле 1941 года повышен в должности до заместителя командира авиаэскадрильи с переводом в 177-й истребительный авиаполк ПВО. Воевал на истребителях И-16 и МиГ-3.
В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных лётчиков РККА произвёл таран в ночном воздушном бою над Москвой в Великой Отечественной войне, сбив в небе Москвы бомбардировщик He-111 лейтенанта И. Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Самолёт Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино (ныне — городской округ Домодедово), а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. В бою также выжил пилот He-111 Р. Шик.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза лётчику-истребителю младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу» от 8 августа 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза.
По утверждениям ряда авторов, в последующих боях В. Талалихин сбил ещё пять немецких самолётов. Однако по данным исследователя результативности советских истребителей М. Ю. Быкова, в 1941 году Виктор Талалихин сбил 3 немецких самолёта лично (причём первый из них в воздушном бою накануне своего легендарного тарана — 5 августа 1941 года сбил Ю-88, второй — тараненый He-111, третий — сбитый 13 октября ещё один He-111. А также в бою 15 октября 1941 года в группе с товарищами сбил один истребитель Ме-110.
В. В. Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Был похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перенесён и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.
Брат Героя — старший лейтенант Николай Талалихин — воевал в должности командира звена в 118-м морском ближнеразведывательном авиационном полку ВВС Северного флота и 11 июля 1941 года не вернулся из боевого вылета. В 2000-х годах было найдено место падения сбитого немецким истребителем гидросамолёта ГСТ, внутри разбитой машины обнаружены останки двух членов экипажа. Один из них был идентифицирован как Н. Талалихин и захоронен с воинскими почестями в 2020 году в Мурманской области на мемориальном комплексе Долина Славы.
Самолёт
В 2014 году московские поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт И-16, на котором Виктор Талалихин совершил таран немецкого бомбардировщика. Части самолёта доставлены в Домодедовский историко-художественный музей и в музей Московского авиационного института.
Ночной таран
Воинским уставом тараны предусмотрены не были, решение о них летчики принимали самостоятельно в ходе боя. Для летчика это означало смертельный риск, таран требовал невероятной отваги и высокого мастерства — ведь надо было уничтожить цель, при этом постараться сохранить себя и свою машину.
Этот прием летчиков РККА стал настолько грозным оружием, что осенью 1941 года «асы Геринга» даже получили циркуляр от своего рейхсмаршала «…не приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 метров во избежание тарана».
В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 года, отражая очередной вражеский налет, Виктор Талалихин на самолете И-16 сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, сам был ранен в руку, но благополучно покинул с парашютом поврежденный истребитель. Выступая позже по радио, Виктор рассказал, как все происходило.
«В ночь на 7 августа посланцы обер-бандита Гитлера несколькими группами пытались прорваться к Москве, я на своем «ястребке» подстерегал их в воздухе. Вскоре на большой высоте я заметил хейнкеля, он держал путь на Москву. Нет, думаю я, не видать тебе нашей столицы. Я немедленно атаковал его. Правый мотор вражеского бомбардировщика вышел из строя. Самолет пошел на снижение, но круто изменил курс и повернул обратно. У подбитой машины остался ещё один мотор. Я продолжал преследовать врага, непрерывно атакуя его. К концу шестой атаки вышли все боеприпасы. Выходит, выпускать бандита? Нет, только не это. Оставалось одно — протаранить немецкий самолет своей собственной машиной.
Сначала я думал отрубить хвост хейнкеля винтом, но, когда я был в нескольких метрах от него, враг дал по моему «ястребку» пулеметную очередь. Мне обожгло руку. Медлить было нельзя, надо было спешить, и я всей машиной врезался в него.
Объятый пламенем хейнкель камнем полетел вниз. Погиб экипаж гитлеровского стервятника. Среди убитых подполковник и три рядовых летчика. На подполковнике был железный крест за разбой в Польше и особый знак за фашистский грабеж в Норвегии. Фашист нашел бесславную смерть на советской земле, я же благополучно спустился на парашюте и оказался среди своих колхозников».
О подвиге Талалихина стало известно в этот же день по радио
Московские газеты за 9 августа опубликовали его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза
Останки самолета Талалихина в 2015 году в 10 км от деревни Антроповка нашел московский поисковый отряд «Обелиск» под руководством Михаила Полякова. Тогда в самолете обнаружили боезапас, и стало понятно, что немец перебил И-16 систему управления огнем, и из-за несрабатывающей гашетки Виктор решил, что боеприпасов больше нет. Нашли и приборную панель с бортовыми часами, на которых зафиксировалось время тарана — 22 часа 30 минут. Все найденные фрагменты самолета поисковики передали в Домодедовский историко-художественный музей.
Тревожная ситуация
Начало войны было чрезвычайно тяжелым. Управление советскими войсками часто было затруднено из-за систематических нарушений связи, полосы обороны на некоторых участках оставались неприкрытыми, войскам зачастую не удавалось занимать оборону на ряде рубежей, что позволяло врагу с высокой скоростью продвигаться на сотни километров в глубь страны и один за одним занимать намеченные, важные для наступления плацдармы.
Даже на тех участках, где Красная армия и в личном составе, и в артиллерии, танках и боевых самолетах имела преимущество перед противником, часто не удавалось реализовать свои возможности, так как соединения, штабы, аэродромы с первых же дней войны подверглись мощным и прицельным авиационным ударам и понесли большие потери.
Наши войска отходили, технику в ряде случаев приходилось уничтожать: случались проблемы даже с мелкими неисправностями, которые нельзя было устранить, — не хватало ремонтных средств.
Все это привело к тому, что уже к середине июля немцам удалось добиться серьезных оперативно-стратегических успехов, продвинуться в глубь советской территории на 300–600 км. Германский генштаб сделал вывод, что СССР уже побежден, Красная Армия уже не сможет создать сплошной фронт обороны даже на важнейших направлениях.
Нацисты считали, что русские «не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации», как говорил генерал-фельдмаршал Кессельринг накануне 22 июля 1941 года, когда был совершен первый авианалет на Москву.
Начальник генштаба сухопутных войск вермахта генерал Гальдер был уверен, что «кампания против России выиграна в течение 14 дней».
Но ликование было преждевременным. Уже совсем скоро тот же Гальдер обнаружил, что «способ ведения боевых действий и боевой дух противника, а равно как и географические условия данной страны были совсем непохожими на те, с которыми немцы встретились в предыдущих «молниеносных войнах», приведших к успехам, изумившим весь мир».
Ему вторил генерал Типпельскирх: «Русские держались с неожиданной твердостью и упорством, даже когда их обходили и окружали. <…> Противник показал совершенно невероятную способность к сопротивлению…»
10 июля началась Смоленская стратегическая оборонительная операция, и впервые за два года Второй мировой войны немцы были вынуждены обороняться. Планы на блицкриг сорвались, сломить дух советских бойцов, несмотря ни на что, — тоже не получилось, хотя ситуация на фронтах оставалась тяжелой.
Аудио рассказ Виктора Васильевича Талалихина о сбитом им вражеском бомбардировщике:
Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:
Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный «хейнкель», как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.
Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.
В.В.Талалихин около сбитого тараном «хейнкеля».
В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина
В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза и ему была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года
После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.
Народная артистка СССР Любовь Орлова и Герой Советского Союза Виктор Талалихин
https://vk.com/video_ext.php
После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.
Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.
Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник. источник
https://vk.com/video_ext.php
Личная жизнь
Прожив яркую, но очень короткую жизнь длиной всего 23 года, молодой Герой не успел обзавестись семьей. Его невестой была Александра Константиновна Ильина, с которой он познакомился, когда руководил школьным кружком парашютистов. Молодая и способная ученица навсегда запала в сердце молодого офицера. Он стремился жениться на Шурочке, но ее возраст и несогласие родителей невесты не позволили молодым создать семью до начала войны. Попытка подать заявление в ЗАГС в обход родителей не увенчалась успехом. Молодым отказали, ссылаясь на возраст невесты.
Александра Ильина
Во время войны Шурочка неоднократно встречалась с Виктором в поселке Кузнечики около Подольска на территории авиаполка, в котором он служил. В сентябре 1941 года они решили узаконить свои отношения в декабре, но Виктор погиб в бою.
В сентябре у них было последнее свидание. Девушка уехала в Ташкент вместе с эвакуированным авиазаводом, на котором она работала. Прибыв на место, Шурочка поняла, что беременна от Виктора. Тяжелые условия жизни и работы привели к тому, что сын, родившийся шестимесячным, умер, прожив всего три дня.
После войны Шура поддерживала очень тесные отношения с мамой Виктора. Многие вечера они проводили вместе, несмотря на то, что Шура была замужем за другим человеком. Умерла Шура в 2016 году на 93-м году жизни.