Былина «садко»

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Не звали однажды Садко на пиры два дня. На третий день он соскучился, пошел к Ильмень-озеру, стал играть на гуслях, играл до вечера. Вдруг по озеру пошли сильные волны, стало страшно гусляру, и ушёл он с берега.

На другой день не зовут на пиры опять, не зовут и на следующий, а на третий Садко снова соскучился и пошёл к озеру играть на гуслях. Вечером снова взволновалось озеро, и Садко ушёл с берега.

Снова не зовут его на пир два дня, на третий пошёл он к озеру. Когда вечером волны расходились, продолжил Садко на гуслях играть.

Вышел из озера царь водяной и сказал гусляру, что развеселил он гостей на царском пиру. За это решил царь наградить гусляра. Велел он ему ступать в Новгород и сказал, что завтра позовут его на пир. Гости будут похваляться богатством, конями, силой молодецкой, а гусляру царь велел сказать им, что в Ильмень-озере есть рыба-золотые перья. Будут купцы говорить, что нет такой рыбы и ставить в заклад лавки свои с товарами, а Садко пусть ставит свою буйную голову.

Пусть закинут три сети в Ильмень-озеро, и в каждую царь водяной обещал бросить по рыбине-золотые перья.

Так всё и случилось, и стал Садко богатым купцом. Торговля пошла у него хорошая, женился гусляр, выстроил себе белокаменные палаты.

Созвал он множество народу на великий пир и стал там похваляться, что может скупить все товары новгородские и нечем будет купцам торговать. Ударились гости с ним об заклад в 30 тысяч, чтоб он выкупил все товары в Новгороде.

Скупал молодой купец два дня все товары новгородские, на третий день привезли в Новгород товары московские. Садко призадумался: если сегодня привезли московские товары, завтра привезут заморские. Понял он, что не сможет скупить товары со всего света, и отдал залог в 30 тысяч.

Потом построил 30 кораблей, погрузил на них товары новгородские. Повёл купец молодой корабли по озёрам и реке в сине море.

Выгодно продал он за морем товары, погрузил на корабли бочки с золотом, серебром, жемчугом и направился домой.

Но разыгрался шторм, ветер рвал паруса, ломал корабли. Понял Садко, что требует Морской царь дань, и велел своим дружинникам бросить в сине море бочку с золотом. Но не успокоилась буря. Кинули в море бочку с серебром, затем пришлось кинуть и бочку с жемчугом — не успокоились разбушевавшиеся волны.

Сказал Садко, что, видно, требует Морской царь в виде дани отдать ему человека. Чтобы узнать, кому идти к Морскому царю, велел купец дружинникам написать на дощечках имена свои, и написал на одной имя своё. Кинули их в море, и дощечка купца пошла на дно. Перешёл он на доску дубовую, понесло его на ней по морю. А корабли побежали дальше.

Заснул Садко на дубовой доске и проснулся на дне морском. Зашёл он в палаты белокаменные и увидел там Морского царя.

Попросил царь его поиграть в гусли яровчатые. Заиграл гусляр, и царь пустился в пляс. Разыгралось море синее, стали тонуть в нём корабли. Гибнут люди добрые, православные и молят Миколу Можайского, чтобы вынес их из моря.

Появился перед гусляром седой старичок и сказал, чтобы перестал он играть в гусли. Тот ответил, что заставляет его это делать царь Морской.

Посоветовал тогда старичок гусляру порвать струны и сказать царю, что нет у него струн. А когда царь морской предложит жениться на красной девице, пусть Садко выберет из множества девиц ту, которая последней идёт. Зовут ту девицу Чернавою. Посоветовал Никола купцу молодому взять её замуж, но ни обнимать, ни целовать её. Тогда проснётся Садко на крутом берегу в Новгороде.

Велел старичок, чтобы потом купец построил церковь Миколы Можайского. Сказав, что он и есть Микола Можайский, исчез седой старичок.

Всё сделал купец молодой, как посоветовал ему старик. Наутро после свадебного пира проснулся он на крутом берегу речки Чернавы и увидел, что по Волхову-озеру плывут его корабли.

Увидели дружинники с кораблей купца, удивились и обрадовались. Приплыли они с ним в Новгород. Поздоровался Садко со своей молодой женой, которая верно ждала его из плаванья.

На свою золотую казну построил купец молодой церковь Николы Можайского да церковь Пресвятой богородицы. Стал молиться Богу Садко, просил простить ему грехи. С той поры он больше не путешествовал, а жил-поживал в своём городе.

Рассуждение

Мне нравится былинный персонаж Садко. В нём сочетаются все качества простых людей. Он умеет играть на струнном инструменте – гуслях. За счёт своих способностей к музыке зарабатывает себе на хлеб. И даже, если его не зовут просто идёт к морю и играет. Своей простотой и приятной мелодией понравился морскому Царю и получил секретный способ обогащения. Но, как все люди, достигнув максимальной прибыли забывает, что нужно возвратить долг. И не спрашивает, как отблагодарить за помощь и огромное богатство. В итоге отдаёт свою жизнь и прыгает в море, и остаётся жить в морских глубинах.

Перед тем, как покинуть мир он пишет завещание. Всех вспоминает с кем служил, жил и работал. В морском царстве тешит Царя. Его мелодия вызывает сильные штормы и уходят ко дну все проплывающие судна. Перед ним предстаёт старец и просит испортить инструмент, порвать струны. Что наш герой и делает. Также он выполняет советы старика и выбирает с чёрными кудрями девицу. Она помогает ему вернуться. И он исполняет просьбу старца возводит храм в честь Можайского Николы (защитника мореходов). Очень нравится, что Садко не предал друзей, семью и уважает старших, религиозный, не спорит со старшими, применяет советы. Даже, попав в беду делает всё по совести, слушает пожилых людей, не спорит с Царём. Заботится о близких. Богатство не изменило доброе сердце и чистую душу. Делает добрые поступки. У него большая сила воли, уступчивый характер. Он не жаден, как понимает, что Морской Царь хочет принесение даров, то кидает мешки с монетами. Это не помогает ион отдаёт свою жизнь.

В Новгородской волости развивается торговля, на кораблях перевозят товары купцы. Поэтому Морской Властелин открывает возможность получения доходов и возможность иметь дружину, корабли, средства для обмена на товар. И используя совет Царя, не жалея головы, получает доход и возможность скупать множество диковинных вещей, посещать пиры, приглашать гостей. Он не наживается за счёт бедных людей, всё достаётся в результате труда, сноровки, смекалки. Ему принадлежит главная роль в былине. Однако, его образ и поведение отличается от богатырей. Он поддался соблазну и стал увеличивать свой капитал, после пришёл к покаянию всё оставил родным, знакомым, своей дружине, а сам опустился на дно морское, что вернуть долг. Читая произведение, удивляюсь тому, что он всегда «выходит из воды сухим», ему везёт, возвращается в семью живым и невредимым человеком. Все, кто его окружают находятся в достатке, он даёт людям работу и щедро награждает их. То есть, ни жадный, ни хвастун, старается выполнять обещания. Осознав, что не всё он может купить признаёт свои ошибки.

Происхождение и варианты текста

Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным

Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.

Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.

Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».

Он же усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.

К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.

Опера Римского-Корсакова

Былина «Садко» многократно печаталась и издавалась. Иллюстрации к ней рисовали известные художники. Образ гусляра, побывавшего в гостях у морского царя, вдохновил композитора Римского-Корсакова. По мотивам легенды автор написал оперу «Садко».

Сюжет музыкального произведения основан на различных вариантах сказания. Речи и песни героев взяты из народного эпоса, в них сохранен былинный стих вместе с особенностями старинного языка. Сказания о Волхве Всеславиче и Соловье Будимировиче принадлежат народному эпосу. Также примечателен цикл песен иноземных гостей:

  • варяжского;
  • веденецкого (венецианца);
  • индийского.

В былине, похожей на сказку для детей, отражен историко-гражданский облик гусляра, победившего богатых купцов и преодолевшего соблазны жизни у морского царя. Слава родного Новгорода — вот главное для Садко, патриота и христианина.

Темы

Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.

Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.

Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.

Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.

Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.

“Садко”

Былина “Садко” Жанр: былина новгородского цикла

Главные герои былины “Садко” и их характеристика

Садко. В начале простой бедный гусляр, очень большой мастер. Когда разбогател и стал купцом стал заносчивым и хвастливым. Но побывав у морского царя вновь стал добрым и богобоязненным.
Морской царь. Существо фантастическое. Любитель музыки и танцев.
Микола Можайский, православный святой заступник.

План пересказа былины “Садко”

Садко на берегу озера
Садко ловит рыбу с золотыми перьями
Садко богат
Садко покупает новгородский товар
Садко проигрывает спор
Садко снаряжает корабли
Садко бросает жребий
Садко играет для морского царя
Садко выбирает девушку
Садко возвращается в Новгород и стоит церковь

Кратчайшее содержание былины “Садко” для читательского дневника в 6 предложений

Новгородский гусляр Садко был беден, зато очень хорошо играл на гуслях.
В благодарность за его музыку морской царь дал ему поймать рыбу с золотыми перьями и Садко стал богат
Садко хотел выкупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать
Садко снарядил корабли и они остановились в море
Садко отправился к морскому царю и играл для него на гуслях
Садко выбрал себе невесту Чернаву и вернулся в Новгород на берег реки Чернава, где он построил церковь

Главная мысль былины “Садко” Богатство может испортить характер человека, но настоящий богатырь поймет свои ошибки.

Чему учит былина “Садко”

Эта былина учит тому, что музыка – это великая сила и все на свете оказывается ей подвластно. Учит она не зазнаваться, чего-то достигнув, а оставаться простым человеком. Учит, что золото не может купить всего на свете. Учит любить свою жену и хранить ей верность. Учит быть благодарным к тем, кто нам помогает.

Отзыв на былину “Садко”

Это очень интересная и увлекательная былина, герой которой вроде бы и не является сказочным богатырем. Это просто гусляр, потом купец Садко.

Но он попадает в такие интересные и сказочные приключения, которые случаются только с настоящими богатырями. И только настоящий богатырь оказывается способным вернуться живым со дна моря.

Мне понравилась эта былина и я с удовольствием рекомендую ее прочитать каждому

Пословицы к былине “Садко”

Пошел он на берег Ильмень-озера и стал там играть. Вода на озере взволновалась и Садко испугался и ушел. Еще раз ходил Садко на озеро и снова вода волновалась. А на третий раз появился Морской царь и сказал Садко, что поможет ему выловить из озере рыбу с золотыми перьями. Пошел тогда Садко в Новгород и поспорил с купцами, что поймает рыбу с золотыми перьями.

Садко свою голову закладывал, три купца по три лавки товару каждый. И пошел с ними Садко на Ильмень-озеро, закинул невод шелковый и вытащил рыбу с красными перьями, да не одну, а сразу три. Разбогател Садко, сам стал пиры устраивать. Палаты себе построил чудесные. На его пирах сидят новгородцы богатые, хвастают кто чем, один Садко молчит.

Вот спросили его, а чем он похвастать может. Объявил тут Садко, что на свою казну сможет все товары в Новгороде выкупить. Поспорили на тридцать тысяч. Пошел Садко в гостиный ряд, все товары выкупил. На следующий день товаров еще больше навезли. Снова пошел Садко, и эти товары выкупил. На третий день еще больше товару в Новгороде.

Но не сдвинулись корабли с места. Бросили бочку золота – стоят корабли, не шелохнутся. Понял Садко, что морской царь живого человека требует и решили жребий тянуть. Дружина бросила простые дощечки, Садко – золотом украшенную. Потонула дощечка Садко. Предложил Садко переиграть жребий. Бросила дружина дощечки золоченые, а Садко простую.

Но все равно его дощечка утонула. Делать нечего, отписал имения свои, взял гусли, и на доску в море лег. Уплыли корабли. А Садко на доске заснул, а проснулся уже у морского царя во владениях. Зашел Садко в палаты белокаменные, увидел его морской царь, сыграть на гуслях попросил. Стал Садко играть, а морской царь развеселился, в пляс пустился.

На море шторм поднялся, гибли люди тысячами. Начал народ молиться Миколе Можайскому. Играет Садко, вдруг его кто-то за плечо трогает. Смотрит – Микола Можайский, просит играть перестать. Ответил Садко, что не по воле своей играет, а Микола подсказал ему струны порвать, да шпенечки выломать.

Тут и его корабли появились. Встретил Садко корабли, к жене пошел, поцеловал супругу. А потом товар выгрузил, да церковь Миколе Можайскому построил.

Рисунки и иллюстрации к былине “Садко”

Дальнее путешествие и шторм

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

Своеобразие

Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.

Христианство и язычество

В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.

Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.

Историческое и сказочное

Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок

Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах

Очень краткий пересказ русской народной былины «Садко»

Жил в Новгороде Садко-гусляр, днями напролёт герой выступал на званых пирах. Перестали его звать на праздники, стало Садко скучно, и тогда пошёл он к озеру поиграть на гуслях. Его музыка пришлась по нраву Морскому правителю, и захотел тот наградить музыканта за его чудесную песню.

Царь советует Садко заключить пари с купцами, что в Ильмень-озере обитает редкая рыба. Последовав совету, герой выигрывает спор и становиться одним из богатейших купцов.

На одном из пиршеств герой опять спорит с торговцами, но проигрывает. После пари, на последние деньги покупает корабли и отправляется по морю торговать. Он распродает товары, купленные в Новгороде, заграницей.

По возвращении в город на море разразился шторм, и, чтобы предотвратить катастрофу, моряки кидают жребий, кому принести себя в качестве дани Морскому царю.

Жребий дважды выбирает Садко, и, купец, оказываясь в подводном мире, веселит царя своей игрой на гуслях. Долго Садко играл, а царь всё не унимается, всё пляшет, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Люди на суше стали молиться Миколе Можайскому. Отозвавшись на мольбы людей, святой старец предстаёт перед купцом и даёт ему совет, как прекратить буйство в море и вернуться домой живым.

Выполнив указания старца, Садко оказывается в родном городе. Он возводит церковь Миколе Можайскому и перестаёт плавать по морю.

Место и время действия

Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании

Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.

Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.

Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.

Происхождение и варианты текста

Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным

Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.

Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.

Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».

Он же усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.

К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чтение - всему голова
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: