Биография мартина лютера

Биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника — Мартина Лютера Кинга.

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.


Родители Мартина Лютера

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.

Портрет Мартина Лютера

Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Реформаторская деятельность Лютера

18 октября 1517 года папа Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций, чтобы «способствовать строительству церкви Святого Петра и спасению душ христианства». Это было началом деятельности Лютера, которая была направлена только на устранение недовольства в церкви. Он был против продажи индульгенций и ни в коем случае не собирался вступать в конфликт с Папой Римским, а также не говорил о создании собственной церкви.

Тезисы против Римской церкви

Разочаровавшись в католическом учении, Лютер написал свои 95 тезисов и отправил их епископу Бранденбурга и архиепископу Майнца 31 октября 1517 года, вопреки легенде о том, что он прибил их к воротам церкви в Виттенберге. Так началось противостояние Мартина Лютера с Папой Римским.

Позиция заключается в том, что государство не должно зависеть от церкви и что церковь не должна быть посредником между человеком и Богом. Хотя попытки выступить против католической церкви предпринимались и ранее, позиции Лютера стали популярными и превратили простого монаха в революционера.

Папа Лев X сделал все возможное, чтобы умиротворить непокорных, проповедовал проклятие отлучения против Мартина, отлучил его от церкви и даже добился того, что реформатор был осужден на Вормсском соборе в апреле 1521 года. Однако это не остановило Лютера, и монах был подвергнут остракизму.

Сжигание папской буллы

Разгоревшиеся споры Лютера стали представлять большую опасность для Церкви, поэтому Папа решил ужесточить наказание и в 1520 году издал буллу, отлучающую Лютера от церкви как еретика и осуждающую его труды.

В ответ Лютер публично сжег буллу во дворе Виттенбергского университета и заявил в своем воззвании «К христианскому дворянству немецкой нации», что борьба против папского верховенства является делом всей немецкой нации.

Вормсский эдикт, изданный 26 мая 1521 года, обвинил Мартина в ереси, но последователи его идей помогли спасти своего идейного вдохновителя, похитив его. Лютер даже был гостем в замке Вартбург, где взял на себя труд перевести Библию на немецкий язык.

Перевод Библии

Главной заботой Лютера была вера в Бога, и он признавал Библию единственным источником веры. Поэтому Лютер решил перевести Библию на немецкий язык, причем не канонизированную Вульгату, а оригинал.

Реформатор работал над переводом Библии около двенадцати лет. В первые три месяца он работал над текстом Нового Завета, который был основан на переводах Эразма Роттердамского. Подготовка немецкого перевода Ветхого Завета была долгой и трудной задачей.

Книга под названием «Библия, полная Библия на немецком языке» озаглавлена «Март. Лютер. Виттенберг» была опубликована в 1534 году и стала самой широко издаваемой книгой в Германии.

Душевные муки, постоянно сопровождавшие жизнь Мартина, не давали ему покоя во время работы над переводом Библии. До самой смерти он постоянно совершенствовал свою работу и созывал «ревизионные комитеты по переводу Священного Писания». Несколько сотен ошибок в переводе были исправлены при его жизни.

Принятие протестантизма

Протестантизм как религия был официально принят обществом в 1529 году и первоначально считался одним из течений католицизма, но через несколько лет разделился на два течения: лютеранКальвинизм и кальвинисты.

Вера — краеугольный камень

Он пишет разъяснения к тезисам, в которых ставит под сомнение непогрешимость Папы, хотя пока еще Лютер согласен ему подчиняться. Тезисы вызвали ожесточенную полемику по всей Германии. От критики индульгенций сторонники Лютера перешли к обсуждению самих католических догматов.

Тогда папа Лев X издает буллу, в которой угрожает отлучить вольнодумца от церкви. 10 декабря 1520 года перед городскими воротами Виттенберга Мартин публично сжигает папское послание. Ответ Папы не заставил себя долго ждать — 37-летний ученый был отлучен от церкви. Так началась Реформация.

Энгельс давал сравнительную характеристику Мартину Лютеру. Он ставил его в один ряд с такими титанами, как Леонардо да Винчи, Альбрехтом Дюрером и Никколо Макиавелли. Полное собрание сочинений Лютера насчитывает 38 томов.

Отлученный от церкви, Мартин укрылся в замке саксонского князя, чтобы не попасть в лапы инквизиции. Он занялся разработкой собственного вероучения, которое впоследствии назовут протестантским. Он вошел в историю как идейный лидер протестантского движения, вождь его старейшей конфессии — Лютеранства. Его учение сократило дистанцию между богом и человеком.

Суть учения

Лютер пришёл к мысли, что спасение души лежит в самой вере. Это стало основным постулатом реформаторского учения Мартина Лютера. Вера — краеугольный камень учения, и разгадка его фантастической популярности. Он по-новому осмыслил Новый Завет. На одной чаше весов были католики, на другой лютеране.

Искренняя вера искупает грехи и удерживает от неправедных поступков. В отличие от католичества, которое требовало формального исполнения обрядов, протестантизм был направлен к сердцу каждого верующего.

Учение Лютера «Спасение верой»:

  • человек спасается только верой;
  • вера обретается только через милость Бога;
  • только Священное Писание и слово Божье является авторитетом в делах веры.

Лютер утверждал, что отношения между Богом и человеком имеют личный характер и не нуждаются во вмешательстве церкви, которая должна лишь помочь людям постичь Библию.

Он, как наиболее образованный богослов, перевел Библию на немецкий язык, сделав древние тексты доступными для народного чтения. Лютер заложил основы немецкого языка, на котором будут писать Гете, Шиллер, Кант и другие известные авторы.

Реформация совпала с развитием в Европе книгопечатания. Силой печатного и не печатного слова Лютер изменил религиозную и культурную жизнь миллионов людей на века вперед.

Крестьянская война

В тот год, когда Мартин ушел в монастырь, астрологи предсказали, что примерно через 20 лет, когда все планеты соберутся в созвездии Рыб, начнутся войны, беды и лишения. Накануне небесного собора в 1521 году было опубликовано более полусотни предупреждающих трактатов. Гравюры изображали великую рыбу на небе и потрясения на Земле.

Лютер не верил астрологам и астрономам. Коперника обзывал дураком. В назначенный срок в 1524 году началась крестьянская война. Лютер был против народных мятежей, и как типичный немецкий бюргер высказывался за расправу над мятежниками и восстановление порядка.

Через 2 года мятеж был подавлен, но Германия к тому времени стала уже совершенно другой страной. Лютеранская церковь приобретала всю большую популярность.

Она становилась более понятной и доступной. Освобождалась от икон и сложных обрядов, во многих городах Германии закрывались католические монастыри и вводилось новое богослужение на немецком языке.

Основные идеи лютеранства:

  • оправдание верой;
  • отказ от продаж индульгенций;
  • секуляризация церковного имущества;
  • верховенство Священного Писания;
  • доступность Библии для всех слоев населения.

Некоторые исследователи предполагают, что мнимые грехи, в которых каялся Лютер, связаны с бурным воображением юноши, лишенного общения с девушками. Но в списке искушений он отдавал первенство не любовным бесам. Мартин хотел одного — верить, не испытывая сомнений. Он хотел слишком многого. Отныне главным искушением Лютера станет грех уныния.

Римская власть

Правление папства претерпело откровенный крах, который усилился по мере усиления контроля местных монархов в каждой из европейских стран. Все это собралось вместе, чтобы поставить под угрозу авторитет понтифика и церкви.

Чтобы противодействовать этому, католическая религия усилила свой контроль над обществом, стремясь создать сильные институты, такие как Курия. Точно так же они часто пытались вмешаться в дела, которые были более мирскими, чем духовными.

В Италии не было короля, подобного королю Франции или Испании, и эту роль играл папа, который из Рима контролировал все соседние города. Более того, на пост верховного понтифика стало принято выбирать итальянца.

В эти годы лидер Священной Империи занимал более номинальное, чем реальное положение, поскольку твердая власть находилась в руках князей-курфюрстов. Территория процветала экономически, в то время как Италия все больше тонула в долгах.

Это привело к тому, что курия увеличила религиозные налоги для немцев, которые отметили, что их процветанию как нации угрожают амбиции итальянцев, которых поддерживал лидер Священной Римской империи.

Проблемы с церковью

В 1518 году Штаупиц встретился с августинцами, и Лютер был одним из участников этой встречи. Там ему пришлось объяснять своим братьям идеи, которые он распространял.

В то время он сослался на то, что считал ошибкой свободы воли, потому что все человеческие действия отмечены грехом. С этого момента началась долгая битва, в которой Лютер должен был отстаивать свою точку зрения.

В том же году он получил вызов в Святой Престол, но решил не отвечать на этот призыв. Однако он встретился с кардиналом Гаэтано в Аугсбурге.

К тому времени ему удалось заставить немецкие университеты выступать в качестве арбитров и получать поддержку от курфюрста Фредерика Саксонского.

В январе 1519 года он встретился с нунцием Карлом фон Мильтицем в Альтенбурге, Саксония. Там он пошел на некоторые уступки, но в основном Марин Лютер согласился, что он не скажет ничего другого, если ему ничего не скажут.

Однако это было невозможно выполнить, потому что в июле того же года он вступил в дискуссию, которую Иоганн Эк вел с лютеранским учеником Андреасом Карлштадтом.

Лютеру было предложено ответить, он ответил, и идея о том, что Папа не имеет монополии на толкование Писания, вышла за пределы этого. Затем немец подтвердил, что ни верховный понтифик, ни курия не непогрешимы, и развязал прямую конфронтацию с Римом.

Деятельность Лютера

В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он выступил с 95 тезисами против индульгенций. Лютер вывесил тезисы 31 октября на дверях виттенбергской Замковой церкви. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви

Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания

Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего .

Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Но в —, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и другие) и особенно против революционной борьбы народных масс. Он указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны — он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги —  это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

Основные события в жизни

  1. В 1490 году пошёл в школу, где были очень суровые условия. За малейшую провинность учеников наказывали и унижали, не давая талантливым детям раскрыть свой потенциал и получить должные знания. По этой причине Мартин за семь лет учёбы выучил наизусть всего несколько молитв и научился элементарным умениям: читать и писать.
  2. В 1497 году Мартин перешёл во французскую школу в городе Магдебург.
  3. В 1498 году поступил в школу в Эйзенахе. В свободное от занятий время он со своими одноклассниками пел под окнами верующих людей, зарабатывая, таким образом, немного денег.
  4. Окончив школу в 1501 году, поступил в университет в городе Эрфурт на философский факультет. Перед тем как начать изучение юриспруденции, необходимо было в течение четырёх лет проходить курсы и получить степень магистра свободных искусств. Мальчик отличался отличной памятью и завидной усидчивостью, поэтому довольно быстро стал центром внимания в университете.
  5. В 1505 году, не послушав отца, поступил в августинский монастырь. Есть несколько версий, что побудило его к этому решению. По первой версии, Мартин осознал свою греховность, переживая смерть близкого друга. По второй, пошёл на это после того, как пережил страшнейшую грозу.
  6. Во время пребывания в монастыре молодого парня старались избавить от гордыни, отправляя его собирать милостыню или давая работу дворника при монастырском дворе. Лютер послушно следовал всем указаниям, соблюдал ограничения в еде, отдыхе и одежде.
  7. В 1506 году Мартин принял монашеский обет.
  8. В 1507 году принял священство, став братом Августином.
  9. В 1508 году начал преподавать диалектику и физику в новом Виттенбергском университете. Его целью была степень доктора теологии.
  10. В 1511 году был отправлен в Рим, где был потрясён развращённостью церковнослужителей.
  11. В 1512 году получил долгожданную степень доктора теологии и стал преподавателем этого учения. Помимо этого Лютер продолжал тщательно изучать Библию, являлся смотрителем одиннадцати монастырей и проповедовал в церкви.
  12. В 1515-1519 годах сформировал мысль о том, что верующий может получить оправдание благодаря своей вере в милость Бога. При этом он утверждал, что осознав это, он будто заново родился.
  13. В конце 1517 года Лютер выступает против продажи индульгенций и буллы об отпущении грехов, выпущенной 18 октября. Он высказался в 95 тезисах и отправил их старшим епископам.
  14. В 1519 году выступает на Лейпцигском диспуте с сомнениями о непогрешимости католического папства. Событие предаётся широкой огласке, и им заинтересовывается сам Папа Римский. Он пригласил Лютера в Рим на суд, но он посмел проигнорировать его приглашение.
  15. После того, как Лютера предают анафеме, он публично сжигает буллу об отлучении его от церкви и заявляет, что борьба с папским засильем отныне является его целью и призывает весь немецкий народ присоединиться к нему.
  16. В 1521 году издан Вормсский эдикт, в котором Лютера осуждают как еретика. По пути из Вормса сторонники Мартина Лютера спасают его, инсценируя  похищение. После этого он долгое время считался погибшим, но на самом деле он жил в замке Вартбург. Там Лютер в течение длительного времени переводил Библию на немецкий язык.
  17. В 1524 году призывал открыть школы для всех учеников, советуя родителям отправлять детей в школу с 6 лет. Организовал учёбу таким образом, чтобы ученики находились в школе минимум 2 часа. Настаивал на специальной подготовке учителей.
  18. В 1524-1526 годах во время Крестьянской войны выступал против убийств и разгромов.
  19. В 1529 году протестантизм получает общественное признание и считается направлением католицизма. Но позднее у них произошёл раскол на лютеранство и кальвинизм.
  20. В 1529 году составил Большой и Малый Катехизис, которые вошли в Книгу Согласия.
  21. В последующие годы выступал с проповедями в разных церквях и призывал к обновлению церкви. Читал лекции, писал книги и сочинял хоралы.
  22. В 1534 году вышла «Иенская Библия Лютера» под редакцией последователя Лютера Георга Рёрера.
  23. В 1546 году умер в Айслебене после долгой хронической каменной болезни. Похоронен во дворе дворцовой церкви, где когда-то он прибил свои знаменитые девяносто пять тезисов.

Богослов Мартин Лютер

Реформа

Поначалу Мартин Лютер не хотел и не стремился создать такую ​​радикальную революцию, но с каждым новым подходом его верования все дальше отходили от католической традиции, что делало их непримиримыми.

Другие элементы также дали толчок к росту лютеранства, такие как создание печатного станка, способствовавшего эпохе Возрождения, а вместе с ним и гуманизм, или подъем буржуазии, изменившего самые глубокие корни феодального общества.

Широкое доминирование местных языков стало играть определяющую роль в том, что люди потребляли в интеллектуальной сфере, и таким образом распространялись реформистские идеи.

Многие революционные движения прокладывались в тени идей Лютера, некоторые из которых были более радикальными, чем другие. С идеями Лютера возник не только широкий спектр симпатизирующих протестантских религий, но и различные, такие как англиканство или кальвинизм.

Он выдвинул много идей, которые были радикальными в то время

То, что делал и чему учил Мартин Лютерв период Ренессанса, было чрезвычайно радикальным для своего времени. Среди прочего, он бросил вызов авторитету и должности Папы, заявив, что Библия является единственным источником Божественно открытого знания. Более того, во времена Лютера считалось, что священники должны быть посредниками между Богом и человечеством. Вместо этого Лютер считал всех крещеных христиан священным священством, и он прямо упоминал об этом в своих трудах. Кроме того, в те времена распространялось утверждение, что духовенство преследовало более высокое призвание, чем другие, такие как фермеры или даже царь, поскольку они были преданы служению Богу. Лютер, с другой стороны, подчеркнул способность всех христиан функционировать как равные под Богом, независимо от характера их работы. Это было радикально демократическое понятие в то время. По словам известного ученого Лютера Пола Альтауса: «Лютер обрушил общину святых с небес и на землю».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: