«соловей»

Сюжет и композиция

Экспозиция сказки – описание императорского дворца, сада и основной его изюминки – поющего соловья. Дворец описан с точки зрения обывателя, говорящего, что «в целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского». Ценность дворца и сада обыватель видит в рукотворных невиданных чудесах, искусных творениях человеческих рук: дворец из драгоценного фарфора, «такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться», чудесные цветы, к которым привязаны серебряные колокольчики.

Уже в экспозиции искусственное противопоставлено естественному, творение рук человеческих – природе. Упорядоченный сад переходит в густой лес, а лес – в синее море.

Завязка – решение императора найти доселе неизвестного ему соловья – гордость страны. По закону сказки голос соловья придворные услышали третьим, после коровы и лягушки. Оказавшись во дворце, соловей получает привилегии, каждая из которых означает новую степень несвободы: отдельная комната, прогулки по расписанию и шёлковые ленты в качестве привязи.

Соловей, мужественно выдержавший неволю и лишения, не мешающие петь, не смог только одного – петь с искусственным соловьём, потому что механическое несовместимо с творческим. Творческая личность каждый раз поёт по-новому, не может совпасть с заведённой шарманкой, с которой сравнивается искусственный соловей.

Соловей был изгнан за пределы империи. Искусственный соловей, купавшийся в лучах славы, пропел ровно год, а потом сломался. После починки заводить его можно было только раз в год.

Кульминация случается через 5 лет, когда к умирающему императору приходит смерть. Сидя у него на груди, она говорит о добрых и злых делах императора. Отогнать смерть смог только соловей, узнавший о болезни императора.

Император переживает второе рождение, чтобы жить осознанно. Маленькая птичка становится отрадой для доброго сердца императора, который теперь хочет знать о жизни всех своих подданных: и бедных, и богатых.

Сюжетная линия

История начинается с описания зверофермы, на которой занимаются разведением песцов. Ухаживает за животными женщина по имени Прасковья. Петр Ерофеевич Некрасов, ее начальник, отказывается платить ей премию. Женщина возлагала большие надежды на эти деньги, ведь у нее есть дальняя родственница, которой требуется помощь в воспитании и содержании детей. Когда героиня получила отказ в деньгах, она очень расстроилась.

Из-за этого она ходит целый день в раздумьях и печали, у нее все валится из рук. По этой же причине, уходя домой, она забыла закрыть две клетки, в которых обитают песцы с редкой окраской. В одной сидел зверек по кличке Наполеон, во второй — песец номер сто шестнадцать. Первый имел платиновый окрас, а другой отличался голубой шерстью. Эти животные были эксклюзивными, поэтому их пропажа грозила принести большие убытки ферме.

После того как животные сбежали, Некрасов начинает их поиски. Для начала он привлек всех сотрудников фермы, а затем позвал охотника с собаками. Но, несмотря на усилия, его попытки были безуспешными.

В этот момент Некрасов вспоминает о песце по кличке Маркиз. Однажды этот зверек тоже сбежал с фермы, но, устав от голода и холода, вернулся. Начальник фермы решает отпустить его, чтобы он привел за собой беглецов. После того как Маркиз оказывается на свободе, он с легкостью находит своих собратьев и практически приводит их назад. Но Наполеон не желает снова оказаться в клетке, поэтому вместе со сто шестнадцатым сбега́ет.

Странствие в одиночестве

Когда зверьки перебегали дорогу, их заметил шофер Шамов. Ему удалось схватить сто шестнадцатого и привести на звероферму. Начальник зверинца заплатил мужчине достойное вознаграждение.

Теперь Наполеон бродил в одиночестве, соблюдая безопасность. Совсем скоро он дошел до деревни Ковылкино. Там на него напали местные дворняги, завязалась драка, которую предотвратил плотник Меринов. Он взял Наполеона в руки и отнес домой. Мужчина поместил зверька в будку, где жила собака по кличке Пальма. Она с радостью приняла нового жильца и стала его обнюхивать.

Благородство детей

Сидя на уроке, дочь плотника Вера увидела из окна, как мальчик гуляет со зверьком. Она попросила учителя спасти бедное животное. Преподаватель отобрал у Алеши Наполеона и посадил в клетку живого уголка.

Следующим утром учитель отправился к начальнику зверофермы и сообщил, что песец находится в школе. До того как Некрасов приехал в школу, дети отпустили зверька на свободу, поскольку не хотели, чтобы из него сшили шапку или сделали воротник. Директор фермы был очень зол, он собрал всех детей в классе и провел беседу. Мужчина объяснил, для чего ему нужен этот песец.

Этим же вечером Вера нашла Наполеона, который удобно расположился в будке у собаки Пальмы. Она сразу же сообщила Некрасову, что зверек у нее. Когда директор зверофермы пришел, то был разочарован, поскольку ценный мех животного был испорчен из-за длительных путешествий.

Через некоторое время работники фермы заметили, что клетка Наполеона вновь пустая. Они дружной компанией снова принялись его искать, но это ни к чему не привело.

Автор на страницах книги рассказывает о чувствах и переживаниях животных. Он дает понять своим маленьким читателям, что для любого зверя свобода — это лучшая награда в жизни.

История

Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно — ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

Главные герои

Два главных героя произведения олицетворяют один — абсолютное добро, другой — зло. Илья Муромец бесстрашен и рассудителен. Предупрежденный об опасности, подстерегающей в пути, он не сворачивает с него, а смело вступает в бой с разбойником и побеждает его. Богатырь сам себя назначает защитником русской земли и народа от врагов и ответственно, умело несет свою службу. Образ Ильи Муромца частично списан со сказочных, вымышленных персонажей, но имеет и исторического прототипа — святого Ильи Печерского Чеботка. Многие черты богатыря говорят о его связи с мифическими Перуном и Велесом.

Происхождение образа противника главного героя Соловья-разбойника не совсем ясно. Если рассуждать масштабно, то он заменяет в былине другого известного злодея, обидчика русских людей, змея. Однако можно предположить и то, что это не мифический образ, а обычный разбойник, отличающийся выдающейся силой производить свист.

Есть в произведении еще один герой — князь Владимир. Судя по времени действия, изображен Владимир Красно Солнышко. Князь показан вздорным и не очень разумным человеком. Он внезапно гневается при подозрении на то, что в словах Ильи Муромца может быть насмешка над ним, просит разбойника посвистеть, хотя наслышан о разрушительной силе его свиста. Образ князя описан в традиционном для народного эпоса насмешливой тональности описания царей.

Характеристика текста

Ю. Коваль — уникальный писатель, который создавал детские произведения. Его литературный язык настолько богат, что при прочтении даже не чувствуется, что это детская литература. Если читать «Недопесок» Коваля, то может возникнуть вопрос, смогут ли дети оценить литературное мастерство автора. Благодаря искренности писателя его литературные сочинения выглядят реалистично и нравятся подрастающему поколению.

«Недопесок» — это повесть о красивом песце, которая может научить ребенка видеть не только сюжет, но и скрытый замысел автора. Кроме этого, произведения Коваля имеют легкий юмор и иронию. Рассказ о животном учит младшее поколение сопереживать и чувствовать проблемы других.

Главный герой повести — песец, который выведен человеком ради превосходного меха. Но у животного присутствует желание попасть на свободу. Поставив себя на место этого несчастного зверька, читатель может ощутить его стремление обрести волю. Ковалю удалось по максимуму передать все чувства главного персонажа.

Удивляет то, как автор преподнес упорство маленького животного. Несмотря на свое происхождение, он очень смелый и стремится к своей цели. Его упорство бежать в никуда поражает и вдохновляет. После ознакомления с повестью детям есть о чем задуматься.

Популярные сегодня пересказы

  • Ночь — краткое содержание рассказа Казакова По жанровой направленности произведение представляет собой лирический рассказ, основной темой которого является внимательное отношение к окружающим людям.
  • Чук и Гек — краткое содержание рассказа Гайдара Рассказ был впервые опубликован в 1939 году в журнале «Красная новь» под заголовком «Телеграмма». Главные герои произведения – дети, братья Чук и Гек. Чук старше Гека на один год
  • Вишнёвый сад — краткое содержание пьесы Чехова Главная героиня пьесы Раневская Любовь Андреевна, возвращается в Россию после 5 лет отсутствия за границей. Эта средних лет женщина уезжала из поместья из-за трагической гибели своего сына. Но, кроме него, у нее есть семнадцатилетняя дочь Анна.
  • Чевенгур — краткое содержание романа Платонова Голодные периоды времени возникали через каждые пять лет, что заставляло проживающих людей в глухих небольших крестьянских селениях перебираться в крупные и небольшие городки

Основной конфликт

Анализ басни «Осел и Соловей» в 6 классе следует начать с определения темы и основной мысли. Автор описывает встречу двух персонажей, за образами животных угадываются человеческие типажи. Соловей — это творческая личность, наделенная талантом, умением радовать публику, дарить ей эстетическое наслаждение.

Осел — невежественный и неблагодарный критик, неспособный к восприятию прекрасного. Своими грубыми комментариями и сравнением с бездарным, но громкоголосым Петухом он наносит музыканту оскорбление, больно ранит его.

Такими были многие современники Крылова. Неспособные понять художественное произведение, они начинают ругать его создателя, поучать. От подобных критиков стоит держаться подальше, их оценка — субъективная и несправедливая попытка подчеркнуть собственную значимость. Соловей — это образ не только музыканта, но любого деятеля искусства, деяния которого не были по достоинству оценены современниками.

Смысл текста в том, что даже самое выдающееся произведение неизбежно будет осуждаться только из-за того, что публика в силу своей ограниченности и узколобости не сможет по достоинству оценить его и понять.

Герои сказки

Соловей – воплощение творца. Он весь – естественность и вольнолюбие. Недаром он избирает себе жилище на границе двух стихий, моря и леса. Придворных поражает невзрачность соловья: «Самая простая наружность». Первый приближённый сравнивает голос соловья со стеклянными колокольчиками (впрочем, придворный бонза сравнивает с колокольчиками голос лягушки).

Соловей знает о важности своего искусства и его целительной иле, но не требует наград, кроме слёз тех, для кого оно предназначено. Единственное условие творчества – свобода. Искусственный соловей – дар японского императора, который, в японской традиции, уничижает себя утверждением о превосходств китайского живого соловья над мастерски сделанной копией

У искусственного соловья масса достоинств. Он поёт одну из мелодий настоящего соловья, причём по методе придворного капельмейстера, он куда красивее настоящего соловья, он предсказуем, а поэтому удобен, его мелодию можно выучить

Искусственный соловей – дар японского императора, который, в японской традиции, уничижает себя утверждением о превосходств китайского живого соловья над мастерски сделанной копией. У искусственного соловья масса достоинств. Он поёт одну из мелодий настоящего соловья, причём по методе придворного капельмейстера, он куда красивее настоящего соловья, он предсказуем, а поэтому удобен, его мелодию можно выучить.

Китайский император, с одной стороны, — образ правителя, который очень далек от народа. С другой – собирательный образ не слишком умного, занятого собственной личностью и считающего себя центром вселенной обывателя.

Император – настоящий сказочный правитель. Он сидит на золотом троне и кивает головой (овеществлённая метафора китайского болванчика). Императора выводит из душевного равновесия (как сказали бы сегодня – из зоны комфорта) тот факт, что весь свет знает о соловье – главной достопримечательности китайского государства, а император не знает.

Тема и проблематика

Тема сказки – истинное и ложное искусство, роль истинного творца и искусства в жизни человека и целой страны. Важная проблема сказки – необходимость свободного творческого выражения. Соловей предостерегает, что его пение лучше всего слушать в зелёном лесу, то есть произведение искусства требует определённых рамок. Другая важная проблема – награда творца. Соловей отказывается от награды императора – золотой туфли на шею. Для творца такая награда безумна, она стала бы тяжестью невыносимой. Награда для соловья – слёзы императора: «Слёзы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Ещё один вопрос, важный для романтического направления – должно ли быть искусство понятно народу и признано им. И придворные, и народ довольны искусственным соловьём. Капельмейстер уверяет, что птица выше настоящей даже по внутренним достоинствам, потому что можно исследовать это искусство, «разобрать его». Народ же доволен так, будто вдоволь напился чаю, а своё понимание искусства выражает восклицанием «О!»

Ещё одна проблема, не связанная непосредственно творчеством – проблема осознанности жизни. Император проживает свою жизнь бездумно, как во сне. Только перед смертью он осознаёт, что истинное спасение в живом искусстве. Так же бездумно живут все подданные императора, занятые механическими делами, синхронно кивающие головами. Даже смерть в этой сказке ведёт себя механически, бездумно кивая головой, «как китаец».

Автобиографичность текста

То, что описанная тематика важна для писателя, доказывает тот факт, что сказка-басня была написана им сразу после произошедшего в жизни реального события. Оно настолько впечатлило Крылова, что он за один вечер излил на бумаге свою обиду в лучшей форме, на которую был способен, — в стихотворном произведении.

На светском приеме Крылов, который был знаменит прежде всего как переводчик произведений Лафонтена, прочитал вслух несколько своих текстов. Он сделал это мастерски, публика пришла в восторг. Однако один из присутствующих не сдержался и позволил себе критику Крылова, сравнив его с еще одним баснописцем тех лет, Дмитриевым, популярным, но не столь талантливым. Автора настолько задела эта критика, что, вернувшись домой, он написал текст, полный ярости и желчи. В этом и заключается описание автобиографической первоосновы произведения.

Басня написана Крыловым на тему, которая волновала ему. Суть произведения и его совет талантливым людям — не стоит обращать внимания на критику бездарностей. Крылов сам столкнулся с этой проблемой и прекрасно понимал, каково негативное влияние критики от неучей. Они лишают одаренных мастеров веры в себя, приводят к тому, что выдающиеся произведения искусства начинают оцениваться не с позиции художественных достоинств, а с точки зрения понятности и доступности.

«Соловей» — читательский дневник по сказке Андерсена

Сказка «Соловей» написана известным сказочником Гансом Андерсеном в 1843 году.

Описание книги для читательского дневника

Ханс Христиан АндерсенНазвание произведения: СоловейЖанр: сказкаГод написания: 1843Издательство: МахаонГод издания: 2007

Главные герои и их краткая характеристика

Соловей, маленькая, свободолюбивая птичка, обладающая волшебной красоты голосом. Ценил только искренность. Император, любил все красивое, но не понимал, что живой соловей лучше искусственного Смерть, на первый взгляд жестокая, но оказалась сентиментальной, услышав пение соловья

Краткое содержание и сюжет

В далеком Китае возле императорского дворца стоял чудесный сад, в котором росли волшебные колокольчики. Сад был очень большим и даже садовник не знал где его конец. А за садом в лесу жил соловей. И все иностранцы, которые приходили в сад удивлялись красоте голоса соловья.

Они возвращались домой и писали книги о Китае, в которых говорили, что самое лучшее, что там есть — это соловей. Однажды император прочитал одну книгу и удивился, ведь он никогда не слышал про соловья. Он приказал министру доставить ему соловья, чтобы послушать его пение.

Министр и придворные оббегали весь дворец, но никто не слышал про соловья. И только маленькая девочка на кухне сказала, что знает, где живет соловей.

Она повела придворных в лес, и те принимали за соловьиное пение мычание коров и кваканье лягушек. Но вот они услышали пение соловья и были поражены. Они пригласили соловья во дворец, спеть императору, и соловей согласился. Он спел императору и тот был поражен, он даже заплакал, и соловей сказал, что эти слезы для него лучшая награда. Соловей стал жить во дворце и придворные следили, чтобы он не улетел. И весь народ полюбил соловья.

Но однажды из Японии привезли искусственного соловья, который пел только одну песню. Настоящий соловей улетел, но никто этому не опечалился. Все во дворце полюбили искусственного соловья.Но вскоре искусственный соловей сломался.Часовщик починил его, но теперь соловья разрешали заводить только раз в год.

Прошло 5 лет и император заболел. Все считали, что он умер, а он просто лежал холодный и больной на своем ложе. Император увидел смерть и свои дела — злые и добрые. Он умолял искусственного соловья спеть ему, но того надо было завести. И тут прилетел настоящий соловей. Он спел свою песню и смерть отступила.

Соловей пообещал, что будет прилетать к императору и петь ему свои песни, ведь он видел слезы на глазах императора. А император выздоровел и приветствовал ошеломленных придворных.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В лесу за императорским садом жил соловей, чьим пением восхищались все иностранные гости и писали о нем в своих книгах. Император читает книгу и приказывает доставить во дворец соловья. В поисках соловья помогает маленькая девочка и придворные поражены голосом соловья. Соловей дает концерт перед императором и император плачет. Искусственный соловей заменяет настоящего, но скоро ломается. Император болен, но возвращается соловей и прогоняет смерть.

План пересказа

  • Прекрасный сад возле дворца
  • Книги о соловье
  • Поиски соловья во дворце
  • Маленькая девочка на кухне
  • Придворные в лесу
  • Соловей дает концерт во дворце
  • Соловей живет во дворце
  • Искусственный соловей из Японии
  • Побег соловья
  • Поломка искусственного соловья
  • Болезнь императора
  • Смерть и злые дела
  • Возвращение соловья
  • Обещание императора

Чему учит

Сказка эта учит нас любить и ценить красоту природы, учит понимать прекрасное, учит тому, что никогда никакая совершенная машина, сделанная руками человека, не заменит произведения природы. Учит эта сказка и благодарности.

Эта сказка мне очень понравилась. В ней рассказывается о торжестве настоящего соловья, пение которого всегда было разным, над механической игрушкой, которая могла петь только одну мелодию, и которая могла сломаться. Император Китая понял свою ошибку, он мог испытывать искренние чувства и потому соловей простил его и помог, ему когда тот заболел. Это очень красивая сказочная история.

Вывод и мое мнение

Люди часто обманываются, гонятся за внешним блеском и мишурой, не думая о том, что настоящая красота в поступках и делах. Так и настоящий соловей имел неброское оперение, но благодарное сердце и умел дружить и ценить отношение к себе.

Художественное своеобразие

В основе сказки – романтическое иносказание. Андерсен переносит действие сказки в экзотическую страну со странными жителями, но умный читатель понимает, что общество в сказочном Китае такое же, как и в Дании: есть богатые и бедные, с таким же пренебрежением относятся к людям искусства и так же их не понимают.

Носителями истины в сказке оказываются простые люди. Они естественны, поэтому от природы знают, что хорошо и что плохо. В отличие от обывателя, ценящего искусственную красоту, они считают, что соловей – это хорошо и лучше всего.

Как и многие сказки Андерсена, «Соловей» предназначен одновременно и детям, и взрослым.

Поэтому прописные истины, предназначенные для детей, воспринимается взрослыми иронично: «В Китае и сам император, и все его подданные – китайцы».Для позднего романтизма вообще характерна ирония и самоирония, которая нравится в сказке взрослым и почти недоступна детям. Так деятельность первого приближённого представлена как беготня по лестницам дворца. Этим же начинают заниматься все приближённые, испугавшись наказания. Наградой же является разрешение посмотреть, как кушает император.

Андерсен высмеивает обывателей, подражающих модному придворному соловью, дам булькающих в горле водой, лавочников, называющих своих безголосых детей в честь соловья, обывателей, говорящих только о соловье. Но самому злому осмеянию подвергаются способы общения правителя и творца. Очевидно, Андерсен и сам настрадался от «наград» власти. Соловей содержится в замке в тюрьме, которую должен воспринимать как заботу, так что рассказчик даже восклицает: «Большое удовольствие!» Отдельная комната, золотой шест, двенадцать слуг и каждый держит за привязанную к лапке шёлковую ленточку и разрешение гулять два раза днём и один раз ночью – вот придворная жизнь певца.

В сказке Андерсен высказывает свои сокровенные мысли о собственном предназначении, искренне считая, что роль творца – влиять на императора, свободно рассказывая ему истину о стране и её жителях.

  • «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • «Русалочка», анализ сказки Андерсена

  • «Снежная королева», анализ сказки Андерсена

  • Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография

  • «Огниво», анализ сказки Андерсена

  • «Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена

  • «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • «Снеговик», анализ сказки Андерсена

  • «Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена

  • «Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена

  • «Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена

  • «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан

Сюжет

В тенистом лесу жил неказистый соловей, он пел так, что заставлял всех забывать о своих горестях. Даже император, услышав его волшебное пение, не смог сдержать слез. Соловья стали называть придворным певцом и другом владыки. Но однажды император соседней страны прислал в подарок золотого соловья, усыпанного бриллиантами. Все придворные и сам повелитель восхищались ти, эту игрушку положили на вышитую подушку в покоях императора. А лесная птичка упорхнула в свой лес.

Чтобы дорогой подарок не сломался, было приказано заводить его не чаще одного раза в год.

Вскоре император серьезно занемог, все придворные оставили его, а немая птичка лежала молча на подушке, ведь некому было повернуть ключик. К владыке пришла страшная смерть, он молил ее о пощаде, но она только смеялась и пугала его.

В этот момент прилетел лесной соловей и запел свои чудесные песни. И под эти песни Смерть отдала птице все атрибуты своей профессии и, в конце концов, удалилась плача. Соловей же сказал, что будет вновь прилетать к императору, но пусть это останется их тайной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: