Биография карла густава юнга

Научные воззрения Юнга

Юнг настолько велик, что само название «юнгианский» в его приложении к кому бы то ни было, кроме самого Юнга, в определённой мере выглядит не совсем уместным. Только сам Карл Густав Юнг является аутентичным юнгианцем. Нам же лишь остаётся просеивать то, что он сказал и написал через свой личный опыт, свою ментальность. Посредством этого и способно обнаружиться то, что можно назвать индивидуальное измерение мира.

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской функции, а чувство приписывалось функции женской. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Карта личности юнгианской теории

Карта личности Юнга строится путем указания, во-первых, того, какие черты личности преобладают больше всего, а затем установления преобладания личностных функций, от высшего к низшему. Это потому, что каждый субъект использует эти функции по-своему и на своем уровне..

Начиная с этого момента, каждый из них будет иметь основную функцию (наиболее развитую и сознательную), вторичную (также сознательную и используемую в качестве поддержки основного), третичную (слаборазвитую и слабоосознанную) и низшую (очень слаборазвитую и в большинстве случаев без сознания).

Для глубокой психологии одна из главных целей — заставить человека развить оба полюса личности и ее четыре функции, заставляя все это стать сознательным. Вышеупомянутая трансцендентность в отношении противоположных архетипов также применима к этим личностным факторам..

Как видите, теории Юнга раскрывают сложное человеческое существо, полное противоположных полюсов и нюансов, которые должны играть, чтобы быть построенными, чтобы найти свой центр для всей жизни. Это изящная теория, которая все еще действует и чье наследие затронуло гораздо больше дисциплин, чем те, кто интересуется изучением человека..

Литература, кино, искусство, мифология, философия, антропология и даже физика воспользовались идеями Карла Юнга для раскрытия новых концепций, которые очень высоко оценили многие профессионалы. Еще неизвестно, где вклад этой сложной теории придет в будущем.

Студенческие годы

С 16 лет Юнг увлёкся философией и уже тогда выделил для себя круг тем, которые ему хотелось исследовать более тщательно и глубоко. В 1893 г. в 18 лет он сдал вступительные экзамены на факультет естественных наук в университете Базеля. В студенческие годы помимо учебной и научной литературы Юнг глубоко погрузился в изучение трудов некоторых эзотериков, таких как Эммануил Сведенборг и Адольф Эшенмайер.

Под влиянием прочитанных книг философов-мистиков Юнг предпринял несколько попыток проводить спиритические сеансы. Полученный опыт он использовал при работе над медицинской диссертацией, в которой занялся проблемой психологического восприятия оккультных практик. Своего интереса к духовным традициям, включая сюда и восточные религиозные практики, Юнг не утратил и в дальнейшем.

После кончины отца, семья Юнга попала в сложное материальное положение, практически лишившись каких-либо доходов. Чтобы как-то выжить, молодому Юнгу пришлось подрабатывать, давая частные уроки. Дальнейшую его судьбу во многом предопределила книга, которая попала ему в руки сразу после окончания Базельского университета. Это был учебник психиатрии под авторством Рихарда фон Крафта-Эбинга.

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн

В своих мемуарах ученый, вспоминая годы работы в клинике, пишет, что большинство пациентов составляли женщины. Он подчеркивает их ум и восприимчивость, благодарит за то, что с их помощью ему удалось открыть новые пути в психотерапии. Некоторые из них стали его учениками, дружба с ними продолжалась долгие годы. Все вышесказанное относилось, прежде всего, к Сабине Шпильрейн. В юности она страдала приступами истерии, а Юнг был её лечащим врачом. История взаимоотношений между Сабиной и Карлом Густавом известна из-за явления так называемого «эротического переноса» — термина, используемого в психоанализе. Это явление увлечения пациента лечащим врачом возникает из-за глубокого личностного контакта врача и пациента в процессе психоанализа. Действительно, Сабина и Карл полюбили друг друга. Юнг заметил и оценил острый ум девушки, её научный склад мышления. Шпильрейн помогала Юнгу в его исследованиях, вскоре Сабина была успешно излечена от истерии и покинула клинику. Строгие морализаторы осуждают Юнга за это увлечение, но интересно в этой истории совсем другое: не исключено, что идеи Сабины Шпильрейн о влиянии деструктивных явлений на психику человека были истоками теории З. Фрейда о «Танатосе» — извечном стремлении человечества к саморазрушению.

Сабина Шпильрейн была ученицей и Фрейда, и Юнга, членом Венского психоаналитического общества. Она работала над диссертацией по теме деструктивных явлений в психике человека. Выступала с докладом по этой теме на одном из заседаний Психоаналитического общества. В её дневнике есть запись, где Шпильрейн опасается, что её идеи будут использованы Фрейдом. Её статья «Деструкция как причина становления» действительно предвосхитила идеи Фрейда о «Танатосе» — подсознательном стремлении человека к смерти, разрушению. Не исключено, что Учитель вольно или невольно все-таки опирался на идеи и исследования своей ученицы. К сожалению, судьба Шпильрейн была довольно трагичной. Она была родом из России, после октябрьских событий 1917 года Сабина с мужем возвращается в родной Ростов-на-Дону. Шпильрейн сделала очень много для развития психоанализа в Советской России, но вскоре это направление в психиатрии было запрещено. Сабина с дочерьми погибает во время Второй мировой войны. К сожалению, талантливейший ученый-психоаналитик — Сабина Шпильрейн мало известна в истории науки.

Юнг и алхимия

Интерес Юнга к алхимии стал следствием его большого интереса к гностицизму и его желания, высказанного еще в 1912г., найти связь между этим учением (философией) и процессами коллективного бессознательного, что проложило бы путь к возвращению гностической Софии в современную культуру. Таким связующим звеном Юнг считал алхимию. К изучению алхимии Юнга побудили его сны. Кроме того, он собрал большое количество трудов по алхимии и глубоко погрузился в исследование этого предмета.

Первой работой Юнга по алхимии была лекция по алхимическому символизму в снах, озаглавленная «Сновиденческие символы и процесс индивидуализации», которую он прочитал в 1935г. на заседании общества «Эранос». Годом позже там же он прочел лекцию «Идея искупления в алхимии». Первая книга Юнга по данному вопросу называлась «Психология и алхимия» (1944). Книги «Эону», «Алхимические исследования» и «Мистерия сопряжения» также имели отношение к алхимии. В «Мистерии сопряжения» (1955-1956), своем последнем шедевре, он писал, что удовлетворен тем, что его психология наконец «нашла свое место в реальности и утвердилась на своих исторических основаниях». Познания Юнга в алхимии проявились и в том, что в своих последующих работах он пользовался примерами, почерпнутыми при ее изучении.

Юнг рассматривал алхимию как духовный процесс искупления, включающий в себя союз и трансформацию Божественного света света природного. Алхимическая экспериментальная процедура растворения и коагуляции символизирует «смерть» и «возрождение» субстанций, которые для этого использовались. Алхимики и сами были частью этого процесса и трансмутировали собственное сознание к высшим степеням через символическую смерть и возрождение. Алхимическая трансмутация
неблагородных металлов в золото и серебро проецируется на душу, процесс развития индивидуального из всеобщего, или становления целостности.

Карл Юнг: цитаты

  • Если ты талантливый человек, это не значит, что ты что-то выиграл. Это просто означает, что у тебя есть что отдать взамен.
  • То, что человек не хочет знать о себе, в конце концов случается, как судьба.
  • То, чему вы сопротивляетесь, сохраняется.
  • Покажи мне здорового, и я тебя вылечу.
  • Я не то, что со мной случилось. Я такой, каким я выбрал быть.
  • Мы не можем ничего изменить, если не примем это.
  • Человек, не прошедший ад своих страстей, не преодолел их.
  • Астрология обеспечена своим безоговорочным признанием психологией, потому что астрология представляет собой сумму всех психологических знаний древности.
  • Религия — это защита от переживания Бога.
  • Депрессия похожа на женщину в черном. Если она встанет у вас на пути, не прогоняйте ее. Пригласите ее, дайте ей место, относитесь к ней как к своей гостье и слушайте, что она хочет сказать.
  • Слово «счастье» потеряло бы свой смысл, если бы оно не уравновешивалось грустью.
  • Встреча двух личностей подобна контакту двух химических соединений: если произойдет реакция, обе преобразятся.
  • Любая форма зависимости плоха, будь то наркотики, алкоголь, морфин или идеология.
  • Человеку нужны трудности. Они необходимы для здоровья.
  • Жажда похвалы всегда искусно скрывается. У одних она господствует меньше, у других больше и зажигает каждое человеческое сердце.
  • Здоровый человек не мучает других. Как правило, пытаемые превращаются в мучителей.
  • Наши чувства говорят нам, что что-то есть. Мысль говорит нам, что это за нечто. Чувства говорят нам, что это нечто для нас.
  • Все, что нас беспокоит в других, может привести нас к пониманию самих себя.
  • У всех нас есть коллективное бессознательное, сформированное воспоминаниями и моделями поведения на протяжении всей истории человечества. Вот откуда берутся такие вещи, как первобытные страхи и мистицизм.

Тот, кто хочет познать человеческую душу, прощается с учебой и бродит по миру с открытым сердцем.

Советуем почитать: Эржебет Батори

Post Views: 411

Цитаты

Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности.
Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь.

Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность

В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение — в нем как будто живут два человека. Один — мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой – вполне взрослый и таинственный господин. Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности. Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина — небольшой швейцарский городок Кесвиль. История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними. Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:

…вы молчали ваш долгий век,и вот вы кричите сотнями голосов,погибшие, но живые,во мне: последнем, бедном,но имеющем язык за вас,и каждая капля кровиблизка вам, слышит вас,любит вас…

Корни семьи уходят в далекий XVIIвек. Первым выдающимся представителем рода был Карл Юнг — доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце. Прадед Юнга со стороны отца был врачом, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн. Дед будущего известного психиатра — тоже Карл Густав Юнг переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольта. Со стороны матери предки были также замечательными людьми. Его дед — Самуэль Прайсверк — был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. О нем известен довольно необычный факт: считая себя духовидцем, С. Прайсверк сохранял у себя в кабинете кресло для духа преждевременно ушедшей супруги, с которым он часто беседовал. Ну, с креслом или с духом — это уже на выбор читателей. Так что интерес Юнга к раздвоенности личности и мистике обусловлен особенностями семьи.

Поступив в гимназию в возрасте одиннадцати лет, Юнг больше увлекался чтением любимых книг, чем учебой, он очень рано научился читать, с шести лет изучал латынь. Ему не давалась математика, но мальчика это не слишком огорчало. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета, а дома Карл Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов. В гимназии Карл ясно осознал, что его семья очень небогата, ему приходилось ходить в гимназию в дырявых туфлях, теперь он стал лучше понимать заботы и проблемы своих родителей. Но совсем не эти обстоятельства волновали Юнга в детстве. Его не оставляло ощущение раздвоенности, с ровесниками он был таким же, как и они учеником, немного замкнутым, но обычным ребенком, а наедине с собой становился тем, вторым, мудрым и скептичным человеком из XVIIIвека. Он чувствовал, что владеет некой тайной и ему по-прежнему, как и в раннем детстве снились странные, вещие сны.

Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены: сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать.

Из воспоминаний К. Юнга.

Такая интенсивная внутренняя жизнь отделяла Юнга от сверстников и отчасти служила причиной длительной депрессии. Но в 16 лет этот туман, как позже писал сам ученый, стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора. Особенно близки ему оказались идеи Шопенгауэра:

Он был первым, кто рассказал мне о настоящих страданиях мира, о путанице мыслей, страстях и зле — обо всем том, чего другие почти не замечали, пытаясь представить либо как всеобщую гармонию, либо как нечто само собой разумеющееся. Наконец я нашел философа, у которого хватило смелости увидеть, что не все было к лучшему в самих основаниях мира.  Цит. по Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни

Не раз Карл Юнг писал, что в юности он особенно сильно ощущал свою связь с далекими предками, ему казалось, что на него оказывают влияние проблемы или обстоятельства, так и не разрешенные его дедами и прадедами. Это касалось также выбора будущей профессии. Франц Риклин писал, что в стремлении Юнга к изучению медицины решающую роль сыграла память о его деде — профессоре медицины в Базельском университете. В возрасте 20 лет он поступает на факультет медицины в Базельский университет. Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении, умирает отец и семья остается почти без средств к существованию. Семье удалось продать небольшую коллекцию антиквариата, Юнг стал работать младшим ассистентом в университете — так им удалось поддержать довольно скромное существование и оплатить учебу Карла Густава. Позже Юнг вспоминал:

В университете помимо чтения обязательной литературы Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Карла де Преля, Сведенборга, Эшенмайера. Эта литература нужна ему для диссертации по медицине, которая называлась: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Близиться окончание университета, будущему великому психиатру нужно выбирать специализацию, определение которой произошло вполне в духе Юнга. Ему в руки попался «Учебник психиатрии» Крафта-Эбинга, юноша понял, что именно это направление позволит ему объединить увлечение философией и медициной.

Аналитическая психология Юнга

Центральным понятием аналитической психологии является индивидуация (англ. «individuation») — психологический процесс интеграции противоположностей, в том числе сознательного с бессознательным. Юнг считал индивидуацию центральным процессом развития человека, психическим аналогом физического роста и взросления. Медик создал некоторые из наиболее известных психологических концепций, в т.ч. архетип, коллективное бессознательное, комплекс, а также экстраверсии и интроверсии.

Бессознательное, по Юнгу, выражается только через сознание и в его терминах. Сознание – это комбинация психических факторов и Эго (образования, которое определяется осознанием своего существования, а также данными памяти). Сознание состоит из двух элементов:

  1. эктопсихическая система – связывает индивида с внешним миром. К функциям данной системы относятся ощущение, мыслительный процесс, чувство, интуиция;
  2. эндопсихическая система – состоит из элементов внутреннего характера. К функциям этой системы относятся память, субъективная реакция, аффекты и эмоции, инвазия (доминирование бессознательного в психике).

Юнг считал, что лечение должно заключаться в интеграции психологических компонентов личности, а не только в проработке бессознательного (в противоположность фрейдистской теории).

Психология

В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.

В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил . Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.

В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.

В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».

В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.

С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».

В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.

В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.

Биографический очерк

18.11.2011 03:45

admin

Биографический очерк

Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями (Jung, 1961). Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем сосуществуют два разных человека.

Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял должность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда (Jung, 1906/1960). После знакомства с «Толкованием сновидений» Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг был принят как «старший сын» с присвоением титула «наследника и кронпринца». Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию (Alexander, 1982). В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения. Больше они ни разу не встречались.

На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству (Stern, 1976). Только к концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Юнг приписывал все свои поздние работы и творческую активность влиянию этого периода мучительной интроспекции бездн своего бессознательного. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь – это история самопроявления бессознательного» (Jung, 1961, р. 3).

Трагический эпизод в жизни Юнга связан с обвинениями его в симпатиях к нацистам. Юнг со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце концов реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь он посвятил путешествиям по всему миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическая психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня.

Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.

Источник Хьелл Л., Зиглер Д. — Теории Личности (Мастера Психологии) — 2003

Старые статьи:

  • Аналитическая теория личности
  • Почему Юнга трудно читать?
  • Мир Юнга
  • Типологический анализ жизненных программ
  • «Комплекс» и миф
  • Жизнь и воззрения Юнга
  • Разработка типологии
  • Эволюция взглядов Юнга на типологию
  • Литература о Юнге
  • Юнг и юнгианцы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: