Глава 3
Блудово болото было окружено большим количеством кустарника, сквозь который был прорублен ход. Дети быстро пересекли приболотицу, выйдя к огромному болоту. Отсюда видны уже были песчаные холмы — борины, каждая со своим названием. Дети вышли к первой — Высокой гриве. Много здесь было разных трав, среди них пахучие цветы волчьего лыка на крепких стебельках. Отец детей шутил, что из этих стебельков волки корзинки плетут. Настя, уже продрогшая от болотной сырости, вдалеке услышала вой. Это выл на Сухой речке от голода и одиночества волк, которого местные называют Серый помещик.
У подножия Звонкой борины тропа делилась на две. Настя хотела продолжать путь там, где ходят все люди, где точно есть клюква. Но Митя настоял: нужно продолжать идти на север, чтобы выйти к заветной палестинке. Дети продолжили идти уже не бок о бок, а гуськом.
Анализ 2
Пришвин отличается великолепным описанием природы и нередко в своих рассказах делает упор на гармонию с природой и возможность человека существовать в ладу с другими живыми существами. В рассказе Кладовая солнца идея гармонии рассматривается довольно подробно и такое детальное описание позволяет о многом поразмыслить читателям.
Речь в рассказе идет о сиротах брате и сестре, которые будучи совсем маленькими остаются одни с довольно крупным хозяйством. Тем не менее, благодаря дружбе и гармонии между ними они н только отлично ладят, но и ведут хозяйство. Девочка по имени Настя занимается работами по дому, а мальчик Митраша делает различные изделия, которые продает или обменивает и выполняет мужскую работу по дому.
Касательно гармонии Пришвин рассматривает ситуацию разлада, он иллюстрирует этот разлад довольно прямо. Когда дети отправляются в лес, мальчик хочет идти, как указывает компас, а девочка по известно тропинке, в итоге они ссорятся и расходятся. Тут автор использует устойчивое выражение «их тропинки разошлись», которое говорит о расхождении во взглядах и мнении.
В итоге каждый герой оказывается в трудной ситуации. Настя совсем забывает о младше брате, о котором ей нужно заботиться и чрезмерно увлекается сбором клюквы, даже частично впадает в алчность. Митраш в свою очередь выбирает неверный путь и вязнет в болоте, только чудом он не тонет и его спасает собачка Травка, которая увидела мальчика.
После воссоединения дети понимают как неверно себя вели, ведь им нужно было хранить не только собственное мнение, но и то ценное, созданное между ними. Ребятам нужно было сохранять гармонию, дружбу и взаимопомощь. Тогда они бы не оказались в такой трудной ситуации.
Тем не менее, данное событие стало для них полезным уроком, который каждый усваивает с пользой для себя. Митраш становится более самостоятельным и застреливает дикого волка, который живет в лесу, девочка понимает как нужно заботится о брате и всегда помнить о нем. Поэтому в какой-то степени иногда нужно оказаться в трудной ситуации и принять не совсем правильное решение, для того чтобы точнее увидеть какое поведение является правильным.
Авторское отношение
Природная композиция в рассказе несет огромную смысловую нагрузку. Автор старался показать, что мир живет отдельно от человека. Земля и все, что на ней есть, дарит людям свои богатства, а не наоборот. Человеку необходимо беречь окружающий мир. По этой причине история о детях, которые пошли в лес за ягодами, рассказывается от лица персонажа, добывающего торф в этих местах.
Путем эпитетов и ярких художественных изображений М. Пришвин старается показать, насколько богата природа. В ней есть торф для тепла в доме, ягоды для здоровья. Все это человек может получить.
Если сделать анализ текста, то можно понять, что автор старается донести мысль — природа является «кладовой Солнца». Если ее не оберегать, то в скором времени брать из этой кладовочки будет нечего
Важно начинать организовывать проекты по защите окружающего мира, чтобы сохранить его как можно дольше в целости и сохранности для последующих поколений. Запасы нельзя назвать безграничными, поэтому однажды природа может стать врагом человеку и начать защищать себя самостоятельно
Источник
Чему учит сказка Кладовая солнца?
Сказка «Кладовая солнца» Пришвина Михаила написана очень художественным языком о природе для детей и о детях в лесу, об их приключении и других обитателях леса. Он отождествляет лес и деревья с живым существом и рассказывает о них, словно это живые существа, а не просто растения. Автор учит любить и ценить природу, уметь обращаться с нею. Кто умеет обращаться с природой, тому она дарит свои богатства. Надо считаться с природой и тогда можно пользоваться ее благами. А еще учить быть осмотрительными. Она о сиротах мальчике и девочке Насте и Митраше, которые попали в лес, когда пошли за ягодами. Надо хорошо знать лес и его тайны и обитателей.
Как сам Михаил Пришвин написал:
«Кладовая солнца», это не просто произведение, описывающее природу, её богатства и разнообразие. В этой сказке Пришвиным затрагивается тема отношения человека к природе и наше с ней единение.
Это произведение учит нас уважительному и бережному отношению ко всему окружающему миру, во всех его естественных проявлениях. Учит тому, что природа достаточно хрупка и зависима от человека и поэтому её нам нужно не просто любить и ценить, а охранять и заботиться о ней.
Читая «Кладовую солнца» понимаешь, что природа отзывчива на доброе к ней отношение и всегда может отблагодарить своими дарами, но только тех, кто с ней считается.
Эта сказка-быль напоминает нам, что человек, как часть этой природы, не может жить вне её.
Сказка Михаила Пришвина, прежде всего рассказывает о детях, их взаимоотношения между собой. Дети сироты Настя и ее младший брат Митраша, пошли в лес за клюквой. В итоге Настя пожадничала, хотела набрать больше ягод и дети разделились. Дальше у них начались приключения и помощь матушки природы. Прежде всего сказка учит любить друг друга и любить мир вокруг себя.
Кладовая Солнца была написана писателем Михаилом Пришвиным,который очень любил природу, и всегда описывал ее с благоговением и уважением.Это произведение было написано после войны в 1945 году, и речь в нем идет о становлении детских характеров.
И автор определяет данное произведение,как сказку,которая является былью.
Он дает намек в том,что даже домашние животные всегда заслуживают нашей любви и нашего уважения,потому что тоже могут быть хорошими друзьями и помощниками.
И всегда нужно верить своим друзьям и подставить плечо помощи, если в этом возникла нужды.
Пришвин учит уважать природу,будь то цветочек или букашка.
Она учит тому, что по сути нет ничего лучше естественного лона природы и ее обитателей
Что человек несмотря на всю урбанизацию и пост индустриальное обустройство мира, должен уделять свое внимание и любить природу и ее обитателей и только тогда, он будет подлинно счастлив
Прежде всего сказка М.Пришвина «кладовая солнца» учит нас быть рассудительными и, не поддаваться желаниям доказать свою правоту, а слушать голос разума. Если бы девочка и мальчик не старались каждый доказать свою правоту, а вместе пошли по проверенной тропе, то они набрали бы клюквы и вернулись благополучно домой.
Во вторых сказка призывает людей научиться любить, уважать и ценить природу и домашних животных, которые намного преданнее людей.
И конечно же нельзя пройти мимо описаний красоты картин природы, которые так умело и подробно описывает автор.
Сказка «Кладовая солнца» учит тому, что нужно любить природу, ни в коем случае не наносить ей вред, по доброму относится к животным, ведь они очень преданные и вполне могут быть самыми лучшими верными друзьями человеку.
«Кладовая солнца» учит бережному отношению к друг другу, нельзя бросать на произвол судьбы даже если очень сильно поругался, нужно стараться не терять голову в трудных ситуациях
И большая часть произведения учит любить природу, если человек отнесется к окружающей природе с вниманием, то природа обязательно отблагодарит человека
Сразу вспомнился Г.Х. Андерсен «Снежная королева». Герда может быть примером прощения, любви и преданности. Несмотря на то, что Кай изменился, стал холоден, груб с ней, но когда он был похищен Снежной королевой, она не задумываясь отправилась искать его.
Многое пережила, но спасла и помогла Каю.
Или «Гадкий утенок». Сколько презрения, насмешек он пережил со стороны других птиц, но ни разу не ответил грубостью, не озлобился. Может поэтому гадкий утенок превратился однажды в прекрасного лебедя.
Короткий пересказ «Кладовой солнца»
Краткое содержание Кладовая солнца:
Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле. Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи. Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.
В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые. «Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке». Сначала им помогали всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.
Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.
Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.
Тем временем неподалёку проснулась Травка, собака лесника Антипыча. Лесник умер, и его верная собака осталась жить под остатками дома. Травке было тоскливо без хозяина. Она завыла, и этот вой услыхал Серый Помещик. В голодные весенние дни он питался, в основном, собаками, и теперь побежал на вой Травки. Однако вскоре вой прекратился — собака погнала зайца. Во время погони она учуяла запах маленьких людей, один из которых нёс хлеб. По этому-то следу Травка и побежала.
Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь. Мальчик прошёл больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра. Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.
Всё это время девочка шла по утоптанной тропе, которая тоже вела к Слепой елани, только в обход. В конце тропы она наткнулась на то самое клюквенное место, и начала собирать ягоду, забыв обо всём. О брате она вспомнила только к вечеру — еда-то осталась у неё, а Митраша так и ходит голодный. Оглянувшись, девочка увидела Травку, которую привёл к ней запах съестного. Настя вспомнила собаку Антипыча. От тревоги за брата девочка заплакала, а Травка старалась её утешить. Она завыла, и Серый Помещик поспешил на звук. Вдруг собака снова почуяла запах зайца, помчалась за ним, выскочила на Слепую елань и увидела там ещё одного маленького человека.
Митрашка, совсем замёрзший в холодной трясине. увидел собаку. Это был его последний шанс спастись. Ласковым голосом он подманил Травку. Когда лёгкая собака подошла совсем близко, Митраша крепко ухватил её за задние лапы, и Травка вытащила мальчика из трясины.
Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя. Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос. Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.
Рассказ Михаила Пришвина «Ёж» написан в 1935 году. Краткое содержание «Еж» Пришвин для читательского дневника, которое можно прочитать на нашем сайте, повествует об удивительной дружбе человека с маленьким зверьком.
Пример 2
Зачем были придуманы сказки? Чтобы научить детей отличать добро от зла, показать важность всегда поступать правильно. Значит, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» тоже научила читателей чему-то хорошему
Чему это произведение научило меня?
Эта сказка учит нескольким важным вещам
Во-первых, она показывает всю важность заботы о природе. Очень чётко в произведении показано правило: природа относится к людям так, как они к ней
Настя и Митрашка, например, заботились о животных, о своем маленьком стаде и хорошо вели себя в лесу, поэтому с ними ничего не случилось, даже наоборот, ребятам помогли выбраться целыми и невредимыми. По моему мнению, природа оберегала детей, посылала ушастого помощника, потому что заяц всегда приходил в самый нужный момент. То Травка учуяла зверька, побежала за ним и так нашла Настю, которая вспомнила о брате. То собака снова побежала за зайцем и спасла Митрашку. То младший брат, решив подстрелить зверька, случайно попал в Серого Помещика и тем самым спас и себя, и сестру, и всю деревню тоже. Более того, в сказке показано не только хорошие отношения между человеком и природой, но и плохие. Например, до облавы на волков, которую совершили жители деревни, Серый Помещик не был таким злым и кровожадным, но на момент действия произведения он пугал всю округу. Таким образом автор показал, что если не любить и не ценить природу, в ответ тоже не стоит ждать хорошего отношения к себе.
Во-вторых, эта сказка учит тому, как важна семья. Мать Насти и Митрашки умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне. Только они были у друг друга, только на себя дети могли положиться. Самые близкие люди на свете поссорились, и из этого не вышло ничего хорошего: младший брат чуть не утонул в трясине, пока старшая сестра собирала клюкву. Девочка чуть не забыла о Митрашке, увлекшись своим занятием. После того, как все закончилось, Настя поняла, как неправильно поступила, и отдала всю собранную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда
Автор хотел донести до читателей, что очень важно заботиться о своих родных, всегда помогать им, что ссоры не должны портить отношения между людьми и мешать достигать общих целей
Таким образом, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» научила меня заботиться о природе, уважать её
Еще она показала всю важность семейных отношений и любви к близким
Герои произведения Кладовая солнца Пришвина сочинение
Митраша
Главным героем данного произведения является маленький мальчик, который жил со своей сестрой. Они очень рано остались сиротами и сами ведут хозяйство. Этот самостоятельный ребенок во всем помогает своей сестре, он многому научился от своего отца, когда тот был живой. Митраша делает своими руками утварь их дерева, которую потом продает. С сестрой они живут очень дружно, Митраша любит ее.
После смерти родителей им досталось небольшое хозяйство и имущество, в котрое входили: маленький дом, телка по кличке Зоря, козочка, овца, куры, петух по кличке Петя и поросенок. И брат с сестрой заботились и ухаживали за всеми животными.
Настя
Старшую сестру Митраши зовут Настя, она старше его на два года. Она занимается всем женским хозяйством, которое выпало на ее хрупкие плечи. Она доит коров, а также загоняет их в стадо, также делает все по дому. Их очень сплотило то, что они остались без родителей и были горой друг за другом.
Антипыч
Кроме основных героев, в произведении присутствуют и второстепенные персонажи, например, долгожитель лесник Антипыч. Он мудрый и умный старик. Все люди его уважали и прислушивались к его советам, учились чему-то у него. Старик Антипыч жил со своей собакой. К нему в гости частенько захаживали охотники.
Травка
Из животных персонажей присутствует такой персонаж как собака по кличке Травка. Она продолжала жить у жилища лесника, даже после его смерти, преданная была. Однажды, отправившись на охоту, она увидела в болоте мальчика Митрошу и смогла спасти ему жизнь. Так она и пошла за детьми и обрела новых хозяев.
Хоть и ребята были всегда дружны между собой, однажды они все-таки поругались, когда решили собрать клюкву. Тропа в лесу разошлась и Митраша решил пойти по трудному пути, а его сестра по другой дороге, в результате дети поссорились, ведь брат не послушал Настю.
Серый Помещик
Еще одним животным из персонажей был волк, прозвали его Серым Помещиком. Он истреблял скот людей и кидался на собак. Волк был неуловимым, ведь всех его сородичей вокруг истребили, а он оказался непойманным. В итоге его пристрелили Митроша.
Рассказчик
Также некую роль в произведении играли рассказчик. Именно они повествовали всю историю. Они были работниками, которые исследовали болото.
«Кладовая солнца» весьма оригинальное произведение, которое включает в себя и сказку-быль и жизнь. В произведении присутствуют и выдуманное, и реальное. Еще с самого начала идет этот переплет выдуманного и правдивого. Придумано название села и болота, место, где проживали дети, а события, которые описывались в произведении были реальными.
Все о чем говорилось в произведении сыграло немалую роль в жизни Матроши и Насти. Это и ель, болото, лось собачка по кличке Травка.
Произведение «Кладовая солнца», в принципе, как и любая сказка со счастливым концом. Дети изменились в лучшую сторону, это сотворилось из-за того, что им пришлось перенести нелегкие испытания в своей жизни. Наши герои поняли, что нужно быть внимательными друг к другу, что нужно заботиться о своих родных и близких людях, животных.
Олицетворение
На первый взгляд, природа в произведении выступает фоном, который позволяет представить ситуацию, произошедшую с детьми. Действие происходит в селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского». Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша.
Однако природа в сказке М. М. Пришвина выступает как отдельный образ, который в свою очередь делится на отдельные деревья, веточки, на отдельных животных и птиц. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц.
Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли».
Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».
Популярные сегодня темы
Михаил Юрьевич Лермонтов раскрыл себя, как поэт, не только в стихотворном жанре. Основным его направлением были поэмы о жизни на Кавказе. Одним из таких произведений стало «Мцыри». Поэма впервые была опубликована в 1840 году
Великий испанский писатель Мигель де Сервантес посвятил частицу своей жизни созданию гениального произведения под названием «Дон Кихот». Это описание легендарных приключений рыцаря и его оруженосца.
Месть — это намеренное причинение зла кому-либо за нанесённое оскорбление или обиду. Люди, которые мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте
Роберт Льюис Стивенсон, написана в 1875 году в Шотландии. На русский язык перевёл Самуил Маршак.
У меня много одноклассников, целых 27. Но, несмотря на то что говорят, что все люди разные, для меня они одинаковые. Некоторые ничем не интересуются, просто тратят все свободное время на социальные сети и игры.
Источник
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Глава 9
Во время сбора клюквы у многих женщин развивается невиданная жадность. Вот и Настю она не обошла стороной. Сначала девочка собирала каждую ягодку, потом ей уже хотелось наклоняться только за горсточкой.
Бывало дома за работой Настя часто вспомнит о брате, окликнет его. А тут забыла она не только о Митраше, но и о себе. Только о клюкве девочка и думала. Так понемногу она не заметила, как сошла со знакомой тропы. Огляделась вокруг — нигде тропы не видно. Но вдруг увидела девочка ту самую заветную палестинку.
Обе тропинки, по которым шли брат с сестрой огибали болото и вели к этому месту. Митина тропка была короче, и не сверни он с нее, давно бы оказался здесь. Но Настя, увидев чудесную палестинку, совсем забыла о брате. На коленях, ничего кроме ягод не замечая, девочка на четвереньках передвигалась по болоту. У старого пня ее привело в чувство шипение змеи, гревшейся в лучах вечернего солнца
. Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий Девочка вскочила на ноги, спугнув стоявшего невдалеке лося и притаившегося под кочкой зайца, и огляделась. Настя увидела Травку, которую острый нюх быстро привел к девочке, и хотела дать ей кусок хлеба. Уж полна была корзинка клюквы, и только сейчас Настя вспомнила о брате и вся в слезах прокричала его имя.
Тема, основная мысль и композиция
Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.
Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.
Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.
Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.
В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.
Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.
Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.
В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.
Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.
В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.
Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.
В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.
В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.
В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.