Авиационное общество
В 1923 году в Одессе создали Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей одним из первых записался в общество и в созданный при нём планерный кружок. К этому времени Королёв уже успел один раз подняться в воздух в гидросамолёте с командиром корабля, которого механик Долганов уговорил взять с собою юношу.
Сергей уделял обществу ОАВУК почти всё своё время. Совсем скоро он уже стал лектором по ликвидации авиационной безграмотности, делился с рабочими своими знаниями по планеризму и истории авиации. Причём сам он этому нигде специально не обучался, всё почерпнул из книг. В строительной школе у него был преподаватель Готлиб Карлович Аве, который вёл свои уроки только на немецком языке. Отлично владел этим языком и отчим Сергея. Так что Королёв выучил немецкий в совершенстве и читал на этом языке книги по авиации.
Однако после окончания строительной школы нужно было получать серьёзную профессию. Его трудовой стаж начался в шестнадцать лет. Некоторое время Королёв работал плотником, перекрывая черепицей крыши. Довелось ему потрудиться и на производстве за станком. Родителям он заявил: «Я буду строить… Но только самолёты». Мама была против такого выбора сына, а отчим Серёжу поддержал. Надо сказать, что с Григорием Михайловичем у пасынка сложились замечательные отношения, он находил у него поддержку по любому вопросу.
Первые шаги отечественного ракетостроения
Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД
Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения. Сергей Королев
Сергей Королев
Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.
Сергей Королев
В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.
Арест и работа в «шарашках»
Арест произошел 27 июня 1938 года. После допросов и обвинении во вредительстве Королева включили в расстрельную категорию, однако 27 сентября осудили на десять лет ИТЛ и пять лет поражения в правах.
С. П. Королеву пришлось пережить Бутырскую тюрьму, каторгу золотого прииска на Колыме, Владлаг. Повторное рассмотрение дела в 1940 году и присуждение восьми лет заключения в лагерях не сломил волю конструктора.
Он пишет письмо на имя И. В. Сталина. Сейчас невозможно разобраться, что сыграло свою роль, то ли приказ Сталина, то ли многочисленные ходатайства А. Н. Туполева, В. С. Гризодубова и М. М. Громова, но 13 сентября 1940 года Королева перевели в закрытое КБ (ЦКБ-29) Туполева.
С. П. Королев деятельно включился в создание знаменитых Ту-2 и Пе-2, проектировал авиационную торпеду и реактивный истребитель. Когда началась война, Королев стал рваться на фронт. Но Туполев не отпустил, ответив: «А кто самолеты будет строить?».
Накопленный опыт привел к переводу Сергея Павловича в другую шарашку – ОКБ-16 на авиазаводе под тем же номером в Казани. Руководил этим КБ В. П. Глушко, будущий разработчик знаменитого «Бурана». Здесь Королев занялся реактивным ускорителем для истребителей.
1 января 1943 года в качестве руководителя отдельной группы Королев занимался созданием ракетной установки для самолетов.
Август 1944 года принес С. П. Королеву и его группе по созданию АРУ (авиационной ракетной установки) долгожданное освобождение из заключения.
Научная деятельность и изобретения
Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.
Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.
В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.
Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.
После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.
Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.
В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.
Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества».
Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:
- геофизический «Спутник-3»;
- парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
- три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.
А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.
В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.
В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.
Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.
Вклад
Сергей Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей.
В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.
Причина смерти Королёва
В 1966 году академику назначается операция по удалению полипа. Она должна была пройти под местной анестезией, никакой опасности не представляла. Однако, в процессе операции у него началось сильное кровотечение, с которым доктора не могли справиться. Был даже приглашен известный хирург — Вишневский.
Сергею Павловичу необходимо было вскрывать брюшную полость. Такая операция могла быть проведена только под общим наркозом. Для этого требовалось ввести в трахею трубку. Но в период отбывания наказания в колонии во время пыток Королёву была сломана челюсть, она плохо срослась, поэтому трубку вставить не удалось. Академику пришлось делать наркоз, негативно отразившийся на состоянии сердца.
В результате вскрытия врачи обнаружили саркому, которую удалось успешно удалить, но сердце не выдержало нагрузки. Королёв умер 14 января 1966 года через полчаса после успешного завершения операции. Причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.
По факту его смерти до сих пор ходит много домыслов и слухов. Есть мнение, что академика убили намеренно, чтобы скрыть тайную информацию, которую он мог знать. Удивительный человек, который всю жизнь ходил по краю пропасти, не выдержал простой операции.
14 января 1966 года не стало выдающегося ученого, но он прожил свою жизнь с мечтой, которую ему удалось успешно реализовать. Пережил муки и издевательства в лагерях, чтобы первым отправить человека в космос. Он любил небо и звезды больше жизни, и отдал им всю свою жизнь!
НравитсяНе нравится
Детство в биографии Сергея Королева
Сергей Павлович Королев родился в семье учителей 12 января 1907 года в городе Житомир. Ребенком он жил то с родителями в Киеве, то в Нежине у бабушки с дедушкой со стороны матери. Его родители развелись, а отчим был инженером.
В Нежине маленький четырехлетний Сережа первый раз в жизни увидел самолет и человека, который им управлял – пилота Уточкина. Это событие сильно впечатлило мальчика, он тогда осознал, что не только птицы могут летать.
Перед самой революцией Сергей с мамой и отчимом перебрались в Одессу. Там он пошел в первый гимназический класс. Но проучился он недолго, после революции ее закрыли. Королев учился дома, его занятиями по гимназической программе руководили родители. У отчима кроме педагогического образования имелось и инженерное.
Домашнее обучение продолжалось, пока в Одессе в 1922 году не открылась стройпрофшкола. Преподавать в нее пригласили лучших профессоров и доцентов одесских ВУЗов. Юный Королев учился с увлечением, он успевал и по основному курсу, и по различным дополнительным.
Ещё в школьные годы Сергей заинтересовался новой для того времени авиатехникой, у него все получалось в силу исключительных способностей. Он не был первым учеником, но многое знал и умел. Школа дала прекрасное образование, после ее окончания можно было поступить в любой институт страны без экзаменов.
Школа была смешанная, учились вместе – мальчики и девочки. Задача стояла амбициозная, за два года пройти весь курс средней школы. Два ряда парт занимали мальчики, два оставшихся – занимали девочки. В классе Королев встретил свою первую жену. Они вместе изучали танцы, принимали участие в спектакле оперного театра (изображали море). Ребята даже изучали стенографию, она даже пригодилась им в то время, когда Королев неожиданно для всех стал заключенным.
В 1921 году Сергей Королев знакомится с летчиками военной авиации. Это была знаковая встреча. Увлечение воздухоплаванием не оставляло его в течение всей жизни.
В 1923 году правительство призвало народ приступить к созданию в стране Воздушного флота. Сергей Королёв сразу же начал заниматься в планерном кружке, не прошло и трех месяцев, как его назначили лектором. Юный Королев проводил с рабочими занятия по планеризму. Для этого он самостоятельно изучал специальную литературу на русском и немецком языках.
В 17-летнем возрасте пришел первый успех. Компетентная комиссия рекомендовала к постройке его проект летательного аппарата оригинальной конструкции.
Став студентом Киевского политехнического института Сергей Королев, вновь занимался в планерном кружке, где самостоятельно спроектировал несколько летательных аппаратов.
В 1926 году Сергей Королев перебрался в Москву в качестве студента на третий курс МГТУ им. Баумана.
Сергей Королев
Сергей Павлович Королев — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.
Сергей Королев в детстве
Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев.
После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным.
Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.
Интересные факты из биографии:
- В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
- 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
- В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.
Сергей Королев в молодости
- С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
- В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
- В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.
Сергей Королев в молодости
В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.
Личная жизнь
Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.
Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью | День Онлайн
В 1948 году семья распалась.
Сергей Королев и Нина Котенкова | Личности
Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.
Вячеслав Манучаров
Российский актёр театра и кино, телеведущий
Личные трагедии в жизни Сергея Королева
Ранняя травма
Родился Сергей Королев 12 января 1907 года в Житомире в семье учителей Павла Королева и Марии Москаленко. Когда мальчику не было и трех лет, родители развелись, и Сергея отправили к бабушке с дедушкой. С ними он жил до 8 лет. Затем Королева-младшего забрала к себе в Одессу мама, которая снова вышла замуж.
Сергей рос умным и любознательным. Проявлял интерес к авиационному делу еще с детства. Большое влияние на мальчика оказал его отчим, имевший инженерное образование.
В голове у Королева всегда было много уникальных идей, однако он готовил проекты и передавал их в институты и бюро для дальнейшего совершенствования другим институтам и бюро.
Сергей мог бросить почти законченный проект, если понимал, что можно разработать что-то более актуальное. Девизом жизни молодого Королева были слова «Вперед!» и «Вверх!». «Ты гнись, но не ломайся. Гнись и гни свою линию….А потом разогнешься. Это ничего, не страшно», — уверял Королев друзей. Талант Королева проявился уже в молодые годы: в 17 лет Королев разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». С 23 лет талантливого конструктора увлекли мысли о полетах в стратосферу и принципы реактивного движения. В 28 лет он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов, а в 31 ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты. Арест и пытки В 1938 году, когда Королеву был 31 год, он был арестован по обвинению во вредительстве. Сергея подвергли пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали обе челюсти. В том, что конструктору пришлось пережить репрессии и издевательства, признавался и сам Королев. Однако доказать это было невозможно. В этом же году Королева включили в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шел по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.
|
Детство и юность
Дата рождения будущего конструктора отличается по старому и новому календарю — 30 декабря 1906 года или 12 января 1907. Он появился на свет в украинском городе Житомире. Его родители: мать — Москаленко Мария Николаевна, а отец — Королев Павел Яковлевич. Женщина происходила из Нежинского купеческого рода, мужчина родился в Могилеве, работал учителем словесности.
Когда ребенок достиг трехлетнего возраста, мать оставила семью. Сергей переехал в Нежин, где он проживал с бабушкой Марией Матвеевной и дедушкой Николаем Яковлевичем. В 1915 он стал посещать подготовительные занятия в Киевской гимназии, через два года перешел в Одесскую, куда переехал вместе с Марией Николаевной и ее новым мужем Григорием Михайловичем Баланиным. Но скоро учебное заведение закрыли, мальчику пришлось получать образование дома. С этим хорошо справились мать и отчим-инженер.
Уже в юные годы Сергей проявлял интерес к авиации. С 1922 по 1924 он учился в профессиональной школе, где прошел сразу несколько курсов, получил строительную специальность и посещал разные кружки. В этот период Королев завел знакомства с летчиками Одесского гитотряда и стал активным общественным деятелем в сфере авиации. В 16 лет юноша читал лекции студентам разных курсов, а через год спроектировал безмоторный самолет К-5. Он официально защитил свою работу перед комиссией, которая рекомендовала конструкцию к постройке.
Победа и трофеи
В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.
Сергей Королев | HistoryTime
Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.
Сергей Королев | Канобу
В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.
Далее события развиваются стремительно:
- По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
- Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
- Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.
Интересные факты
- Имя С.П. Королева при его жизни было тайной. Его не упоминали ни после запуска первого спутника, ни в связи с первым полетом в космос землянина;
- близко знавшие его люди вспоминали, что он никого не проклинал, никогда не жаловался. Мрачно смотрел на будущее, был скептиком и циником. Любил приговаривать: «Хлопнут без некролога»;
- когда его переводили с Колымы в Москву, он опоздал на пароход, который по пути во Владивосток утонул во время шторма;
- в числе первых в мире запусков был полет спутника с собакой по имени Лайка и старт баллистической ракеты из-под воды;
- за год до его реабилитации Королев в 1956 году стал Героем Социалистического Труда за создание межконтинентальной баллистической ракеты.
Личная жизнь
Ксения Винцентини стала первой любовью Сергея Королева. Девушка не страдала от недостатка поклонников, поэтому влюбленному парню пришлось очень постараться, чтобы заслужить ее благосклонность. Чтобы получить расположение Ксении Сергей даже стоял на руках на одной из крыш.
Его подвиги впечатлили девушку, и они начали встречаться. Перед поступлением в институт в Киеве молодой человек предложил Ксении пожениться. Но она отказала, решив сначала закончить учебу и встать на ноги.
Девушка окончила медицинский ВУЗ и оказалась по распределению в Донбассе. Королев несколько раз приезжал туда, уговаривая Ксению выйти за него замуж. В конце концов, ему это удалось, и в 1931 году они поженились. Через четыре года на свет появилась их дочь Наталья.
С женой Ксенией и дочерью Натальей
Сергей, на протяжении семи лет добивавшийся согласия Ксении выйти за него замуж, очень скоро потерял к супруге всякий интерес. Он стал изменять жене, и она знала об этом, но молчала и терпела. Но после того, как он вернулся из заключения, они так и не смогли наладить отношения, поэтому оформили развод в 1948 году.
Дочь, узнав об изменах отца, порвала все его фотографии и заняла сторону матери. Она не могла простить отца и не желала общаться с ним, только спустя большое количество времени дочь и отец вновь смогли сблизиться.
Второй раз знаменитый конструктор женился на Нине Котенковой. Их знакомство произошло, когда Нина пришла к Королеву, чтобы сделать перевод. Чуть позже у них начались близкие отношения, несмотря на то, что в то время Сергей был еще женат. Он оставил семью и женился на Нине, которая уволилась и стала заниматься домом.
Со второй женой Ниной
Сергей Павлович королев интересные факты. Сергей Павлович Королёв – Главный конструктор
Сергей Павлович Королёв был выдающимся инженером-конструктором, мечтавшим покорить космос. Он внес огромный вклад в организацию производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в Советском Союзе. Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники, научные станции, космические корабли. Сообщения об этом потрясли весь мир. Он мечтал осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических аппаратов и начал готовить полет на Марс, но осуществить задуманное не успел.
Отсчет практического освоения околоземного пространства начался с запуска сконструированной Королевым ракеты 4 октября 1957 года. Люди прислушивались к сигналам, доносившимся из космоса, вглядывались в черное небо. Советская наука и техника получили общественное и международное признание…
Королёв родился в украинском городке Житомир, учился в Киеве, затем жил в Одессе и много времени проводил у летчиков местного авиаотряда. Любознательному пареньку показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.
Сергей всегда помнил их наказ и после окончания школы поступил в Киевский политехнический институт. Но программа обучения его не устроила, и он перевелся в Москву в Высшее техническое училище, по окончании которого его направили на работу в Центральном аэродинамическом институте.
Знакомство с трудом К. Э. Циолковского «Реактивный аэроплан» привело молодого конструктора к мысли, что будущее авиации принадлежит реактивной технике. В 1933 году он перевелся в только что созданный Реактивный научно- исследовательский институт, стал заместителем начальника института по научной работе. Ему было 26 лет, он строил большие планы.
В 1938 году в стране проходила массовая чистка, искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.
Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году, а в 1945-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2.
Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе. Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.
В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.
В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты… В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником.
В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос, а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.
Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом. Он хотел создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок.
Космонавтика
Военные разработки стали для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян запустили искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября, на орбиту был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым.
Сергей Королев и Юрий Гагарин / @people
При жизни исследователя успешно осуществили еще семь полетов пилотируемых кораблей, запустили спутники, космические научные станции и системы. Также инженер разрабатывал идеи покорения Луны и Марса.
Личная жизнь знаменитого конструктора
Судьба Сергея Павловича складывалась непросто не только в отношении профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Со своей первой женой они познакомились в строительной профессиональной школе, где учились в 15 лет. Одноклассницы очень любили Сергея Королёва, но ему нравилась Ксения Винцентини. Она была самой красивой из всех одноклассниц. Вокруг нее постоянно находились поклонники, что вызывало в Королеве жуткую ревность.
После окончания школы Сергей сделал Ксении предложение, но услышал отказ. Девушка хотела сначала получить образование. Ксения с отцом переезжает в Харьков и поступает в медицинский институт на лечебный факультет. После окончания института она отправляется по распределению в Луганскую область и приглашает к себе Королева. Как только у него появляется такая возможность, он приезжает и добивается согласия выйти за него замуж.
Ксения Винцентини с Сергеем Королёвым и дочерью Натальей
В 1935 году них рождается дочка Наталья, но семейное счастье длится недолго. В 1938 году Сергея арестовывают. В тюрьме он без конца терпит избиения и издевательства, ему угрожают арестом семьи. В то время супругу конструктора могли уволить из больницы из-за статьи мужа, однако главврач вошел в положение женщины, учитывая, что у нее есть маленький ребенок, поэтому Ксению оставили на работе.
Долгие восемь лет Сергей и Ксения думали, что уже никогда не увидятся. Только в заключении Королёв понял, как дорога ему супруга — он постоянно писал письма семье, но первая их встреча стала для них разочарованием. Ксения встретила его прохладно и настороженно. После освобождения Сергея Павловича они начали строить свои отношения заново. Ситуация осложнялась тем, что и один и второй очень много времени проводили на работе. Королёв занимался конструированием летательных аппаратов, а его супруга стала известным хирургом.
Сергей Павлович и Нина Ермолаева
В одну из командировок в Германию Ксения с дочкой поехали с Сергеем Павловичем, однако эта поездка только усугубила ситуацию. Ксения почувствовала себя не нужной. Она ждала от супруга внимания, простого человеческого общения, но он был полностью погружен в свои разработки и не замечал ничего вокруг. Он поздно приходил домой с работы без сил. Поездка в Германию образовала в отношениях огромную трещину.
После возвращения в Москву Королёву предложили работу в подмосковном Калининграде. Ему предоставили квартиру, однако Ксения категорически отказалась переезжать, так как не хотела бросать работу в своей больнице. Кроме того, до нее дошли слухи, что муж увлекся своей переводчицей – Ниной Ермолаевой. Сергей Павлович стал приезжать домой все реже и реже. В те дни, когда он навещал семью, Ксения была все время подавлена. Через некоторое время супруги официально развелись. Дочь Наталья узнала об этом от матери, когда процесс уже состоялся.
Наталья Королёва
После оформления развода она очень долго с ним не общалась. Они начал разговаривать только тогда, когда сама Наталья вышла замуж. Ксения всю свою жизнь так и не смогла забыть Сергея. Она до последнего дня хранила его письма из тюрьмы.