Краткое содержание рассказа
Когда была война, через деревню Бережки проходили советские солдаты. У них был конь, которого ранило осколком. Кавалеристам пришлось оставить Мальчика, потому что он не мог идти дальше. На окраине села жил старый Панкрат, которого многие побаивались за суровый нрав. Старик был работящим, и даже зимой он нашёл себе занятие — чинить плотину. В тёплое время года Панкрат молол зерно, а из муки хозяйки пекли хлеб.
Завязка произведения
Военное время было сложным, еды не хватало даже людям, и старику приходилось несладко
Когда ученик будет делать пересказ, он должен обратить на это особое внимание: несмотря на голод, мельник заботился о лошади. Пожилой мельник был небогат, еды часто не было даже для себя, и вороной стал ходить по деревне в надежде, что его кто-нибудь покормит
Жители считали животное общим и подкармливали, жертвуя из своих и без того скудных запасов.
В одном из домов жил мальчик с бабушкой. Паренёк был угрюмым, и местные мальчишки прозвали его «Ну Тебя». Прозвище приклеилось, потому что эти слова были любимыми у Фильки. Он говорил их по любому поводу: когда ругала бабушка, приглашали поиграть соседские ребята или происходил с кем-то спор.
Кульминационная часть
Однажды, когда зима уже подходила к концу, Панкрат собрался молоть зерно. Вода в речке, протекавшей возле мельницы, не замёрзла, да и погода стояла подходящая. В этот день конь ходил по улицам, и вот он приблизился к калитке Филькиного дома.
Вороной стал стучать в ограду, и ребёнок, услышав звук, вышел с хлебом, посыпанным солью. Краюху он приготовил для себя, а Мальчик решил, что это угощение для него. Он потянулся мордой к краюхе, и тут Филька разозлился, стал кричать, что ему надоели «христарадники». Размахнувшись, он стукнул вороного, и тот отпрянул, замотав головой.
В следующую минуту Филька увидел, что лошадь плачет. В кратком содержании рассказа «Тёплый хлеб» – это кульминационный момент. Конь жалобно заржал, замотал головой, и тут же засвистел ветер, началась такая сильная вьюга, что паренёк еле добрался до дверей. Он залез под тулуп и в страхе прислушивался к тому, как стучат ставни и свистит вьюга. Ему казалось, что это всё из-за коня: где-то сквозь шум вьюги мальчику слышался стук копыт и свист конского хвоста.
Развязка
Поздно вечером, когда метель утихла, домой пришла бабушка. Пока мела метель, она не могла добраться. Передохнув, она рассказала, какая беда приключилась в деревне: река покрылась толстым слоем льда, и теперь мельник не сможет размалывать зерно на муку. Значит, будет голод, и людям не выжить.
Заплакала бабка, и вслед за ней заревел Филька. Он стал подозревать, что в случившемся есть его вина. Старушка подтвердила его догадку, рассказав историю, которая произошла очень давно. От человеческой злобы случилась сильная стужа, и человек, по вине которого всё произошло, умер.
Здесь краткое содержание подходит к развязке. С помощью мельника Филька придумал, как всё исправить, а потом повинился перед конём за то, что его обидел. Тут же наступила оттепель, стар и мал стали радоваться, а хозяйки начали печь душистые булки.
Мальчик просит прощения у коня
Кратчайшее содержание «В дурном обществе»
Вася и его младшая сестра Соня лишаются матери в раннем детстве. Их отец пытается справиться с утратой, с головой уходя в работу. Предоставленный самому себе, Вася целыми днями пропадает на улицах небольшого городка. Его давно привлекает полуразрушенный замок и часовня, и однажды он решает их исследовать. Старинный замок некогда принадлежал знатному графскому роду, теперь же в нем живет «дурное общество»: бродяги, попрошайки, нищие, бездомные. Местные жители стараются обходить это место стороной, и с презрением относятся к несчастным. Вася приходит к старой часовне, и в подземелье обнаруживает брата и сестру – девятилетнего Валека и четырехлетнюю Марусю. У детей нет родителей, и за ними присматривает пан Тыбурций Драб. Вася видит, в каких страшных условиях живут дети: в холоде, сырости, постоянном голоде. Он старается как можно чаще навещать друзей, и неизменно приносит с собой угощения. В кратком пересказе «В дурном обществе» стоит уточнить, что свою долю гостинцев Валек неизменно отдаёт своей сестрёнке. Осенью Маруся начинает сильно болеть. Чтобы немного приободрить ее, Вася приносит красивую куклу сестры Сони, одолжив игрушку с её согласия. За этот поступок отец наказывает его, запрещая покидать дом – он считает, что Вася украл куклу. Спустя время появляется Тыбурций с куклой и сообщает о смерти Маруси. Он рассказывает отцу о благородстве Васи, и тот совсем иными глазами смотрит на сына. После смерти девочки бродяги навсегда покидают подземелье, а Вася с Соней ухаживают за её могилой.
Краткое содержание Река Потудань Платонова
Главными героями этой повести являются молодые люди, Никита и Люба. Никита – красноармеец, вернувшийся с войны к старику-отцу, который давно вдовствует, мысленно похоронил всех своих детей, ушедших на войну, и доживает в пустом доме.
Еще до гражданской войны вдовец хотел жениться на одинокой учительнице, у которой была дочь Люба, но, увидев богатую обстановку ее дома, застеснялся и ретировался. Никита, придя с войны, случайно встречает выросшую Любу, которая живет одна, голодает и пытается учиться и стать врачом. Никита влюбляется в девушку, приходит к ней и приносит продукты.
Однажды, когда Никита заболел, Люба привозит его к себе домой на извозчике, и Никита в забытье понимает, что девушка потратила на проезд свои последние деньги. Когда молодой человек выздоровел, они поженились. Что-то сломалось в молодом мужчине, и он осознал, что в нем нет мужской силы. Отчаявшись, он решил утопиться, чтобы избавить молодую жену от пустой жизни с несостоявшимся мужем.
Не найдя в себе мужества умереть, он уходит из дома и поселяется на рынке, работая там разнорабочим. Однажды он встречает отца на базаре, и тот рассказывает ему, что Люба тоскует о нем, что она ходила топиться, но ее спасли. Никита возвращается домой, и жизнь молодой пары постепенно налаживается.
Это произведение о том, что жизнь важнее условностей. Старик-отец обворовал себя, запретив себе жениться на понравившейся женщине только из-за того, что она была богаче его. Молодой парень лишает себя полноценной жизни только потому, что, по общим представлениям, не соответствует образу настоящего мужчины. Любовь и уважение к друг другу важнее стереотипов и предрассудков.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Короткий пересказ «Серой шейки»
С наступлением осени перелетные птицы стали собираться в дальний путь. В большом выводке Селезня и Утки был один птенец-калека – весной Лиса сломала крыло уточке Серой Шейке, и она не могла летать. Мама Утка очень тревожилась о судьбе дочери, и советовала ей держаться полыньи, которая долгое время не замерзала.
Постепенно улетели все птицы, и Серая Шейка осталась в полном одиночестве. Единственным ее товарищем оказался трусливый Заяц, который всего боялся. Однажды у полыньи оказалась Лиса, которая сразу узнала свою старую знакомую. Она попыталась подманить Серую Шейку, но та была умной уточкой, и не подплыла к ней.
Заяц предупредил Серую Шейку о том, какой коварной была Лиса, и уточка стала еще больше ее остерегаться. С каждым днем мороз все больше крепчал, и река все сильнее замерзала. Лиса каждый день приходила проверять, насколько крепим стал лед, чтобы добраться до беззащитной уточки. Когда полынья стала размером в сажень, Лиса уселась на берегу и принялась звать Серую Шейку, обещая ее все равно съесть.
Так бы и случилось, если бы не счастливый случай. Однажды в лесу появился старый Охотник, который собирался подстрелить зайцев на шубу для жены. Но зайцы бросились врассыпную, оставив Охотника с носом. И тут он увидел рыжую пушистую Лису, и выстрелил в нее. Когда же он подбежал к полынье, то увидел вместо Лисы Серую Шейку. Она рассказала Охотнику о своем горе, и тот пожалел ее. Охотник забрал с собой беспомощную уточку и принес домой, к внукам.
Жанр и направление
Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.
Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.
Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.
Сочинение по повести Астафьева В.П. «Последний поклон»
Астафьев – писатель, который в своих произведениях часто прибегал к теме войны и Родины, эти темы прослеживаются и в книге Астафьева «Последний поклон».
Для начала предлагаем ознакомиться с работой Астафьева «Последний поклон» в кратком его содержании, чтобы познакомиться с сутью и иметь возможность без проблем написать анализ.
Так вот, в произведении «Последний поклон» Виктора Астафьева идет речь о мальчике, которому пришлось жить у бабушки, так как его отец бросил семью и уехал, а мать утопилась в реке Енисей. Бабушка и занималась воспитанием внука. Жизнь ребенка была, как и у всех ребят из деревни. Он помогал по хозяйству, в свободное время резвился, рыбачил, ходил по грибы, ягоды.
Его жизнь была интересной, пока не настало время идти в школу. По причине того, что в деревне не было школы, он едет к отцу в город и здесь его жизнь меняется не в лучшую сторону. Здесь ему приходилось спасаться от смерти, голода, другими словами, не жить, а выживать.
И только с помощью терпения, прощения, умения увидеть даже в плохом крупицу добра, чему научила его бабушка, мальчику удалось выжить. А ведь, попав в город, он оказался среди одиночества. Он понял, что никому не нужен, что он попал в мир бессердечности. Мальчик дичает, становится грубым, но бабушкино воспитании берет верх.
Рассказы Астафьева ведают нам о юности мальчика, о его учебе в школе, далее участие в войне и его возвращение. И первым делом герой произведения едет к бабушке, где все было, как прежде и даже бабушка сидела за столом, как обычно, сматывая нитки в клубок.
Затем герой уезжает работать на Урал, где и получил известие о смерти бабушки, но на похороны попасть не смог, так как начальство не пустило, хотя бабушка при встрече его просила приехать.
Он себе не простил, но уверен, что бабушка простила и не держала зла, так как очень любила своего внука.
Астафьев Последний поклон анализ
Работая над произведением Астафьева «Последний поклон» и делая его анализ, скажу, что здесь автор изображает жизнь деревни, того родного края, где родился и вырос автор, а вырос среди сурового климата, среди дикой природы, красивых рек, среди гор и густой тайги. Это все и было изображено в произведении Астафьева «Последний поклон». Также в работе автор затрагивает тему войны.
«Последний поклон» – это биографическая работа, которая состоит из отдельных рассказов, что связаны одной темой. В произведении автор пишет о своей жизни, делится своими воспоминаниями, где в каждом рассказе описывается отдельный случай из его жизни.
Так Астафьев поделился с нами воспоминаниями о своей родине – сибирской деревне, которая была трудолюбивой и не избалованной. Показал нам, насколько красива природа, что окружала его.
Астафьев изобразил насущные проблемы людей, что жили в сложные периоды жизни.
Астафьев Последний поклон герои
Главным героем произведения «Последний поклон» является Витя – мальчик, что стал сиротой.
На его долю выпали разные испытания, но он все выдержал и это благодаря бабушке, которая научила любви, добра, научила находить хорошее даже там, где его нет.
Детство мальчика прошло в деревне, после чего Виктор едет в город к отцу, где видит его предательство, где испытывает на себе все тягости жизни бедного подростка, в том числе, уход на войну, ее окончание, и возвращение на малую родину.
Всех любила, за всеми ухаживала, всегда хотела быть всем полезной. Она предстает перед нами не только как воспитатель мальчика, но и как врач, как целитель.
При этом главная героиня является прототипом бабушки писателя, а главный герой, это прототип самого Астафьева.
На этой странице искали :
- анализ последний поклон
- астафьев последний поклон сочинение
- в астафьев последний поклон воспитание бабушки
- главные герои последний поклон
- последний поклон астафьев чему учит
(2
Астафьев. Краткие содержания произведений
- Ангел хранитель
- Бабушка с малиной
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Земляника
- Злодейка
- Капалуха
- Капля
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Легенда о стеклянной кринке
- Людочка
- Макаронина
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Осенние грусти и радости
- Пастух и пастушка
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Пролётный гусь
- Родные березы
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
О книге
История создания книги
Однажды в 2005 году Наринэ завела блог в Живом Журнале, но через два месяца перестала писать. Записи стали обновляться лишь в начале 2009 года. «Манюня» задумывалась как короткий цикл воспоминаний в ЖЖ, но читатели требовали продолжения и популярность блога росла. Истории, публикуемые в блоге, заинтересовали писательницу Лару Галль, которая свела Наринэ с редактором Астрель-Спб Ирине Епифановой (Копыловой). В 2010 г. Наринэ Абгарян с ее уже набравшей известность в сети «Манюней» становится победителем первой национальной литературной премии «Рукопись года» в номинации «Язык». Началась «книжная жизнь» «Манюни».
«Я очень самокритична и никогда бы сама не обратилась в издательство… — говорит Наринэ Абгарян. — … С тех пор пишу как подорванная, лишь бы не возвращаться назад в бухгалтерию.» Приключениям девочек-подружек сегодня посвящена трилогия, в которую входят «Манюня», «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман» и «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения».
Ссылки на источники информации
Дневник Наринэ
Премия «Рукопись года» вручена Наринэ Абгарян»
Наринэ Абгарян: «Я вспоминаю туманы родного города»
Краткие биографические сведения
1924.1.05. – родился в селе Овсянка Советского р-на Красноярского края. В 7-летнем возрасте потерял мать (утонула в Енисее). Был беспризорным. Воспитывался в детдоме.
1942 – окончил Железнодорожную школу ФЗО. После окончания школы ФЗО в 1942 году проработал четыре месяца составителем поездов на станции Базаиха и ушел добровольцем в армию.
1942–1943 – обучался в пехотном училище в Новосибирске.
1943 – был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден Орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Получил два ранения. Был шофером, артразведчиком, связистом.
1945 – выйдя из госпиталя, женился на М. С. Корякиной и вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской области.
1946–1951 – работал дежурным по вокзалу станции Чусовой, кладовщиком, слесарем, подсобным рабочим на Чусовском мясокомбинате. Одновременно посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий».
1951 – в газете «Чусовской рабочий» напечатан первый рассказ, Астафьев становится газетным литературным сотрудником. За четыре года работы в газете «Чусовской рабочий» написал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов.
1953 – выходит книга «До будущей весны».
1958 – роман «Тают снега», тот же год – принят в Союз писателей СССР.
1961 – оканчивает Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького.
С 1962 – на профессиональной писательской работе. До 1966 года – выходят повести «Перевал», «Стародуб» (обе – 1959), «Звездопад» (1960), «Кража» (1966). За эти повести удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького.
1967 – автобиографическая повесть «Где-то гремит война».
1971 – повесть «Пастух и пастушка».
1971–1992 – повесть «Последний поклон» (кн. 1–2).
1972–1975 – создает произведение «Царь-рыба» (жанр определен как «повествование в рассказах»), которое было отмечено Государственной премией СССР за 1978 г.
С 1972 – публикует цикл лирических миниатюр «Затеси».
1977 – драма «Черемуха».
1980 – драма «Прости меня».
1981 – киносценарий «Не убий» (совм. с Е. Федоровским).
1979–1981 – в издательстве «Молодая гвардия» выходит собрание сочинений в 4-х томах.
1986 – роман «Печальный детектив».
1988 – повесть «Зрячий посох» (на основе переписки с критиком А. Н. Макаровым; Гос. премия СССР за 1991 г.).
1989 – за выдающуюся писательскую деятельность присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1992 – роман «Прокляты и убиты» (кн. 1), в котором показана мрачная обстановка казарм военного времени, страдания солдат – жертв бессмысленной жестокости советской репрессивной системы.
80-е—90-е гг. – выступал с публицистическими статьями, вел общественную деятельность. В 1989–1991 – народный депутат СССР. Секретарь Союза писателей СССР (1991), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум». Почетный гражданин городов Игарка и Красноярск. Действительный член Международной Академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2001 – умер в Красноярске.
III. Я и мой отец
После смерти матери отношения Василия с отцом стали сложными. Мальчик чувствовал, что с каждым днем родитель все меньше заботился о сыне. Лицо отца было всегда суровым, поэтому Вася предпочитал как можно меньше времени проводить дома. Он уходил в город на рассвете, а возвращался поздно вечером. Если сестренка Соня еще не спала, мальчик пробирался в ее комнату, и дети вместе играли.
За такой образ жизни Василия стали называть бродягой, однако он ничуть на это не обижался и старался меньше думать о том, что говорят окружающие. Мальчик любил мечтать, ему казалось, что большая и интересная жизнь ждет его впереди.
Иногда отец спрашивал, помнит ли Вася свою мать? Конечно, он помнил ее руки, к которым любил прижиматься по ночам, помнил как в последний год жизни она часто сидела у окна, как бы прощалась с этим миром. Однако Василию сложно было сказать об этом отцу, поскольку тот всегда был угрюм и озлоблен.
Изучив все городские достопримечательности, мальчик стал интересоваться часовней, которая манила своими загадками и обещала много новых впечатлений. И вскоре Вася решился проникнуть внутрь этого таинственного здания.
Максим Бебешев
Красноярский край, с. Жеблахты, 11 класс
Моя затесь
«Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека; и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город». Так писал Виктор Петрович.
Читаю рассказы Виктора Петровича, а в памяти — Буйбинский перевал, ручей Горный. Там мы собирали кедровый орех. Я любовался могучими кедрами. И вот, собрав все шишки с одной стороны кедра, я на мгновенье поднял глаза, чтобы посмотреть на другую сторону кедра. И вдруг увидел шагах в десяти от себя зайца.
Он сидел, затаившись, прижав к груди левую лапу, а уши чуть-чуть шевелились и были направлены на меня. Одну секунду мы смотрели друг на друга: он не шевелился, чтобы я его не заметил, а я не шевелился, чтобы он не убежал, чтобы рассмотреть его как можно лучше. Интересно, о чём думал заяц? Я был счастлив встрече с пушистым зверьком, было великое желание погладить его, но стоило мне чуть пошевелиться — и зайца как не бывало. Не поверил косой человеку — убежал.
Как бы так сделать, чтоб люди и животные, встретившись глазами, увидели друг в друге доброту и не навредили бы друг другу? А может, и люди когда-нибудь внимательно посмотрят друг на друга и, улыбнувшись, станут друзьями или хотя бы не принесут друг другу зла.
Далекая и близкая сказка [1/2]
Оно называлось «мангазина», к которой примыкала также завозня, — сюда крестьяне нашего села свозили артельный инвентарь и семена, называлось это «обшэственным фондом». Если сгорит дом. Поодаль от завозни — караулка. Прижалась она под каменной осыпью, в заветрии и вечной тени. Над караулкой, высоко на увале, росли лиственницы и сосны. Сзади нее выкуривался из камней синим дымком ключ. Он растекался по подножию увала, обозначая себя густой осокой и цветами таволги в летнюю пору, зимой — тихим парком из-под снега и куржаком по наползавшим с увалов кустарникам.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: АудиоКнига — Виктор Астафьев — Фотография, на которой меня нет
https://youtube.com/watch?v=-HqmmhBJZR4
Главный герой
Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:
- он игривый, любит похвастаться;
- ему нравятся приключения;
- мальчик привык к самостоятельности и ощущает себя взрослым.
Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:
- мужество и выдержка;
- рассудительность;
- смекалка.
Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.
Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.
II. Проблематические натуры
После того, как нищих прогнали из замка, они несколько дней ходили по улицам города в поисках временного пристанища. Погода в эти дни была немилостива к людям, все время лил холодный дождь. Но вскоре нищие перестали беспокоить горожан, жизнь вошла в привычную колею.
По городу поползли слухи, что изгнанные из замка нашли приют в развалинах часовни, говорили также, что там есть подземные ходы. Изгнанники стали периодически появляться в городе, но милостыню, как обитатели замка, уже не просили. Они предпочитали сами брать то, что было нужно для жизни. За это подвергались преследованиям горожан.
Среди изгнанников встречались неординарные личности. Например, мужчина по прозвищу «профессор». Это был безобидный человек, который целыми днями бродил по городу и что-то бубнил. Он мог часами говорить на любую тему и очень боялся колющих и режущих предметов. Этот факт забавлял местных жителей, которые часто издевались над «профессором».
Однако изгнанные нищие стояли друг за друга. Особой отвагой отличались пан Туркевич и штык-юнкер Заусайлов. Последний был огромного роста и постоянно воевал с местными жителями. Больше всего от Заусайлова страдали евреи.
Бывшего чиновника Лавровского называли в городе «пан писарь». Его трагедия связана с местной красавицей Анной, в которую молодой Лавровский был безумно влюблен. Девушка сбежала из родительского гнезда с одним драгунским офицером, после чего чиновник запил. Лавровский часто приписывал себе страшные преступления, например, убийство своего отца. Но над его историями горожане только посмеивались.
Лавровский засыпал на улице в любую погоду. Он мог давно погибнуть, если бы бывшего чиновника не опекал пан Туркевич – человек крутого нрава, всегда пьяный и готовый к мордобою. Туркевич называл себя генералом, он легко мог найти деньги на выпивку у местных чиновников.
Еще одной личностью, заслуживающей внимания, являлся Тыбурций Драб. Внешне этот пан чем-то напоминал обезьяну, однако всех поражала его ученость. Драб знал наизусть огромные отрывки из произведений Цицерона и других древних авторов.
СООБЩЕНИЕ О ГЛУХАРЕ
Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из – под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из – под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на землю, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь – петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это и прозван глухарём».
Четвертая глава
Листва начала желтеть, а с дач стали постепенно уезжать люди. Леля, понимая, что скоро и они отправятся домой, спросила у мамы, что будет с Кусакой. Женщина ответила, что придется оставить ее тут, у них нет для нее условий. Девочке стало жалко животное, она уже была готова заплакать. Тогда мама в качестве аргумента против собаки сообщила, что друзья предлагают ей взять хорошего породистого щеночка. А Кусака ведь обычная дворняга. Леля опять повторила, что ей жаль, но плакать не стала.
Когда семья собралась уезжать, Леля позвала Кусаку с собой. Они вышли на шоссе, все вокруг было по-осеннему пустым, лил дождь. А вдалеке местные дразнили деревенского парня. Леля огляделась и, отметив как это все скучно, пошла назад. Лишь будучи на вокзале, девочка вспомнила, что так и не простилась с собакой.
Рыбачий быт
Бригада Григория Афанасьевича Шадрина промышляет рыбной ловлей. Рыбаки спускаются к низовью Енисея и останавливаются в деревянном домике, в свое время построенном участниками научной экспедиции. Мужчинам помогает тринадцатилетний сын бригадира, Васютка.
Каждый занят своим делом: одни ремонтируют лодки и изготавливают палубные баржи для перевозки снастей, а другие — следят за состоянием рыболовных сетей, поставленных вдали от прибрежной зоны.
Григорий Шадрин в резиновых ботфортах и дождевике расхаживает по берегу, отдавая распоряжения. Васютка немного побаивался большого, неразговорчивого отца, хотя тот никогда не поднимал на него руку.
Дедушка Афанасий с огорчением констатирует, что рыбные запасы могучей сибирской реки заметно оскудели, хотя в сети иногда попадают ценные виды рыб:
- стерлядь,
- таймень,
- осетр.
Из-за частых осенних дождей река вспучилась, уровень воды поднялся, и речные обитатели ушли на глубину. Спокойный лов явно не по душе бывалым рыбакам, им недостает азарта и трудового задора, который рвется наружу из мужиков, когда они выуживают из речки настолько огромных рыбин, что рвется невод.
По вечерам в рыбацкой избе всегда шумно. Уставшие за день работяги ужинают, курят, щелкают кедровые орешки, делятся интересными историями.
Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»
Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы»
Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя»
Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.
Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.
Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.
В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.
Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.
Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.
Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.
В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».
Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».
Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Главные герои
- Вася. Мальчик девяти лет, честный, открытый. Его мать умерла, а отец не слишком его любит, так что Вася стал сорванцом, и проводит время в основном на улице.
- Валек. Выросший на улице беспризорник, ровесник Васи. Больше всего на свете любит свою сестру Марусю, а также пана Тыбурция, лидера группы нищих, который их приютил и фактически усыновил. Ради сестры Валек готов на всё.
- Маруся. 4-летняя девочка, сестра Валека. Хрупкая, болезненная и бледная, она тяжело заболевает и в конце концов умирает.
- Тыбурций. Мужчина слегка в возрасте, о тёмном прошлом которого ничего не известно. На удивление хорошо образован. Отличается доброй, чистой и широкой душой.
- Отец Васи. Городской судья, человек достойный и справедливый. Тяжело переживает смерть жены. Очень любит дочь Соню, а вот сына Васю – не очень, считая его испорченным мальчишкой.
- Соня. Четырёхлетняя сестра Васи. Очень любит отца и брата. Живёт дома, окружённая заботой и любовью, и не знает никаких невзгод.
Вывод
Вера в свои силы, понимание, что спасение зависит в первую очередь от него самого, — главное, что делает образ Васютки привлекательным, интересным для читателя. Одно из лучших его качеств — умение впитывать увиденное и услышанное, извлекать полезный опыт из всего, с чем он встречается. Восприимчивость позволила мальчику к тринадцати годам накопить достаточно знаний, чтобы бороться за свою жизнь, не надеясь на спасение со стороны, не дожидаясь, сложа руки, что его отыщут.
Рассказ Астафьева не только об отважном подростке, сумевшем выжить в экстремальной ситуации. Это итог размышлений автора о правильном воспитании, о подготовке ребёнка к суровым реалиям жизни
Рядом с подрастающим человеком должны быть взрослые люди, которые не только обеспечат ему любовь, заботу, безопасность, но сформируют в нём правильное отношение к миру, передадут свой опыт, вооружат знаниями. Имея такой багаж, герой даже среди тайги не чувствовал себя беззащитным, беспомощным. Более того, Васютка сумел выручить всю бригаду из трудного положения. Найденное им озеро обеспечило рыбакам богатый улов.
Характеристика образа Васютки может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.