Создание ракетного щита
Из Казани в 1944 и 1945 годах Сергей Павлович направляет в Наркомат письма с предложением постройки баллистических ракет на твердом топливе. Аргументированное обоснование создания специального КБ убедило руководство и в августе 1945 года Королева вернули в Москву.
А уже в сентябре направили в Германию руководителем научной программы по изучению V-2 (ФАУ-2) с присвоением звания подполковника. Изучив наработки Вернера фон Брауна, Королев отказался от немецкого подхода и самостоятельно разработал ракету с дальностью полета 600 км.
В октябре С. П. Королева наградили орденом «Знак почета» за плодотворную деятельность во время войны.
Постановлением Совета Министров СССР недалеко от Москвы (сейчас г. Королев) создается НИИ-88 с входящим в него особым КБ №1. С. П. Королев становится главным конструктором этого КБ. С этого момента Королев занимается только ракетостроением.
20 апреля 1956 года Сергей Павлович Королев удостаивается золотой звезды Героя социалистического труда.
С. П. Королев продолжает образование на философском факультете, посещает отдельные лекции ученых в разных институтах.
На созданном специальном факультете читает курс лекции на тему «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».
С 1949 по 1958 год в ОКБ-1 были:
- сконструированы (1948 г.) и поставлены на вооружение (1950 г.) ракеты Р-1;
- построен полигон Капустин Яр;
- произведено модифицирование Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е);
- закончены испытания Р-5 и намечены 5 ее модификаций. Создана Р-5М с ядерной боеголовкой. Начато проектирование Р-11 и Р-11ФМ;
- создана в 1956 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7;
- развернут полигон №5 в Казахстане (Ныне Байконур) и на нем испытана Р-7;
- возведена в 1958-59 годах стартовая станция в Плесецке для постановки на боевое дежурство Р-7;
- созданы в 1957 г. баллистические ракеты мобильного и морского базирования.
После модернизации ракета Р-7А, способная поразить цели на расстоянии 11000 км, до 1968года стояла на боевом дежурстве, а это целых 9 лет.
Итогом обращения в Военную прокуратуру, стала полная реабилитация С. П. Королева в апреле 1957 года.
Прииск Мальдяк
Дочь его соседа по нарам рассказывала Наталии Сергеевне: «Увидев в январе 1966 года фотографию с некрологом в газете «Правда», он сказал: «Да ведь это тот самый Серега Королев, который на Колыме поражал всех тем, что делал по утрам зарядку, а на наши скептические прогнозы отвечал, что еще надеется пригодиться своей стране».
Но Колыма убивала и самых сильных…
Существует много легенд о том, как удалось выжить Королеву: из пятисот заключенных лагеря Мальдяк до весны дожили не более ста. Часто упоминается подкармливавший его некий Василий. На мой взгляд, более объективно объяснение из книги Наталии Королевой, «перелопатившей всевозможные архивы, включая те, что раньше были закрыты».
Осенью на прииске появился подлинный «ангел во плоти» — Михаил Усачев, бывший директор Московского авиазавода, незаслуженно обвиненный в гибели Валерия Чкалова. Как значилось в протоколе, «гибель т. Чкалова — результат расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности. Директор завода Усачев проводил недопустимую, вредную, не оправдываемую спешку в подготовке машины к вылету…». Боксер, обладавший богатырским телосложением, Усачев для «прописки» в лагере сначала «начистил морду» местному бандитскому авторитету, сместив его с должности старосты. Тот повел Михаила Александровича по лагерю, знакомя с хозяйством. У одной из палаток мельком обронил, мол, «здесь валяется Король — доходяга из ваших, из политических; он заболел и, наверное, уже не встанет». Войдя в палатку, Усачев увидел лишь кучу грязных тряпок. Приподняв их — опешил…
Как вспоминал он сам, в тот момент у него словно что-то оборвалось внутри: перед ним в немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, безжизненный человек. Таким директор авиазавода увидел Сергея Королева, которого хорошо знал. Опоздай он на пару-тройку дней, мы вряд ли отмечали бы в эти апрельские дни 55летие полета Юрия Гагарина в космос…
Приказав перенести больного в изолятор, Усачев распорядился устроить для него «дополнительное питание» — за счет пайки уголовников, которые больше всего издевались над политическими. Лагерный врач Татьяна Репьева, с которой через много лет дочь Главного конструктора общалась лично, тоже сделала все возможное. Хотя возможно было немного — цингу лечили сырой картошкой и хвойным отваром, все остальные болезни — разведенной в воде марганцовкой…
«Отец, — вспоминает дочь, — встал на ноги и на всю жизнь сохранил чувство глубокой благодарности к своим спасителям. В начале 60х гг., будучи Главным конструктором, он разыскал Михаила Александровича Усачева и принял его на работу заместителем главного инженера опытного золотишком». Об этом и яркий эпизод в книге Александра Романова.
В штате ОКБ Главного работала высокая светловолосая сотрудница. Сергей Павлович доверял ей многие расчеты и ценил ее математический ум. Но однажды увидел женщину «в золоте» — на груди золотой кулон, на руках золотые кольца. Сотрудница быстро заметила неприязнь Главного. Как-то, задержавшись в кабинете, спросила: «Может мне подать заявление об уходе?» Сергей Павлович извинился и поведал ей причину своей ненависти к золоту:
«Я почти год по восемь, а то и более часов в сутки возил из карьера золотоносный песок. Песок, песок, песок … Ради горстки золотых крупинок… Стоит ли золото такого тяжкого, изнуряющего, безумного труда?! Пусть бы лежало вечно в земле, неведомое людям. Для меня оно ломаного медного гроша не стоит. Так я перестал уважать и тех, кого называю «золотоносцами»…
Сотрудница облегченно вздохнула: «Только и всего!» Не дождавшись ответа, сдернула с пальцев кольца и бросила их в сумочку. Но, уходя, заметила: «Обидно, Сергей Павлович, что за «золотишком» вы не заметили человека», — и вышла из кабинета не попрощавшись.
Личные трагедии в жизни Сергея Королева
Ранняя травма
Родился Сергей Королев 12 января 1907 года в Житомире в семье учителей Павла Королева и Марии Москаленко. Когда мальчику не было и трех лет, родители развелись, и Сергея отправили к бабушке с дедушкой. С ними он жил до 8 лет. Затем Королева-младшего забрала к себе в Одессу мама, которая снова вышла замуж.
Сергей рос умным и любознательным. Проявлял интерес к авиационному делу еще с детства. Большое влияние на мальчика оказал его отчим, имевший инженерное образование.
В голове у Королева всегда было много уникальных идей, однако он готовил проекты и передавал их в институты и бюро для дальнейшего совершенствования другим институтам и бюро.
Сергей мог бросить почти законченный проект, если понимал, что можно разработать что-то более актуальное. Девизом жизни молодого Королева были слова «Вперед!» и «Вверх!». «Ты гнись, но не ломайся. Гнись и гни свою линию….А потом разогнешься. Это ничего, не страшно», — уверял Королев друзей. Талант Королева проявился уже в молодые годы: в 17 лет Королев разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». С 23 лет талантливого конструктора увлекли мысли о полетах в стратосферу и принципы реактивного движения. В 28 лет он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов, а в 31 ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты. Арест и пытки В 1938 году, когда Королеву был 31 год, он был арестован по обвинению во вредительстве. Сергея подвергли пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали обе челюсти. В том, что конструктору пришлось пережить репрессии и издевательства, признавался и сам Королев. Однако доказать это было невозможно. В этом же году Королева включили в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шел по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.
|
Сергей Павлович королев интересные факты. Сергей Павлович Королёв – Главный конструктор
Сергей Павлович Королёв был выдающимся инженером-конструктором, мечтавшим покорить космос. Он внес огромный вклад в организацию производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в Советском Союзе. Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники, научные станции, космические корабли. Сообщения об этом потрясли весь мир. Он мечтал осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических аппаратов и начал готовить полет на Марс, но осуществить задуманное не успел.
Отсчет практического освоения околоземного пространства начался с запуска сконструированной Королевым ракеты 4 октября 1957 года. Люди прислушивались к сигналам, доносившимся из космоса, вглядывались в черное небо. Советская наука и техника получили общественное и международное признание…
Королёв родился в украинском городке Житомир, учился в Киеве, затем жил в Одессе и много времени проводил у летчиков местного авиаотряда. Любознательному пареньку показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.
Сергей всегда помнил их наказ и после окончания школы поступил в Киевский политехнический институт. Но программа обучения его не устроила, и он перевелся в Москву в Высшее техническое училище, по окончании которого его направили на работу в Центральном аэродинамическом институте.
Знакомство с трудом К. Э. Циолковского «Реактивный аэроплан» привело молодого конструктора к мысли, что будущее авиации принадлежит реактивной технике. В 1933 году он перевелся в только что созданный Реактивный научно- исследовательский институт, стал заместителем начальника института по научной работе. Ему было 26 лет, он строил большие планы.
В 1938 году в стране проходила массовая чистка, искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.
Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году, а в 1945-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2.
Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе. Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.
В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.
В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты… В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником.
В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос, а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.
Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом. Он хотел создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок.
Рождение мечты
В 30-е годы в России появляется интерес к заатмосферным полётам и вообще к космосу. Организующееся в Москве общество энтузиастов межпланетных перелётов пользуется большой поддержкой К. Э. Циолковского. Он становится почётным членом общества. Его идея совершения застратосферных полётов на реактивных аппаратах подпитывалась научно-фантастическими романами, порождая новые смелые идеи и проекты.
В 1930 году состоялась встреча Сергея Королева и К. Э. Циолковского. Беседа этих двух людей, предопределила не только судьбу будущего генерального конструктора, но и всей космической отрасли. Расставаясь с Циолковским, он уже был твёрдо уверен — отныне смыслом его жизни будет создание ракет и полёт к другим небесным телам. Особенно манила юношу Красная планета — Марс. С тех пор каждый свой шаг он подчинял исполнению этой мечты.
В Московском институте, где учился Сергей, лекции по самолётостроению читал известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. Он заметил талантливого студента и взял его для прохождения практики в свое конструкторское бюро, стал руководителем его дипломного проекта. Их дружба и сотрудничество продолжалась долгие годы.
«Ты что, летал?»
В 1922 году Сергей поступил в строительно-профессиональную школу № 1.
15-летний юноша занимался на разных курсах, но тяга к авиации лишь возрастала. Каждый день из окон квартиры он видел море и Хлебную гавань, в которой была база гидросамолетов. Над морской гладью целыми днями кружились самолеты.
Сережа подплывал к молу, цеплялся за какие-то конструкции и наблюдал за полетами «железных птиц».
Однажды Сережа с мамой шли по утопающей в солнце Одессе. Над морем медленно плыли кучевые облака. Мария Николаевна взволнованно сказала: «Посмотри, Сереженька, до чего красивы облака на фоне неба!» И вдруг у него сорвалось: «Если бы ты видела, какие они красивые вблизи, когда солнце их золотит!» – «Ты что, летал?» – «Да, мамочка, я летал, и когда буду хорошо летать, возьму тебя с собой. Ты увидишь, какое наслаждение смотреть оттуда вниз на землю и на облака!».
Молодому советскому государству нужно было решать вопрос создания отечественной авиации. Шел сбор средств на постройку самолетов. Повсюду были развешаны плакаты с задорными призывами: «Даешь крылья!», «Даешь мотор!», «Трудовой народ! Строй воздушный флот!», «Пролетарий – на самолет!». Даже в стройпрофшколе висел плакат: «От моделей – к планеру, от планера – к самолету!». В 1923 году были организованы ОДВФ (Общество друзей воздушного флота) и ОАВУК (Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма). Естественно, что Сережа сразу же вступил в одно из них – ОАВУК – и вскоре по поручению председателя общества сам стал читать лекции по авиации рабочим.
За свои лекции Сережа вскоре стал получать деньги.
Через некоторое время Сергей сконструировал свой первый планер, названный «К-5». В протоколе июльского заседания Одесской губспортсекции, в разделе о работе кружков сказано: «Кружок управления порта. Теоретические занятия закончены. Создан проект т. Королева. После утверждения проекта необходима помощь материалами для осуществления постройки планера». Проект был рассмотрен Авиационно-техническим отделом ОАВУК, одобрен и признан годным к постройке.
Сергею Королеву в то время было 17 лет. Юноше предстояло сделать выбор своего пути, но цель ему была ясна – строить и летать.
Личная жизнь
Биография и личная жизнь Королева Сергея Павловича тесно переплетаются. С Ксенией Винцентини – своей будущей первой супругой – он познакомился еще в Одессе, до переезда в Киев и Москву. Тогда, еще в юности, Сергей настойчиво за ней ухаживал, но не получил окончательного ответа, а девушка уехала учиться на врача в Харьков.
Но в августе 1931 года Ксения все-таки становится его женой и переезжает к мужу в Москву. Однако по прошествии лет этот брак распался по причине ветрености Королева и его частых измен жене. От этого союза родилась дочь Наташа, но в размолвке родителей она приняла сторону матери и относилась к отцу без симпатии всю свою жизнь. Позднее сотрудница конструкторского бюро Королева, переводчица Нина Ивановна, стала второй супругой Сергея Павловича.
Разница в возрасте у них была значительная. Когда они поженились, Королеву было 40, а его избраннице — всего 27. Возможно, именно поэтому особого взаимопонимания между супругами не было, и знаменитый ученый и конструктор до конца жизни оставался духовно одинок.
Личные трагедии в жизни Сергея Королева
Ранняя травма
Родился Сергей Королев 12 января 1907 года в Житомире в семье учителей Павла Королева и Марии Москаленко. Когда мальчику не было и трех лет, родители развелись, и Сергея отправили к бабушке с дедушкой. С ними он жил до 8 лет. Затем Королева-младшего забрала к себе в Одессу мама, которая снова вышла замуж.
Сергей рос умным и любознательным. Проявлял интерес к авиационному делу еще с детства. Большое влияние на мальчика оказал его отчим, имевший инженерное образование.
В голове у Королева всегда было много уникальных идей, однако он готовил проекты и передавал их в институты и бюро для дальнейшего совершенствования другим институтам и бюро.
Сергей мог бросить почти законченный проект, если понимал, что можно разработать что-то более актуальное. Девизом жизни молодого Королева были слова «Вперед!» и «Вверх!». «Ты гнись, но не ломайся. Гнись и гни свою линию….А потом разогнешься. Это ничего, не страшно», — уверял Королев друзей. Талант Королева проявился уже в молодые годы: в 17 лет Королев разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». С 23 лет талантливого конструктора увлекли мысли о полетах в стратосферу и принципы реактивного движения. В 28 лет он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов, а в 31 ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты. Арест и пытки В 1938 году, когда Королеву был 31 год, он был арестован по обвинению во вредительстве. Сергея подвергли пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали обе челюсти. В том, что конструктору пришлось пережить репрессии и издевательства, признавался и сам Королев. Однако доказать это было невозможно. В этом же году Королева включили в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шел по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.
|
Деятельность и достижения Сергея Королёва
В 1929 г. проходили VI Всесоюзные планерные состязания в пос. Коктебель. Сергей Королев и его друг, и соратник Сергей Люшин представили планер, который был тяжелее, чем предыдущие. На нем Королев, которому было 22 года, установил рекорд парения – более 4 часов.
Перед С.П. Королевым и его коллегами была поставлена задача: создать ракету, которая поднялась бы в космос. Ракета была готова к испытаниям в начале 1957 г. все ждали успеха. Однако при запуске двигателя возник пожар и ракета взорвалась.
1931 г. – С.Королев и Ф.А.Цандер в Москве создали Группу изучения реактивного движения /ГИРД/. В ней были созданы и запущены первейшие советские жидкостно-баллистические ракеты ГИРД-09, ГИРД-10.
1933 г. – образован Реактивный научно-исследовательский институт. В нем С.Королев был назначен руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.
С 1935 по 1938 гг. С. Королевым разработаны проекты зенитных, с пороховым двигателем и дальнобойных ракет с жидкостным двигателем.
1938 г. – С. Королева арестовали и осудили. В заключении пробыл до 1940 года. Вернувшись в Москву, был осужден вторично и отправлен в спецтюрьму НКВД, позднее в тюремное конструкторское бюро /ОКБ-16/ при авиазаводе № 16 в г. Казани.
В период заключения С.Королев проектировал и конструировал бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, занимался усовершенствованием ракетных двигателей.
В 1944 г. С.Королев был досрочно освобожден, но не реабилитирован.
1946 – 195 гг. С.П.Королев разрабатывал баллистические ракеты дальнего действия. Спроектированы и сданы на вооружение межконтинентальные ракеты Р-1 дальность – 3000 км., также двухступенчатые баллистические ракеты Р-7 – 8000 км.
Одновременно зрели планы вывода искусственного спутника Земли, с помощью ракеты Р-7. 4 октября 1957 г. спутник был с успехом запушен, что стало грандиозным событием в истории Советского Союза.
На базе ракеты Р-7 созданы трехступенчатые ракеты-носители «Восток» и первый космический корабль с пилотом на борту «Восток 1». 12 апреля 1961 г. «Восток 1» стартовал, пилотируемый Юрием Гагариным.
За что Королева отправили в ссылку?
Двадцать седьмого июня тридцать восьмого года, в разгар сталинских репрессий, Королев был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь, в район реки Колыма. В сороковые года его внезапно вернули в Москву и посадили в печально известную Бутырскую тюрьму. Десятого июля того же года специальная комиссия под председательством начальника секретной полиции Сталина Лаврентия Берии приговорила Королева к восьми годам лишения свободы в трудовых лагерях за фальшивые обвинения в саботаже. «К счастью» для Сергея, в сентябре его перевели в «Шарашку» — одно из многочисленных конструкторских бюро в тюрьме.
Детство и юность конструктора
Родился Сергей Королёв в 1906 году в украинском городе Житомире в семье учителей Павла Яковлевича и Марины Николаевны. Через несколько лет родители Королёва переезжают в Киев. Здесь Сергей Павлович прожил несколько лет, находясь на попечении у своих тёток. Однако вскоре из-за проблем в семье мать Королёва вынуждена была уехать с сыном в родной Нежин, оставив в Киеве мужа, с которым развелась несколько лет спустя.
В Нежине трёхлетний мальчик был на попечении няни и бабушки. Также в воспитании принимал участие его дядя, жизнерадостный и весёлый Василий Николаевич, который во многом заменил ребёнку отца. В детстве Королёв был любознательным и шустрым мальчиком, всё своё свободное время он проводил среди взрослых, а вот сверстников друзей у него не было. Из-за угроз отца, который хотел увезти ребенка в Киев, мальчика практически не выпускали одного гулять на улицу.
В детстве Королёв увлекался:
- спортом;
- физикой;
- летальными аппаратами;
- авиацией.
В это же время в Нежин приезжает первый русский лётчик Сергей Уточкин. Маленький Королёв был потрясен увиденными им самолётами. Именно в это время мальчик решил связать свою судьбу с авиацией и инженерным делом. Однако такие планы пришлось отложить, началась Первая мировая война, город, где они проживали, был захвачен немцами. В Нежине шли ожесточенные бои, поэтому матери вместе со всей семьёй пришлось переехать сначала в Киев, а потом и в Одессу.
Баллистические ракеты
В 1946 Сергей получил должность главного конструктора в ОКБ-1, расположенном в Калининграде. На новой работе он спроектировал несколько ракет:
- Р-1;
- Р-2;
- Р-5;
- Р-7;
- Р-11;
- Фау-2.
Главное его достижение — проект и конструкция последней ракеты из советских материалов. Ее создатель на этом не остановился. Среди его проектов известен аппарат, способный пролететь на расстояние до 3000 км. В 1941 инженеры провели успешные испытания Р-1, а в 1950 ее официально сдали на вооружение. В течение 1954 года конструктор создал пять модификаций аппарата, завершил работу над Р-5м, у которой есть боевой заряд.
Еще один вклад в историю — межконтинентальная двухступенчатая баллистическая Р-7, которая может находиться в полете до 8000 км. Ее запустили на полигоне в Казахстане, а возле поселка Плесецк Архангельской области основали стартовую станцию под названием «Ангара», где проходили боевые испытания ракет. Легендарный проект Королева — конструирование аппаратов на стабильных компонентах топлива. Первые подобные ракеты своим происхождением обязаны именно Сергею Павловичу.
Причина смерти Королёва
В 1966 году академику назначается операция по удалению полипа. Она должна была пройти под местной анестезией, никакой опасности не представляла. Однако, в процессе операции у него началось сильное кровотечение, с которым доктора не могли справиться. Был даже приглашен известный хирург — Вишневский.
Сергею Павловичу необходимо было вскрывать брюшную полость. Такая операция могла быть проведена только под общим наркозом. Для этого требовалось ввести в трахею трубку. Но в период отбывания наказания в колонии во время пыток Королёву была сломана челюсть, она плохо срослась, поэтому трубку вставить не удалось. Академику пришлось делать наркоз, негативно отразившийся на состоянии сердца.
В результате вскрытия врачи обнаружили саркому, которую удалось успешно удалить, но сердце не выдержало нагрузки. Королёв умер 14 января 1966 года через полчаса после успешного завершения операции. Причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.
По факту его смерти до сих пор ходит много домыслов и слухов. Есть мнение, что академика убили намеренно, чтобы скрыть тайную информацию, которую он мог знать. Удивительный человек, который всю жизнь ходил по краю пропасти, не выдержал простой операции.
14 января 1966 года не стало выдающегося ученого, но он прожил свою жизнь с мечтой, которую ему удалось успешно реализовать. Пережил муки и издевательства в лагерях, чтобы первым отправить человека в космос. Он любил небо и звезды больше жизни, и отдал им всю свою жизнь!
НравитсяНе нравится
Биография
В 1924 году окончил архитектурно-строительное отделение Одесской профессиональной строительной школы. В 1927 году начал работать в авиационной промышленности. Выпускник аэромеханического отделения механического факультета Московского государственного технического университета имени Баумана 1929 года. Одновременно окончил Московскую школу лётчиков-планеристов. В 1930 году работал в конструкторском бюро завода имени Менжинского, в 1931 году — в Центральном аэрогидродинамическом институте.
Был автором нескольких удачных проектов планёров («Коктебель», «Красная звезда» и другие). Планёр «Красная звезда» был специально разработан для выполнения фигур высшего пилотажа. В 1930 году на этом планёре была выполнена мёртвая петля. Тогда же Королёв заинтересовался ракетными двигателями. В 1931 году совместно с Фридрихом Цандером Королёв создал Группу изучения реактивного движения (ГИРД), а на следующий год возглавил её. Под его руководством были осуществлены первые в стране пуски ракет на гибридном топливе (жидкий кислород и твёрдый бензин). В 1934 году им был опубликован его первый научный труд «Ракетный полёт в стратосфере».
В 1933 году ГИРД и Газодинамическая лаборатория были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королёв был сначала назначен заместителем директора по научной работе, а на следующий год — начальником отдела ракетных летательных аппаратов.
В 1938 году Королёв был репрессирован, а в 1940 году — переведён в группу авиаконструктора Андрея Туполева, где принимал участие в проектировании самолётов Пе-2 и Ту-2. В 1942 году стал заместителем главного конструктора закрытого конструкторского бюро в Казани, которое занималось оснащением истребителей жидкостными реактивными двигателями. После победы в Великой Отечественной войне был командирован в Германию, где изучал трофейную технику. С 1946 года работал в Калининграде (Московская область) главным конструктором баллистических ракет в НИИ-88. В 1956 году стал начальником ОКБ-1.
4 октября 1957 года под руководством Королёва был запущен первый искусственный спутник Земли. В 1959 году были запущены три автоматические космические станции к Луне, при этом станция Луна-2 стала первой станцией, осуществившей посадку на другое космическое тело, а Луна-3 сфотографировала 70 % поверхности обратной стороны Луны. В 1961 году в СССР был произведён запуск первого в мире пилотируемого космического корабля Восток-1, на борту которого находился первый космонавт Юрий Гагарин. За организацию этого полёта Королёв был удостоен второй звезды Героя Социалистического Труда (указ о награждении, в силу засекреченности фигуры Генерального конструктора, опубликован не был).
Под руководством Королёва были созданы различные баллистические ракетные системы, как твердотопливные, так и жидкостные, морского и сухопутного базирования, геофизические ракеты, ракеты-носители космических аппаратов. С ним связаны главные события в освоении космического пространства: первый искусственный спутник, первые полёт к другим планетам Солнечной системы (Венере и Марсу), первая посадка на Луну, первый человек в космосе. Под руководством Королёва начались работы над запуском человека на Луну, пилотируемым полётом к Марсу, созданием орбитальной станции. Первые два проекта в силу ряда причин остались нереализованными. Проект орбитальной станции Союз был реализован после смерти Королёва.