Фаулз волхв краткое содержание

Краткое содержание сюжета

История отражает взгляд Николаса Урфе, молодого выпускника Оксфорда и начинающего поэта. После окончания учебы он недолго работает учителем в маленькой школе, но ему становится скучно и он решает уехать из Англии. В поисках другой работы Николас встречается с Элисон Келли, австралийской девушкой, которую он встретил на вечеринке в Лондоне. Он по-прежнему принимает должность преподавателя английского языка в школе лорда Байрона на греческом острове Фраксос. После начала своей новой должности он становится скучным, подавленным, разочарованным и подавленным островом Средиземного моря; Николай борется с одиночеством и размышляет о самоубийстве. Обычно бродя по острову, он натыкается на поместье и вскоре встречает его владельца, Мориса Кончиса, богатого греческого затворника. У них возникает своего рода дружба, и Кончис медленно раскрывает, что он, возможно, сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны.

Николас постепенно втягивается в психологические игры Кончиса, его парадоксальные взгляды на жизнь, его загадочную личность и его эксцентричные маски. Сначала Николас принимает эти позы Кончиса, которые в романе называют «божественной игрой», за шутку, но они становятся более сложными и интенсивными. Николай теряет способность определять, что реально, а что выдумано. Вопреки своей воле и знаниям он становится исполнителем в игре в бога. В конце концов, Николай понимает, что инсценировки нацистской оккупации, абсурдные пьесы после Сада и непристойные пародии на греческие мифы — это его жизнь. не жизнь Кончиса.

Описание книги «Волхв»

Джон Фаулз — один из наиболее выдающихся (и заслуженно популярных) британских писателей XX века, современный классик главного калибра, автор всемирных бестселлеров «Коллекционер» и «Любовница французского лейтенанта«. «Волхв» долго служил Фаулзу своего рода визитной карточкой. В этом романе на затерянном греческом острове загадочный «маг» ставит жестокие психологические опыты на людях, подвергая их пытке страстью и небытием. Реалистическая традиция сочетается в книге с элементами мистики и детектива. Эротические сцены романа — возможно, лучшее, что было написано о плотской любви во второй половине XX века.

Киноадаптация

Роман экранирован по сценарию Фаулза, режиссер Гай Грин, выпущенный в 1968 году. Майкл Кейн как Николас Урфе, Энтони Куинн как Морис Кончис, Анна Карина как Элисон, Кэндис Берген как Лили / Джули и Джулиан Гловер как Антон. Его снимали на острове Майорка. Адаптацию вообще сочли провальной как фильм.

Кейн сказал, что это был один из худших фильмов, в которых он участвовал, потому что никто не знал, о чем он. Несмотря на критический провал, фильм был номинирован на премию Премия BAFTA за лучшую операторскую работу.

BBC Radio 4 транслировало в 2016 году драматизацию Адриана Ходжеса с участием Чарльз Дэнс в роли Кончиса.

Критический прием

  • «Крупная работа по нарастанию напряженности, в которой человеческий разум — подопытный кролик… Мистер Фаулз сделал большой удар по сложному предмету, и его удары… в яблочко »(Sunday Telegraph )
  • « Восхитительно сладкое празднование бессмысленного рассказывания историй… Прежде чем кто-то полностью осознает, что происходит, он обнаруживает, что не менее жаждет смыслов и не менее голоден среди множества ключей к разгадке, чем сам Николас »(Sunday Times )
  • « Великолепно выдержанный кусок мистификации… такой, который иначе мог бы быть изобретен только литературной командой, выставившей на вооружение маркиза де Сада, Артур Эдвард Уэйт, сэр Джеймс Фрейзер, Гурджиев, мадам Блаватская, К.Г. Юнг, Алистер Кроули и Франц Кафка «(Financial Times )
  • Роман был включен в Список лучших романов XX века в современной библиотеке : он получил оценку« Нет ». 71 в Списке читателей и № 93 в Списке критиков первых 1 00 романов.

Джон Фаулз «Волхв»

Это первый роман Фаулза, который он написал в 1953 году, но потом переработал и в результате книга была издана в 1965 году. В 1951-1952 годах Джон Фаулз преподавал на греческом острове Спеце, который стал прототипом Фракоса. В 1977 году вышел новый вариант романа.

Название Волхв (The magus) связано с картой таро.

Книга состоит из трех частей. Причем первая и третья небольшие, а почти все повествование приходится на вторую часть. Первая часть рассказывает о том, как Николас нашел работу на острове, познакомился с Алисон, их отношениях и жизнь Николаса на острове в течение учебного года. Во второй части происходят чудеса. И третья часть — это возвращение Николаса в Лондон и его попытки разобраться в том, что с ним вообще произошло, зачем это было нужно и кто такой этот Морис Кончис, а также переосмысление своего отношения к Алисон.

Роман «Волхв» написан от лица Николаса Эрфе — молодого англичанина 25 лет. Николас — сын бригадного генерала, родители его были традиционными англичанами. Когда Николас учился в Оксфорде, его родители погибли в авиакатастрофе. Проработав семестр в школе в Англии, он решает, что ему надо уехать из Англии, увидеть новых людей, новые места и он начинает искать работу за границей. В то же время он знакомится с девушкой Алисон и они начинают жить вместе. К девушкам у Николаса отношения скорее потребительские, для удовлетворения своего сексуального желания. Когда девушка ему надоедала или начинала требовать более серьезных отношений, он ее бросал. Так было и с Алисон, он радовался, что скоро уедет, в то время как Алисон его сильно любила.

В октябре Николас приезжает на греческий остров Фраксос в школу Лорда Байрона преподавать английский язык и литературу. На острове он поначалу сильно скучает и страдает от воздержания, с другими учителями почти не общается, в деревне ничего интересного, девушек на острове нет. После посещения борделя в Афинах Николас опасается, что подхватил сифилис и ему становится совсем тоскливо и он даже пытается покончить жизнь самоубийством. Но потом наступает лето, на виллу на южной стороне острова прибывает богатый и таинственный Морис Кончис и начинаются чудеса, поначалу безобидные и забавляющие Николаса, но потом его уводит все дальше и дальше в лабиринт, и он уже не понимает где правда, где ложь, что вообще здесь происходит, кто этот Кончис и зачем он устраивает все свои эксперименты.

В начале книги Николас относится к Алисон снисходительно, как обычной шлюшке из Австралии, каких много. После пережитого на острове Николас думает, что Алисон пожалуй как раз самое настоящее и реальное, что с ним произошло.

Как пишет в предисловии автор — не нужно искать здесь скрытых идей — каждый найдет то, что ему нужно. В представлениях Кончиса автор пытался показать различные толкования Бога.

Автор, как и Кончис, постоянно водит нас за нос, сбивает с толку, в какой-то момент перестаешь верить вообще всему, что рассказывают обитатели острова, а в конце находит паника, что все что происходит подстроено, за тобой следят и ты ни в чем не уверен.

Я прочитала эту книгу буквально за два дня, несмотря на то что роман достаточно объемный. Мне хотелось докопаться до истины, разобраться где правда где ложь. Завершив книгу, я вновь перечитала первую часть, чтобы внимательнее присмотреться к тому Николасу, который был до посещения острова, и словила себя на том, что начинаю по новой читать и вторую часть тоже, роман просто притягивает к себе и не отпускает.

«Волхв» немного похож на «Коллекционера». В обоих книгах много отсылок к «Буре» Шекспира, Николас также заперт на острове, как Миранда в подвале, они оба переосмысливают свои поступки. В тоже время в начале книги Николас схож с Коллекционером — он коллекционирует девушек, которых ему удалось покорить и бросить.

Отношения Алисон и Николаса в чем-то сходны с отношениями Кемаля и Фюсун в «Музее Невинности» Орхана Памука.

Рецензии на книгу «Волхв» Джон Фаулз

Все только начинается

С этой книги началась моя любовь к Фаулзу 20 лет назад, и теперь, спустя столько лет, я уже точно могу использовать это сильное слово «любовь». Фаулз действует на меня гипнотически. Мне могут не нравиться герои, мне может не нравиться сюжет, мне может не нравиться композиция, но вся книга в целом — это наслаждение. Фаулза невозможно читать быстро, по крайней мере, я не могу. И я не читаю. Я наслаждаюсь. Каждой буквой, каждым словом, каждой запятой, каждым диалогом, каждым абзацем, каждой страницей. Не знаю, в чем фокус, потому что похожие книги, например, у Драйзера, кажутся мне занудными: слишком много объяснений, слишком много сцен, слишком много лишнего. С Фаулзом все иначе. Он не объясняет, но рисует, он не поучает, но рассказывает, он не подталкивает, но нежно направляет. Мне кажется, он сам — маг. Маг слов, и его магия воздействует аж на подкорке, иначе я не могу объяснить такое воздействие. Он ласково подхватывает и несет тебя в своих сильных руках, ничего не объясняя, только запутывая, но ты с радостью готов подчиняться. При этом не могу сказать, что я все-все-все понимаю в его книгах, и конкретно в этой тоже. Ох уж мне эти выпускники Оксфорда: Фаулз, Мердок, Кэрролл, Льюис, Толкиен. Они настолько углубляются в мифологию, выкладывая из нее сюжетные картины современности, или в данном случае почти современности, что неподготовленному читателю только остается догадываться про глубинные слои повествования. Вот и здесь, я уверена, что понялf лишь поверхностную часть, а многое осталось для меня в глубине. Но эта глубина манит, ой как манит. Но чтобы полностью разгадать замысел автора, нужно хорошо знать Шекспира, Аристотеля, Платона, древне-греческую мифологию (миф об Орфее), и много еще разных классических произведений. И все равно что-нибудь да упустишь. Ведь автор сам говорил, что «Волхв» — это не книга, это, скорее, пятно Роршаха, что в тебе есть, так тебе книга и отзовется. Увидишь любые свои деформации в героях, что главных, что первостепенных.

50-е годы, вскоре после войны, молодой выпускник Оксфорда, Николас Эрфе устраивается работать учителем английского в школу на греческом острове. Перед этим он познакомился с юной австралийкой Алисон, у них завязались отношения, очень странные отношения, потому что сам Николас — немного амфибия. Он не знает, что у него внутри, он едва различает, что у него на поверхности. Но он твердо уверен, что к любви его чувства к Алисон не имеют ни малейшего отношения. В них немного радости, много секса, и какое-то странное ощущение, которое он не воспринимает (по секрету скажу, что это была близость и зрелость). Но Николасу еще рано такое понимать, он не готов, он еще молод, ему хочется развлечений с разными девушками, и они с Алисон расстаются.

По приезду на остров Николас поначалу наслаждается островом, его природой, его людьми, но постепенно им овладевает скука, ему хочется яркости, развлечений, интриг, и местный житель, миллионер Морис Кончис помогает ему обрести всего того, что Николас так хотел. Вместе с Николасом мы ощущаем азарт детектива, вот-вот мы разгадаем очередную загадку Кончиса, потом разочарование, ведь каждая как будто бы разгаданный ответ приносит только все новые и новые вопросы, Кончис вместе с близняшками Жюли и Джун успешно наводят морок на Николаса. Как? Зачем? Почему? Почему я? И все это выливается в грандиозный психологический эксперимент, в котором Николас все глубже и глубже погружается в себя, снимая с себя слой за слоем, маску за маской.

Фаулз воспроизводит миф об Орфее, Николас Эрфе (Орфей) отправляется в царство Аида (Кончис), чтобы обрести свою возлюбленную, правда, в «Волхве» Николас и сам не понимает, кто его возлюбленная и возлюбленная ли, и умеет ли он любить вообще. Все это ему предстоит обрести, по сути обрести самого себя. Не знаю, насколько это правда, что можно таким способом, в лабиринте, в мороке обрести себя, а не сломаться. Возможно, да, ведь когда вокруг сплошная неопределенность, ты можешь полагаться только на самого себя, так что поневоле приходиться прислушиваться к себе, к своим эмоциям, познавать себя, иначе просто потеряешься. Но возможно и нет. Потому что все-таки такой опыт весьма травматичен, а тут травма следует за травмой, подопытный просто не успевает оправиться от одной, как на него уже обрушивается следующая. Что-то стало жаль мальчика. Но Файлз и тут ничего не объясняет, только показывает, так что читателю приходится уже самому прислушиваться к себе, как в нем самом отзываются поступки и эмоции Николаса, самому решать для себя, что это было и какую эмоцию в себе вызвать. Это такой психологический метатекст, который воспринимается не сразу.

Орфей и Эвридика

Первое, на что стоит обратить своё внимание, это, конечно, имя главного героя. Эрфе – Орфе – Орфей – эта трансформация имени абсолютно прозрачна, и сколько бы ролей ни примеривал на себя главный герой во время страшной игры в Бога, основной является именно эта

Имеется в виду, конечно, один конкретный миф, а именно – спуск Орфея в ад за Эвридикой. Что нам даёт это небольшое предсказуемое открытие? Прежде всего, мы понимаем, что путешествие Эрфе на остров Фраксос есть не прихоть героя, а испытание, которое ему, как опустошённому экзистенциалисту», необходимо пройти. Он бежит на остров от жизни и женщины, чтобы найти там ту же самую женщину и, вероятно, жизнь.

Орфей и Эвридика – это миф о любви, но и об одиночестве. Эрфе предстоит сойти с ума от одиночества, почти покончить с собой (но всё же выбрать жизнь), попасть в мясорубку психологического насилия со стороны возомнившего себя богом Кончиса. Кончис тут – действительно бог, и пока Эрфе умасливает его своей музыкой, то есть вполне деятельным и увлечённым участием в игре, ему дозволяется всё глубже спускаться в ад, где, в конце концов, обнаружится его вроде как покончившая с собой возлюбленная Алисон. То есть на протяжении большей части романа она «мертва», и ценность её для себя Эрфе понимает именно после того, как она «умирает». Книга обрывается раньше, нежели мифологический прототип (в конце истории Орфей, вопреки запретам, оборачивается и смотрит на свою возлюбленную, после чего теряет её навсегда и объявляет любовь к женщине плохим злом), поэтому многие решили, что концовка открытая. Но это вовсе не так, роман закончен именно там, где должен был закончиться.

Отсылки к античности, как и Греция в качестве бэкграунда, подтверждают тесную взаимосвязь мифов и игры Кончиса в Бога. Претерпев незначительные изменения в связи с тем, что философия значительно усложнилась за те тысячи лет, что прошли с момента создания изначальной мифологии, перед нами раскрывается всё та же концепция спуска в ад, только ад в данном случае – собственная психика. И пусть вас не обманывает вердикт, вынесенный герою на суде, на котором он, как мы помним, являлся судьёй, а не обвиняемым. Вся эта психологическая ересь – далеко не истина в последней инстанции, на что нам ясно намекает тот факт, что все «врачи» в этой игре – липовые. Это лишь ещё одно испытание в аду, одно из самых сложных, потому что в нём много правды, но и лжи не меньше.

Подытожим: у нас тут есть устанавливающее правила божество Кончис, Орфей-Эрфе с его музыкой-игрой, Эвридика Алисон, которая собирается вернуться обратно в ад (Австралию) в конце игры, потому что Эрфе нарушил правила. Адом являются и вилла Бурани и, одновременно с этим, сознание героя, которое постепенно начинает путать реальность и вымысел.

Но это был бы не постмодернизм, если бы в романе имелся только один мифологический слой.

Образ Николаса Эрфе

В романе Джона Фаулза «Волхв» присутствует две реальности – в Греции и в Англии. Они отличаются типом всех описаний, будь то описание интерьера, внешности или сервировки стола. В романе детальное, на грани декоративности, описание является приметой иллюзорного мира.

Главным героем романа является Николас Эрфе. Именно от его имени ведется повествование. Николас – выпускник Оксфорда, типичный представитель послевоенной английской интеллигенции. Жизнь главного героя неопределенна. У него нет какой-либо ясной цели. Николас – романтичный одиночка, который ненавидит нынешнее время и скептически относится к своей «английскости». Он бежит от обыденности, предсказуемости на греческий остров Фраксос в поисках острых ощущений, «новой тайны» и воображаемой жизни. Вымышленный, нереальный мир для Николаса Эрфе, увлеченного идеями экзистенциализма, более интересен и ценен, чем реальный мир.

На протяжении года Эрфе живет и работает на острове Фраксос. За это время он начинает осознавать свою бездарность как поэта, понимает бессмысленность своего существования и невозможность реализовать себя. Это едва не приводит его к самоубийству. Но в мае он находит то, что искал – новую тайну и вымышленный мир, которыми для него стали вилла «Бурани» и ее обитатели.

Собственно внешность главного героя нигде не описывается. В романе появляется лишь одна характеристика, когда госпожа де Сейтас ему говорит: «В вас есть нечто, перед чем женщина не может устоять»

Особое внимание стоит обратить на имя главного героя. Здесь абсолютно прозрачна трансформация имени: Эрфе – Орфе – Орфей

Писатель имеет в виду конкретный миф – спуск Орфея за Эвридикой в ад. Благодаря этому становится понятно, что путешествие Николаса Эрфе на Фраксос – это не прихоть героя, это испытание, которое он, как опустошенный «экзистенциалист», должен пройти. Эрфе бежит на Фраксос от женщины и жизни, чтобы там найти ту самую женщину и жизнь.

Характер Николаса подробно раскрывает образ Алисон. Девушка, будучи австралийкой, вызывает у Николаса Эрфе чувство превосходства. Герой примеряет на себя маску империалиста, смотрит на Алисон как что-то мизерное, как на часть своей империи, не способную существовать отдельно. Эрфе является своеобразным коллекционером девушек и получает удовольствие от того, что они оказываются в его сетях, а потом страдают. Алисон вскоре понимает жизненную философию Николаса.

В этом плане образ Эрфе схож с образом Флегга из «Коллекционера». И Николас, и Флегг не способны полюбить, они хотят лишь владеть и повелевать. Но разница между ними все же есть – Флегг не способен понять образ мышления Миранды, Николас же очаровывает девушку и потеряв к ней интерес, обрекает ее – неосознанно – на душевные страдания. Николас, несмотря на все попытки стать духовно развитым, тяготеет к «земным» удовольствиям. Они помогают ему стать более уверенным в себе.

Но именно Алисон стала причиной того, что Эрфе признает свою связь с английским обществом, против стандартов и идеалов которого он всю свою жизнь воевал. Николас понимает, что он – один из множества англичан, которые «рождены с масками и взращены, чтобы лгать». Он пытается избавиться от национальной идентичности, которая разрушает его философию и причисляет к обществу, которое он ненавидит. Для этого Николас уезжает на греческий остров Фраксос. Это единственная возможность избавиться от Алисон и от призрака английского общества. Николас полон романтических иллюзий, представляет Грецию как обиталище богов, готовых кинуться к нему с распростертыми объятиями. По иронии судьбы, Эрфе становится преподавателем английского языка.

Эпилог

Подведём итог. Миф об Орфее и Эвридике заканчивается тем, что герой, против данных ему указаний, оборачивается буквально на пороге ада, смотрит на свою возлюбленную и тем самым теряет её навсегда. Помните, я сказал, что писатель оборвал свою версию мифа раньше? Я соврал. Ну а чего вы хотели от статьи о таком вот романе?

Нет, Эрфе действительно теряет Алисон, она говорит, что вернётся в свой ад-Австралию. Но в отличие от оригинального Орфея, пройдя через пекло, Эрфе возвращается на Землю осмыслившим свою силу богом, и теперь он сам уже создаёт правила (помните, когда ему намекают, что Алисон сперва должна его простить, он вдруг выдаёт, что и ему надо простить её – это симптоматично, и это не следы былой болезни, а симптом его нового «здорового» состояния). Никто не наблюдает, никто не сможет отнять его Эвридику, тут некому творить новые законы природы, кроме него. И он их творит сам, легко и непринуждённо.

Это вторая трактовка финала, которая, конечно, несколько отлична от первой, наиболее предсказуемой: плохой мальчик всё понял, раскаялся и стал достойным и любящим англичанином. Какая из двух трактовок вам больше нравится, та и будет правильной.

Произведение магического реализма

Отзывы о книге «Волхв» Джона Фаулза говорят о том, что читатели с интересом следят за историей тяжелого постижения главным героем своего внутреннего «Я», а также за переоценкой им жизненных ценностей.

Уже в начале романа обнаруживаются некоторые черты, которые свойственны произведению, написанному в жанре магического реализма. Страдания одолевают главного героя еще до того как развернулись трагические для него события. Таким образом, автор поменял местами причину и следствие.

Уже в начале повествования герой говорит о том, что его жизнь прожита под маской другого человека. Именно поэтому он решается на кардинальные перемены, отправляясь из Англии на греческий остров.

Однако все начинает меняться с того момента, когда герой романа попадает на Фраксос. Он теряет ощущение времени, а после становится участником таинственных и мистических событий.

Отзывы о «Волхве» Джона Фаулза критиков поясняют, что роман включает в себя две реальности. Одна из них — обыденная. Она касается повседневной педагогической работы Николаса Эрфе, а также его прогулок по острову. Вторая реальность — мистическая. В ней имеется смешение исторических и мифологических фактов. Присутствие в романе такой двойственности является самым важным признаком литературного направления, называемого магическим реализмом. Главный герой вовлекается в пограничные ситуации в пределах фантастической реальности, что приводит к активизации его сенсорного восприятия действительности.

Те мистические и необъяснимые факты, которые имеют место во время нахождения Николаса на острове, не позволяют ему жить спокойно. Он делает попытки найти им объяснение, начиная при этом понимать, что стал участником некой игры. Апофеозом всего действия становится суд, где герой романа играет роль обвиняемого и обвинителя, палача и жертвы.

Отзывы о «Волхве» Джона Фаулза подтверждают, что в этом романе, как и в других произведениях в жанре мистического реализма, основным мировоззренческим аспектом является поиск смысла и целей человеческого бытия. При этом главный герой ищет иррациональные способы толкования и изображения мира. Кончис в романе занимается «игрой в Бога». Он также ищет смысл бытия, вовлекая в поиски молодого человека. Благодаря этому Николас учится жить и познавать самого себя. Герой проходит многочисленные испытания. После них он готов к реальной жизни.

«Волхв» — сюжет

Действие романа происходит в Англии и Греции в 1950-е годы. Роман наполнен вполне узнаваемыми реалиями времени. Главный герой произведения — Николас Эрфе (от его имени ведётся повествование в традиционной форме английского романа воспитания), выпускник Оксфорда, типичный представитель послевоенной английской интеллигенции. Его жизнь неопределённа и бесцельна, он романтичный одиночка, ненавидящий нынешнее время и скептически относящийся к своей «английскости». В Англии он встречает девушку-австралийку по имени Алисон, работающую стюардессой, заводит с ней роман, но не решается признать, что любит её. Николас Эрфе бежит от обыденности настоящего и предсказуемости своего будущего на далёкий греческий остров Фраксос в поисках «новой тайны», воображаемой жизни, острых ощущений, расставшись с Алисон. Для Эрфе, увлечённого модными в то время идеями экзистенциализма, вымышленный, нереальный мир более ценен и интересен, чем мир, в котором он вынужден пребывать. На протяжении почти года Николас живёт и работает на Фраксосе, и в течение этого времени начинает сознавать свою бездарность как поэта, бессмысленность существования, невозможность реализоваться, что едва не приводит его к самоубийству. Однако же в мае герой наконец находит то, чего он так жаждал — тот самый вымышленный мир и новую тайну, которыми для него становятся вилла «Бурани» и её обитатели. С этого момента он проходит через ряд загадок, тайн, испытаний воли и психики. Переживаемые Эрфе события погружают его всё глубже в атмосферу мифа и тайны, он практически теряет чувство реальности. Незримый кукловод — хозяин виллы Морис Кончис — управляет всеми событиями, заставляя Николаса то сталкиваться с желанной им Лилией-Жюли, то вновь возвращаться в прошлое, где живы чувства к Алисон. Когда же главный герой, наконец, считает, что он определился со своими истинными желаниями, научился отличать настоящее от ложного, сказка обрывается и превращается в ночной кошмар, в котором Кончис доказывает Эрфе всю ошибочность его выводов. В завершение Николас, обновленный и освобожденный от ложного, возвращается в Англию, как и пророчествовал стихами Т.С. Элиота в начале их знакомства Кончис:

Мы будем скитаться мыслью,

И в конце скитаний придем

Туда, откуда мы вышли,

И увидим свой край впервые.

В Англии Николас Эрфе снова встречает Алисон и предлагает ей возобновить их отношения.

Эпилогом произведения Фаулз выбирает латинскую фразу: «cras amet qui numquam amavit quique amavit cras amet», что можно перевести как «И познает любовь не любивший ни разу, и полюбит тот,кто уже отлюбил» или «Завтра познает любовь не любивший ни разу, и тот, кто уже разлюбил, завтра познает любовь.»

Финал остается неопределенным, и сам Фаулз давал разные комментарии по этому поводу, хотя на его ответ могла повлиять и личность спрашивающего.

Персонажи

Главное

  • Николас Урфе — главный герой, 26-летний англичанин, который едет в Грецию преподавать английский и однажды наткнулся на «комнату ожидания»
  • Элисон Келли — недавняя австралийская подруга Николаса, которую он бросает, чтобы уехать в Грецию
  • Морис Кончис — богатый интеллектуал, который играет главную роль в масках
  • Лили Монтгомери / Джули Холмс / Ванесса Максвелл — молодая женщина, которая участвует в масках и в которую влюбляется Николас

Другое

  • Джо — молодой черный цыган, причастный к маскам
  • Мария — горничная Кончиса
  • Деметриадес — коллега-учитель в школе
  • Лили де Сейтас (старшая) — мать Лили
  • Роуз де Сейтас — сестра-близнец Лили
  • Бенджи де Сейтас — младший брат близнецов Сейтас
  • Кемп — незамужняя женщина, снимающая Николасу комнату в Лондоне
  • Джоджо — молодая девушка, которой Николас платит, чтобы сопровождать его

Идея создания

Перед знакомством с сюжетом произведения расскажем немного об истории написания книги. Действие, о котором повествуется в ней, разворачивается на вымышленном острове Фраксос. Этот клочок суши по своему описанию напоминает остров Спеце, находящийся возле Греции, где работал сам автор. В книге много описаний исторических и культурных событий. В ней есть ссылка на миф о древнегреческом певце и музыканте Орфее. Доказательство этому – фамилия главного героя – Эрфе.

В своих рецензиях на роман «Волхв» критики отмечают неоднократные отсылки к мифологии Древней Греции. Это, например, царство Аида, проводник Гермес, а также имя Николас и т.д. Одновременно с этим в произведении Фаулза прослеживается аналогия персонажей его книги с героями «Бури» Шекспира. А вот структура сюжета схожа с романом Чарльза Диккенса «Большие надежды» и с произведением Алена-Фурнье.

Отзывы критиков о «Волхве» Джона Фаулза утверждают, что философской основой романа, как и творчества автора в целом, является сага о сущности самого человеческого бытия, в которой центральное место занимает философия экзистенциализма и психология Юнга.

О чем роман?

Главным героем произведения является Николас Эрфе. О чем книга «Волхв»? Джон Фаулз рассказывает своему читателю о молодом парне, которому в его годы уже наскучила жизнь. Николаса охватил экзистенциальный кризис. Причем состояние молодого человека стало настолько удручающим, что он решил покинуть Англию, бросив любимую девушку Алисон. Эрфе переехал в Грецию и поселился на острове Фраксос. Еще на родине бывший коллега предостерег его от посещения зала ожидания. Однако молодой человек ослушался мудрого совета и попал в совершенно иной для себя мир. Его жизнь на острове состоит из двух частей. Первая из них реальная. В ней Николас преподает, отправляет своей возлюбленной письма и предается воспоминаниям о жизни на родине. Вторая часть жизни находится на границе мистического реализма. Находясь в ней, нельзя верить ни единому, пусть даже красиво сказанному слову.

Отдельное место в книге занимают манипуляции, производимые автором с читателями. Они заставляют переживать и пытаться разгадать тайны, преподносимые Кончисом.

Образ Мориса Кончиса

Образ Мориса Кончиса, хозяина виллы Бурани, выдержан в духе греческого романа. Морис Кончис – мистификатор, лжец, стоит в одном ряду с волшебниками, магами, жрецами античного романа, которые воплощают религиозный хаос эллинизма. Морис Кончис способен «прозреть в слепой судьбе волю богов».

По первоначальному замыслу Фаулза роман должен был называться «Игры в бога». Но писатель передумал. Он понимал прямолинейность этого названия. Образ Кончиса бы тогда утратил колорит противоречивости и превратился в простую и однозначную иллюстрацию к этике французского экзистенциализма. К тому же, рухнул бы и образ Николаса Эрфе. Писатель отмечает, что хотел бы, чтобы Морис Кончис продемонстрировал целый набор личин, которые воплощают представление человека о боге, начиная с мистического и заканчивая научно-популярным; набор ложных понятий о том, чего нет – об абсолютном могуществе и абсолютном знании.

Замечание 1

Кончис в романе Фаулза — это образ всемогущего безумного божества, которое манипулирует людьми.

Образы Кончиса и Эрфе как аллюзия на карты Таро

Тандем Кончис – Эрфе воплощает одну из самых важных связей в истории человечества – связь учителя и ученика

Рассуждая об «учительстве» Мориса, стоит обратить внимание на то, что название романа – это аллюзия на первую карту Таро, на образ волшебника, богоподобного фокусника. Именно этот образ и примеряет на себя Кончис

Он является повелителем стихий, которые зашифрованы в образах четырех мастей младших арканов Таро:

  • Скипетры,
  • Кубки,
  • Мечи,
  • Блюда.

Благодаря им Кончис способен управлять миром. На протяжении всего повествования Морис так часто меняет маски, что остается непонятным, кем же он на самом деле является. Его истории рассыпались в прах при попытке найти подтверждение их правдивости. В итоге он заявляет: «Я тоже актер, Николас, в этом странном новом метатеатре».

Образ Николаса Эрфе тоже является зашифрованным посланием. Он представляет собой ученика, который в дальнейшем станет мастером, Волшебником. Николас неоднократно называет себя дураком. Но он не способен выйти из игры, ему интересно, что будет в конце этой пьесы. Николас и является Дураком, или Шутом – самой загадочной картой старших арканов Таро. Как и Волшебник, Дурак имеет при себе символы четырех стихий, но он не знает, что с ними делать. Костюм Дурака идентичен костюму Волшебника. Отсюда можно сделать вывод, что Волшебник и Дурак – один и тот же человек. Дурак обретает знание и становится Волшебником. Эта идея заложена во взаимоотношениях Кончиса и Николаса . Они – две стороны одной медали, две части одной личности.

Рецензии на книгу «Волхв»

Рейтинг:

61

Мария

11 февраля 2015 | 12:26

«Стонущий журавлиный клин, тишь, насмерть вспоротая кинжальным криком.»

Книга — произведение высшего пилотажа.

Роман столь многослоен, столь многогранен, что каждый читатель остановится на своем.

Чистое приключение смешанное с постоянной рефлексией в равных частях не дает приуныть над 1500стр.

Интрига разыгрывается под греческим солнцем,но как легкий бриз с моря, набирает обороты, жаркий климат подчеркивает накал страстей. Главный герой оказывается вовлеченным в чью-то игру, с первого взгляда легкую и забавную, просто чтобы не заскучать во время летних каникул. Но как определить границы этой игры: где искренние чувства, а где просто импровизация в рамках отрежиссированной пьесы?!

Книга о человеческой натуре в полном разрезе: от глубин плотских мотивов до вершин моральных дилемм и вопросов о счастье, о любви, о верности.

Трудно написать рецензию, не открыв части сюжета, не описав идей, но раскрыть это — значит забрать у будущего читателя часть удовольствия, а может и навязать свои оценку.

Стоит читать.

Полезная рецензия?

4
0

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: