Напишите пожалуйста либретто к опере Иван Сусанин кратко
ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогомНовый текст С. ГородецкогоДействующие лица:Иван Сусанин, крестьянин села Домнино………………………………………………………басАнтонида, его дочь …………………………………………………………………………………сопраноВаня, приемный сын Сусанина …………………………………………………………….контральтоБогдан Собинин, ополченец,жених Антониды……………………………….. ……………………………………………………….тенорРусский воин ………………………………………………………………………………………………..басПольский гонец…………………………………………………………………………………………..тенорСигизмунд, король польский ………………………………………………………………………..басХоры: крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей.Балет польских панов и паненок. Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москвена Красной площади Краткое содержание Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие. В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами. Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу. Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его. В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.
Интересные ответы
- Люди
- Доклад Иван Калита 6 класс (сообщение) В первой половине XIV века на Руси правил Иван I, так же известный как Иван Калита. Этот князь продолжил династию Рюриковичей во главе российского государства, сменив на престоле брата Юрия Даниловича.
- Ящерицы — сообщение доклад Ящерицами называют животных из отряда чешуйчатых. Так же они относятся к роду рептилий. В основном они имеют небольшой размер и две пары конечностей.
- История Древнего Китая доклад, сообщение Издавна на обширной территории, между реками Янцзы и Хуанхэ расположилась маленькая страна, которая примерно в 1766 году до нашей эры. получила название Государство Шан-Инь.
- Река Миссисипи — сообщение доклад Миссисипи — это одна из самых известных рек в мире, и по множеству интересных причин. Название «Миссисипи» переводится с индейского языка как «великая река».
Краткая история подвига
Иван Сусанин появился на свет в 1568 году. Он был сельским старостой. Протоиерей Домнинский рассказывал, что национальный герой не числился в списках обычных крестьян. Ссылался он на предания, которые рассказывали, чем знаменит Иван Сусанин. Считалось, что он жил при дворе Шестовых, которые поселились в селе Домнино. О его супруге неизвестно совсем ничего, потому что ее имени нет ни в рассказах, ни в легендах. Точно известно, что у него была дочь Антонида, которая вышла замуж и родила детей.
Как гласит царский документ, изданный в ноябре 1619, за шесть лет до этого Михаил Романов с матерью инокиней Марфой «гостевал на Костроме». В то время царь уже был наречен Земским собором. Воины Речи Посполитой услышали об этом мероприятии и решили захватить юного правителя. Однако они не знали, как точно пробраться к деревне. Неподалеку от села Домнино навстречу им шел местный староста.
Польско-литовские войска схватили его и решили узнать местоположение Романова. Его жестоко пытали, но он не рассказал им ничего и был убит. Существует версия, якобы он стал сопровождать врага и завел его глубоко в болото. План сработал, и противники потеряли много времени и сил. Нападения не произошло.
О том, что староста совершил подвиг, доказывает грамота от царя Михаила Романова. В ней он дарит зятю Сусанина Собинину полдеревни и освобождает его от податей и повинностей. В последующие годы выходили грамоты и указы на имена родственников Сусанина:
- В 1633 и 1644 годах — «Вдове Собинина».
- В 1691 г. — «Потомкам героя».
- В 1723 и 1724 гг. — «Родственникам Собинина».
- В 1741 и 1767 годах — «Всем потомкам Ивана Сусанина».
О подобном подвиге рассказывается в мемуарах литовца Самуила Маскевича. Он рассказывал о русском, которого отряд встретил в марте 1613 года недалеко от Можайска. В одной из деревень они поймали старика, которого взяли проводником, чтобы не попасть в руки врага в Волоке. Сперва он вел отряд в миле от Волока, а с наступлением темноты повернул на него. Войско было в версте от поселения. Однако им повезло встретить Руцкого, который и рассказал, что старик предатель, а они идут прямо на Волок. Проводнику решено было отсечь голову.
Доклад №2
Во все времена существовали люди, которые отличились какими-либо способностями, поступками. Их подвиги стали примером для будущих поколений. Напряженная политическая суета 17 века коснулась каждого. Но далеко не все смогли достойно справиться с нестабильностью положения.
Этот период является напоминанием о человеке, который стал легендой того времени. Обладатель одного из самых распространенных имен на Руси — Иван Сусанин, по некоторым данным, был сиротой. В настоящее время существует несколько версий, откуда он родом и какой поступок сделал его героем.
Несмотря на то, что сегодня существует немало предположений о личности Ивана Сусанина, достоверно одно – это человек из народа. Его родословная начинается в Костромской области. А любое действие не было спланированным или совершенным ради славы. Простой крестьянин был сторонником справедливости, наполнен патриотизмом. События польско-литовской войны стали доказательством этому.
В то непростое время бразды правления государством были в руках молодого русского царя Михаила Федоровича Романова. Оставшись на некоторое время с матерью в одной из Костромских деревень, он подвергся нападению вражеского отряда. Его жизнь была сохранена благодаря преданности и благородному поступку Ивана Сусанина, который мог совершить далеко не каждый. Польско-литовский отряд, зная из некоторых источников о местонахождении государя, направлялся к этому месту. О том, куда держали они путь, узнал Сусанин. Пообещав вывести их на верную дорогу, он завел, наоборот, в непроходимую чащу. Обманным путем встретившийся им по пути Иван Сусанин заманил в лес. Узнав об истинной задумке старосты, воины на протяжении долгого времени мучили его. В то время, когда Сусанин погибал мучительной смертью, Михаил благополучно добрался до своих покоев. Так обычный человек из народа, не отличавшийся ни чем особенным от остальных, проявил мужество, терпение, смекалку и необыкновенную преданность родине. Самозабвенность, проявленная таким образом жертвенность стали показательным примером всем, кто знал его.
Однако несколько веков спустя мнения исследователей в области истории, литературы и фольклора разделились. Не многие стали придерживаться мнения, что подобный поступок не столь поучительный, а человек не обладает особыми качествами, чтобы можно было говорить о нем, как о герое. Нашлись критики, которые утверждали, что на подобный поступок решился бы каждый.
Тем не менее, нет ни одного поколения, которое бы не знало имя Иван Сусанин. Страницы учебников по истории занимают подробные сведения о правлении Михаила Романова, а вместе с тем и есть упоминания о великом, бесстрашном подвиге И. Сусанина. Кроме того, фольклорный жанр нередко содержит информацию об этом человеке в форме песен или стихов, что не дает современному читателю забыть о героических действиях человека из народа.
Бессмертную славу он заслужил благодаря своим поступкам, которые получили популярность за счет простых людей, которые с гордостью передавали вести по свету.
3, 4, 5, 7 класс по истории
Переменчивая слава
До 1917 года костромской крестьянин Иван Сусанин из села Домнино был одним из величайших героев России. Историки того времени писали о нем как о спасителе правящей династии. В 1613 году, незадолго до венчания на царство ее основателя, юного Михаила Федоровича Романова, Сусанин завел в лесные дебри и на болота вражеский отряд, пытавшийся добраться до будущего государя и его матери, которые жили в своем имении на костромской земле. Этот подвиг стоил жизни самому проводнику, но избавил от гибели державного отрока.
Николай Васильевич Гоголь отозвался о самопожертвовании Сусанина как о «подвиге любви». Композитор Михаил Иванович Глинка в 1836 году создал оперу «Жизнь за царя», которой в советское время из идеологических соображений поменяли название: «Иван Сусанин». А в 1843 году скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский воздвиг в Костроме блистательный памятник, объединивший на общем пьедестале царя Михаила Федоровича и крестьянина Ивана Сусанина.
В советское время идея монархии стала предметом самого негативного отношения, поэтому Сусанина «разоблачали», историю его называли «анекдотом», «легендой». Памятник в Костроме, как водится, снесли. Однако в краткие периоды «русского патриотизма» советской власти имя его вновь сверкало на небосклоне высокой культуры.
В 1947 году, к 800-летию Москвы вышла отдельной книгой поэма Натальи Петровны Михалковой-Кончаловской «Наша древняя столица», и отдельный эпизод в ней — «Быль о славном партизане — о Сусанине Иване».
Подвиг Ивана Сусанина подан там ярко, образно:
В вековой седой глуши,Где ни конного, ни пешегоНе бывало ни души,Сосны будто вдруг раздвинулись,Ели встали стороной,И снега, что шёлк, раскинулисьНа полянке на лесной.Здесь прогалинка просторная,А под тонкой коркой льдаТут болото — бездна чёрная,Что не мёрзнет никогда.Подломился под полякамиХрупкий, тоненький ледок, —Как ни выли, как ни плакали,Всё ж не вытянули ног!И, трясиною зажатые,Увязая в ней по грудь,Проклинали провожатого,Что их вёл в последний путь.Пан, что ближе был к Сусанину,Полоснул его ножом,И вскричал Сусанин раненый:«Мы отчизну бережём!Паны пусть на Русь не зарятся —Не дадим земель своих!Наш народ от вас избавится!»Тут вздохнул он и затих…
Иллюстрировал книгу знаменитый художник Владимир Андреевич Фаворский. Он создал чрезвычайно выразительную гравюру: литвинские паны, заведенные Сусаниным в мерзлое болото, во гневе и отчаянии убивают героя кинжалами, но пути к спасению у них уже нет.
Сусанин и Михаил Романов. Скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский
А памятник в Костроме вновь появился — совершенно другой, работы скульптора Никиты Антоновича Лавинского, но оригинальный и впечатляющий своим выразительным монументальным лаконизмом.
2
Музыка
Глинка назвал оперу героико-трагической
Русские люди там занимают важное место, а потому композитор придал этому образу активность. Благодаря этому произведение приобрело эпический размах
В нем имеются массовые хоровые сцены. Отдельные герои обладают неразрывной связью с судьбой России.
Объемные музыкальные фрагменты иллюстрируют жизнь простых русских людей, а также красоту их природы. К тому же они проявляют многогранные характеры героев.
Увертюра начинается с величественного вступления
В первом акте особое внимание уделяется хорам. Второй акт создает резкий контраст с первым
Тут особое внимание уделяется красивым бальным танцам. Третий акт разделен на 2 части. Первая – обладает лирическим настроением, вторая – стремительным развитием и драматическими столкновениями.
Интересные факты
- В 2003 году в районе села Исупово производили археологические изыскания на месте высушенных болот. В ходе изысканий было обнаружено 40 католических крестиков и один православный. При этом последний представлен фрагментарно. На изломе виден контакт с режущим оружием. Это может свидетельствовать о том, что найдено место, где был убит Иван и погиб отряд врагов.
- Отчество Осипович является выдуманным. Как действительно звали отца Ивана, доподлинно неизвестно. В некоторых источниках его называют Иваном Иванович. В царской России крестьяне не имели отчеств. Крепостные крестьяне не имели даже фамилий. В основном это были прозвища. Есть мнение, что у него было прозвище от имени матери Сусанны. Это косвенно также может свидетельствовать о том, что у него не было при жизни отца.
- Украинская современная историческая литература утверждает, что Иван Сусанин — это выдуманный русскими персонаж. На самом деле, в 1648 году Богдан Хмельницкий вел битву при Корсуне. Он повелел своему казаку Никите Галагану внедриться в войско шляхты и обманом завести в западню. Никита доблестно исполнил свой долг. Войско было уничтожено.
- Во многих городах России есть улицы, названные именем национального героя.
Биография Ивана Сусанина
О чем спорят историки?
В наши дни большинство специалистов склонно признавать, что подвиг Сусанина был действительно совершен. А в общественной мысли закрепилось, что это деяние имеет патриотическую основу.
Что касается действительных исторических документов, касающихся подвига костромского крестьянина, то они немногочисленны. По ним твердо известно, что крестьянин Иван Сусанин был захвачен отрядом «литовских и польских людей», добивавшихся у него признания, где находится Михаил Федорович.
Вспомним, что тогда происходило в России. Царя не было, династия Рюриковичей пресеклась после того, как изменники отдали царя Василия Шуйского в руки его врагов, поляков. Летом 1610 году его свергли с престола, а затем вывезли в Польшу, где он находился в заточении до своей смерти в 1612 году. Часть бояр захотела сделать царем польского королевича Владислава Сигизмундовича, но этому воспротивился Патриарх Гермоген: он отвергал кандидатуру царя-католика, а Владислав не желал переходить в Православие. Бояре, державшиеся Польши, впустили в Кремль польско-литовский гарнизон. После изгнания поляков из Москвы осенью 1612 года было решено созвать Земской Собор, который изберет царя из нескольких кандидатов, среди которых был и юноша Михаил Романов. Это был знатный родич царя Федора Ивановича, скончавшегося полтора десятилетия назад. Собор открылся в начале 1613 года и избрал именно его на царство.
4 марта 1613 года. Михаил Федорович и его мать инокиня Марфа Ивановна принимают от московского посольства челобитные грамоты земского собора
А в январе 1613 года будущий царь пребывал либо в Свято-Макариевом Унженском монастыре на богомолье, либо в родовом осадном дворе Костромского кремля. Сусанин, по всей видимости вотчинный староста или приказчик в имении рода Шестовых (к нему принадлежала мать Михаила Федоровича), не выдал боярское семейство. Принял за него пытки и смерть, но злодеям помогать не стал. Завел он их в лесную глушь, на болота или в иные дебри на растерзание морозу и волкам, или не завел, -— неясно. Эта часть его подвига создана поздними источниками. Ни доказать ее в полной мере, ни до конца опровергнуть ныне не представляется возможным. А вот страшная гибель его, спасшая жизни юноше Михаилу и его матери инокине Марфе, документально подтверждается.
До сих пор не установлено твердо и ясно место гибели Ивана Сусанина. Чаще всего называют село Исупово, стоявшее посреди большого болота, но вероятно и село Домнино. Разнообразные сенсационные известия о том, что найдены останки Сусанина или вещи — его самого, его семьи, погубивших его врагов, — не находят подтверждения.
Кто были захватчики, желавшие отыскать и захватить семейство Романовых? Вопрос и поныне дискуссионный.
Часть специалистов стоит за версию, согласно которой это мог быть отряд «воровских казаков», частью, видимо, литвинов и поляков. Банда искала богатое, широко известное боярское семейство с целью ограбить, предать пыткам и заставить отдать сокровища, припрятанные по военной поре. На худой конец, увезти с собой и потребовать выкуп…
Смерть Ивана Сусанина. Карл Вениг, 1871
Другая часть историков видит ситуацию иначе: на Земском Соборе Михаил Федорович стоял в начальной части списка претендентов на престол, и неприятельский отряд имел целью ликвидировать «неправильного» кандидата, освобождая место «правильным». А в числе таковых был и польский королевич Владислав… Да и до начала Земского Собора имя юноши не раз звучало именно в этом контексте.
Какая версия достовернее? И то, и другое возможно. Но, так или иначе, Иван Сусанин действительно пожертвовал собой за Романовых, спас их, поступил как истинный христианин и добрый русский человек. Так что слава костромского крестьянина — вполне заслуженная.
Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999), внук последнего председателя Государственной Думы дореволюционной России, сказал о Сусанине так: «Я всегда почитал его подвиг. Ведь это такая сила духа!… Это евангельский образ!… Это… подвиг истинно христианский, подвиг христианского мученичества, подвиг совершённый во имя спасения Православного Отечества нашего и веры Православной нашей. Потому-то народ наш и сохраняет в памяти своей, уже почти четыре столетия, это святое имя, давно ставшее для каждого русского человека именем-символом».
Почему вошел в историю
Иван Сусанин вошел в историю благодаря своему подвигу ведь он отдал свою жизнь ради спасения будущего императора Михаила Фёдоровича. Иван Сусанин погибал страшной и мучительной смертью ради царя и в его честь стоит памятник на Волге. Он совершил великий подвиг и это говорит нам о том что Иван Сусанин был мужественным и храбрым человеком который не боялся смерти и был предан царю.Известно что он жил во времена страшной и великой смуты в то время жизнь была не лёгкой и очень трудной были постоянные сражения за власть и погибало много большое количество людей в стране был страшный голод. Таких людей как Иван Сусанин стоит уважать и помнить вечно. Иван Сусанин обычный крестьянин стал национальным героем и запомниться в истории на века.
Иван Сусанин: мученический венец
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.
Строки эти незабываемы:
С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».
«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.
Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.
Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.
Подвиг Ивана Сусанина
О том, какой подвиг совершил Иван Сусанин, написаны целые монографии, основанные на официальном источнике – Жалованной грамоте Михаила Романова за 1619 год. В них описывается краткая официальная версия событий. Есть и альтернативные версии, которые также опираются на разного рода источники, только более позднего времени.
Официальная версия
В чем заключается суть подвига легенды земли русской? Согласно основному источнику, Иван Сусанин в конце зимы 1613 года был схвачен польско-литовским отрядом, для того чтобы провести его к селу Домнину, где по данным разведчиков скрывался Михаил Романов, уже избранный на царство Земским собором.
Иван Сусанин, успев послать своего зятя Богдана Сабинина с предупреждением к Романовым, целые сутки водил поляков по лесу, надеясь завести их в болота (в настоящее время места, куда он завел интервентов, называют Сусанинскими болотами). Когда же замысел был раскрыт вожаками шляхтичей, его подвергли пыткам. Староста, даже испытывая муки, не выдал место нахождения царя и был казнен. Отряд же польский сгинул где-то в костромских лесах.
Другие версии
Еще в XIX веке исследователи, такие, как С.Ф. Платонов, Р.Г. Скрынников, стали указывать на излишнюю мифологизацию и героизацию исторических событий 1613 года, не отрицая, впрочем, самого факта спасения Михаила Романова Иваном Сусаниным.
Им были неясны такие моменты:
- кто искал Михаила Романова и почему;
- как староста догадался о цели пришедших;
- как староста предупредил Романовых об опасности;
- в каком конкретно году был убит И. Сусанин;
Они считали, что
- староста спасал не царя, а, в его понимании, хозяина, «барчука», сына Федора Никитича Романова, которому и принадлежало Домнино;
- спасал он его не от поляков, которые не успели бы просто собрать отряд за такое короткое время (21 февраля Земский собор избрал Михаила, а 13 марта его уже «венчали на царство» в Ипатьевском монастыре; до этого же он был самым неочевидным и непопулярным кандидатом), а от «лихих людей», шайки разбойников;
- события происходили не зимой 1613 года, а в ноябре-декабре 1612, когда Михаил с матерью только прибыли в Домнино из Москвы.
Подвиг, и почести после смерти
- 1613 – поздней зимой польско-литовский отряд выступил на поиски нареченного российского царя Михаила Романова. В это время он укрывался в окрестностях Костромы. У с. Домнина поляки захватили Ивана Сусанина, который знал о местонахождении Михаила. По одной версии Иван сразу отказался рассказывать, где скрывается царь и после пыток был убит. По другой – Сусанин специально завел вражеский отряд в непролазное болото и был умерщвлен после того, как это стало очевидным. До 1619 года о подвиге никому, кроме односельчан и родственников героя, известно не было.
- 1619 – 30 ноября, царь Михаил Федорович Романов, своей грамотой, жалует зятя Ивана Сусанина – Богдана Собинина – половиной деревни и освобождением от всех повинностей и податей. Именно эта грамота и послужила первым документальным подтверждением реальности подвига Сусанина. В последующем жалованные и подтвердительные грамоты, а также льготные указы, издавались монархами в 1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767 и 1837 годах. Ими жаловались следующие, после Богдана Собинина, потомки Ивана Сусанина.
- 1767 – во время визита в Кострому императрицы Екатерины II, архиерей Дамаскин (Аскаронский), приветствуя ее, в своей речи упомянул о Сусанине, как о спасителе основателя царской династии Романовых. С того времени это стало официальной традицией.
- 1804 – выходит «Словарь географический Российского государства», под редакцией А.М. Щекотова, в котором Сусанин представлен спасителем царя.
- 1812 – прямое и безапелляционное возведение в статус народного героя. Это сделал историк, писатель и публицист Сергей Глинка, напечатав в «Русском вестнике» работу «Крестьянин Иван Сусанин, Победитель мести и Избавитель Царя Михаила Федоровича Романова». Хотя Глинка не приводил в статье никаких документальных источников, после ее выхода все учебники истории стали включать этого персонажа в описание героического прошлого России.
- 1825 – с началом правления Николая I образ героя становится непременным атрибутом официальной государственной политики.
- 1830 – 1831 – в борьбе с польскими повстанцами власти используют память о народном герое, как повод для поднятия патриотизма.
- 1836 – Михаил Глинка представил публике оперу в 4 актах «Жизнь за царя», о событиях, произошедших в 1613 году. Либретто к опере было написано бароном Розеном.
- 1838 – император Николай I подписал указ о возведении на центральной площади г. Костромы памятника Ивану Сусанину и наименовании самой площади его именем. В указе прозвучали слова о спасении им не только царя, но и православной веры, и русского государства.
- 1862 – в Великом Новгороде, на возведенном в честь 1000-летия Руси монументе, скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман, среди прочих героев, изобразили и Сусанина. В этом же году журнал «Отечественные записки» опубликовал статью профессора Санкт-Петербургского университета Н.И. Костомарова. В ней ученый открыто насмехался над предыдущими исследователями, заявляя, что гибель Ивана Сусанина была не подвигом, а он лишь стал случайной жертвой одной из многочисленных банд того времени.
- 1913 – в честь 300-летия царской династии Романовых, в Костроме состоялось открытие архитектурного ансамбля. В него включено изображение умирающего народного героя и склонившейся над ним женщины, символизирующей Россию.
- 1917 – начало развенчания «царских слуг», в число которых попал и костромской герой.
- 1918 – в Костроме начинают разрушать памятник на центральной площади города.
- 1920 – официальная пропаганда заявляет, что подвиг Ивана Сусанина – миф.
- 1938 – разворот политической пропаганды на 180 градусов. Теперь власть, в который уже раз нуждаясь в подъеме патриотизма, официально объявила спасителя царя национальным героем. В июле, в газете «Северная Правда», выходит статья, в которой он предстает смельчаком, отдавшим свою жизнь за Родину.
- 1939 – на сцене Большого театра представлена переработанная и переименованная версия оперы «Жизнь за царя». Теперь она называется «Иван Сусанин». Вышел Указ о переименовании райцентра и всего района в Ярославской области в честь народного героя. Позже в бывшем селе Молвитино, которое и подверглось переименованию, открыт музей его подвига.
- 1967 – в г. Костроме установили новый памятник Сусанину.
- 1992 – костромской «площади Революции» вернули историческое название.