Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Главные герои повести – градоначальники, каждый из которых сумел чем-то запомниться в истории города Глупова. Поскольку портретов градоначальников повесть описывает немало, стоит остановиться на наиболее значимых персонажах.
- Брудастый – потряс жителей своей категоричностью, своими возгласами по любому поводу «Разорю!» и «Не потерплю!».
- Двоекуров со своими «великими» реформами относительно лаврового листа и горчицы, представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников.
- Бородавкин – воевал с собственным народом «за просвещение».
- Фердыщенко – его алчность и похоть едва ли не погубили горожан.
- Прыщ – к такому правителю, как он, народ оказался не готов – слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела.
- Угрюм-Бурчеев – при всем своем идиотизме он сумел не только стать градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь свою бредовую идею.
Другие персонажи:
Если главные герои – градоначальники, второстепенные – народ, с которыми они взаимодействуют. Простой народ показан как собирательный образ. Автор в целом изображает его как повинующегося своему правителю, готового терпеть все притеснения и различные странности своей власти. Показаны автором как безликая масса, которая бунтует только тогда, когда вокруг происходит повальная гибель людей от голода или пожаров.
Смысл произведения «История одного города»
Чины, регалии, звания могут измениться. Однако людская жадность, желание любыми способами добиться успеха, глупость постоянны
Герои «идут по головам», не обращая внимание на окружающих, на их ценности, принципы и интересы. Жажда наживы, желание выслужиться движут персонажами
Автор высмеивает трусость, низменные ценности, жизненные приоритеты людей. Ему не понятно лицемерие, с которым он сталкивается в обществе.
Михаил Салтыков-Щедрин не только собирал информацию у других людей для своего произведения, автор сам послужил некоторое время в министерстве финансов. Ему не понятны были методы и приемы нечестных сотрудников, для которых исключительно деньги были на первом месте. М. Салтыков-Щедрин — тонкий психолог. Ему удалось прикоснуться к душе человека, понять, ради чего большинство населения существует. У персонажей нет грандиозных планов, мечтаний, заветных желаний. Им закрыли глаза деньги и высокие посты в обществе. Герои безучастны к страдания и нуждам посторонних. Они готовы переступать через моральные принципы ради собственного обогащения.
Смысл произведения «История одного города» заключается в том, чтобы раскрыть слабые и сильные черты характера простого человека. В этом сатирическом романе действия сконцентрированы не в одном конкретном населенном пункте. Описываемые события можно увидеть по всей стране.
Михаил Салтыков-Щедрин в своём сатирическом романе затронул важную острую тему — несовершенство политического устройства российского государства. По мнению автора, люди в стране понимали, что находятся в рабском положении. Однако они не предпринимали никаких действий, чтобы как-то улучшить ситуацию. Люди смирились со своим тяжёлым безрадостным существованием. Угнетённый народ не находил в себе сил, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Более того, население было уверено, что такое жалкое существование — единственно верное и возможное. Никаких планов, целей, возможностей. Люди привыкли, что у власти стоит жесткий человек. По-другому они существовать просто не умеют.
Смысл книги «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина не в том, чтобы посмеяться над российским государством, раскрыв его негативные стороны. Автор с большим желанием пытается донести до общества реальную картину повседневной жизни народа. Человек должен увидеть со стороны, как выглядят его низменные ценности, приоритеты, черты характера. Люди должны самостоятельно для себя решить, что так больше продолжаться не может. Свои пороки нужно искоренять. Главное, чтобы этим занимался не отдельно взятый человек, а общество в целом. Только в этом случае возможна счастливая, гармоничная жизнь социума. Нужно перестать смотреть на других, завидовать, а взять и начать с себя. Тогда видимые перемены не заставят себя долго ждать.
Ищите нас здесь
Войны за просвещение
Далее к власти пришел Василий Бородавкин. Вот он был настроен серьезно и решил в корне все изменить. Им была отмечена лишь деятельность Двоекурова, о котором все уже благополучно забыли.
Василий Бородавкин хотел снова вернуть в использование горчицу, а так же добавить новинку в виде прованского масла. Но жители не хотели повиноваться. Это все привело к тому, что начался военный поход на Стрелецкую слободу. Но войско правителя потерпело изменения – кто-то заменил часть солдат оловянными. Но правитель решил не отступать, а продолжить свой путь. Придя в слободу, он разобрал все строения на бревна. Слободе не оставалось ничего другого, как сдаться.
Правитель решил таким же образом внести изменения и в жизнь своего народа. Было организовано еще некоторое количество войн, которые были направлены на развитие в духовном плане. Но данные деяния негативно отразились на городе, сделав его еще более скудным.
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- За рубежом
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Праздный разговор
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Читательский дневник по летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Число страниц: 3
Жанр: летопись, отрывок
Главные герои: Олег, киевский князь.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Князь Олег — умный, предусмотрительный и мудрый. Хитрый и находчивый.
Был смелым и отважным полководцем.
Краткое содержание летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Давным-давно, когда правил в Киеве князь Олег, пошёл он походом на греков, которые жили в городе Царьград.
Крепкий это был город, и с моря на кораблях было не взять его.
А потому поставил князь свои корабли на колёса, и по земле поплыли они к Царьграду.
Испугались греки, увидев такую решимость и находчивость.
Запросили они мира.
Принял мир князь киевский, повесил щит свой на ворота, и обязал он греческий народ к богатой дани и свободной торговле.
И скрепили мирный договор стороны каждая по-своему.
Князь с соратниками Перуном и богами славянскими клялся.
Греки крест целовали.
Была великая слава киевскому правителю за тот поход и прозвали его Вещим.
Основная мысль летописи
Главная мысль этого предания в том, что хитростью можно сломить любую силу.
Основная идея неизвестного автора заключается в том, что князь должен быть умным и хитрым, чтобы заслужить любовь народа.
Хитрость и находчивость дорогого стоят. Хитрый победит там, где сильный, но глупый лоб расшибёт.
Чему учит летопись:
Отрывок из летописи учит нас искать неожиданные решения, и мыслить нестандартно, что позволяет в большинстве случаев добиться положительных результатов.
Учит уметь извлекать пользу из полученного преимущества.
Прочитав этот отрывок, я была восхищена хитроумностью Олега.
Он придумал то, чего никак не могли ожидать враги, считавшие свой город неприступным.
Князь поставил корабли на колёса и смог передвигаться по земле, как по морю.
Вид этих кораблей, плывших по суше, произвёл на греков огромное впечатление.
Они сдались, больше не пытаясь сопротивляться.
Этот отрывок представляет собой прекрасный образец древнерусской литературы.
В нём главным героем выступает князь, и такое положение вещей существовало очень долгое время.
Мне понравился нестандартный образ мышления, который продемонстрировал Олег.
Видимо, это действительно был умный и достойный правитель, которого не напрасно в народе называли Вещим.
Я всем советую прочитать этот небольшой отрывок из летописи, чтобы окунуться в мир наших далёких предков.
И хоть немного, но понять их образ жизни, мышления.
Проблематика
Разумеется, автор затрагивает вопросы, касающиеся управления государством. Основная проблема в романе — это несовершенство власти и ее политических приемов. В Глупове правители, они же градоначальники, сменяются один за другим. Но при этом они не привносят чего-то нового в жизнь народа и в устройство города. В их обязанности входит забота лишь о своем благополучии, интересы жителей уезда градоначальников не волнуют.
Кадровый вопрос. На должность управленца некого назначить: все кандидаты порочны и не приспособлены к бескорыстной службе во имя идеи, а не ради наживы. Ответственность и стремление устранить насущные проблемы им и вовсе чужды. Это происходит оттого, что общество изначально несправедливо разделено на касты, и никто из простых людей не может занять важный пост. Правящая элита, ощущая отсутствие конкуренции, живет в праздности ума и тела и не работает на совесть, а просто выжимает из чина все, что тот может дать.
Незнание. Политики не понимают проблем простых смертных, и даже если хотят помочь, не могут сделать это правильно. Во власти нет людей из народа, между сословиями глухая стена, поэтому даже самые гуманные чиновники бессильны. «История одного города» — лишь отражение реальных проблем Российской Империи, где были талантливые правители, но им не удалось в силу оторванности от подданных благоустроить их жизнь.
Неравенство. Народ беззащитен перед произволом управленцев. Например, мужа Алены городоначальник без вины отправляет в ссылку, злоупотребляя своим положением. А женщина сдается, так как даже не рассчитывает на правосудие.
Ответственность. За свои разрушительные деяния чиновники не наказываются, и их приемники чувствуют себя в безопасности: что бы ты ни сделал, ничего серьезного за это не будет. Всего лишь снимут с должности, и то в крайнем случае.
Чинопочитание. Народ является великой силой, не в ней нет толку, если он согласен во всем слепо подчиняться начальству. Свои права он не отстаивает, своих людей не защищает, по сути, превращается в инертную массу и по своей же воле лишает себя и своих детей счастливого и справедливого будущего.
Фанатизм
В романе автор заостряет внимание на теме чрезмерного религиозного рвения, которое не просвещает, а ослепляет людей, обрекая их на празднословие.
Казнокрадство. Все наместники князя оказались ворами, то есть система прогнила настолько, что позволяет своим элементам безнаказанно проворачивать любые махинации.
Раскрытие проблем
Проблематика романа насыщена моральными, общественными и политическими вопросами. Все они являются актуальными и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:
- Жестокость. Во времена бунтов смерть вторгалась в город, погибали сотни граждан, но остальные люди со спокойствием проходили мимо трупов. Жертвы агрессии были нормальным явлением для глуповцев. Это общественное последствие деспотизма: если градоначальники безразлично относятся к безопасности жителей, то и они начнут безжалостно избавляться от себе подобных, поскольку человеческая жизнь ничего не стоит.
- Невежество. Народ не восставал против несправедливости и постоянной бедности, поскольку не знал, что может быть иначе. Людям не хватало образования, чтобы почувствовать необходимость свободы.
- Правительство и народ. Деспотизм не может появиться без рабства. Автор подчеркивает это, описывая призвание на княжение в начале произведения. Глуповцы добровольно передали себя на растерзание тиранам, при этом горожане постоянно поддерживали все причуды градоправителей. Раскрывая эту проблему, писатель возлагает всю ответственность за случившееся только на народ, который мог бы бороться с гнетом, но все равно слепо шел на поводу у власти.
Основной смысл романа состоит в том, чтобы в последующем оградить народ от потакания правителям и обличить их произвол, сокращая возможность волнений и подготавливая людей к значительным переменам в государственном и общественном строе страны. В этом и есть идея замысла писателя: выжечь сатирой все стороны жизни, мешающие развитию обычного народа.
Книга учит быть ответственными за свою судьбу. Наблюдая за градоправителями, удается увидеть все их недостатки, а также то, насколько ужасно они относятся к людям. Можно сделать соответствующий вывод: народ не должен допускать такого отношения к себе. Правительство необходимо критиковать и направлять на путь истинный, в противном случае оно превратится в бездушную машину.
Смысл названия
Гротеск присутствует даже в самом названии произведения. Именно «История», а не повесть. Ведь автор — архивариус — не просто ведет хронику, а рассказывает историю, наглядно демонстрируя все закономерности и систему образования и развития города. Эти жалкие записи он считает летописями, достойными уважения, если не сказать, преклонения перед начальниками, гордо именует их «Историей». А в продолжении названия: «одного города» (не Глупова, а неизвестно пока какого) можно заметить некое обобщение. Все сказанное относится не только к Глупову, но и к другим местам. Ехидный намек адресован именно России. Этот гротескный смысл и заключен в названии произведения.
Сам город был назван первым градоначальником, призванным править туда по просьбе самих жителей – головотяпов (были так названы, потому что «тяпали» головой о землю). Подобное название было присвоено городу за глупость его жителей, которые не могли сами править из-за невежества и намеренно ограничили свою свободу.
Суть
Автор ведет хронику одного города, где проживает глупый, но покорный народ рабов, который терпит любые капризы тиранов. Не в силах править государством, глуповцы попросили иностранца возглавить их. Сначала он присылал к ним наместников, потом, убедившись в коррупционности, алчности и неэффективности руководства, приехал править самостоятельно.
После него все градоначальники были присланы из другой стороны и выбраны за них, а люди подчинялись каждому приказанию за редкими исключениями. В каждом начальнике воплощен период из истории нашей страны или конкретный политический деятель, поэтому не стоит воспринимать события буквально. Подробный сюжет с именами и основными событиями Вы можете найти здесь.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Сирень Кустодиева 7 класс Сейчас мы можем увидеть перед собой картину Бориса Михайловича Кустодиева“Сирень, написанную весной 1906 г. В это прекрасное время года на художника снизошло вдохновение, воодушевление
- Сочинение-описание картины Осенний день. Сокольники Левитана Работу над картиной «Осенний день. Сокольники» художник начал в свой самый сложный период жизни. После покушения на царя, вышел указ о запрете нахождения евреев в Москве. Девятнадцатилетний Левитан
- Земля наш общий дом — сочинение Планета Земля – это настоящее чудо. Только она одна в Солнечной системе покрыта многообразной растительностью, огромным океаном, тысячами рек и озер, горами, пустынями, ледниками. И она обитаема.
Фантастический путешественник
После всех бед, случившихся в Глупове, Фердыщенко решил путешествовать. Правда, под его началом находился только городской выгон. Глуповцам было приказано собраться там, бить в тазы, преподносить дары и поздравлять градоначальника, будто он издалека приехал. Развлечений на выгоне оказалось мало. Фердыщенко успел пострелять горохом из маленькой пушки, несколько раз напиться, задержать встреченного во время «путешествия» пастуха. На третий день пребывания на выгоне градоначальник скончался от переедания. Ему на смену через неделю прислали Василиска Семеновича Бородавкина, что положило начало «золотому веку Глупова».
Очень краткий пересказ романа «История одного города».
Роман начинается с обращения обнаружившего старинную рукопись автора к читателю. Во второй главе автор предоставляет слово летописцу, который также говорит с будущим читателем.
Далее следуют 12 глав, где летописцы последовательно изображают историю появления Глупова, переход от родоплеменного типа правления к монархии (будущие глуповцы пригласили к себе иноплеменного князя править), каждого из наиболее значимых для горожан градоправителей, их деяния и последствия для жителей.
Заканчивается роман тем, что последний градоначальник Угрюм-Бурчеев успевает пророчески произнести слово «Придет…» и исчезает, а на город обрушивается смерч. В качестве послесловия автор добавляет еще одну главу, названную им «Оправдательные документы», в которой размещает инструкции некоторых градоначальников, оставленные ими для назидания потомства.
Эти инструкции призваны объяснить читателю причины странного и нелепого поведения глав города и настоящие причины страдания народа.
Средства создания комического
Автор рассчитывал обличить высшие слои общества (градоначальников) в лихоимствах, аферах и прочих махинациях, разрушающих город. Он высмеял пороки таких людей: алчность, кровожадность, эгоизм, ограниченность, жестокость, безнравственность, лень и бесчестность. Салтыков-Щедрин не рассчитывал на добрый юмор, а использовал именно сарказм (язвительная насмешка, злая ирония). Его задачей было высмеять и насмешкой уничтожить то, что затормаживало развитие отчизны. Поэтому сатирические приемы представлены в изобилии.
Гротеск (художественный прием преувеличения, фантастический, уродливо-комический стиль) и сатирическую гиперболу (преувеличение действительности) Салтыков-Щедрин считал приемами, помогающими достижению более реалистического раскрытия существенных сторон действительности, а также характеров-психотипов. Превалирующими средствами художественной выразительности автор выделил гротеск, сарказм, иронию, гиперболу, эзопов язык, фантастические элементы, пародию. Он подчеркивал, что гротескный тип изображения действительности не всегда точен, но в конечной сути вполне реален и несет в себе наиболее определяющие, характерные черты типа.
Средства создания комического с примерами из текста:
- Гротеск: Угрюм-Бурчеев содержал семью в подвале, морил ее голодом, ведь кормил единожды в день хлебом и водой. Мать и дети были настолько дикими, что не умели разговаривать, рычали на людей и даже «издохли», когда объелись щей.
- Фантастика: Голова Прыща была фарширована трюфелями, Органчик жил с механизмом вместо мозгов, а один из наместников князя зарезался огурцом.
- Гипербола: Микаладце увеличил население Глупова в несколько раз, повинуясь зову неуемной страсти к местным женщинам.
- Ирония: Автор использовал церковнославянские обороты речи князя, которые звучат весомо и серьезно, но носят абсурдный характер: «Несть глупости горшия, яко глупость!».
- Сарказм: Злой насмешкой можно назвать описание деятельности Бородавкина: «Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною».
- Пародия. Автор пародировал эпоху дворцовых переворотов, описав ее в сниженном стиле грубоватой насмешки в главе «О шести градоначальницах». Глупые и вульгарные женщины наперебой захватывали власть, не имея на нее никаких прав. Такая же ситуация наблюдалась в выше упомянутую эпоху: жены, дальние родственницы и регентши императоров, происходящие из иностранных держав, пребывали у власти, но итоги их правления нельзя назвать блестящими, как и способы их достижения.
- Эзопов язык. Чтобы спасти «Историю одного города» от цензуры, писатель прибегнул к иносказанию. Так, он описал междоусобную борьбу древнерусских племен (полян, древлян, радимичей и др.) и их последующее объединение в первых главах, когда головотяпы враждовали с соседскими племенами — людоедами, лягушечниками, рукосуями. Изменив названия племен, он все же описал все те исторические события, которые с ними происходили, поэтому читатель быстро понял, что перед ним политическая сатира на Россию.
Пересказ
Михаил Салтыков-Щедрин писатель, журналист, сатирик девятнадцатого столетия. Он мастерски владел различными сатирическими методами. Писатель свои произведения представлял читателям в виде фантастических сказок, оригинально изложенных в стиле гротеска, антитезы, с использованием эзопова языка. Иносказание, с применением аллегории, необходимые приемы для сокрытия истинного смысла, вложенного автором в свои уникальные сказки-пародии.
Одним из таких ярких произведений стал роман «История одного города», повествующий о злоключениях несчастного народа, пытающегося выбрать себе достойного градоначальника.
В шестидесятые годы девятнадцатого столетия в России стало зарождаться освободительное движение против самодержавия. Вдохновленный прогрессивными идеями писатель в 1867 году печатает фантастический рассказ о губернаторе, у которого была фаршированная голова. На этом автор не остановился и первые главы произведения опубликованы уже в январе 1869 года, а в 1870 году напечатана полная версия романа.
Роман написан в характерном для автора жанре исторической сатиры. Автор предлагает читателю летопись вымышленного города Глупова. С иронией и сарказмом высмеивается существующее общественное устройство, обычаи, нравы, бытующие при самодержавном строе, взаимоотношения населения и правящих кругов.
Главные герои – это правители, сменяющие один другого. Сами глуповцы представлены, как второстепенные образы, некая серая толпа, безропотно подчиняющаяся бездарным градоначальникам, способная к протесту лишь тогда, когда начинают массово гибнуть люди в пожарах или от голода.
Повествование начинается с доисторического времени, когда древняя народность головотяпов, завоевав соседние племена, задумалась над выбором правителя. К сожалению, жители оказались настолько глупы, что желающего ими управлять не нашлось. Выручил их вор, уговоривший одного князя принять бразды правления. Князь же отказался проживать с новоиспеченными подданными, утвердил наместником все того же вора, который и стал править несчастными, переименовав их в глуповцев.
В каждом из градоначальников легко узнать реально существующих исторических деятелей, стоявших у власти в те времена или занимающих государственный пост. Подробно описаны лишь некоторые из городничих, более других запомнившиеся своими чудачествами.
Так, например, Брудастый представлен как символ глупости, недалекости. Работоспособный, жесткий руководитель, как выяснилось, имел в голове специальный механизм. Город остался без управления, когда это устройство сломалось, что привело к беспорядкам.
Около двадцати лет городом правил деспотичный Бородавкин, достижения которого сводятся к озеленению одной улицы и возведению тюрьмы, вместо запланированной академии. Надолго глуповцам запомнились карательные меры этого управленца, сжегшего не одну деревню, в наказание за неуплату налогов, добившись в итоге лишь несколько рублей прибыли.
Двоекуров был настолько энергичным, что нещадно подчевал своих подданных розгами, а также соответствующим указом потребовал обязательного поедания горчицы с лавровым листом.
Фердыщенко прославился своим отменным аппетитом, который и послужил причиной его скоропостижной кончины. Путешествуя по своим владениям, переел и умер горе — правитель.
Угрюм — Бурчеев, испытывавший пристрастие к военной муштре и армейской атрибутике, требовал от горожан жесткой дисциплины, ношения формы и выполнения несуразных приказов. В порыве своей активной деятельности, построил новый город, разрушив Глупов, и неожиданно исчез при загадочном природном явлении. Так завершилась почти столетняя история города Глупова.
Автор обозначил основную мысль произведения, которая заключается в том, что сам народ ответственен за выбранного им управляющего.
8 класс