Анализ, тема и основная мысль
Жанр произведения — рассказ о детях. Это текст небольшого объёма, в нём ограниченное количество персонажей, а также происходит эпизод, важный для дальнейшего развития героя.
Главная мысль «Он живой и светится» Драгунского — окружающая природа поистине удивительна, а одно из её чудес может быть гораздо ценнее, чем что-либо дорогое, но неодушевлённое, материальное
Этот рассказ — наглядная иллюстрация того, как важно восхищаться природой и ценить её. Дениске было очень тоскливо во дворе даже с дорогой новой машинкой, он ждал маму и хотел есть, а когда он получил светлячка, то начал любоваться им и забыл обо всём на свете
Окружающий мир будто не существовал для него, он испытывал яркие живые эмоции, получить которые невозможно от неодушевлённого предмета, даже если это подарок папы.
Мама Дениски спрашивает, чем светлячок лучше самосвала, но благодаря сыну тоже может понять, что никакая игрушка не заменит крохотное существо, которое красиво светится, да к тому же ещё и живое: о нём можно заботиться, с ним можно играть, вместе с ним никогда не будет тоскливо и одиноко.
Одна капля убивает лошадь
Однажды Денискин отец приболел, и врач посоветовал ему бросить курить. Мама поддержала и начала «пилить» папу, говоря, что «одна капля папиросного яда убивает здоровую лошадь!». Дениска с опаской посмотрел на папу – тот был явно меньше лошади. Мальчик не на шутку испугался. Скоро папа поправился, и к ним пришли гости. Одна Тетя подарила ему портсигар. Дениска был зол, ведь это лишнее напоминание о курении!
Папины сигареты были слишком большие и не влезали в новый портсигар, и он был послан укоротить их. Дениска так и сделал. Все гости начали смеяться, особенна эта тетя. Дело вот в чем – мальчик оставил мундштуки, а срезал табак. Мама поинтересовалась, специально ли он так поступил. Он не стал обманывать. Папа разозлился и выгнал сына – видимо, он ничего не понял.
Характеристика главных героев
В «Денискиных рассказах» участвует семья Кораблёвых, их друзья, знакомые и соседи. Их описание и характеристика:
- Денис Кораблёв — мальчик, живущий в Москве со своими родителями. В некоторых рассказах он дошкольник, в других — ученик начальной школы. Он добрый, понимающий, отзывчивый, весёлый и любопытный. Он любит природу, сострадателен ко всему живому. Как и другие дети, иногда он капризничает, шалит, попадает в различные курьёзные ситуации.
- Мишка Слонов — сверстник Дениса и его лучший друг, такой же весёлый и озорной, разделяющий с ним все приключения.
- Мама и папа Дениса — умные, понимающие, интеллигентные люди, заботливые родители, правильно воспитывающие своего сына.
- Алёнка — девочка младше Дениса и Мишки на два года, их подруга, тоже участвующая во многих их похождениях.
- Костик — ещё один сосед и товарищ ребят.
- Раиса Ивановна — классная руководительница Дениски и Мишки, учительница начальных классов.
- Борис Сергеевич — преподаватель музыки в школе.
Интересно, что прототипом Дениски стал сын писателя Денис Драгунский. Соответственно, в образе его отца выступает сам автор. В одном из рассказов говорится о рождении сестрёнки Дениса — Ксении — её прототипом также выступила дочь писателя Ксения Драгунская.
Рассказ Он живой и светится
Мальчик Дениска долго ждал маму в песочнице – за всеми детками пришли родители, а Денискиной мамы все нет. От грустных эмоций мальчуган променял свою машинку на спичечную коробочку, но она оказалась не простой. В коробке жил светлячок…
Рассказ Он живой и светится скачать:
Рассказ Он живой и светится читать
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…
И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…
И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вошел Мишка. Он сказал:
– ЗдорОво!
И я сказал:
– ЗдорОво!
Мишка сел со мной и взял в руки мой самосвал.
– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? А? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?
«Заколдованная буква»
Как-то раз под Новый год
дети играли во дворе. И тут подъехала грузовая машина с ёлкой. Когда грузчики выносили рождественское дерево, детей переполнял восторг. Они глазели на ель и с восторгом делились впечатлениями друг с другом. Их было трое: Дениска, подруга Алёнка и Мишка. И тут девчонка радостно завизжала и воскликнула: «Смотрите, сыски!». Ребята начали с неё смеяться, но оказалось, что никто не может правильно произнести это простое слово.
Алёнке не удавалось это сделать из-за выпавшего зуба, а Мишка умирал со смеху, кривляясь и издеваясь над бедной девочкой. Но, как оказалось позднее, и сам не мог выговорить заколдованную букву. У него лишь получалось: «Хыхки». Дениска смеялся громче всех, но по пути домой произнёс «Фыфки». Ох уж эта заколдованная буква!
«Англичанин Павля»
Рассказ начинается с описания последнего летнего дня в семье Кораблёвых
. Накануне первого сентября папа принёс домой большой арбуз, поэтому все члены семьи сидели за столом и поглощали это вкусное лакомство. Тут в гости к Дениске пришёл его приятель Павля, с которым он не виделся всё лето.
В процессе общения выяснилось, что Павел не терял времени зря летом, а учил английский язык. Дениске стало очень завидно, ведь он провёл время впустую за играми и развлечениями. Мама и папа Дениса начали активно интересоваться, что может произнести Павел на иностранном языке и почему не пользуется своими знаниями. Однако, как оказалось позднее, Павел осилил только одно слово, да и то это было имя Петя на английском — Пит. На этом его познания и закончились.
Сверху вниз, наискосок!
В одно лето в Денискином дворе работали 3 девушки-маляра. В один из рабочих дней, в 12 они ушли обедать, а шланг и коричневую краску оставили открытыми.
Дети поспорили: пойдёт ли краска, если качать насос. Пошла. Краска прыскала, как из леечки – невероятно удобно. Они покрасили стену. Потом одну ногу Аленки, другую ногу, а после и всю Аленку. И волосы покрасили. Потом покрасили Мишкино белье, которое сушилось. Потом дверь парадной. Потом дверь отворилась, и они покрасили белый костюм управдома… Им хорошенько попало. А девушки-маляры посоветовали Дениске побыстрее вырасти, чтобы они взяли мальчишку к себе в бригаду. С того времени он старается расти быстрее.
Похититель собак читать
Еще вот какая была история. Когда я жил у дяди Володи на даче, недалеко от нас жил Борис Климентьевич, худой такой дядька, веселый, с палкой в руке и высокий, как забор.
У него была собачка под названием Чапка. Очень хорошая собачушка, черная, мохнатая, морда кирпичом, хвостик торчком. И я с ней очень подружился.
Вот один раз Борис Климентьевич задумал идти купаться, а Чапку не захотел с собой брать. Потому что она уже один раз ходила с ним на пляж и из этого вышла скандальная история. В тот раз Чапка полезла в воду, а в воде плавала одна тетенька. Она плавала на автомобильной камере, чтоб не утонуть. И она сразу закричала на Чапку:
– Пошла вон! Вот еще! Не хватало собачью заразу напускать! – И стала брызгать на Чапку: – Вон пошла, вон!
Весь пляж страшно перепугался. И Борис Климентьевич кинулся ее спасать. Там, где эта тетенька барахталась, ему река была по колено, а тетеньке по плечи. Он ее спас, а Чапку постегал прутиком – для виду, конечно. И с тех пор перестал ее брать на реку.
И вот теперь он попросил меня погулять во дворе с Чапкой, чтобы она не увязалась за ним. И я вошел во двор, и мы стали с Чапкой носиться и кувыркаться, прыгать и колбаситься, подскакивать, и вертеться, и лаять, визжать, и смеяться, и валяться. А Борис Климентьевич спокойно ушел. И мы с Чапкой вдоволь наигрались, а в это время мимо забора шел Ванька Дыхов с удочкой.
Кратко о сборнике и героях
Сборник рассказов о мальчике Денисе Кораблеве впервые появился на прилавках магазинов в 1959 году и скоро стал классикой детской литературы. Автор Виктор Юзефович Драгунский посвятил его своему маленькому сыну Денису. Он же явился прототипом главного героя. Любовь к сыну и желание открыть читателям многообразный мир детства подвигли писателя на написание данной книги.
Время и место действия – 60-е годы прошлого столетия, Москва. Повествование ведется от лица самого Дениса. Рассказы представляют собой как бы дневниковые записи мальчика, в которых он описывает наиболее запомнившиеся события своей жизни. Взрослея, он познает мир, но с детской непосредственностью реагирует на события. Внимательному читателю дано увидеть в Денисе пытливый ум, чуткую душу и хорошее чувство юмора.
В новеллах присутствуют психологические зарисовки, есть место и грусти, и смеху. Поэтому читать рассказы чрезвычайно интересно.
Среди персонажей книги – друзья главного героя (Миша, Аленка, Костик), а также, его одноклассники, учительница, родители, соседи по дому. Весь цикл «Денискиных рассказов» состоит из 68 новелл. В разное время издавались сборники, включавшие в себя те или иные избранные истории.
О заполнении читательского дневника
Буквально в двух словах поясню: мой сын ведет записи о прочитанном, в статье я запишу и его мнение.
Пример такой работы я , когда сын работал с произведением “Зима”.
В читательском дневнике ребенка имеются строки: дата начала и окончания чтения, количество страниц, автор. Эти данные не вижу смысла вносить здесь, потому что ваш школьник будет читать в другие даты, в отличающемся формате. Имя автора во всех произведениях, о которых мы говорим сегодня, одинаково.
В конце делается рисунок. Если вы с ребенком прочли рассказ онлайн, вам поможет разворот книги, с которого при желании можно сделать зарисовку. В каком жанре написаны “Денискины рассказы”? Эта информация может понадобиться при заполнении дневника. Жанр – литературный цикл.
Итак, ограничимся описанием:
Дымка и Антон
Лето Дениска проводил на дядиной даче, где было очень много собак. Дядину звали Дымка, а Ванькину – Антон. Ванькин был трехлапый, но уж очень шустрый. А главное умный.
Однажды он украл у Дымки кость, когда та погналась за котом. Она сразу поняла — кость украл Антон и обиделась смертельно. Дениска подошёл к Антону и сказал, что надо непременно вернуть кость. Пес жутко покраснел. Ну, насколько собаки могут краснеть. Он как будто все понял и помчался за костью. Положил ее перед Дымкой, та есть не стала, но улыбнулась – простила. Собаки начали резвиться, а потом побежали к речке совсем рядом, как будто за руки взялись.
Слава Ивана Козловского
Денис учился на 5, но по пению у него была тройка. Как же это произошло? Шел урок музыки, где все пели по одному. Денискин друг Мишка спел очень тихо, как будто котенок пропищал — ему поставили пятерку. Дениска же настроился петь песню «Веди ж меня, Будённый, в бой», а учителя попросил играть громко-громко. Тут он как запоет! Ему слишком нравилась песня. Он кричал так сильно, как только мог. Наконец, остановился, весь потный и дрожащий. Учитель влепил ему неудовлетворительную оценку, потому что пел Дениска как-то не в музыку.
Потом он сказал маме Дениски, что может быть Дениска и вырастет великим математиком или, может быть, физиком, но славы Ивана Козловского не добьется. А Дениска тогда подумал:
Он живой и светится
Сюжет рассказа разворачивается вокруг главного героя Дениса Кораблева. Мальчик долгое время проводит во дворе, ожидая свою маму. Она задерживается на работе или в магазине. Уже начинает темнеть, а ее все нет и нет. Денис стоит, как вкопанный, не двигается с места. Он уже устал и хочет кушать, но у него нет ключей от дома, поэтому ребенок вынужден ждать на улице.
К Денису подошел его старый товарищ Миша Слонов. Мальчик обрадовался при виде друга, хоть на несколько минут он забыл о своем одиночестве. Мишке очень понравился Дениса игрушечный самосвал. Он предлагает ему осуществить бартер – обменяться игрушками, но Денису самосвал дорог, так как это подарок отца. Мишка использует последний шанс и достает живого светлячка. Денис в восторге от животного, это подтверждают его слова: «Он живой и светится». Мальчик испытывает удивительные эмоции, наслаждается чудесным сиянием, исходящим из спичечного коробка. Теперь он готов отдать все, чтобы заполучить его. Мишка отправляется в сторону дома, а Денису стало не так одиноко. Рядом с ним было настоящее живое существо.
Спустя некоторое время мама вернулась, и они отправились домой. Мама была удивлена поступком сына, как он мог променять отличную игрушку на какого-то светлячка. Хотя она не задумывается о том, что Денису было так одиноко и печально ждать ее, а этот светлячок согрел его душу.
Подробный пересказ
«Он живой и светится» открывает цикл «Денискины рассказы», изданный Драгунским В. Ю. в 1964 году. Каждый эпизод является законченным произведением, небольшим по объему. Все они повествуют о приключениях мальчика по имени Денис. Цикл рассчитан на детей разного возраста. Читатель растет вместе с героем. Поэтому сначала идут более короткие и простые по смыслу рассказы.
Денис сидел в песочнице, играл с самосвалом и ждал маму. Она где-то задерживалась. Мальчик размышляет о том, что могло ей помешать приехать раньше. Возможно осталась в институте, ждала долго автобус или встретила тетю Розу. Родители других детей со двора уже вернулись. И наверняка все уже пьют вкусный чай с бубликами и брынзой. В окнах стали загораться огоньки.
Мальчик сильно проголодался и загрустил. С обидой думает, что если бы мама его ждала, хотела есть и скучала, он бы сразу к ней побежал. И нигде бы не задерживался. От этих размышлений его отвлекает друг Мишка, неожиданно появившийся во дворе.
Приятель сразу же заинтересовался самосвалом. Стал его катать и задавать много вопросов про новую игрушку. А затем начал предлагать товарищу на обмен разные интересные штуки: редкие марки и «лопнутый» плавательный круг. Но Денис не соглашался, так как самосвал был подарен папой перед отъездом. Тогда Мишка достал свою главную ценность, с которой самому было жаль расставаться. Это был спичечный коробок, который он протянул другу.
Денис открыл коробочку и сначала ничего не понял. А потом увидел мерцание зеленого огонька. Будто свет был очень далеко и одновременно рядом. Крошечная звездочка оказалась живым светлячком. Мальчик затаил дыхание от восторга. Поэтому сразу согласился отдать самосвал Мишке навсегда в обмен на живую звездочку. Приятель радостно схватил игрушку и убежал домой.
А Денис какое-то время еще стоял и любовался огоньком. И даже не заметил как пришла мама. Они пошли домой пить чай с бубликами и брынзой, как он и хотел. За ужином мама спросила как новая игрушка сына. Денис честно признался, что променял машинку. Мама удивилась, но ругать ребенка не стала. А решила уточнить на что же такое он согласился променять самосвал.
Мальчик попросил маму погасить свет. Затем открыл заветную коробочку. Несколько минут они вместе стояли и любовались зеленым огоньком. После чего мама включила свет. Ей понравился светлячок, но все же не могла понять как ребенок согласился променять любимую игрушку на «червячка». А Денис ответил просто: «он живой и светится».
Хочется верить, что добрый мальчик все же выпустит своего маленького и волшебного пленника из коробочки.
Рассказ учит любить природу, ценить все живое выше материального. Чудеса природы непостижимы и намного интереснее любых изобретений человека. Автор напоминает, что нужно быть любознательным, добрым, чутким, уметь отличать настоящее от искусственного. Только чуткий человек с открытым сердцем мог увидеть волшебство в насекомом
Жизнь полна чудес, очень важно уметь их замечать даже в мелочах
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Денискины рассказы Виктора Драгунского
У Виктора Драгунского есть замечательные истории про мальчика Дениску, которые называются «Денискины рассказы
». Многие ребята читали эти забавные рассказы. Можно сказать, что огромное количество людей выросло на этих историях, «Денискины рассказы
» необыкновенно точно похожи на наше общество, и в его эстетических сторонах, и в своей фактологии. Феномен всеобщей любви к рассказам Виктора Драгунского
объясняется довольно просто. Читая небольшие, но довольно содержательные рассказы про Дениску, дети учатся сравнивать и сопоставлять, фантазировать и мечтать, с забавным смехом и задором анализировать свои поступки.
Рассказы Драгунского
отличает любовь к детям, знание их поведения, душевная отзывчивость. Прототипом Дениски является сын автора, а отец в этих историях – сам автор. В. Драгунский писал не только смешные истории, многие из которых, скорее всего, и происходило с его сыном, но также немного поучительные. Добрые и хорошие впечатления остаются после того как вдумчиво читать Денискины рассказы
, многие из которых в последствии были экранизированы. Дети и взрослые с большим удовольствием перечитывают их по многу раз. В нашем сборнике вы можете читать онлайн список Денискиных рассказов, и наслаждаться их миром в любую свободную минуту.
Сюжет
С Денисом часто случаются забавные происшествия. Однажды, когда Дениске было очень скучно, он решил обменять свой чудесный игрушечный самосвал на светлячка в коробке.
Мама долго не могла уговорить Дениса съесть кашу. Но мальчик так не любил кашу, что выкинул ее через окно, а сам сказал маме, что съел ее. Но вскоре выяснилось, что каша попала на прохожего, и Дениске крепко досталось от мамы. Так мальчик впервые понял, что все тайное становится явным.
Однажды Дениска и его друзья решили поиграть в маляров, пока настоящие рабочие отправились на обед. Ребята закрасили все стены, а также покрасили друг друга, и даже незнакомца в белом костюме.
Денис и его верный друг Мишка, опаздывая в школу, по дороге решили сочинить правдоподобные отговорки. Но, когда ребята зашли в класс, их истории не совпали, и учительница быстро уличила их во лжи.
Когда в школе начались каникулы, учительница пообещала ребятам провести костюмированный утренник. Мишка сказал, что будет в костюме гнома, а Дениска растерялся – его мама была в санатории, и некому было сделать карнавальный костюм. Но Денис не растерялся – он надел рыбацкие сапоги, соломенную шляпку с цветами, пришил к штанам хвост и нарисовал себе усы. Так он стал Котом в сапогах, и выиграл на утреннике две книги за лучший костюм.
Основные персонажи
Внешние изображения |
[www.goslitmuz.ru/images/stories/goslitmuz/Skazka/SVD2012-2013/Dragunsky/VictorDragunskyssynomDenisom.jpg Виктор Драгунский с сыном Денисом] |
- Денис Кораблёв (Прототип — Денис Драгунский) — московский мальчик, в некоторых рассказах ещё дошкольник, в некоторых ученик 1, 2 или 3 класса «В» (сначала октябрёнок, а затем — пионер).
- Папа Дениса .
- Мама Дениса .
- Мишка Слонов (Прототип — Михаил Слоним) — одноклассник и лучший друг Дениса, его спутник в большинстве приключений.
- Костик — друг Дениса и Мишки.
- Алёнка — девочка младше Дениса и Мишки, соседка Дениса.
- Раиса Ивановна — школьная учительница литературы.
- Борис Сергеевич — школьный учитель музыки.
Денискины рассказы фильмы
Читая книгу сыну я вспомнила, что в детстве смотрела детские фильмы с подобными сюжетами. Времени прошло очень много и всё же я рискнула поискать. Нашла достаточно быстро и к собственному удивлению в большом количестве. Представлю вашему вниманию три фильма, которые мы посмотрели с моим мальчиком. Но сразу хочу предупредить, что чтение книги нельзя заменить фильмом, так как в фильмах сюжеты порой смешиваются из разных рассказов.
Детский фильм – Веселые истории
Начну я всё таки с этого фильма, так как в нем собраны рассказы из описанной мною книги. А именно:
- Удивительный день;
- Он живой и светится;
- Тайное становится явным;
- Мотогонки по отвесной стене;
- Похитители собак;
- Сверху вниз, наискосок! (этого рассказа нет в нашей книге).
Рассказы Драгунского
«Денискины рассказы» принесли Виктору Драгунскому настоящую популярность. Книга сразу полюбилась маленьким читателям и их родителям. В небольших историях описаны события, происходящие в столице в середине прошлого столетия. Главный герой – Денис Кораблев, он живет с мамой и папой в центре Москвы. Истории о приключениях непоседливого мальчика начинаются, когда ему было 5 лет. В рассказах Драгунского он взрослел, пошел в школу, стал октябренком, а потом пионером. С мальчиком то и дело происходят курьезные случаи и смешные истории. Но самое главное, чему учит книга, это доброта, честность и взаимовыручка. Лучшего друга Дениса зовут Миша Слонов, он его одноклассник и товарищ по приключениям. Среди других персонажей рассказов хочется отметить Аленку – девчонку заводилу, хотя она младше главных героев. Из взрослых персонажей выделяются родители Дениса, пионервожатая Люся, учительница Раиса Ивановна и Борис Сергеевич – учитель музыки.
В сборник «Денискины рассказы» входят около семи десятков отдельных историй. Количество произведений в каждом издании менялось по усмотрению редакционной коллегии. Некоторые рассказы вошли в учебную программу начальной школы. В данной подборке представлено краткое содержание отдельных программных произведений для их анализа учениками младших классов. Юным читателям будет не только интересно познакомиться с содержанием книги, но и задуматься о главном, узнать в героях произведения себя и своих друзей. В этом ребятам непременно поможет читательский дневник, где можно делиться своими отзывами о книге, размышлять о характерах ее героев и делать краткий пересказ.
Ничего изменить нельзя
Абсолютно все спрашивают у детей при встрече одинаковые вещи. Постоянно. Дениска уже выучил алгоритм. Сначала они называют тебя по имени и спрашивают, как же тебя зовут. Надо тактично назвать свое имя. Затем следует вопрос, сколько же тебе лет. Если ты отвечаешь честно, например, 7,5, есть три исхода:
На этот бестактный вопрос надо отвечать имя какого-нибудь известного дядечки. Они тогда начинают бешено смеяться, им всем нравятся идиотские ответы. Потому что честный ответ «одинаково» их не устраивает.
На десерт остаётся какой-нибудь вопрос, по типу, почему же я сегодня не мылся. Надо подыграть, и тогда тебя отпустят. Встречи со взрослыми даются с трудом.
Сражение у чистой речки
Мальчики 1 «В» при себе всегда имели оружие. В одно воскресенье класс Дениски со всей параллелью отправился в кинотеатр на фильм про гражданскую войну.
Началась кинокартина. На экране спокойно отдыхали солдаты красной армии — пели, грелись на солнышке, рассказывали сказки. Тут откуда не возьмись – белые. Началась перестрелка, красные проигрывали, потому что патронов у них было мало. Дениска решил помогать.
Первоклассники все вместе стреляли из всех орудий, началась настоящая атака. Контролерши и учительницы пытались их угомонить, но они не могли бросить красных в беде. Появились раненые, у Дениски с ребятами уже кончались пистоны, но тут из леса выбежали ещё красные и разгромили белых.
На следующий день всех вызвали к директору и сделали выговор. Но ребята радовались, что помогли своим солдатам, может, без них они бы не продержались. Кто знает?
Детские и юношеские годы
В. Ю. Драгунский родился в 1913 году в еврейской семье, проживавшей в то время в Нью-Йорке, где и прошло детство будущего советского писателя. Его мать и отец эмигрировали в США из Гомеля, и через некоторое время у них родился сын.
Рита Лейбовна Драгунская и Юда Фалькович Перцовский не смогли долго жить в Америке. Манера общения местных жителей, обычаи, порядки, менталитет — всё было чуждым, не таким, как в родной Беларуси. Для молодой пары с малышом оказалось невыносимым пребывание в такой обстановке, и вскоре семья переехала обратно в Гомель.
Когда Виктору исполнилось 5 лет, в городе началась эпидемия тифа. От этой ужасной болезни скончался Юда Фалькович. Мальчик почти не запомнил своего отца. По другой информации, он трагически погиб. Сейчас проверить достоверность этих сведений не представляется возможным. Впоследствии Рита Лейбовна попыталась построить семью с Войцеховичем Ипполитом Ивановичем. Но и прожить с отчимом долгое время мальчику было не суждено: в 1920 г. новый муж матери скончался.
Ещё через 2 года мать мальчика познакомилась с актёром по имени Менахем-Мендл. Так у Виктора появился новый отчим. Менахем-Мендл выступал в водевильном еврейском театре, который регулярно гастролировал. Рита Лейбовна и Виктор сопровождали главу семейства в проездках. И снова ребёнку пришлось отвыкать от приёмного отца: пожив вместе некоторое время, Рита и Менахем разошлись.
Живя вдвоём, мать и сын испытывали нужду в деньгах. Виктор начал подрабатывать ещё в школьные годы. Отучившись, он устроился на завод, где проработал помощником токаря несколько месяцев. Впоследствии Виктор пошёл трудиться на фабрику, которая выпускала конскую сбрую. Интересный факт из жизни юноши: несколько месяцев он собственноручно изготавливал упряжь для лошадей.
Всё это время молодой человек ощущал потребность творить. Уже в 17 лет он начал ходить в литературно-театральный кружок, организованный А. Диким. Это происходило уже в Москве. В 1935 году он дебютировал в качестве актёра, выступив в театре железнодорожников, который позднее был переименован в Центральный театр транспорта. Ещё позже, в 1959 году, учреждение получило нынешнее название — Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя.
Экранизации
По мотивам «Денискиных рассказов» в 1960-е и 1970-е годы было снято несколько фильмов, в том числе два двухсерийных телефильма:
- 1962 — Весёлые истории
- 1966 — Девочка на шаре
- 1970 — Волшебная сила (новелла «Мстители из 2-го В»)
- 1970 — Денискины рассказы (из четырёх новелл)
- 1973 — Где это видано, где это слыхано (короткометражный)
- 1973 — Капитан (короткометражный)
- 1973 — Подзорная труба (короткометражный)
- 1973 — Пожар во флигеле (короткометражный)
- 1974 — Слава Ивана Козловского (короткометражный, в киножурнале «Ералаш»)
- 1976 — По секрету всему свету (2 серии)
- 1979 — Удивительные приключения Дениса Кораблёва (2 серии)
Как оформить читательский дневник
Структура записи должна содержать следующую информацию:
- Автор и название произведения. Список главных героев, характеристики (кратко).
- Аннотация рассказа, основная мысль, важные события, финал, мораль.
- Жанр и дата издания.
- Примечания (строка для заполнения учителем после проверки конспекта).
Пример оформления:
- Виктор Драгунский «Заколдованная буква».
- Краткое содержание для читательского дневника: дети, гуляя во дворе, увидели мохнатую елку с шишками. Никто из них не мог правильно выговаривать букву «Ш». Алёнка говорила «сыски», Мишка утверждал, что это хыхки, а Дениска — фыфки. У всех не было передних зубов. Дети начали смеяться, а один из мальчиков даже обиделся и заплакал. Выраженная Драгунским в «Заколдованной букве» главная мысль: надо быть вежливым и уважать чувства друзей.
- Юмористический рассказ, 1959 год.
Читательский дневник как оформить, 2 класс
Какие разделы рекомендуется включить в читательский дневник:
- Обязательно название и автора.
- Сколько страниц.
- Жанр произведения (рассказ, поэма, сказка и т.д.).
- Год написания и чем этот год знаменит.
- Главные герои, их имена, возраст, характер, внешность.
- Описание сюжета (кратко).
- Отзыв – впечатление.
Лист формата А4
Титульный лист. Здесь можно предложить ребенку проявить фантазию и нарисовать на обложке любимого героя какого-либо произведения.
Страницы
Разлинуйте страницы, заполните графы. Заполнить дневник ребенок должен сам.
Школьная тетрадь
Школьную тетрадку можно оформить так же, как написано выше.
Так же можно уделить главное внимание содержанию, чтобы ребенок учился излагать мысли
Как оформить готовый дневник
Если вы посетите книжный магазин, вы найдете много разных вариантов. В печатных дневниках ребенку предлагают выполнить различные интересные задания, тем они и интересны.
Пример:
- составить план произведения;
- разгадать кроссворд на заданную тему;
- разукрасить рисунок;
- подобрать пословицу.
Ученики с удовольствием заполняют такой дневник. У них есть возможность проявить свою фантазию и узнать что-то новое.
«Он живой и светится» — читательский дневник по рассказу В. Драгунского
Дениска Кораблев – добрый, честный, внимательный мальчик, любящий природу.
Мишка Слонов – лучший друг Дениски, практичный мальчик.
Мама Дениски – любящая и добрая женщина.
Краткое содержание и сюжет
В ожидании мамы Дениска сидел возле песочницы. Она почему-то задерживалась, на небе стали потихоньку зажигаться звезды, и ребята начали расходиться по домам. Тут к Дениске подошел его лучший друг Мишка и взял в руки самосвал. Было понятно, что Мишке очень понравилась игрушка, и он попросил поиграть с ней. Однако Дениска отказал, ведь самосвал был ценным папиным подарком.
Тогда Мишка принялся торговаться: он предложил за игрушку редкие марки и даже спасательный круг. Однако все эти вещи совсем не интересовали Дениску. Тогда Мишка, словно решившись на что-то, махнул рукой и достал свое главное сокровище – спичечный коробок, в котором светилась крошечная звездочка. Мишка объяснил, что это живой светлячок, потому и светится в темноте. Дениска, недолго думая, совершил обмен и принялся рассматривать светлячка. Он разглядывал его очень долго, позабыв обо всем на свете.
Наконец, пришла мама и отвела Дениску домой. Она поинтересовалась самосвалом, и Дениска спокойно сказал, что обменял его. Мама хотела узнать, что он получил взамен, и тогда мальчик попросил ее выключить свет. Вместе они долго смотрели на светящуюся «звездочку» в спичечном коробке. Мама согласилась, что это, конечно, волшебство, но она никак не могла понять, как Дениска мог обменять на букашку большой дорогой самосвал. Дениска объяснил, что ему было очень скучно, но когда он увидел светлячка, то сразу понял, что он гораздо ценнее любого, даже самого дорогого самосвала. Ведь он живой и светится!
План пересказа
- Один в песочнице.
- Появление Мишки.
- Обмен.
- Звездочка в спичечном коробке.
- Возвращение мамы.
- Волшебство светлячка.
- Он живой и светится.
Отзыв
Дениска оказался большим мечтателем, которой смог увидеть настоящее волшебство даже в самом обычном светлячке. Он смог осознать ценность живого существа перед мертвой игрушкой.
Вывод
Рассказ учит ребят любить животных и природу, видеть в простых вещах удивительное. Красота природы ни с чем не сравнима, её не купить за деньги. Иногда живые существа могут сделать нас намного счастливее и добрее, чем дорогие подарки – мальчик Денис показал это на своём примере.
Анализ, тема и основная мысль
Жанр произведения — рассказ о детях. Это текст небольшого объёма, в нём ограниченное количество персонажей, а также происходит эпизод, важный для дальнейшего развития героя.
Главная мысль «Он живой и светится» Драгунского — окружающая природа поистине удивительна, а одно из её чудес может быть гораздо ценнее, чем что-либо дорогое, но неодушевлённое, материальное
Этот рассказ — наглядная иллюстрация того, как важно восхищаться природой и ценить её. Дениске было очень тоскливо во дворе даже с дорогой новой машинкой, он ждал маму и хотел есть, а когда он получил светлячка, то начал любоваться им и забыл обо всём на свете
Окружающий мир будто не существовал для него, он испытывал яркие живые эмоции, получить которые невозможно от неодушевлённого предмета, даже если это подарок папы.
Мама Дениски спрашивает, чем светлячок лучше самосвала, но благодаря сыну тоже может понять, что никакая игрушка не заменит крохотное существо, которое красиво светится, да к тому же ещё и живое: о нём можно заботиться, с ним можно играть, вместе с ним никогда не будет тоскливо и одиноко.
«Главные реки» — читательский дневник по рассказу В. Драгунского
«Главные реки» — юмористический рассказ русского советского писателя Виктора Юзефовича Драгунского из сборника «Денискины рассказы». Написан рассказ в 1965 году. В рассказе мы знакомимся с мальчиком Дениской Кораблевым, который обожал заниматься воздушными змеями. Но уроки делать он не любил, поэтому и попал в сложную ситуацию.
Описание книги для читательского дневника
Автор Виктор Юзефович Драгунский
Название «Главные реки»
Год написания 1965
Издательство АСТ
Год издания 2002
Количество страниц 10
Главные герои и их краткая характеристика
- Денис Кораблев. Веселый и находчивый мальчик 9 лет. Озорник и фантазер, балагур. Оптимист.
- Мишка Слонов. Его друг. такой же озорник и заводила всех проказ.
- Раиса Ивановна. Классный руководитель Дениски. Умная и веселая.
- Петька Горбушкин — одноклассник, сидит на задней парте.
План пересказа
- Змей в космосе
- Чуть не опоздал
- Зима. Крестьянин торжествуя.
- Мишка подсказывает
- Мужичок с ноготком
- Обещание Дениски
- Подсказка Горбушкина
- Миси-писи
- Клятва.
Краткое содержание и сюжет
Вечером Дениска был настолько увлечен воздушным змеем, что забыл выучить уроки. Конечно же, его могли бы и не вызвать в этот день к доске – но мальчик умудрился еще и опоздать и на бегу чуть не сбил учительницу Раису Ивановну. Конечно же, учитывая эти обстоятельства, стало понятно, что первым вызовут именно его.
Вначале парнишку попросили прочитать наизусть стихотворение Некрасова, которое задавалось на дом. Но поскольку Денис не подготовился, он не знал нужного материала. Тем не менее, мальчик не растерялся – чтобы исправить положение он принялся читать Пушкина (одно из немногих стихотворений, которые помнил).
Конечно же, «обман» был замечен. Учительница остановила его и переспросила, стихотворение какого поэта Денис должен был читать. И тут на помощь пришел лучший друг Дениски, Мишка Слонов – он ухитрился подсказать товарищу, что учить наизусть нужно было Некрасова. Денис мгновенно воспроизвел ответ.
Загвоздка вышла лишь с названием – учитывая, что шептал Мишка не очень разборчиво, Денису показалось, что называется стихотворение «Мужичок с ноготком» — в целом, это было не очень далеко от истины (ведь называется произведение «Мужичок с ноготок»), однако даже по этой малейшей ошибке и неуверенной речи мальчика уже было видно, что к уроку литературы Денис не готов.
Наступило время проверки по географии (которую мальчик тоже не учил). Раиса Ивановна попросила назвать главные реки Америки. Произошла аналогичная ситуация – после чьей-то невнятной подсказки Дениса ожидал необычайный конфуз, ведь вместо «Миссисипи» мальчик произнес: «Миси-Писи».
Конечно же, над этим впоследствии потешался весь класс. Парнишке было очень стыдно, но зато он извлек из ситуации урок – понял, что на уроки нужно всегда приходить подготовленным (даже если накануне были очень важные и интересные дела).
Чему учит рассказ
Рассказ учит не заниматься личными делами, пока не сделаны уроки. Учит быть дисциплинированным и ответственным. Не пользоваться подсказками на уроках. Честно признаваться в своих ошибках.
Отзыв
Мне очень понравился это смешной рассказ. Мальчик Дениска в нем снова попадает в забавную ситуацию. На этот раз он не учит стихотворение и не знает название рек. Вот ему и приходится краснеть перед всем классом. Отсюда вывод, что если не готов к уроку, лучше сразу честно признаться. От двойки это не спасет, а вот от позора поможет. А вообще, лучше всегда делать уроки.
Пословицы к рассказу
- Делу время, потехе час
- Глухой не дослышит, сам приврет.
- Ученье свет, неученье тьма.
- Легко забыть то, чего не знаешь.
- Боится школьник лозы, пуще грозы.
Новый виток в биографии
В 1940 году различные издательства начали публиковать фельетоны и юмористические рассказы Драгунского. Вскоре после этого был опубликован сборник его произведений, получивший название «Железный характер». Песни и клоунады тоже не были забыты: их исполняли, включали в концерты, о них писали критики.
Переломным моментом в жизни Виктора Йозефовича, а также всех советских граждан, стало начало Великой Отечественной войны. Талантливый писатель хотел пойти на фронт, но его не взяли по причине слабого здоровья. В 1943 году в сражении под Калугой погиб Леонид Михайлович Драгунский — брат Виктора по матери. Трагедия стала настоящим ударом для мастера пера. Боль, вызванная потерей близкого человека, не утихала несколько лет, даже тогда, когда война закончилась и нужно было восстанавливать страну.