Сообщение о гуслях 4 класс

Виды гуслей

Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к «пятке» (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента обычно бывает 4-5 см, а длина — не более 800 мм. Особенной чертой, которая и дала название этого вида инструменту, является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей от 5 до 17 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны («бряцание») и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника «набивания», «выборная», «подщипывания»). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Стационарные

Категория стационарных гуслей объединяет клавишные и щипковые модели, обладающие хроматическим звукорядом. Их особенность заключается в фиксации на определенном месте для облегчения игры. Внешне инструмент может напоминать клавир, быть столообразным или прямоугольным. Музыкант может сидеть или стоять возле установки и использовать для игры обе руки.

Концертные

Клавишные гусли, так же известные, как концертные, обладают охватом звуковысот от 4 до 6 октав. Количество звучащих прутиков на устройстве с клавишами – от 49 до 66, причем наибольшее количество приходится, как правило, на оркестровые модели. Устройство оборудовано специальной системой с 12 клавишами, как у фортепиано. При нажиме на них доступными становятся только те струнки, которым и требуется зазвучать.

Электронные

Любители современных технологий вовсю наслаждаются электронными гуслями с подзвучкой, хотя многие гусляры даже не воспринимают их всерьез. Обычно их стилизуют под этнические модели и оборудуют гитарными колками.

Другие

Под академическими, или звончатыми, обычно подразумеваются измененные крыловидные гусли: без крыла и с большим количеством струнок. Также у них смонтирована специальная подставка возле колок. Во время игры левой рукой обычно фоново происходит выщипывание, а правая ведет мелодию. Перекрестные гусли были разработаны в середине прошлого века. Они представляют собой инструмент с очень сложной акустической системой, обладающий крупными габаритами и 50 струнами.

Гусли и лебединый строй

Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.

Мифологическая птица-лебедь, которую называют Острафиль (Острахвиль), выступает «старшей» в строе лебедей, ведущей за собой всю стаю

В ряде гуслей наиболее важное значение отдается нижней струне, в народе именуемой «басок». Она — точка отсчета и именно по настройке «баска» задается звуковой тон всех остальных струн.

Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как лебедь-мать мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.

Изготовление

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда — из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) — кедр. Раньше так же использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплёной и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Разновидности и типы гуслей

Важно знать, что русский народный инструмент гусли совсем не так прост, как кажется. Много веков назад, когда, казалось бы, людям жилось нелегко, были придуманы четыре вида инструмента. Позже в употребление был также введён клавишный вариант, однако его уже нельзя назвать элементом национального колорита

Позже в употребление был также введён клавишный вариант, однако его уже нельзя назвать элементом национального колорита.

Рассматриваемый нами щипковый инструмент подразделяется на крыловидные, лирообразные, шлемовидные и стационарные гусли. Давайте познакомимся с ними поближе.

Крыловидные

Эта самая простая и распространённая вариация нашего инструмента. Своё название он получил за схожесть с крылом крупной птицы. В народе также нередко именуется яворчатыми гуслями.

Звончатая разновидность появилась на Руси раньше остальных типов. Изготавливалась она, как правило, из коры белого клёна – одного из самых прочных и надёжных в то время материалов. Это дерево имеет название «яров», которое и подарило имя первому экземпляру. На корпусе присутствует 5-17 металлических струн.

Крыловидные гусли обладают очень ярким и звонким голосом. Их песню можно услышать в любом уголке большого концертного зала. Несмотря на это, чаще всего они играют роль «фонового» инструмента, аккомпанируя голосу певца или более яркому участнику оркестра.

Шлемовидные

Следующий тип впервые был представлен обществу лишь во второй половине четырнадцатого века. В народе их прозвали гусли-псалтирь за предполагаемое происхождение от западного псалтериума – щипкового инструмента с треугольным корпусом.

Считается, что играть на шлемовидных гуслях сложнее, чем на любых других. Это связано с тем, что на их корпусе присутствует от 10 до 26 струн. Для исполнения даже незамысловатой мелодии требуется хорошая реакция и ловкость рук.

Имеют форму древнерусского шлема, а техника игры была заимствована у населения нынешней республики Марий Эл. Согласно требованиям, правая рука отвечает за виртуозные ритмы и музыкальные фигуры, а левой в это время зажимаются аккорды.

Лирообразные

Знаете ли вы, что гусли – это близкие родственники арфы  и цитры? Ярким доказательством этого факта является существование лирообразного инструмента, или гуслей с игровым окном.

В корпусе присутствует отверстие средних размеров, предназначенное для руки музыканта. Молодой человек мог просто взять такие гусли, прижать их к бедру более узким концом и наигрывать любимые мелодии даже на ходу. Поэтому без этой разновидности не обходились во время гуляний и праздников, считая их наименее громоздким вариантом.

На «теле» гуслей присутствует пять струн, благодаря чему они имеют технику игры, похожую на классическую гитару. Их родиной считается Великий Новгород, славившийся своими мастерами и умельцами. Сейчас лирообразные гусли считаются редкостью, а оставшиеся экземпляры содержатся в музеях под строгой охраной.

Стационарные

Прямоугольные непереносные гусли можно даже назвать «гуслеобразным роялем». На нём, как правило, играют сидя на специальном табурете

Чтобы освоить игру на таком инструменте, важно изучить нотную грамоту и «приучить» пальцы к поочерёдному нажатию на 55-60 струн. Техника похожа на классическую фортепианную

Среди стационарных гуслей также выделяют подтип клавишных. Изобретены они были лишь в начале двадцатого века, благодаря стараниям Николая Фомина – советского композитора. Корпус инструмента разделён на части: клавиши и струны. Примерно пятую часть от его длины занимает клавишный сегмент. С его помощью музыкант создаёт аккомпанемент, играя левой рукой.

Струны перебираются правой рукой, наигрывая мелодию в диапазоне четырёх-шести октав. Иногда используется медиатор, но профессионалы чаще всего обходятся без него.

Такая разновидность гуслей является нередким участником ансамблей и оркестров и отвечает за «задний» план исполняемой композиции, то есть за аккомпанемент. Игра аккордами – приоритетный метод исполнения на клавироподобных гуслях.

Возникновение гуслей на Руси

Такое необычное и мелодичное название струнный щипковый инструмент получил от слова «гусла» (с древнерусского переводится как «струна»). Еще в древности так называли тетиву лука. Когда тетиву отпускали, она издавала характерный звук, похожий воспроизводят и сами гусли.

Точный год возникновения историки не называют, однако первое предполагаемое свидетельство о существовании музыкального инструмента датируется 591 годом. Сохранились рассказы греческого историка Симокатта, который утверждал, что гонцы-славяне имели при себе кифары. Кифара – еще один древний музыкальный инструмент, разновидность лиры. Были распространены в Древней Греции.

Первое упоминание точного названия «гусли» – 11 век (согласно первой археологической находке).

Гусли – как неотъемлемая часть русской культуры

Гусли занимают почетное место во многих сказаниях, повестях и преданиях. Так на гуслях виртуозно играл богатырь Добрыня Никитич, добрый молодец Садко, богатый гость Соловей Будимирович, Боян из поэмы «Слова о полку Игореве». Даже сложился определенный образ гусляра – обаятельный певец, сказитель. Свои легенды и былины он сопровождал приятной музыкой, что извлекалась из гуслей. Так появилось еще одно обозначение для музыкантов – «сказители».

Гусли не раз изображались и различными художниками. Так в 1899 году Васнецов написал картину «Гусляры», на ней сразу три человека играют на гуслях. Умудренный опытом седой старец, мужчина в лаптях и два молодых человека в лаптях. В картинах ключевую роль часто играл именно музыкальный инструмент, на нем делался акцент. А иногда он становился ключевым звеном в композиции.

Есть интересный момент и в Библии – Царь Давид исполнял стихотворения под аккомпанемент гуслей. Своей игрой и пением ему даже удалось изгнать злого духа.

Интересные факты

  • Гусли часто сравнивают с лебедями. Эти птицы, когда улетают, всегда держат ровный строй. В таком же строгом порядке расположены и струны на гуслях.
  • В современном мире человек, музыкант с гуслями называют «гуслист». Но если упоминание в контексте былин и легенд, то используют старинный термин «гусляр».
  • Иван Грозный считал этот инструмент красивым и звучным, поэтому собрал личный ансамбль гусляров при дворе.
  • Гусли не всегда являлись предметом народной любви, были времена, когда их запрещали. С 12 до 16 века Священники порицали игру на гуслях, считая инструмент порочным. А всем сказителям предрекали вечные муки.

Гусли – не просто старинный инструмент, это огромная и многогранная часть истории

Они занимали важное место в жизни славян, былины и рассказы с участием гуслей передавались из века в век, из семьи в семью

Сейчас гусли снова входят в моду. Музыкальные ансамбли с гуслями – это самобытно, аутентично и свежо. Душевная музыка со старинным звучанием и новое прочтение от талантливых артистов наших дней – своеобразный мостик. К нашим истокам, к нашим предкам, к нашей культуре.

Какие бывают гусли

Гусли отличаются размерами, формой, числом струн и звучанием. Большие гусли в длину достигают 85 см, маленькие – около 35.

Основные виды инструмента:

  1. Шлемовидные.
  2. Крыловидные.
  3. Столовидные.
  4. Лирообразные.

Гусли-псалтирь

Шлемовидные гусли (псалтированные) сейчас редкость. Количество струн колеблется от 11 до 36, натянуты они параллельно друг другу. Клееный корпус из ели формой похож на шлем или холм. Самые известные были с 25 струнами. Играют преимущественно сидя, методом пощипывания, при этом держат инструмент на коленях. Настройка у них, как и у крыловидных, с пониженной седьмой ступенью.

По конструкции похожи на псалтирь – музыкальный инструмент греков и еврейский киннор. Разновидностей таких гуслей несколько:

  • чувашские;
  • черемисские;
  • похожие на финский кантеле и латышский кокле.

Псалтирь

Крыловидные

Крыловидные гусли, напоминавшие своей формой крыло, были повсеместно распространены на Руси вплоть до XVI века. Струны натянуты не параллельно, а расположены веером, расширяясь в сторону колков. Самые древние из них, яворные, делали из древесины белого клена (явора). В их конструкции есть так называемый окрылок, предназначенный для улучшения качества звука.

Звончатые пришли на смену яворным. Металлические струны были звонче и громче прежних. На инструмент стали устанавливать до 17 струн. Традиционные крыловидные гусли были выдолблены из куска высушенного дерева или клееные, с количеством струн от 6 до 9 штук. Играют на них чаще всего бряцанием и щипком, поставив инструмент вертикально. Освоить принципы игры на традиционных гуслях можно за пару уроков.

Второе название крыловидных гуслей – академические, концертные. Это усовершенствованная форма традиционных крыловидных гуслей. Они используются в музыкальных ансамблях. Без самоучителя или преподавателя научится игре на академических гуслях вряд ли получится. Музыканты Смоленский и Привалов придали им треугольную форму. Появились разновидности для ансамблей: бас, альт, прима, пикколо. Число струн стало фиксированным – 12-13.

Крыловидные

Стационарные

Столовидные гусли называют стационарными, потому что для переноски они не предназначены. Кроме больших размеров они отличаются наличием крышки, закрывающей струны. Делятся на два типа: щипковые и клавишные. Звукоряд изначально был диатонический, но позже изобрели хроматические.

Щипковые были популярны в XVIII веке среди дворян и духовенства, количество струн колебалось от 55 до 66. Возле них можно было стоять или сидеть.

Клавишные создал в 1905 году Н. А. Фомин. Они отличаются фортепианным строем, струны соответствующие белым клавишам располагаются выше соответствующих черных. При игре задействованы обе руки – левая для аккомпанемента, правая для мелодии. Клавирообразные гусли используют в профессиональных оркестрах для исполнения сложных партий, так как звучание у них многоголосое.

Лировидные

Лировидные, новгородские – пятиструнные гусли с игровым окном, сквозным проемом со стороны корпуса. Они существовали ещё в XI веке в Новгороде. Дека выполнена из ели, дуба или сосны с круглым отверстием резонатором. Инструмент похож на лиру. Играли на лировидных гуслях во время движения, крепя их на бедре шнурком или ремешком. Левой рукой зажимали струны через игровое окно, правой играли.

Лировидные

Гусли. История древнего инструмента

…Зазвенела тетива,
Вспорхнула стрела…

Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества
скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов
этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента,
как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась
на лук.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам
одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый
сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор,
усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и  монашестве»,
миниатюрист изобразил в  буквице «Д» фигуру царя (возможно псалмопевца Давида),
играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена
на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно,
напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились
гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась
и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие
времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно
любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./
А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться
«звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической
традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей.
Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные
певцы нелестно пели о властях.

…О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев

Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно
стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес
к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время
изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки
дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда
архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный
инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые
— столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый
колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры
— сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях,
так и пения под гусли.  Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом
игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика,
установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность
выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем
инструменте.

К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить
о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются
гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы
этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения,
войны, удовольствия… Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой
ракеты класса «земля — воздух», с лихвой хватило бы на строительство маленькой
музыкальной фабрики. Как все это печально и больно осознавать сегодня. Но… гусли
звучат и будут звучать вечно!

Лавров Геннадий Иванович.
25.01.2000

Где сегодня играют на гуслях

Сегодня гусли — это свежо и аутентично. Этно-культура и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его предками.

Благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.

Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.

Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.

Может быть интересно: Великий Гусляр Древней Руси — Мудрец, Предсказатель или Творец Миров? (Образы певцов гусляров в русской культуре. Самые известные гусляры Руси. Анализ былины Садко, Соловей Будимирович, эпоса Калевала, стиха о Егории Храбром. Царь гусляр, купец гусляр, Великий гусляр, Вещий Баян).

История инструмента

История гуслей всех разновидностей идёт от единого корня. По одной версии инструмент пришел с востока, где иранский сантур и китайский гуцинь были известны еще до нашей эры. По другой – распространению инструмента способствовали римляне.

Русские музыковеды утверждают, что происхождение инструмента славянское. Название “гусли” берет свое начало от слова “гусла” – тетива. Русские гусли считают усовершенствованной версией музыкального лука.

В исторических документах первое упоминание о гуслях относится к VI веку. Византийский летописец называет инструмент “кифарой” из-за их сходства. По археологическим данным в Древней Руси уже в XI веке звенели на гуслях. Делали их из высушенной кленовой или еловой древесины. Кленовые гусли именовались яворными. Струны на них изготавливали из крученых жил животных. Позже, когда струны стали делать из металла, гусли стали называться звончатыми.

С XII по XVI века гусли растеряли свою популярность и даже были объявлены вне закона. Гуслистов наказывали за связь с язычеством, инструмент изымали и сжигали.

В XVIII веке известность обрели столовидные щипковые гусли. Они изредка встречались в дворянских домах. В начале прошлого века интерес к народному инструменту возродился, умельцы добились лучшего звучания.

Краткая история происхождения

Как ни странно, национальные гусли – совсем не уникальный музыкальный инструмент. Они были изобретены в Древней Руси по образу и подобию латвийских, литовских, польских, финских, эстонских и даже греческих. Примечательно, что ещё в русских преданиях встречается упоминание об этом загадочном инструменте. С ним, по мнению народа, расхаживал Садко и Добрыня Никитич.

Вклад в развитие русских гуслей внесли и многие народы современной России. Своими идеями со славянами активно делились чуваши, марийцы, карелы и мордва.

Первое упоминание о предмете относится к восьмому-девятому веку. Интересным фактом является то, что русские люди поражали своей игрой иностранных купцов и помещиков. Даже несмотря на то, что у европейцев имелась собственная разновидность гуслей и отечественные музыканты, наши предки пользовались большой популярностью в кругах просвещённых людей.

Таким образом, можно сказать, что первые гусли появились почти пятнадцать столетий назад, а упоминания о них – несколькими веками позже. С того времени и началась история одного из интереснейших представителей национальной культуры.

Особенности игры

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни» и «под пляску», «под драку». Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным «маршевым» ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-ой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до. В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон — постоянно звучащие струны во время игры (как у волынки дополнительные дудки или как у колёсной лиры и у гудка). При определённых наигрышах брудоны могут глушиться.

Настройка бурдонов:

  1. для 9-ти струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-ти струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-ти струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-ти струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель,санквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

Интересное о гуслях

Человека, играющего на гуслях, сегодня называют гуслист, а не гусляр. Именно это название считается верным для профессиональных музыкантов. Впрочем, применительно к древним сказителям чаще всего используют другой термин — гусляр. Народный певец, аккомпанирующий себе на гуслях — это также гусляр. Гуслист — слово закрепившееся уже в XIX веке.

В.М.Васнецов. Царевна-лягушка.

Для развлечения и из эстетических побуждений, при дворе Ивана Грозного был организован личный ансамбль гусляров. Екатерина II также разделяла любовь к звучанию гуслей.

Мировой столицей гусельной культуры считается Санкт-Петербург. Именно там был организован знаменитый «Петербургский клуб гусляров».

Слово «Словиша», которым теперь нередко именуют марки гуслей, ансамбли и группы, было выгравировано на гуслях, найденных на раскопках в Новгороде. На них четко видно слово «Словиша», которое, по всей видимости,- либо имя гусляра, либо название, данное инструменту.

В некоторые периоды истории гусли были вовсе запрещены. Так, с XII по XVI века инструмент считался «порочным». Священники обрекали гусляров на вечные муки, более того — среди вопросов, задаваемых исповедующемуся человеку, были такие: «Пел ли ты бесовские песни? Играл ли на гуслях?» Во время правления Алексея Михайловича Романова гусли массово сжигались. Решение было основано на том убеждении, что такая музыка прославляет языческие верования, а не христианство, тогда уже прочно укоренившееся на Руси.

Доклад №5 Мзыкальный инструмент — гусли доклад

Музыка появилась практически с зарождением самого разумного человечества. Сначала люди слушали и подрожали звукам природы, к примеру, они могли слушать капли дождя и имитировать ритм с помощью доступных предметов. После этого появились и различные инструменты, которые позволили создавать музыку более разумно и многообразно.

Одним из самых первых музыкальных инструментов считается лук, точнее, его тетива, которая может издавать различные звуки. Как известно, если менять натяжение или зажать тетиву в какой-то части, то звук будет меняться. Об этом писал еще Пифагор, который измеряя длины струны определил частоту вибраций и выявил разные ноты.

Гусли тоже, по сути, являются потомками лука как музыкального инструмента. Только струны снабжались резонаторами – полостями, которые усиливали звук и использовались для того чтобы прикреплять струну. Кстати, издревле на Руси струна для лука называлась гусла, вероятно, отсюда и название самого распространенного струнного инструмента.

Сначала делали так называемые шлемовидные гусли, которые имели корпус похожий на шлем, но после этого стали делать крыловидные. Именно образ крыловидных гуслей наиболее распространен и появляется в сознании у большинства людей, которые слышат данное слово. По форме они напоминают трапецию, но есть сторона с красивым изгибом (хотя может и не быть) который похож на изгиб крыла.

Гусли известны на Руси с давних времен и были одним из основных народных инструментов, при этом во многих других странах гуслей не знали и мастерство русских музыкантов удивляло иностранцев. Изначально для создания инструмента использовали цельный кусок древесины. Чаще всего брали ель или клен, в котором выдалбливали полость нужного размера и натягивали сверху струны, которые со временем стали металлическими и давали характерный звон, поэтому и гусли такие стали называть звончатыми.

На протяжении существенного времени гусли были народным инструментом и прочно составляли существенную часть культуры страны. Они были связаны не только с музыкой и с традицией передачи сказаний и даже тайных знаний. Образы гусляров прочно вошли в народную культуру, к примеру, Садко является гусляром и он не просто играет на гуслях, но и обладает тайными силами, способен подчинить морского царя.

Со временем гусли исчезли из обихода, стали под запретом. Однако сейчас искусство создания гуслей постепенно возрождается снова.

2, 3, 4 класс

Как звучат гусли

Звук вызывается пальцами при задевании гибких струн инструмента. На разных видах инструмента играют по-разному. Есть несколько способов извлечения звука:

  • Щипок (пиццикато) – получение звука щипком подушечек пальцев;
  • Тремоло – легкие чередующиеся удары по струнам вверх-вниз, быстро и с определенной частотой;
  • Арпеджио – звучание от низких аккордов к высоким и наоборот;
  • Глиссандо – скольжение медиатором или пальцами по открытым струнам;
  • Бряцание – поочередные удары кистью вверх-вниз.

Семиструнные гусли, как и 20 – 25 струнные, имеют диатонический строй, клавирообразные – фортепианный.

Иногда инструмент настраивали в минорный звукоряд.

Гусли и современность

В современном обществе гусли не утратили своего народного значения

Произошло это потому, что на уроках в школе этой теме уделяется определенной внимание. Существует литература, где для ребенка начальных классов ведется рассказ об этом древнем музыкальном изделии

По картинкам пишутся сочинения. Учащимися старших классов составляются краткие доклады про развитие инструмента на протяжении ряда веков.

Сейчас тоже проходят концерты народной музыки, и гусли являются основной составляющей общей картины. Они дают ясное понятие, какой интерес может вызвать такая постановка представления. Звучание музыки мягкое, оно хорошо накладывается на общий фон оркестра, не вызывая диссонанса. При этом звук хорошо слышен, он не затмевается общим фоном. И это естественно. Ведь в древние времена звук гуслей был слышен на большие расстояния.

Если идет сольное выступление артиста, то с целью выделения голоса певца, игра на гуслях ведется в режиме стаккато.

Конечно, сейчас трудно встретить на улице умелого гусляра, но традиции остались. Их нужно беречь и поддерживать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: