История
Началом строительства Зимнего дворца, в котором размещена основная экспозиция Эрмитажа, считается 1754 год. В этот период императрица Елизавета Петровна издала Указ, в котором повелела построить на берегу Невы Зимний дворец.
Выбранное ею место для постройки резиденции пришлось выкупать за деньги государственной казны, так как оно было занято другими строениями.
Новый дворец, по замыслу Елизаветы, должен был иметь внушительные размеры. Императрица хотела создать величавое строение, указывающее на мощь управляемой ею страны. Здание стало пятой по счёту зимней резиденцией российских императоров, построенной в Санкт-Петербурге с момента основания города. К созданию проекта привлекли Бартоломео Франческо Растрелли.
1754 — 1800 гг.
На возведение зимней резиденции выделили 900 тысяч рублей. Растрелли лично контролировал ход строительства. Начатый Елизаветой проект в 1761 году, после смерти императрицы, перешёл под надзор Петра III. Но и ему не пришлось дожить до окончания строительства: царь был задушен заговорщиками в своей постели.
Завершала строительство дворца Екатерина II. Она заняла место на российском престоле после смерти своего супруга Петра III. Именно с периода её правления начинается история Эрмитажа. Официальная дата основания музея — 1764 год. Его открытие произошло в день святой Екатерины.
Первыми экспонатами музея стала купленная Екатериной II за 183 тысячи талеров у немецкого купца Гоцковского коллекция картин. Следом за ней царский двор приобрёл коллекции резного камня, медалей, монет, скульптур, и других произведений искусства.
В период с 1764 по 1767 гг., по приказу Екатерины II, рядом с парадной Зимнего дворца начали возводить двухэтажное здание Малого Эрмитажа. Над его проектом работал Ю.М.Фельтин. Он славился своей способностью создавать причудливые архитектурные формы. В придуманном им облике строения прослеживаются черты уходящего барокко и зарождающего классицизма. В 1775 году по его же проекту было простроено здание Большого Эрмитажа.
Архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот стал автором проекта небольшого павильона, который вошёл в комплекс зимнего дворца. В нём есть несколько гостиных и большая оранжерея. Эта постройка выполнена в стиле раннего классицизма.
Летом 1769 года коллекция Эрмитажа пополнилась сразу 600 полотнами, которые были приобритены у наследников графа Брюля. Среди этих картин оказались такие шедевры, как «Портрет учёного» и «Персей и Андромеда» Рубенса.
В 1772 году происходит ещё одно важное для Эрмитажа приобретение. К его коллекции добавляются полотна знаменитой галереи Антуана Кроза
Эта коллекция считается самой ценной за всю историю существования Эрмитажа. В числе купленных полотен оказываются:
- «Святое семейство» Рафаэля,
- «Юдифь» Джорджоне,
- «Даная» Тициана,
- «Святое семейство» Рембрандта.
В 1783 к ансамблю Зимнего дворца добавляется построенное по проекту Джакомо Кваренги здание Эрмитажного театра. До конца XVIII века экспонаты музея прирастают новыми коллекциями картин и скульптур:
- сэра Роберта Уолпола (1779 г.),
- графа Бодуэна (1781 г.)
- Лайд Брауна (1787 г.).
В 1795 году в Зимнем дворце появляется Георгиевский зал.
XIX век
Трагическим для Эрмитажа событием в XIX стал пожар. Случился он в 1837 году. После него пришлось строить Новый Эрмитаж, который возводился его по проекту архитектора Лео фон Кленце. Интерьеры Большого Эрмитажа и Зимнего дворца восстанавливались Андреем Штакеншнейдером, а Петровский и Фельдмаршальские залы реставрировал Стасов.
Обновленный музей стал принимать более 50 тысяч посетителей в год, а нижние залы Эрмитажа стали любимым местом прогулок императора Николая Первого.
XX век
Во время февральской революции Эрмитаж выполнял роль госпиталя. Позже, в Зимнем дворце было арестовано заседавшее в нём Временное правительство.
Сразу после Октябрьской революции Эрмитажу было присвоен статус Государственного музея, и его экспонаты стали пополняться национализированными у частных коллекционеров предметами, представляющими художественную ценность. Так, в музее появились коллекции произведений искусств Шереметьевых, Строгоновых, Юсуповых и других знатных аристократических родов.
В годы блокады Ленинграда экспонаты музея были эвакуированы в Свердловск и вернулись в город в 1945 году. Во второй половине XX века часть экспонатов Эрмитажа была перенесена в дворец Меньшикова.
XXI век
Знаковыми для Эрмитажа событиями первой половины XXI века стало создание представительств в других государствах. Музей открыл свои выставочные залы в Амстердаме, Лас-Вегасе, Лондоне. Внутри страны представительства музея открылись в Казани и Выборге.
Шедевры Эрмитажа — что посмотреть в первую очередь
Впервые оказавшись в Эрмитаже следует запланировать несколько отдельных остановок для знакомства с знаменитыми достопримечательностями музейного комплекса.
Иорданская лестница
Посольская или Иорданская лестница – это главная лестница в здании бывшей императорской резиденции. Функциональный элемент в стиле барокко первоначально выполнен по проекту Растрелли, но в ходе сильного пожара 1837 года был уничтожен. Работами по восстановлению руководил архитектор В. П. Стасов.
Последние реставрационные работы Иорданской лестницы прошли в 2011 году.
Часы-Павлин
Одна из жемчужин эрмитажного собрания — часы Павлин — находится в Павильонном зале. Предмет представляет собой многофункциональную композицию. В центре находится павлин, рядом стоит дуб с желудями, растут грибы и цветы, рядом сидит белка и летает стрекоза. Все детали выполнены из серебра, позолоченного металла и хрусталя.
Оригинальные часы попали в Санкт-Петербурге в конце XVIII века. Изделие создано Джеймсом Коксом – ювелиром из Лондона и Фридрихом Юри – немецким часовщиком. История появления изделия остается загадкой. По одной из версий часы — подарок приобрел князь Потемкин для Екатерины II. По другой версии императрица сама купила изделие в качестве подарку для фаворита.
Гробница Гомера
В зале Юпитера хранится одна из загадок эрмитажного собрания. Объект был создан во II веке нашей эры. Саркофаг обнаружили в ходе Первой Архипелагской экспедиции. Первым владельцем изделия стал граф Строганов, который и крестил экспонат, как памятник Гомеру. Предположение коллекционера прижилось и название закрепилось. Фактически предмет не является гробницей Гомера, в силу временного несоответствия минимум в 900 лет. Загадка изделия заключается в различии лицевой и задней сторон саркофага. Специалистам не удалось определить, когда и где были соединены стенки со столь разной стилистикой.
Эрмитаж при Александре I и Николае I
Следующие российские императоры продолжили дело, которое начала Екатерина II. Они приобретали для музейного собрания целые коллекции и отдельные работы, которых недоставало в Императорском Эрмитаже. Полотна, полученные ими в дар, тоже часто становились частью галереи.
В годы правления Александра I музей пополнился работами Караваджо и Боттичелли. В подарок от императрицы Франции Жозефины Богарне Александр I получил «Камею Гонзага» — парный портрет эллинистических фараонов Египта, выполненный из трёхслойного сардоникса. После смерти правительницы в 1809 году император приобрёл всю галерею дворца Мальмезон.
В 1814 году для императорской коллекции купили собрание картин Кузвельта, состоявшее из 85 работ испанских художников.
«Камея Гонзага»
Император Николай I также содействовал расширению Эрмитажа. Он приобрёл для музея полотна Аннибале Карраччи и Рафаэля. В 1845 году Д. П. Татищев завещал императорской коллекции полотна Робера Кампена, ван Эйка и других авторов.
Картины ван Эйка, Себастьяно дель Пьомбо и Госсарта были приобретены на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II. Из Венеции привезли полотна Тициана, Пальмы Веккьо и других мастеров Раннего Возрождения. Они также стали частью императорской коллекции.
В 1851 году для музея купили портрет князя Н. Юсупова, созданный итальянским художником Винченцо Петрочелли.
Большой вклад в развитие Императорского Эрмитажа в XIX веке сделал Андрей Иванович Сомов. С 1886 по 1909 годы он работал хранителем картин и рисунков, а позднее стал старшим хранителем музея. Сомов исследовал и систематизировал художественную коллекцию, а также пополнял фонд новыми произведениями искусства. Он закупал ценные полотна у частных коллекционеров и музеев. Сомова считают родоначальником истории русского искусствознания XIX-XX веков. Результатом его многолетнего труда стал «Каталог Картинной галереи Эрмитажа», который искусствовед выпустил в 1859 году.
Портрет князя Н. Юсупова, В. Петрочелли
Примеры экспозиций
Экспонаты основной коллекции музея выставлены в пяти зданиях и все они находятся в центре Санкт-Петербурга в районе набережной Невы. Главным зданием музейного комплекса является Зимний дворец. Экспозиции в нём размещены в 350 залах. На первом этаже здания находятся экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок. На втором этаже размещена картинная галерея, где представлены работы английских и французских живописцев XVI-XVIII вв.
В постоянно действующей экспозиции музея можно увидеть работы мастеров, творивших в различных направлениях искусства.
Отдельный зал Зимнего дворца посвящён Рембрандту. В нём выставлено 24 работы художника. Эта экспозиция вызывает повышенный интерес у посетителей. Можно смело сказать, что это музей в музее. Среди других значимых постоянно действующих экспозиций Эрмитажа:
- Искусство эпохи Возрождения. В коллекции представлены работы мастеров Венецианской школы периода XV-XVI вв. Она занимает 2 зала музея. Среди экспонатов коллекции работы Чимы да Канельяно, Себастьяно дель Пьомбо и удивительные портреты кисти Пальмы Старшего.
- Заподноевропейское оружие XV-XVII вв. Коллекция насчитывает более 15 тысяч экспонатов, но только часть её можно увидеть в Рыцарском зале музея.
- Живопись. Представлена полотнами мастеров различных школ и эпох. Некоторые картины этих коллекций приобретались музеем на аукционах.
Экспозиции музея разбиты не только по странам, но и различным историческим периодам от Древнего мира до наших дней. В 2001 году собрания музея пополнились изделиями Ломоносовского фарфорового завода. В коллекции музея есть уникальные графические работы, редкие книги и представляющие исторический интерес документы.
https://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/activities/42684-ermitazh-i-tayny-egipetskogo-zala-vhodnoy-bilet-s-audioekskursiey?from_cards=true#?event_date=2022-04-17&event_id=15731161&ticket_id_74556=1
Современное искусство представлено 1500 экспонатами. Значительно расширить свое представление о мастерах нашего времени можно посещая временные выставки, которые регулярно проводятся в музейном комплексе.
В здание Малого Эрмитажа расположена постоянно действующая экспозиция мозаики Древнего мира. В оформлении его залов использовано много хрусталя и позолоты. Среди основных экспонатов музея:
- копии Бахчисарайского фонтана и
- бронзовые часы в форме павлина.
Считается, что эти часы были подарены Екатерине II князем Потёмкиным. Удивительно, но они прекрасно ходят и в наши дни. Здание Большого Эрмитажа славится своей Советской лестницей.
Название этого архитектурного элемента не имеет связи с определённой эпохой в истории страны: длительное время в здании Большого Эрмитажа заседал Государственный совет, который и дал название лестнице.
Особую ценность в экспозиции Большого Эрмитажа представляют изделия из фаянса и фарфора. Здесь же представлены знаменитые яйца Фаберже. Не менее ценны фрески Фра Беато Анджелико и картина «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. В числе любопытных артефактов музея:
- Серьга, изготовленная из розового кварца. Она принадлежала знаменитому пирату Фрэнсису Дрейку. Подарила серьгу пирату Елизавета I.
- Табакерка, о которую ударился виском император Павел I.
Что входит в состав Эрмитажа
Основная экспозиция музейного комплекса разместилась в нескольких зданиях:
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Большой или старый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Эрмитажный театр и запасной дом
Зимний дворец
Торжественное здание в стиле барокко построено по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор зимнего дворцы – Франческо Бартоломео Растрелли.
Помпезный внешний вид зданий создает множество декоративных деталей:
- двухъярусная колоннада
- многочисленные статуи
- вазы
- лепнина
- картуши
- маскароны
history_piter_
ksusha_kuklina
peterburg.post
ko3a4_ok
be_freebee
kbngaw
engineer_history_spb
stepan.life_
Малый Эрмитаж
Здание возведено по велению императрицы Екатерины Великой. Строительство под руководством архитектора Ю. М. Фельтена длилось год, завершилось в 1766 году. Двухэтажный корпус выполнен в стиле барокко с чертами зарождающегося классицизма.
По проекту архитектора Валлен-Деламота в 1769 году возведен павильон в стиле раннего классицизма. Два корпуса соединены между собой Висячим садом.
Большой или старый Эрмитаж
Здание возведено по указанию императрицы Екатерины II. Постройка предназначалась для хранения быстро увеличивавшейся коллекции предметов искусства, которая не могла поместиться в Малом Эрмитаже. Строительство под руководством архитектора Ю. М. Фельтена длилось 16 лет, завершилось к 1787 году.
Трехэтажное строение выполнено в строгом стиле классицизма.
В XIX веке проведена реконструкция здания. Работу возглавляли поочередно два архитектора, Кваренги и Штакеншнейдер. Впоследствии Большой Эрмитаж стал не только местом хранения предметов искусств, в его стенах были организованы жилые помещения.
Новый Эрмитаж
Здания построено при Николае I специально для хранения произведений искусства. Проект выполнил немецкий зодчий Лео фон Кленце, работами по возведению занимались архитекторы Стасов и Ефимов. Строительство завершилось в 1851 году. Вход в музейное здание держат на своих плечах монументальные фигуры Атлантов.
Открытие состоялось в феврале 1852 года и по сегодняшний день здание сохранило свой исторический вид
История появления Атлантов Эрмитажа началась в 1839 году. Первоначально по замыслу архитекторов Лео фон Кленце и И. Гальбига у входа должны были стоять скульптуры египетских фараонов. Вместо этого был утвержден проект зодчих Стасова и Ефимова. Работы по оформлению портика выполнил скульптор А. И. Теребенев. В создании десяти мощных атлантов участвовало десять каменотесов, в 1844 году работы были закончены и представали перед широкой публикой. В период Великой Отечественной войны в одно из изваяний попала бомба, но разрушенный торс не сломил гиганта.
hermitage_museum
hermitage_museum
hermitage_museum
rost_fm
ekaterinakis9
lyonastory
Эрмитажный театр
Проект Эрмитажного театра выполнил архитектор Джакомо Кваренги. Строительство велось четыре года и завершилось в 1787 году. В качестве основы был использован фундамент бывшего зимнего дворца Петра Великого. Здание расположено отдельно и связано с основным комплексом зданий связующей аркой работы архитектора Фельтена. В состав музейного комплекса Эрмитажный театр вошел в 1783-1787 годах.
Здание Главного Штаба
Возведение Главного штаба было поручено архитектору К. И. Росси. Строительство длилось десять лет, завершилось в 1830 году. Классический облик здания завершает ансамбль Дворцовой площади. Одно крыло сегодня находится в подчинении военного ведомства. Восточная часть была отведена под гражданские министерства, в 1988 году была передана Эрмитажу.
В 2008 году прошли грандиозные реставрационные работы и переделка помещений под музейные нужды. Сегодня в стенах Главного штаба хранятся полотна живописцев XIX — XX века, проходят выставки современного искусства.
Реставрационно-хранительный центр
В современном здании рядом со страницей метро Старая Деревня находится реставрационно-хранительный центр Государственного Эрмитажа. Он частично открылся в 2003 году и сегодня представляет собой комплекс из девяти зданий. Закладка строений состоялась в 1990 году, генподрядчиком выступила финская компания «Ляминкяйнен». В 2012 году все строительные работы завершились, и двери здания открылись для посетителей.
sasha_bayzarov
taismia
garishvili_alisa
alpinissttt
alexandrovichvladislava
leshkofan
overseascaviar
hermitage_lectorium
razzyava
_littleappie_
В РХЦ все желающие могут познакомиться фондохранилищем и увидеть предметы искусства, которые долгое время не были представлены широкой публике. Для посещения необходимо заранее заказать экскурсионное обслуживание, здание работает в строго определенное время.
История
Екатерина Великая стала основательницей величайшего мирового собрания. По ее велению к зданию Зимнего дворца сделали пристройку – Эрмитаж. В его стенах устраивали званые обеды, обсуждали политические новости и последние веяния в искусстве. Личное собрание императрицы, возникшее в 1764 году, послужило толчком для формирования грандиозной коллекции.
Началом собрания стали полотна нидерландских живописцев, картины были приобретены у И. Э. Гоцковского – крупного берлинского коммерсанта
Эмиссары императрицы занимались скупкой произведений искусства и порой выкупали целые собрания.
- Павел I продолжал собирательство, выбор преимущественно пал на итальянскую живопись. Все экспонаты получали отметку «П», что позволило точно установить все предметы коллекции Эрмитажа к началу XIX века.
- При Александре I собрание Эрмитажа разделили на части и к каждой приставили хранителя. Продолжился приток предметов искусства, большую часть составила английская и испанская живопись.
- При Николае I коллекция пополнилась большим количеством картин с батальными сценами, прошла реконструкция всех зданий музея.
Происхождение названия «Эрмитаж»
Историческое название «Эрмитаж» музей получил благодаря основательнице – Екатерине Великой. В переводе с французского термин означает уголок для затворничества, уединения. Императрица позиционировала место собрания произведений искусства как интимный уголок для приближенных ко двору.
Первый Эрмитаж
Строительство первого Эрмитажа возглавил архитектор Юрий Фельтен. В 1766 году появилось двухэтажное здание. Второй корпус с парадными залами, оранжереей и гостиными возводили с 1767 по 1769 года. На уровне второго этажа южный и северный корпус связывала между собой перемычка – висячий сад. Сегодня данная часть музейного комплекса носит название старый Эрмитаж.
Зимний дворец
Эта роскошная резиденция российских императоров была построена в 1762 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор Растрелли создал ее в стиле пышного барокко. Дворец оставался резиденцией императоров вплоть до 1904 г., после чего здание начинает использоваться как музей.
Первый этаж. Весь этаж отведен под археологические экспонаты, предметы искусства народов различных регионов Сибири и образцы культуры Средней Азии. Есть экспозиции, демонстрирующие изделия народов Кавказа, древнего государства Урарту и выставки, рассказывающие о культуре Ближнего Востока и Северной Африки.
Второй этаж. В помещениях с великолепными интерьерами можно ознакомиться с искусством Западной Европы и портретной галереей семейства Романовых, экспозицией интерьеров дворянского быта и благородным Александровским залом, где можно надолго задержаться, восхищаясь великолепными изделиями из серебра.
Третий этаж. Здесь выставлены собрания изделий стран Ближнего Востока, Китая и Индии. Есть залы представляющие предметы искусства древней Византии, интереснейшая выставка, посвященная древней Японии и павильон с буддийскими реликвиями и сокровищами Тибета.
Подбор экскурсионных туров
«Спутник» регулярно обновляет информацию по действующим экскурсиям. Записаться на них и оформить бронь можно в режиме онлайн. Это удобно: даётся гарантия, что ваше место не займут. А ознакомиться с текущими предложениями вы сможете в каталоге экскурсий по Петербургу.
Музей Эрмитаж — место, которое нужно посетить обязательно. Здесь будет интересно даже тем, кто не претендует на звание эксперта в искусстве
Залы с множеством экспонатов привлекают внимание и вызывают желание узнать больше. А интерьером можно любоваться часами.
Поэтому выберите подходящую экскурсию и отправляйтесь лицезреть культурное достояние России и всего мира.
Здание Главного штаба
Главный штаб — внушительное строение признано лучшим образцом архитектуры в стиле ампир. Возведенное по проекту талантливого зодчего Карло Росси в 1832 г., оно символизирует непоколебимую мощь российской армии.
Центральным звеном постройки выступает Триумфальная арка, олицетворяющая победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
Сейчас в части сооружения продолжают располагаться некоторые отделы военных ведомств, а часть отдана под демонстрационные площадки.
Каждый из четырех этажей музейного комплекса отличает собственная тематика. Первый отведен под магазины, лекторий и служебные помещения.
На втором расположилась презентация, рассказывающая о финансовых достижениях финансового министерства и экспозиция предметов быта народов Африки.
Третий богат холстами европейских художников 19 в., Гвардейским музеем и коллекцией Фаберже.
Четвертый этаж самый значительный. Здесь царствуют импрессионисты. На персональных выставках представлены легендарные полотна Ван Гога, Ренуара и Моне, Гогена, Пикассо и Кандинского. В холлах размещены выставки художников 20 в.
В целом, штабной филиал – интереснейший выставочный комплекс, где наряду с постоянными экспозициями, регулярно проводятся новые выставки современного творчества. Это цельное тематическое арт-пространство, а во время проведения современных презентаций – настоящий молодежный центр, объединяющий всех любителей креативного творчества.
Как сориентироваться внутри
Чтобы ориентироваться в этом огромном мире искусства нужно иметь специальное образование. Мы приводим общую схему расположения залов и описание наиболее значимых мест музея:
Павильонный зал, знаменитый роскошным интерьером.
Лоджии Рафаэля — комплекс из 13 корпусов, наполненный картинами и скульптурой на библейскую тематику.
Гербовый зал Зимнего дворца, служивший ранее для торжественных приемов императоров.
Александровский зал, в котором представлена история Отечественной войны.
Малахитовая гостиная (бывшая Яшмовая), украшенная драгоценными камнями и признанная самым дорогим помещением дворца.
- Гостиная Марии Александровны — небольшое помещение, поражающее витиеватыми орнаментами и богатой отделкой интерьера.
- Концертный зал, славящийся скульптурной отделкой и уникальной коллекцией серебряных изделий.
- Белый зал с экспозицией французских мастеров XVIII века.
В Новом эрмитаже в залах 100-131 разместились экспонаты Древнего Египта, Греции и Рима. А в Рыцарском зале вы надолго задержитесь, если придете в музей с детьми. В залах Большого Эрмитажа наиболее известны помещения с работами Тициана и Леонардо да Винчи.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых крупных, древних и наиболее важных и известных музеев и галерей искусства во всей истории человечества. Шикарная коллекция Эрмитажа выставляется в шести корпусах, самое главное из которых – Зимний дворец, который всегда был официальной резиденцией русских царей.
«Апофеоз Марии Медичи»
Жемчужинами экспозиции Эрмитажа, посвященной Западному искусству, являются работы Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Пуссен, Клод Лоррен, Ватто, Тьеполо, Каналетто, Канова, Роден, Моне, Писсарро, Ренуар, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо и Матисс. В Эрмитаже представлены и другие коллекции, среди которых русские императорские регалии, ювелирные изделия Фаберже и потрясающая огромная коллекция древних изделий из золота Восточной Европы и Западной Азии.
Екатерина Великая начала сбор шедевров искусства еще в 1764 году, когда приобрела в Европе более двух сотен картин. Русским послам за границей доплачивали премии, если они помогали правительству купить лучшие экспонаты. Екатерина называла свою галерею – мой эрмитаж, что с французского означает место уединения. Очень немногие люди видели все красоты этого собрания шедевров. В одном из своих писем она жаловалась, что «только мыши и я можем восхищаться всем этим». Имя Эрмитаж она дала и своему маленькому частному театру, построенному в промежутке между 1783 и 1787 годами.
Постепенно коллекция императрицы получала новые вливания греческих и скифских памятников культуры, которые были обнаружены в процессе археологических раскопок на юге России. Так была основано одно из богатейших в мире собраний древних изделий из золота, в котором существенную часть занимают сокровища Трои, найденные Генрихом Шлиманом и изъятые из музея в Берлине красноармейцами в 1945 году. Чтобы содержать постоянно расширяющуюся коллекцию греческого, римского и египетского антиквариата, Николай I выписал в Россию немецкого архитектора-неоклассика Лео фон Кленце, чтобы он спроектировал и построил здание общественного музея. Новый Эрмитаж был, возможно, первой целевой галереей в Восточной Европе, которая была открыта для публичных посещений в 1852 году.
Русские цари продолжали пополнять свое собрание, так в Италии были куплены Леонардо да Винчи, Ян Ван Эйк и Рафаэль. А коллекция полотен Рембрандта в Эрмитаже считается самой полной в мире. Во время революции императорский Эрмитаж объявили частной собственностью. В это время начинается национализация коллекций, особенно сильно на современное искусство повлияли Сергей Шукшин и Иван Морозов. Новые поступления включали в себя последние работы Гогена, сорок кубистских картин Пикассо.
Анри Матисс «Танец»
Сюда были завезены такие шедевры, как «Танец» Матисса и «Ночное кафе» Ван Гога.
Советское правительство не уделяло большого внимания содержанию «буржуазного и декадентского» искусства. Сталин вообще приказал продать за рубеж несколько особенно ценных полотен Эрмитажа. Среди них была «Альба Мадонна» Рафаэля, «Венера с зеркальцем» Тициана, «Благовещение» Яна Ван Эйка. Приобретены они были Эндрю В. Меллооном и помещены в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. Во избежание последующих потерь тысячи работ были перевезены в Пушкинский музей в Москве и другие музеи на территории СССР. Некоторые коллекции попали в руки врага во время блокады Ленинграда, когда здание Эрмитажа подвергалось воздушной атаке. Черный период для Эрмитажа был окончен в 1945 году. К тому времени правительство определилось с передачей музею предметов искусства, захваченных красноармейцами в Германии во время Второй мировой. Самой ценной частью добычи были импрессионисты и постимпрессионисты из частной коллекции немецких буржуа.
С 1995 года эти полотна считаются утерянными. Правительство России считает их только малой расплатой за ущерб, нанесенный нацистами Петергофу и Царскому селу. Если бывшие владельцы были причастны к финансированию нацистского режима, изъятые картины им не возвращались, такое решение приняла Государственная дума России.
В последние годы Эрмитаж протянулся к близлежащему зданию Генерального Штаба. Музей запустил несколько ярких проектов за рубежом: в Лас-Вегасе, Лондоне и Амстердаме. В июле 2006 года музей огласил страшную информацию: около 221-го предмета было украдено, включая драгоценности, православные иконы, серебряные и богато инкрустированные изделия. Общая стоимость украденного оценивается в $543,000.
Музей в XIX-ХХ веках
В начале XIX века принцип пополнения коллекции несколько изменился. Приобретались уже не только целые собрания произведений искусства, но и отдельные шедевры
Особое внимание уделялось выдающимся авторам, произведения которых по каким-либо причинам отсутствовали в коллекции
До середины XIX столетия увидеть коллекцию могли лишь единицы, избранные, получившие специальный пропуск. В частности, одним из таких избранных стал Александр Пушкин. Причем пропуск он получил не благодаря своим достижениям в сфере литературы, а по протекции Василия Жуковского, бывшего в то время учителем императорского сына.
Но в середине XIX века положение изменилось. Было выстроено специальное здание музея, где разместили коллекцию, открыв ее для широкой публики. В 80-е годы посещаемость музея достигла примерно пятидесяти тысяч человек в год.
Говоря о развитии музея, нельзя не упомянуть имя Андрея Сомова. Он являлся старшим хранителем музейных экспозиций на протяжении двадцати двух лет. Он занимался исследованием и каталогизацией экспонатов, результатом этого труда стал подробный каталог. Старшим хранителем проведена огромная работа по пополнению музейного собрания.
На рубеже XIX и XX веков выяснилось, что некоторые полотна, приобретенные российскими императорами за баснословные деньги, на самом деле стоили значительно меньше, так как являлись не произведениями легендарных живописцев, а лишь талантливыми работами их учеников.
В послереволюционный период собрание музея значительно увеличилось. Сюда поступали национализированные произведения искусства из частных коллекций. Были переданы в музей многочисленные предметы интерьера Зимнего дворца, оттуда же поступили сокровища династии Бабуридов, когда-то преподнесенные российскому правителю иранским шахом.
Поступали в музей произведения искусства и другими путями. В частности, в конце 40-х годов множество полотен было передано в собрание музея в результате перераспределения произведений искусства между московскими и ленинградскими музеями.
Впрочем, наряду с пополнением коллекции происходил и обратный процесс: так, в конце 20-х годов XX века и в 30-е годы того же столетия некоторые шедевры были проданы за границу. Утрачен ряд полотен Тициана, Рубенса, Пуссена, Рембрандта и некоторых других мастеров: они были переданы в один из московских музеев.
В военное время наиболее ценные экспонаты (примерно два миллиона единиц хранения) были эвакуированы, несколько лет они находились на Урале. Музей фактически закрылся, его подвальные помещения использовались в качестве бомбоубежищ. Впрочем, даже в военные годы сотрудники музея продолжали заниматься научной деятельностью. Иногда они проводили лекции.
Вскоре после окончания войны музей вновь открылся, все экспонаты вернулись на свои места. Некоторые из них нуждались в реставрации, но ни один не был утрачен. Более того, коллекция пополнилась трофейными произведениями искусства.
В конце 50-х годов XX века трофейные экспонаты были возвращены в Берлин. Правда, в постсоветское время выяснилось, что возвращены не все трофеи: часть их продолжала храниться в музейных подвалах, причем официально эти произведения искусства считались утраченными в ходе военных действий. В настоящее время эти шедевры являются частью постоянной музейной экспозиции.
В 2000-е годы в музее произошла крупная кража: было похищено более двухсот ценных экспонатов (старинные иконы, серебряные изделия и т. д.). Похитительницей оказалась одна из сотрудниц. Часть украденных экспонатов удалось вернуть.