Бернард шоу: биография, творчество, произведения

Зарубежная Литература XVII-XX веков

Основной соавтор
Jaaj.Club

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Читать

Пьесы для пуритан

Все свои пьесы автор разделил на три категории: приятные, неприятные и для пуритан. В неприятных пьесах автор стремился изобразить ужасные проявления социального строя Англии. Приятные, напротив, должны были развлечь читателя. Пьесы для пуритан же нацелены на изобличение отношения автора к официальной лжеморали.

Высказывания Бернарда Шоу по поводу его пьес для пуритан сформулированы в предисловии к сборнику, вышедшему в 1901 году. Автор утверждает, что он не ханжа и не боится изображать чувства, но против сведения всех событий и действий героев к любовным мотивам. Если руководствоваться таким принципом, утверждает драматург, то никто не сможет быть храбрым, добрым или великодушным, если он не влюблен.

Творчество

Оказавшись в Лондоне, Бернард Шоу стал интересоваться политикой, а также различными социальными проблемами.

Когда ему исполнилось 28 лет, он вступил в Фабианское общество, члены которого пропагандировали социализм. Спустя какое-то время он решил попробовать себя в качестве журналиста.

Сначала Джордж Бернард Шоу был корреспондентом, после чего в течение 6 лет работал музыкальным критиком в издании «London World».

В период биографии 1879-1883 гг. ему удалось написать 5 романов

И хотя поначалу его творчество оставалось незамеченным, позже на его труды обратили внимание. После их прочтения критики положительно отозвались о Бернарде Шоу, подчеркнув его талант в области сатиры

В то время в английских театрах в основном ставились пьесы Шекспира. В связи с этим ему захотелось попробовать себя и в качестве драматурга. В 1885 г. из-под его пера вышла первая пьеса «Дом вдовца», которая понравилась читателям.

Бернард Шоу был мастером описания разных конфликтов между героями. Кроме этого, в его произведениях персонажи чаще вели диалоги, чем производили какие-либо действия.

Одними из самых известных пьес в его биографии стали «Профессия миссис Уоррен» и «Волокита», которые были насыщены сарказмом и реальностью событий.

Джордж Бернард Шоу являлся одним из первых, кто не побоялся говорить о каких-либо пикантных или скрытых темах.

В связи с этим критики разделили его драматургические произведения на «неприятные» и «приятные» пьесы. Ему удавалось создавать как сложные, так и простые произведения, в которых всегда присутствовал юмор с элементами сарказма и иронии.

В зрелом возрасте из-под пера Бернарда Шоу вышло 4 шедевра: «Пигмалион», «Цезарь и Клеопатра», «Майор Барбара» и «Человек и сверхчеловек».

После окончания Первой мировой войны (1914-1918) Бернард Шоу представил новую пьесу «Дом, где разбиваются сердца», которая вызвала бурную реакцию в обществе.

В ней драматург открыто критиковал чиновников и всю английскую элиту, называя их главными виновниками того ужаса, который они допустили.

Некоторые биографы Бернарда Шоу утверждают, что в данном произведении можно заметить влияние на его творчество Чехова и Ибсена.

С этого времени Шоу еще больше убедился в том, что только социализм является единственно правильной формой существования государства.

В объятиях его величества Театра

Впрочем, своим истинным призванием Бернард Шоу справедливо считал театр, которому отдавался со всем пылом и энтузиазмом. 1888 год стал его дебютом в качестве театрального критика газеты под названием «Стар». Вначале он публиковал здесь свои заметки, касающиеся музыкального театра, но впоследствии перешел к критике драмы.

Весь этот период творчества Бернард Шоу (а это, несомненно, были весьма авторитетные творения!) вместился в трехтомнике «Нашего театра девяностых». Верный себе, внимательный и меткий критик, он большую часть своих заметок посвятил новшествам на театральных подмостках.

Как известно, во второй половине XIX века на подмостках Британии безраздельно царили мелодрамы, которые получили из уст Шоу названия добротно сделанных пьес с любовным сюжетом. Противопоставляя себя сложившемуся в те времена мейнстриму, критик заявил об очевидной актуальности драм, затрагивающих действительно жизненные ситуации, включавшие в себя конфликты внутри общества.

Вполне справедливо Бернард отмечал, что поставленные на подмостках театра произведения должны находить отклик в сердцах сограждан. Век Шекспира, по его словам, безвозвратно канул в прошлое.

Тогда же Шоу дебютировал в качестве драматурга. Начиная с его «Неприятных пьес» английский театр получил абсолютно новое течение, представленное в трактовке гениального творца как трагикомедия и трагифарс. Надо сказать, что именно эти жанры являются наиболее органичными для этого великолепного мастера.

С этого времени начинается творческий отсчет драматурга на его пути к всемирной славе. Первый громкий успех пришел к нему после постановки «Ученика дьявола» (1897). Уже в самом начале XX века он был признан гением нового театрального направления. К этому же времени относятся постановки наиболее значительных его «Майора Барбра», «Цезаря и Клеопатры», а также, безусловно, самого успешного «Человека и сверхчеловека».

В его понимании традиционная история выглядела аксиоматичной. Особых высот достигла ирония Шоу — в сочетании сатирического скепсиса и скепсиса, который ставил под сомнение саму разумность общественного устройства, а также реальность достигнутого прогресса.

Начало века совпало с поворотом во взглядах маэстро, известного своим воинствующим атеизмом, к социализму.Джордж страстно верил, что складывающаяся в России реальность способна сотворить величайшего индивидуума всех времен и народов.

Он свободен в своих взглядах, всемогущ, не имеет стремления к порочному своекорыстию, ему чужда мещанская ограниченность. Он живет в идеальном обществе, где царят равноправие и всесторонне развитая личность. Увы, история отодвинула эти мечты.

Бернард Шоу умер 2 ноября 1950, в Эйот-Сент-Лоренсе.

Драматургия

1885-1896

  • «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году) «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885-1892)

«Сердцеед» (The Philanderer, 1893)

«Профессия миссис Уоррен » (1893-1894)
«Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)

  • «Оружие и человек » ()

«Кандида» (Candida, 1894-1895)
«Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
«Поживем — увидим» (You Never Can Tell, 1895-1896)

1896-1904

  • «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans) «Ученик дьявола » (The Devil’s Disciple, 1896-1897)
  • «Цезарь и Клеопатра » (Caesar and Cleopatra, 1898)
  • «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)

«Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
«Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
«Человек и сверхчеловек» (англ.) русск. («Man and Superman », -)
«Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904-1910

  • «Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
  • «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
  • «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
  • «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
  • «Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
  • «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
  • «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries) «Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
  • «Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
  • «Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
  • «Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)

«Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910-1919

  • «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
  • «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
  • «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
  • «Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
  • «Пигмалион» (Pygmalion, 1912-1913)
  • «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
  • «Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
  • «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
  • «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
  • «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
  • «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
  • «Дом, где разбиваются сердца » (Heartbreak House, 1913-1919)

1918-1931

  • «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918-1920) Часть I. «В начале» (In the Beginning)
  • Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
  • Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
  • Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
  • Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)

«Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
«Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
«Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

1933-1950

Биография

Оглавление

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года. У него были две старшие сестры.

Его мать была красавицей, а отец — обычным пьяницей и неудачником. Почему его мать Люсинда вышла замуж за отца — до сих пор неизвестно. Мальчика воспитывали в основном подзатыльниками.

Среднее образование мальчик получал в Дублине. Он сменил четыре школы и очень ненавидел каждую из них. В 15 лет он бросил школу и пошел зарабатывать клерком в земельной конторе. Он работал очень усердно и через очень малый промежуток времени его повысили в должности главного кассира.

К 20 годам он принимает решение уехать из Дублина в Лондон. Он сказал такие слова: «Англия захватила Ирландию. Что остается мне? Покорить Англию!»

Приехав в Англию, он уже твердо решил, что станет великим писателем. Сперва он устроился работать в компанию Эдисона. Он ходил на работу днем, а ночью садился писать романы. Бернард дал себе указание в день писать по 5 страниц текста. Если не успевал сегодня, на следующий день писал уже 10 страниц.

Но печатать молодого амбициозного писателя пока не торопятся. Но Шоу хочет писать и устраивается критиком в музыкальную газету «Хорн». Писал он очень много, обо всем, обо всех и постоянно. И вскоре его начали замечать. Его стали приглашать на разные концерты, спектакли и представления, о которых он потом писал рецензии. Никто не знал, что именно он напишет. В основном это были разгромные статьи, ему как будто нравилось шокировать аудиторию.

Вскоре он покидает писать рецензии на музыкальные сочинения и окунается в совсем другую область деятельности.

Как-то раз друг Шоу Уильям Арчер предложил ему написать несколько диалогов к пьесе, которые никак не получалось придумать. Шоу соглашается, работает всю ночь. Утром он перечитывает написанные диалоги и решает, что он — величайший драматург современности. Пьесу поставили, но она с треском провалилась.

Драматург работает постоянно и изо всех сил, пишет спектакли, рассказы и выступает в качестве уличного оратора. Этот темп жизни со временем подорвал его здоровье. Мало того, он каким-то образом ломает ногу и целый год передвигается на костылях. Его сиделку звали Шарлотта. Через некоторое время Бернард и Шарлотта поженились.

Со временем его творческие труды стали оценивать по заслугам и ему даже присуждают Нобелевскую премию, но от премии он отказался.

Он продолжает много писать и становиться все более известным.

После своего 90-летия он начинает много выступать на радио.

События

17.03.2023 08:05

* * *
Внимание!
Отличная новость!
Вышла новая книга под брендом Коллекция Jaaj.Club

Наказ цыганки
автор
Ольга Сергеева

Сюжет книги повествует о жизни женщин в 5 поколениях, их судьбах и непростой доли, выпавших в разное время. Как они справляются и какой наказ был дан их родительницей — цыганкой Джафранкой, читайте в книге.. * * *

07.03.2023 12:04

* * *

07.03.2023 12:04

* * *

На минувших выходных начался
Турнир Наоборот

Турнир Наоборот — это турнир, где побеждает самый скромный автор произведения, набравший наименьший рейтинг.

Турнир носит экспериментально-развлекательный характер. Тематика свободная.

* * *

Новости 
IV Международного Писательского Турнира

В битве за выход в финал победил пользователь

ae.yanova

таким образом, обеспечив себе одно из первых мест, а также сохранив право на один проигрыш.

Теперь битва авторов развернулась в нижней части турнирной таблицы. К сожалению, проигравшему в битве «Песня мартовского кота» придётся покинуть турнир.

Всем удачи!

* * *

21.02.2023 06:22

* * *

Начался
полуфинал победителей

в
IV Международном Писательском Турнире

Победитель битвы обеспечивает себе выход в финал, а проигравший сразится в полуфинале проигравших за право выйти в  большой финал.

Всем удачи!

* * *

О чем писал Шоу?

Персонажи пьес, которых создавал драматург, были философами, простолюдинами и типичными обывателями. Они больше рассуждали о жизни, чем действовали и принимали решение.

В произведениях Шоу все неприглядные вещи и поступки всегда назывались своими именами, не вуалировались, а гротеско выставлялись напоказ.

Шоу любил посмеяться над недостатками и пороками английского общества. Простые зрители обожали его работы, а аристократия долго не могла привыкнуть к его стилю. Но все же потом и у этого социального слоя Бернард Шоу снискал признание. Великий драматург часто работал до изнеможения, полностью отдавая всего себя искусству и серьезной литературе. Его труды поздно получили заслуженную славу, но Шоу продолжал упорно трудиться, и добился успеха.

Библиография

  • Brown, G.E. «George Bernard Shaw». Evans Brothers Ltd, 1970
  • Chappelow, Alan. «Shaw the Villager and Human Being — a Biographical symposium», with a preface by Dame Sybil Thorndike (1962). «Shaw — „the Chucker-Out“», 1969. ISBN 0-404-08359-5
  • Elliot, Vivian. «Dear Mr Shaw Selections from Bernard Shaw’s postbag» Bloomsbury, 1987 ISBN 0-7475-0256-0 . With an introduction by Michael Holroyd
  • Evans, T.F. «Shaw: The Critical heritage». The Critical Heritage series. Routlege & Kegan Paul , 1976
  • Gibbs, A.M (Ed.). «Shaw: Interviews and Recollections».
  • Gibbs, A.M. «Bernard Shaw, A Life». University of Florida Press, 2005. ISBN 0-8130-2859-0
  • Henderson, Archibald. «Bernard Shaw: Playboy and Prophet». D. Appleton & Co., 1932
  • Holroyd, Michael (Etd). «The Genius of Shaw: A symposium», Hodder & Stoughton, 1979
  • Holroyd, Michael. «Bernard Shaw: The One-Volume Definitive Edition», Random House, 1998. ISBN 978-0-393-32718-2

Бернард Шоу и СССР

Достоверно известно, что писатель восхищался Иосифом Сталиным и считал социалистическую Россию лучшим государством в мире.

Когда Джорджу Бернарду Шоу исполнилось 75 лет, он посетил Советский Союз, и остался чрезвычайно довольным результатом поездки.

Стоит заметить, что изначально ему казалось, что порядок в стране может быть только при авторитарном режиме. Однако, когда в Германии к власти пришел Гитлер, он изменил свое мнение.

В 1923 г. в свет появилась одна из лучших пьес в биографии Бернарда Шоу – «Святая Иоанна». В ней рассказывалось о подвигах и трагической смерти Жанны Д’Арк.

После этого им было написано еще множество произведений, по которым ставились спектакли и снимались фильмы.

Интересно что в 1974 г. в СССР состоялась премьера фильма «Миллионерша», снятая по мотивам одноименной пьесы драматурга. На съемках участвовали одни из самых известных советских актеров, в том числе и Юрий Яковлев.

Афоризмы

Один студент во время разговора с Бернардом Шоу сказал ему, что решил бросить учебу в медицинском, чтобы заняться литературной деятельностью. «Я уверен, что принесу таким образом огромную пользу человечеству», — сказал самонадеянный студент. «Для этого совершенно не стоило посвящать себя литературе. Вы и так принесли миру огромною пользу, когда бросили занятие медициной.», — ответил драматург (видимо студент не очень хорошо учился).

Один раз Шоу пришел в ресторан, где звучала очень громкая музыка. Он позвал к себе метрдотеля и обратился к нему с такими словами:

— Ваши исполнители сыграют все, что попросишь?

— Безусловно, сер! — ответил тот.

На что писатель ответил:

— Тогда передайте им вот эти деньги и попросите их, что бы они пол часа поиграли в шахматы.

Один дебютирующий актер очень долго просил Шоу написать для него рекомендательное письмо в театр. В итоге, писатель все-таки согласился и написал заведующему театра такие строки: «Рекомендую Вам этого актера. Он играет Шерлока, Цезаря, Гамлета, и на флейте, и в бильярд. Хотя, лучше всего он играет все-таки играет в бильярд».

Ответы на письма были исключением из правил. Если бы Бернард Шоу отвечал на всю кореспонденцию (а писем ему присылали просто сотни), он бы занимался этим круглосуточно. Он нашел, как упростить себе эту задачу. Все приходящие письма были разделены на 16 категорий. К каждой категории он приготовил разноцветные карточки из уже предварительно написанными ответами. Например, тем, кто присылал ему черновик с сочинением для получения отзыва писатель отправлял карточку абрикосного цвета, на которой было написано: «Полагаю, что мое мнение не принесет никакой пользы автору. Даже если рецензию напечатают, это может серьезно навредить сочинению». Тем, кто отправлял ему свои книги для авторской подписи, он присылал карточку синего цвета. Там были напечатаны следующие слова: «Я не могу удовлетворить вашу просьбу, так как потом меня замучают спекулянты, которые охотятся за подписью автора (книги с автографами стоили дороже, чем без подписи автора)». Для тех, кто хотел узнать что-то о вегетарианской диете (драматург был вегетарианцем), была приготовлена голубая карточка, где уже были напечатаны некоторые рекомендации и рецепты.

Социальные взгляды

Важную роль в становлении Шоу как автора сыграли его политические и социальные взгляды. В 80-е годы он являлся членом Фабианского сообщества. Идеи, которые пропагандирует эта ассоциация, просто понять, если узнать, откуда произошло ее название. Сообщество названо в честь римского полководца Фабия Кунктатора, который смог одержать победу над жестоким карфагенским правителем Ганнибалом именно потому, что сумел выждать и выбрать подходящий момент. Этой же тактике следовали и фабианцы, которые тоже предпочитали выжидать, пока появится возможность раздавить капитализм.

Бернард Шоу, произведения которого преследуют цель открыть читателю новые проблемы современности, был ярым приверженцем изменений в обществе. Он хотел изменить не только закоренелые устои капитализма, но и провести тотальные инновации в драматическом искусстве.

«Профессия миссис Уоррен»

Одна из самых популярных пьес автора является злой сатирой на викторианскую Англию. Так же как и Ибсен, Бернард Шоу показывает глубокое несоответствие между видимостью и реальностью, внешней респектабельностью и внутренней ничтожностью своих героев.

Главная героиня пьесы – девушка легкого поведения, которая смогла накопить серьезный капитал при помощи своего ремесла. Пытаясь оправдаться перед своей дочерью, которая понятия не имеет об источнике семейного дохода, миссис Уоррен рассказывает о полнейшей нищете, в которой ей приходилось жить ранее, утверждая, что именно это подтолкнуло ее к такому образу жизни. Кому-то такой род деятельности может прийтись не по вкусу, но Бернард Шоу объясняет читателю, что миссис Уоррен стала жертвой несправедливого устройства социума. Автор не осуждает свою героиню, ведь она просто пошла на поводу у общества, которое гласит, что все пути наживы хороши.

Ретроспективно-аналитическая композиция, которую Шоу позаимствовал у Ибсена, здесь реализуется по самой своей стандартной схеме: правда, касающаяся жизни миссис Уоррен, открывается постепенно. В финале пьесы решающей является дискуссия между главной героиней и ее дочерью, образ которой стал первой попыткой автора изобразить положительного героя.

Библиография

  • Brown, G.E. «George Bernard Shaw». Evans Brothers Ltd, 1970
  • Chappelow, Alan. «Shaw the Villager and Human Being — a Biographical symposium», with a preface by Dame Sybil Thorndike (1962). «Shaw — „the Chucker-Out“», 1969. ISBN 0-404-08359-5
  • Elliot, Vivian. «Dear Mr Shaw Selections from Bernard Shaw’s postbag» Bloomsbury, 1987 ISBN 0-7475-0256-0 . With an introduction by Michael Holroyd
  • Evans, T.F. «Shaw: The Critical heritage». The Critical Heritage series. Routlege & Kegan Paul , 1976
  • Gibbs, A.M (Ed.). «Shaw: Interviews and Recollections».
  • Gibbs, A.M. «Bernard Shaw, A Life». University of Florida Press, 2005. ISBN 0-8130-2859-0
  • Henderson, Archibald. «Bernard Shaw: Playboy and Prophet». D. Appleton & Co., 1932
  • Holroyd, Michael (Etd). «The Genius of Shaw: A symposium», Hodder & Stoughton, 1979
  • Holroyd, Michael. «Bernard Shaw: The One-Volume Definitive Edition», Random House, 1998. ISBN 978-0-393-32718-2

Бернард Шоу и Ибсен

Невозможно отрицать тот факт, что Шоу являлся самым верным поклонником таланта Ибсена. Он полностью поддерживал взгляды норвежского драматурга на необходимые изменения в современной литературе. Кроме того, Шоу занимался активной пропагандой идей своего кумира. В 1891 году он стал автором книги «Квинтэссенция ибсенизма», в которой он демонстрирует свою ненависть к буржуазной лжеморали и стремление к разрушению фальшивых идеалов.

По мнению Шоу, новаторство Ибсена проявляется в создании острых конфликтов и наличии разумных, тонких дискуссий. Именно благодаря Ибсену, Чехову и Шоу дискуссия стала неотъемлемой частью новой драматургии.

Литературный великан

К концу 19-го века, начиная с Цезаря и Клеопатры (написано в 1898 году), письменность Шоу стала самостоятельной — продукт зрелого писателя, поражающего все цилиндры. В 1903 году Шоу написал «Человек и Супермен», чей третий акт «Дон Жуан в аду» достиг статуса, большего, чем сама пьеса, и часто ставится как отдельная пьеса.В то время как Шоу писал пьесы в течение следующих 50 лет, пьесы, написанные через 20 лет после того, как «Человек и Супермен» стали основополагающими пьесами в его творчестве. Такие работы, как «Майор Барбара» (1905), «Дилемма доктора» (1906), «Пигмалион» (1912), «Андроклз и лев» (1912) и «Сент-Джоан» (1923), прочно утвердили Шоу в качестве ведущего драматурга своего времени. В 1925 году Шоу был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Пигмалион, одна из самых известных пьес Шоу, была адаптирована к большому экрану в 1938 году, получив Шоу премию Оскар за написание сценария. Пигмалион получил дальнейшую известность, когда он был адаптирован в мюзикл и стал хитом, сначала на бродвейской сцене (1956) с Рексом Харрисоном и Джули Эндрюс, а затем на экране (1964) с Харрисоном и Одри Хепберн.

Шоу умер в 1950 году в возрасте 94 лет, работая над еще одной пьесой.

«Тележка с яблоками»

В одной из своих самых популярных пьес — «Тележка с яблоками» — драматург рассказывает об особенностях общественно-политического положения Англии первой трети XX века. Центральная тема пьесы – дискуссия о политической знати, короле Магнусе и кабинете министров. Министры, которые были избраны народом, т. е. демократическим способом, требуют установления конституционного типа правления государством, в то время как король настаивает на том, чтобы вся власть в государстве принадлежала исключительно правительству. Сатиричная дискуссия с элементами пародии позволяет автору отобразить свое истинное отношении к институту государственной власти и объяснить, кто управляет страной на самом деле.

Бернард Шоу, биография которого отображает все его презрительное отношение к любой тиранической власти, стремится отобразить истинную подоплеку государственного конфликта не только в противоборстве самодержавия и квазидеморкатии, но и в «плутократии». По словам автора, под понятием «плутократия» он подразумевает явление, которое прикрываясь защитой демократии, уничтожило королевскую власть и саму демократию. Произошло это, конечно, не без помощи власть имущих, утверждает Бернард Шоу. Цитаты из произведения могут только подкрепить это мнение. Например: «Король — это идеал, созданный кучкой плутов, чтобы удобнее было руководить страной, используя короля, как марионетку», — утверждает Магнус.

Поездка в СССР

Почтовая марка СССР, 1956 год

С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным. Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке — коммуне им. Ленина Тамбовской области, считавшейся образцовой. Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил:

«Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны — страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику:

«Сталин — очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса… Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи».

А уже в Лондоне 6 сентября 1931 года в своём докладе на тему поездки драматург говорил:

«В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».

Будучи социалистом по своим политическим взглядам, Бернард Шоу стал также сторонником сталинизма и «другого СССР». Так, в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он подводит теоретическую базу под репрессии ОГПУ против врагов народа. В открытом письме в редакцию газеты Manchester Guardian

Бернард Шоу называет появившиеся в прессе сведения о голоде в СССР (1932—1933) фальшивкой.

В письме в газету Labour Monthly

Бернард Шоу также открыто выступил на стороне Сталина и Лысенко в кампании против ученых-генетиков.

«Пигмалион»

Среди произведений Шоу довоенных лет ярко выделяется комедия «Пигмалион». При написании этой пьесы автор был вдохновлен античным мифом. В нем идет речь о скульпторе по имени Пигмалион, который влюбился в созданное им самим изваяние и попросил богиню Афродиту оживить это творение, после чего прекрасная ожившая статуя стала женой своего творца.

Шоу написал современную версию мифа, в которой главные герои уже не мифичны, это простые люди, но мотив остается одним и тем же: автор шлифует свое творение. В роли Пигмалона здесь выступает профессор Хиггинс, который старается сделать леди из простушки Элизы, но в результате сам, очарованный ее естественностью, меняется к лучшему. Именно здесь встает вопрос о том, кто из двух героев является автором, а кто творением, хотя главным созидателем, конечно, стал сам Бернард Шоу.

Биография Элизы вполне типична для представительниц того времени, а преуспевший профессор фонетики Хиггинс хочет, чтобы она забыла о том, что окружало ее ранее, и стала светской дамой. В результате «скульптору» это удалось. Чудесным превращением главной героини Шоу хотел показать, что, по сути, не существует различия между разными социальными группами. В любом человеке может быть заложен потенциал, проблема состоит только в том, что у бедной прослойки населения нет возможности его реализовать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: