Научные воззрения Юнга
Юнг настолько велик, что само название «юнгианский» в его приложении к кому бы то ни было, кроме самого Юнга, в определённой мере выглядит не совсем уместным. Только сам Карл Густав Юнг является аутентичным юнгианцем. Нам же лишь остаётся просеивать то, что он сказал и написал через свой личный опыт, свою ментальность. Посредством этого и способно обнаружиться то, что можно назвать индивидуальное измерение мира.
Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской функции, а чувство приписывалось функции женской. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.
Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».
Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.
Карта личности юнгианской теории
Карта личности Юнга строится путем указания, во-первых, того, какие черты личности преобладают больше всего, а затем установления преобладания личностных функций, от высшего к низшему. Это потому, что каждый субъект использует эти функции по-своему и на своем уровне..
Начиная с этого момента, каждый из них будет иметь основную функцию (наиболее развитую и сознательную), вторичную (также сознательную и используемую в качестве поддержки основного), третичную (слаборазвитую и слабоосознанную) и низшую (очень слаборазвитую и в большинстве случаев без сознания).
Для глубокой психологии одна из главных целей — заставить человека развить оба полюса личности и ее четыре функции, заставляя все это стать сознательным. Вышеупомянутая трансцендентность в отношении противоположных архетипов также применима к этим личностным факторам..
Как видите, теории Юнга раскрывают сложное человеческое существо, полное противоположных полюсов и нюансов, которые должны играть, чтобы быть построенными, чтобы найти свой центр для всей жизни. Это изящная теория, которая все еще действует и чье наследие затронуло гораздо больше дисциплин, чем те, кто интересуется изучением человека..
Литература, кино, искусство, мифология, философия, антропология и даже физика воспользовались идеями Карла Юнга для раскрытия новых концепций, которые очень высоко оценили многие профессионалы. Еще неизвестно, где вклад этой сложной теории придет в будущем.
Студенческие годы
С 16 лет Юнг увлёкся философией и уже тогда выделил для себя круг тем, которые ему хотелось исследовать более тщательно и глубоко. В 1893 г. в 18 лет он сдал вступительные экзамены на факультет естественных наук в университете Базеля. В студенческие годы помимо учебной и научной литературы Юнг глубоко погрузился в изучение трудов некоторых эзотериков, таких как Эммануил Сведенборг и Адольф Эшенмайер.
Под влиянием прочитанных книг философов-мистиков Юнг предпринял несколько попыток проводить спиритические сеансы. Полученный опыт он использовал при работе над медицинской диссертацией, в которой занялся проблемой психологического восприятия оккультных практик. Своего интереса к духовным традициям, включая сюда и восточные религиозные практики, Юнг не утратил и в дальнейшем.
После кончины отца, семья Юнга попала в сложное материальное положение, практически лишившись каких-либо доходов. Чтобы как-то выжить, молодому Юнгу пришлось подрабатывать, давая частные уроки. Дальнейшую его судьбу во многом предопределила книга, которая попала ему в руки сразу после окончания Базельского университета. Это был учебник психиатрии под авторством Рихарда фон Крафта-Эбинга.
Карл Юнг и Сабина Шпильрейн
В своих мемуарах ученый, вспоминая годы работы в клинике, пишет, что большинство пациентов составляли женщины. Он подчеркивает их ум и восприимчивость, благодарит за то, что с их помощью ему удалось открыть новые пути в психотерапии. Некоторые из них стали его учениками, дружба с ними продолжалась долгие годы. Все вышесказанное относилось, прежде всего, к Сабине Шпильрейн. В юности она страдала приступами истерии, а Юнг был её лечащим врачом. История взаимоотношений между Сабиной и Карлом Густавом известна из-за явления так называемого «эротического переноса» — термина, используемого в психоанализе. Это явление увлечения пациента лечащим врачом возникает из-за глубокого личностного контакта врача и пациента в процессе психоанализа. Действительно, Сабина и Карл полюбили друг друга. Юнг заметил и оценил острый ум девушки, её научный склад мышления. Шпильрейн помогала Юнгу в его исследованиях, вскоре Сабина была успешно излечена от истерии и покинула клинику. Строгие морализаторы осуждают Юнга за это увлечение, но интересно в этой истории совсем другое: не исключено, что идеи Сабины Шпильрейн о влиянии деструктивных явлений на психику человека были истоками теории З. Фрейда о «Танатосе» — извечном стремлении человечества к саморазрушению.
Сабина Шпильрейн была ученицей и Фрейда, и Юнга, членом Венского психоаналитического общества. Она работала над диссертацией по теме деструктивных явлений в психике человека. Выступала с докладом по этой теме на одном из заседаний Психоаналитического общества. В её дневнике есть запись, где Шпильрейн опасается, что её идеи будут использованы Фрейдом. Её статья «Деструкция как причина становления» действительно предвосхитила идеи Фрейда о «Танатосе» — подсознательном стремлении человека к смерти, разрушению. Не исключено, что Учитель вольно или невольно все-таки опирался на идеи и исследования своей ученицы. К сожалению, судьба Шпильрейн была довольно трагичной. Она была родом из России, после октябрьских событий 1917 года Сабина с мужем возвращается в родной Ростов-на-Дону. Шпильрейн сделала очень много для развития психоанализа в Советской России, но вскоре это направление в психиатрии было запрещено. Сабина с дочерьми погибает во время Второй мировой войны. К сожалению, талантливейший ученый-психоаналитик — Сабина Шпильрейн мало известна в истории науки.
Юнг и алхимия
Интерес Юнга к алхимии стал следствием его большого интереса к гностицизму и его желания, высказанного еще в 1912г., найти связь между этим учением (философией) и процессами коллективного бессознательного, что проложило бы путь к возвращению гностической Софии в современную культуру. Таким связующим звеном Юнг считал алхимию. К изучению алхимии Юнга побудили его сны. Кроме того, он собрал большое количество трудов по алхимии и глубоко погрузился в исследование этого предмета.
Первой работой Юнга по алхимии была лекция по алхимическому символизму в снах, озаглавленная «Сновиденческие символы и процесс индивидуализации», которую он прочитал в 1935г. на заседании общества «Эранос». Годом позже там же он прочел лекцию «Идея искупления в алхимии». Первая книга Юнга по данному вопросу называлась «Психология и алхимия» (1944). Книги «Эону», «Алхимические исследования» и «Мистерия сопряжения» также имели отношение к алхимии. В «Мистерии сопряжения» (1955-1956), своем последнем шедевре, он писал, что удовлетворен тем, что его психология наконец «нашла свое место в реальности и утвердилась на своих исторических основаниях». Познания Юнга в алхимии проявились и в том, что в своих последующих работах он пользовался примерами, почерпнутыми при ее изучении.
Юнг рассматривал алхимию как духовный процесс искупления, включающий в себя союз и трансформацию Божественного света света природного. Алхимическая экспериментальная процедура растворения и коагуляции символизирует «смерть» и «возрождение» субстанций, которые для этого использовались. Алхимики и сами были частью этого процесса и трансмутировали собственное сознание к высшим степеням через символическую смерть и возрождение. Алхимическая трансмутация
неблагородных металлов в золото и серебро проецируется на душу, процесс развития индивидуального из всеобщего, или становления целостности.
Карл Юнг: цитаты
- Если ты талантливый человек, это не значит, что ты что-то выиграл. Это просто означает, что у тебя есть что отдать взамен.
- То, что человек не хочет знать о себе, в конце концов случается, как судьба.
- То, чему вы сопротивляетесь, сохраняется.
- Покажи мне здорового, и я тебя вылечу.
- Я не то, что со мной случилось. Я такой, каким я выбрал быть.
- Мы не можем ничего изменить, если не примем это.
- Человек, не прошедший ад своих страстей, не преодолел их.
- Астрология обеспечена своим безоговорочным признанием психологией, потому что астрология представляет собой сумму всех психологических знаний древности.
- Религия — это защита от переживания Бога.
- Депрессия похожа на женщину в черном. Если она встанет у вас на пути, не прогоняйте ее. Пригласите ее, дайте ей место, относитесь к ней как к своей гостье и слушайте, что она хочет сказать.
- Слово «счастье» потеряло бы свой смысл, если бы оно не уравновешивалось грустью.
- Встреча двух личностей подобна контакту двух химических соединений: если произойдет реакция, обе преобразятся.
- Любая форма зависимости плоха, будь то наркотики, алкоголь, морфин или идеология.
- Человеку нужны трудности. Они необходимы для здоровья.
- Жажда похвалы всегда искусно скрывается. У одних она господствует меньше, у других больше и зажигает каждое человеческое сердце.
- Здоровый человек не мучает других. Как правило, пытаемые превращаются в мучителей.
- Наши чувства говорят нам, что что-то есть. Мысль говорит нам, что это за нечто. Чувства говорят нам, что это нечто для нас.
- Все, что нас беспокоит в других, может привести нас к пониманию самих себя.
- У всех нас есть коллективное бессознательное, сформированное воспоминаниями и моделями поведения на протяжении всей истории человечества. Вот откуда берутся такие вещи, как первобытные страхи и мистицизм.
Тот, кто хочет познать человеческую душу, прощается с учебой и бродит по миру с открытым сердцем.
Советуем почитать: Эржебет Батори
Post Views: 411
Цитаты
Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности. |
Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых тёмных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь. |
Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность
В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение — в нем как будто живут два человека. Один — мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой – вполне взрослый и таинственный господин. Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности. Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.
Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина — небольшой швейцарский городок Кесвиль. История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними. Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:
…вы молчали ваш долгий век,и вот вы кричите сотнями голосов,погибшие, но живые,во мне: последнем, бедном,но имеющем язык за вас,и каждая капля кровиблизка вам, слышит вас,любит вас…
Корни семьи уходят в далекий XVIIвек. Первым выдающимся представителем рода был Карл Юнг — доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце. Прадед Юнга со стороны отца был врачом, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн. Дед будущего известного психиатра — тоже Карл Густав Юнг переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольта. Со стороны матери предки были также замечательными людьми. Его дед — Самуэль Прайсверк — был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. О нем известен довольно необычный факт: считая себя духовидцем, С. Прайсверк сохранял у себя в кабинете кресло для духа преждевременно ушедшей супруги, с которым он часто беседовал. Ну, с креслом или с духом — это уже на выбор читателей. Так что интерес Юнга к раздвоенности личности и мистике обусловлен особенностями семьи.
Поступив в гимназию в возрасте одиннадцати лет, Юнг больше увлекался чтением любимых книг, чем учебой, он очень рано научился читать, с шести лет изучал латынь. Ему не давалась математика, но мальчика это не слишком огорчало. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета, а дома Карл Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов. В гимназии Карл ясно осознал, что его семья очень небогата, ему приходилось ходить в гимназию в дырявых туфлях, теперь он стал лучше понимать заботы и проблемы своих родителей. Но совсем не эти обстоятельства волновали Юнга в детстве. Его не оставляло ощущение раздвоенности, с ровесниками он был таким же, как и они учеником, немного замкнутым, но обычным ребенком, а наедине с собой становился тем, вторым, мудрым и скептичным человеком из XVIIIвека. Он чувствовал, что владеет некой тайной и ему по-прежнему, как и в раннем детстве снились странные, вещие сны.
Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены: сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать.
Из воспоминаний К. Юнга.
Такая интенсивная внутренняя жизнь отделяла Юнга от сверстников и отчасти служила причиной длительной депрессии. Но в 16 лет этот туман, как позже писал сам ученый, стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора. Особенно близки ему оказались идеи Шопенгауэра:
Он был первым, кто рассказал мне о настоящих страданиях мира, о путанице мыслей, страстях и зле — обо всем том, чего другие почти не замечали, пытаясь представить либо как всеобщую гармонию, либо как нечто само собой разумеющееся. Наконец я нашел философа, у которого хватило смелости увидеть, что не все было к лучшему в самих основаниях мира. Цит. по Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни
Не раз Карл Юнг писал, что в юности он особенно сильно ощущал свою связь с далекими предками, ему казалось, что на него оказывают влияние проблемы или обстоятельства, так и не разрешенные его дедами и прадедами. Это касалось также выбора будущей профессии. Франц Риклин писал, что в стремлении Юнга к изучению медицины решающую роль сыграла память о его деде — профессоре медицины в Базельском университете. В возрасте 20 лет он поступает на факультет медицины в Базельский университет. Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении, умирает отец и семья остается почти без средств к существованию. Семье удалось продать небольшую коллекцию антиквариата, Юнг стал работать младшим ассистентом в университете — так им удалось поддержать довольно скромное существование и оплатить учебу Карла Густава. Позже Юнг вспоминал:
В университете помимо чтения обязательной литературы Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Карла де Преля, Сведенборга, Эшенмайера. Эта литература нужна ему для диссертации по медицине, которая называлась: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Близиться окончание университета, будущему великому психиатру нужно выбирать специализацию, определение которой произошло вполне в духе Юнга. Ему в руки попался «Учебник психиатрии» Крафта-Эбинга, юноша понял, что именно это направление позволит ему объединить увлечение философией и медициной.
Аналитическая психология Юнга
Центральным понятием аналитической психологии является индивидуация (англ. «individuation») — психологический процесс интеграции противоположностей, в том числе сознательного с бессознательным. Юнг считал индивидуацию центральным процессом развития человека, психическим аналогом физического роста и взросления. Медик создал некоторые из наиболее известных психологических концепций, в т.ч. архетип, коллективное бессознательное, комплекс, а также экстраверсии и интроверсии.
Бессознательное, по Юнгу, выражается только через сознание и в его терминах. Сознание – это комбинация психических факторов и Эго (образования, которое определяется осознанием своего существования, а также данными памяти). Сознание состоит из двух элементов:
- эктопсихическая система – связывает индивида с внешним миром. К функциям данной системы относятся ощущение, мыслительный процесс, чувство, интуиция;
- эндопсихическая система – состоит из элементов внутреннего характера. К функциям этой системы относятся память, субъективная реакция, аффекты и эмоции, инвазия (доминирование бессознательного в психике).
Юнг считал, что лечение должно заключаться в интеграции психологических компонентов личности, а не только в проработке бессознательного (в противоположность фрейдистской теории).
Психология
В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.
В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил . Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.
В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.
В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».
В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.
С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».
В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.
В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.
Биографический очерк
18.11.2011 03:45
admin
Биографический очерк
Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями (Jung, 1961). Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем сосуществуют два разных человека.
Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял должность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда (Jung, 1906/1960). После знакомства с «Толкованием сновидений» Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг был принят как «старший сын» с присвоением титула «наследника и кронпринца». Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию (Alexander, 1982). В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения. Больше они ни разу не встречались.
На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству (Stern, 1976). Только к концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Юнг приписывал все свои поздние работы и творческую активность влиянию этого периода мучительной интроспекции бездн своего бессознательного. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь – это история самопроявления бессознательного» (Jung, 1961, р. 3).
Трагический эпизод в жизни Юнга связан с обвинениями его в симпатиях к нацистам. Юнг со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце концов реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь он посвятил путешествиям по всему миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическая психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня.
Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.
Источник Хьелл Л., Зиглер Д. — Теории Личности (Мастера Психологии) — 2003
Старые статьи:
- Аналитическая теория личности
- Почему Юнга трудно читать?
- Мир Юнга
- Типологический анализ жизненных программ
- «Комплекс» и миф
- Жизнь и воззрения Юнга
- Разработка типологии
- Эволюция взглядов Юнга на типологию
- Литература о Юнге
- Юнг и юнгианцы