Ранние годы
Сын бедного торговца. В семье было 11 детей, которые часто болели, и некоторые из них умерли.
Через несколько месяцев после его рождения семья переехала в соседний город Иглава (нем. Iglau), где Малер провел свое детство и юность. Отношения в семье были плохие, и у Малера с детства развилась неприязнь к отцу и психологические проблемы. У него было слабое сердце (что и привело к ранней смерти).
Музыкой увлёкся с четырёх лет. С шести лет учился музыке в Праге . С 10 лет начал выступать как пианист, в 15 лет был принят в Венскую консерваторию, там учился в 1875–78 гг. у Ю. Эпштейна (фортепиано), Р. Фукса (гармония) и Т. Кренна (композиция), слушал лекции по гармонии А. Брукнера, с которым затем дружил.
Занимался сочинением музыки, зарабатывая преподаванием. Когда на смог выиграть премию конкурса Бетховена, решил стать дирижёром, а композицией заниматься в свободное время.
«Песнь о земле»
Это музыкальное произведение сложно назвать просто песней. Это кантата для симфонического оркестра и двух солистов, которые поочередно исполняют свои вокальные партии. Произведение написано в 1909 году уже зрелым в творческом отношении композитором. В «Песни о земле» Густав Малер хотел выразить все свое отношение к миру и к музыке. Музыка написана на стихи китайских поэтов эпохи Тан. Произведение состоит из 6 песен-частей:
- «Застольная песня о горестях земли» (ми-минор).
- «Одинокий осенью» (ре-минор).
- «О юности» (си бемоль-минор).
- «О красоте» (соль-мажор).
- «Пьяный весной» (ля-мажор).
- «Прощание» (до-минор, до-мажор).
Такая структура произведения больше похожа на песенный цикл. Кстати, некоторые композиторы использовали такую структуру построения музыкального произведения в своих сочинениях.
Впервые «Песнь о земле» была исполнена уже после смерти композитора в 1911 году его учеником и преемником.
Великий мастер
Музыка Густава Малера сложна, эмоциональная и не всегда понятна. Но она несет в себе те переживания, которые испытывал композитор, создавая свои нетленные шедевры.
Густав Малер (1860-1911) — сочетал в своем лице гениального композитора-симфониста и гениального дирижера. Он был исполнителем почти всего симфонического репертуара своего времени и гастролировал во многих странах мира (в том числе трижды бывал в России).
Наиболее плодотворной была деятельность Малера на посту главного дирижера Венского придворного оперного театра. Последние 4 года жизни композитор провел в Америке. Он стал дирижером Metropolitan Opera, а также руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра.
Творческие интересы Малера сосредоточились на двух жанрах — симфонии и песне. Он автор 9 симфоний (10-я осталась не завершенной) и не менее 40 песен (в том числе — для голоса с оркестром). Среди его вокальных сочинений — циклы «Песни странствующего подмастерья» (на собственные стихи), «Волшебный рог мальчика» (на народные тексты, собранные «гейдельбергскими» писателями-романтиками Арнимом и Брентано), «Песни об умерших детях» (на слова Ф. Рюккерта), «7 песен последних лет».
Песня и симфония в творчестве Малера всегда были нераздельно связаны: мелодии песен неоднократно становились важнейшими темами его симфоний, либо целиком включались в симфонию в качестве самостоятельных вокальных эпизодов. В конце творческого пути песенный цикл и симфония сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о земле», написанной на тексты китайских поэтов VIII века (1908). Все 6 ее частей вокальны (солируют поочередно тенор и контральто или баритон).
На рубеже XIX-XX веков Малер был одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произведения пронизаны глубокой философской проблематикой. Все его творчество — это непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. Предельная искренность, глубокое сострадание каждому человеку сближают музыку Малера с творчеством Ф. М. Достоевского, которое композитор хорошо знал и любил.
Главное, что роднит Малера с Достоевским — это жажда справедливости, непримиримость к малейшим проявлениям зла, ощущение своей причастности ко всему, что делается в мире. Он говорил: «Существует общеевропейский порок: повсюду говорят — меня это не касается…Но ведь так может утверждать не человек, а глиняная куча! Нет, меня всё касается, весь мир…».
Для того чтобы облегчить слушателю восприятие своих философских идей, Малер часто включал в симфонии поэтические тексты, поручая их исполнение хору или певцам-солистам. Во 2-4-й симфониях это тексты народных песен из «Волшебного рога мальчика», а также стихи немецкого поэта Клопштока (во 2 симфонии) и строки Ф. Ницше (в 3 симфонии); 8-я симфония опирается на текст заключительной сцены «Фауста» Гёте.
Другие малеровские симфонии (1-я, 5-7-я, 9-я) являются чисто инструментальными, но и их замыслы родились из песен. Так, например, в 1-ой симфонии использован музыкальный материал вокального цикла «Песни странствующего подмастерья»; симфонии среднего периода (5-7-я) связаны с песенными циклами на слова Рюккерта.
Именно песня (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении) в симфониях Малера является главным носителем обобщённой идеи.
К типичным особенностям малеровского стиля относится также опора на бытующие жанры народной и городской музыки (это песня, танец, чаще всего лендлер и вальс, военный или похоронный марш, военный сигнал, хорал).
В большинстве симфоний Малер отказывается от классического, 4-частного строения: во 2-й и 5-й симфониях — пять частей; в 3-й — шесть, в 8-й — всего две. Изменяются также традиционная последовательность частей и их темповые соотношения. В оркестре Малера нашли воплощение две тенденции, характерные для начала ХХ века: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата (особенно мощный оркестр в 8 симфонии, которую называют «Симфонией для тысячи участников»), с другой — зарождение камерного оркестра.
Завершая век романтизма, Малер предвосхитил многие явления современной музыки (в частности, эмоциональную обостренность ). Особенно сильное влияние он оказал на Шостаковича.
Записи произведений
Среди дирижёров, оставивших записи всех симфоний Густава Малера (включая или исключая «Песнь о земле» и неоконченную Симфонию № 10):
- Клаудио Аббадо
- Леонард Бернстайн (дважды)
- Гари Бертини
- Пьер Булез
- Валерий Гергиев
- Михаэль Гилен
- Элиаху Инбал
- Рафаэль Кубелик
- Джеймс Левайн
- Лорин Маазель
- Вацлав Нойман
- Сэйдзи Одзава
- Саймон Рэттл
- Евгений Светланов
- Лейф Сегерстам
- Джузеппе Синополи
- Клаус Теннштедт
- Майкл Тилсон Томас
- Бернард Хайтинк
- Рикардо Шайи
- Джерард Шварц
- Георг Шолти
- Кристоф Эшенбах
Важные записи отдельных симфоний Густава Малера осуществили также дирижёры:
- Карел Анчерл (№ 1, 5, 9)
- Джон Барбиролли (№ 1-7, 9, «Песнь о земле»)
- Рудольф Баршай (№ 5, 9, 10 в собственной редакции)
- Семён Бычков (№ 3, «Песнь о земле»)
- Хироси Вакасуги (№ 1-4, 6, 8-10, «Песнь о земле»)
- Бруно Вальтер (№ 1, 2, 4, 5, 9, «Песнь о земле»)
- Антони Вит (№ 2-6, 8, 10)
- Яша Горенштейн (№ 1, 3-9, «Песнь о земле»)
- Карло Мария Джулини (№ 1, 9, «Песнь о земле»)
- Колин Дэвис (№ 1, 4, 8, «Песнь о земле»)
- Густаво Дюдамель (№ 1, 5,
- Курт Зандерлинг (№ 4, 9, 10, «Песнь о земле»)
- Томас Зандерлинг (№ 6)
- Ойген Йохум («Песнь о земле»)
- Гилберт Каплан (№ 2, Adagietto из № 5)
- Герберт фон Караян (№ 4-6, 9, «Песнь о Земле»)
- Рудольф Кемпе (№ 1, 2, 5, «Песнь о земле»)
- Карлос Клайбер («Песнь о земле»)
- Отто Клемперер (№ 2, 4, 7, 9, «Песнь о земле»)
- Пауль Клецки (№ 1, 4, 9, «Песнь о земле»)
- Кирилл Кондрашин (№ 1, 3-7, 9)
- Йозеф Крипс (№ 1, «Песнь о земле»)
- Эрих Ляйнсдорф (№ 1, 3, 5, 6)
- Виллем Менгельберг (№ 4)
- Зубин Мета (№ 1-7, 10)
- Димитрис Митропулос (№ 1, 3, 5, 6, 8-10)
- Роджер Норрингтон (№ 1, 2, 4, 5, 9)
- Юджин Орманди (№ 1, 2, 10, «Песнь о земле»)
- Фриц Райнер (№ 4, «Песнь о земле»)
- Ханс Росбауд (№ 1, 4, 6, 7, 9, «Песнь о земле»)
- Эса-Пекка Салонен (№ 3, 4, 6, 9, 10, «Песнь о земле»)
- Джордж Селл (№ 4, 6, 9, 10, «Песнь о земле»)
- Леонард Слаткин (№ 1, 2, 8, 10)
- Уильям Стайнберг (№ 1, 2, 5, 7, «Песнь о земле»)
- Леопольд Стоковский (№ 2,
- Юрий Темирканов (№ 4, 5)
- Оскар Фрид (№ 2)
- Гюнтер Хербиг (№ 5, 6, 9)
- Филипп Херревеге (№ 4, «Песнь о земле» в камерной редакции Арнольда Шёнберга)
- Бенджамин Цандер (№ 1, 3-6, 9)
- Герман Шерхен (№ 1-3, 5-10)
- Ханс Шмидт-Иссерштедт (№ 1, 2, 4, «Песнь о земле»)
- Карл Шурихт (№ 2, 3, «Песнь о земле»)
- Марис Янсонс (№ 1-3, 5-9)
- Неэме Ярви (№ 1-8)
- Пааво Ярви (№ 1-3, 10)
Густав Малер
родился 7 июля 1860 года в чешской деревушке Калиште. С шести лет он начал учиться игре на фортепиано и обнаружил замечательные способности. В 1875 юношу отправили в Вену, где Густав поступил в консерваторию по рекомендации профессора Эпштейна.
В консерватории Малер раскрылся прежде всего как исполнитель-пианист. Интересовался он и симфоническим дирижированием. Но первые композиторские сочинения студенческих лет не отличались самостоятельностью и впоследствии были уничтожены самим композитором.
Малер не только занимался музыкой – его влекло к изучению гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по истории, философии, психологии и истории музыки. Глубокие знания в области философии и психологии позже самым непосредственным образом сказались на творчестве Малера.
В 1885 он переезжает в Прагу. За год пребывания в Праге Малер познакомился с произведениями композиторов национальной чешской школы – Сметаны и Дворжака, а также операми Глинки, Вагнера, Моцарта.
В 1888 году композитором завершена первая симфония, открывающая собой грандиозный цикл из десяти симфоний и воплотившая важнейшие стороны мировоззрения и эстетики Малера. Именно в симфониях отразился психологизм, позволяющий передать музыкой духовный мир и конфликт с окружающим миром современного ему человека. Никто из современных Малеру композиторов, за исключением Скрябина, не поднимал в творчестве таких масштабных философских проблем, как Малер.
В 1896 году он перебрался в Вену. За этот же период Малер создал пять симфоний и несколько вокальных циклов. Венский период стал временем расцвета и признания Малера как дирижера, в первую очередь – оперного.
В декабре 1907 года Малер переехал в Нью-Йорк. Годы пребывания Малера в Америке ознаменовались созданием двух последних симфоний – «Песни о земле» и «Девятой». Десятая симфония была только начата. Впоследствии ее завершили ученики и последователи по эскизам композитора.
Регулярная статья
Малер, Густав
(Mahler, Gustav; 1860, деревня Калишт, ныне Калиште, Чехия, – 1911, Вена) — композитор, дирижер и оперный режиссер.
Значение творчества
Карьеру музыканта Густав Малер начал в качестве дирижёра.
Малер-дирижёр
Дирижированию Малер никогда не учился, но, как отмечали знавшие его музыканты, он просто родился дирижёром. Он отдавался этой деятельности со всем жаром души и создавал вокруг себя «атмосферу высокого напряжения», по словам немецкого дирижёра и пианиста Бруно Вальтера.
Не имея учеников, Малер учил других своим поведением, преданностью музыке, скрупулёзной работой над произведением и потрясающим трудолюбием.
Он обладал редким чувством стиля. Проявил новый подход к оперному спектаклю – осознанное восприятие всех компонентов спектакля, а не одной только музыки.
Малер-композитор
При жизни Малера его музыку недооценивали. Она была сложной. Её не всегда понимали.
Г. Малер любил и знал литературу, поэтому его симфонии часто основывались на литературных произведениях или включали слово. И музыка его была «романоподобной».
Он расширил состав симфонического оркестра – ввел в него ранее не использовавшиеся музыкальные инструменты: гитару, мандолину, челесту. Но в то же время часто прибегал к камерному оркестру (с малым составом) и развивал его.
Во второй половине XX в. музыка Малера получила полное признание. Он является одним из самых исполняемых композиторов.
Личная жизнь
Как и для многих великих композиторов, личные отношения и семья для Густава Малера были не главными. Истинной любовью для него всегда оставалась музыка. Хотя в возрасте 42 лет Малер все же встретил свою избранницу. Ее звали Альма Шиндлер. Она была молода, но уже умела кружить головы мужчинам. Будучи на 19 лет младше мужа, она тоже была подающим надежды музыкантом и даже успела написать несколько песен.
К сожалению, Густав не терпел конкуренции даже в отношении своей жены, поэтому о музыкальной карьере Альме пришлось просто забыть. Она родила ему двух дочерей. К сожалению, одна из них умерла в возрасте 4 лет, заразившись скарлатиной. Это стало ударом для отца. Возможно, эта утрата и стала причиной сердечной болезни, которую диагностировали у него чуть позже.
Семейная жизнь Густава и Альмы постоянно была как на пороховой бочке. Непонимание и ревность отнимали огромное количество сил. И хоть Альма и была верна мужу, он подозревал о ее романе на стороне с подающим надежды архитектором.
Жена была рядом с ним до самой его смерти. В те годы об антибиотиках не было известно, поэтому, поставив Малеру диагноз бактериальный эндокардит, врачи буквально подписали ему смертный договор. И даже экспериментальное лечение некой сывороткой, на которое музыкант решился буквально из-за безысходности, не помогли. Густав Малер умер в Вене в 1911 году.
Детство
Родился 7 июля 1860 г. в общине Калиште в Чехии в небогатой еврейской семье. Отец – Бернхард Малер (1827-1889) – мелкий торговец (трактирщик?). Мать – Мария Германн (1837-1889) – дочь мелкого предпринимателя.
В семье родились 14 детей, из них 8 умерли в младенчестве или в раннем детстве. Густав был вторым ребёнком. Вскоре семья переехала в Йиглаву (Чехия). Здесь рано проявились его музыкальные способности. В этом небольшом старинном городке проживало много немцев, существовал свой уклад и свои культурные традиции, был даже театр, в котором иногда ставили оперы. Музыкально одарённому мальчику повезло: заметив его интерес к музыке, родители сразу же начали обучать его игре на фортепьяно (с 6 лет), а в 4 года он сам начал подбирать на губной гармонике услышанные мелодии.
Густав Малер в детстве
В 1870 г., в возрасте 10 лет, Густав впервые выступил в концерте. Примерно в этом же возрасте он начал сочинять музыку.
Учебные предметы в гимназии его интересовали мало, он весь был во власти музыки, а чуть позже – литературы. Мудрый отец понял, что Густав не будет продолжать его торговое дело, что его жизнь должна быть связана с музыкой. Он отвёз 15-летнего сына в Вену к известному австрийскому пианисту и педагогу консерватории Юлиусу Эпштейну.
Биография
Детство
Отец Густава, Бернхард Малер, стал разъездным торговцем, продававшим спиртные напитки, сахар и домашние изделия; мать происходила из семьи мелкого фабриканта, производившего мыло. Густав был вторым из 14 детей (лишь шестеро достигли зрелого возраста). Он родился 7 июля 1860 года в скромном доме в деревне Калиште (англ. Kaliště ).
Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву — островок немецкой культуры в Южной Моравии, где Бернхард Малер завёл таверну. Здесь будущий композитор страстно полюбил народные танцы и песни, звучавшие вокруг, — песни народов лоскутной австрийской империи: австрийские, немецкие, еврейские, чешские, венгерские, цыганские, словацкне и т. д., услышал сигналы горна и марши местного военного оркестра — все те звуки, которые впоследствии стали частью его музыкальной палитры.
С 6 лет Густав начал учиться игре на фортепиано, а в 10 дал свой первый публичный концерт в Йиглаве.
В 15 лет отец повёз его в Вену.
Музыкальное образование
Малер поступил в Венскую консерваторию в 1875 году. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция). Занимался также у композитора и органиста Антона Брукнера, но не считался его учеником.
По настоянию отца он также выдержал вступительные экзамены в Венский университет и в течение года посещал лекции по литературе и философии.
В консерватории Малер сдружился с будущим композитором Хуго Вольфом. Не готовый мириться с жёсткой дисциплиной учебного заведения Вольф был отчислен, а менее мятежный Малер избежал этой угрозы, написав покаянное письмо директору консерватории Хельмесбергеру.
Малер, возможно, получил свой первый дирижёрский опыт в студенческом оркестре своей альма-матер, хотя в этом оркестре он в основном выступал как ударник.
Малер получил диплом консерватории в 1878 году, но не смог добиться престижной серебряной медали.
Молодость
После смерти родителей в 1889 г. на Малера легли заботы о младших братьях и сёстрах; в частности, сестёр Юстину и Эмму он взял к себе в Вену и выдал замуж за музыкантов Арнольда и Эдуарда Розе.
Во второй половине 1890-х гг. Малер пережил увлечение своей ученицей, певицей Анной фон Мильденбург, добившейся под его руководством исключительного успеха в вагнеровском репертуаре, в том числе на сцене Венской королевской оперы, но вышедшей замуж за писателя Германа Бара.
Семeйная жизнь
Альма получила музыкальное образование и даже писала музыку как любитель. Малер, будучи от природы капризен и авторитарен, потребовал, чтобы Альма прекратила занятия музыкой, заявив, что в семье может быть только один композитор. Несмотря на сожаления о дорогом сердцу Альмы занятии, их брак был отмечен выражениями сильной любви и страсти.
Летом 1907 года Малер, устав от кампании против него в Вене, уехал с семьёй на отдых в Мариа-Вёрт. Там обе дочери заболели. Мария умерла от дифтерии в возрасте четырёх лет. Анна поправилась, впоследствии стала скульптором.
Последние годы
В 1907 году, через короткое время после смерти дочери, врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Диагноз был сообщён композитору, что усугубило его подавленность. Тема смерти проходит во многих его последних сочинениях. В 1910 году он часто болел. 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Его врач, доктор Йозеф Френкель, обнаружил значительный гнойный налёт на миндалинах и предупредил Малера, что в таком состоянии он не должен дирижировать. Тот, однако, не согласился, считая болезнь не слишком серьёзной. На самом же деле болезнь принимала угрожающие очертания: ангина дала осложнения на сердце, и без того функционировавшее с трудом. Малер угас буквально за три месяца. Он скончался в ночь на 18 мая 1911 года.
Биография
Как свидетельствует биография, Густав Малер появился на свет в небольшой деревеньке Калиште в Богемии, что находится в Чешской республике, в 1860 году. Он был вторым ребенком в семье. К слову, из четырнадцати детей его родителям пришлось похоронить восьмерых.
Отец и мать Густава были абсолютными противоположностями друг другу, но это не помешало им прожить вместе долгую счастливую жизнь. Бернхард Малер, как и дед будущего знаменитого композитора, был трактирщиком и торговцем. Мать, Мария, была дочерью работника фабрики по производству мыла. Она была очень милой и покладистой женщиной, чего нельзя было сказать об отце Густава, который был невероятно упрям. Возможно, эта противоположность характеров и помогла им стать единым целым.
Краткая биография
- В 1880 г. впервые выступил как дирижёр, хотя этому искусству не обучался. Но постоянного места дирижёра в Вене не нашёл и уехал в провинцию (Ольмюц). Дирижировал операми Мейербера и Верди.
- В 1881 г. впервые участвовал в Бетховенском конкурсе как композитор, представив на суд жюри «Жалобную песнь». Но не получил первую премию и тяжело пережил эту неудачу.
- В 1883 г. получил место второго дирижёра и хормейстера в театре города Кассель в Германии.
- В 1885 г. начал работу дирижёром в Немецкой опере в Праге и имел успех.
- Заключил контракт на сезон 1886/87 гг. с лейпцигским Новым театром.
- Первый композиторский триумф в 1888 г.: по просьбе внука композитора К. Вебера Малер дописал незавершённую оперу его деда «Три Пинто». Опера была благожелательно принята и ставилась на многих сценах Германии.
- В 1888 г. написал свою Первую симфонию.
- 1889 год был очень тяжёлым для Малера: умер его отец, через несколько месяцев – мать, а затем старшая сестра. Малер взял на себя заботу о 16-летнем младшем брате и двух сёстрах.
- В 1891 г. был приглашён в качестве дирижёра в городской театр Гамбурга (Германия). Окончена Вторая симфония. Написана Третья симфония.
- В 1892 г. в Гамбург приехал П.И. Чайковский, чтобы дирижировать своей оперой «Евгений Онегин». Но отказался от этого, познакомившись с Малером. Чайковский назвал его гениальным дирижёром.
- В 1893 г. Малер начал исполнять свои симфонии. Постепенно их стали принимать и слушатели, и критика.
- В 1897 г. Малер крестился и перешёл в католицизм.
- В 1897 г. его пригласили в Придворную оперу Вены дирижёром. Вскоре он стал её директором. Его популярность быстро росла.
- В 1901 г. окончил Четвёртую симфонию и сам дирижировал.
- В 1902 г. обвенчался с Альмой Шиндлер.
- В 1902 г. на музыкальном фестивале в Крефельде его Третья симфония одержала победу. Его сочинением заинтересовались другие дирижёры – так постепенно стали узнавать Малера-композитора.
- Но его Пятая симфония снова подверглась критике. Её обвиняли в вульгарности, банальности, безвкусии, бесформенности. От критики не воздержался даже французский писатель и учёный-музыковед Ромен Роллан.
- Ещё несколько своих симфоний (Шестую, Седьмую, Восьмую) он написал в Вене, но после такой резкой критики не спешил их представлять публике. Восьмая симфония была уникальной составу музыкантов: помимо большого оркестра, восьми солистов в ней участвовали ещё три хора.
- В 1907 г. Малер решил покинуть Придворную оперу, т.к. его строгий стиль и высокие требования к исполнению были не всем понятны, многие считали, что театр создан для удовольствия, а не для серьёзных размышлений. Усилились нападки антисемитской прессы.
- 12 июля 1907 г. умерла от скарлатины (дифтерии?) его старшая дочь Мария.
- В этом же году он переезжает в Нью-Йорк и подписывает контракт с Метрополитен-оперой. Позже стал дирижёром Нью-Йоркского филармонического оркестра.
- В 1908 г. у Малера начались проблемы с сердцем.
- В 1909 г. окончил Девятую симфонию. Её считали лучшей из всего им созданного.
- 21 февраля 1911 г. Малер в последний раз встал за пульт.
- Больного композитора перевезли сначала в Париж, затем в Вену, но врачи были бессильны.
- Умер 18 мая 1911 г. от эндокардита, вызванного затяжными ангинами. Эндокардит (воспаление внутренней оболочки сердца) тогда ещё лечить не могли. Был похоронен рядом с дочерью на Гринцингском кладбище.
Композитор Густав Малер
Личная жизнь[править]
В середине 1890-х годов сблизился с молодой певицей Анной фон Мильденбург (1872—1947, австрийка), уже в гамбургский период добившейся под наставничеством Малера немалых успехов, в том числе в сложном для вокалистов вагнеровском репертуаре.
Некоторое время Мильденбург была невестой Малера.
Однако, весной 1897 года между ними началось охлаждение, и летом Малер уже не хотел, чтобы Анна последовала за ним в Вену, и настоятельно рекомендовал ей продолжить карьеру в Берлине.
Всё же в 1898 году Мильденбург подписала контракт с Венской Придворной оперой, играла важную роль в предпринятых Малером реформах, пела главные женские партии в его постановках «Тристана и Изольды», «Фиделио», «Дон Жуана», «Ифигении в Авлиде».
Мильденбург писала о своём бывшем композиторе: «Малер повлиял на меня всей мощью своей натуры, для которой, как кажется, нет никаких границ, ничего невозможного; он везде предъявляет самые высокие требования и не допускает пошлого приспособления, которое заставляет легко покоряться обычаю, рутине… Видя его непримиримость ко всему банальному, я обретала мужество в своём искусстве».
В начале ноября 1901 года познакомился с Альмой Шиндлер (1879—1964, она тоже нееврейка-австрийка).
В декабре 1901 года состоялась помолвка, а 9 марта следующего года они обвенчались — несмотря на протесты матери и отчима Альмы и предостережения друзей семьи: вполне разделяя их антисемитизм, Альма, по собственному её признанию, никогда не могла устоять перед гениями.
Не остановило её и слабость Малера к певицам: друг семьи Альмы, директор Бургтеатра Макс Буркхард, «говорил ей о чудовищно смешной способности Малера по уши влюбляться в певиц-сопранисток», и если она примет предложение композитора о браке, «это будет большой грех. …Вы такой прекрасный человек хорошей расы, брак с этим старым дегенератом испортит вам жизнь».
Дядя угрожал Альме, что отправит её в психиатрическую лечебницу психиатра фон Краффт-Эбинга, где влюбившихся в евреев девиц «лечили ледяной водой».
Как уживался у Альмы антисемитизм с любовью к еврейским мужчинам, остаётся загадкой. Например, до Малера у неё был роман с Александром Цемлинским, а уже после Малера её мужем стал Франц Верфель и т. д.: на склоне лет она выпустила скандальную книгу воспоминаний, в которой демонстрировала антисемитские взгляды, несмотря на то, что почти все ее избранники были евреями:
Самой Альме нравился, как она утверждала, арийский тип мужчины: «прекрасный, великий человек. Именно таким подобает эпитет „арийский“. Единственный мужчина, который подходит мне в расовом отношении», но, как она писала: «в меня всегда влюблялись низкорослые евреи, такие как Малер…»
(Малер был ей почти по плечо).
Видимо у Альмы были и другие интимные друзья из евреев — биолог-ламаркист Пол Каммерер, пианист и дирижер Осип Габрилович и др. «Я не могу жить с евреями, но я и не могу жить без них», — писала она в своем дневнике, когда на Рождество оказалась в компании еврейских друзей Верфеля, не праздновавших этот день, что привело её в сильное раздражение.
Кстати говоря, Альма Малер и сама была пианисткой и даже пыталась сочинять музыку (написала 17 песен, в том числе на стихи Генриха Гейне, Гофмансталя и Рильке).
Альму считали «антисемиткой и одержимой сексом роковой женщиной», писавшую в своём дневнике, что с евреями можно иметь дело, но за них нельзя выходить замуж, и заставившую Франца Верфеля перед бракосочетанием отречься от иудаизма. Израильский драматург Иегошуа Соболь, автор пьесы о «мучительной музе» Альме, заметил, что у малеровской жены, пленявшей всю венскую богему, было два любимых напитка: бенедиктин и мужская сперма. В жизни Малера она стала олицетворением Эроса.
В начале ноября 1902 года родилась их старшая дочь, Мария Анна, в июне 1904 года — младшая, Анна Юстина (ставшая скульптором). Альма называла детей «полукровками».
После смерти 5-летней Марии от скарлатины Малер и сам стал болеть.
В 1910 году Малер и Альма сильно разругались. Одной из причин было нежелание Малера позволять своей жене заниматься творчеством, и она обвиняла его в подавлении её творческих амбиций. В результате, у Альмы завязался роман с молодым архитектором Вальтером Гропиусом.
Композиции
Сочинением Малер занимался главным образом в летние месяцы. Основное содержание произведений Малера — ожесточенная, чаще всего неравная борьба доброго, гуманного начала со всем низменным, лживым, лицемерным, уродливым. Малер писал: «Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном — могу ли я быть счастливым, когда где-то еще страдает другое существо?». Как правило, в творчестве Малера выделяют три периода.
Художественными документами эпохи стали его потрясающие драматизмом и философской глубиной монументальные симфонии:
- Первая (1884–88), навеянная идеей слияния человека с природой,
- Вторая (1888–94) с ее программой «Жизнь-Смерть-Бессмертие»,
- Третья (1895–96) — пантеистическая картина мира,
- Четвертая (1899–1901) — горькое повествование о земных бедствиях,
- Пятая (1901–1902) — попытка представить героя в «высшей точке жизни»,
- Шестая («Трагическая», 1903–1904),
- Седьмая (1904–1905),
- Восьмая (1906), с текстом из «Фауста» Гете (так называемая симфония «тысячи участников»),
- Девятая (1909), прозвучавшая как «прощание с жизнью», а также
- симфония-кантата «Песня о земле» (1907–1908).
Десятую симфонию Малер не успел закончить.
Любимыми писателями Малера, повлиявшими на его мировоззрение и идеалы, были И. В. Гете, Жан Поль (И. П. Ф. Рихтер), Э. Т. А. Гофман, Ф. Достоевский , некоторое время Ф. Ницше .
Работа в оркестрах
Дирижировал оперными оркестрами в Бад-Халль (1880), Любляне (1881–82), Касселе (1883–85), Праге (1885), Будапеште (1888–91), Гамбурге (1891–97). В 1897 г., 1902 г. и 1907 г. выезжал на гастроли в Россию.
В 1897–1907 гг. был художественным директором и главным дирижером Венской оперы, достигшей благодаря Малеру небывалого расцвета. Малер по-новому прочел и поставил оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, В. Р. Вагнера , Дж. А. Россини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Б. Сметаны, П. И. Чайковского (назвавшего Малера гениальным дирижером), добиваясь синтеза сценического действия и музыки, театрального и оперного искусства.
Его реформа была восторженно встречена просвещенной публикой, но конфликты с чиновниками, интриги недоброжелателей и нападки бульварной прессы (в том числе антисемитские) побудили Малера покинуть Вену . В 1908–1909 гг. он был дирижером «Метрополитен-опера», в 1909–11 гг. руководил Филармоническим оркестром в Нью-Йорке .
Влияние Малера на мировую культуру
Художественное наследие Малера как бы подытожило эпоху музыкального романтизма и послужило отправной точкой для многих течений современного музыкального искусства, в том числе экспрессионизма так называемой Новой венской школы (А. Шёнберг и его последователи), для творчества А. Онеггера, Б. Бриттена и в еще большей мере — Д. Шостаковича .
Малер создал тип так называемой симфонии в песнях, с солистами-певцами, хором или несколькими хорами. Часто Малер использовал в симфониях свои песни (некоторые на собственные тексты). В некрологе на кончину Малера было отмечено, что он «преодолел противоречия между симфонией и драмой, между абсолютной и программной, вокальной и инструментальной музыкой».
Смерть
В 1910-м здоровье мэтра пошатнулось: серия ангин отразилась на сердце осложнениями. Но Малер продолжал трудиться. В феврале 1911 года больной композитор встал за пульт, отыграв программу, состоящую из произведений итальянцев.
Могила Густава Малера на Гринцингском кладбище / Michael Kranewitter, Википедия
Роковой для Густава стала инфекция, вызвавшая эндокардит. Он и стал причиной смерти. Мэтр скончался в венской клинике в мае. Могила Малера расположена рядом с местом погребения умершей дочери на Гринцингском кладбище.
О жизни гениального композитора и дирижера снят фильм. На роль главного героя режиссер Кен Рассел пригласил Роберта Пауэлла. Интересным фактом является родство Малера с Бейонсе, чем американская звезда безмерно гордится.