Освоение долины Ганга
Основным
достижением ведийских индийцев было хозяйственное освоение и прочное заселение
большей части долины Ганга, до того покрытой джунглями. Возникшие здесь ранее
очаги (например, Чиранд в Бихаре) были крайне редки. Наступление в долину Ганга
велось с юга, откуда проникали земледельческие племена дравидов и мунда,
и с севера — племена предгорьев Гималаев. Но главное направление колонизации,
завершившейся созданием постоянных поселений и городов, — с северо-запада на
юго-восток, из Пенджаба и Раджастхана.
Процесс освоения
долины Ганга был длительным и стихийным. Индоарийские племена вступали в контакт
с «аборигенным» населением, приспосабливались к местным условиям жизни и
хозяйственной деятельности. Если судить по историческим преданиям и мифам, в
тот период они уже считали себя жителями Индии. Продвигаться по территории,
сплошь поросшей лесом, было весьма затруднительно, но индоарии знали железо,
были мобильны. Они двигались и по рекам.
К середине I тысячелетия до н.э. долина Ганга
была в основном освоена, несмотря на то, что значительные площади еще
оставались под лесами и болотами, особенно в нижнем течении реки. Раскопки в
Атранджикхере, Джодхпуре и в районах, прилегающих к Гангу с запада, показывают,
что железо в этом районе вряд ли появилось ранее XI в. до н.э.; широкое же распространение орудий из него
наблюдалось в первой половине I тысячелетия
до н.э. Благодаря своей дешевизне и доступности оно быстро вытеснило камень и
медь как материал для производства оружия и орудий труда.
Носители
«культуры серой расписной керамики» изготовляли из железа наконечники стрел и
копий, гарпуны, ножи, домашнюю утварь, а также строительные инструменты
(долота, иглы, гвозди, пластины, щипцы, прутья), земледельческие орудия (серпы,
топоры, очевидно, для рубки леса), украшения (кольца). В целом добыча и
обработка железа были главным техническим достижением этого периода, имевшим
определяющее значение для всей хозяйственной деятельности. Более совершенные
орудия труда позволили осваивать новые площади. Это требовало больших усилий,
но зато щедро вознаграждало земледельца. Архелогические раскопки
свидетельствуют о знакомстве создателей «культуры серой расписной керамики» с
рисом, пшеницей, ячменем. В поздней ведийской литературе рис фигурирует как
одна из основных культур, причем были известны различные его сорта (черный,
белый, скороспелый и др.). Наряду с ним в текстах встречаются упоминания о
ячмене, пшенице, разных видах просяных и бобовых. Индийцы в то время знали
сахарных тростник. Из масличных выращивали кунжут, из технических — лен.
Земледелие этого периода уже нельзя считать примитивным: при пахоте часто употреблялся
плуг, несмотря на то, что и мотыга продолжала играть важную роль. В плуг
впрягали волов.
Довольно
значительным был удельный вес скотоводства. Из домашних животных были известны
коровы, буйволы, овцы, козы, ослы, верблюды, лошади. Главным богатством индийца
считался скот, прежде всего быки, которые были тягловой силой, и коровы,
дававшие важнейшие продукты питания. В верованиях постепенно корова начинает
занимать особое место
Важное значение ее в хозяйстве было решающим фактором,
приведшим к появлению культа коровы как одного из основных элементов
религиозной практики индуизма
Ведийские индийцы
не создали таких развитых и мощных городских центров, как хараппцы. Хотя
жители бассейна Ганга иногда и основывали свои поселения на месте бывших
хараппских городов, прежние традиции строительного искусства были в
значительной мере утрачены. Постепенно города превратились в центры
сосредоточения ремесла, выделившегося в самостоятельную отрасль экономики. В
них производились сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, ткани,
посуда из металла, камня, дерева и глины, разнообразные украшения. Раскопки
показали высокий уровень керамического производства в древних городах долины
Ганга. Ведийский период отмечен ростом обмена между отдельным племенами, регулярной
торговли.
Города и поселения
Крупные города
состояли из двух главных частей: цитадели – искусственной продолговатой
платформы высотой 30–50 футов и площадью примерно 400×200 ярдов, где, по всей вероятности,
размещались местные власти, а возможно, и жреческая элита. Она была защищена
зубчатыми стенами, на ней возводились общественные здания. Ниже цитадели
располагался собственно город, занимавший площадь не менее квадратной мили.
Главные улицы, некоторые до 30 футов шириной, были совершенно прямыми. Они
разделяли город на большие кварталы, внутри которых вилась сеть узких
переулков. Дома, часто высотой в два этажа и более, хотя и различных размеров,
все строились по одному и тому же плану: вокруг прямоугольного двора
располагалось несколько комнат. Вход обычно вел с бокового переулка, и окна
выходили не на улицу, которая из-за этого представляла собой, очевидно,
однообразное чередование унылых кирпичных стен. Выстроенные из кирпича
городские строения (дома, дворцы, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной
системой канализации и даже соединенные каналом с рекой сооружения типа верфи —
все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и,
следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать
существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело, а также торговых
связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем, хотя нет сомнений, что
жители индских городов не проявили склонности заимствовать технические достижения
более развитой культуры. Раскопки свидетельствуют о хорошо налаженной системе
водоснабжения, а система канализации, тщательно разработанная, была, пожалуй,
самой совершенной на древнем Востоке. Даже римская цивилизация не имела такой
системы водопровода.
При больших домах
имелись свои колодцы, на улицах — колодцы общественного пользования. На улицах
городов помещались лавки и мастерские ремесленников, различные общественные
постройки, в частности городской рынок. Тщательная планировка и благоустройство
городов, наличие общественных построек могут говорить о существовании
централизованной власти. Правильная планировка улиц и строгое единообразие на
всей территории хараппской культуры таких деталей, как единицы мер и весов,
размер кирпичей и даже план расположения больших городов, предполагают скорее
одно централизованное государство, чем множество свободных общин.
Возможно,
наиболее яркая особенность этой культуры – ее чрезвычайный консерватизм. В
Мохенджо – Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того как
уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились
почти точно на месте прежних, с очень незначительными отклонениями в плане
фундамента; на протяжении, по крайней мере, тысячелетия расположение улиц города
оставалось неизменным.
Письменность
индских городов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории.
Города долины
Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны. Они быстро и ярко
расцветали и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок
и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается
пятью-шестью веками, с конца XXIV до XVIII в. до. н.э. некоторые данные говорят
о том, что упадок очагов индийской городской культуры начался за долго до их исчезновения
и что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением
порядка и администрации и, возможно, с изменением русла Инда и затоплением
городов.
Индийские Веды и деление на касты
В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:
Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
Те, что медом пропитаны,
мед источают,
медом воздействуют,
Те, что приносят жертву
и богатство богам,
Великую славу, дбычу и мужество нам.
А вот как звучит заклинание при постройке дома:
Вот здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями,
богатая коровами,
богатая радостями,
Богатая силой,
богатая жиром,
богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу!
Это слава Вед — древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати» — «дважды рожденных». Кто они?
Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати«, а ученые — «варны«). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так.
Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рожденными». Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд «упанаяна«, сопровождавшийся торжественным надеванием «упавита«. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.
Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья» — «неприкосновенные«. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.
Царь, военную знать представляли кшатрии — «наделенный могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа» (царь, вождь) относится именно к кшатриям.
Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям.
Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рожденным».
Кшатрий — представитель индийской касты воинов
Первые из государств в истории Индии
За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.
Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.
Создание государства
В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.
Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.
Образование каст
За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.
Образование государств
Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.
В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.
Проникновение ислама
В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.
Культура, наука и искусство Древней Индии
Культура Древней Индии — одна из самых богатых во всем мире. Ее отличают высокий уровень материального и духовного развития.Древнейшие священные тексты Индии – Веды содержали в себе не только религиозные учения, но и знания в области астрономии, медицины, математики, химии, музыки, военного искусства, архитектуры. Для написания этих текстов использовался специальный язык – санскрит, который понимали только брахманы (жрецы) и кшатрии (воины-правители).
Индийское изобразительное искусство, архитектура и литература были тесно связаны с религией. Самыми величественными сооружениями были храмы. Их строили с особенной роскошью, украшали многочисленными скульптурами, золотой росписью. Некоторые храмы вырубали прямо в скале, самый знаменитый из них, сохранившийся до наших дней – Аджанта.
Самые известные литературные произведения Древней Индии – Махабхарата и Рамаяна, описывали истории жизни великих царей, которых считали воплотившимися на земле богами. Например, главный герой Рамаяны – Господь Рамачандра – родился в царском роду сыном царя, чтобы наказать за время своего правления всех злодеев.
Немалыми были достижения индийцев и в научной области:
- Изобретение цифр. Индийские ученые изобрели десятичную систему записи чисел, которая используется сегодня во всем мире. Эту систему счисления у индийцев заимствовали арабы, через которых она получила дальнейшее распространение в странах Азии.
- Создание обширной системы медицинских знаний – Аюрведы. Слово «аюрведа» переводится как «Знание о здоровой жизни». Эта наука включала в себя описание различных видов болезней, их причин и способов лечения. Индийские врачи умели проводить хирургические операции, лечить переломы, инфекционные болезни. При изготовлении лекарств они использовали лекарственные травы, природные минералы, масла.
- Создание навигации – специальной системы, используемой в мореплавании для определения местонахождения судна, расчета его скорости движения, прокладки дальнейшего маршрута.
- Разработки в области химии: индийцы знали технологии изготовления красителей, кислот, ядов, сложных препаратов из ртути, искусственных драгоценных камней. Кроме того, древние ученые придерживались идеи, что все вещества и предметы окружающего мира состоят из мельчайших частичек «ану» (равносильно современным атомам).
Еще в Древности Индию называли «страной мудрецов», туда приезжали многочисленные странники из Центральной и Западной Азии, Балканских островов, в надежде заполучить драгоценные знания и учения.
История возникновения
Теория происхождения варнового деления населения Индии основана на Законах Ману. Индийцы верят, что все люди происходят от Ману, именно ему помог Вишну спастись от потопа, при этом все население на Земле погибло. Индусы считают, что это случилось приблизительно 30 000 лет тому назад, но историки указывают другую дату — 2 век до н. э.
В Законах Ману с поразительной расчетливостью и точностью до каждой мелочи описаны правила жизни: начиная от того, как запеленать ребенка, заканчивая, как обрабатывать пшеничные поля. Тут же указано о разделении общества и об образовании четырех сословий.
В ведических старых писаниях, в частности «Ригвед», также описано, что все индийское население было разделено еще в XVI—XVII вв. еке до н. э. на 4 группы, появившихся из тела бога Брахмы:
- кшатрии — из рук;
- брахманы — из губ;
- шудры — из ступней;
- вайшья — из бедер.
Это деление могло сложиться по нескольким причинам. Основной из них считают то, что пришедшие на территорию Индии арии относили себя к наивысшей расе и хотели жить в среде людей, которые им подобны, абстрагировавшись от нищих, выполнявших «грязную», как они считали, работу.
Даже вступали в брак арии только с девушками браминского рода. Лишних и неугодных людей они разделили иерархично по сословию, виду деятельности, цвету кожи — так возникло определение «варна».
Жесткая социальная структура еще сильнее закрепилась в Индии. Этому не смогли помешать никакие исторические события: ни мусульманские набеги, когда начала строиться Монгольская империя, ни экспансия Англии.
Национальные традиции
Индийская национальная одежда очень красива, и даже повседневные наряды выглядят ярко и экзотично. Женщины носят сари ― прямоугольное полотно от 4 до 10 метров длиной, которое оборачивают вокруг бедер, а свободный конец перебрасывают через плечо. У мужчин несшитый кусок ткани, завязанный вокруг талии и ног, называется дхоти. Мужчины также носят длинные, до колен, свободные рубашки, пиджаки (шервани) и полупальто.
Кратко о культурных традициях Индии:
- любого рода физические контакты в общественных местах — объятия, поцелуи, и даже просто прогулки под ручку в глазах консервативного индийца выглядят неприлично;
- здороваться за руку в Индии не принято, традиционным приветствием здесь служит «намасте» ― складывание рук перед грудью;
- в знак уважения индийцы обращаются друг к другу «сестра» или «брат», к замужней женщине обращаются по имени ее сына;
- демонстрация собеседнику подошвы обуви считается оскорблением, поэтому сидеть, положив ногу на ногу, в Индии не рекомендуется;
- при входе в храм, офис, медицинское учреждение или частный дом принято снимать обувь;
- перед едой, при перемене блюд и после завершения трапезы индийцы тщательно моют руки.
Одна из связанных с религией древних индийских традиций ― культ почитания коровы. В индуизме это животное считается священным, его мяса не едят даже в период голода. Только в Индии можно увидеть неспешно шествующую по улице корову, которая явно мешает движению автотранспорта и беспрепятственно поедает на ходу зелень с лотков.
Население
Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.
Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,— индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки — только в южной половине полуостровной Индии; имеются изолированные очаги дравидских языков на северо-западе и индоевропейских—на юге. Кроме того, в глухих горных районах живут народности, общепринятой классификации которых по антропологическому и языковому принципу ещё нет.
Как сложилась эта этническая пестрота, пока ещё определить с достоверностью не представляется возможным. Высказываются лишь различные предположения. Так, например, то обстоятельство, что население Северной Индии более похоже по внешнему облику и языку на народы, населяющие Иран и Среднюю Азию, чем на население Южной Индии, привело европейских учёных XIX в. к заключению, что Индия, коренным населением которой, по их мнению, были народы, говорящие на языках дравидской группы, подверглась когда-то вторжению так называемых «ариев»—группы племён, говоривших на языке индоевропейской семьи. На основании этого предположения о приходе индоевропейских племён в Индию была создана так называемая теория «арийского завоевания Индии». Однако, что представляли собою эти племена, откуда они явились и когда, в какой форме происходило их вторжение,— на все эти вопросы ни одна из высказывавшихся гипотез не даёт обоснованного ответа. Индия является одним из древнейших очагов цивилизации.
Описание особенностей
Определить свою варну и «джати» можно по праву рождения, все группы объединяют людей с учетом рода работы, религиозных убеждений и закрыты для человека из низшей касты.
Все касты должны соблюдать требования:
- определенное владение движимым и недвижимым имуществом;
- одна профессия и религиозная община;
- эндогамия — брачные союзы можно заключать лишь внутри касты;
- четко установленный список прав;
- невозможность совместного употребления пищи и физического контакта с людьми других каст;
- наследственность — принадлежность к конкретной группе можно узнать по праву рождения, невозможно перейти в высшую касту;
- цвет одежды;
- разрешенная к употреблению пища: сырая, жареная, вареная, вегетарианская либо мясная.
Археологические данные о древнейшей истории Индии
Основным творцом самобытной и оригинальной индийской куяьтуры, несомненно, было её коренное население. Археологические исследования в Индии начались сравнительно недавно, но они уже дали, особенно в последние десятилетия, чрезвычайно пенные результаты, которые позволяют по-новому осветить некоторые важнейшие вопросы древнейшей истории страны.
Индия была заселена со времён глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют находки в различных районах страны орудий, датируемых временем нижнего палеолита (шелльского и ашельского типов). Однако в основных частях речных долин Инда и Ганга пока не обнаружено следов палеолитического человека,это вполне согласуется с исследованиями геологов, показывающими, что эти важнейшие районы современной Индии в период каменного века были заболочены и покрыты джунглями. Освоение их было в то время делом, непосильным для человека.
Лучше и полнее изучен период неолита в Индии. Поселения неолитического человека обнаружены и в речных долинах, хотя здесь они всё ещё встречаются реже, чем в холмистых и горных местностях. В этот период, так же как и в предыдущий, основным материалом, из которого делались орудия труда, был камень. Однако техника обработки камня достигла значительной высоты; неолитические орудия тщательно обтёсывались, а иногда, особенно их рабочие части, и шлифовались. О развитости производства изделий из камня свидетельствует обнаруженная в округе Беллари (штат Мадрас) специальная мастерская по их изготовлению.
Жители неолитических поселений уже занимались примитивным земледелием, умели приручать скот, изготовляли гончарные изделия. Древние индийцы времени неолита умели делать лодки, на которых не боялись выплывать даже в море. Много стоянок неолитического человека обнаружено в пещерах,хотя в это время сооружались и настоящие жилища простейшего типа. В некоторых неолитических стоянках обнаружена роспись на стенах пещер. Наиболее интересные образцы неолитической живописи находятся в пещерах около селения Синганпур (Центральная Индия).