Законы царя хаммурапи

Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории

Великий Хаммурапи

   Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км. Таким образом, территория его владений простиралась от Сиппара до Марада, или, в терминах современной географии, от Фаллуджи до Диванийи. Вокруг него в это время находились куда более крупные государства, которыми управляли более могущественные цари: на юге всецело доминировала Ларса, сумевшая за два года до этого (в 1794 г. до н. э.) захватить Иссин и тем самым положить конец соперничавшей иссинской династии; на севере горизонт был закрыт сразу тремя грозными царствами – Мари, Экаллатумом и Ашшуром; а на востоке, за рекой Тигр, все еще правил в Эшнунне союзник Элама – Дадсуха.   И тем не менее все эти враги были сокрушены один за другим. Вскоре вся Месопотамия, от Аккада до Персидского залива, оказалась во власти этого энергичного и ловкого властителя – военачальника, политика и дипломата самого высокого класса. В одной из своих победных надписей царь Вавилона гордо провозглашает:   Но был у Вавилона еще один могущественный враг и за пределами страны – грозный царь Элама (государство на территории современного Юго-Западного Ирана) Римсин.
   Илл. 108. Царь Хаммурапи (слева) принимает законы из рук бога Солнца и правосудия Шамаша. Прорисовка с базальтовой стелы.   Сузы. XVIII в. до н. э.   С растущим беспокойством следил он за ошеломляющими успехами вавилонского монарха и исподволь собирал силы для решающего столкновения. Ожесточенная борьба двух гигантов – двух сильнейших государств древнего Ближнего Востока в ту эпоху закончилась полной победой Хаммурапи, что и нашло отражение в его триумфальных надписях:   Напомню здесь, что Элам – горная страна, и ведение там военных действий требовало от полководца особых навыков в стратегии и тактике.   Хаммурапи вошел в историю не только как «могучий воитель», но и как первый великий законодатель древности. Он лично подготовил и обнародовал писаный свод законов, регулирующих основные вопросы жизни вавилонского общества. Для того чтобы убедить подданных в божественном характере своего законодательства, царь приказал поставить обелиск из полированного черного камня. На нем он изображен стоящим в молитвенной позе перед богом Шамашем, восседающим на троне. Шамаш был у вавилонян богом Солнца, но одновременно и божеством справедливости, истины и правого суда. Бог вручает монарху свиток с законами, с тем чтобы Хаммурапи объявил их своим подданным. Ниже упомянутой сцены высечена надпись в честь столь незаурядного события:   По иронии судьбы, уже ближайшие потомки Хаммурапи потерпели жесточайшее поражение от оправившихся эламитов. Вавилон был взят и разграблен. И торжествующие победители, дабы подчеркнуть особую значимость своего успеха, увезли тяжелый черный обелиск в столицу Элама – город Сузы, где его и нашли уже в XX столетии французские археологи.
   Илл. 109. Скульптурный портрет Хаммурапи.   Сузы. XVIII в. до н. э.

  • Назад
  • Вперед

Начало правления

Дата рождения Хаммурапи неизвестна. Поскольку правление Хаммурапи длилось 43 года, можно предположить, что на момент своего прихода к власти он был ещё очень молод. Этимология имени «Хаммурапи» до сих пор является предметом дискуссии: некоторые учёные предпочитают чтение «Хамму-раби» и переводят «Предок велик», другие читают «Хамму-рапи» со значением «Предок — целитель». До начала XVII века до н. э. это имя не засвидетельствовано, однако затем внезапно приобретает популярность: не менее трёх царей, современников Хаммурапи, были его тёзками. Более того, это имя носили не только правители, но и частные лица.

В момент воцарения Хаммурапи Вавилония — в политическом смысле — была скромным царством, которое существовало менее века. Кроме столицы оно включало следующие города: Сиппар, Киш, Кута, Борсиппа, Дильбат и Марад. Таким образом, власть вавилонского царя распространялась на территории отстоящие от столицы не более чем на 80 км. Небольшое царство Вавилония было окружено тремя грозными соседями: царствами Ларсы, Эшнунны и царством Шамши-Адада I в Верхней Месопатамии.

Кроме того, важная роль в истории царствования Хаммурапи была уготована нескольким более удалённым державам. В Западной Сирии за гегемонию боролись царства Ямхад и Катны. На крайнем востоке ближневосточного региона, на территории современного Ирана, располагалось Эламское царство, которое в этот период представляло значительную силу. Эламиты активно участвовали в месопотамской политике того времени и все месопотамские цари признавали суккальмаха верховным арбитром.

Хаммурапи, как и многие цари Двуречья до него, начал своё царствование с традиционного мероприятия — установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок, который был увековечен в датировочной формуле его второго года. Имеющиеся в нашем распоряжении сведения о политической истории Вавилонского царства в течение первых 15 лет правления Хаммурапи довольно ограничены. Большая часть названий лет этого периода посвящена строительным работам или приношениям богам. Только названия 7-го, 8-го, 10-го и 11-го годов имеют военно политическое содержание. Из них нетрудно заключить, что Хаммурапи был озабочен расширением своей территории не только по оси, образуемой течением Евфрата (Исин и Урук на юге, Рапикум на севере), но также и на востоке, в направлении Тигра (Малгиум).

В датировочной формуле своего седьмого года (1787 до н. э./1786 до н. э.) Хаммурапи упоминает о завоевании Урука и Исина: к тому моменту эти города уже давно (в течение 15 и 6 лет соответственно) находились под контролем царя Ларсы Рим-Сина. Вавилонское войско стояло в одном переходе от столицы Рим-Сина. Известно также, что часть населения Исина была уведена в плен войсками Хаммурапи: некоторые жители Исина прожили несколько лет в Мараде, на вавилонской территории, и лишь затем смогли вернуться домой. Может показаться удивительным, что Рим-Син так быстро уступил эти два важных города своему северному соседу, но, возможно, за спиной Хаммурапи стоял могущественный верхнемесопотамский царь Шамши-Адад I, оказавший вавилонянам военную помощь.

Однако торжество молодого царя было преждевременным. На следующий год война с Ларсой продолжилась (так надо понимать указание на страну ямутбалы в датировочной формуле 8-го года Хаммурапи (1786 до н. э./1785 до н. э.). Враги династии Кудурмабуга обычно называли царство Ларсы страной племени ямутбалы), но военные действия шли уже гораздо ближе к Вавилону, чем к Ларсе, на берегах «Свекольного канала» (И-шумундар), прокопанного ещё по приказу Апиль-Сина, деда Хаммураппи, и, значит, не на территории царства Ларса. Обнаруженные археологами частные архивы показывают, Урук и Исин очень скоро снова оказались под властью царя Ларсы. С этих пор между Хаммурапи и Рим-Сином надолго устанавливается мир. Наступательные действия Хаммурапи ведёт теперь в других направлениях.

Царствование и завоевания

Контекст

Расширение Вавилонского царства под властью Хаммурапи и его преемников.

Хаммурапи является Аморрями король из первой династии из города-государства в Вавилоне . Он унаследовал свой трон от своего отца Син-мубаллита в 1792 году до нашей эры. До н.э. Вавилон — один из многих городов-государств, которыми в основном правят амориты, которые усеивают центральные и южные равнины Месопотамии и воюют, чтобы контролировать плодородные сельскохозяйственные угодья региона.

Цари, предшествовавшие Хаммурапи, основали в 1894 году до нашей эры. До н.э. относительно небольшой город-государство, контролирующий небольшую территорию за пределами самого города. Маленький Вавилон затмевается на сто лет после своего основания более старыми, большими и более могущественными царствами, такими как Элам , Ассирия , Исин , Эшнунна и Ларса . Тем не менее, отец Хаммурапи, Син-мубаллит , начинает укреплять свой контроль над небольшой областью южно-центральной Месопотамии и завоевывает второстепенные города-государства Борсиппа , Киш и Сиппар .

Первые годы

Этот королевский бюст под названием «Голова Хаммурапи» теперь позволяет датировать Хаммурапи несколькими сотнями лет. — Лувр .

Хаммурапи становится правителем небольшого королевства в сложной геополитической ситуации . Могущественное королевство Эшнунна контролирует верхнюю часть Тигра , а Ларса контролирует дельту. К востоку от Месопотамии находится могущественное королевство Элам, которое регулярно вторгается в небольшие южные штаты и взимает налоги. В северной Месопотамии король Шамши Адад I, первый уроженец Экаллатума, простирается до Леванта и Центральной Месопотамии, хотя его безвременная смерть приводит к фрагментации его империи.

Первые десятилетия правления Хаммурапи были довольно мирными. Он использует свою силу для проведения ряда общественных работ, таких как возведение городских стен в оборонительных целях и расширение храмов. Около 1801 г. до н.э. Нашей эры, королевство Элам, контролирующее важные торговые пути через горы Загрос , решает вторгнуться на месопотамскую равнину. Благодаря поддержке союзных равнинных государств, включая Вавилон, Элам атаковал и разрушил королевство Эшнунна, уничтожив многие города и впервые установив свое господство на значительной части равнины. Чтобы укрепить свои позиции, Элам пытается начать войну против вавилонского королевства Хаммурапи и королевства Ларса. Хаммурапи и Рим-Син , царь Ларсы, объединяются , когда понимают, что это объединение может позволить им сокрушить эламитов, даже если королевство Ларса не внесет большого вклада в военные усилия. По-видимому, раздраженный неспособностью Рим-Сина прийти ему на помощь, Хаммурапи начинает молниеносную войну против него с помощью Зимри-Лима , царя Мари , таким образом получив контроль над всей нижней равниной Месопотамии примерно в 1763 году до нашей эры. Ж.-К ..

Дальнейшее расширение

Поскольку Хаммурапи вербует помощь в своих войнах на юге со стороны своих союзников на севере, таких как Ямхад и Мари , нехватка солдат на севере сеет раздор

Продолжая расширяться, Хаммурапи обращает свое внимание на север, сначала подавляя беспорядки, а затем сокрушая королевство Эшнунна. Затем вавилонские армии осадили остальные северные государства, включая бывших союзников, таких как Мари, хотя вполне возможно, что завоевание Мари было капитуляцией без какого-либо эффективного конфликта.

Хаммурапите затем вступает в длительную войну против Ишма-Даган I ст , правителя королевства Верхней Месопотамии, чтобы контролировать всю Месопотамию, противник две подрядных союзы с незначительным государством взять на себя. Наконец Хаммурапи побеждает, вытесняя Ишм-Даган я первый раз перед его смертью. Мут-Ашкур , новый царь Ассура , вынужден платить налог Хаммурапи, хотя Вавилон не управляет городом напрямую.

Конец правления

За несколько лет Хаммурапи удается объединить под своей властью всю Месопотамию. С другой стороны, в Сирии царства Ямхад и Катна сохраняют свою независимость. Однако стела Хаммурапи была найдена недалеко от Диярбакыра в Турции , где он претендует на титул «король амореев».

Обнаружено большое количество юридических табличек , датированных временами правления Хаммурапи и его преемников, а также пятьдесят пять его собственных писем. Эти письма дают представление о сложности управления империей, борьбы с наводнениями и несовершенными календарными изменениями, а также заботы о огромных стадах Вавилона крупного рогатого скота. Хаммурапи умер около 1750 г. до н.э. AD и империя пала к его сыну, Самсу-илуна , под контролем которого вавилонский власть начала снижаться.

Охрана личного и служебного имущества (статьи 6-41)

Воровство собственности царя, храмов и населения, в том числе «живого» имущества – детей или рабов, а также покупка (принятие в дар) чего-либо у раба или несовершеннолетнего каралось почти всегда смертью.

Если же при ограблении дома вор был не пойман, а затем – не найден, все соседи должны были собраться и возместить ущерб пострадавшему.

Воинам за службу давалась земля, поэтому если воин отказывался от похода или посылал вместо себя кого-то другого, то он приравнивался к вору, утрачивал титул, а его надел отбирался.

Служебную землю нельзя было продать, отдать за долги или передать жене, она сохранялась даже за пленными воинами (их было положено выкупать).

Преступлением считалась обмен или продажа любого служебного имущества (дом, сад, надел и т.п.), при этом наказание нес только покупатель, продавец же считается пострадавшим. Ему, как правило, возвращали имущество назад вместе с доплатой.

Принципы правосудия (статьи 1-5)

С первых строк Закона описаны правила ведения судебного процесса. Например, наложен строжайший запрет на чародейство, лжесвидетельство и ложные обвинения (хотя меры по пресечению чародейства не были указаны).

Существовало 3 вида суда – царский (коллегиальный), храмовый и городской.

Судьями могли быть градоначальники, а их «свитой» — «старейшие и именитые» люди города. Они присутствовали при экспертизе и были свидетелями при заключении сделок. Судьи принимали жалобы и толковали законы, выносили решения по делу.

Каждое дело полагалось расследовать, однако ни розыск, ни пытки не применялись (пытать было можно только рабов с согласия их господина).

Протокол судебного процесса не составлялся, все происходило устно.

Очень многое зависело от того, кем был нарушитель — полноправным, царским человеком или рабом. Рабы считались имуществом, их карали с особой жестокостью. Особенно им любили отрезать уши – и больно, и работать может.

Решение суда формально можно было обжаловать перед царем (на практике не применялось). Однако судья не имел право отказаться от уже вынесенного решения, иначе он лишался должности и приговаривался к 12-ти кратному возмещению ущерба потерпевшему. Это делалось либо для пресечения коррупции, либо для соблюдения принципа «не дважды за одно и то же».

Основные законы Хаммурапи — история, 5 класс

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Литература

  • Бузескул В. П. Открытия де-Моргана в Сузах; законы Хаммураби // Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Васильев, Л. C. История Востока: учебник для магистров : в 2 т. Т. I / Л. С. Васильев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2013. — 722 с.
  • Волковъ, И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914. – 80 с.
  • Древний Восток: учеб, пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории; Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. — М.: Астрель: ACT, 2008. — 654 с.
  • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — 363 с.
  • Законы вавилонского царя Хаммурапи: Пер. и комм. Л. А. Липина в нов. ред. В. А. Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. I / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 1980. — 328 с.
  • Законы Хаммурапи / Б. А. Тураев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 122 с.
  • Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника в курсе «История государства и права зарубежных стран» для студентов специальности «Юриспруденция» всех форм обучения / Сост. Н. Т. Кудинова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. – 36 с.
  • Захаров А.О. История Древнего Востока. Курс лекций. – М.: НОЧУ ВПО «Институт стран Востока», Институт востоковедения РАН, 2016. — 286 с.
  • Из Законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1. М., 1996. – 355 с.
  • История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). Учебно-методическое пособие / Томсинов В.А.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2005. — 128 c.
  • История Востока / Отв. ред. В. А. Якобсон. — М.: Восточная литература, 1999. — Т. 1. — 688 с.
  • История древнего Востока : От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Седова; Редкол. : Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. – М. : Вост. Лит., 2004. – 895 с.
  • История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2002. — 719 с.
  • История Древнего мира : план-конспект уроков : 5 класс / В.С. Кошелев, Н.. Байдакова. – Минск : Аверсэв, 2017. – 413 с.
  • Козырева, Н. В. Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности (VII тыс. до н. э. — середина II тыс. до н. э.). — СПб. : Контраст, 2016. — 552 с.
  • Кулишер М. И. Основы уголовного, гражданского и торгового права четыре тысячи лет назад // Труды Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1910. — Т. I. — 524 с.
  • Лопухин А. П. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1904. — 53 с.
  • Муретов В. Новооткрытый кодекс вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до Р. Хр.) в его отношении к Моисееву законодательству // Богословский вестник. — 1903. — Т. 2, № 6 — 43 с.
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В. А. Томсинов. М.: Просвещение, – 480 с.
  • Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под. ред.М.Н. Брусиловской. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 400 с.
  • Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Ю. С. Крушкол и др.; Под ред. Е.А. Черкасовой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1987. – 256 с.
  • Якобсон В. А. Законы Хаммурапи как источник по истории древней Месопотамии: Дис. … докт. ист. наук. — Л.: Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1987. — 401 с.

Доклад о Хаммурапи. Сообщение о Хаммурапи

Доклад о Хаммурапи кратко расскажет о самом известном правителе Древней Месопотамии. Где был Хаммурапи и чем он известен?

Сообщение о Хаммурапи

Царь Хаммурапи появился в древней Месопотамии на рубеже III-II тыс. до нашей эры. Он был воинственным полководцем, который принадлежал к племени амореев. Они отвоевали у конкурентов северную часть Месопотамии — царство Иссин, и создали государство со столицей Вавилон. Так началась история правления великого царя Хаммурапи. 

Правления царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.)

Начало правления Хаммурапи припадает на 1792 год до н.э. Он стал 6-тым царем I вавилонской (аморейской) династии. Еще пребывая в статусе наследника, Хаммурапи принимал активное участие в жизни государства. После скорой смерти отца, молодой царевич занял трон. Он прекрасно ориентировался в ситуации в стране, что стало отличным плацдармом для начала его деятельности. Первое, чем занялся Хаммурапи, пытался установить контроль над водами Евфрата. Главные направления его внешней политики характеризовались сражениями за установления границ с царствами Мари, Ларса, Ашшуром и Эшнунной. 

В государстве, где правил Хаммурапи,  первые 20 лет велась работа по поиску информаторов, соратников, союзников и укреплению приграничных крепостей. Активных действий практически не было. Однако в последние годы произошли большие войны, которые  привели к расширению территории царя Хаммурапи. Он провел следующие завоевания:

  • 1761 год – сражения с царем Зимрилимом и царством Мари. В результате расширились границы на Востоке.
  • 1764 год – сражение с Ларсой. Царь Хаммурапи одержал победу над коалицией 3-ех царств: Эшнунну, Элам, Ашшур, и открыл доступ к территориям Ирана, где производили металл. 
  • 1764 год — разгромил царство Эшнунну.
  • 1782 год — одержал победу над городом Малгиумом, заключив союз с одним из могущественных царей Месопотамии — Шамши-Ададом I.
  • 1781 год – присоединил Рапикуми и расширил границы государства.

Чтобы ответить на вопрос, какой царь Хаммурапи, то следует учесть, что благодаря своему острому уму, великолепной подготовке и хитрости он сумел создать большое, крепкое государство, взяв под контроль большую часть Месопотамии, а также Ассирию. Деятельность Хаммурапи была настолько масштабной, что в его руках была сосредоточена власть над большей частью Двуречья. Ему удалось привести в порядок и добиться успеха во внутренней и внешней политике, экономической системе, военном ремесле, скотоводстве и земледелии. 

Время правления Хаммурапи принесло в страну новые методы орошения земли, использовалась плавка металлов, создавалось более совершенное металлическое оружие. Однако самые важные реформы касались централизации царской власти, ее укрепления. Он создал Кодекс законов, названный в его честь. Точно сказать, когда появились эти законы нельзя, однако принято считать, что это случилось в 1760 году до н.э.  Кодекс законов Хаммурапи является важным памятником древневосточного права.  Это основа для понимания социального неравенства, законности и права в Вавилоне, хозяйственной активности и быта вавилонского общества. Текст законов изложен в 282 статьях и высечен на огромном столбе, который стоял на городской площади для того, чтобы каждый гражданин мог прочитать их.

При власти Хаммурапи пробыл 43 года и умер в 1750 году до н.э. Он оставил своему сыну Самсу-илуну процветающую державу.

Надеемся, что сообщение о Хаммурапи помогло узнать много нового о вавилонском царе, который придумал Кодекс законов. А краткий рассказ о Хаммурапи Вы можете дополнить через форму комментариев ниже. 

Правонарушения, направленные против личности

В этом разделе (§§ 195—214) описываются наказания за убийства и телесные повреждения. К последним относят удары, ранения в драке, переломы, выбивание зубов и прочее. Наказание при этом зависело от того, к какой группе принадлежал потерпевший: авилумов или мушкенумов. В первом случае виновного ожидало соразмерное ущербу наказание, во втором — лишь денежный штраф.

Что же касается женщин, то нанесённые им телесные повреждения вообще не карались. Исключение составлял случай, когда у беременной женщины после избиения происходил выкидыш. За это взыскивалась денежная компенсация, её размер зависел от социального положения потерпевшей. В случае смерти женщины в результате избиения либо применялся талион (равное возмещение, то есть смерть за смерть), если она принадлежала к классу авилумов, либо также взыскивалась компенсация.

Общая характеристика Законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи являются вершиной развития права древней Месопотамии и первым в мире источником писаного права.

Целью создания Законов Хаммурапи стала реформа существующего в то время правопорядка. Законы включали царское законодательство, обычное право, в них отображена попытка унификации права по определенным принципам, проведенным по ряду институтов и находящихся на вершине требований эпохи. Введение Законов преследовало, в первую очередь, сохранение уже имевшейся правовой системы с внесением уточнений согласно изменившимся социально-экономическим условиям.

Законами была предусмотрена достаточная суровость наказания – смертная казнь в 31 эпизоде, в том числе смерть в случае невозможности осужденным оплатить штраф. Это было обусловлено традициями политики Ближнего Востока того времени и самим фактом образования Вавилонского государства, правителям которого приходилось вводить устрашающие меры для поддержания порядка на завоеванных землях.

Краткая характеристика Законов Хаммурапи:

  • написаны на грамматически образцовом, деловом старовавилонском диалекте аккадского языка;
  • изложены с большой простотой и существенной экономией выразительных средств;
  • в законах отсутствует дублирование и противоречивость норм;
  • значительная дробность законодательства, обусловленная приданием большому количеству фактов отдельного юридического значения;
  • отточенные формулировки и строгая логика.

Некоторые исследователи относят Законы Хаммурапи к сборникам судебных казусов, к источникам права, обладающим консолидирующим и в определенной мере кодифицированным характером.

Большая часть исследователей права считают, что Законы представляют собой законодательный акт, который предназначен для реального исполнения. Они указывают, что Законы – это средства, помогающие вавилонянам сохранить порядок и законность в качестве значимой традиции.

На протяжении многих столетий Законы Хаммурапи оставались основой прав на Древнем Востоке, не смотря на различные модификации, вносимые в разное время в правовую практику. Законы оказали огромное влияние на формирование библейского законодательства, среднеассирийских и хеттских законов, опосредованно – на греческое право и право некоторых народов Средиземноморья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: